ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IX. Protectores; Initiatio; Prudentia; Lux Occultata или Lux in Occulto; Отшельник (l' Ermite); Наука Победителя; Иероглиф.

   

Lux Occultata или Lux in Occulto

СБОРНИК 09_4

 
     
 

lūcubrum, ī n слабый свет, огонёк Is. [B.32]

 

I cālīgo, inis f 1) густой туман, испарения, мгла (nox obruit caligine terras Lcr): humĭda с exhalatur a terrā PM влажные испарения поднимаются с земли; discussā caligine QC когда туман рассеялся; vidēre (cernĕre) res quasi per caliginem С видеть вещи словно в тумане; ab oculis caliginem dispellĕre С рассеять туман перед глазами (сорвать пелену с глаз); altitudo oculis caliginem offundit L от высоты темнеет в глазах (те. кружится голова); 2) тьма, темнота, мрак (с. obscūra С; caeca V): alicui magnitudine suā inducer caliginem VP затмить кого-либо своим величием; с. mentis Ctl помрачение ума; 3) мрачные времена, бедственное положение (с. illorum temporum С; с. rei publicae C). [B.32]

 

chaos (acc. chaos, abl. chao) n (греч.) 1) хаос, бесконечное пустое пространство, первичная тьма, тж. бесформенная первичная материя, из которой образовался мир О, V etc.: a chao V с сотворения мира; 2) преисподняя, царство тьмы О, Ph.; глубокий мрак (ch. Cimmerium St). [B.32]

 
 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…имя Амон – это новое имя Бога. Это имя Бога, появившееся, видимо, только при V династии, его не было раньше. Если имена, Ра, Атум, Птах – это имена доисторические, дописьменные, то Амон – это имя новое, и оно связано, оно появляется в Текстах Пирамид впервые. Причём так употребляется в Текстах Пирамид, что можно подумать, что оно даже ещё не несёт в себе особое имя. Но всё же, скорее всего, уже несёт. Это Пепи Первый, это VI династия.

Амон – это «сокрытый». Это слово специально составленное: «мен» (mn) – «видимый», «а» (как и у нас) – это отрицательная частица. «Не-видимый», «Не-зримый».

С Первого переходного периода появляются личные имена с именем Амон. До этого их нет, мы не знаем ни единого. В Переходный период к уже Амону обращаются очень часто. Есть Туринская стела «Умиротворение Амона», когда царь приносит жертву Амону. Амона часто начинают именовать Имен-ренеф – «Тот чьё имя сокрыто» («ренеф» – «имя»). Его, кстати, в отличие от Птаха, постоянно соединяют с именем Ра, с именем Атум: Амон-Ра, Ра-Амон, Амон-Ра-Гор-Ахти, это самые распространённые соединения имён божественных в Египте.

…по всей видимости, в эпоху деградации.

…о Первом Переходном периоде: в этот момент люди поняли, что царственность не выполнила свою задачу. И подняли руку не только на царя («Речение Ипувера»), но и на царские останки – в ненависти, что цари обманули. И очень легко (нам ли, русским людям, сомневаться в этом) ненависть к царям переходит на ненависть к Богу, от имени которого говорят цари. И вот чтобы этого не произошло, в конце V династии, при VI династии (последней династией Древнего Царства), к «овеществляемым», к «вещественным» именам Бога (таким как Ра, таким как «не-существующий» Атум), добавляется приставка «Амон» – «Незримый». Ра-Амон или Амон-Ра – «Незримое Солнце». Не «Солнце-Бог», а Солнце только символ Бога. «Солнце незримого, царь богов» – «Амон-Ра несу нечеру» – обычное выражение для египтян Среднего Царства». [P.125.254]

 

 
     
 

Святой Иоанн Кронштадтский говорил: «Если бы люди видели, кто их окружает, многие бы сошли с ума».

Андрей КУРАЕВ, профессор Московской духовной академии: «Милость Божия – то, что Господь нас немножко ослепил. То, что мы не видим, кто рядом живёт с нами».

Влаиль КАЗНАЧЕЕВ, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, директор института клинической и экспериментальной медицины: «Я думаю, что в целом религиозные тенденции исторически, они не просто связаны с каким-то сугубо идеалистическим, как говорят, принципом, они материалистичны. Но они материалистично отражают внутренние человеческие интеллектуальные свойства, которые не может понять, но он их оформляет в виде тех или иных религиозных догм. Поэтому, если возьмёте вы Евангелие, и Талмуд, и Библию, и так далее, вы найдёте там много достоверного».

«Математически доказано, что за пределами физического мира существует ещё более сложно организованный волновой мир». Академик Ф. А. Шипунов

«То, что в одном веке считают мистикой, в другом становится научным знанием» Теофраст Парацельс

«Наука вошла в ту фазу, когда она подтверждает, прямо или косвенно, ряд положений религии». Академик Наталья Бехтерева [T.2.XXIII]

 

Отражает ли наличие у ангелов крыльев наше желание летать? Второй наиболее часто изображающийся атрибут – нимб, – Венец Света, означающий святость. Ещё одна удобная возможность для художников привлечь внимание к божественности ангелов и показать их отличие от людей. В Библии говорится, что ангелы были созданы тогда, когда был создан Свет, – на Заре Сотворения Мира.

Они по-прежнему популярны. Наше восхищение ими не убывает. Они вдохновляют представителей сегодняшней популярной культуры, писателей и кинематографистов на создание бестселлеров и блокбастеров. Кто такой Супермен, как не ангел в красном (синем) плаще, посланный на Землю, чтобы защитить нас – современный Михаил. Ангелы сами стали своего рода религией, их почитают, им поклоняются.

Prof. Gareth Lloyd Jones, Bangor University: «Материальный мир не дал нам всего, что нам нужно. Мирская эпоха не была слишком успешной, люди ищут что-то другое. Мы находим это в духовности нового века. Не обязательно в христианской духовности, но в духовности. Это имеет отношение к невидимому, речь идёт о вере в невидимое».

Leslie Jones, Art Historian: «Они часть нашего наследия, часть нашей мифологии, часть нашей традиции. Это символы: в них видели защитников, хранителей памяти, стражей. Кто-то полагает, что они всегда находятся рядом с нами». [T.13.XLVIII]

 

 
     
 

За Кетер находится несказанный покой и пустота Божества, о которых человек не может ни знать, ни сказать. Перед Кетер располагается окружающий нас мир, мир явлений.

Человеческому разуму, не знающему иного способа существования кроме формально-деятельного, невероятно сложно создать удовлетворительную и адекватную концепцию совершенно бесформенного состояния пассивности, которое, тем не менее, весьма отличается от небытия. Однако нужно попытаться её создать, если мы хотим постичь первооснову космической философии. Нельзя смотреть на Кетер сквозь вуаль негативной сущности – этим мы обрекаем себя на вечную и неразрешимую раздвоенность; Бог и Дьявол будут вечно сражаться в нашем космосе, и их конфликту не будет конца. Нужно тренировать разум для постижения состояния чистого бытия, лишённого атрибутов и деятельности; о нём можно думать как о слепящем белом свете, не разделённом на отдельные цвета призмой формы – или как о темноте межзвёздного пространства, абсолютно пустой, но содержащей в себе потенциалы всех вещей. Эти символы, предстающие перед внутренним взором, гораздо лучше помогут вам постичь Кетер, чем самые превосходные философские определения. Мы не можем определить Кетер: мы можем только указать на него.

Элизабет Вандерхилл [B.110.1]

 

…людей, находившихся там постоянно,

Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял младенца из рук…

*

Он шёл умирать. И не в уличный гул

он, дверь распахнувши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.

Он шёл по пространству, лишённому тверди.

Он слышал, что время утратило звук.

И образ младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою

душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту чёрную тьму,

в которой дотоле ещё никому

дорогу себе озарять не случалось.

Светильник светил, и тропа расширялась.

И. БРОДСКИЙ

 

Анна Пророчица (ивр. חַנָּה‎, греч. λδβλθυοτε Ἄννα)

Симео́н (ивр. שִׁמְעוֹן‎, Шимон – «услышанный»)

 

I annālis, e [annus] 1) годичный (tempus Vr, Dig); годовой (solis cursus Vr)

 

 
     
 

Эванс-Венц (Walter Yeeling Evans-Wentz) посвятил три года переводу текста, который был опубликован на английском языке в 1927-м году. Написанная в VIII-м веке, Тибетская Книга мёртвых содержит подробное описании того, что ожидает каждого человека в загробной жизни. В тексте встречается специфические термины, относящиеся к сфере непознанного, например, БАРДО.

В Книге Мёртвых описаны этапы, которые проходит душа человека, начиная с момента физической смерти и до воплощения в следующем теле. Это промежуточное состояние называется БАРДО. В целом можно сказать, что тибетский буддизм уделяет гораздо больше внимания феномену смерти, чем жизни, как таковой.

Примечательно, что некоторые фрагменты Книги Мёртвых во многом похожи на рассказы наших современников, прошедших через клиническую смерть на операционном столе. Это так называемые околосмертные переживания.

Dr. Bryan J. Cuevas, University of Virginia: «Впервые Книга было издана в 1927-м году. Существует около десяти переводов с тибетского. Надо сказать, что интерес к этому тексту со стороны людей Запада не утихает».

Книга стала ещё более популярной после того как в 1964-м году гуру психоделического поколения Тимоти Лири (Timothy Leary) сделал свой перевод. Он считал, что священный тибетский текст идеально описывает ощущения человека, употребившего галлюциногенный наркотик ЛСД. Тибетская Книга мёртвых упоминается в песнях группы «Битлз» и старых голливудских фильмах. В поп-культуре существует масса отсылок к древнему мистическому руководству.

…учёный немедленно нанял переводчика, который в течение года работал с рукописью, составляя обширные комментарии. Венц (Walter Yeeling Evans-Wentz) был убеждён в том, что эту информацию необходимо донести до остального мира. Когда учёный опубликовал Книгу мёртвых в 1927-м году, он думал, что она заинтересует лишь горстку мистически настроенных интеллектуалов. Учёный оказался неправ.

Олег ШИШКИН, писатель (драматург, сценарист, историк, журналист, писатель, автор документальных фильмов и скандальных исторических расследований): «Эта книга, пользуясь современной терминологией, стала настоящим хитом, бестселлером 1927-го года. Она обрела широчайшую популярность. В период между двумя мировыми войнами оккультная и эзотерическая тематика была особенно востребована». [T.11.VI.1]

 

Локеш Чандра, профессор, президент Международной Академии индийской культуры: «Я рассматриваю Рериха как великого вдохновителя. В его работах я вижу Основу Мирозданию и Перехода в другой Мир. Ведь переход в Потусторонний Мир – это тоже часть Мироздания. Если у тебя нет высших ценностей, то низшие ценности поглотят тебя».

«Лама! Как произошло, что земная Шамбала до сих пор не открыта путешественниками? На картах можно видеть множество экспедиционных маршрутов, все вершины уже отмечены, а все долины и реки исследованы. – Человек не в состоянии достичь Шамбалы без зова. Только немногие достигают святого места, и лишь тогда, когда их карма готова». [T.10.CXXVI]

 

 
     
 

Г. В. АЛЕКСЕЕВА, заведующая клинической лабораторией нейрореабилитации Института общей реаниматологии РАМН, кандидат медицинских наук: «Кто-то видел то, что описывал Моуди (помните его нашумевшую книгу «Жизнь после смерти»?). Тоннель и свет в конце, вспышку. Думаю, эта картина объясняется накоплением в организме углекислоты, которая в больших количествах становится наркозом. Я наблюдала больных после коротких наркозов и расспрашивала, что они помнят о своём состоянии. Оказалось, то же самое, что и люди, побывавшие на грани между жизнью и смертью».

В. Н. СЕМЕНОВ, директор учебно-научного центра, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор: «Что же касается тех видений, которые сопровождают пребывание в КС (клинической смерти)... Книга Моуди у нас впервые вышла много лет назад и неоднократно переиздавалась. В предисловии к первому изданию он написал: «Я говорю то, о чём мне говорили пациенты». И его осторожность объяснима. Ведь до сих пор никто не доказал, что эти видения посещают больных во время КС. Мне кажется, что галлюцинации скорее всего происходят в момент умирания и в момент восстановления. А так как в человеческой памяти период КС выпадает, она стыкует два видения в единую картину.

Представьте, до наступления КС остаётся какое-то мгновение, и слабый кровоток по-прежнему идёт через мозг. Вот он проходит затылочную часть, и так как уже выключены другие участки, человек видит, словно в шорах, только прямо перед собой. Вот вам и тоннель. Потом кровоток ухудшается, и больной видит лишь по центру зрения. Вот вам и свет в конце тоннеля. Затем человек умирает. Любая деятельность мозга, связанная с его активацией, должна быть на электроэнцефалограмме. Но после остановки сердца приборы показывают прямую линию мозг «молчит». Затем больного оживляют, восстанавливается кровоток. И опять он начинает видеть свет, потом распознаёт звуки, голоса врачей. «Я слышал слова», говорит он потом изумлённо. Да, но это было уже при жизни. Почему хирургам во время операции не разрешается говорить, что у больного рак? Потому что слуховой анализатор у оперируемого, находящегося под наркозом, иногда не выключается, и доктор рискует выдать врачебную тайну.

Вы не поверите, но самые яркие видения наблюдают те, у кого сердце вообще не останавливалось, а был лишь замедленный кровоток.

Неговский часто цитирует больного, которого во время войны вывели из состояния клинической смерти и спросили, что же он видел на том свете. Раненый ответил: «Я проспал свою смерть». Это прекрасно сказано...

И хотя сон изучен медиками очень хорошо, как же происходит, что, смежив веки на 30 минут, человек вспоминает всю свою жизнь? Можно ли объяснить сновидение с точки зрения энергии? Так и КС: всплеск мозг чувствует, что умирает, и за 1 секунду выдаёт вам в цвете полное описание человеческого бытия на грешной земле. Чудеса!».

С. ЧЕЧИЛОВА [A.35]

 

Dr. Kevin R. Nelson, Professor of the Department of Neurology at University of Kentucky: «Околосмертное состояние с точки зрения невропатолога – это, прежде всего, тяжёлый кризис. Механизмы, контролирующие сознание функционируют неправильно. И сознание перешло в ту, весьма загадочную область, где смешивается бодрствующее и сновидческое сознание. Я, как невропатолог, объясняю яркий свет, часто сопровождающий околосмертные переживания, сильным возбуждением зрительной системы. Источники её возбуждения бывают разными, но один из самых мощных – сновидческое сознание.

Термин «околосмертный», в общем, ошибочный: люди переживают такое и не будучи присмерти. Проводя исследования мы обнаружили, что теряя сознание, люди тоже часто переживают подобное.

Конечно, и личный, и общекультурный опыт окрашивают околосмертные переживания. Околосмертный опыт опирается на воспоминания, это его характерная черта».

Dr. Peggy Kay, George Washington University: «Поразительно, как похожи все эти истории.

Взгляд на смерть с религиозной точки зрения – вот что заставляет людей размышлять «есть ли после жизни что-то ещё?» Смерть неотделима от религии, она – движущий механизм любой религии, и формирует наше представление о Загробной жизни. Всё обусловлено культурой, в которой человек рождается».

Dr. Kevin R. Nelson: «Околосмертные переживания людей так похожи, потому что возникают в силу одних и тех же биологических причин». [T.21.LIX.1]

*

…пятнадцать лет назад Мэри Нил утонула. Доктор Мэри Нил (Dr. Mary C. Neal, MD) работает хирургом-ортопедом уже двадцать пять лет. С травмами она имеет дело каждый день. В 1999-м году Мэри с друзьями отправилась в Чили в поход на каноэ.

Известны случаи выживания после пребывания под водой около часа. Это редко, но бывает. Потому что когда кто-то тонет в холодной воде, жизнедеятельность организма замедляется: клетки мозга и других важных органов, таких как сердце и лёгкие, требуют меньше кислорода – это продлевает их жизнь.

Prof. Kevin R. Nelson, University of Kentucky: «Нет никакого научного доказательства того, что её мозг был полностью отключён или мёртв во время этого происшествия. Фактически именно мозг управляет всеми рефлексами, реакциями и возвращает человека к жизни».

Во время травмы мозг переходит в кризисный режим. Это приводит к тем ощущениям, о которых сообщают такие люди, как Мэри, в том числе ощущения отделения души от тела.

Prof. Kevin R. Nelson: «Это очень необычные и сильные переживания, но это иллюзия, обычная для человека, побывавшего на грани жизни и смерти. Это часто встречается. Один из двадцати человек, переживших подобное, обязательно рассказывает об этом».

Доктор Нельсон может воссоздать опыт «души вне тела» в лаборатории. Всё, что требуется – направить электрический импульс в определённую часть мозга.

Prof. Kevin R. Nelson: «Если поместить электрод в височно-теменную область, то с помощью переключателя испытуемый может как бы выйти из своего тела и потом вернуться по желанию невролога.

Это примерно тот же механизм, который включается в нашем мозгу каждую ночь в фазе быстрого сна. Именно тогда у нас бывают яркие сновидения. Примерно то же самое мы переживаем в состоянии близком к смерти – мозг активирует зрительные механизмы, и это вызывает свет и галлюцинации». [T.29.XIV]

 

 
     
 

– Спасибо, – кивнул Улл. – Садись. Очень хорошо, что ты начал с этого заблуждения. Нам будет гораздо проще, когда мы оставим его позади. Феномен так называемого «выхода из тела», или, как ты выразился, «астральной проекции», известен людям многие века. Человеку кажется, будто он выходит из тела и видит себя со стороны. Многие путешествуют в таком виде по миру, посещают другие континенты и планеты. Это распространённое переживание. В шестидесятые годы прошлого века даже считалось, что, если вам ни разу не удалось выйти из тела, пора менять дилера. Однако достаточно чуть подумать, чтобы понять, что этот опыт – чистейшая внутримозговая галлюцинация, а вовсе не реальный выход из тела какой-то воспринимающей субстанции.

– Почему? – спросил Эз.

– Дело в том, – ответил Улл, – что мир, каким его видят при астральной проекции, никак не отличается от того мира, который мы видим обычно.

– А почему он должен отличаться?

– Потому, что всё видимое нами есть результат электрохимических процессов в глазах, соединительных нервах и мозгу. Чтобы видеть по-человечески после выхода из тела, мы должны взять с собой глаза. И мозг тоже. Если бы мы могли воспринимать реальность одним астральным телом, глаза и мозг не были бы нужны, и эволюция не стала бы с таким трудом изобретать для нас эти дорогостоящие хрупкие инструменты. Именно поэтому нет ни одного достоверного случая, когда так называемый «выход из тела» помог кому-нибудь разжиться ценной информацией. Ни одна из враждующих армий никогда не засылала астральных шпионов в чужой штаб. Только настоящих. Во время так называемой «астральной проекции» человек не выходит за пределы тела. Он даже не выходит за пределы своей фантазии. Серебряная пуповина, которую видят в таких случаях, является просто эхом пренатального переживания.

Улл жирным крестом зачеркнул висящее над кроватью привидение и положил мел.

– Забудьте эту чушь навсегда. Чтобы вы не путались в серебряных пуповинах и астральных проекциях, – продолжал он, – вам надо прежде всего понять, как связаны сознание и мозг. Начнём с человеческих представлений…

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.21]

 

БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна, академик: «Написала я, с моей точки зрения, не очень глупую книжку (МАГИЯ МОЗГА И ЛАБИРИНТЫ ЖИЗНИ). И написала я там и об обществе, и о мозге, и о своём опыте жизни, и о своих сотрудниках. Но как если бы кроме ЗАЗЕРКАЛЬЯ там ничего не было. И был период, – но сейчас я могла бы сказать, что я сейчас всё-таки в этом смысле более светлый для меня период, – был период, когда из меня делали ведьму кто угодно. Ну, вот это ЗАЗЕРКАЛЬЕ, и ничего другого. Я говорю, ну, Господи, ну мы же занимаемся и творчеством, и мышлением, и как мозг это всё организует. И мы открыли много интересных вещей. Ну, неужели это никому не интересно, неужели это никому не нужно.

ЗАЗЕРКАЛЬЕ

БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна, академик: «Так случилось, что под влиянием всяких социальных и личных стрессов, у меня появилось свойство, которое потом мне хотелось считать как болезненное, но я никак не могла дать себе эту лазейку. И то что видела, то видела. Понимаете, вот. И получилось так, что я в первое издание книжки, скажем, что-то ввела, а потом думала, что может быть это написать, что я была больна или изменённое состояния сознания. Да, изменённое состояние сознания было, но не болезненное. Я действительно видела такие вещи, которые, может быть, человеку и не нужно видеть».

После неожиданной смерти двух близких людей Наталья Бехтерева обнаружила новые способности – слышать и видеть нечто странное. Вместе с ней те же явления наблюдал её друг и помощник – Раиса Вольская.

БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна, академик: «Мне ведь, в общем, ни врачи, ни я сама помочь не могли, а помог Отец Геннадий. И он сам не знает, как он это сделал. Он потом удивлялся, что он смог это сделать. А уже я то как удивлялась, но это было. И потом так, когда немножко возвращалось это всё, снова мы как-то с ним общались. Иногда он сам не понимал, что он может, по-видимому, так судя по тому, как мы потом с ним разговаривали. Но всё-таки делал. Так что бывает такое. Что это было? – Внушение? – Я не знаю. Если внушение, то подсознательное, потому что я того что он говорил мне в храме или не помню. И он не помнит. Я не помню, что он мне говорил, но говорил. А вышла я из храма и уже ничего не видела, больше, лишнего. Это было так здорово».

ВЫХОД ИЗ ТЕЛА

Дмитрий СПИВАК, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института мозга человека: «И всё же, человеку хочется вот что-то такое найти, вот, какая-то есть внутренняя потребность, раз у нас нет авторитета, на который мы можем опереться, который нам скажет, что душа бессмертна. Но, может быть, хоть какой-нибудь эксперимент науки нам это покажет. Отсюда огромный интерес, который в конце XX-го века наука стала испытывать к проблемам «Out of Body» – «выхода из тела». Сейчас это сокращение OyOyBи и оно уже практически проходит в справочниках по психологическим статьям, так называемым эбстрактом, практически вот в любой серьёзной уважающей себя стране. Значит, проблема состоит в том, что при стрессе у человека часто возникает впечатление того, что душа вышла в пятки, а потом даже ещё дальше. То есть произошло разделение привычной схемы тела, – того как мы его воспринимаем, и того, откуда, мы его видим. Отсюда возникает чувство того, что может быть и душа существует, и это она вышла. Феномен этот очень сложный, как выяснилось. Потому что, с одной стороны, здесь идёт унаследованный ещё от предков от наших, – да что там говорить, – от животного мира, вот это стремление, в крайней опасности, сжаться в комочек и как бы отделиться от этой ситуации. На миг иногда сознание взмывает при этом и как бы смотрит на всё со стороны. С другой стороны, может быть, что-то выходит, мы, так сказать, этого не знаем. Эксперименты, по понятным причинам, очень затруднительны на эту тему, но опросы наши показывают, что при остром стрессе, например, при родах, ну порядка девяти-десяти процентов нормальных женщин, они указывают на то, что они что-то похожее на это состояние испытывали».

БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна, академик: «А как вы объясните, что даже в ситуациях, опасных Моуди, там только десять процентов примерно людей рассказывают о том, что было во время клинической смерти. Вот почему десять процентов? А остальные что? Они забывают момент, когда они возвращаются к жизни? Или что это, или у них этого не было? Много есть вопросов. Понимаете, здесь так: отрицать что-то очень просто, а вот попробовать разобраться. Это то ли потусторонний опыт, то ли опыт умирающего мозга. Вот пока что так». [T.10.CVIII]

 

Не зря ли знаньем бесполезным

Свой дух дремотный мы тревожим?

В тех, кто заглядывает в бездну,

Она заглядывает тоже.

И. ГУБЕРМАН [B.117.2]

 

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

Ф. НИЦШЕ

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ