ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе, Petra cubica, Forma, Auctoritas, Adaptatio, l'Empereur (Император 3), Иероглиф. 

   

При наследственной власти нельзя надеяться на то, что новый правитель будет лучше предыдущего. [1.VI]

 

 
   

До 1598 года Россия не знала выборных монархов. Иван IV, противопоставляя себя избранному королю Речи Посполитой Стефану Баторию, подчеркивал, что он царь «по Божию изволению, а не по многомятежному человечества хотению».

На импровизированном земском соборе (из случайно находившихся в Москве людей) царём был избран («выкликнут», как говорили презрительно тогда) князь Василий Иванович Шуйский. Трудно найти добрые слова для этого человека. Бесчестный интриган, всегда готовый солгать и даже подкрепить ложь клятвой на кресте, таков был «лукавый царедворец» (Пушкин), вступивший в 1606 году на престол. Но независимо от личных качеств царя Василия его царствование тоже могло стать началом хороших перемен в политическом строе Русского государства. Дело в тех обязательствах, которые он вынужден был дать при вступлении на престол.

Шуйский впервые в истории России присягнул подданным: дал «запись», соблюдение которой закрепил целованием креста. Эту «крестоцеловальную запись» иногда трактуют как ограничение царской власти в пользу бояр и на этом основании видят в Шуйском «боярского царя». В самом ограничении самодержавия, хотя бы и в пользу бояр, нет ничего дурного: ведь именно с вольностей английских баронов начинался английский парламентаризм. Вряд ли необузданный деспотизм лучше, чем правление царя совместно с аристократией.

Историческое значение «крестоцеловальной записи» Шуйского не только в ограничении произвола самодержавия, даже не столько в том, что впервые был провозглашён принцип наказания только по суду (что, несомненно, тоже важно), а в том, что это был первый договор царя со своими подданными. Вспомним, что для Ивана Грозного все его подданные были лишь рабами, которых он волен жаловать и казнить. Даже мысли, что не его «холопы» ему, а он им будет присягать, «целовать крест», не могло возникнуть у Ивана IV. Ключевский был прав, когда писал, что «Василий Шуйский превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам». Запись Шуйского была первым робким и неуверенным, но шагом к правовому государству. Разумеется, к феодальному.

В. КОБРИН, доктор исторических наук [A.92]

 
 
     
 

«В 1721 году завершилась русско-шведская война. Россия вынесла противостояние с сильнейшей европейской державой (сильнейшие армия и флот).

22.X.1721 г. провозглашение Петра I императором.

В стране уже десять лет действовал Сенат – явный признак ИМПЕРИИ».

Ф. РАЗУМОВСКИЙ [T.10.X]

 

 
     
 

…не могу удержаться от удовольствия привести древнейший «Кодекс тиранов», который будто бы описал Аристотель (я нашел его у Бертрана Рассела в «Истории западной философии»).

1. Не позволять выдвигаться достойным. Даже казнить.

2. Запретить совместные обеды (считай «отменить свободу собраний»).

3. Содержать шпионов.

4. Давать обещания лучшей жизни в будущем.

5. Строить общественные сооружения, чтобы держать людей занятыми.

6. Вести войны (или готовиться к ним), так как при этом народ нуждается в единовластном руководителе.

Хозяин всегда лучше управляет, чем коллектив. Но мораль — дороже. Подчиняться хозяину унизительно, а начальству от общества нет.

Н. АМОСОВ, академик АН УССР [A.137]

 

Исходя из размера мозга хомо сапиенс, Данбар рассчитал оптимальную численность людского коллектива: не более 150 индивидов. Эта цифра применима к самым разным сообществам: к племенам охотников и собирателей, к поселениям первых земледельцев и церковным общинам, к военизированным отрядам, тайным кланам и служебным коллективам. Когда же сообщество разрастается, люди начинают ощущать себя чужими в нем. Они теряют способность следить за всем, что происходит внутри коллектива, – тот обезличивается и распадается на отдельные группировки. Управлять таким коллективом невозможно, не прибегая к услугам помощников, – так рождается аппарат власти.

А. ВОЛКОВ [A.182]

 

 
     
 

О необходимости логического перехода от Четвёртого аркана к Пятому, от Авторитета к Религии, от Императора к Папе, от Адаптации к Науке «Добра и Зла».

В латыни два глагола в значении СВЯЗЫВАТЬ. Связываю-удерживаю – паро, и связываю-соединяю – лиго. От «паро» империя, от «лиго» религия.

Любой орган Человека с ним ЕДИН (соединён), а одежда на Человеке УДЕРЖИВАЕТСЯ,

ИМПЕРАТОР изначально не есть Хозяин (в смысле Отец большого семейства [ПАПА]), а лишь титул военачальника – победителя.

Захваченное (покорённое) империей, рассматривается как плацдарм (инструмент) для дальнейших захватов. Любые недовольства на захваченных территориях являются бунтом, а человеческим материалом можно пренебречь как (спец)одеждой.

Религия («обратная связь») подразумевает совершенно другую форму реакции на недовольства. Из-за того что один из органов травмирован или запачкан его никто не отрубает, его лечат или очищают.

Единая территория государства, как и единое тело человека, подразумевает отсутствие внутренних границ (пограничников, таможенников) и наличие единой денежной системы, единого общегосударственного языка, единой религии и т. п.

 

I ligo, āvī, ātum, āre 1) вязать, завязывать, связывать; привязывать; обвязывать, перевязывать; 2) сдавливать; 3) запрягать; 4) сковывать; соединять; заключать. [B.32]

II ligō, onis m 1) кирка, мотыга; 2) перен. Земледелие. [B.32]

 

ligula (lingula), ae f [demin. к lingua] 1) язычок, пластинка (в разн. знач.); 2) узкая, вдающаяся в море, полоса земли, коса; 3) ремённый язычок (в обуви) J, Scr; 4) (с ī) бран. дурак; 5) ложечка; 6) род короткого меча. [B.32]

 

 
     
 

почему подобного чуда не случилось к востоку от Палестины, в Иранском мире и в Индии, где вселенское учение Будды возникло за пять веков до Христа? Правда, оно стало мировой религией много позже, в рамках державы Маурья, когда царь Ашока решил позаботиться о душевном благополучии и единомыслии своих разноплеменных подданных. Распад царства Маурья пошёл на пользу буддийскому учению: его проповедники разошлись по огромному Индийскому субконтиненту, впервые объединяя его в цельную ойкумену. Вскоре миссионеры-буддисты проникли в Среднюю Азию: здесь их слушают с интересом, но без массового энтузиазма, примерно так, как слушали доимперские персы проповедь Заратуштры...

Пожалуй, в этом всё дело. Горячий спрос на мировую религию появляется только в рамках мировой державы, где множество разнокультурных этносов стиснуто единой безликой бюрократией и жаждет новых каналов вольного межличностного общения. В таких условиях универсальная церковь быстро становится дублёром и конкурентом универсальной империи, а затем переживает её, сохраняя все важные компоненты державной культуры в общей людской памяти и передавая их все новым «варварским» этносам.

Такой процесс охватил Северную Индию и Среднюю Азию вскоре после македонского нашествия. Удар Александра Македонского высек необходимую искру из буддийского вероучения; над ним в одночасье выросли Буддийская церковь и Империя Маурьев. Эта династия продержалась у власти недолго: полтораста лет, обычный срок. Церковь же осталась на века: она шагнула через море в Индонезию, через горы в Среднюю Азию и укоренилась там в ожидании очередных державных вспышек.

Ибо слаб человек перед натиском страстей своих и чужих! Чиновники жаждут личного обогащения, а мудрецы жаждут личной власти, чтобы оставить свой след в истории. Крестьяне жаждут личной независимости от любого начальства... Все эти частные стремления сдерживаются только железным обручем имперской системы. Оттого система эта постепенно становится объектом общего отвращения или даже ненависти.

Всякая великая держава есть Обруч Народов: в нём они укрылись на время от взаимных войн и внутренних усобиц.

С. СМИРНОВ [A.168]

 
 
     
 

Кирилл АНДЕРСОН, кандидат исторических наук, директор Российского государственного архива социально-политической истории: «В истории часто бывает, что человек, пришедший к власти, старается избавиться от тех, кто его к этой власти привёл». [T.10.XXII.2]

 

Шарль де ГОЛЛЬ: «На вершине власти, где дует ледяной ветер государственного интереса, удел человека – одиночество и печаль. Потому что он не может рассчитывать на искренность окружающих его людей». Ю. РУБИНСКИЙ, доктор исторических наук [T.3.VIII]

 

 
     
 

…Император лишён всех трёх так называемых «естественных» человеческих свобод – убеждений, или мнения (δοξα в учении Платона), слова и движения. Этого с неизбежностью требует власть. [B.36]

*

δόξα ἡ 1) мнение, представление; 2) ожидание, чаяние, расчёт; 3) плод воображения, видение, призрак; 4) филос. мнение, мнимое знание; 5) намерение, решение, замысел; 6) редко pl. слава, имя, репутация; 7) блеск, сияние, яркость; 8) pl. высшие власти [B.169]

**

 
     
 

**

…решающую роль в плане Пипина должен был сыграть Папа Римский: переворот должен был свершиться с его благословения.

«После долгих размышлений я принял следующее решение о судьбе франкского государства: лучше, чтобы королём назывался тот, у кого есть власть, чем тот, у кого не осталось совсем никакого влияния».

Prof. Dr. Rudolf Schieffer, Universität München: «Папа Римский пользовался в Королевстве франков невиданным до того авторитетом, а у Пипина была потребность получить поддержку, выходящую за рамки франкской знати и франкских епископов, для легитимации и укрепления своих политических амбиций. И выбор у него был небольшой. Так что для него было естественным обратиться к Папе Римскому».

…он пообещал Папе защищать Рим от всех его врагов и, таким образом, стал «Покровителем Церкви». За это он, его сын Карл и второй сын, которого он назвал Карламан, были помазаны Папой на царство.

Prof. Dr. Johannes Fried, Universität Frankfurt: «…этим успешным походом Карл Великий легитимирует свою королевскую власть. Он показывает своим последователям, что он – король-воин, который умеет побеждать. И это утверждает его права на королевство. Его брат, вероятно, не учёл того, что когда старший брат побеждает, младшего оттесняют.

…а пока он, будучи королём-воином, использовал время для того, чтобы организовать поход против саксов. Ведь король того времени должен был постоянно вести войны: это было его основной обязанностью – вести войну». [T.10.CDLXX.1]

*

…Падерборн и Сарагосу разделяет более тысячи семисот километров. Если посчитать расстояние, которое преодолел Карл во время своих военных походов и переездов между королевским замками, то окажется, что за свою жизнь он не единожды совершил кругосветное путешествие.

Prof. Dr. Rudolf Schieffer: «Средневековые правители постоянно передвигались, потому что в те времена властитель должен был время от времени показываться в различных областях своих владений, чтобы держать ситуацию под контролем. Первые годы правления Карл Великий следовал этому правилу. Он, конечно, преследовал и военные цели. Кроме того мирный поход мог в любое время превратиться в военный, если возникала необходимость наказать и образумит кого-то из князей». [T.10.CDLXX.2]

*

Prof. Dr. Rudolf Schieffer: «…и я вижу особую его заслугу в том, что он пришёл к мнению, что упадок образования невозможно устранить собственными силами франков, и нужно опираться на образованных иностранцев».

Prof. Dr. Wilfried Hartmann, Universität Tübingen: «В начале правления Карла Великого внутри государства франков соседствовали разные типы письма. Карл, рассылавший свои указы в письменной форме по всему королевству, был заинтересован в создании единого и, по возможности, простого, легкочитающегося написания букв. Эта задача была выполнена».

Одним из самых важных плодов образовательной реформы стал труд учёного при дворе Карла Великого – так называемая «Библия Алкуина», написанная каролингским минускулом – новым типом письма с небольшими буквами. Он позволил воплотить идею единого письма с простым написанием букв. На его основе возник современный латинский шрифт. Об образовательной реформе Карла Великого в государстве франков свидетельствует также самая древняя сохранившаяся книга на немецком языке: «Кодекс Аброганс» (лат. Codex Abrogans) стал первым словарём понятий из церковной латыни. Священнослужители и миряне теперь действительно могли понять, о чём идёт речь в христианских текстах.

Prof. Philippe Depreux, Université de Limoges: «Величайшим достижением, приписываемым Карлу Великому и его придворным учёным (а короля надо всегда рассматривать вместе с его окружением), стала реформа образования, получившая название «Каролингского ренессанса». В ней воплотилось желание Карла усовершенствовать навыки письма и знания латинского языка. В этом смысле Каролингский ренессанс является неотъемлемой частью программы правления Карла и его социальной реформы». [T.10.CDLXX.3]

 

 
     
 

Но где бы ни находил я живое, везде слышал я и речь о послушании. Всё живое есть нечто повинующееся.

И вот второе: тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе. Таково свойство всего живого.

Но вот третье, что я слышал: повелевать труднее, чем повиноваться. И не потому только, что повелевающий несёт бремя всех повинующихся и что легко может это бремя раздавить его

Ф. НИЦШЕ. [B.10.1]

 

 
     
 

Еллинг. Восток Дании

Сейчас это захолустный городок, но в десятом веке здесь была столица королевства – колыбель Датского государства.

Julian Richards, archaeologist, writer and broadcaster: «Первым королём Дании был Харальд Синезубый. Необычным прозвищем он обязан гнилым зубам. Но помимо этого недостатка прославился тем, что изменил ход истории страны. На этом мощном камне летопись его деяний. Одна сторона покрыта рунами – это форма алфавита, которой пользовались викинги. На другой – изображение сказочного чудища. Самая удивительная – третья сторона: здесь мы видим образ Христа. Хорошо видно лицо, вытянутые в стороны руки и ноги. Но в то время скандинавские викинги были язычниками. Почему же они изобразили Христа?».

Prof. Else Roesdahl, University of Aarhus: «…в начале имя короля Харальда Синезубого, поставившего этот камень. «Харальд король поставил этот камень в честь Горма, отца своего, и Тюры, матери своей. Харальд, покоривший всю Данию и Норвегию». И последняя строка «И крестил датчан». То есть это было великое деяние – крестить датчан. И это старейшее изображение Христа в Скандинавии».

Julian Richards, archaeologist, writer and broadcaster: «Но почему Харальд крестился и крестил свой народ? Что означала смена религии?»

Prof. Else Roesdahl: «Тому была чёткая политическая причина – сильный южный сосед – Германия. Император очень любил обращать язычников, он ходил на них в походы. Уж лучше сделать всё самому, чем быть завоёванным чужим монархом».

Julian Richards, archaeologist, writer and broadcaster: «Крещение, проведённое Харальдом, не только обеспечило стране мир, но и подняло статус её правителя. Король считается представителем самого Христа на Земле, это даёт необычайный авторитет и верность подданных. Для датчан новая вера означала не просто смену пантеона северных богов на одного Бога: христианство ввело их в Европу, вместе с ним пришли книги и учёность, право и налоги. И что самое важное, христианский король опирается на авторитет Бога, он имеет огромную власть и может её демонстрировать». [T.17.XXXVII]

 

Prof. Judith Jesch, University of Nottingham: «Главным аргументом в пользу принятия христианства была возможность взаимодействия с остальным христианским миром: чтобы там торговать, викингам приходилось выказывать уважение новой вере, а затем, ради пользы дела, многие решались идти до конца и сами становились христианами.

Решиться на крещение – это одно, но на то, чтобы проникнуться христианской жизнью, включающей в себя походы в церковь по воскресеньям, ритуалы крещения, венчания, отпевания – требуется время, и, порой, немало времени. Считается, что даже на то, чтобы обратить в христианство малочисленное население Исландии хотя бы формально, потребовалось около трёхсот лет». [T.10.DXCIX.1]

 

Алексей ТОЛОЧКО, доктор исторических наук, член-корреспондент Национальной академии наук Украины: «…христианство чрезвычайно важно, потому что есть гипотеза, что оно было одним из элементов экспорта государственности. И благодаря миссионерской деятельности определился пространственный объём будущего государства. С принятием христианства начинается миссионерская деятельность: хорошо крестить киевлян в Днепре, но дальше начинается серьёзная работа – надо ещё и рассказать за пределами Киева.

Русь принимает христианство более-менее синхронно вообще с остальной периферией Европы: с Польшей, со Скандинавией. И мы видим в конце десятого века целостное движение. Только те народы, которые приняли, и приняли вовремя христианство, и приняли христианство по собственному желанию, смогли сформировать собственные государства. Те же, кто опоздал, как поморские славяне, те стали объектом агрессии и экспансии соседних государств». [T.10.DCCXL.3]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ