ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе, Petra cubica, Forma, Auctoritas, Adaptatio, l'Empereur (Император), Иероглиф. 

   

l'Empereur (Император)

ЗАРИСОВКИ_04_6_01

 
   

empereur m император [B.34]

 

empire m 1) власть, господство, перен. влияние, воздействие; l' ~ de la raison власть разума; prende de l' ~ sur… захватить власть над…; exercer un ~ sur… оказывать влияние на…; soul l' ~ de под властью; под влиянием; ~ sur soi-même самообладание; 2) империя, царство; le premier Empire Первая империя, царствование Наполеона I; style ~ иск. стиль ампир; pas pour un ~ ! ни за что! [B.34]

 

Власть – вершина мужского честолюбия. [T.9.II]

 

 
     
 

empirer 1. vt ухудшать; 2. vi ухудшаться. [B.34]

empirement m ухудшение. [B.34]

 

empiriocriticisme m филос. эмпириокритицизм. [B.34]

 

empirique 1. adj. эмпирический, основанный на опыте, опытный; 2. m 1) знахарь, лекарь-шарлатан; 2) см. empiriste. [B.34]

empiriquement adv эмпирически, опытным путём. [B.34]

empirisme m 1) филос. эмпиризм; 2) шарлатанство. [B.34]

empiriste m эмпирик [B.34]

 

 
     
 

Надежда ШВЕДОВА, доктор политических наук: «На этот счёт существуют различные точки зрения среди учёных. Но был ли матриархат, не был ли матриархат, это, возможно, не очень важная позиция, если мы с вами говорим о власти. Если мы под властью понимаем доступ, распоряжение и контроль над ресурсами, то матриархат, как социально-политическая система, наверное, мог бы быть. Но мне бы хотелось подчеркнуть и опять-таки вернуться к мифу. Миф, говорящий о том, что мужчина всегда был добытчик и что из пещеры вывел человечество мужчина, он научно и исторически опровергнут учёными, которые говорят о том, что восемьдесят процентов пищи, пропитания добывалось женщинами. Это злаки, это птичьи яйца, это дыни или ещё что-то такое росло в этот период – всё зависело от географической местности. А мужчины добывали белковую еду…

…речь идёт о структуре власти. Поскольку в основе власти сила, то мы и называет её мужской цивилизацией. Отсюда вот это оформление – идеологический патриархат, о чём мы говорим». [T.10.LI.58]

 

 
     
 

…лёсс. Она насыщена минералами и вместе с перегноем образует невероятно плодородную почву. Местную почву можно назвать одной из самых плодородных в мире, и именно благодаря ей возникла самая крупная этническая группа на Земле.

Китайские земледельцы пришли сюда более десяти тысяч лет назад. Они были одними из первых народов в мире, начавших выращивать рис. А лёсс оказался здесь исключительно благодаря ветрам…

Плато лёсса настолько велико, что земледелие набирало обороты огромными темпами. Появился избыток продуктов, а это первая и важнейшая предпосылка для образования любой империи.

Более трёх тысяч лет назад в Китае появилась первая из династических империй. [T.17.XX.3]

 

Дельта Нила не очень большая, но это самая плодородная почва в Египте. В прошлом здесь было много озёр, много папируса. Почва здесь такая плодородная, что любой, кому здесь принадлежит гектар земли, может прилично заработать.

Земледелие дало достаток. Он породил египетскую цивилизацию. Именно избыток зерна когда-то освободил древних египтян от натурального хозяйства, и вымостил путь цивилизации фараонов. [T.12.LXXVIII]

 

Prof. Jared M. Diamond, University of California: «Рельеф и климат – вот то, от чего зависит количество продовольственных ресурсов, без которых невозможно развитие цивилизации». [T.10.CCLXVIII.2]

 

«Капитализм удовлетворяет потребности, а империализм их создаёт» [T.3.I]

 

Если «…Маг одет в белые, слегка розоватые одежды с золотистым оттенком. Правая рука его высоко поднята к небу и держит золотой жезл…», то Императору необходимы для реализации своей Власти (удержания Империи) все инструменты. Маг УЖЕ имеет весь ОПЫТ, в то время как Император реализует его во времени.

 

 
     
 

Dr. Gay Robins, Professor of Ancient Egyptian Art, Emory University: «При традиционном способе изображения Царя и Божества они располагались примерно на одном уровне лицом к лицу. Таким образом, в композиции было два центральных портрета, но теперь Бог изображён вверху композиции. На самом деле смысл заключался в том, чтобы сделать человеческую фигуру центром композиции, таким образом акцентировав фигуру фараона (Эхнатона)». [T.10.XXXI]

 

Prof. Said Gohary, Cairo University: «Миром древних египтян правили боги. Через три тысячи лет царей почитали, так же как и богов, и они сами считали себя богами». [T.10.CXLVI]

 

Ангкор-Ват был не только храмом, но и символом величия его творца. Сурьяварман был не только правителем, ему принадлежала особая роль в духовной жизни народа. Он был единственным посредником между кхмерами и богами, без него связь с богами была невозможна. Древние тексты подчеркивают его особую роль. Он входил в прямой, физический контакт с богами. Считалось, что эти встречи происходили так: каждый вечер правитель входил во внутренние покои святилища, там к нему нисходили боги в образе красавиц, они танцевали, а затем соблазняли его. Действительно особая роль.

Prof. Charles Higham, University of Otago in Dunedin, New Zealand (Чарльз Хайм): «Такое поведение правителя объясняется очень просто, – он был богом на земле, и после смерти он будет жить среди богов. В святилище он отдыхал от земных забот и переходил в иное измерение, в небесную обитель».

Ангкор-Ват был не только земным символом небес, он подчёркивал божественность Сурьявармана и изображал его будущую жизнь на небесах. Вера кхмеров в божественность правителя позволяет понять, с какой целью был построен Ангкор-Ват. Но как появилась такая религиозная система? Откуда пошло представление о правителе как о боге?

Prof. Charles Higham: «Такие представления возникли постепенно. Когда вождь какого то племени подчинял своей власти более крупные сообщества он начинал понимать, люди должны верить в то, что между ним и богами существует особая связь. Имея статус бога гораздо легче управлять государством и удерживать власть».

Главным зданием в каждом селении древних кхмеров был индуистский храм. Верующие шли в храм за покровительством богов не только с молитвой, но и с щедрыми пожертвованиями. Все излишки крестьянского хозяйства обменивались в храме на обещания посмертного воздаяния. Жрецы принимали дары от имени богов и накапливали значительное состояние. Храмы превратились в, своего рода, банки.

Prof. Charles Higham: «В храме торговали, у храма можно было взять заём пожертвования приносили почёт. Жрец или жрец-правитель занимал исключительное место в древней цивилизации Ангкора».

Храмы становились средоточием богатства и власти. Кто контролировал храм – контролировал местную экономику. С централизацией власти верховный жрец становился правителем, в одних руках оказывалась сосредоточена как светская, так и духовная власть. Со временем в правителе стали видеть уже не посредника, а земного Бога. Во времена Сурьявармана II служение правителю приравнивалось к служению богам. Строительство храма в Ангкоре приравнивалось к служению богу и одновременно утверждало божественность Сурьявармана II.

Prof. Charles Higham: «Крестьяне на рисовых полях поднимали головы и видели золотые башни. Они трудились на благо правителя в надежде на лучший удел в последующих своих жизнях».

В этом и состоял смысл обожествления правителя. Оно не только укрепляло его власть и умножало богатства: люди безропотно отдавали силы на строительство такого шедевра как Ангкор-Ват. Не будь у правителя божественного статуса, возможно мы никогда бы не узнали о древних кхмерах.

Prof. Charles Higham: «Архитектура – это застывшая энергия, энергия Ангкора донесла до нас весть о государстве, о существовании которого не подозревал западный мир. Археология и древние тексты открыли для нас эту удивительнейшую цивилизацию».

Те кто строил Ангкор-Ват верили в посмертную жизнь души. Вера простых людей и их обожествлённого правителя сделала их бессмертными, но совсем в другом смысле. Их творение, восставшее из джунглей через тысячу лет, стало связующим звеном между прошлым и настоящим. [T.10.CLIII.2]

 

 
     
 

Изучая книгу текстов Пирамид, мы совершенно ясно видим, что древние египтяне верили в телесное воскресение умерших. И еще очень важную вещь мы начинаем понимать, читая эту книгу. Мы понимаем, откуда возникла идея царской власти. Идея царской власти возникает тоже из этого принципа - ритуала. Дело в том, что любой человек, чтобы достичь какой-то земной цели (не говоря уже о целях высших, небесных) такой как богатство, здоровье, рождение наследника, совершал ритуальные действия, т.е., он на время входил в мир богов, совершая очищение, или просил специального жреца совершить это ритуальное действие; он был заказчиком ритуала. Он входил в мир богов, он там побеждал зло, которое мешает реализации всего доброго, и после этого доброе происходило в этом мире. Но древний человек понял, что должно быть какое-то земное существо, которое постоянно находится в состоянии ритуальной чистоты, в состоянии ритуального действия, которое является как бы богом на земле, т.е. символическим отражением Бога на земле. И этим существом, находящимся постоянно в состоянии ритуальной чистоты, явился царь, т.е. появился институт царской власти. Ранее его не было. Царская власть возникает именно как религиозная функция, и такой она собственно остается до последнего времени. Как бы не упрощались царские ритуалы, даже современные монархи Европы сохраняют определенные священные функции, потому что когда-то в незапамятной древности царская власть возникает как чисто религиозное действо.

А. ЗУБОВ, доктор исторических наук, профессор [P.14]

 

 
     
 

В третий день третьего месяца года в каждом японском доме, где есть девочки, устанавливается «Хина дан» – красиво украшенные стенды, на которых расставляются куклы. Начинается «Хина мацури» праздник кукол для девочек. В празднике участвуют только специальные куклы – «Хина менгё». «Хина дан» – это своего рода знак уважения к императорской семье: две куклы в самом верху и есть император и императрица, нижние места занимают придворные. Император с супругой, по верованиям японцев, божественного происхождения. Ни о каких играх с божеством не может быть и речи – это объект поклонения, детям разрешают только любоваться куклами.

В древности порядок расположения фигур на «Хина дане» строго регламентировался: считалось, что любые изменения в нём могут обернуться несчастьем и болезнями для членов семьи. Сегодня отношение японцев к куклам лишено мистического налёта, но играть с ними детям до сих пор не дают. [T.10.LVII]

 

 
     
 

В непомерной жажде похвал и признания, император устремил свой взор за границы империи.

Prof. Wang Gungwu, East Asian Institute, National University of Singapore: «Больше всего его волновало, как бы кто не поставил под сомнение его легитимность. Одним из доказательств его прав были бы посольства из других стран, которые признавали бы его божественность как «Сына Неба». Для него это было очень важно».

Конфуций говорил, что устройство государства должно соответствовать мировому порядку. Во главе его должен стоять император, задачей которого является поддержание гармонии между Небесами и Землёй.

Если правители других стран признают императора, боги благословят его, и его династия будет править вечно.

В июле 1405-го года китайский император направил флот – 300 кораблей, 30 тысяч моряков – в западные моря. Командовал флотом величайший мореплаватель в истории – адмирал Чжэн Хэ. За три десятка лет Чжэн Хэ совершил семь путешествий.

…как бывает и сегодня, он (Чжэн Хэ – адмирал, посол) угощал правителей вином и яствами, предлагал самые изысканные китайские искушения. От правителей требовалось материальное выражение почтения. Взамен Китай предлагал, так сказать, режим наибольшего благоприятствования в торговле. Если правитель не хотел признавать себя вассалом Китая, то была угроза применения силы.

По некоторым оценкам содержание флота обходилось императорской казне по нынешним меркам в шесть миллиардов долларов ежегодно – слишком дорогая цена за поддержание авторитета императора. В Китае росло недовольство экспедициями, знать стала задавать неудобные вопросы.

Dr. Geoff Wade, Asia Research Institute, Singapore: «Какова была цель этих дальних походов? – Утвердить легитимность Юн-Лэ (императора). Но за пять лет царствования его легитимность уже не вызывала сомнения. Что ещё ему было нужно?»

За время проведённое в путешествиях Чжэн Хэ не представлял насколько изменилась ситуация на родине.

В ночь на девятое мая 1421-го года, всего через четыре месяца после окончания строительства, «Запретный город» поразила молния. Возможно, это был знак императору Юн-Лэ, что боги им недовольны. Через три года он умирает, и на трон садится его сын.

Нового императора не интересуют грандиозные проекты – Китай замыкается в самоизоляции. Администрация уничтожила бортовые журналы и отчёты Чжэн Хэ, чтобы Китай никогда не решился повторить столь дорогостоящее предприятие.

К концу столетия строительство судов более чем с двумя мачтами было запрещено под страхом смерти. Океанские корабли пустили на слом, Китай перестал быть морской сверхдержавой.

Paul Lunde, Author and Historian: «Как можно господствовать над целым Индийским океаном? Но очень скоро пришли те, кому это удалось. Это были португальцы».

Через шестьдесят пять лет после Чжэн Хэ в воды Индийского океана вошли корабли португальца Васко да Гамы, возвестив начало эры европейского господства.

Paul Lunde, Author and Historian: «Если бы китайцы сохранили флот, они наверняка могли без труда изгнать португальцев». [T.10.CXLVIII]

 

Император Чэнцзу (Юнг Ло) (1360 1424) третий император (1404 1424) из династии Мин перенес столицу в Пекин в 1421 и построил Запретный город. [B.38]

1403 – 1424 – Чэнцзу (Чжу Ди) [B.38]

МИН (Ming), династия в Китае в 1368 – 1644 гг. Основана в 1368 после изгнания монголов и свержения монгольской династии Юань бывшим буддийским монахом, выходцем из социальных низов Чжу Юаньчжаном. Это был жестокий правитель, но ему удалось вернуть страну к процветанию. [B.38]

 

 
     
 

При наследственной власти нельзя надеяться на то, что новый правитель будет лучше предыдущего. [T.1.VI]

 

Во власть, как и в творчество, приходят либо от ущербности, либо от полноты. Горе народу, избравшему ущербного правителя. [T.10.CDLXXVIII.2]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ