ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XX. Attractio Divina; Transmutatio astralis; Mutationes in tempore; Resurrectio mortuum 2 (Воскресение мёртвых); Cuptut (Стремление); Circulus; le Jugement (Cyд); Caput; Иероглиф (голова человека, выглядывающая в окно).

   

…чудный весенний день; восходящее солнце ярко освещает местность мягким розовым светом. Издалека слышатся могучие звуки торжественного победного гимна…

…на Ангела, реющего в воздухе и трубящего гимн… [B.24.1]

 

cornū, ūs (редко ū; dat. тж. ū С etc.) n 1) рог; перен.: cornua sumere O воспрянуть духом; cornua addere alicui H поднять дух у кого-либо; 3) сигнальный рог, рожок, горн

 

bellicum, ī n сигнал, трубный звук (см. signum): b. canere С, L etc. трубить выступление, давать сигнал к сражению, тж. перен. возбуждать, воспламенять. [B.32]

 

būcinum, ī n [bucina] 1) трубный глас, звук горна, сигнал Is; 2) горн, рог (bucini sonus PM); 3) раковина пурпурной улитки РМ; 4) пурпурная краска РМ. [B.32]

 

classicum, ī n 1) (sc. signum) трубный звук, сигнал (classico ad contionem convocare L): с. cani jubēre Cs приказать дать сигнал; 2) военная (сигнальная) труба (audire inflari classica V; classica Martia Tib). [B.32]

 

sēmi-vocālis, e полунемой, бессловесный: instrumentum rustĭcum semivocale Vr живой сельскохозяйственный инвентарь (т. е. скот) (instrumentum rusticum vocale назывались рабы, a instrumentum rusticum mutum мёртвый инвентарь); signum semivocale Veg = звук трубы (в отличие от signum vocale «словесной команды» и signum mutum «знамени»). [B.32]

 

canor, ōris m [cano] 1) пение, мелодия, напев (res est blanda с. О; с. cycni Lcr); 2) звон, звуки (lyrae О): Martius с. aeris V звук боевой трубы или бряцание оружия. [B.32]

 

I vocalis, e [vox] 1) издающий звук, одарённый голосом, говорящий, вещающий (terra О; equus Prp): nemo v. С ни один одарённый речью, т. е. решительно никто; humano sermone v. PM говорящий человечьим голосом; avis cantu v. PM певчая птица; ranae vocales PM квакающие лягушки; 2) звучный, звонкий: vocaliora vacua sunt, quam plena Sen пустое издаёт более звонкий звук, чем полное; 3) (благо)звучный (verba Q); сладкозвучный (carmen О; Orpheus H); 4) поющий, певучий (chordae Tib); звенящий, стрекочущий (scarabaei PM); 5) вдохновляющий, зовущий к пению (undae Castaliae St). [B.32]

II vōcālis, is (abl. i) 1. f (sc. littera) гласный звук, гласная буква С, Q; 2. m (sc. homo) певец Lampr, Sid. [B.32]

 

coemētērium, ī n (греч.) кладбище Eccl. [B.32]

*

(по-гречески κοιμητήριον слово, принятое церковными писателями средневековья для обозначения гробницы; κοιμᾶςθαι спать)

 

conditīvum, ī n [condo 7] могила, гробница Sen. [B.32]

 

conditōrium, ī n [condo] 1) хранилище, склад Amm; 2) гроб Su; 3) гробница, могила PJ. [B.32]

 

opertōrium, ī n [operio] 1) покрывало, одеяло Sen; покров Vlg; 2) могила, гробница (senis nostri Sid). [B.32]

 

casula, ae f [demin. к casa] 1) маленькая хижина, избушка, лачужка J, Ар, РМ, Pt; 2) могильный склеп Pt; 3) плащ с капюшоном или риза Eccl. [B.32]

 

postremum munus Ctl последний долг (т. е. погребение)

 

Паола ВОЛКОВА, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР: «…именно с Джотто ди Бондоне начинается современная живопись. До него в европейском мире принята была «Икона» или Византийская живопись.

…я хочу сказать, то что сделал Джотто в живописи, продержалось в европейской живописи до импрессионизма. Именно Джотто создал то, что на современном европейском языке называется «композиция». А что такое «композиция»? Это то, как видит художник сюжет, вот как он его себе представляет: как он, как очевидец, как бы представляет себе «А как это происходило?» То есть художник сам является сценаристом, режиссёром и актёром своей картины: его картина – это некий театр, в котором действуют Актёры, где режиссирует этими актёрами он, художник, и говорит: «Вот, я там был. Вот, слово вам даю, я при этом присутствовал. А было это так…» И начинает рассказывать, как это было. Мыслимо ли это для средневекового сознания…

И, вот, «Поцелуй Иуды» – эта фреска написана очевидцем действия.

…на самом заднем плане есть одна фигура. Она как бы сдвинута чуть от оси центральных фигур вправо, чтобы вы её видели хорошо: в профиль к нам парень с надутыми щеками, вот такими, раздутыми как шары, смотрит в небо и трубит в олифант – в рог из слоновой кости инкрустированный золотом. Он трубит вверх. А что это значит? Он единственный, кто на этой фреске трубит вверх: ангелы трубят вверх – воскрешение из мёртвых. Когда они трубят вниз – это набат – Страшный Суд…

Джотто показывает: он его ещё не поцеловал, а там уже трубят «Воскрешение из мёртвых» – Славу бессмертия…»  [T.10.CCLXXXVIII.1]

*

σάλπιγξ πνεύματος πεπληρωμένη Aesch. наполненная дыханием труба, т. трубные звуки

βουκινίζω (лат. bucino) трубить (στρόμβοις Sext.). [B.169]

 

Иерихон, как выяснилось, был построен на геологическом разломе.

Prof. Jelle Z. de Boer, Wesleyan University: «Вообще-то возле Иерихона есть несколько геологических разломов. Почти каждый век происходили одно-два землетрясения? Иногда их число достигало шести.

Можно объяснить даже звуки труб: перед началом землетрясения всегда слышится рёв. Многие утверждают, что звуки напоминают гудение камина, а другие говорят, что они похожи на звук от пролетающего реактивного самолёта, или на гром, прогремевший вдалеке».

Итак, Иерихон был разрушен… [T.13.LVII.2]

 

 
     
 

Светлана СТЕПАНОВА, доктор искусствоведения: «…вообще, в православной традиции сам момент Воскресения Христова считался неизобразимым, и, поэтому, со временем сложилась иконография «Сошествия во Ад». Но к тому моменту, когда Ивáнов (Александр Андреевич) стал разрабатывать свои эскизы, он практически не имел под рукой вот этих материалов, связанных с трактовкой в византийском искусстве, в древнерусском искусстве этого образа. К этому времени он уже пятнадцать лет прожил в Италии, поэтому итальянское искусство, и, прежде всего, искусство дорафаэлевской эпохи было ему гораздо ближе и понятнее». [T.10.CI.118]

 

Ирина АНТОНОВА, доктор искусствоведения, академик РАХ, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: «Картина Карло Кривелли «Мадонна с младенцем». Этот художник работал во второй половине пятнадцатого столетия. Это художник, который сочетал в себе элементы позднеготического искусства и, вместе с тем, конечно, он целиком должен быть отнесён к мастерам эпохи Возрождения. Написана, как и все другие картины, на дереве, и, в основном, темперой. Эта картина очень маленькая, её размеры двадцать один на пятнадцать сантиметров, это почти миниатюра. Она поражает нас своей праздничностью и нарядностью. И в ней мы видим совершенно новые черты, во-первых, полное владение объёмом.

Насыщение картин мастеров пятнадцатого века большим количеством символических предметов является одной из характернейших черт живописи, которая переходит от иконы к картине. Эти предметы и являются поясняющими происходящее. Картина украшена гирляндой фруктов, как будто бы неожиданных, но ведь они, в своё время, были насыщены определённым значением и содержанием. Так, яблоко возвращает нас к мысли о Первородном грехе, совершённом Адамом и Евой. И Христос призван искупить этот грех. Огурец – это образ (сейчас не всегда можем объяснить почему), но он связан с Воскресением Христа». [T.10.DXXVIII.4]

 

 
     
 

anastasis, is f (греч.) (тж. a. mortuorum) воскресение Eccl. [B.32]

 

pūbēsco, pūbuī, —, ere [puber] 1) (воз)мужать, созревать; 5) оживать, воскресать

 

suscitātio, ōnis f [suscito] пробуждение, перен. воскресение (multorum Tert). [B.32]

 

sus-cito, āvī, ātum, āre 1) вздымать, поднимать: s. lintea О вздувать паруса; s. aures VF настораживать уши; terga telluris s. V поднимать (плугом), взрывать, вскапывать почву; s. undas Lcn вздымать волны; 2) поднимать, заставлять встать (aliquem a subselliis С); поднимать с постели (о больном), ставить на ноги (aliquem H); будить (aliquem e somno С); пробуждать (tacentem Musam H); воскрешать (mortuos Aug): Vesuvius attonitas suscitat urbes VF Везувий ставит на ноги перепуганные города; 3) отгонять прочь, отпугивать (s. vulturium Ctl); 4) возбуждать, разжигать (sopītos ignes V); развязывать (bellum civīle С; caedem V): s. in arma viros V призвать мужей к оружию; pede crepitum s. Prp топать ногой; s. poenam alicui St навлечь кару на кого-либо; s. clamores Ph вызывать восклицания; 5) воздвигать (delubra deum = deorum Lcr); 6) создавать, сочинять (fictas sententias Enn). [B.32]

 

ēlicio, licuī, licitum, ere [ex + *lacio] 1) выманивать; 3) пробуждать (e. misericordiam alicujus L); 4) призывать, вызывать магическими средствами, заклинать

 

con-vīvifico, āvī, ātum, āre вместе оживлять, воскрешать (aliquos Vlg). [B.32]

*

vīvifico, āvī, ātum, āre [vivificus] 1) оживлять, животворить (mortalia Eccl): littera occīdit, spirĭtus autem vivificat Vlg буква убивает, а дух животворит; 2) med.-pass. воскресать Vlg, Eccl. [B.32]

**

 
     
 

**

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…видимо это было связано с какими-то базовыми архетипами в сознании человека. У них, вообще, было представление о гигантском океане сна, и в древнеегипетском языке слово «сон» – «ресут» происходит от корня «рес» – «пробуждаться». Речь идёт о том, что когда физическое тело засыпает, то человек, как бы, пробуждается в другом состоянии в «параллельном мире». И этот мир – промежуточный – в нём могут друг друга видеть сновидец, боги, праведные умершие, проклятые умершие, духи. И, например, вот тоже, где-то с XX-го – XXI-го века до новой эры появляются такие истории, когда, например, сын кладёт в могилу своего отца письмо – особый жанр – «письма мёртвым», и пишет следующее…» [P.122.8]

*

Танатос, Танат, Фанат (др.-греч. Θάνατος, «смерть») – в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Нюкты и Эреба, брат-близнец бога сна Гипноса. [P.100.91]

*

εὕδω (impf. ηὗδον и εὗδον, 3 л. sing. эп. impf. iter. εὕδεσκε, эп. inf. εὑδέμεναι) 1) спать, покоиться (εἶδε ὄψιν εὕδων Her.; τὴν ὅλην νύκτα Plat.): εὖδον παννύχιοι Hom. они спали всю ночь; εὕδων ὕπνῳ Soph. погружённый в сон; εὕδειν ὕπνον γλυκύ Hom. или εὐδαίμονα Eur. покоиться безмятежным сном; 2) перен. дремать, успокаиваться, утихать (εὕδοντα πόλεμον ἐπεγείρειν Dem.): ὄφρ’ εὕδῃσι μένος ἀνέμων Hom. пока дремлют буйные ветры; οὔπω κακὸν τόδ’ εὕδει Eur. ещё не утихло это горе; ἐᾶν τινα εὕ. Plat. оставить кого-либо в покое; 3) (о мёртвых) спать непробудным сном (εὕδων νέκυς Soph.). [B.169]

 

Александр АСМОЛОВ, доктор психологических наук: «Фанатик – это раб одного мотива: он служит этому мотиву, он всё делает ради его достижения. И поэтому личность фанатика – это личность человека, который гасит любое разнообразие вокруг себя. Он всегда идёт только одним путём, как носорог, и не знает других путей». [T.10.DCXLIX.1]

 

 
     
 

Другие британские острова данной группы сохраняют исконные названия. Один из островов, расположенный южнее, был открыт Колумбом в воскресенье; Колумб назвал остров Доминика, то есть «воскресенье» по-испански.

Ещё южнее находится остров Барбадос, то есть «бородатый». Он был открыт в XVI в. португальцами, которые назвали остров Бородатым из-за похожих на бороду лиан, свисающих с деревьев.

Айзек Азимов [B.129.1]

*

dominica, ae f Tert etc. — dominicus II. [B.32]

II dominicus, ī m (sc. dies) воскресный день, воскресенье Eccl. [B.32]

 

 
     
 

…если верить Евангелию, женщины увидели Ангела, который возвестил, что Иисус воскрес из мёртвых. Это было величайшее из всех чудес, именно оно изменило наш Мир. Если бы не было его, о прочих чудесах не говорили бы так много.

…чудо Воскресения – основа христианской религии, – без него Иисус был бы всего лишь одним из мучеников за веру.

Prof. Kimberly B. Stratton, Carleton University: «Если мы обратимся к Священной истории, то увидим, что Воскрешение Иисуса выводит его из общего ряда чудотворцев, отличает его от всех прочих. Ни один из них не возвращался в свою физическую оболочку после смерти. Они могли возвращать к жизни других людей, но не проделывали того же в отношении себя». [T.17.XXIX]

 

…Иисус умер на кресте и был похоронен в пустой гробнице. Затем, как говорит Традиция, тремя днями позже Он воскрес из мёртвых, прежде чем вознёсся на Небеса, не оставив на Земле телесных останков.

Prof. Bart D. Ehrman, University of North Carolina: «По сути христианство начинается с провозглашения того факта, что Иисус воскрес из мёртвых, что Господь, действуя от имени Иисуса, вернул его физическое тело к жизни и забрал Его на Небеса».

Быть христианином означает верить в Воскресение Христа и Вознесение Его на Небеса. [T.21.XIII.1]

 

…первые три слова гласят «на третий день».

Prof. Israel Knohl, Shalom Hartman Institute: «На восьмидесятой строке мы видим слова «на третий день». Это очевидно и сомнению не подвергается. Споры ведутся вокруг четвёртого слова – именно в нём вся загвоздка».

Четвёртое слово было затёрто, и здесь начинаются противоречия.

На древнем иврите слово «Воскресни» иногда пишется четырьмя буквами ( חאיה ).

Но на восьмидесятой строке камня можно различить лишь первые три буквы загадочного слова. [T.21.XV]

 

Лазарю пришлось скрываться. По преданию он нашёл убежище на Кипре в городе Китионе, который теперь называется Ларнака. «Ларнака» по-гречески значит «саркофаг», «гробница». Имеется ввиду вполне определённая гробница – Лазаря, друга Христова, который окончил свою, можно сказать, «вторую жизнь» епископом Китиона. Над его захоронением возвышается византийский храм десятого века, принадлежащий Кипрской православной церкви. [T.10.CDXLIV.1]

*

λάρναξ, ᾰκος ἡ, редко ὁ 1) ящик, сундук Hom., Her.; 2) погребальная урна (λ. χρυσείη Hom.); 3) гроб (λ. κυπαρισσίνη Thuc.); 4) ковчег (τοῦ Δευκαλίωνος Luc., Plut.) . [B.169]

κάλπις, ῐδος ἡ (acc. ιν Hom. и ιδα Pind.) 1) кувшин ; 2) сосуд для мазей; 3) погребальная урна (λείψανα ἐν κάλπιδι κευθόμενα Anth.); 4) урна для опускания голосов или для бросания жребия (ἐς τὴν κάλπιν ἐμβάλλονται κλῆροι Luc.). [B.169]

*

Кипр

…когда красть уже было нечего, предметом надругательства становились сами здания. Храм «Айя Анастасия» («Святого Воскресения») [Ayia Anastasia], например, превратился в курортную гостиницу… [T.13.LXV.1]

*

ἀνά-στᾰσις, εως ἡ 1) подъём, вставание: ἀ. ἐξ ὕπνου Soph. пробуждение; 2) возвращение к жизни, воскресение Aesch., Luc., NT; 3) подъём, возрождение (πτῶσις καὶ ἀ. NT); 4) выход, уход (ἐκ τοῦ ἱεροῦ Thuc.); 5) перемещение, переселение (τῆς Ἰωνίης Her.); 6) восстание (sc. τῆς Ἑλλάδος Plut.); 7) воздвигание, сооружение (τειχῶν Dem.; τροπαίου Plut.); 8) разрушение, уничтожение, разорение (πόλεων Aesch., Plut.; δόμων Eur.; τῆς πατρίδος Dem.). [B.169]

*

ἀνα-βιόω 1) (aor. 1 ἀναβίωσα, aor. 2 ἀνεβίων) оживать, воскресать Arph., Plat., Plut.; 2) med. возвращать к жизни, воскрешать (τινα Plat., Arst.). [B.169]

ἀνα-βίωσις, εως ἡ возвращение к жизни, воскресение Plut. [B.169]

ἀνα-βιώσκομαι 1) med. (aor. ἀνεβιωσάμην) оживлять, воскрешать Plat.; 2) pass. оживать, воскресать Plat. [B.169]

*

ἀνα-ζωγρέω оживлять, воскрешать (ἀπολλυμένων μόχθον ἀοιδοπόλων Anth.). [B.169]

ἀνα-ζωπῠρέω 1) вновь зажигать, возвращать к жизни, оживлять, воскрешать (θερμῷ τὸ θερμόν Arst.; νείκη νέα Eur. - in tmesi; μαραινομένην τὴν δύναμιν Plut.; ἐπιθυμίαν Luc.); pass. оживать, воскрешать Plat.: τὰ τῶν Θηβαίων ἀνεζωπυρεῖτο Xen. положение фиванцев улучшилось, фиванцы воспрянули духом; 2) оживать, воскресать (πόλις ἀναζωπυροῦσα Plut.). [B.169]

*

ἀνα-λαμβάνω тж. med. 1) брать…; 7) вновь начинать, повторять…; 9) снова брать, обратно получать или принимать, восстанавливать… 10) пробуждать, воскрешать…; 11) исправлять, заглаживать…; 12) дать прийти в себя, дать отдохнуть; подкреплять; подбадривать…; 13) приходить в себя, оправляться…; 15) склонять на свою сторону, располагать в свою пользу (τὸν ἀκροατήν Arst.; δῆμον ἑστιάσεσι Plut.). [B.169]

*

ἀναλύω ὀφθαλμόν Pind. in tmesi возвращать зрение, перен. воскрешать

*

ἀνα-πληρόω 1) заполнять, восполнять…; 2) замещать…; 3) доводить до конца…; 4) med. полностью платить…; 5) восстанавливать, воскрешать (τὴν ἐλπίδα Plut.): ὁ ἥλιος ἐξέλιπε καὶ πάλιν ἀνεπληρώθη Thuc. произошло затмение солнца, а затем вновь показался полный солнечный диск; 6) насыщать, удовлетворять… [B.169]

*

ἀν-ίστημι (fut. ἀναστήσω - эп. ἀνστήσω, aor. 1 ἀνέστησα - эп. ἄνστησα) тж. med. с aor. 2, pf. и ppf. act. 1) поднимать, помогать или велеть встать…; 2) поднимать от сна, будить…; 3) пробуждать, воскрешать…; 4) восстанавливать, отстраивать…; 5) (тж. med. в aor. 1) воздвигать, возводить, сооружать…; 6) выставлять, собирать (для войны)…; 7) выставлять на продажу или на показ…; 8) поднимать, призывать, подстрекать…; 9) охот. поднимать, вспугивать…; 10) перемещать, выселять, переселять…; 11) распускать, закрывать…; 12) отзывать, отвлекать…; 13) изгонять, разгонять…; 14) med. возникать, рождагься…; 15) med. подвергаться разорению или разрушению…; 16) начинать, предпринимать…[B.169]

 

Сергей КАРПОВ, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук: «…а с другой стороны надпись Святой Георгий. И Святой Георгий берёт Алексея Комнина за руку и вводит его в стены крепости. Вторая сторона печати: на второй стороне печати изображается Святое Воскресение – «Сошествие Христа во Ад» – когда Христос за руку выводит Первочеловека Адама после Воскресения. И написано на этой стороне «Агия Анастасис» – «Святое Воскресение»…

…да, Святой Георгий патрон династии Багратидов.

…но дальше «Анастасис» (ἀνάστασις), почему? –И, вот, я понял, в чём здесь дело. Дело в том, что эта печать имеет хронологическую чёткую привязку.

…а что такое «Анастасис»? – Это Пасха, а Пасха в этот год – в 1204-м году – 25-го апреля». [T.10.CI.78]

 

 
     
 

παλιγ-γενεσία, ή (πάλιν, γένεσις), возрожденiе, воскресенiе изъ мертвыхъ, позд. Н.З.

σωμᾰτο-ποιέω 1) поддерживать существование, питать, кормить, содержать (τινα Diog.L.); 2) организовывать, укреплять, консолидировать (τὸ ἔθνος Polyb.); 3) подбодрять (τοὺς ἵππους Polyb.); 4) оживлять, воскрешать (τὴν ἐλπίδα Polyb.); 5) рит. делать материальным, воплощать, олицетворять. [B.169]

 

Артем ДЕЖУРКО, аспирант, историк искусства и дизайна, ВШЭ: «Возрождение – что это такое? Что возрождали? – Возрождали античность конечно.

Однако, античность пытались возрождать и в Средние века. В чём же разница?

Во-первых, в новую эпоху её стали возрождать существенно более основательно, более масштабно. Дело в том, что в Средние века люди не владели таким понятием, как исторический процесс: история, с их точки зрения, топталась на месте. Последним существенным событием в ней было пришествие Христа в мир. Следующим событием будет его Второе пришествие в мир. В промежутке между ними что-то происходит, но в целом архитектура мира неизменна. Мир – это империя, Рим – её столица, Папа – глава всех христиан. Так было испокон веков, и так будет до скончания веков. Поэтому в Средние века особо и не думали о том, что надо как-то специально античность возрождать: считалось, что нет большой разницы между современностью и эпохой Августа. А вот в новую эпоху люди впервые ясно поняли, что античность закончилась. Навсегда. Бесповоротно. И уже давно – тысячу лет как. Поэтому им и приходится восстанавливать её капитально, всерьёз, не так, как это делали прежде.

Возрождение начинается в тот момент, когда европеец, оглядываясь на прошлое, впервые стал различать в нём эпохи. Пока что только три – Славную древность, Современность, когда эта древность, слава богу, наконец, начала возрождаться, и несколько веков в промежутке – Средних веков, как их именно в эпоху Возрождения стали называть.

Есть ещё одна черта Возрождения, которая считается даже более важной, чем реконструкция античной культуры – секуляризация сознания. Сознание людей становится светским – перестаёт быть религиозным. Ум средневекового человека поглощён религией: ему не столько интересен мир, сколько Замысел Бога о Мире. Он идеалист: красота цветка трогает его меньше, чем красота силлогизма. А люди эпохи Возрождения, наоборот, влюблены в мир – в его соблазны, в его вещественность. И в центре их картины мира – человек – живой человек, страстный, умный, сильный, не обязательно добродетельный, чаще, даже наоборот. Самые обаятельные герои этой эпохи Сиджизмондо Малатеста, о котором распространялись слухи, что он посвятил храм своей любовнице, кондотьер Франческо Сфорца, который принимал участие во множестве войн, и в каждой, как правило, сначала на одной, а потом на другой стороне, Чезаре Борджиа… Настоящие негодяи, но современники восхищались ими – их умом и упорством.

Секуляризацию сознания историки усматривают и в том, что литература эпохи Возрождения переходит с латыни – языка церкви, на национальные языки европейских народов. Поэтому считается, что Возрождение началось в тот момент, когда был создан первый большой текст на итальянском языке – знаменитая «Божественная комедия» Данте. Это произошло на рубеже тринадцатого-четырнадцатого веков. Итальянская литература четырнадцатого века принадлежит Возрождению. Но! Пока только литература: в другие виды искусства оно пришло на сто лет позже.

Весь четырнадцатый век Италия накапливала знания об античности. Конкретнее можно было бы сказать, что накоплением этих знаний занимались гуманисты – учёные, специализирующиеся на «studia humanitatis», или, как их сейчас называют «гуманитарных науках» – знатоки древней истории и литературы. Гуманисты и их знатные покровители вели игру в античность, постепенно заигрываясь всё больше. Они брали себе римские имена, придумывали фальшивые генеалогии, возводя свой род к древним римлянам. Были предприняты отдельные попытки носить тогу и есть лёжа.

…словом, в своём воображении просвещённые итальянцы той эпохи уже жили в древности. Но они не могли не видеть, что мир, в котором они живут, совсем не похож на античный. Это следовало исправить. И в начале пятнадцатого века итальянские живописцы, архитекторы и скульпторы, засучив рукава, принялись перелицовывать предметный мир Италии на античный лад.

Так Возрождение пришло в визуальные искусства – на сто лет позже, чем в литературу.

В истории искусства эта эпоха продолжается примерно двести лет – с начала пятнадцатого века до конца шестнадцатого, и обычно делится на три периода.

Раннее Возрождение – это весь пятнадцатый век.

Высокое Возрождение (время наибольшего расцвета этого искусства) – примерно первая треть шестнадцатого века.

Позднее Возрождение – весь остальной шестнадцатый век. Искусство Позднего Возрождения часто называют «Искусством Маньеризма».

В пятнадцатом веке искусство Возрождения существует лишь в Италии: во всей остальной Европе – готика. Да и то не во всей Италии – в первую очередь во Флоренции, в Риме и при дворах некоторых герцогов центральной и северной Италии. В других областях страны оно распространилось с большим опозданием, а за пределами Италии распространилось ещё позже – только в шестнадцатом веке». [T.22.LI.2]

**

 
     
 

**

В XIII-м – XIV-м веках города стали играть главную роль в жизни Италии. И первой из них была Флоренция. Её правители купались в роскоши, здесь зарождается концепция о неограниченном потенциале человека, – это революционное учение – гуманизм.

Prof. Nicholas Adams, Vassar College: «Гуманизм – это, прежде всего, интерес к античности».

Древние руины Италии свидетельствуют о том, каких высот удалось достичь человеку в античные времена.

Prof. Nicholas Adams, Vassar College: «Это были готовые архитектурные образцы, подражая им, можно было построить нечто действительно выдающееся».

Но когда в 1347 году разразилась «Чёрная смерть», она не миновала и Флоренцию. Погибла почти половина жителей города. Потребовалось больше полувека, чтобы оправиться от такого удара. Но Возрождение получилось поистине грандиозным. То была эпоха Ренессанса, что и означает «Возрождение». Правящая элита Тосканы стала тратить свои сказочные богатства на осуществление монументальных архитектурных проектов. Флорентийская династия Медичей, – одна из богатейших семей Италии – начала возрождать свой город к былой славе, превращая его в новые Афины.

Prof. Karl Appuhn, New York University: «В эпоху Возрождения возрастает интерес к Древнему Риму, в том числе к архитектуре. Восстанавливаются технологии древнеримского строительства».

Prof. Rocky Ruggiero, Syracuse University: «Сикст Пятый взялся возродить этот город (Рим)».

Если Риму вновь суждено было стать столицей Католической Церкви, то город нуждался в серьёзной реконструкции.

Однако его возрождение было нелёгкой задачей. Для начала надо было сделать его улицы безопасными, очистить их от преступников. Папа приказал попросту выловить и казнить их всех. Следующим шагом было восстановление акведуков – образцов торжества инженерной мысли. Когда в город вернулась вода, Рим вновь стал многолюдным и процветающим городом. Улицы были расширены и вымощены камнем, город переживал строительный бум… [T.10.XXXII.12]

 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Что возрождалось? Да примерно то же, что в двух Возрождениях европейских. Мы обычно говорим только про одно Возрождение – великое Возрождение XV – ну, условно, XVI веков. А было ведь ещё одно, примерно синхронное с этим. В IX – X веке – в IX. Ну, в Х оно продолжалось. При дворе Карла Великого, при дворе германских Оттонов, императоров Оттонов, было то, что называют Каролингским возрождением и Оттоновским возрождением. Западная Европа впервые после провала и хаоса Великого переселения народов обратилась к истокам своей культуры, к античности, к рукописям – греческим, римским. Это было. И то же самое примерно было с Авиценной». [P.97.39]

 

 
     
 

Resurrectio mortuum (Mutationes in tempore) как совокупность Свободы (Pentagrammatica Libertas) и Времени (la Temperance)

 

Юрий ПИВОВАРОВ, доктор политических наук, профессор, директор ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) РАН: «…ему не нравилось в России абсолютно всё: природа, люди, погода, церкви. Он устраивал какие-то жуткие скандалы в русских церквях, и вообще хотел Россия перевести в лютеранство. Он воссядет на престоле в конце 1761-го года, когда умрёт его тётка Елизавета. И, он царствовал всего сто восемьдесят шесть дней, а потом Екатерина, и её окружение свергли его. Он был убит, как мы знаем, и всё…

Казалось бы история закончена, неудачный царь, какая-то такая небольшая пауза между блистательной Елизаветой и блистательной Екатериной Второй, так неудачно заполненная этим неудачником.

А вот если с другой стороны посмотреть, то Пётр Третий сыграл в русской истории громадную роль.

18-го февраля 1762-го года по распоряжению Петра Третьего издаётся «Манифест о вольности дворянской» («Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству»). С моей точки зрения, это один из самых важных за всю тысячелетнюю русскую историю политико-юридических документов. Он освобождал дворян от Крепостного права. Мы всегда считали, что Крепостное право это только для крестьян, для людей, работавших на земле. Нет! Вся Россия была закрепощена, все сословия, включая дворян, были обязаны служить «Трону и Государю». И вот, Пётр Третий освобождает дворян от Крепостной зависимости. Теперь они не обязаны служить ни на гражданской, ни на военной службе, как это было раньше. Лучшие из них стали заниматься живописью, поэзией, в этих своих дворянских усадьбах создавать театры, заниматься литературой. В конечном счете, народится поколение Пушкиных, Лермонтовых, Достоевских. Да и в первые в русской истории появились свободные люди со своим свободным временем. Это величайшее деяние, хотя конечно у каждого даже величайшего деяния есть, наверное, какие-то негативные стороны. Василий Осипович Ключевский писал: «18-го февраля, освободив дворян от Крепостного права, надо было бы 19-го февраля освободить и крестьян от Крепостного права». Так было сделано, но через девяносто девять лет, в 1861-м году. То есть власть не смогла, не решилась на следующий шаг, – и крестьян сделать свободными, – в этом корни Пугачёвщины…» [T.10.XXII.6]

*

Александр Михайлович Панченко, академик РАН, доктор филологических наук: «…Отрепьевы – это почтенная семья. И никто не ожидал, что эти дворяне, или «дети боярские», как раньше говорили – это одно и то же – что они войдут вот так вот в историю, может быть, не самым лучшим образом». [T.10.II.1]

 

Бенедикт САРНОВ, критик, литературовед, академик АРСС: «Почему Сталин всё-таки так добродушно отреагировал на это, вполне антисоветское стихотворение, написанное как бы от имени несуществующего немецкого поэта? Он решил ограничиться тем, чтобы, так сказать, раздавить Демьяна, уничтожить его морально, физически уничтожать его по каким-то своим соображениям не стал. Может быть, всё-таки потому, что в ту пору ещё слава Демьяна в народе была достаточно велика. И Демьян после этого, конечно, речи о том, чтобы его печатали, тем более в центральных газетах – в «Правде», в «Известиях» – уже не могло быть. Он ушёл, стал маргинальной фигурой, то есть продолжал своё физическое существование, но как реально действующий поэт существовать перестал. И на короткое время, так сказать, воскрес в начале войны, когда уже понадобилось всё уже, там, в «Правде» даже печатали Ахматову. И, вот, в «Правде» было напечатано одно, а потом ещё одно стихотворение Демьяна Бедного, в сорок первом году…» [T.10.CCXV.1]

 

 
     
 

Саккара. Апрель 2004-го года. В глубоких шахтах, созданных во времена фараонов, группа французских археологов обнаружила прекрасно сохранившиеся саркофаги.

Catherine Bridonneau, Head of documentary studies, The Louvre Museum: «Поясоэто сокращённо Пта. Пта, Саккаха (или Сокарис) и Осирис – три бога, объединённые во всемогущее божество, которое гарантирует воскресение мёртвых вместе со всеми предметами, положенными в гробницу».

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «По-моему это лучшая из мумий периода Птолемеев, которую мне довелось видеть». [T.10.CCLXXIII]

 

Nick Pisa, British Journalist: «Рим – это один большой музей. Каждый раз, как начинают копать, что-то находят.

…эти коридоры прорезали в скалах две тысячи лет назад, они тянутся километрами. Справа и слева камеры, многие не исследованы, не изучены должным образом».

Катакомбы создавали, начиная с первого века. Здесь хоронили умерших, поскольку рыть тоннели было дешевле, чем покупать землю. А здесь христиане могли покоиться вместе, не расставаясь даже в загробной жизни: это было их пространство. Тогда в Риме христианство считали опасным.

Римляне сжигали своих умерших. Катакомбы давали возможность уйти от языческого обычая, и, подобно Христу, сойдя в гробницу, воскреснуть воплоти. В подражание Христу тело заворачивали в пелену или в саван и клали в стенную нишу – локулу.

Гробов не было, локулу закрывали мраморной плитой, а чаще – черепицей, посаженной на раствор. На плите вырезали имя покойного и христианский символ, или пожелание мира в загробной жизни. Часто внутрь ставили лампы и сосуды с благовониями.

Гробница представляла собой несколько рядов локул, расположенных один над другим, наподобие общей спальни.

Когда христианство стало религией Римской империи, катакомбы превратились в храмы и места поклонения. [T.17.LI]

*

loculus, ī m [demin. к locus] 1) местечко, уголок Pl etc.; 2) гроб РМ, Just; 3) ящик РМ etc.; pl. ящичек с перегородками (полками), ларчик, шкатулка Н, Su. [B.32]

 

 
     
 

На юге Месопотамии вел раскопки английский археолог Л. Вулли. Ему и удалось решить вопрос о месте всемирного потопа. З. Косидовский писал: «Над стенами города Урука Л. Вулли пробил… шахту и на глубине четырнадцати метров обнаружил гробницы шумерских царей начала III тысячелетия до н. э., содержащие огромные сокровища, человеческие останки. Но Л. Вулли решил обязательно выяснить, что скрывается под этим местом захоронения. Когда рабочие по его указанию прошли следующий пласт, они наткнулись на речной ил, в котором не было никаких следов человеческого существования. Неужели рабочие добрались до напластований почвы, относящихся к тому периоду, когда в Месопотамии ещё не было поселений? Дальнейшие раскопки кладбища принесли замечательное открытие. Под слоем ила толщиной в три метра появились новые следы поселений: кирпичи, мусор, пепел от костров, осколки керамики. Как форма, так и орнамент черепков гончарных изделий свидетельствовали, что они относятся к совершенно другой культуре, чем те, которые были обнаружены над слоем речного ила. Расположение пластов можно было объяснить только следующим образом. Какое-то грандиозное наводнение уничтожило неизвестные нам человеческие поселения неведомой давности, а когда вода отступила, пришли другие люди и заново заселили Месопотамию. Это были шумеры, создавшие самую древнюю из известных нам цивилизаций мира. Для того чтобы могли нагромоздиться почти три метра ила, вода в этом месте должна была в течение очень долгого времени стоять на высоте без малого восемь метров. Подсчитано, что при таком уровне воды вся Месопотамия могла стать жертвой разбушевавшейся стихии.

К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.1]

*

Мы начали с того слоя, где были обнажены захоронения, и отсюда стали рыть маленькую квадратную шахту площадью полтора метра на полтора. Мы углубились в нижний слой, состоявший из обычной, столь характерной для населенных пунктов смеси мусора, распавшихся необожженных кирпичей, золы и черепков. Примерно в таком же мусоре располагались и гробницы. На глубине около метра внезапно всё исчезло: не было больше ни черепков, ни золы, а одни только чистые речные отложения. Араб-землекоп со дна шахты сказал мне, что добрался до чистого слоя почвы, где уже ничего не найдено, и хотел перейти на другой участок. Я спустился вниз, осмотрел дно шахты и убедился в его правоте, но затем сделал замеры и обнаружил, что «чистая почва» находится совсем не на той глубине, где ей полагалось бы быть. Я исходил из того, что первоначально Ур был построен не на возвышенности, а на невысоком холмике, едва выступавшем над болотистой равниной, и, пока факты не опровергнут моей теории, я не собирался от неё отказываться. Поэтому я приказал землекопу спуститься вниз и продолжать работу. Араб неохотно начал углублять шахту, выбрасывая на поверхность чистую землю, в которой не было никаких следов человеческой деятельности. Так он прошёл ещё два с половиной метра, и вдруг появились кремневые осколки и черепки расписной посуды, такой же, как в Эль-Обейде.

Леонард Вулли [B.156.1]

 

 
     
 

κῡριακός 3 господний, господень (δεῖπνον NT): ἡ κυριακὴ ἡμέρα NT день господень, т.е. воскресенье. [B.169]

 

Dr. Michael C. Scott, University of Warwick: «…эти действия были, конечно, частью более крупных вмешательств Константина в дела Церкви и упрочения её связей с Римским государством. Он издаёт «Эдикт о веротерпимости», признанный прекратить гонения на представителей всех религий, возвращает христианам конфискованное имущество, запрещает казнь через распятие и гладиаторские бои. А также закладывает основы тех принципов, на которых и сегодня во многом зиждется религиозная жизнь нашего общества. Например, устанавливает день празднования Пасхи, делает воскресенье всеобщим выходным днём…» [T.21.LX.3]

 

С первого века до нашей эры в Иудее практиковали сложный погребальный обряд – так называемое «вторичное погребение»: сначала тело оборачивали в саван и помещали в могилу примерно на год. По прошествии этого времени родственники умершего забирали кости и перекладывали их в оссуарий. А после этого останки помещали в погребальную пещеру в ожидании воскресения. Археологи обнаружили тысячи подобных захоронений в Иерусалиме, но для Галилеи такая находка – большая редкость… [T.21.LXIII.2]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…там – в Инобытии – это «вечное время», «время недвижное», то есть, «время безвременья / вневременья» – «нехех». И так и называли – «могила» (hut en neheh), то есть, «дом вечности». А второе, по категории времени – это «джет». Джет – это то время (наше), которое, рано или поздно приведёт к Концу Мира, и к гибели этого мира, и к вхождению в Вечность. С одной стороны Вечность окружает нас, с другой стороны мы движемся к Вечности. Вот Вечность, окружающая нас, куда мы входим после смерти – это Нехех. Вечность, к которой мы движемся линейно – это Джет. Поэтому второе название для могилы «пер-джет» (дом линейной вечсности)». [P.164]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…тот же самый термин «буддхи» – это «активность чувств» – отсюда и «буддизм», отсюда и наш «будильник», и «пробуждение», «будить». Учёные относят его к пятому веку до Рождества Христова». [P.125.362]

 

 
     
 

…не меньше споров вызвали и результаты идентификации останков семьи Романовых – последнего Российского императора с семьёй и домочадцами. И в России и за рубежом не все оказались готовы признать останки, найденные в могильнике под Екатеринбургом, царскими.

Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ, доктор филологических наук, доктор биологических наук, профессор СПбГУ: «Причём, аргумент был очень странным, что, поскольку царское семейство причислено к лику святых, то их мощи должны явиться праведникам особым образом. Ну, как бы, правила игры такие. А они вовсе не являлись никому». [T.2.LXXXIV]

 

 
     
 

Владимир МИКУШЕВИЧ, писатель, российский поэт, прозаик, переводчик, религиозный философ: «…был, например, такой гуманист Ермолай Варвар, который говорил, что он согласен уступить Дьяволу, вступить с ним в заговор, если Дьявол поможет ему перевести на латынь слово «энтелехия» (ἐντελέχια – осуществлённость), встречающееся у Аристотеля. Слово «энтелехия» означает высшую целесообразность, заложенную в человеческом организме: у каждого из нас своя энтелехия. На энтелехии будет основываться «воскресение мёртвых».

Как будто бы Ермолай Варвар перевёл это слово на латынь выражением «perfecti habias» (имеющий совершенство), но, разумеется, это не передаёт всех значений этого многозначного слова «энтелехия», принадлежащего Аристотелю». [T.10.DCXX.9]

 

 
     
 

Татьяна КОРНИЕНКО, кандидат исторических наук: «…этот памятник (Гёбекли-Тепе) Шмидтом (Klaus Schmidt) и Моршем (Michael Morsch) был повторно открыт, потому что в обзорных отчётах о разведке 1963-го года этот памятник был зафиксирован Петером Бенедиктом (Peter Benedict), поскольку на поверхности были кремневые орудия для раннего неолита как раз характерные. Он и был зафиксирован как ранненеолитический. Но Питер Бенедикт написал, что там находится кладбище. Судя по всему, кладбищем он назвал те самые глыбы обработанные, которые он не мог, будучи профессиональным археологом, соотнести с теми кремневыми и обсидиановыми орудиями, которые лежали на поверхности.

А кладбище для памятника археологического в мусульманской культуре – это приблизительно равно приговору, потому что на мусульманских кладбищах раскопки не проводят». [P.141.24]

 

…так продолжалось, пока он не нашёл первые укрепления – окружавшие периметр стены в нескольких метрах под землёй и цитадель. Шлиман нашёл Трою. Но самая известная находка открылась ему утром 31-го мая 1873-го года.

Caroline Mary Moorehead, OBE FRSL, biographer: «Что именно произошло, мы знаем только с его слов: других источников нет. Он говорил, что был один: всех отправил по домам. Он увидел, как что-то блестит. ЗОЛОТО. Он начал копать сам. И вытащил прекрасное ожерелье, головной убор, много серёг, колец, мелких украшений, мелких золотых вещиц. Для древнего клада это большое количество золота. Он нашёл настоящее сокровище. И понял, что оно цельное: все эти вещи лежали вместе».

За всё время шлимановских раскопок было обнаружено двадцать кладов с разными сокровищами. Всего десять тысяч артефактов. Он не сомневался, что это «Золото Приама». [T.13.CXXIII]

*

Клад: Бессуфиксное производное от глагола класть, далее от праслав. *klā̀dǭ, *klā́stī; *klādъ

Кладбище: Происходит от *кладьба «укладывание», далее из класть

*

θησαυρός ὁ 1) клад, сокровище, ценность; ὁ νέκυς, οἰωνοῖς γλυκὺς θ. Soph. мертвец, радостная находка для хищных птиц; 2) хранилище, сокровищница; 3) множество, куча (κακῶν Eur.). [B.169]

 

Юрий БЕРЁЗКИН, доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии РАН: «…во всех культурах западной Евразии есть представление, что Царь-Змей, у которого драгоценный камень во лбу… что змеи собираются на зимовку, и там тоже у них сокровища.

Клад, вообще, представление о кладе – это очень западно-евразийская вещь: у индейцев Америки нет кладов. Ни в одном тексте нет кладов, в принципе такого нет понятия.

Всё второе тысячелетие до нашей эры – там клады. Клады бывают разные: есть клады, клали сокровища; есть клады, клали ритуальные вещи. Чаще всего кто-то бежал от врага, оставлял клад. Так или иначе, представление о кладе мифологизировалось. То есть, клад – это такой концепт. И концепт клада, характерный для западно-евразийских традиций всех – и христианских, и исламских, но, прежде всего, для европейских – в том числе он связан также со змеёй». [P.125.507]

 

 
     
 

Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…в апологетической традиции именно «Воскресение мёртвых» стало достаточно важным моментом. Понятно, что воскресение мёртвых упирается в тему разложимости и неразложимости». [P.153/10]

*

Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…что Воскресение, само по себе, то есть, восстание из мёртвых, происходит от корня «крес», который обозначает «искра». Фактически слово «воскресение» перевод греческий «анастасис», которое правильно перевести было «восстание». А «воскресение» – это как «искра» вспыхивает вверх, так вот древнеславянское слово было аналогом движения искры: кресало – это индоевропейское слово, корень». [P.153/15]

 *

ἀνά-στᾰσις, εως ἡ 1) подъём, вставание: ἀ. ἐξ ὕπνου Soph. пробуждение; 2) возвращение к жизни, воскресение Aesch., Luc., NT; 3) подъём, возрождение (πτῶσις καὶ ἀ. NT); 4) выход, уход (ἐκ τοῦ ἱεροῦ Thuc.); 5) перемещение, переселение (τῆς Ἰωνίης Her.); 6) восстание (sc. τῆς Ἑλλάδος Plut.); 7) воздвигание, сооружение (τειχῶν Dem.; τροπαίου Plut.); 8) разрушение, уничтожение, разорение (πόλεων Aesch., Plut.; δόμων Eur.; τῆς πατρίδος Dem.). [B.169]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…в этом же произведении Заратуштра спрашивает Ормузда: «О, Господь Мудрый! Что до тех, кто во плоти, кто отошёл в землю, в Восстановление, будут ли они вновь во плоти или будут подобны теням?»

«Восстановление» – это «анастасис»: «воскресение», здесь, конечно, слово не употребимо. Но оно и вообще неправильно – это неправильный перевод слова «анастасис» на русский язык». [P.125.513]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ