ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XX. Attractio Divina; Transmutatio astralis; Mutationes in tempore; Resurrectio mortuum (Воскресение мёртвых); Cuptut (Стремление); Circulus; le Jugement (Cyд); Caput; Иероглиф (голова человека, выглядывающая в окно).

   

Ученое название этого аркана Resurrectio mortuum (Воскресение мёртвых)

 
     
 

resurrēctio, ōnis f [resurgo] воскресение (ex mortuis Vlg; mortuorum Vlg, Eccl). [B.32]

 

re-surgo, surrēxī, surrēctum, ere 1) снова вставать, вновь подниматься (somno Ар); вновь восставать (in ultionem T); 2) выплывать, выныривать (de mediis aquis О); снова восходить (luna resurgit О); 3) снова возникать, вновь вспыхивать (amor resurgens V; bellum resurgit VP, T); восстанавливаться, возрождаться (urbs resurgit Prp); 4) воскресать (a mortuis Vlg). [B.32]

 

I surrēctio, ōnis f [subrigo] воскресение Eccl. [B.32]

 

subrigo (surrigo и surgo), rēxī, rēctum, ere [sub + rego] 1) поднимать (mucronem L): subrectā cuspide L с поднятым щитом; terrae motus subrigit plana Sen землетрясение вздымает равнины; 2) выпрямлять (lumbos Pl); 3) настораживать (aures V); 4) подниматься, вставать (e lectulo С; sellā и de sellā С); вставать с постели (ante lucem С): s. humo О подняться с земли; s. ad dicendum С подняться, чтобы начать речь; s. ad aetherias auras или ad lumina vitae V появиться на свет; non recordor, unde cecĭderim, sed unde surrexerim С я вспоминаю не откуда упал, а откуда поднялся, т. е. стараюсь помнить о своих успехах и забыть о неудачах; s. in altum Cld подняться из низов, возвыситься; s. alicui С вставать перед кем-либо; s. ab aliquo Aug расстаться с кем-либо; 5) подниматься, вздыматься: ignis surgit ab arā О огонь поднимается с жертвенника; surgens a puppi ventus V поднимающийся с кормы (т. е. попутный) ветер || порываться, устремляться (animi juvenum ad magna surgentes Pt); 6) подниматься войной, двинуться: in Teucros surgit ab Arpis V (сын Тидея) идет войной на тевкров со стороны Арп; 7) всходить (luna surgit V; astra ignea surgunt V): surgente die L с наступлением дня, с рассветом; 8) расти: messes surgunt V посевы всходят; Ascanius surgens V подрастающий Асканий; surgens Carthaginis arx V воздвигаемый кремль Карфагена; 9) возвышаться (supra prosam orationem Q); 10) возникать (surgentia bella V): quae nunc animo sententia surgit? V какая мысль возникает теперь (у тебя)?; pugna aspera surgit V завязывается жестокий бой; rumor surrexit T появился слух; surgit amari aliquid Lcr начинает ощущаться какая-то горечь; 11) начать говорить (surgit ad hos Ajax О). [B.32]

 

re

 

corpus postliminio mortis animare Ap оживить тело мертвеца

 

 
     
 

…наблюдая за природой, египтяне видели, что жизнь совершает бесконечный круговорот. Если каждое утро встаёт Солнце, если каждый год разливается Нил, если каждое лето прорастают зёрна, то и люди могут возвращаться из мёртвых. Архитектура гробниц служит выражением этой веры. В боковой камере со статуей фараона находилась лестница, ведущая на Запад. По ней усопший царь начнёт своё путешествие в Империю Мёртвых.

Dr. Günter Dreyer, German Archaeological Institute: «Основная идея заключается в том, что жизнь циклична: она начинается снова и снова, а по сему бесконечна. Египтяне предпринимали всё возможное, чтобы помочь мёртвым воскреснуть. Для этого над гробницами насыпали изначальный холм – символ сотворения жизни. Со временем эти курганы эволюционировали в пирамиды».

Миф о Сотворении Мира гласит, что вся жизнь возникла из Первобытного Океана. Постепенно спадая, вода обнажила первую сушу – Изначальный Холм. История Сотворения повторялась на глазах египтян каждый год, когда Нил отступая обнажал плодородные земли – обещание возвращения жизни.

По мере того, как могильные курганы поднимались всё выше, они становились всё абстрактнее. Всего за четыре столетия небольшие насыпи превратились в Пирамиды Гизы: символ Сотворения Жизни стал вершиной египетского архитектурного гения.

…потолочная роспись иллюстрирует, как богиня Неба Нут вечером заглатывает Солнце, которое путешествует по её телу в течение ночи, и заново рождает его на следующее утро, возвещая приход нового дня. [T.10.CCCXXI.4]

 

Какими должны быть курганы, знают все археологи. Как правило, диаметр кургана раз в десять больше, чем высота.

…сооружение было уступчатым. Диаметр останется почти прежним, а высота вырастает.

А. НИКИТИН [A.322]

 

Владимир КИЯШКО, кандидат исторических наук, РГУ: «…или видим цепочку значительных курганов идущих, бегущих, как бы, вдоль современных трасс шоссейных. А это не случайно, потому что и цепочки курганов, и шоссейные трассы размещаются всегда по водоразделам, то есть, в тех местах географических, которые выше всего – такие своеобразные маленькие хребты степные. От них вправо и влево будут идти овраги, маленькие речки, ручейки. А чтобы эти овраги и балки не пересекать, обычно строили шоссейные дороги по водоразделам. А курганы насыпались на самых возвышенных видных местах, и, в то же время, ровных, и поэтому и курганы здесь же». [P.125.353]

 

С виду курганы не представляли ничего особенного. Беспорядочно разбросанные каменные холмы разной величины, довольно низкие относительно своего диаметра, ничем не отличающиеся от таких же курганов любого периода и любой культуры в любом конце света. У двух курганов побольше просматривалась кольцевая стена, но из этого ещё ничего не следовало. Погребальные холмы очень часто окружены каменным кольцом, выложенным до начала строительства, чтобы обозначить конечный периметр. Такая ограда предохраняет курган от оплывания, а заодно придаёт ему более правильную форму и внушительный вид. Так что кольцевые стены скорее правило, чем исключение. Просто со временем материал всё равно сползает, накрывая стену, из-за чего её не сразу обнаружишь.

В самом деле, кроме того, что это курганы доисламского периода, мы в тот момент ничего не могли сказать.

Определенного четкого правила, как идентифицировать и датировать курганы, – нет, и это часто разочаровывает людей, которые привозят нас к найденным ими холмам. Курганы относятся к числу наиболее распространенных культурных явлений. Трудно назвать народ, который в тот или иной период своей истории или предыстории (подчас на совершенно разных стадиях; не хоронил бы своих покойников в курганах; вряд ли есть на свете область, где не нашлись бы эти погребальные холмы. Обычно на строительство курганов идёт подручный материал. В травянистой долине это дёрн, на каменистой равнине – щебень, на скальной гряде – камень. И независимо от возраста курганов, независимо от того, кто их воздвигал, они будут похожи на любые другие. Всякое своеобразие, будь это даже столь специфическая конструкция, как круглые гробницы Умм ан-Нара, будет стёрто и сглажено временем по мере того, как материал кургана стремится принять естественное положение.

Курганы Бурайми. как и большинство курганов, были бесформенными. Единственное, что мы могли добавить: они вроде бы не похожи на гробницы Умм ан-Нара. Возможно, они старше, возможно, моложе.

Джеффри Бибби [B.148]

 

 
     
 

Чудный весенний день; восходящее Солнце ярко освещает местность мягким розовым светом. Издалека слышатся могучие звуки торжественного победного гимна. На краю зеленеющей равнины, переходящей в песчаный берег реки, видна раскрытая могила… [B.24.1]

 

…защитившись от демона, Сети достиг, пожалуй, самого важного момента за эту ночь.

Когда Сети умер, его душа покинула тело, теперь его душа вернулась, узнала тело и воссоединилась с ним. К нему присоединились другие мумии, желавшие погреться в лучах Бога-Солнца и воссоединиться со своими душами. Если бы тело и душа не воссоединились, Сети никогда не воскрес бы, теперь он может это сделать. Это переходный момент для Сети, и самый важный переход за эту ночь. Душа вернулась к нему, и теперь он со своим окружением мчится навстречу рассвету… [T.17.XIX]

 

būstum, ī n [одного корня с comburo] 1) место сжигания умерших; 2) место пожара, пожарище; 3) могила, могильный курган

 

loculus, ī m [demin. к locus] 1) местечко, уголок Pl etc.; 2) гроб РМ, Just; 3) ящик РМ etc.; pl. ящичек с перегородками (полками), ларчик, шкатулка Н, Su. [B.32]

 

solium, ī n [одного корня с sedeo] 1) престол, трон (s. Jovis О; s. regale L, QC); 2) царская власть, царство (solio depellere T); 3) кресло (in solio sedens C); 4) ванна (s. calidae aquae CC; in solio lavari M); 5) гроб, саркофаг (jacēre in solio QC). [B.32]

 

Fērālia, ium n [feralis I] 1) ежегодный праздник в честь усопших, поминальный день С, О; 2) похороны, погребение (f. attrectare Т). [B.32]

 

קֶבֶר ) [qéb̠er] могила, гробница [B.18]

 

γλωσσό-κομον τό ящик, ларчик Plut., Anth., NT. [B.169]

μονό-κλῑνον τό одинокое ложе, т.е. гроб или могила Anth. [B.169]

χώματος ἀκτή Aesch. могильный курган [B.169]

χυτὴ γαῖα Hom. земляная насыпь, т.е. могильный курган

πετραία ἀγκάλη Aesch. каменное лоно, т.е. могильный холм из обломков скал

κολώνη ἡ 1) высота, холм (αἰπεῖα Hom.); 2) могильный холм, курган Soph. [B.169]

γυρὴ κόνις Anth. (могильный) курган

νεκύων ψαμαθος (Anthologia Palatina) прах мертвецов, т.е. могила

ἀναίρεσις, εως ἡ 1) подбирание, уборка (преимущ. - павших на поле сражения); погребение (νεκρῶν Thuc., Lys., Polyb.; ὀστέων Eur.; τῶν πεσόντων Plut.); 2) надевание; 3) принятие на себя; 4) уничтожение, разрушение, истребление, разорение; 5) свержение; 6) изъятие, отмена; 7) лог. полное снятие (аргумента), опровержение, прямое отрицание Arst. [B.169]

κλίνη (ῑ) ἡ 1) ложе, кровать, постель (ἐν τῇ κλίνῃ κεῖσθαι Isocr.); 2) застольное ложе: ἐν κλίνῃ κλῖναί τινα Her. поместить кого-либо на ложе (за столом); κλίνην στρωννύναι Xen. готовить ложе; 3) ложе мертвеца (род катафалка) Thuc., Plat.; 4) носилки (παραλυτικὸς ἐπὶ κλίνης βεβλημένος NT). [B.169]

κλιντήρ, ῆρος ὁ ложе Hom., Theocr.: νεκροδόκος κ. Anth. ложе смерти, смертный одр. [B.169]

κλίνη (ῑ) ἡ 1) ложе, кровать, постель…; 12) pass. лежать в могиле, быть погребённым (Ἀλφεοῦ πόρῳ Pind.)…

κᾰθ-ᾰγίζω, ион. κατᾰγίζω 1) культ. совершать приношение, торжественно приносить в дар; 2) сжигать в виде жертвы; 3) предавать огню, сжигать; 4) хоронить, погребать: ὅσων σπαράγματα ἢ κύνες καθήγισαν, ἢ θῆρες Soph. чьи растерзанные останки погребли (в себе, т.е. пожрали) псы или дикие звери. [B.169]

κρύπτω 1) закрывать, покрывать, прикрывать (κεφαλὰς κορύθεσσι, τινὰ σάκεϊ Hom.); pass. прикрываться (ὑπ’ ἀσπίδι Hom.); 2) скрывать, укрывать, прятать (τὸ δέμας τινός Aesch.; δεξιὰν ὑφ’ εἵματος Eur.; τὴν ἀληθινὴν γένεσίν τινος Plut.; τὸ τάλαντον ἐν τῇ γῇ, τινὰ ἀπὸ προσώπου τινός, ἑαυτοὺς εἰς τὰ σπήλαια NT): σύ μ’ ἐξ ὁδοῦ πόδα κρύψον κατ’ ἄλσος Soph. уведи меня с дороги и скрой в роще; λόχμην κενώσας, ἔνθ’ ἐκρύπτομεν δέμας Eur. покинув рощу, где мы скрывались; pass. скрываться, исчезать (οὐρανῷ Eur.): κρύπτεσθαι εἴς τι Eur. погружаться во что-либо; κεκρυμμένη νάπη Soph. укрытая долина; 3) хоронить, погребать (γῇ Her.; τάφῳ, χθονί, κατὰ χθονός Soph.; κατὰ γῆς Plut.); 4) скрывать, утаивать (οὐδὲν ἔπος τινί Hom.; μηδένα λόγων πρός τινα, οὐδέν τινα, med. τἀληθές Soph.; τὸ ῥῆμα κεκρυμμένον ἀπό τινος NT): τὸ μὲν φάσθαι, τὸ δὲ κεκρυμμένον εἶναι Hom. одно сказать, а другое утаить; φάρμακα κεκρυμμένα Eur. тайные снадобья. [B.169]

θήκη ἡ 1) хранилище, ящик, ларец (χρυσοῦ καὶ ἀργύρου Her.; καρπῶν Arst.; χρημάτων Plut.); 2) гроб, преимущ. могила Aesch., Soph., Thuc., Arst., Plut.; 3) ножны (βαλεῖν τὴν μάχαιραν εἰς τὴν θήκην NT). [B.169]

σῆμα, дор. σᾶμα, ατος τό 1) (при)знак, отметка (σ. ἀριφραδές Hom.); 2) (у животного) отметина (ἐν μετώπῳ Hom.); 3) отличительный знак, эмблема (ἀσπίδος ἐν κύκλῳ σήματα Eur.); 4) знамение (κακὸν σ. Hom.); 5) знак, сигнал (σ. μάχης Eur.); 6) могильный знак, насыпь, курган (σ. χεῖσθαί τινι Hom.); 7) гробница, могила (στῆλαι ἀπὸ σημάτων Thuc.); 8) могильный камень, памятник Arph.; 9) знак зодиака (σήματα οὐράνια Soph.). [B.169]

σωμᾰτο-φῠλάκιον τό гробница, усыпальница Luc. [B.169]

τῶν κάτωθεν ἄμοιρον θεῶν не допущенный к подземным богам, т.е. лишённый погребения

χῶμα, ατος τό [χώννυμι] 1) земляная насыпь, вал Her., Thuc.; 2) плотина, гать Her., Diod.; 3) дамба, мол Her., Dem.; 4) коса, мыс (Σαρπηδόνιον χ. Aesch.); 5) могильная насыпь, курган Trag., Plat. [B.169]

 

 
     
 

…видна раскрытая могила. Около нее стоит группа из трех людей: Мужчина благоговейно сложив руки и подняв голову кверху, смотрит на Ангела, реющего в воздухе и трубящего гимн; Женщина, опустившись на одно колено, протягивает руки к маленькому Ребенку, радостно смеющемуся и идущему к ней своими робкими шагами. Воздух чист и прозрачен; все как то замерло кругом в глубоком торжественном молчании. [B.24.1]

 

alveus, ī m 1) корыто, жёлоб или кадка Cato, Col, L, PM; 2) воен. тур Vlg (см. alveolus 2); 3) кузов, корпус, тж. корабля (alvei navium Sl, L); 4) судёнышко, лодка, челнок V, О, Prp: cavatus ex materiā a. VP чёлн, выдолбленный из древесного ствола (род пироги); 5) русло (fluminis V); 6) доска для игры в кости (a. cum tesseris PM); 7) игра в кости Vr, VM; 8) бассейн (для купания), ванна С, Sen; 9) дупло (vitiosae ilĭcis a. V); 10) улей Col, PM. Tib. [B.32]

 

…на Оркнейских островах (North Isles of Orkney) была крупная колония викингов.

Важную информацию дают могилы: как требует языческий ритуал, покойника снабжали тем, что может пригодиться в Загробной жизни.

…находка на острове Сандей (Island of Sanday). Фермер нашёл на берегу человеческие кости, он решил, что останки утонувшего рыбака и оставил их на месте. Там же он нашёл странный металлический предмет, похожий на крышку старого аккумулятора. Фермер умер, предмет остался у него дома. Три года спустя (археологи) решили разузнать детали.

Olwyn Owen, Inspector of Ancient Monuments at Historic Scotland: «…кости торчат в одной из дюн. Среди костей оказались заклёпки, нормандские корабельные заклёпки. Стало понятно, что могила не простая.

Я была в Эдинбурге, и тут позвонили и сказали, что показался остов корабля, обложенный камнем. Там было три тела – мужчина, женщина и ребёнок. И большое количество предметов, в том числе, довольно красочные. Это не просто музейные объекты, это окно в мир викингов».

Julian Richards, archaeologist, writer and broadcaster: «Мужчина был похоронен с мечом, двумя грузилами, колчаном стрел, гребнем и фишками для игры из моржовой кости».

Olwyn Owen, Inspector of Ancient Monuments at Historic Scotland: «При нём не было обычных предметов обихода, возможно, их унесло в море. Могила здорово пострадала от прилива. Но остался набор фишек – 22-е штуки. Можно сказать, что это был воин – у него было время для игр».

Женские предметы включают в себя веретено, пару ножниц, игольник, небольшой серп и гребень. Есть и кое-что необычное.

Olwyn Owen, Inspector of Ancient Monuments at Historic Scotland: «Самая удивительная находка – доска из моржовой кости. Получилось так, что она лежала на дне камеры тыльной стороной вверх, мы пару дней не могли её перевернуть. На задней стороне ничего интересного, мы не представляли себе, что на лицевой, и в каком она состоянии. Состояние было превосходное. Это фантастически красивая вещь».

Это, своего рода, гладильная доска, но она так украшена, что наверняка считалась ценным предметом. Ещё один показатель богатства женщины – чудесная бронзовая фибула.

Olwyn Owen, Inspector of Ancient Monuments at Historic Scotland: «Роскошная фибула – это большая редкость для викингов. Таких найдено всего штук десять. Вся она покрыта орнаментом. Выделяются необычные кошачьи головы, или маски. Это очень ценный предмет, который женщине явно был дорог». [T.17.XXXVII]

**

 
     
 

**

Вячеслав ИВÁНОВ, доктор филологических наук, академик РАН: «…такие слова, как «навигация» – это латинское по происхождению. «Наутилус» – это то же самое, что «навигация». Значит, «нау» или «нав» – это древний корень, который обозначает «судно», «корабль».

В славянском фольклоре слово «Навь» встречается в значении «Тот свет», «усопший». Академик Борис Рыбаков считал, что «Навь» у древних славян означало «души усопших». А в начале двадцатого века Фёдор Сологуб издал книгу «Навьи чары», название которой некоторые исследователи толковали как «смертные чары».

Вячеслав ИВÁНОВ, доктор филологических наук, академик РАН: «Представьте такое объяснение, почему «наутилус», «навигация» и «Навь» – «Тот свет», «мертвецкий»: был обряд похорон – мёртвого человека клали на корабль, судно. Иногда это судно сжигали, но на воде. Это описали арабы, как древние славяне хоронили своих мёртвых. «Навь» – это старое обозначение погребального корабля. Какое всё отношение к русским имеет? – Имеет. Русские, по-видимому имеют какое-то мореходное прошлое, то есть, мы куда-то плыли…» [T.10.I.31]

 

nāvigātio, ōnis f [navigo] плавание (на корабле), судоходство, мореплавание (n. ignōti maris Sen; per maria CA): n. litorea Amm каботажное судоходство || морской рейс, возможность отправиться в плавание (primam navigationem non omittere C): patiens navigationis Just судоходный. [B.32]

 

nauta, ae m [из nāvĭta от navis] 1) лодочник Ter, C etc.; 2) корабельщик, судовладелец H, Sid; 3) мореплаватель, мореход, путешественник (по морю), тж. купец H, Sid; 4) моряк, матрос C, Cs etc. [B.32]

***

 
     
 

***

Скандинавские короли используют новую веру в своих интересах. Датский король Харальд Синезубый первым принял христианство и к концу десятого века он пожелал объединить всю Данию под своей властью. Он изменил ритуалы погребения. До сих пор королей и князей хоронили в могилах, окружённых камнями. Что символично, эти камни расставляли, изображая контуры корабля. Последними, кого похоронили по этому древнему обычаю, были родители Харальда – король Горм и его жена Тира, их могилы до сих пор сохранились в датском городе Еллинге на полуострове Ютландия.

Hans Ole Matthiesen, Nationalmuseet (Kongernes Jelling): «Только представьте себе эту поразительную картину – огромная ограда со сторонами по триста шестьдесят метров, имеющая форму корабля, смотрящего носом на север. В центре этого каменного контура расположен курган, где покоится король Горм Старый. Внутри ограды было несколько построек, а недалеко от кургана стояли два рунических камня. Поистине фантастическое место.

Захоронение в виде огромного корабля было последним отголоском старой веры, когда люди ещё почитали Одина и Тора. Они верили, что человек, похороненный внутри корабля попадёт в Подземное царство к повелительнице Мира мёртвых Хель, а после разговора с ней, он отплывёт в Вальхаллу – рай викингов. Гигантский корабль в Еллинге – это последний корабль викингов-язычников, на котором мёртвые могли отправиться в Вальхаллу».

Сам же Харальд Синезубый упокоился в христианской церкви в Роскилле. Сегодня на её месте стоит прекрасный собор, где покоятся все потомки этого правителя. [T.10.DXCIX.1]

****

 
     
 

****

Осло. Ладья из Осеберга (Oseberg ship, 820 AD)

Neil Oliver, archaeologist, historian, broadcaster and writer: «…судно датируется самым началом Эпохи викингов. Это, определённо, самый знаменитый из известных нам судов викингов. Когда-то это был один из самых сложно устроенных кораблей в мире – воплощение технического великолепия и морской отваги. Само судно – плод работы многих ремесленников…

…это судно перевозило не только живых, но и мёртвых. Погребение викингов, по крайней мере, знатных и могущественных были масштабными. Они тщательно готовились и сопровождались обрядами, которые могли продолжаться неделями. Конечно, усопших следовало положить на палубу – именно они готовились в путь. Вокруг них укладывали вещи, которые могли им понадобиться на «Том свете» – роскошная одежда, украшения еда и питьё, и, что ещё важнее, обычно за этим следовало жертвоприношение: убивали охотничьих и домашних собак и клали их рядом с хозяином. В данном случае для использования в Загробном мире было убито целых пятнадцать коней. Только представьте впечатление, которое всё это оказывало на зрителей. С одной стороны это была демонстрация недоступного им богатства: это был удел немногих, а другие смотрели, как сюда погружали все ценности, а затем убивали и укладывали рядом животных. Эта картина должна была сопровождать их всю жизнь, а они, в свою очередь, передавали её следующим поколениям. Поэтому тех, кто покидал этот мир на ладьях, не забывали никогда».

*

Neil Oliver, archaeologist, historian, broadcaster and writer: «…со времён упадка Римской империи христианство господствовало в религиозной жизни почти всей континентальной Европы. Скандинавия оставалась последним оплотом язычества…

…что говорит о том, что это были христиане?»

Troels Bo Jensen, Museumsinspektør, Sydvestjyske Museum: «Все они ориентированы с Запада на Восток: голова на Западе, а лицом к Востоку. Как говорит христианское вероучение, в Судный день нужно будет встретить Восход. Когда зазвучит труба и вернётся Христос, а вы поднимитесь из гроба: и вы должны быть обращены лицом на Восток.

Самые старые погребения, которые я датировал радиоуглеродным методом, относятся к восемьсот пятидесятому году.

Вдоль гроба идут все эти заклёпки – большие, металлические – мы надеемся установить, были ли они частью корабля. Быть христианином в те ранние времена не значило бросить все свои старые привычки и обычаи. Поэтому они, вполне вероятно, всё ещё отдавали дань Тору и Одину, но когда хотели, молились и Христу». [T.10.CDXVIII]

 

…после того, как человек справился со страхом неминуемого конца и ожиданием дня Страшного суда, появились благоприятные условия для поиска места, где душа будет томиться после смерти соответственно тяжести совершённых грехов.

Prof. Glauco Maria Cantarella, Università di Bologna: «В тринадцатом веке появилась концепция Страшного суда, как Единого Дня гнева. Неожиданно Бог становится Судьёй. Эта доктрина характеризует кардинальное изменение, поскольку до этого предполагалось, что Страшный суд продлится какое-то время, ну, уж точно, не один день, и что он будет следовать определённому ритму».

Загробный мир – это отображение нравственности: Ад символизирует собой Зло и порок, Рай – это Добро и Свет. Чистилище – это Наказание и Раскаяние. Таким образом Загробный мир – это иллюстрация ипостасей, в которых человек живёт на земле. [T.13.CIII.6]

  

 
     
 

Prof. Bettina Arnold, University of Wisconsin-Milwaukee: «При раскопах кургана в шестой могиле были найдены захоронения и мужчины, и женщины. Скелетов не было, но находившиеся в могилах предметы помогли определить пол умерших.

Мужчин обычно хоронили с оружием или лезвиями. Обычно археологи находят копья, крайне редко кинжалы или мечи. Стрелы и колчаны также встречаются не часто.

С украшениями всё немного сложнее: браслет только на одной руке или над локтем. Некоторые материалы характерны для мужских вещей, например железное ожерелье. Обычно в женских захоронениях таких вещей нет.

С женскими могилами всё несколько проще: в них гораздо больше украшений. Красивые головные уборы, огромные, богато украшенные пояса, браслеты на обеих руках. Очень много бусин. Ещё один признак женского захоронения – симметричное расположение украшений: браслеты на обоих запястьях, серьги, булавки для вуали или какого-то покрывала для головы. То же самое относится к ножным браслетам: в мужских могилах их никогда не бывает». [T.10.DCLVII]

 

Алексей РЕЗЕПКИН, кандидат исторических наук, ИИМК РАН: «…это под той же станицей Новосвободной, Майкопский район, республика Адыгея.

…мы раскопали один из очень немногих целых дольменов на Кавказе не грабленых. Вот, всё, как там было, так там и лежало. Это очень ценный в плане археологии памятник. Там было отверстие круглое, заткнутое пробкой. Он был под курганом. Мы этот курган раскопали, открыли эту пробку, и, вот, как там всё лежало. Землёй он не был заполнен, поскольку швы очень хорошо подогнаны друг к другу.

…а было там вот что. это так называемый кенотаф. Принято называть кенотафом, греческим словом – это если человек где-то погиб или умер на чужбине, и не было возможности его похоронить, то хоронили как бы его символ, то есть, либо куклу, либо из дерева вырезали и клали в могилу.

Вот там был такой же случай. Там была дубовая доска около метра длиной в форме грубо вырезанной человеческой фигуры. Она и сейчас хранится в запасниках Эрмитажа. Потом был ковчежек небольшой с двумя кинжалами бронзовыми, мелкие украшения из бронзы, немного керамики. И всё это было на гальке – пол галечный. И больше ничего не было». [P.125.389]

*

κενοτάφιον «кенотаф (кенотафий), пустая могила», из κενός «пустой» и τάφος «могила»

κενο-τάφιον (ᾰ) τό кенотаф(ий) (гробница-памятник, воздвигавшаяся тому, чьё тело не было найдено) Xen., Plut. [B.169]

I τάφος (ᾰ) ὁ [θάπτω] 1) реже pl. похороны, погребение (τιμᾶν τάφῳ τινά Aesch.; ὁ τ. ἐγένετο ἐν τῷ χειμῶνι Thuc.): δαινύναι τάφον Hom. справлять погребальный пир; 2) тж. pl. место погребения, гробница, могила (τάφον καὶ σῆμα ποιῆσαί τινος Hes.; τάφοι πατρώϊοι Hom.; τ. πετραῖος Soph. и λάϊνος Eur.; ὀβελίσκοι περὶ τὸν τάφον Arst.): τάφοι κεκονιαμένοι NT см. κονιάω. [B.169]

II τάφος, (εος) (ᾰ) τό [τέθηπα] изумление, удивление Hom., HH. [B.169]

 

 
     
 

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Пирамиду разрушили не при царствовании Джедефры, а намного позже. Каждый день материал отсюда шёл на строительство зданий в Египте».

К концу XIX-го века почти весь материал пирамиды стал основой для растущих египетских городов. А через несколько лет французский египтолог Эмиль Шесинат организовал раскопки. И он, желая заполнить белые пятна в истории и скрыть своё недопонимание, придумал собственную версию. Он счёл, что камни были вывезены тысячи лет назад. Так родился миф. И только сейчас работа археологов пролила свет на истинную историю египетского Золотого Века и великой династии.

Dr. Vassil Dobrev, French Archaeological Institute, Cairo: «Главной целью моего исследования было вернуть Джедефру в историю, из которой он был вычеркнут в 30-е годы прошлого столетия. Я надеюсь, что нам удастся доказать всем, что он был великим правителем».

Джедефра был великим строителем пирамид. Эти строения продолжают поражать наше воображение как выдающиеся памятники древности. Важно не забывать, что все они – дело рук одной династии.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Четвёртая династия занимает в истории Египта самое заметное место. На строительство пирамид пошло столько же камня, сколько на все постройки во всей древней истории Египта».

Имя Джедефры было оклеветано и надолго забыто. Сын могущественного и жесткого Хеопса, он поднялся на престол, убив брата и правил более 20-ти лет. Его очернили, выставив предателем и убийцей. Но правда, открытая Абу-Роаше, выглядела совсем иначе: он был уважаем при жизни и обожествлён после смерти. [T.11.I]

 

Считается, что Египтом за всё время руководили, как минимум, сто семьдесят фараонов, но веских доказательств этого крайне мало. Гробницы семидесяти фараонов до сих пор и не были обнаружены. [T.21.V.1]

 

Владимир БОЛЬШАКОВ, кандидат исторических наук, Институт востоковедения РАН: «…по сути дела гробница была построена уже при Рамсесе Шестом и полностью декорирована. Что касается самой гробницы: она представляет собой достаточно типичную гробницу для второй половины Нового царства, точнее, для конца Девятнадцатой, начала Двадцатой династий, когда план имеет прямолинейную архитектуру, и, в сущности, не имеется глубокого залегания под землю. Видимо такая архитектура была связана с изменениями в теологической сфере, потому что очень большое значение в это время в гробницах придаётся декору с солярной символикой. И надо полагать, что такая архитектура обусловливалась, прежде всего религиозно-теологическими построениями этого времени. Поэтому план гробниц этого времени относительно прост (105 kB).

Такой план гробниц дал основание ещё античным авторам называть такие гробницами «осирингами» (σῦριγξ), то есть, «флейтами». [P.125.611]

 

 
     
 

Римские Помпеи могут раскрыть ещё много тайн. В середине XVIII-го столетия открытие Помпей становится сенсацией. Специалисты по античности благодарят Бога за это археологическое чудо. Почему?

До открытия Помпей археологи восстанавливали города из руин, в лучшем случае выступавших на несколько сантиметров, а в худшем – сохранившие лишь фундаменты. Также площадки могли помочь сформировать представление о плане города, но не о жизни его обитателей. Несколько неполных фресок – проблеск загадочного мира. Но кто были эти люди? Каким они видели свой мир? Как они жили?

На всём протяжении Средиземноморья обнаружено множество вилл. Мозаичные полы свидетельствовали о богатом убранстве римских домов. Этого было достаточно, чтобы взволновать археологов. В Помпеях весточки из прошлого можно найти повсюду. [T.13.XI.3]

*

…как и все древние ближневосточные страны, Иордания наводнена археологическими сокровищами. Иордания – живая книга истории. Самой известной археологической достопримечательностью страны является город Петра. Но и древний город Джераш, так же известный, как Гераса, имеет не меньшее значение. Город был основан в третьем веке до нашей эры греками и достиг и достиг своего расцвета во втором-третьем веке нашей эры под господством Римской империи. Византийские власти разместили в городе резиденцию епископа. После персидского и арабского вторжения в седьмом веке, а так же нескольких землетрясений, город превратился в руины. Джераш времён Римской империи так и не смог обрести былого великолепия, но сегодня это место является археологической жемчужиной Ближнего Востока. Сегодня руины города Джераша остаются одними из самых хорошо сохранившихся руин древнеримских городов.

Dr. Jacques Seigne, Institut français du Proche-Orient: «Во времена Римской империи, начиная с 63-го года нашей эры Джераш был полностью подчинён римской власти во время похода римлян на Помпеи. В то же время началось строительство дорог, соединяющих Джераш с Филадельфией, Пеной и Босрой. Мало-помалу город начал развиваться. Изначальные его границы были преобразованы в огромный овал, и город стал разрастаться на прилегающие холмы. Эти изменения носили не такой масштабный характер до второго-третьего века нашей эры и после уже, в византийскую эпоху. В 749-м году в городе произошло мощное землетрясение и одновременно с ним, или немного ранее, к сожалению мы не располагаем точными данными, в город пришла эпидемия чумы, или, даже, несколько эпидемий одна за другой. Всё это привело к тому, что в середине восьмого века люди стали покидать Джераш. Помимо этого город постигла аббасидская оккупация. Затем опустынивание, а затем и временная оккупация со стороны крестоносцев. После этого небольшая группа людей построила форт с деревушкой у его подножия. Но после того, как и её жители исчезли из этих мест, между седьмым и восемнадцатым веками – почти тысячелетие – Джераш пустовал, а это значит, что в городе не было самого коварного разрушителя руин – человека. Город так удивительно сохранился именно по той причине, что его некому было разрушать».

Поэтому Джераш является одним из самых красивых свидетельств древней истории нашей планеты. Упадок и забвение этого места помогло сохранить здешние руины. [T.23.XI.2]

 

 
     
 

Китайцам только предстоит провести раскопки пирамиды (Цинь Шихуанди), они говорят, что ждут, когда появится техника, которая позволит сохранить гробницу в целости. Но, по мнению историков, изучающих религию Китая, это не единственная причина их медлительности.

Dr. Martin Palmer, Manchester University, Daoist Historian: «Они опасаются, что вскрыв гробницу, они потревожат Первого императора, и его дух, веками блуждавший по этому миру, выйдет наружу. Там внутри скрывается что-то тёмное и зловещее, что пугало и до сих пор продолжает пугать их. Они никогда не потревожат его, поскольку верят старой поговорке: «Не буди лихо, пока оно тихо». [T.12.XXXVIII]

 

 
     
 

Dr. Juliette Wood, Cardiff University: «Мир, который Мэлори описывает в книге «Смерть Артура», как будто существует на пике времён. А это очень возможно и для Мерлина и для его дальнейшего развития, ведь людям иногда так хочется вернуть из прошлого какие-то забытые явления. Появляется непреодолимое желание вернуть уверенность прошлого, а Мерлин во многом как раз и символизирует эту уверенность. Мир, в котором возможна магия, в котором возможна мудрость, в котором чувствуется связь с природой. Но главной задачей Мерлина всё-таки является оказание помощи Артуру». [T.13.XLIV]

 

 
     
 

…древний город Эль-Мирадор (El Mirador) – Форпост. На пике своего расцвета Эль-Мирадор с населением в сто тысяч человек считался «Жемчужиной цивилизации Майя».

…почти вся пирамида скрыта в земле. Масштаб города и методы строительства говорят о том, что цивилизация Майя была гораздо более развитой, чем считалось ранее. Но у этого города тоже есть своя тайна: во втором веке люди покинули Эль-Мирадор, и никто не знает почему.

…это большая восьмиметровая плита с каменной резьбой. Кажется, что на барельефах изображены сцены из священной Книги – Герои-близнецы в Шибальбе.

Profesor Investigador Guillermo de Anda Alanis, de la Universidad Autónoma de Yucatán (Yucatan Autonomous University): «Эта фантастическая сцена изображает героев-близнецов, плавающих в Подземном Мире. Здесь видны водные мотивы».

В преданиях Пополь-Вух герои-близнецы, не пройдя испытания, погибают. Их прах развеивают по реке, и вода воскрешает божественных близнецов из мёртвых. Они стали Солнцем и Луной, и следят за тем, чтобы день сменяла ночь, а сезон следовал за сезоном.

Profesor Investigador Guillermo de Anda Alanis: «Они воскресли, как только попали в воду. Я вижу положение «пловца» – характерное движение ногой, как у ныряльщика. Девятнадцать веков спустя Пополь-Вух описывает ту же сцену».

Эти каменные плиты относятся ко второму веку до нашей эры, и они доказывают, что Книга «Пополь-Вух», которую перевёл в восемнадцатом веке католический священник, не была его выдумкой. [T.21.XLVII.8]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ