ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XX. Attractio Divina; Transmutatio astralis; Mutationes in tempore; Resurrectio mortuum (Воскресение мёртвых); Cuptut (Стремление); Circulus; le Jugement (Cyд); Caput; Иероглиф (голова человека, выглядывающая в окно).

   

Caput

 
     
 

caput, pitis n 1) голова: capite demisso C, Cs с поникшей головой; с. aperire Pl обнажить голову; с. operire С накрыться, надеть головной убор; capita conferre L склониться друг к другу головами, т. е. перешёптываться; volvere in с. V катиться головой вниз; per с. pedesque Ctl сломя голову; с. aut navim Ctl орёл или решка (игра); nec с. nec pedes habere погов. С, L не иметь ни начала, ни конца (о деле, о котором не знаешь, как за него взяться и как его повести); supra (super) с. esse Sl, L, T быть за плечами, на носу (т. е. угрожать); с. extollere С поднять голову (т. е. воспрянуть); 2) верхняя (главная, исходная) часть или головка (papaveris L); край, конец (tignorum Cs); вершина, верхушка (capita montis V); исток, источник (amnis V; Rheni Mela), но тж. устье (с. и capita Rheni Cs, H, Lcn): с. columnae PM капитель || начало или конец: in capite Bithyniae PJ на границе Вифинии; 3) разум, рассудок: incolumi capite es? H да ты в своём уме?; 4) человек, лицо (с. liberum С, ridiculum Ter, vilissimum L): exactio capitum С подушный налог, подушная подать; senos nummos in capita conferre L внести по шести сестерциев с человека; описательно в том же значении человек, существо (переводится иногда личным местоимением или вовсе не переводится): hoc с. Pl = ego; о lepidum с! ирон. Рl, Ter хорош, нечего сказать!; vae capiti tuo! Pl горе тебе!; duo haec capita презр. С оба эти субъекта (Долабелла и Антоний); desiderium tam cari capitis H скорбь о столь дорогом человеке; 5) голова, жизнь: capitis periculum adire Ter подвергаться крайней опасности; suum с. pro aliquā re vovere С сложить голову (отдать свою жизнь) за что-либо; de capite alicujus sententiam ferre Sen решать вопрос о жизни и смерти кого-либо; quod illorum capiti sit С что да падёт на их голову (да поплатятся они за это); capitis causa С, Nep etc. уголовное дело (о тяжком преступлении); accusare aliquem capitis С, Nep обвинять кого-либо в уголовном преступлении; poena capitis С смертная казнь; damnare (condemnare) capitis С приговорить к смертной казни; 6) гражданские права, правоспособность (servus nullum с. habet CJ): capitis deminutio maxima Dig лишение всех гражданских прав; capitis deminutio minima Dig ограничение в гражданских правах; capitis minor H менее полноправный; 7) голова, единица, штука: capitum Helvetiorum milia CCLXIII Cs 263 000 человек гельветов; grex XXV capitum Col стадо в 25 голов; 8) глава, начальник, руководитель, вожак, предводитель (capita conjurationis L; capita rerum, с. nominis Latini L): с scelerum Pl архимошенник; 9) суть, главное, основа, сущность: с. est С суть в том (чтобы); cenae с. С главное блюдо; с. oratoris est С главная обязанность оратора состоит (в); с. Epicuri С основное положение Эпикура; 10) (тж. с. rerum T) главное место, центральный пункт, столица, главный город (Thebae с. totius Graeciae Nep; Praeneste c. belli L); 11) глава, отдел, раздел, пункт (с. legis, epistulae С): a primo capite legis usque ad extremum С от первого пункта закона до последнего; 12) основная сумма, главный фонд, капитал (de capite aliquid deducere L); 13) грам. исходная форма слова (m. е. nom. sg. для склоняемых слов и 1 л. sg. praes. indic. для спрягаемых) Vr. [B.32]

 

capitulum, ī n [demin. к caput] 1) головка (operto capitulo Pl; с. серае Col); 2) шутл. ласк. дружок (о с. lepidissimum! Ter); 3) головной убор Is; 4) архит. капитель Vtr; 5) глава, отделение, раздел CJ, Eccl; 6) набор новобранцев CTh. [B.32]

 

capitālis, e [caput] 1) касающийся головы, т. е. жизни, весьма опасный, смертельный (morbus A G; inimicus, odium С): periculum capitale Pl опасность для жизни; res с. С тяжкое уголовное дело (грозящее смертью или лишением всех гражданских прав); poena с. L, Su и supplicium capitale QC, Su высшая мера наказания, смертная казнь; triumviri (tresviri) capitales С, L — см. triumviri; 2) отменный, отличный, выдающийся (ingenium О; sc. scriptor С); 3) поголовный, подушный (illatio CJ). [B.32]

 

 
     
 

Железное оружие было существенным преимуществом при набегах и покорении соседних племён. После таких набегов они получали скот, человеческие головы и их деревни.

Christy Kenneally, BA, BD, TV presenter, scriptwriter and author: «Кельты считали, что голова содержала в себе всю силу, и при получении её в бою вся сила переходила от жертвы к победителю, это был символ славы, который они вывешивали на входе в свой дом». [T.13.XIV.1]

 

По словам жившего в те времена писателя Диодора, кельты отсекают головы убитых в бою врагов, чтобы прикрепить их к шее своего коня. Забальзамированные в кипарисовом масле головы наиболее известных противников они заботливо сохраняют в сундуке, чтобы с гордостью показывать чужеземцам. Согласно верованиям кельтов, отрубленные головы оберегали дома от зла, и приноси удачу. Наряду с настоящими головами, они пользовались глиняными копиями и так же высекали лица из камня, как и у засушенных голов, шуаров, их рты были запечатаны навсегда.

В настоящее время мы нашли отсечённые головы двух типов. Это настоящие головы, одну из них, судя по всему, не пытались сохранить. Голову отделили от тела, а потом, может быть, когда истлела плоть, череп прикрепили к чьему-либо дому или к наружной стороне стены храма. Другую голову, очевидно, сначала забальзамировали, а потом обмазали глиной, чтобы сохранить черты лица погибшего воина. По другую сторону Ламанша – в Англии коллекция черепов того же периода свидетельствует о том, что жите Лондона тоже некогда собирали головы. Эти черепа поместили на дно ручья под названием Волбруг, в начале римского господства. Археологи пришли к выводу, что их обладатели умерли насильственной смертью: этих людей убили, а потом обезглавили.

Dr. Timothy Taylor, University of Bradford: «В этой коллекции сорок пять черепов из Волбруга в Лондоне. Собранные вместе они являются лучшим свидетельством существования культа голов, в древней Британии. Обнаруженные в одном и том же археологическом контексте, они, тем не менее, различаются по цвету. Это позволяет предположить, что некоторые из них хранились в прокопчённых нишах, возможно устроенных в стене, на подобии черепов из Антремона являясь частью какого-то ритуального святилища или другой ритуальной структуры где их могли видеть и могли им поклонятся».

Древние британцы, кельты на юге Франции и другие европейские народы каменного века верили, что голова сохраняет своё могущество даже после смерти, отрубленные головы считались могущественным религиозным символом в эпоху средневековья.

Dr. Timothy Taylor: «Нет ничего удивительного в том, что кельты видели в человеческой голове источник могущества, такое много раз наблюдалось в истории человечества, когда глаза, уши и рот ассоциировались с властью, со способностью всё видеть и слышать. Голова самая действенная часть тела, наиболее личная и персонализированная. Отсекая голову на войне можно было показать, кого ты убил, поскольку головы имели чёткие этнические различия: прически, татуировки и другие признаки. Соплеменники знали, кого ты убил, поскольку видели это воочию, да, это такой-то и такой-то и это тоже, между прочим, добавляло авторитета. В общем можно предположить, что существовало некое представление о голове, как об источнике могущества даже после смерти её обладателя, она позволяла общаться с предками или защищала от духов врагов».

Возможно, охотники за головами верят в духовную силу добытых ими трофеев, однако, совершенно очевидно, что отсечение голов может быть политической акцией, подобно тому, как это уяснили сражавшиеся с испанцами шуары, слава охотников за головами даёт преимущество в военном отношении. Живущие на острове Борнео даяки, на протяжении долгих веков внушали страх соседям не без оснований… [T.7.IV.1]

 

 
     
 

«Голову, которую я добыл, принесли в общий дом и устроили соответствующий ритуал».

Добытые в боях головы по-прежнему считаются неотъемлемой частью ритуальной жизни ибан. В каждом общем доме хотят иметь их как можно больше, чтобы использовать в таких церемониях как эта.

Dr. Michel Heppell, Anthropologist: «Главное благо для общего дома – это ощущение безопасности. Добытые головы фантастический символ вашей безопасности, вашей силы и успеха, а в доме, чьи обитатели чувствуют себя уверенно, шансов на успех гораздо больше, чем там, где такой уверенности нет. Люди начинают дышать полной грудью, они расправляют плечи, они хорошо себя чувствуют».

Но даже когда новых голов больше не добывают, старые отнюдь не утратили свою значимость, в большинстве общих домов их теперь не выставляют напоказ, но время от времени ибан устраивает церемонию в память о героических делах прошлого, в которых используются старые головы.

Рогаи, как единственный член общины, которому удалось добыть голову, занимает почётное место в общем доме, исполняя главную роль в ходе празднований и ритуалов. Чтобы доставить удовольствие живущим в черепах духам, им предлагают еду и сигареты. Эта церемония напоминает всем о значимости голов как предметов культа.

Dr. Michel Heppell: «Следует помнить, что согласно верованиям даяков душа находится в голове и, значит, лишённое головы тело становится бездушным. Ибана, также многие даяки из других групп убеждены, если человека похоронят без головы его душа, превратившись в подобие голливудского живого мертвеца, будет преследовать людей в лесу».

Лишив врага головы его душу обрекали на страдание, но тот, кто добыл голову, надеялся получить обильный урожай.

Dr. Michel Heppell: «Голова ассоциировалась с плодовитостью женщин, с плодородием риса, главной зерновой культурой ибан. Сняв большой урожай риса вы будете хорошо жить, а если урожай плох вас ожидает голод».

В отличии от шуаров, ибан не добывали головы конкретных врагов. Важна была сама голова, а не то, кому она принадлежала. Наполненная семенами голова считалась источником плодородия. Такие верования вполне соответствовали земледельческой культуре ибан. Ибан возделывали поля на расчищенных участках девственного леса. Когда плодородие земли иссекало, они отправлялись за новыми головами, чтобы заменить старые, чья волшебная сила постепенно убывала. Убив во время набега любого человека в соседнем лесу, они получали право расчистить новое поле. Затем переселившись на недавно расчищенный участок, они устраивали ритуалы в честь обретения голов, а потом снимали богатый урожай на новых полях.

Отец Бауина, сочинял и исполнял песни, из которых Бауин узнавал о традиционных верованиях.

«Им казалось чем больше голов удастся добыть, тем больше хлопковых коробочек удастся собрать, поэтому голов старались добыть как можно больше. Но в песнях охотников, когда речь шла о сборе хлопка, на самом деле говорилось о человеческих головах, чем дольше будет голов, тем успешнее станет сельский труд. Да, такая была традиция. Такая была примета, я бы сказал».

Из собранного на полях хлопка, женщины ибан ткали одеяла с красивым орнаментом. Ткачество для женщин являлась тем же, что и охота за головами для мужчин. Эти рисунки содержат в себе закодированную информацию. В прошлом содержание было очевидным, добывайте головы, эти безобидные на вид узоры, не что иное, как призыв: «Мужчины, отправляйтесь в очередной набег». Став искусной ткачихой, Панау получила право сделать татуировку на шее, этот болезненный ритуал подтверждение её высокого положения.

«Работая над этими рисунками, мы молились, чтобы охотники принесли побольше голов. Это могущественные рисунки. Они вдохновляют мужчин, чтобы они стали храбрыми, доблестными в бою, чтобы всегда сохраняли бдительность, а также чтобы удача сопутствовала им всегда, благодаря волшебной силе этого одеяла. Вот почему в те дни у нас ткали большие одеяла. Вот так стояло дело».

Как и все мужчинам на свете, войнам ибан хотелось произвести впечатление на женщин.

Dr. Michel Heppell: «Мужчины охотятся за головами отчасти потому что их упрекают женщины и это вне всяких сомнений случается очень-очень часто. Но для того чтобы добиться успеха в обществе ибан, мужчина согласно традиции должен был обязательно добыть голову. По настоящему преуспевающим был человек, сочетающий в себе качества художника, оратора и воина, обеспечивавший мужчине большой успех уважение, верховенство, а так же право выбирать женщин в общем доме».

Баньи, двоюродная сестра Рогая, ждала в общем доме, когда Рогаи принесёт добытую голову, чтобы провести важный обряд.

«Потом мне позволили как следует рассмотреть голову, даже потрогать её. Увидев её впервые, я была глубоко потрясена, я видела, как глаза открывались и закрывались как у живого человека. Порой они были открыты, а иногда закрыты».

«Это признак храбрости или высокого положения, как говорят женщины, раньше было всё иначе, женщины вдохновляли тебя старались подбодрить, а потом восхваляли за доблесть».

Однако жизнь Ибан изменилась.

«Раньше мы предпочитали тех, кто обладал определёнными качествами, кто был смел, кому приходилось убивать, кто был надёжным и мог защищать нас, у кого были татуировки, мы не уважали людей без татуировок. Теперь всё изменилось, женщины больше не хотят выходить замуж за тех, кто не получил образование, кто недостаточно умён. В прошлом мы ценили достоинства отвечающие требованиям тех времён, но сейчас отдаём предпочтение другим качествам».

Но и в наши дни у ибан остаётся немало проблем, как и у других групп даяков, избавится от клейма «охотников за головами» оказалось не так просто. Ибан часто называют дикарями лишь потому, что раньше они добывали головы, по мнению некоторых, недавние охотники за головами пострадали несправедливо. [T.7.IV.1]

 

Оснров Новая Гвинея. Сами себя асматы называют «Озмат-аут», что означает «Истинные люди», в отличие от духов, постоянно присутствующих в мире живых. Это также может значить «Люди деревьев», – они отождествляют себя с деревьями.

Betty Villeminot, photographe et ethnographe: «…женщины дают жизнь, но мужчины нужны, чтобы она процветала. Как они этого добиваются? – Становятся главными охотниками. Во времена трудные в экономическом или политическом отношении мужчины уходят на «Охоту за головами». Возможно, воин убьёт кого-то незнакомого, но после этого детей в деревне станет больше, и, таким образом, он способствует приумножению племени. Это поверье зиждется на мифе, что пока не принесена в жертву одна человеческая жизнь, другая возникнуть не может. «Охота за головами» – своего рода война, поддерживающая определённое демографическое или экономическое равновесие».

«Охота за головами» официально запрещена и, якобы, ушла в прошлое, но на самом деле поддерживается представлением о том, что обладание черепом убитого, наделяет убийцу всеми его достоинствами. Чтобы облегчить переход этих достоинств охотник иногда принимает имя убитого – дань уважения избранному. [T.10.CCLXIII]

 

 
     
 

…но почему же всё-таки разновески, голдуэйтсы, не были, как бы мы сказали, стандартизированы? Откуда такое великое разнообразие форм?

В том-то и дело, что для ашанти каждый голдуэйтс был не менее точен, чем для нас гирька с цифровым клеймом.

Ашантийцы как бы одушевляли золотой песок. Одинаковый, он, «проходя» через голдуэйтсы, принимал живое и каждый раз новое обличье.

Я разглядывал голдуэйтсы мастера, и он объяснял их. Вернее, он «читал» их, как мы читаем книги.

…Человек со связкой дров на голове (иногда вместо дров – кувшин). С этим разновеском связана пословица: «Пока есть голова, не избежать носить на ней грузы». Думается, что пояснений не требуется.

Искусство мастера проявлялось прежде всего в знании фольклорной мудрости и умении наглядно и лаконично выразить их в маленьких фигурках голдуэйтсов.

Н. СТАСОВ [A.346]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ