ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XX. Attractio Divina; Transmutatio astralis; Mutationes in tempore; Resurrectio mortuum (Воскресение мёртвых); Cuptut (Стремление); Circulus; le Jugement (Cyд); Caput; Иероглиф (голова человека, выглядывающая в окно).

   

Иероглиф

 

Иероглиф аркана голова человека, понимающая пользу врученного ему в предыдущем аркане топора, выглядывающая в окно, им прорубленное, и направляющая человека при сознательных переходах от одной фазы жизни к другой. ГОМ [B.27]

 

Очевидно, древние большое значение придавали рогам, если столь важный орган, как мозг, во многих языках получил своё название именно от соседства с ними.

Греческое слово «керас» (keras) означало рога. В латинском языке, в котором часто брались за основу более древние по происхождению греческие слова, от него образовались два слова: одно из них, «корну» (cornu), так и означало рог, другое – «цэрэбрум» (cerebrum) получило значение «мозг». Это и естественно, так как мозг и рога расположены рядом, только мозг внутри черепа, а рога над ним. Слово «цэрэбрум» обычно применяется теперь в форме прилагательного – церебральный, то есть мозговой, относящийся к мозгу.

Но в греческом языке существовало свое слово, означающее мозг, а именно «энкефалос» (enkephalos) [от греч. «эн» (en) – «в» и «кефале» (kephales) – «голова», то есть «то, что в голове»].

Айзек Азимов [B.129.2]

*

Из пластинчатых развились оставшиеся два класса рыб. Оба класса отказались от внешней брони как таковой. Некоторые их представители исчезли совсем, а оставшиеся покрылись кожей так, что она стала внутренней защитой, окружив переднюю часть нервного тяжа, который разросся и превратился в примитивный мозг.

Айзек Азимов [B.129.4]

 

 
     
 

cerebrum, ī n 1) головной мозг Enn etc.; 2) ум, разум, рассудок (c. non habere Ph); 3) гнев, ярость: alioquin experieris c. meum Pt а не то изведаешь силу моего гнева; 4) бот. сердцевина (arboris PM).; 5) черепная коробка Sid. [B.32]

 

cerebellum, ī n [demin. к cerebrum] 1) мозжечок CC, PM etc.; 2) душа, характер, воля: c. alicujus cepisse Pt подчинить себе чью-либо волю. [B.32]

 

medulla, ae f [medius I] 1) костный мозг (cum albis ossa medullis O); 2) сердцевина, мякоть (frumentorum PM); ядро (nuces sine medullā Pt); 3) нутро, душа, сердце (alicui in medullis haerēre C): aliquid in medullas demittere Sen принимать что-либо близко к сердцу; 4) суть, лучшая часть (verborum Sl). [B.32]

 
 
     
 

Если повернуть время вспять и вспомнить историю появления человечества, можно сделать вывод, что «верхний» мозг понадобился эволюции для того, чтобы наш организм лучше питался. Головной мозг появился одновременно с глазами и ушами – органами, полезными в поиске пищи. Без подобного разделения обязанностей мы бы тратили всю нашу энергию на пищеварение. [T.10.DXVI]

 

Dr. David Heber, UCLA, Centre for Human Nutrition: «У обычного человека, не страдающего полнотой, от ста тридцати до ста шестидесяти тысяч калорий хранятся в виде жира, и только порядка пятидесяти четырёх тысяч калорий хранятся в мышцах. И лишь половина этого запаса может быть израсходована. И лишь потеряв более половины белковых запасов, организм становится нежизнеспособным».

Проще говоря, как только организм израсходует половину мышечных клеток, игра закончится. Но для мозга, которому отчаянно требуется энергия, нет ничего святого: он пожертвует даже сердечной мускулатурой, чтобы продлить собственное существование.

Dr. David Heber, UCLA, Centre for Human Nutrition: «Вам придётся питаться содержащимся в организме белком, причём в буквальном смысле, чтобы получить глюкозу, необходимую мозгу и красным кровяным тельцам». [T.12.LXXVI.4]

 

Слово ( מלך ) (Melech = Царь) развивают в комплексе трех слов:

מו ) (Mov = мозг),

לב ) (Leb = сердце),

כבן ) (Kaban = печень)

ГОМ [B.27]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «В некоторых описаниях Гермеса и Тота есть упоминание о том, что во время инициации мисты и иницианты, которые проходили обряд посвящения, видели, как голова Гермеса, его мозг, становился вдруг прозрачным, мозг начинал пульсировать, и оттуда исходил свет. И в этот момент мисты впадали в экстаз. Они видели три его органа – он же был Трижды Величайшим: мозг, сердце и печень. И все эти органы пульсировали с разной частотой и испускали свет разной волны, а следовательно и разного цвета. Это и было причиной экстаза среди посвящаемых. В Античные времена печень считалась вместилищем души». [B.141.27]

 

 
     
 

Вячеслав ИВАНОВ, доктор филологических наук, академик РАН: «…нейронауки – это науки, которые пытаются понять, как человеческий мозг связан со всем многообразием культуры, и, в частности, знаковых систем, языков и так далее. Многое важное в этой области было достигнуто уже во второй половине предыдущего – двадцатого – века. В частности для той области знания, о которой я вам рассказываю – для изучения многоязычных городов – очень много сделал выдающийся канадский нейрохирург и учёный Пенфилд (Уайлдер Грейвс) [Penfield, Wilder Graves]. Одна его книга о языке и мозге переведена на русский язык. Пенфилд выработал особую методику исследования. Мозг отличается от других частей нашего тела тем, что он сам не испытывает боли, если на него как-то воздействуют. Поэтому для других хирургических операций необходимо использовать анестезию, а операции на мозге могут без этого обходиться. А это значит, что хирург или ассистент хирурга, который делает операцию на мозге, может разговаривать с пациентом. Пациент не травмирован наркотиками настолько, что он не может разговаривать, как обычно бывает при тяжёлых операциях других». [T.10.CI.25]

 

Михаил УГРЮМОВ, академик РАН, доктор биологических наук: «Прежде всего, мне хотелось бы вспомнить нашего великого, выдающегося физиолога-клинициста, академика, генерала Леона Абгаровича Орбели. Он был и академиком, он возглавлял нашу в Академии Наук биологию многие годы. Он был директором, начальником Военно-медицинской академии в Ленинграде. Он был выдающимся физиологом. Вот он говорил, что необходимы три подхода для того, чтобы изучать живой организм, ну, и мозг в частности. Это онтогенез, филогенез и патология. Почему речь идёт об онтогенезе и филогенезе? Ну, вот, мы с вами посмотрели, что мозг, это настолько сложная структура, настолько сложные там функциональные связи, что никакой надежды на то, что моё поколение, и даже ваше, познает, как это всё работает, никакой надежды у нас нет. Но мы всё равно с вами работаем с позиции материализма, с позиции познаваемости. И мы должны попробовать, – ведь в чём задача? – вот этот сложнейший клубок, чтобы понять, как он работает, его надо попробовать растащить на части, на какие-то блоки, и посмотреть, как работают отдельные блоки, прежде всего. И это делается…» [T.10.CI.37]

 

 
     
 

Решающий момент в Египетской Книге Мёртвых называется «Взвешиванием Сердца».

Усопший должен отдать свой сердечный амулет Гору, чтобы его положили на весы против Пера богини Маат.

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Маат – это богиня олицетворявшая Истину, Справедливость, Порядок, Балланс».

Rev. Tamara L. Siuda, Kemetic Orthodoxy: «Сердце не могло быть тяжелее Истины, но и легче тоже. Они должны были уравновеситься. Обратите внимание, что во многих языках до сих пор существует выражение «С тяжёлым сердцем», и «С лёгким сердцем». [T.10.CLXXXV]

 

Dr. Sridevi V. Sarma, Johns Hopkins University: «Обычная стратегия – борьба с зависимостью с помощью одной силы воли – обречена на провал: часть мозга, которая отвечает за «силу воли» – лобная доля – развилась в последние двести тысяч лет. Не сравнить с теми примитивными частями мозга, которые формируют зависимое поведение».

Так что в следующий раз, когда вы будете готовы поддаться слабости, постарайтесь отвлечься на что-то полезное: спойте песенку или просто выйдете из комнаты. Подумайте о чём-нибудь другом, чтобы выбросить зависимость из головы. [T.21.LXX.10]

 

 
     
 

…мозг слона развивается подобно человеческому. У большинства новорождённых млекопитающих вес мозга составляет девяносто процентов от веса мозга взрослого. У человека это значение – двадцать шесть процентов. Вес мозга слонёнка составляет тридцать пять процентов от мозга взрослого, поскольку слонам, как и нам, необходим длительный период обучения. Высокому развитию мозга соответствует сложное социальное поведение: слоны помогают друг другу – помощь со стороны группы помогает выживать раненным или менее приспособленным особям.

Время, отведённое историей для существования слонов – этих древних мирных животных, нуждающихся в больших пространствах для поддержания жизни, – похоже, подходит к концу. Они – анахронизм, сохранившийся со времён, когда мир казался бесконечным, – великаны иных эпох. Они слишком велики, сильны, похожи на нас семейными общественными связями, чтобы делить с нами планету, из которой мы постепенно вырастаем… [T.10.CCLXII]

 

Prof. Andrew Whiten, University of St. Andrews: «Гонка за лидерство в обществе, в котором живут люди, имеет огромное значение. Быть состоятельным в социальном плане означает возможность доступа к ресурсам, к нужным и выгодным знакомствам. В обществе людей мозг становится более эффективным оружием и орудием, чем мускулы. Мозг является потенциальной и невероятно мощной эволюционной силой, поскольку он постоянно развивается, совершенствуется и порождает величайшие умы той или иной эпохи. В то же время разум создаёт сложности для людей следующего поколения, поскольку им придётся жить в обществе, требующем от индивида более сложного комплексного поведения».

Dr. Sue J. Blackmore, University of West England: «К мимикрии можно отнести идеи, жесты, рассказы, песни и всё, что может повторить человек, увидев или услышав от других людей, – своего рода копирование информации. Гены копируются внутри клеток организма, а способность подражать копируется мозгом, закрепляется в поведении и передаётся от человека к человеку. В ходе биологической эволюции совершенствуются гены, а совершенствование навыков копирования движет вперёд наш разум и нашу культуру. Невозможно понять природу человека без понимания процессов копирования информации».

…накопленная информация передаётся от человека к человеку, от общества к обществу, из поколения в поколение. Копирование информации лежит в основе нового вида эволюции.

Prof. Steven Pinker, Harvard University: «Изменения, произошедшие в жизни человека на протяжении последних пятидесяти тысяч лет, были вызваны не только биологическими процессами в мозге. Мы живём лучше, чем наши пещерные предки не потому, что у нас мозги стали совершеннее, а потому, что мы воспользовались накопленным опытом предыдущих поколений. Мы заимствовали этот опыт не на генетическом уровне, а при помощи языка, документов и обычаев. Наш мозг в состоянии придумать то, что помогает восполнить физические недостатки. В течение десятков тысяч лет человечество выживало благодаря изобретениям того, что могло нас защитить и улучшить нашу жизнь». [T.10.CXCIV.4]

 

…во-первых, изображение на сетчатку попадает в перевёрнутом виде, только потом мозг ставит его с ног на голову. Во-вторых, у всех позвоночных большая часть сигналов от левого глаза идёт в правое полушарие, а от правого – в левое.

Вольф Зингер, нейробиолог, директор Института Мозга имени Макса Планка, Франкфурт (Dr. Wolf Singer, Max Planck Institute for Brain Research, Frankfurt, Germany): «Само наше зрение является обманом. Всё что вы видите – это двухмерное изображение из точек разной яркости цвета и интенсивности. Таким наш мир попадает на сетчатку, и только потом наш мозг воссоздаёт его зрительный образ. Фактически сетчатка – это оголённая зона нашего мозга».

Не удивительно, что все эти несовершенства нашего зрения использовались жуликами и фокусниками всех времён и народов.

Бо Лотто, нейробиолог, Лондонский университет (Dr. Beau Lotto, UCL): «Мозг получает от сетчатки глаза информацию, которая не имеет никакого смысла и сам наделяет её смыслом и значением». [T.3.XXVII]

 

 
     
 

…сначала исследования Галля (Franz Joseph Gall) были безумно популярными, но развитие нейрофизиологии доказало несостоятельность его теории – френологию признали лженаукой.

Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук: «…и на долгие годы воспряла такая мысль, победила идея Флуранса (Marie Jean Pierre Flourens) – достаточно недалёкого физиолога французского – который утверждал, что мозг однороден у всех. И, собственно говоря, из этой нелепой идеи родились идеи социализма, который построен на том, чтобы взять любых людей, поскольку у них мозги одинаковы, воспитать в надлежащих условиях, и дальше они будут вести себя в соответствии с тем, как их воспитали. Это глупость невероятная, но она послужила основой как утопических теорий, так и создания идей социализма Маркса. Собственно говоря в нашей стране мы восемьдесят лет расхлёбывали вот эту именно псевдонаучную глупость Флуранса, которая победила в том далёком начале девятнадцатого века.

Для того чтобы быть талантливым, нужно иметь много нейронов. На каждый нейрон приходится, как минимум, сто тысяч контактов с другими нейронами. А всего нейронов только в коре у нас порядка одиннадцати миллиардов, а всего в мозге – около ста пятидесяти миллиардов. То есть это колоссальный объём нервных клеток, которые ещё имеют гигантское количество связей, которые всю жизнь меняются. Именно из их связей рождаются человеческие способности. Именно из структур мозга, определяющих конкретные функции, рождаются одарённости в той или иной области, и ниоткуда из другого места».

…именно размером и строением мозга нейрофизиологи объясняют разделение одарённостей по расовому и национальному признаку.

Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук: «Существует разница между мозгом африканцев и мозгом монголоидов, мозгом европеоидов. Разница эта существенна, в некоторых случаях может достигать двухсот – двухсот пятидесяти граммов. Это очень много. Самый крупный мозг – это в Европе, а самый небольшой мозг в Европе – это юг Франции. Самый небольшой мозг – это Африка. Такой, близкий к европейскому – это мозг в Китае».

Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук: «У женщин, конечно, меньше одарённых. Потому что для этого есть серьёзная структурная основа: у всех женщин, начиная с высших приматов, мозги меньше. Причём меньше намного. Ну, естественно, за счёт чего это делается? За счёт чего это уменьшение? – За счёт ассоциативных центров, – теми самыми, которыми человек принимает нестандартные решения. Вот и вся разница. То есть, иначе говоря, именно по этому талантливых женщин очень мало, – это редчайшее явление». [T.2.XLI.1]

 

…это исследование привело Жака Бальтазара (Professeur Jacques Balthazart, Université de Liège) к любопытным выводам: оказывается, именно мозг вырабатывает гормон, который отвечает за половое поведение. И это не мужской гормон тестостерон, а производная от женского гормона эстрогена – гормон эстрадиол. [T.10.I.9]

 

 
     
 

Dr. Michael A. Persinger, Laurentian University: «Наши исследования направлены на понимание взаимоотношения мозговой структуры и функции, а также опыта. А именно, есть ли биологические основания для концепции, которая называется «Вера в Бога», и можно ли познать Бога».

Доктор Персингер – нейробиолог, он считает, что Бог живёт у нас в мозгу. Он даже полагает, что знает, в какой именно части мозга.

Dr. Michael A. Persinger: «Больше всего нас интересовало, каким мозг воспринимает себя. Ведь в этом заключается великое отличие людей: мы знаем «Кто мы», мы знаем, что это связано с языком, а, значит, с процессами в левом полушарии мозга. Но тогда встаёт вопрос: «А для чего нам правое полушарие?» В нашем правом полушарии располагается второе чувство, и когда мы его переживаем, оно называется «Чувством Присутствия». Мы полагаем, что это и есть прототип общения с Богом».

Всё, что ему необходимо, чтобы вызвать это «общение», это поместить шлем на голову испытуемого. Он называет его «Шлемом Господа» (God Helmet)

Dr. Michael A. Persinger: «У нас был очень простой подход: если хочешь изучить мозг, необходимо провести лабораторный эксперимент».

…мозговые волны начнут сами себя успокаивать, а затем доктор Персингер активизирует магнит, находящийся над правой стороной мозга. Он не мощнее сушилки для рук, но сделан так, что фокусирует энергию на небольшом количестве мозговых клеток прямо в правой лобной доле. Доктор считает, что эти клетки стимулируют ощущение чьего-либо Присутствия.

Dr. Michael A. Persinger: «Мы полагаем, что когда люди научились разочаровываться в себе, предсказывать свою собственную смерть, – а это сильно повышает чувство тревоги, – появилась ещё одна концепция, которая позволила снизить эту тревогу. И вот у этой концепции существуют определённые параметры: она должна была стать бесконечной, существовать везде и всегда, иначе у неё был бы конец. А где есть конец, там появляется тревога. Поэтому мозг придумал концепцию, что в мире есть ещё что-то вечное, то, с чем можно себя ассоциировать, можно стать частью этого, и тогда сама мысль о тревоге просто испаряется».

Доктор полагает, что попытки нашей правой височной доли снять эту тревогу из-за будущей смерти, это и есть то, что мы испытываем, когда считаем, что видим нечто божественное. И для этого он и создал свой Шлем Бога.

Работа доктора Персингера открывает перед нами невероятные возможности: мы не только можем провоцировать духовные видения, он также говорит о том, что самые чёткие, значимые религиозные видения в истории могли оказаться просто разыгравшейся фантазией. Авраам, Моисей, индейские шаманы – почти все религиозные лидеры и духовные наставники утверждали, что их посещали видения, и они получали послания от самого Создателя.

Dr. Michael A. Persinger: «У многих религиозных лидеров срабатывали определённые электронные импульсы в правой височной доле. В Лютера угодила молния. Такие события могли повлиять на людей в определённый период их жизни. Самым интересным во всей этой истории является не то, как мозг создаёт эти видения, а что является стимулом? Вы видели несколько примеров грубой стимуляции, когда мы применяли магнитные поля, но что является природным стимулом? Какие стимулы создаёт само общество? Что за внутренние химические превращения, а также стимулы, о которых мы ещё ничего не знаем, которые позволяют людям испытывать самое мощное ощущение общения с Богом».

Тысячи лет миллиарды людей строили свои жизни вокруг идеи того, что за ними постоянно наблюдает Создатель: Он заботится о них, Он является их Создателем и Защитником. «Шлем Бога» доктора Персингера заставляет нас радикально переосмыслить эту теорию: возможно не Бог создал нас, и не Он нас защищает, возможно Он просто существует внутри нашего разума. [T.12.LXXXVII.1]

 

 
     
 

Dr. Roger S. Fouts, Chimpanzee Human Communication Institute: «Разница между вами и шимпанзе, или вами и собаками, или вами и кошками минимальна. Факт в том, что совпадение ДНК шимпанзе и человека 98,4 процента. Шимпанзе генетически ближе к человеку, чем к горилле, но не все люди это понимают».

Из тысяч генов, которые способствуют строению нашего мозга, лишь пятьдесят разделяют человека и шимпанзе. Люди, шимпанзе и все млекопитающие имеют часть мозга древних рептилий, которая до сих пор контролирует эмоции и выживание. Несколько сотен миллионов лет ушло на формирование более эмоционально развитых слоёв, которые дали материнский инстинкт и способность к обучению. Благодаря эволюции мозга появилась способность ко множеству социальных эмоций, тех, что управляют стадами, массами и человеческим обществом. Мозг современного человека отличается от мозга шимпанзе больше по объёму, чем по строению. [T.21.XLVIII]

 

Юрий БУЗИАШВИЛИ, академик РАМН, доктор медицинских наук, заместитель директора Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева: «Мозг – это основа основ. Мозг человеческий настолько сложен, насколько сложна Вселенная – каждый человеческий мозг – это вся Вселенная, в нём вся Вселенная. Поверьте, это так, я ничего не преувеличиваю. Его возможности неисчерпаемы. И все чудеса грядут от той Вселенной, которая находится внутри каждого человека». [T.4.LVI]

 

 
     
 

…обработка пищи сокращает затраты энергии на её переваривание на четверть. Профессор Рандхэм утверждает, что эта добавочная энергия стала причиной удивительных изменений Homo erectus.

Prof. Richard W. Wrangham, Harvard University: «Наши внутренности стали меньше. Когда мы стали готовить пищу, мы уже не нуждались в больших желудках, у которых много недостатков. На них уходит много энергии, поэтому особи, рождённые с маленьким желудком, могли экономить энергию, иметь больше детей и размножаться. Мы готовим, поэтому у нас маленькие желудки».

Эта дополнительная энергия позволила нам развить самый важный орган нашего тела, тот, который, как считается, и делает нас людьми, – мозг.

Теорию «Маленький желудок – большой мозг» создал палеоантрополог профессор Питер Велер.

Prof. Peter Wheeler, Liverpool John Moores University: «Мы считаем, что из-за изменения в рационе Homo erectus уменьшились органы пищеварения, что позволило высвободить энергию, которая пошла на развитие мозга. У Homo erectus мозг увеличился, а органы пищеварения уменьшились».

Мозг действительно потребляет много энергии: его вес составляет всего два с половиной процента от веса тела, но потребляет он двадцать процентов энергии.

Prof. Peter Wheeler: «Словно внутри головы постоянно горит лампочка на двадцать ватт».

У большинства приматов мозг потребляет лишь десять процентов энергии. Крупный ненасытный мозг делает нас исключением. [T.17.LII]

 

Михаил КОВАЛЬЧУК, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, директор РНЦ «Курчатовский институт»: «…я вам приведу пример: мозг и ЭВМ. У нас есть суперкомпьютер – один из трёх мощных в стране суперкомпьютеров, – этот суперкомпьютер потребляет десятки мегаватт. А при этом мозг – все компьютеры мира только в прошлом году достигли мощности одного мозга, одного человека, – мозг потребляет в моменты высшего использования тридцать ватт, а так – десять». [T.10.CI.137]

 

…за первые семьдесят миллионов лет своего существования млекопитающие практически не изменились в размере, но претерпели бурное внутреннее развитие. Понять и оценить масштаб этого развития мы можем на примере строения человеческого уха.

…эти две маленькие косточки и барабанная перепонка называются «молоточек и наковальня». Такое строение уха имеют все млекопитающие – это их отличительная черта – ни у рептилий, ни у амфибий этого нет.

…ночная темнота предлагала крошечному зверьку защиту от хищников: ночью динозавры спали – мир становился безопаснее.

Dr. Zhe-Xi Luo, Carnegie Museum of Natural History: «Животные, чья активность приходится на дневное время, больше полагаются на зрение, а ночные животные, у которых не такое хорошее зрение, практически полностью зависят от своего слухового аппарата.

Благодаря такому развитому слуховому аппарату, млекопитающие первыми из всех сухопутных позвоночных стали вести активный ночной образ жизни».

Две косточки во внутреннем ухе, которые развивались не одно поколение, обеспечивают большую чувствительность. Эта прекрасно отлаженная система позволяла млекопитающим слышать даже самые тихие звуки.

…если не считать лунного света, ночью на Земле царил полный мрак: зрение было бесполезным, лишь звук мог помочь сориентироваться. В таких условиях возможность улавливать как можно больше звуков стала определяющим фактором выживания.

Когда звук создаёт вибрацию сигнал проходит через молоточек и наковальню, но не останавливается: по нервным окончаниям сигнал передаётся дальше в мозг. Согласно теории Dr. Zhe-Xi Luo примерно в то же время, когда млекопитающие начали вести ночной образ жизни, их мозг стал развиваться иначе, чем мозг динозавров.

…мозг современной мыши, он очень похож на мозг первых млекопитающий. Его внутренняя структура схожа со структурой мозга стегозавра: она имеет зоны, ответственные за дыхание, воспроизводство и другие механизмы, которые необходимы организму для выживания. Но неокортекс развивался только у млекопитающих. Новая часть мозга, без сомнения, обязана своим появлением ночному образу жизни первых млекопитающих.

Dr. Zhe-Xi Luo: «Одним из самых существенных результатов развития нового слухового аппарата стала эволюция коры головного мозга – неокортекса. Развитие мозга позволило увеличить количество нейронов принимающих, анализирующих и распределяющих самую различную информацию».

Но развитие мозга млекопитающих имело и обратную сторону: красный цвет (на томограмме), показывающий уровень мозговой активности, сменяется голубым – это означает, что в сосудах собралось большое количество крови. Кровь должна компенсировать ту энергию, которую только что израсходовал мозг. Из всех частей тела мозг потребляет самую большую часть энергии, соответственно, потраченная энергия должна быть восполнена. Именно поэтому основной пищей млекопитающих стали насекомые, содержащие  много калорий. Естественно количество насекомых, которых можно поймать ночью, было ограничено. А поскольку млекопитающие вынуждены были питать энергией мозг, они не могли позволить себе тратить ценную энергию на увеличение размеров тела. Это одна из причин, почему млекопитающие были маленького размера и жили недолго. На первый взгляд это незавидное, более чем скромное существование не идёт ни в какое сравнение с долгой жизнью гигантских динозавров. Тем не менее, если сравнивать процесс эволюции и тех, и других, то в выигрыше, всё-таки, оказались млекопитающие.

Dr. Zhe-Xi Luo: «Репродуктивный цикл млекопитающих был очень мал, поэтому они размножались много и быстро. Можно считать это их преимуществом: гигантские динозавры, такие как суперзавр, жили сто лет, за это время у млекопитающих сменялось около пятидесяти поколений. Именно такой цикл воспроизводства позволял млекопитающим намного быстрее адаптироваться в постоянно меняющемся мире». [T.10.CCCXCIII.1]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ