ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Ordo: Порядок; Организация Цивилизация 2; Награды; Координаты - Ориентация; Ритуал.

 
     
 

…лучшее название для неё – цивилизация – одно из самых значимых изобретений человечества.

Prof. Marc Van De Mieroop, Columbia University: «Появляется структура, которая кардинально отличается от того, что существовало раньше. Это очень важный момент в истории человечества».

Когда мы говорим о Древнем мире, обычно речь идёт о редких, экзотических артефактах, о сохранившихся образцах монументальной архитектуры, но это лишь, так сказать, «скорлупа, сброшенная при изменении хода истории»: живые существа – цивилизации, – когда-то населявшие эти скорлупки, редко были статичными или величественными, скорее, – динамичными, хаотичными, с постоянной угрозой выйти из под контроля. И всё потому, что в основе цивилизации лежит невероятная идея: незнакомые друг другу люди могут жить и работать вместе в плотной городской среде, создавая новые союзы, которые заменяют естественные семейные, клановые или племенные связи.

Dr. Aidan Dodson, University of Bristol: «Если рассматривать историю в широкой перспективе, нельзя не заметить, что цивилизации всегда находятся или в состоянии подъёма, или упадка – устойчивого состояния быть не может».

Даже сегодня мы всё ещё пытаемся осмыслить эту идею…

Sarah Collins, OBE, British Museum: «С тех пор, как зародилась цивилизация – с появления шумерской – человечество уже не могло существовать без неё».

…это безостановочное строительство и перестройка, возможно, признак непредвиденных социальных последствий городской жизни: жители Урука приспосабливались к новому виду человеческого сосуществования.

Prof. Marc Van De Mieroop: «Это очень неестественный образ жизни: удивительно, что люди решают селиться совместно на такой небольшой территории, со всеми вытекающими трудностями».

На примере современного мира видно, что инвестиции в общественные сооружения – проверенный способ создания общего самосознания. Инвестиции в культурную инфраструктуру создают некие «гражданские тотемы», заменяющие племенные, и, кроме того, обеспечивают рабочие места.

Dr. Augusta McMahon, University of Cambridge: «Переехав в город, зачастую, человек чувствует своё одиночество: он может не входить ни в какую группу родственников или соседей. Если же ему не повезёт, он останется без работы или обеднеет, то может остаться вообще ни с чем. А постоянное строительство в таких местах как Урук, свидетельствует и о том, что здесь люди получали возможность постоянно работать, не опускаясь на самое дно».

Цивилизации стали очагами культуры, а в основе этой культуры лежала концепция города.

Dr. Augusta McMahon: «Города – центры творческой активности: именно здесь появляются многочисленные эстетические инновации. Практически все тексты и литература в Месопотамии созданы в городах, эстетическая сторона общества – во многом городской продукт».

Помимо стихов писцы начали записывать историю, заглядывать в прошлое, пытаясь зафиксировать события в правильном порядке. И завесу мифов удалось отодвинуть во многом благодаря царям и тому, что документировались их рождения, смерти, браки и битвы.

В племенных сообществах вождь редко обладает абсолютной властью: над ним довлеет множество ожиданий, традиций и табу – он подчиняется коллективной воле сообщества. В первых городах этого уже нет: люди, вскормленные новой системой иерархии и специализацией, быстро научились быть последователями. Жрецы показывали им дорогу к Небесам, но оставалось место и для правителей, чья роль была более приземлённой, и правили они из дворцов, а не из храмов.

Древние греки верили, что «краеугольный камень» любого успешного общества – эвномия – благозаконие. Если это потеряно, то есть риск утратить всё. [T.13.CX.1]

 

urbānitās, ātis f [urbanus] 1) городская жизнь (преим. римская) (desideria urbanitatis С); 2) утончённость, тонкость в обхождении, культурность, изящные манеры, учтивость, вежливость, воспитанность, образованность (u., cui contraria sit rusticitas Q); 3) безупречная речь, изящество выражений (urbanitate colorata oratio С); 4) изящный юмор, тонкое остроумие (hominum facetorum С); шутка Pt; 5) хитрость, плутоватость, склонность к мошенничеству Т. [B.32]

 

 
     
 

Matthew Collings, British art critic and presenter (and writer): «Что такое цивилизованность? Цивилизованность – это то, что мы делаем, чтобы подняться над пагубным, разрушительным, движимым инстинктами уровнем существования. Это разум, что подавляет в нас животное начало и даёт выход человечности. Это мы сами, живущие в созданном нами мире предметов, демонстрирующих высшую степень вдохновения, желания и созерцательности. Высший уровень развития человеческих существ, говорящих друг с другом посредством знаков и замечательных вещей. Это цивилизованность.

Её продолжением является искусство. Искусство – это не пустой звук, развлекающий нас и отвлекающий от утомительной монотонности жизненного пути, оно и есть жизнь. Это наше творческое предположение о том, какой может быть жизнь». [T.13.XXII.1]

 

Quincy Troupe, Poet: «Искусство обращается не к вашему разуму, а к вашему сердцу, а затем достигает вашего сознания».  [T.13.XXVIII]

 

 
     
 

Prof. Joseph Leo Koerner, Courtauld Institute of Art: «Уничтожение церковных изображений на Севере Европы было масштабным явлением. Большая часть картин была просто уничтожена. Но, в то же время, картины, которые выносили из церкви, помещали в красивые залы, таким образом спасая их. И в XVII-м столетии, например, в Голландии, в Голландской республике, начался поистине Золотой век искусства. В каждом городе работало множество художников, они писали совершенно особенные картины. И часть людей, которая предпочитала тратить на картины денег больше, чем мы привыкли тратить на автомобили, покупала их работы и развешивала в домах».

Теперь искусство не считалось средством на Пути к спасению. Реформация породила новый век, в котором искусство стало символом престижа, изделиями, которые можно было коллекционировать и выставлять.

Prof. Joseph Leo Koerner, Courtauld Institute of Art: «Искусство теперь уже не было связано с понятием Спасения. Таким образом у художников появилась возможность вырабатывать новые способы рисования, и заказчики с радостью раскупали работы этого нового вида искусства. Теперь искусство больше не являлось религиозным инструментом. Появился новый Мир – «Царство искусства» мир природы, мир гуманизма, мир повседневной жизни. Всё это перестало быть средством на Пути к Спасению. Они сами по себе представляли интерес».

После того как искусство перестало быть религиозным, художники-протестанты стали изображать на картинах не ангелов, а трудовые будни обычной жизни.

Prof. Joseph Leo Koerner, Courtauld Institute of Art: «Теперь произведения искусства создавались просто ради самого искусства, поэтому, я считаю, что протестантская реформация, снявши с изображения религиозную функцию повлияло на наше современное восприятие искусства».

Протестантство отделило искусство от религии. Таким образом, оно заложило основу для ещё более светской культуры.

Prof. Joseph Leo Koerner: «…и не существовало бы художественных музеев, если бы не было реформации, в ходе которой из церквей выносили те изображения, которые продолжали жить в ином непорочном мире».

Но главное в протестантстве – это сама вера, а не внешние её атрибуты. Из-за более существенного культурного сдвига, об этой революции в изобразительном искусстве через какое-то время было забыто. Для протестантов главным было не изображение, а слово. [T.13.XXVII.2]

 

 
     
 

…стены храма украшают сцены с изображениями группового секса, возбуждённых мужчин и жаждущих их женщин. Это было совсем не то, что ожидал увидеть добропорядочный христианин на стенах молитвенного дома.

Однако в индуизме всё выглядит совсем иначе. Одной из многих целей индуизма является стремление к любви, и индусы не видят ничего зазорного в изображении любовных сцен на стенах своих храмов. Но эти храмы шокировали западного гостя, который ещё раз убедился в своём моральном превосходстве.

«Наша религия возвышенна, чиста и милосердна», сказал Вильям Вилберфорс, человек, который положил конец работорговле в рамках Британской империи. Индуизм, же низкая, распущенная и жестокая религия.

Чувственная природа индуизма была чересчур экстремальна для викторианцев. Упоминание об эротических храмовых скульптурах и любовных сценах в присутствии женщин считалось непозволительным. Именно из-за викторианского чувства приличия храмы и искусство Южной Индии игнорировались туристами и учёными. Мир, который не уступал Греции по своей культуре, а древним египтянам в архитектуре исчез в джунглях, превратившись в затерянный мир. Возможно, европейцы, посещающие Индию, находили индуистских богов и храмы странными и дикими.

Зато они восхищались, не ощущая неловкости, архитектурой мусульманских повелителей Индии, продиктованной их единым Богом Аллахом. Никаких тебе многоруких ужасных божеств, никаких чрезмерно эротических скульптур, ни полутёмных храмов с полураздетыми священниками, поклоняющихся каменному фаллосу. Это была та архитектура, которая нравилась европейским умам, полная грации, с готическими арками, выполненными из белого мрамора. Здесь они встретили здания, которые совпадали с их представлениями о загадочном Востоке. Поэтому самые посещаемые туристами здания расположены на севере Индии. [T.12.XXIII.2]

 

 
     
 

Зайдя внутрь, Андрей вспомнил чью-то мудрую фразу, что уровень цивилизации определяется чистотой её туалетов.

Кир БУЛЫЧЕВ [B.54.2.C]

 

В Древнем Риме жизнь проходила вне дома. Комнаты в многоквартирных домах использовались только для ночёвки, всё остальное делалось в городе.

Prof. Mary Beard, University of Cambridge: «Хочешь понять культуру – посмотри на туалет. Неплохой девиз.

Римский общественный туалет. Согласно сохранившемуся древнему путеводителю в Риме было сто сорок четыре общественных уборных, правда, неизвестно, на сколько мест они были рассчитаны».

Dr. John R. Clarc, University of Texas: «…можно сказать, что они сидят в общественном туалете. Над их головами художник изобразил их фразы. Здесь написано: «Мулионе седес (Mulione sedes)» – «Ты сидишь на погонщике мулов». «Погонщиком мулов» называли запоры, потому что мулы очень упрямые – процесс дефекации проходит очень тяжело». [T.13.CVII.2]

 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «А Веспасиан занялся тем, чтобы заработать деньги. И самым непочтенным образом он начал торговать муллами. Вот интересно – вроде бы цепь совпадений – налог, связанный с туалетами общественными – в сущности, он ввёл понятие «платный туалет», торговля муллами, именно муллами – Римским сенаторам, знатным людям вообще было запрещено заниматься торговлей, а тем более муллами. Он сразу же получил прозвище «погонщик мулов». [P.97.8]

 

Б. СОЛОМАТИН, заместитель начальника ПГУ КГБ СССР, генерал-майор.

Я хорошо помню, как меня в 12 лет это в 1936-м было впервые привезли погостить на родину отца, в деревню, расположенную на самом юге Московской области, за Каширой. Сели мы там за стол, принялись за нехитрое угощение. Но, боже мой, что это был за хлеб! Настоящая чёрная глина. Его же есть было невозможно. И второе впечатление: я спрашиваю, где у них тут сортир? А оказывается, нигде. Нет у нас отхожего места, ходим где придётся. Я тебе к чему эту историю рассказал? Чтобы пояснить, кто в армии тогда служил, какие люди. Да они же ничего хорошего в жизни не видели…

Владимир СНЕГИРЕВ [A.71]

 

aumātium, ī n общественная уборная Pt. [B.32]

quārtārius, ī m [quartus I] 1) квартарий ( = 1/4 секстария) = 0,137 л Cato, L, РМ; 2) четверть золотого (nummus aureus Lampr); 3) погонщик мулов (получавший 1/4 прибыли) LM. [B.32]

 

 
     
 

Ефим РЕЗВАН, доктор исторических наук, заместитель директора музея антропологии и этнографии Петра Великого (Кунсткамера) РАН: «Мусульманская цивилизация – это, в первую очередь, цивилизация торговцев. Поэтому мусульманские государства всю жизнь инвестировали в безопасность громадные деньги. И если вы почитаете сообщения средневековых путешественников, самых разных, вы сразу же наткнётесь на сообщение о том, что мусульманские города, мусульманские дороги, мусульманские караван-сараи намного более безопасные». [T.10.VII]

 

 
     
 

Prof. Mary Beard, University of Cambridge: «…мы задаёмся вопросом: что же римляне сделали для нас? А нужно спрашивать: что империя сделала для римлян? И кем были эти самые римляне?

…именно так и работала система завоеваний Рима: они приносили новых рабов, и, одновременно, новых граждан Рима».

…когда таких людей освобождали, они не возвращались к прежней жизни, а оставались на новом месте и становились римлянами. Со всеми правами и привилегиями, которые давало римское гражданство. Но что держало их в Риме?

Prof. Greg Woolf, University of St Andrews: «Греки считали римлян ненормальными, потому что те освобождали рабов и делали их гражданами. Хоть это и жестоко, но рабство было всего лишь определённым этапом вроде стажировки: прибывающий человек, к примеру, был германцем, брал римское имя, учил латынь, изучал ремесло, полезное для своего хозяина. Хозяин дарил рабу свободу, тот становился гражданином Рима с римским именем и кучей влиятельных знакомых. Так человек входил в римское общество. Римлянин – это что-то вроде профессии, это движение, в которое вовлекаются новые люди».

Это был совершенно новый подход и, в большей степени, секрет процветания империи. Слово «римлянин» описывало не происхождение человека, оно говорило о положении. Практически все римляне происходили от людей, прибывших из других мест, и не только рабов.

Prof. Greg Woolf: «Люди приходили работать в доки: строители, проститутки, крестьяне, которые шли в Рим, надеясь найти здесь пищу, потому что дома нечего было есть. Прибывала огромная масса людей, которые никого тут не знали. В городе таких размеров как Рим должны быть иммигранты, потому что количество умирающих превышает количество рождающихся. В древности в Риме царила малярия: сюда приходили люди, не имевшие иммунитета, заражались болезнью и умирали через несколько лет. Только чтобы не становиться меньше, Рим должен был привлекать население. Рим просто заглатывал людей».

Рим получал продукцию со всего Средиземноморья.

Prof. Martin Millett, University of Cambridge: «Италия недостаточно велика, чтобы поддержать Рим. Этот город привлекал ресурсы отовсюду».

Это было нечто новое в истории Запада: Рим стал городом потребления огромных размеров. И это не касается предметов роскоши, речь идёт об основных товарах – дереве, коже, масле, вине, и самом главном – зерне.

Prof. Martin Millett: «Считается, что Рим был городом потребления с населением около миллиона человек. А это сто пятьдесят тысяч тонн зерна в год».

Город рос, и фермы Сицилии, Ливии и даже Египта производили пшеницу для жителей Рима. [T.13.CVII.1]

 

 
     
 

1 - 2