ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Ordo: Порядок; Организация; Награды; Координаты - Ориентация; Ритуал.

 
     
 

II cālīgo, āvī, ātum, āre [caligo I] 1) быть покрытым мраком, быть тёмным…; oculi caligant Lcr, CC etc. темнеет в глазах, но тж. (ср. 2) СС глаза слепнут или зрение портится; 2) быть близоруким или подслеповатым…; с. in sole погов. Q не видеть среди бела дня, т. е. не понимать того, что ясно, как день; 3) блуждать впотьмах, потерять ориентировку (caligant vela carinae St); 4) затуманивать, помрачать, затемнять, затмевать…

 

I merīdiānus, a, um [meridies] 1) полуденный (tempus С etc.; cibus Su; cantus, sc. cicadarum Ap); 2) южный (pars orbis Vr): circulus m. Sen экватор. [B.32]

II merīdiānus, ī m (sc. cardo или sol) юг VP. [B.32]

 

merīdiēs, ēī m (y Amm тж. f) [из *medīdies от medius + dies] 1) полдень:; 2) юг (ad meridiem vergere Nep, spectare Cs): a meridie T с южной стороны; 3) середина

 

tepor, ōris m [tepeo] 1) теплота; 2) прохлада; 3) тёплые края, юг ; 4) pl. тёплые примочки, припарки CA; 5) вялость, безжизненность

 

vespera, ae f 1) вечер: inumbrante vespěrā T с наступлением вечера; a mane usque ad vesperam Su с утра до вечера; ad vesperam C под вечер; vesperā PM, Su вечером; primā vesperā L ранним вечером; 2) запад (ad vesperam jacentes terrae PM). [B.32]

 

ἥλιος, эп. преимущ. ἠέλιος, дор. ἀέλιος и ἅλιος (ᾱ) ὁ 1) солнце: ἡλίου κύκλος Trag., Arst. солнечный диск; ἡλίου βολαί или τόξα Eur. (= ἀκτῖνες) солнечные стрелы, т.е. лучи; 2) место восхода солнца, восток; 3) дневной путь солнца, т.е. день; 4) солнечная жара, зной:; 5) солнечный свет; 6) светлое настроение, ясность (τῆς ψυχῆς Plut.). [B.169]

 

Βορέας, ου, дор. έᾱ, эп.-ион. Βορέης, стяж. Βορ(ρ)ῆς, έᾱο и έω, дор. Βορρᾰς, ᾱᾶ ὁ 1) Борей (сын Астрея и Эос, бог сев. ветров) Hom., Hes., Pind., Her.; 2) северо-северо-восточный, иногда северный ветер Hom., Arst.; 3) север: πρὸς βορέαν τινός Thuc. к северу от чего-либо. [B.169]

 

αἱ τέσσαραι γωνίαι τῆς γῆς NT четыре страны света

 

ὁρίζων, οντος ὁ [part. praes. к ὁρίζω] (sc. κύκλος) горизонт Plat., Arst. [B.169]

 

קֶדֶם ) [qéḏem] восток [B.18]

 

 
     
 

…как любил повторять Макиавелли вслед за Боккаччо, что мудрец управляет звёздами и роком не потому, что он крутит колесо мироздания, а потому что он подстраивается под обстоятельства, под движение звёзд – и поэтому управляет.

Он постоянно всю жизнь провел в седле. А дело всё в том, что в то время не было компаса, не было карт топографических. Каким образом он мог ориентироваться на местности? Только с помощью звёздного неба. Отсюда вот эти увлечения астрономией в Самарканде. Вот, но…

Да. А его внук, Улугбек, мы знаем, сделал замечательные таблицы, построил обсерваторию. Тимур, скорее всего, всё это знал, умел этим пользоваться. Почему? Потому что доверять проводникам в то время – это было большой глупостью.

А. ВОРОБЬЁВ, научный сотрудник кафедры истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [P.97.10]

*

Ночью в пустыне намного легче найти дорогу: звёзды представляют собой массу постоянно доступных ориентиров. Не случайно чистое небо над арабским миром сыграло важную роль в развитии астрономической навигации. [T.21.CV.1]

 

Этот храм в египетской пустыне, от возведения которого до начала нашей эры прошло гораздо больше времени, чем от начала нашей эры до закладки города Солсбери, посвящён Ра-Горахте, солнечному диску, встающему над горизонтом, богу и символу жизни. Псевдо-Германус из Константинополя через три тысячелетия после создания пирамид и за три века до того, как были расшифрованы иероглифические молитвы богу-солнцу, обновляет эту тему: «Христос – наше Солнце, и с Востока воздвигнет он рай, которого мы лишились». Самое слово «ориентация» происходит от латинского orior – «подниматься, восходить». Папа Григорий добавил антиязыческую поправку: «Поклоняйтесь Сыну Божьему, а не богу солнца», – сказал он.

Дж. Хокинс [B.138.1]

 

Насколько далёк горизонт? От человека ростом 180 сантиметров, стоящего на плоской равнине, горизонт удалён примерно на пять километров. [A.278]

Дальность горизонта равна корню квадратному из произведения высоты наблюдателя на удвоенный радиус Земли.

Радиус Земли – 6 356 863 м.

 

 
     
 

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Совсем не просто постичь египетское понятие души: насколько нам известно, душа человека существовала в трёх ипостасях Ка, Ба и Акх. Ка, обладающая двойственной природой, появлялась с человеком в момент рождения. Ба вступала в силу с момента его смерти и изображалась в виде птицы с человеческой головой. А Акх являлся последней и наиболее сложной ипостасью души. Обретение Акх было целью каждого египтянина».

Lisa Schwappach-Shirrif, Rosicrucian Egyptian Museum: «Само слово Акх обозначает «могущественный». Если покойному удавалось благополучно добраться до загробного мира, он становился Акх и мог влиять на жизнь своих родных, оставшихся на земле. Когда египтяне смотрели в ночное небо и видели яркие звёзды им представлялось, что то были Акх – души их предков».

Собрание магических текстов, которые сегодня называют «Египетской книгой мёртвых» помогало египтянину сориентироваться в целом мире ритуалов и благополучно миновать все подводные камни на пути к счастливой загробной жизни. [T.4.X]

 

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Мы находимся в Карнакском храме в Луксоре. На этой стене мы видим ритуал натягивания верёвки. По правую руку от меня высечена богиня Сешат, она изображена в виде жрицы, держащей верёвку и молот. Напротив неё изображён фараон. Они держат концы верёвки, как бы располагая монумент в соответствии с расположением звёзд».

Из надписи в Карнакском храме известно, что они располагали монументы по околополярным звёздам, главным образом по Большой Медведице.

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Ориентиром служило также созвездие Ориона».

Карнакский храм был средоточием древнеегипетской религиозной активности. Его центральная ось направлена на восход Солнца в день зимнего солнцестояния: в этот день Солнце восходит вдоль этой оси. Храм также ориентирован на заход Солнца в день летнего солнцестояния.

…ещё один длинный строй камней ориентирован на самые яркие звёзды Большой Медведицы, которую в более поздний период египтяне изображали в виде «коровьей ноги». [T.10.CCLXXX.2]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…современная карта с доминантой «Север». Для всех карт Древнего мира и раннего Средневековья доминантой будет Юг. И поэтому Древний Египет, он «смотрит на Юг», он смотрит туда – на Нубию, на золото Асуана. И, например, были представления о том, что всё, что с Запада, то есть, справа от человека – это связано с предками, с благими богами, с легкими путями в Загробный мир – это хорошо. А всё, что слева, или с Востока – это трудные скалистые нагорья, это тяжёлые грешные пути в Загробный мир для нечистых душ, это всё, что связано с бедами и проблемами. Египет – западноориентированная в этом плане страна». [P.125.46]

 

 
     
 

Михаил СЕЛЕЗНЁВ, кандидат филологических наук: «…благословлён Яхве Теманским и его Ашерой».

Теманский: «теман» – по-еврейски попросту «Юг». С другой стороны – некоторые конкретные географические названия, географические места на юге Израиля, на границе пустыни». [P.141.17]

 

На самом же деле Вавилон представлял собой в плане вытянутый с запада на восток почти правильный четырёхугольник с периметром стен 8150 м и площадью около 4 кв. км. Стороны этого четырёхугольника были сориентированы по четырём «ветрам», т. е. по четырём странам света, которые у вавилонян не совпадали с нашими: вавилонский север (ильтану) соответствовал нашему северо-северо-западу, юг (шуту) – нашему юго-юго-востоку, запад (амурру) – нашему юго-западу-западу, а восток (шаду) – нашему северо-востоку-востоку. Река Евфрат, протекая с севера на юг, делила город на две неравные части: на левом берегу находился Старый город, а на правом – меньший по размерам Новый город. Таков был собственно Вавилон.

Планировка Вавилона вызывала изумление иноземцев, привыкших к узким и кривым улочкам своих городов. Города с прямыми улицами, пересекавшимися под прямым углом, первыми стали строить вавилоняне и ассирийцы. Этот принцип градостроительства в эпоху эллинизма был воспринят греками и римлянами, а затем в средние века забыт. Европейские градостроители с видом первооткрывателей вернулись к нему только в XVIII – XIX вв.

В основе планировки Вавилона лежали восемь широких проспектов, каждый из которых вёл к городским воротам. К ним примыкали узкие улицы, переулки и тупики, застроенные частными жилыми домами.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

**

 
     
 

**

Во время ночных переходов по «Тропе святого Иакова» пилигримы ориентировались по Млечному Пути. Существует поверье, что он указывает дорогу на Сантьяго-де-Компостела. Для испанцев Дорога святого Иакова и Млечный Путь – синонимы. [T.10.LI.6]

 

…рядом с Гранадой находился другой город, меньших размеров, построенный католическими королями для осады. То есть, этот новый город, выстроенный по образцу римских военных лагерей, был, как бы, вызовом Гранаде. Его название – Санта-Фе (Santa Fe).

Против арабского города с хаотичным переплетением узких улочек, город – распланированный по линейке – прямолинейный, жёсткий, с перпендикулярными улицами. Это было другое видение мирового порядка, и, возможно, другого способа управления народом. Вскоре такая модель будет применена и в Новом свете: конкистадоры повсюду будут насаждать эту городскую планировку. А вместе с геометрической формой и имя города – Санта-Фе, что значит «Святая вера», как свидетельство славы. В Нью-Мексико, в Аргентине, в Колумбии, современная столица которой – Богота – раньше называлась Санта-Фе-де-Богота. Повсюду Санта-Фе. [T.10.DCCXLIX.2]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…всё небо делилось на шестнадцать частей, причём делилось совершенно чётким образом. В полдень гаруспик должен был вбить кол на возвышенном месте так, чтобы он не отбрасывал тени. То есть, это должен был быть полдень. Он должен был встать рядом с ним, найти направление лицом на север, и прочертить первую ось с севера на юг. Вторую он прочерчивал перпендикулярно, с востока на запад. Таким образом, небо делилось на четыре части. Вы догадываетесь, что римский лагерь и римский город, и этрусский город до этого, все создавались по этому же принципу гаруспической планировки». [P.125.242]

 

Dr. Yana Tchekhanovets, Ben Gurion University of the Negev: «С тех пор, как римляне проложили в Иерусалиме две главные улицы: одну с севера на юг, а другую с запада на восток, Иерусалим старался этих двух осей не нарушать. Этими улицами всегда пользовались, и сегодня пользуются.

Мозаичная карта византийская шестого века (310 kB). Карта Иерусалима и Святой земли. На этой карте очень хорошо видны две главные улицы кардо – идущая с севера на юг, который справа: север не наверху, потому что древние карты ориентированы на восток. Отсюда слово «ориентация».

Поскольку улицами этими продолжают по сей день пользоваться…» [P.125.144]

 

Михаил КОРОЛЬ израильский культуролог, краевед, пишущий на русском языке: «…позже, по свидетельству Флавия, появилась и третья стена. Город уходил вниз, в долину Кедрон. Принадлежащий когда-то народу под названием «евус», «евусеи», и город тоже назывался «Евусом».

Рим переделал Иерусалим под римский город. Прежде всего, рассекли город прямой улицей, которая называется «Карда» с юга на север, потом эту улицу пересекли перпендикулярно улицей «Декуманус», а на пересечении поставили Форум, а рядом с Форумом Храм Афродиты».

Иеромонах ИОСИФ (Иерусалим): «География Святых мест, скорее, вопрос археологии, потому что в Церкви сохраняется не столько география Святых мест, сколько иконография Святых мест». [T.10.CDLXXXIX]

*

cardo, inis m 1) дверная петля: cardĭnem vertĕre (versare) V, O отворить дверь; 2) страна света: c. caeli Vr или mundi Col, PM полюс; c. duplex C оба полюса, мировая ось; quattuor cardines mundi Q четыре страны света; 3) демаркационная линия с севера на юг (в отличие от limes decumanus, линии, проводившейся с востока на запад) L; 4) время (года), пора:; 6) точка вращения, ось, центр; 8) сущность, главное обстоятельство

*

decumānus, a, um v. l. = decimanus. [B.32]

I decimānus или decumānus, a, um [decimus] 1) 5): d. (limes) PM, Col межа, проведённая с запада на восток (см. cardo)

 

Сергей ДМИТРИЕВ, кандидат исторических наук: «…видим там квадратную форму, видим прямые улицы, которые должны симметрично идти, в каждой стене по трое ворот пробивалось, от них шли по три улицы с севера на юг, по три улицы с запада на восток. Улицы эти, с севера на юг которые идут, называются «дин», а с запада на восток называются «вэй». Это термины из ткани – «основа» и «уток»: нити, которые идут в ткани вдоль и поперёк. Улицы как бы были такой тканью города – сеткой координат». [P.141.43]

***

 
     
 

***

…в Храме Гроба Господня, рядом с Голгофой, находится камень, символизирующий Центр Мира. Веками Иерусалим служил точкой отсчёта на всех картах христианской Европы. После возведения этого Храма в IV-м веке нашей эры, Иерусалим быстро становится центром христианства. Число монахов и паломников в Святую Землю неуклонно растёт, некоторые остаются жить в этих краях.

Не исключено, что среди местных жителей были и евреи, но очень немного: новые правители не считали необходимым отменять римские запреты на проживание евреев в Иерусалиме. Для христианских паломников места, связанные с именем Иисуса, были не просто точками на карте местности, это была Святая Земля, стоя на которой, человек приближался к Богу и к Раю. Они обрастали легендами: паломникам, зашедшим на Голгофу, говорили, что это не только место распятия Иисуса, но и Сотворения Первого человека – Адама. С распространением христианства и постоянно растущей популярностью Храма Гроба Господня в Иерусалиме, гора Мориа перестала быть Центром жизни города. Место, где находилась когда-то Святая Святых – Храм Иерусалимский, – где молился и проповедовал Иисус, оказалось в запустении. Быстро растущему христианскому сообществу требовались всё новые храмы для местных жителей и паломников, и они стали строиться…

Prof. Frank E. Peters, New York University: «Они мечтали испытать радость присутствия в Святой Земле. Они читала и ней, слышали рассказы, всем христианам с самого детства говорили о ней в церкви, – они слушали чтение евангелий. И добравшись сюда, они испытывали ни с чем несравнимую радость, что достигли, наконец, цели. Людей во всё время охватывал трепет, когда они оказывались в месте, где произошли исторические события». [T.10.CXXXVI]

 

Валерия МУХИНА, академик РАО, доктор психологических наук: «…личностью может считать себя тот человек, у которого есть система ценностных ориентиров в мире по отношению к себе в мире, по отношению «Я и другие», по отношению «Я и Человечество (и, там, люди)», ценностные представления о том «Каким должен быть мой Путь». Но этого мало, потому что думающий человек может сформулировать эти вещи. Нужны ещё личностные качества, которые позволят реализовать себя в этом выбранном направлении.

…и для того, чтобы поступить в соответствии с твоим выбором, нужно обладать ещё Волей». [T.10.CI.103]

 

 
     
 

Игорь ДАНИЛЕВСКИЙ, доктор исторических наук: «На Руси была принята другая система летоисчисления, эта система летоисчисления была заимствована в Константинополе, вот, эр было несколько. Там проблема вся заключалась в том, что, ну, во-первых, эру от Рождества Христова, которую Дионисий Малый рассчитал, она ведь не совсем точная, поскольку там не все, так сказать, параметры евангельские укладываются. Скажем, Ирод Великий, он умирает в 8 году до Р.Х., хотя он принимает самое непосредственное участие в евангельских историях о рождении Христа.

…специально было отобрано четвёртое Евангелие от Иоанна, не совпадающее с синоптическими Евангелиями, где разный возраст Христа указан – там не 33 года, а 30 лет. Где целый ряд позиций просто не совпадают, и это было сделано намеренно, потому что Вселенский собор принял такое решение для того, чтобы Евангельские тексты не воспринимались буквально. Поэтому ни в Ветхом завете, ни в Новом завете мы не сможем встретить таких ориентиров, которые бы позволяли точно датировать, там, скажем, сотворение мира или…

Всего существует где-то от 120 до 150 разных сочетаний эр от сотворения мира и от рождества Христова. Во всяком случае, на Руси была принята эра от сотворения мира, аннианская, александрийская, болгарская, староболгарская, старовизантийская, константинопольская, как самая распространённая – в 5508 лет от сотворения мира до рождества Христова по эре Дионисия Малого». [P.97.177]

 

Павел КУЗЕНКОВ, кандидат исторических наук: «…но этого было недостаточно, и необходимо было создать универсальную шкалу, опирающуюся на действительно абсолютную авторитетную дату. И таких вариантов стало два – «от Основания Мира» и «от Рождества Христова». И, вот, собственно эти два типа эры и характерны для христианского мира».

Языческие воззрения на мир, они в принципе не позволяют допустить существование этой шкалы: что где-то было начало Мира.

Павел КУЗЕНКОВ, кандидат исторических наук: «Для греков это было бы оскорбительно, потому что античная греческая философия исходила из цикличности макропроцессов: жизнь Космоса циклична в макромасштабе. Для индусов – Юги.

Но христианство берёт из Ветхого завета иудейскую модель линейного, векторного типа истории, причём, очень обозримую. Человеческая история оказывается очень недалёкой в прошлое, и очень, соответственно, недалёкой и в будущее, то есть, обозримой и вниз и вверх. Это эсхатология сразу же возникает: мы знаем, что Мир вот-вот кончится. И в то же время возникает для учёных сама возможность создать общую шкалу времён.

Христианство – это, вообще, целый букет инноваций. Это религия абсолютно нового типа: она была совершенно другой, чем привыкли древние. По сути это глобальный вариант иудаизма – это иудаизм, вышедший за пределы Израиля Ветхого: это Новый Израиль, так называемый. То есть, по сути, речь идёт о том, что создаётся первая в истории человечества религия, претендующая на абсолютную глобальность. То есть, в ней нет никаких национальных уголков. И, соответственно, возникает сразу же такая тема, что можно, и нужно (это важно) создать единую систему счёта общечеловеческой истории.

Дело в том, что античные люди вообще не считали людей даже генетическими родственниками. Для античного человека, для того же Аристотеля, разные народы – это разные виды: у них не просто разные предки, у них разные «корни». То есть, автохтонность, так называемая, она в древности воспринималась буквально – «из земли» появляются разные народы и, соответственно, они друг с другом абсолютно чужды: они похожи друг на друга, но не более того. Христианство, как и иудаизм, декларирует, что все люди – потомки одного человека – Адама. Соответственно, у них есть единая точка начала всей их истории. Создаётся сразу предпосылка для всеобщего мира: одно дело межвидовые войны вести, а другое дело – воевать со своими, пусть и очень далёкими, но братьями. Соответственно возникает такой запрос на создание единой хронологической шкалы. Юлий Африкан, в третьем веке, примерно в 240-м году он такую задачу выполняет. Он создал «Хронологию». То есть «Наука о времени». То, чего не было в античности, потому что не было запроса на это. Не было одного большого государства, в котором были бы собраны источники самых разных провинций, самых разных городов. Его называют «Отцом хронологии». К сожалению, она не дошла до нас в полном виде, но её разработал, развил Евсевий Кесарийский в тех самых временных канонах или таблицах.

Канон, по-гречески – это, буквально, «линейка». Это египетское слово обозначающее буквально «отвес». В христианскую жизнь слово «канон» вошло как нечто регламентирующее: «regula» – «правило».

И хронологический «Канон Евсевия» – это опора для всех. До Сотворения Мира Евсевий идти побоялся: он взял Авраама. Авраам – Первый год, так называемый «έποχή», то, что мы сейчас говорим «Эпоха» – Точка отсчёта: «Ноль координатный». И от этой «έποχή» идёт уже счёт «лет Авраама», с которыми синхронизированы годы консулов, годы афинских архонтов эпонимов, годы олимпиоников, годы царей египетских, персидских и прочих других. И эта система лежит в основе и нашей научной хронологии.

Он действительно работал с первоисточниками, он был человек достаточно скрупулёзный, и работал достаточно аккуратно». [P.141.11]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…без Маат Осирисом стать нельзя. «Маат» – это слово, которое восходит этимологически к слову «Прямой». В этом смысле оно очень напоминает греческое слово «канон» – «отвес, мерило» – грузик, который строитель опускает на нитке, что проверяет прямоту стены. Любая кривизна – это отход от Маат.

Суд – это всегда взвешивание сердца умершего, то есть, его помыслов, склонения его воли. А на другой чаше при взвешивании сердца лежит Перо Маат: Правда божия – самая простая. Прямой путь – самый простой». [P.160]

*

κᾰνών, όνος ὁ 1) прут, брусок; 2) веретено или ткацкий челнок; 3) тех. прави́ло, отвес; 4) линейка для графления; 5) пра́вило, норма; 6) (тж. κ. καὶ μέτρον Arst. и τὸ μέτρον τοῦ κανόνος NT) мера, образец, мерило; 7) отвес (язычок) весов; 8) муз. числовые соотношения звуков; 9) твёрдая отправная точка, точно установленная дата: κανόνες χρονικοί Plut. хронологические вехи, основные исторические даты (на основе которых исчислялись прочие даты); 10) канон (установленный александрийскими грамматиками список образцовых греч. писателей). [B.169]

**

 
     
 

**

Константин ИВАНОВ, доктор исторических наук, кандидат физико-математических наук: «…для того, чтобы построить любой календарь, нужно, как минимум, два периода – Большой и Малый. «Большой период» – это вращение Земли вокруг Солнца (год). «Малый» – обращение Земли вокруг своей оси (сутки). Было бы слишком большим везением, если бы Большой период делился на Малый без вообще всякого остатка. Это основа основ для построения календаря.

…скажем, дни Равноденствий и Солнцестояний. Пятьсот лет назад день весеннего равноденствия приходился условно на девятнадцатое марта, а, вдруг стал приходиться на двадцать второе: вот такие сдвижки. От них отсчёт ведётся религиозных праздников».

Александра БАРКОВА, кандидат филологических наук: «…в народном календаре очень жёсткие праздники зимние – Солнцестояние – и как от Солнцестояния отсчитываются Святки, которые в самых разных культурах будут очень жёстко представлены, причём, в языческих тоже. Очень жёсткая суть весенних праздников.

…то, что сейчас у нас происходит в нашем сознании, что я, как культуролог, занимаясь субкультурами, очень активно наблюдаю: происходит потребность переноса календаря изначально земледельческого на жизнь, то что называется, «язычника IT-эпохи». Это человек, который хочет жить по календарю, потому что это психологическая проблема: опора на некие повторяющиеся циклы – это то, что даёт психологическую стабильность». [T.10.D.13]

 

Такой большой массой является Земля в целом, и поэтому её сила притяжения превосходит силу притяжения всех других земных предметов и создаёт основную часть ускорения силы тяжести, направленной почти к центру Земли. Мы говорим «почти», а не прямо к центру, по двум причинам. Как показал Ньютон, однородный шар притягивает внешнюю точку так, как будто вся его масса сосредоточена в его центре. То же самое имеет место и для шара, состоящего из ряда концентрических слоёв разной плотности. Поэтому если Земля была бы строго шарообразной формы и не вращалась, то её сила притяжения во всех внешних точках и на поверхности была бы направлена к центру. Но эллипсоидальная Земля не обладает этим свойством, и только на полюсах и экваторе, вследствие полной симметрии расположения масс, сила притяжения продолжала бы быть направленной к центру. В промежуточных широтах направление силы притяжения проходит мимо центра, притом больше всего отклоняется в точках, лежащих посредине между полюсами и экватором, то есть на широте ± 45 °. Здесь направление силы притяжения при сжатии α эллипсоида отклоняется от направления к центру на угол α/2 или на 5,7'.

То, о чём мы только что говорили, относится к притяжению Земли согласно закону всемирного тяготения…

На полюсах центробежная сила отсутствует и не даёт боковой составляющей, поэтому и на экваторе и на полюсах она не влияет на направление силы тяжести. В промежуточных широтах центробежная сила пропорциональна радиусу параллели, который равен

= ρ cos φ',

где ρ – радиус-вектор, то есть расстояние от центра Земли, а φ' – его угол с плоскостью экватора, называемый геоцентрической широтой. Эта геоцентрическая широта отличается от обычной, географической широты φ, равной углу вертикальной линии, проходящей через данную точку, с плоскостью экватора, на величину φ – φ', зависящую от сжатия Земли. Математический вывод даёт для этой разности

φ – φ' = 11,6' sin 2φ.

Отсюда следует, что, согласно сказанному, на экваторе и полюсах φ  φ' = 0. Эта разность достигает наибольшей величины при φ = ± 45°.

Всё было бы так просто, если бы движение Земли происходило по круговой орбите и равномерно и, кроме того, земная ось вращения была бы перпендикулярна к плоскости её орбиты. В действительности, вследствие эллиптичности земной орбиты, движение Земли неравномерно и, согласно второму закону Кеплера, происходит быстрее зимой близ перигелия, то есть в ближайшей к Солнцу точке, которую Земля проходит ежегодно около 4 января, когда она за солнечные сутки передвигается на 61,1', по отношению к направлению к Солнцу, и медленнее летом близ афелия, около 4 июля, где её суточное движение составляет 57,2'. Поэтому и солнечные сутки, будем называть их истинными, не одинаковой длины – зимой они длиннее, а летом короче. Вместе с тем и промежуток между двумя полуднями изменяется от 23 часов 59 минут 42 секунд до 24 часов 0 минут 31 скунды. Происходящая вследствие эллиптичности земной орбиты неравномерность истинных солнечных суток в течение года довольно хорошо представляется синусоидой с амплитудой 7,6  минут и начальной фазой в перигелии 4 января. Эта неравномерность исключается добавлением к истинному солнечному времени с соответствующим знаком поправки 7,6 sin 0,986° (n – 4) минут, где n есть порядковый номер дня в году, начиная с 1 января.

Александр МИХАЙЛОВ, академик АН СССР [B.162]

 

 
     
 

Уникальность Великой пирамиды состоит в исключительной точности ориентации граней по сторонам света. Сегодня это потребовало бы применения лазерных теодолитов и армии инженеров.

Christopher Dunn, Author, The Giza Power Plant: «Такой точности люди смогли добиться лишь в 1880-м году. Египтянам удалось достичь её, только в больших масштабах, уже четыре с половиной тысячи лет назад. Разумеется, мне как инженеру такая цивилизация кажется высокоразвитой, определённо высокоразвитой».

Начинаются загадки: каким образом примитивному обществу бронзового века, каковым по сути являлись древние египтяне, удалось практически голыми руками создать сооружение, которое оказалось не под силу повторить вплоть до сооружения плотины Гувера в тридцатом году двадцатого века. [T.4.XII]

 

Великая пирамида обладает рядом необъяснимых особенностей, которые оставляют этот вопрос открытым. Например, очень любопытно её географическое положение. Оказывается, пирамида Хуфу стоит в центре тяжести Земли. Если массу планеты разделить на четыре ровные части, тогда самая длинная параллель пересечёт самый длинный меридиан точно в том месте, где возвышается Великая пирамида.

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «До такой степени точно, что когда в 1884-м году комиссия в Нью-Йорке выбирала «нулевой меридиан», то одним из предложений было проложить его не через Гринвич, через который он проходит сейчас, а через Великую пирамиду». [T.12.XXXVIII]

 

 
     
 

Китайские чиновники во время придворных церемоний держались лицом к императору, как другие звёзды к Северной звезде. Поэтому императорские дворцы строили так, чтобы тронный зал был обращён на юг. От дворца до простирающейся у его подножия империи, такие имперские города как Хайфын строились точно по оси «Север – Юг». Древние китайцы изобрели то, что помогло определять линию «Север – Юг» магнитный компас.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Сначала компас указывал не на север, а на юг. К IV-му веку до нашей эры китайские алхимики открыли свойства магнита – природного намагниченного материала, который, если позволить ему вращаться свободно, располагается по линиям магнитного поля Земли. Эти первые компасы назывались «Указателями Юга», потому что магнетит в форме ложки всегда указывал на юг. Сначала он применялся в основном в астрологии. Предсказатели использовали Указатель Юга, чтобы найти подходящее место для гадания или погребения. Градостроители использовали магнетит, чтобы найти ось «север – юг» в имперских городах».

Компас применяли исключительно на суше до середины эпохи династии Сун, когда китайцы начали изучать мир, путешествуя по морю. Китайские моряки обнаружили, что компас незаменим в плавании. К XII-му столетию крупные флоты китайских джонок бороздили моря, плавая до самой Африки.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Указатель Юга прекрасно работал при полном штиле, но при небольшом ветре или покачивании палубы он начинал сильно колебаться и становился бесполезным. В какой-то момент кому-то пришло в голову, что можно использовать магнетит для намагничивания обычного куска железа. Если взять железную иглу и потереть её магнитом, она будет вести себя точно так же, как вёл бы себя магнетит. Если затем воткнуть иглу в кусочек бамбука и опустить его в чашу с водой, то получится, в сущности, современный компас: игла будет указывать с севера на юг. Пусть это приспособление выглядит неказисто, но оно избавило от необходимости обращаться к звёздам. Какой бы тёмной и бурной не была бы ночь, какой бы плохой не была погода, всегда можно найти дорогу домой». [T.12.XV.5]

 

В 1110 году до нашей эры магнетизм был известен в Китае. В китайских летописях сохранилась интересная запись. Послы одной из южных стран возвращались к себе на родину и заблудились. Когда они вернулись в Пекин, император дал этим послам «указатель юга» компас, с помощью которого они благополучно достигли дома.

В Европе магнитные свойства были известны со II - III столетия нашей эры, но практически компасом стали пользоваться с XIII - XIV века. Начиная с этого времени накопилось значительное количество наблюдений, на основе которых сделан ряд обобщений.

Проф. А.А. Малахов, доктор геолого-минералогических наук [B.165.5]

 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…китайское изобретение буссоль – компас – было усовершенствовано в Европе».

В небольшом итальянском городе Амальфи (Amalfi) стоит памятник изобретателю компаса. До недавнего времени амальфийцы считали, что именно их земляк – капитан Флавио Джойя – в двенадцатом веке придумал это устройство для того чтобы ориентироваться в море. На самом деле Джойя только усовершенствовал компас, соединив магнитную стрелку со схемой «Розы ветров», а сам принцип компаса был известен ещё древним китайцам в третьем веке до нашей эры. Они брали ложку, сделанную из магнетита, клали её на деревянную или медную пластину, вращали, и черенок ложки указывал точно на Юг.

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…у китайцев компас изначально был для навигации в пустыне, и только потом европейцы его стали использовать на море».

Василий СПИРИДОНОВ, кандидат биологических наук: «Всё-таки китайское мореплавание всегда было каботажным – в виду берегов – для чего, собственно говоря, сложные навигационные приборы не очень нужны». [T.10.LI.78]

 

Стоит ли доверять инстинктам, выбирая направление, или же мы просто ходим кругами, сбившись с пути?

По результатам исследований без видимых ориентиров человек двигается по случайной траектории, и часто буквально ходит кругами диаметром около двадцати метров. Люди лишены врождённого умения находить дорогу. [T.21.LXXXII.7]

 

 
     
 

Борис РАУШЕНБАХ, академик РАН, Герой Социалистического труда: «Моя докторская диссертация была опубликована в виде толстенной книги «Вибрационное горение». Помню, я её подарил Королёву. Он смеялся, что читать не станет, ему это ни к чему. В то время я работал у Келдыша и, будучи профессором, имел возможность отрастить пузо, но я всё бросил и начал сначала. Занялся теорией управления космическими аппаратами. Моя работа никакого отношения к тематике института не имела. Я сказал Келдышу, что мне не удобно, проблемой горения я уже не занимаюсь. А он ответил: «Неважно. Если что-то получается, надо делать, не надо смотреть подходит – не подходит.

Я человек очень ленивый, я не люблю читать чужие работы. Поэтому я стараюсь работать там, где нет литературы, нет статей журнальных, и нет книг. Тогда ничего читать не надо, всё очень просто, понимаете. Я очень ценю этот тип и, к сожалению, к этому типу учёных не принадлежу, которые вот могут сесть и какую-то проблему грызть, знать состояние мировой науки по этому вопросу. Я несколько раз пытался такое начинать и всегда испытывал чувство невероятного отвращения к чужим работам. Устаешь, ну, Господи, вдумываешься в то, что он думал. Займусь-ка я чем-нибудь, чем никто не занимается: почему скачет лягушка, например.

Отправить в космос спутник могли легко: с топливом проблем не было. Но вернуть его на Землю было невозможно: никто не знал, как переходить с орбиты на орбиту, за счёт чего он будет кувыркаться, и как спутник будет поворачивать в принципиально другой среде – в невесомости.

Королёв всегда хотел запускать в космос живые организмы, и запустил собачек, черепах, ещё кого-то. Система управления аппаратом становилась системой «жизни и смерти», а работ на эту тему не было. Первый космонавт – собака Лайка, – тоже не мог вернуться на Землю.

Я нещадно блефовал, но всё время делал вид, что я серьёзный человек. Мне на самом деле безумно хотелось создать эту систему. «Могу – не могу», мне это в голову не приходило, я считал, что мне всё по силам».

«Королев спросил Пилюгина, главного конструктора бортовых систем управления: «Мне докладывают будто с ориентацией ничего не выйдет. Ты тоже отказываешься? Хорошо! Тогда я передаю систему ориентации Раушенбаху».

«Он тоже не сделает, – мрачно сказал Пилюгин».

«Сделает, – ответил Королев».

…как с помощью третьей космической ракеты была сфотографирована та часть Луны, которую никогда ещё не видели люди. Это был первый управляемый спутник. Теперь, благодаря Раушенбаху, корабли смогли возвышаться на Землею.

Борис РАУШЕНБАХ, академик РАН, Герой Социалистического труда: «Это в советских книгах писали, наши космонавты туда летали и никакого Бога не видели. Сама постановка вопроса показывает какую-то прямо таки дубовую неграмотность. Кстати, Ньютон, – родоначальник нашей науки, – а ведь он был крупным богословом своего времени. И богословских трудов у него было столько же, сколько научных. Но построив модель Солнечной системы, он не поместил в неё Бога. Потому что Бог пребывает в некоем мистическом пространстве, и это прекрасно понимал Ньютон. Когда говорят «Иже еси на небесах», это совсем не означает что Бог находится в 126-ти километрах от поверхности Земли».

Вера РАУШЕНБАХ, вдова Бориса Раушенбаха, археолог, кандидат исторических наук: «Когда собралась вот эта компания, профессуры, как всякие интеллигенты, началось страшное нытьё, и люди начали болеть. Ну, такая депрессия, естественно. Б. В. депрессия никогда не была свойственна, и поэтому он заявил: «Кончайте с этим нытьём, мы люди интеллигентные, и давайте мы устроим у себя академию. Мы будем каждые две недели, каждый будет из вас читать лекции по своей профессии…» (Трудовой лагерь для лиц немецкой национальности в годы Великой Отечественной войны)

Борис РАУШЕНБАХ, академик РАН, Герой Социалистического труда: «Это был первый полёт человека, причём мы не были уверены, врачи не были уверены, что он это даже выдержит, такой полёт, человек. Но не в смысле, обязательно погибнет, ну, может, ему плохо будет, обморок, или ещё что-нибудь, мало ли. Столь же много непонятного было и по линии техники. Поэтому при создании самого «Востока» и, тем более, его систему управления, была, выполнялась, абсолютная надёжность. Абсолютная надёжность может быть получена, с моей точки зрения, прежде всего крайней простотой конструкции. Скажем, топор, он абсолютно надёжен, с ним ничего сделать не может, а, скажем, телевизор, – сложная система, – она может отказать. Ну, вот, и мы решили сделать такую топорную систему, до дурости простую, но зато уже, пусть не оптимальную, пусть можно сделать лучше, а мы сделаем не самую хорошую, но абсолютно надежную». [T.10.CXIX.4]

 

Принцип Шоу: «Создайте систему, которой сможет пользоваться даже дурак, и только дурак захочет ею пользоваться». Из «законов Мерфи»

 

 
     
 

В разгар Холодной войны самым эффективным средством доставки программ взлома массового сознания стали радиостанции.

Поиск пропагандистских инструментов, в конечном счёте, привёл к появлению новой науки – социальной психологии. Искусство создания программ управления толпой основывалось на теории «информационных вирусов», как специфического инструмента ведения войны. Информационный вирус – это скрытая программа, приводящая к дезориентации массового сознания. Эти вирусы создаются как набор очевидных умозаключений. Преподносимые в определённой комбинации, они приводят к неожиданным результатам.

Для сознания советских людей информационный вирус описывался несложной формулой: «В плохой жизни виноваты коммунисты, но коммунисты строят новую Российскую империю. Значит, чтобы жить по-человечески, надо избавиться и от коммунистов, и от великой державы. А, значит, во всём виноваты русские». Звучит дико, но эта пропагандистская модель была принята на вооружение. [T.1.IV.12]

 

С осени 1961 года у многих жителей Долгова, а точнее – у всех, появилось ощущение, что в жизни города и района что-то непоправимо нарушилось. Памятник снесли – словно из колеса выдернули ось. Не стало центра, вокруг которого всё вращалось. Пока Сталин стоял на месте, он был незыблемым ориентиром и в буквальном, топографическом, и в ином, метафизическом смысле. Когда случайный пришелец спрашивал местного жителя, как ему дойти до какого-то места, ему говорили: пойдёшь прямо, дойдёшь до памятника, там повернёшь направо. Или налево. Или пройдёшь ещё дальше. А теперь не памятник, а пустой постамент с надписью, которую кто-то пытался затереть, но до конца не дотёр: «И. В. Сталин». Этот гранитный куб действовал на воображение людей странным образом. Глядя на него, они остро чувствовали, что на нём кто-то должен стоять. А если никто не стоит, то во всей жизни не хватает важного стержня, в отсутствие которого можно многое, чего раньше было нельзя. Говорят, что именно с тех пор дети стали меньше слушать родителей, упала дисциплина на производстве, увеличился оборот от продажи народу алкогольных напитков, возросло количество абортов и преступлений, связанных с посягательством на жизнь, честь и имущество граждан. Жители Долгова, конечно, и раньше на бытовой почве и по праздникам пыряли друг друга ножами, закалывали вилами и забивали кольями, но это всё было данью старым обычаям. А после свержения статуи и начало формироваться явление, названное впоследствии беспределом. Прокурор Строгий был уличён в растлении собственной малолетней дочери. Примерно тогда же в районе появился первый за всю историю этих мест серийный убийца, которым оказался преподаватель марксизма-ленинизма в техникуме культуры, причём он же постоянно выступал в газете «Долговская правда» со статьями на темы советской морали. На Аллее Славы неизвестные вандалы осквернили несколько могил, повалили надгробья, сделали на них хулиганские надписи и особое внимание уделили могиле Розенблюма: камень на ней расколотили кувалдой.

Владимир ВОЙНОВИЧ [B.104.3]

 

Светлана ЕРЕМЕЕВА, кандидат культурологии: «Собственно говоря, история памятников в Москве начинается с памятника Минину и Пожарскому, который случайный: его же для Нижнего Новгорода готовили. Следующий памятник – это памятник Пушкину, тоже отжали у Питера. Нужно понимать, что Пушкинская площадь – это окраина Москвы тогда, когда ставили: там до границы Москвы оставалось тринадцать домов.

А дальше случается Советская власть с тем, что позже было названо «Ленинским планом монументальной пропаганды», тогда это так не называлось. Появляется совершенно безумная идея о преобразовании пространства через установку памятников. На самом деле это был самый дешёвый способ изменить пространство, потому что изменить архитектуру не было ни времени, ни средств». [T.10.DCCXLV]

 

 
     
 

Dr. Fabio Silva, University of Bournemouth: «Одним из способов возведения строений согласно сторонам света является «индийский метод кругов». Он состоит из вертикального шеста и тени, отбрасываемой им от Солнца, между рассветом и закатом.

На земле отмечается движение этой тени. Затем берётся верёвка той же длины, что и деревянный шест, привязывается к шесту (в основании) и чертится круг. Эти линии пересекаются в двух точках (2,8 MB). Если вы проведёте линию между этими точками, вы получите линию, которая отмечает направление «Восток-Запад». Если смотреть сверху, они идеально совпадает с направлением компаса». [T.21.CXXVIII]

*

πλινθίς, ίδος ἡ [demin. к πλίνθος] 1) солнечные часы Plut.; 2) точильный брусок, оселок Anth. [B.169]

 

 
     
 

…городок на холме. Это Ассизи. Он наполнен ренессансным искусством, а также ренессансной запутанностью. Именно там родился Франциск Ассизский.

Waldemar Januszczak, British art critic: «Франциск основал монашеский Орден францисканцев. Его «серые братья» были хорошо известны во времена Робин Гуда. А в Италии Франциска изображали во времена Ренессанса чаще кого-либо другого, за исключением Христа и Девы Марии.

Если вы окажетесь в Италии без компаса, и вам надо будет узнать направление, просто найдите ближайшую церковь – они все ориентированы на Восток – в сторону восходящего Солнца».

На тосканском диалекте Ассизи или Ассези и означает «Восход Солнца». [T.29.XXXIV.1]

 

Интерпретация крупномасштабной геометрии ландшафта зачастую спекулятивное занятие, но на строительных чертежах многих церквей есть явные признаки приложения археоастрономии. Например, Шпайерский собор ориентирован не точно на Восток, он направлен на точку, в которой встаёт Солнце в День Святого Михаила.

Сложная тема церковного и городского планирования, конструктивные решения в средневековых церквях и вопрос ориентации на точку восхода – всё это область исследований Эрвина Райденгера. Выйдя на пенсию, исследователь начал изучать строительные чертежи церквей, расположенных неподалёку от его места жительства. Очень скоро он понял, что средневековые архитекторы не полагались на волю случая, и что восход Солнца играл важную роль в планировании.

Dr. Erwin Raidinger, Techn.Univ. Graz: «Люди молились, обращая свои взоры на Восток, и это определяло расположение церкви. К тому же, восходящее на Востоке Солнце, символизировало самого Христа. Христиане решили создавать свои святые места так, чтобы они были обращены на точку восхода Солнца».

Но разве это не языческий подход?

Dr. Erwin Raidinger, Techn.Univ. Graz: «Вполне может быть. Христиане устранили языческий культ римского бога Солнца. Даже церкви возводились так, чтобы полностью его искоренить. Лишь Тридентский Собор позволил архитекторам христианских церквей не принимать во внимание восход Солнца. На самом деле чертежами занимались лишь несколько человек: епископ, заказчик и строители. Это не было публичным мероприятием как, например, освящение церкви, призванное стать запоминающимся для людей событием. День ориентации по сторонам света – нечто совершенно отдельное, – определяется только ось будущего строения. Позднее, в один из дней закладывается «Краеугольный камень» – это тоже отдельное действие. Ну, а затем, наконец, освящение». [T.13.LXXIX]

 

Винс Гаффни и Пол Гарвуд занимаются исследованием огромного полукруглого сооружения примерно в трёх километрах от Стоунхенджа. Это сооружение Даррингтон-Уоллс (Durrington Walls), построенное четыре с половиной тысячи лет назад. В день зимнего солнцестояния его проём обращён к восходу Солнца.

Prof. Vincent Gaffney, University of Bradford: «Радар зафиксировал ряд крупногабаритных объектов. Они оставались необнаруженными в течение нескольких тысяч лет».

Эти каменные сооружения огромны – высота каждого вдвое превышает человеческий рост. Они тоже образуют полукруглую конструкцию, но её направление отличается от направления насыпи поверх неё.

Prof. Vincent Gaffney, University of Bradford: «Здесь находилось более древнее сооружение иной формы. Оно было направлено в сторону Бикон-хилла (Beacon Hill, Burghclere, Hampshire) и тех выдающихся холмов на востоке – самых заметных элементов рельефа этой местности, что наверняка, имело значение для строителей монумента».

…возможно они ассоциировались с божественным началом или с предками. Но после того как древние бриты возвели знаменитое кольцо из камней – Стоунхендж, они снесли камни у Даррингтон-Уоллс и соорудили новый курган, направленный в ту же сторону, что и Стоунхендж – к восходящему Солнцу в день зимнего солнцестояния.

Paul J. Garwood, University of Birmingham: «Возведение самого Стоунхенджа и нового сооружения Даррингтон-Уоллс свидетельствует о смене парадигмы в сторону усиления значения Солнца, как объекта поклонения и религиозных верований. Строители монумента пытались установить связь с летним временем». [T.21.CVI.1]

 

 
     
 

Александр ЛАВЕЙКИН, Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР: «Вообще, уже примерно через месяц полёта, достаточно просто мельком посмотреть в иллюминатор, и ты уже примерно знаешь, над каким континентом ты летишь. Потому что они все отличаются. Ну, например, Южная Америка – это зелень-зелень-зелень, сквозь которую видна вода: отражается Солнце – это дельта Амазонки. Дальше, если ты видишь сетку дорог и города, такие, квадратные – это Соединённые Штаты Америки. Если ты видишь сплошной ковёр мерцающих огней, близко-близко расположенных друг к другу – это Западная Европа: потому что когда-то Россия всей своей мощью эту Европу сдвинула к океану, они там все скомпоновались, сблизились, и больше она уже не отпускает оттуда никого. И когда ты видишь огромное пространство тёмное, с редкими огоньками и только с большими пятнами городов – это Россия». [T.25.XX]

 

 
     
 

…посередине озера Гурон. Хребет Альпена-Эмберли (Lake Huron, Alpena-Amberley Ridge), простирающийся через всё озеро. С семи до восьми тысяч лет назад это была суша

Prof. John O'Shea, University of Michigan: «…с исторической точки зрения всё это очень важно не только из-за самих мест обитания, а из-за того, что предоставляется возможность, недостижимая на земле: потому что эти стоянки должны сохраниться такими, какими их оставили охотники, как Помпеи под водой. На сегодняшний день мы нашли ряд каменных сооружений, очень похожих на сооружения современных охотников на канадских оленей карибу в арктической части Канады».

…линии для ловли карибу, частью охотничьего метода, основанного на том, что эти животные привыкли следовать за линейными объектами ландшафта. [T.21.XCII]

 

 
     
 

Сначала повернитесь к ветру спиной, затем посмотрите на облака: если облака над вами движутся напрямую к вам, или напрямую от вас, или вовсе стоят на месте – погода не изменится. Если облака идут слева направо, то погода ухудшится. Если справа налево – то улучшится. Если вы живёте в южном полушарии, в таком случае – всё ровно наоборот. [T.21.XCIV.2]

 

 
     
 

Олимпия – место, где зародились Олимпийские игры. Они появились именно здесь: в 776-м году до нашей эры первые Олимпийские игры были проведены в святилище Зевса. И потом на протяжении столетия они проводились каждые четыре года.

Дата проведения первой Олимпиады – 776 год до нашей эры – это первая точная дата в исторической хронологии Греции. [T.10.DCXCIX.1]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…целью процессии являлась пещера, внутри которой было сооружено святилище храма Хатшепсут. Это Джесер-Джесеру «Священнейшее из священных».

…это то самое «Святая святых», в которое была превращена пещера, которая, судя по всему, была объектом культа ещё с третьего тысячелетия до новой эры.

Если внимательно посмотреть на вход, на третий ярус, то над дверью там есть чёрный прямоугольник – это световой люк. И в определённые дни ритуального календаря, когда Солнце всходило в дни зимнего солнцестояния ровно напротив Дейр-эль-Бахри. А храм царицы Хатшепсут находится ровно на той же оси, что и Карнакский храм: они как связаны между собой, то дальше происходило следующее. Восходящее утреннее Солнце сквозь все отверстия проникает внутрь и первыми лучами освещает статую бога Амона, который в открытом наосе на священной ладье проводит ночь в утробе Матери богов». [P.125.100]

 

Сэр Норман Локьер работал до меня не только в Стоунхендже, но и в Карнаке. Его измерения Пяточного камня были точны, легко поддавались проверке и служили превосходным основанием для его теорий. Но сказать того же о его исследованиях оси храма Амона-Ра никак нельзя. Локьер писал, что в день летнего равноденствия можно наблюдать, как Солнце заходит между пилонами входа. Офицер инженерных войск П. Д. Уэйкфилд установил 21 июня 1891 г. теодолит в святилище храма. Изменение угла наклона земной оси со времени постройки храма не превышало 0,5°, и Уэйкфилд не сомневался, что ему предстоит увидеть, как алый солнечный диск опускается в просвете между пилонами № 1 и № 2. Однако ничего подобного он не увидел. Солнце полностью заслонили Фиванские холмы на западном берегу Нила, как они заслоняли его и в древности. В наблюдения Локьера вкралась какая-то ошибка. «Великий храм Солнца» не был ориентирован на Солнце. Более того, со дня основания храма и по нынешние времена лучи Солнца никогда не ложились параллельно его центральной оси.

Как же так? Неужели ось храма была выбрана случайно, no tiene Norte, как говорят испанцы? Неужели при его закладке первые линии были проведены как попало? За завтраком один учёный сказал, склоняясь над тарелкой яичницы с грудинкой:

Ось указывает на Нил, только и всего, причём не слишком точно. Эти ребята не умели откладывать направления и всегда промахивались на несколько шагов, а главное, их это нисколько не трогало.

*

Храм Ра-Горахте находится на продолженной той же центральной оси – прямой, которая начинается у Нила, проходит посредине Аллеи сфинксов через ворота в шести пилонах и через алтарь самого раннего храма – Ипет Соут. Там, где эта ось прорезает стену храмового участка, открываются огромные ворота, сооруженные в самом конце долгой истории этого огромного комплекса фараонами птолемеевской династии. На воротах высечена надпись: «Дом дерева «им», живого бога (Амона)». Гамаль не знал, что означает иероглиф «им».

Я посмотрел через пустой проём ворот; на линии зрения виднелось несколько пальм, а вдалеке за ними невысокая, неровная гряда обрывистых утёсов, отмечающая край знойной жёлтой пустыни. Там, уставившись каменными глазами на восток, стояли статуи богов и фараонов. Я уже не сомневался, что эта линия должна указывать на какой-то небесный объект. Статуи были обращены к месту, где происходило какое-то небесное явление – ежесуточное, если оно было связано со звёздами, ежегодное, если оно было связано с Солнцем, или повторяющееся один раз в 56 лет, если оно было связано с Луной. Нужно было установить восточный азимут оси храма, определить высоту далёкого видимого горизонта, ввести эти данные в компьютер – и тогда каменные глаза оживут.

*

Я разослал предварительное сообщение об обнаруженных мною фактах и прочёл о них несколько лекций в Каире. Направление оси храма Амона-Ра можно было без особых сомнений считать установленным: она была ориентирована на точку восхода Солнца в самый короткий день года – факт конкретный и говорящий сам за себя. Теперь предстояли вопросы специалистов – принятие или непринятие теории, может быть, даже жаркий спор.

*

Не следует забывать, что храм указывает на чрезвычайно важное для календаря крайнее положение Солнца, которого оно достигает после того, как проходит за год дугу более 50°. Если строители надеялись вслепую попасть на солнечный восход как таковой, они, по моему мнению, выбрали бы более восточную линию, ближе к середине дуги. И все-таки ось указывает именно на это крайнее положение. На какую-то долю градуса южнее – и наблюдать солнечный восход по этой оси было бы вообще невозможно.

Джеральд Хокинс, профессор Бостонского университета [B.138.1]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…Бэкон был человеком публичным, и он говорил, что три вещи, которых не знала античность, перевернули мир. И все эти три вещи это не случайные вещи – это вещи аналитически созданные. Это порох, компас и книгопечатание». [P.125.135]