ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Ordo: Порядок; Организация; Награды; Координаты - Ориентация; Ритуал. |
||||||
Мировой порядок на древнем индийском языке санскрите обозначается словом «рита». Не случайно его сходство со словом «ритуал». Некогда это понятие было общим для всех индоевропейцев. Мировой порядок поддерживается регулярным повторением как небесных «ритуалов» (движения светил, смены времен года, дня и ночи, фаз Луны и др.), так и ритуалов земной жизни. [A.87]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…очень важной категорией арийского ведического словаря является Рита (ṛtá). «Рита», само по себе, происходит от причастия прошедшего времени глагола ведического «ar» – «соответствовать, годиться, приводить в движение». Слова аналогичные слову «рита» присутствуют во многих языках: это «right, wright» английское, причём, в двух смыслах – и как «ритуал (обряд)», и как «правый». Это «ritus» латинское – «ритуал», это наше славянское «ряд», «обряд», «порядок». Возможно, хотя есть и другие филологические объяснения, и греческое «ритм» тоже восходит к Рите. Слово «Рита» употребляется в Ригведе более трёхсот раз, это одно из самых распространённых слов. …на русский язык слово «Рита» тут переводится как «закон». Нам здесь видится ряд загадок. Луи Рену объясняет, что этот космический закон сокрыт от людей, на глазах – только закон круговращения солнца. Митра и Варуна – это известные из Вед хранители Риты. Один – на Земле – Митра, а другой – на Небе – Варуна. Сила Митры и Варуны, которой удержаны Земля и Небо – это тоже Рита. То есть, Ритой даются земные блага, и само Мироздание держится Ритой. Поэтому их двое, а Колесо миропорядка Шести миров – одно. Это подчёркивает то, что один закон на всё: на Неба и на Землю, на богов и на людей, на Митру и Варуну. Рита богов и Рита людей одна и та же, хотя проявляется по-разному. И вот здесь мы возвращаемся к началу «закон сокрыт законом» (ритена ритам апихитан). Закон мироздания, которого впрямую люди не знают, он сокрыт законом социальным, законом, по которому живёт общество, но это одно и то же. Это один закон на двух уровнях, и так же точно, как нарушение закона мироздания губит, нарушение социального закона губит общество». [P.125.317] * ῥυθμός, ион. ῥυσμός ὁ (в атт. тж. ῠ) 1) размеренность, ритм, такт: τῇ τῆς κινήσεως τάξει ῥ. ὄνομά (ἐστιν) Plat. определённый порядок движения называется ритмом…; 2) (о прозе) ритмичность, стройность…; 3) соразмерность, складность…; 4) вид, форма… [B.169]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…замечательным исследователем ритуалов того времени был Виллем Каланд, нидерландский учёный. Вообще, в области ведической религии нидерландская школа, Лейденская, по определению, школа, очень сильна. Виллем Каланд родился в 1859-м году, а умер в Утрехте в 1932-м. Его исследования ритуалов и магии привели его к мысли, что ритуал является донаучной наукой, что это определённая наука, это определённая система. Но не забудем, что девятнадцатый и первая половина двадцатого века, были, с одной стороны временем увлечения наукой: наука считалась высшей ценностью, поэтому и ритуал называли наукой. С другой стороны, кое-кто отрицал науку, скажем, теософы, в пользу какого-то визионёрства. Каланд говорит, что нет никакого визионёрства: это чёткая определённая система – ведический ритуал. …ведический ритуал считается в Индии и сейчас, и считался три тысячи лет назад величайшим таинством. На жертве стоит мир. Совершая ритуал, брахманы восстанавливают мир из хаоса, переводят его в сущее из несущего. …дихотомию «сат – асат», в которой «сущее возникло из несущего». Это, собственно, и совершают брахманы во время совершения ритуала. Мир опирается на ритуал. …изменяя сознательно характер ритуала – или ошибаясь, брахманы могут сознательно уничтожить, превратить в несущее любое существо, и поэтому ритуал очень опасен, если он неправильно совершается. Небрежный ритуал разрушает общество и его совершителей, и приводит к их полной деградации. «Законы Ману», то есть, «Законы Человеческие» – «Ману-смрити», говорят: «В этом мире всегда надо изучать Веду и приносить жертвы богам, ибо исполняющий жертвоприношения поддерживает это движущееся и недвижущееся; жертва, надлежаще брошенная в огонь, достигает Солнца, от Солнца происходит дождь, затем от дождя – пища живым существам. …о плате за ритуал. Ритуалы обязательно платны: иногда эта плата может быть символична, ничтожна. А иногда она может быть такой, что она абсолютно разоряет человека и превращает его в нищего. Это тоже, кстати, образ истощания, когда за право быть в сверхбытии, за право быть в вечном ныне человек отказывается от всего, что он имеет. Богатейшие брахманы, кшатрии, цари отдавали всё за совершение ритуала. Эта плата за ритуал именуется «дакшина» и, как правило, она исчисляется традиционно в коровах: у древних ариев денег понятно не было, и корова была главной ценностью. Дакшина могла составлять семь, двадцать одну, шестьдесят или тысячу коров – или всё имущество заказчика ритуала. Частью ведического ритуала является пуджа – моление перед изображением божества в ведическом ритуале». [P.125.328]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…ритуальные культуры, подобные ведической культуре, ставят своей целью воспроизвести Порядок-Закон путём (воспроизведения) земных законов и обрядов. Падшее состояние мира якобы не сознаётся: мир таков, каков он есть – он несовершенен, но ритуал делает его совершенным. И поэтому, якобы, в ритуальных культурах нет ощущения эсхатологического предела – конца мира. Но это не так. А пророческой традиции мир – это поле брани Добра со Злом. И не ритуалом, но добрым словом, делом и помышлением побеждает человек Зло. То есть, ритуальные действия сами по себе не являются спасительными. Для зороастрийца спасительным является не ритуал, а доброделанье, добромыслие и добрословие. А ритуал – лишь подпора, лишь подмога для этого. Добрые дела, слова и поступки, и мысли, могут существовать без ритуала. Хотя без ритуала сложно в этом мире, где нападает Ангро Майнью. Но ритуал без добрых дел, слов и поступков – это просто демоническое дело. Это, скорее, чистое, рафинированное дело Ангро Майнью. Заменить маздеистскую (в Ахура Мазду) веру ритуалом – это значит убить её таким образом». [P.125.493]
|
||||||
Dr. Bernardo Arriaza, professor of physical anthropology, University of Nevada in Las Vegas (профессор физической антропологии): «Я всегда спрашивал себя, зачем они мумифицировали эмбрионы и новорождённых. Все люди любят своих детей, но в некоторых культурах разнятся определения того, кого считать человеком. Во многих сообществах вы считаетесь личностью только после того, как прошли определённый ритуал». В большинстве древних культур мёртворождённые дети не считались членами общества как не прошедшие такой ритуал, поэтому им не полагался полноценный похоронный обряд. У примитивных охотников и собирателей, очевидно, не было таких различий. Чинчорро (Chinchorro), Перу [T.13.V]
|
||||||
Потерпела крах и последняя надежда Верцингеторикса: вместе с гибелью объединённой армии немедленно распался и временный союз галльских племён - бывшие друзья передали его в руки врага. Mark Corby, Military Hystorian: «Цезарь ожидал от Верцингеторикса личного признания своего поражения». Dr. Neil Faulkner: «Для Цезаря и его армии это был ритуальный жест. Верцингеторикс надел свои лучшие боевые доспехи и прискакал в лагерь Цезаря, где римские войска проводили торжественный парад». Mark Corby, Military Hystorian: «Цезарь был окружён командующими легионерами, собственными телохранителями и штандартами легионов. Верцингеторикс прибыл одетый в свои лучшие доспехи». Dr. Neil Faulkner: «Верцингеторикс бросает своё оружие, снимает доспехи и приклоняет колено. Он сказал следующие слова «Кабе фортум вирем». Mark Corby, Military Hystorian: «Вир фортиссимо лицисти» – «Я перед тобой, сильный человек, потерпевший поражение от ещё более сильного». Dr. Neil Faulkner: «Это было признанием его полного и абсолютного поражения». Театр и ритуалы, как в войну, так и в мирное время были всем. Согласно ритуалу, Цезарь привёз Верцингеторикс в цепях. Здесь, в тюрьме, он ждал ритуального суда Цезаря. Спустя шесть лет, щурившийся на солнце Верцингеторикс, встретился с безжалостным Цезарем. Согласно ритуалу, Цезарь приказал удавить его. [T.10.CXIV]
|
||||||
…в Пекине. Там, в Запретном Городе, живёт император… Это Центр Мира – отсюда Император правит Поднебесной. Сын Неба охотно демонстрирует своё могущество. Сотни людей собираются перед Палатой Высшей Гармонии, чтобы отдать дань уважения своему правителю. Как и все, что происходит при Дворе, эта церемония следует строгому ритуалу. Здесь говорят: «Царство без ритуалов, что плуг без лемеха». Подобно Полярной звезде на небе, император находится в Центре Земли, он Глава и Средоточие Срединного Царства. [T.10.CLXVIII]
Алексей МАСЛОВ, доктор исторических наук, академик РАЕН: «Второе понятие – это Ли. «Ли» переводится как «Ритуал», «Церемониал», «Обычай», «Обряды». И в этом плане многие считают, что Конфуций очень любил церемониалы, поскольку всё время о них говорил. Конфуций не любил церемониалы: он просто считал, что это необходимая и важнейшая часть Мироздания. Конфуций относился к ритуалам не как к неким техническим действиям, хотя сам их выполнял: ритуал – это особое взаимоотношение между Человеком и Небом. Конфуций полагал, по сути, что только через ритуал, который заключается не только во внешних действиях, но и в особом состоянии сознания, в особом «думании», человек может установить гармоничные отношения с Небом. Ритуал – это правильность жизни самого человека, это стилистика самого человека. И вот то, как устанавливать на алтарь священный треножник, или как подходить к правителю – это всего лишь часть ритуала – важная, но не основная. Основная – это состояние сознания. И в этом плане Конфуций ни на секунду не расслаблялся, он всегда соблюдал этот ритуал до конца». [T.10.CI.119]
Кира ВЯЗОВИКИНА, старший научный сотрудник Отдела Древнего Востока ГМИИ имени А. С. Пушкина, хранитель искусства стран Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: «…самый древний период, он заложил основы культурные, и во многом даже сейчас ещё не прекращающиеся традиции изготовления сосуда. Сосуд – как особый ритуальный предмет, с помощью которого общается Земное с Небесным. Не случайно мы говорим, часто имея ввиду древнекитайский контекст, что сосуд – это некий медиатор: он связывает мир людей и мир духов и богов. Сосуд содержит знание как внутри, что бы в него ни положили, так и снаружи. Поэтому древнекитайские сосуды – это свод знаний о мире. …так называемые винные ритуалы, во время которых они потребляли алкогольные напитки и, таким образом, входили в некий транс. Вот эта триада сосудов для вина: в одном сосуде содержится вино, в другом оно подогревается, из третьего оно разливается, и, наконец, Кубок Гу – тот самый сосуд из которого это вино потребляли. Вот эта дифференциация строгая, она имеет отношение к ритуалу, потому что по древним китайским представлениям ритуал дифференцирует пространство космоса, людей, природы. Он разделяет и соединяет одновременно». [T.10.DXXVIII.6]
|
||||||
Александр ВАЩЕНКО, доктор филологических наук: «…обряды не могут не меняться, это заложено в истории общества, но суть обряда важно, чтобы не менялась. Это как с фольклором: он ведь, вроде бы исчезает, но все фольклористы знают, что, конечно, традиционные вещи, очень старые, какие-то исчезают, но заменяются новыми, потому что от обрядности человек не может уйти. Мы так устроены. Вот, рождается человек – цветы несут, там, день рождения происходит – мы встречаем цветами. А цветы – это замена жертвоприношения – когда-то это были жертвы. А потом стали к портрету Будды класть экибаны… Это обрядность некая. Человека хоронят – несут цветы… То есть обряды будут, никуда мы от них не уйдём». [T.10.CI.72]
Никита ПЕТРОВ, кандидат филологических наук, РГГУ: «…вероятно важным моментом, где актуализируются подобного рода практики и тексты, являются пограничные ситуации. Пограничные ситуации, которые можно назвать в целом обрядом. Фольклористическое определение обряда. Обряд – устойчивая совокупность действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, которые апеллируют к (необъяснимому или) потустороннему миру (с целью воздействия на некое потустороннее существо, способное изменить жизненную ситуацию человека) и используют язык символов. По сути, любой обряд является диалогом. Место и время проведения обряда – пограничные. Мы с вами в обыденном языке не разграничиваем обряд и ритуал, здесь они разграничиваются. То есть, когда человек гадает, он апеллирует к знанию, к некоторому непонятному миру (миру иррационального или мистического) с целью получить оттуда какой-то ответ о моделировании своего будущего. Важность исследования обрядов показал французский антрополог Арнольд ван Геннеп». [P.125.94]
|
||||||
Иван ЗАЙЦЕВ, аспирант Института стран Азии и Африки МГУ: «…в принципе брахманизм предполагал определённый ритуалы для правителей. И даже в тхеравадинской среде содержал тхеравадинский бирманский правитель целый «штат» брахманов, которые выполняли при дворе самые разные функции – звездочётов, придворных гадателей, астрологов, специалистов по различным магическим ритуалам. И консультантов по церемонии коронации – знаменитой санскритской церемонии Абхишеки. И брахманизм предлагал куда более выработанный ритуальный язык, куда более выработанную ритуальную традицию, нежели тхеравадинский буддизм. Исходи из этого при дворе тхеравадинских правителей так и случилось, что различные конкретные культы брахманизма присутствовали и оказывали своеобразное влияние на политическую культуру». [P.125.495]
|
||||||
Зал консистории занимает нижний этаж здания с восточной стороны двора. Консистория – это регулярно проводившееся заседание, на котором обсуждали проблемы богословия, юриспруденции, политики. В этом же зале Папа проводил аудиенции. Если на собрании присутствовали только кардиналы – это была тайная, или ординарная консистория. Если кроме кардиналов допускались церковные или светские чины – публичная, или экстраординарная консистория. Здесь решались вопросы канонизации: здесь Бригитту Шведскую признали святой. [T.10.DCXCIX.2]
|
||||||
Александра БАРКОВА, кандидат филологических наук, исследователь мифологии: «…об игре, и о том, вообще, зачем, как и почему она нужна? Возьмём сферических аборигенов в вакууме, которые танцуют какой-нибудь сферический в вакууме танец дождя. Вот, они его танцуют каждый год. Некоторые из вас смеются, потому что абсолютно не верят в то, что от того, что аборигены спляшут свой «танец дождя», пойдёт дождь. Если аборигены это делают из года в год, из поколения в поколение, значит им это приносит пользу: я не сказала, что им это приносит дождь – я сказала, что это им приносит некоторую пользу. Если я танцую «танец дождя», или, если я не абориген, а современный блогер, и я пощу у себя в блоге картиночку с кучей денег, потому что эта картиночка приносит мне много денег, я, тем самым, признаюсь, что у меня дождя нет, и денег тоже нет. То есть, тем самым в таком действии, если я хочу что-то получить и совершаю некие магические действия не ради этого, значит у меня этого, во-первых, нет, и, во-вторых, я в душе, внутри себя (я в этом никогда не признаюсь) твёрдо знаю, что у меня этого и не будет. То есть, иными словами, с психологической точки зрения «танец дождя» – это то, что их психологически готовит к засухе. И когда засуха случится, то для них это уже будет меньшим стрессом, меньшей катастрофой. Вот что такое «танец дождя», вот в чём его польза. Если вы посмотрите фольклор абсолютно любого народа – русского, нерусского, папуасов, кого хотите, кто вам больше нравится – вы обнаружите, что на абсолютно все календарные события, на абсолютно все события личной жизни, и ещё по некоторым поводам у них были ритуалы. То есть, иными словами мы можем говорить о том, что жизнь традиционного человека – это выстроенная система ритуалов, и вы уже понимаете, зачем они нужны. То есть, это каждый раз подготовка к неудаче. …потому что ритуалы в современной жизни перестают быть вот с этой самой интенцией, перестают содержать в себе «чёрное ядро» подготовки психологической к неудаче. И, более того, психологической подготовки к трагедии. Поэтому нам не надо загадывать желание на Новый год. Поэтому нам не нужна пышнейшая свадьба, потому что все, кого мы можем пригласить к себе на свадьбу (не важно, их будет два человека или двести человек), они все с высокой вероятностью через год будут живы. То есть, мы оказались в гораздо более выигрышной ситуации в смысле нашего пропитания, медицины, поддержания тепла, выживания. И поэтому мы утратили ритуалы. Именно потому, что мы утратили, прежде всего, «чёрное ядро» ритуала – трагедию, от которой мы защищаемся песнями, плясками, костюмом». [T.10.DCCLXI.7]
|
||||||
Александр МАРКОВ, доктор биологических наук, МГУ: «…у религии много корней, уходящих на разную глубину в наше эволюционное прошлое. Ритуал – это некое действие, которое систематически упорно выполняется, но при этом не приносит никакой видимой пользы и выгоды. Ритуалы бессмысленные возникают очень легко у животных, если животное оказывается в непонятной ситуации, когда исход этой ситуации вообще не зависит от действия животного, но животное начинает методом проб и ошибок пытаться найти решение. …случайное совпадение каких-то действий с каким-то приятным результатом – и люди решают, что надо сделать то-то и то-то». [P.125.555]
|
||||||
Вавилонские иудейские колонии и их общины в персидских столицах были богаты, образованы, влиятельны. В то время они привыкли ревниво оберегать от окружающей среды свою самобытность: если для палестинского еврея брак с самарянкой-раскольницей был только неудобен, то для вавилонского супружеские связи с язычницами были уже совершенно недопустимы. Для него не было безразлично и положение дел в Иерусалиме, и притом не только потому, что он туда направлял свои молитвы и свои материальные пожертвования, но и в виду того, что правильное отправление священного культа было для него едва ли не необходимее, чем для палестинца. Последний жил всегда «пред лицом божиим» и был близок к нему уже в силу географических условий; иудей же рассеяния мог только в том случае иметь связь е ним, если эта связь будет выражаться видимым образом в ритуале и жертвах, связывающих небо с землёй, в которых и он принимал посредственное участие и благодатная сила которых распространяется и на него. Пока действует в Иерусалиме правильный культ, он мог спокойно жить, где ему угодно, чувствуя, что связь между ним и небом существует. Вот почему идеи Иезекииля и его партии нашли себе среди вавилонских иудеев широкое распространение и развитие: с основанием храма они получили и реальную основу. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
|
||||||