ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Ordo: Порядок; Организация - Цивилизация; Награды; Координаты - Ориентация; Ритуал. |
||||||
I cīvīlis, e [civis] 1) гражданский: jus civile C etc. гражданское право, тж. политические права; discordia civilis Sl внутренняя усобица; c. dies Vr гражданский день (от полуночи до полуночи — в отличие от naturalis dies); mos c. ( = mos civium) C обычай граждан; bellum civile C etc. гражданская война; victoria c. Nep победа, одержанная в гражданской войне; c. quercus V = corona civica (см. civicus); 2) государственный, политический (res, oratio, scientia, officia C): vir c. Q государственный деятель; rerum civilium cognitio C изучение политических вопросов; 3) достойный гражданина, подобающий гражданину (sermo, animus L); 4) учтивый, приветливый, вежливый (circa amicos, in cunctos Eutr; genus vitae Su). [B.32] |
||||||
В обиходе мы часто употребляем слова «цивилизация» и «культура» как синонимы, что, строго говоря, неверно. Культура возникла вместе с человеком и будет существовать столько же, сколько и род человеческий. А цивилизация родилась всего 5000 лет тому назад и представляет определённый этап и истории человечества. «…Цивилизация, – писал Ф. Энгельс, – является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всём прежнем обществе». Для цивилизации характерны общественное разделение труда, раскол общества на антагонистические классы, эксплуатация человека человеком и наличие государства. Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]
Кирилл НАЗАРЕНКО, доктор исторических наук, профессор СПбГУ: «…человек оставляет слишком много «следов», и археологи, как никто другой знают «как человек следит вокруг себя». То есть, буквально каждое наше движение оставляет следы какие-то. Даже просто наше пребывание в каком-то месте, даже если мы ничего не уронили на пол, уже меняет какие-то закономерности отложения пыли в этом месте. А поскольку человек ведёт хозяйственную деятельность, то он, конечно, оставляет бесконечное количество следов. И если это цивилизация примерно нашего технического уровня… Ни одна из реально существовавших цивилизаций, конечно, её существование не может быть стёртым. Даже не цивилизация. Слово «цивилизация» – это точный термин – это общество, достигшее стадии строительства городов, стадии серьёзной социальной стратификации. Это не первобытное общество. Первобытное общество нельзя назвать цивилизацией: здесь термин «культура» более уместен, потому что археологи называют любое человеческое общество, которое занимается какой-то деятельностью, «культурой». Культура – это набор практик по поддержанию жизни. А поскольку любые люди занимались поддержанием своей жизни, то у всех людей, поскольку они люди, есть культура. И эта культура не может исчезнуть бесследно». [P.125.447]
|
||||||
John Major Jenkins, Mayan Cosmologist: «То, что мы называем историей, начавшейся шесть тысяч лет назад, по сути, есть переход к новому образу социальной организации, характеризующемуся иерархией власти, воинственными божествами, воинственной мифологией и системами управления». [T.10.CCLXXX.3]
Галина ЕРШОВА, доктор исторических наук: «…индейцы Майя, они проживали на территории Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса. Это такие вот центрально-мексиканские страны. То есть Мексика тоже не вся, это её южная часть, юго-восточная. Это одна из величайших цивилизаций Американского региона, Американского континента. Надо сказать, что когда, вообще, создавались цивилизации на Земле, то они все возникали в пространстве между двадцатью градусами южной и двадцатью градусами северной широты. Это такая вот хитрая закономерность, когда первые цивилизации возникают в оптимально агрессивной окружающей среде. То есть, что мы возьмём, скажем там, Шумер и Египет, что мы возьмём Индию, что мы возьмём Америку – это будут все цивилизации, появляются в этом поясе. На самом деле тот самый «пояс», где растёт какао. И потом оттуда уже цивилизации начинают распространяться в менее комфортные условия, то есть по мере обретения новых навыков выживания, новых технологий и новых знаний. …и у Майя существовала вот эта вот самая большая и сложная культура, которая, собственно, и объясняет, как они смогли адаптироваться к конкретному региону. То есть прекрасно надо было знать: человек должен был знать самого себя, должен был знать природные условия, должен был знать что и как выращивать, для того, чтобы создавать вот эту культуру. То есть когда мы говорим о том, что возникает цивилизация, это значит, что экономика позволяла вкладывать деньги в развитие идей, в развитие мыслей, в развитие технологий, в развитие инноваций. Даже если эти деньги представляли собой зёрна какао, или перья Кецаля, или нефритовые камушки». [T.10.CI.45] * Галина ЕРШОВА, доктор исторических наук, директор Научно-исследовательского мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова: «Что такое цивилизация? – Цивилизация,– это, на самом деле, это прогресс. Основная цель прогресса – это увеличение продолжительности жизни. И, вот, собственно говоря, майя, они занимались тем же самым – они развивали знания и технологии для того, чтобы жизнь не просто существовала (не просто «пережить»), а для того, чтобы она была лучше и лучше. Понятно, что наука – это теоретическая часть, а технология – это практическая, то, что мы видим. Базовые технологии майя – те же самые, что и у нас: коммуникативные, агрономические, медицинские, производство и строительство, военные. Есть идеологические, куда входит наука, образование, то, что называют ещё «религией» – всё это работает на реализацию единой задачи. И социальные, то есть, совершенствование самоорганизации, управления. И, главное, это развитие коммуникативных технологий: передача знаний. Потому что если знания не передавать, то, собственно, уже ничего не произойдёт через десяток лет. Понятно, языки, устная культура развивалась, пиктография, иероглифическое и фонетическое письмо, математическая запись отдельно существовала, и рукописные книги – носители информации. Майя не дошли до печатания книг, но рукописные книги у них уже были, как устойчивые источники информации. И астрономия и календарь, которые, как известно, все очень любят говорить на эту тему…» [T.10.DCCLXI.2]
|
||||||
Древний Египет – одна величайших империй в истории. Мы думаем, что знаем его: безжалостная и безграничная власть фараонов, золотые саркофаги, чудеса архитектуры, созданные вопреки несовершенству технологии. Но правда куда интереснее. Древний Египет – это целая череда империй, которым правили фараоны, каждый из которых оставил свою главу в истории человечества. …пирамиды канули в прошлое, но по-прежнему строительство играло важную роль: религиозный символизм был действенный орудием. [T.10.CCXIII.2]
За две тысячи лет до того, как римляне начали строить первые глинобитные хижины, фараоны вели строительство в небывалых масштабах. Впервые в истории технология стала преображать не только земную жизнь людей, но и загробную. Ярче всего архитектурные таланты египтян проявились в строительстве гробниц. Египтяне возвели более сотни пирамид, восемьдесят из них сохранились до наших дней. Пирамиды – самые грандиозные из сохранившихся памятников древности… [T.10.XXXII.5]
Dr. Kathryn «Kara» Cooney, Egyptologist, UCLA: «Программа строительства Хатшепсут была просто невероятной. Она многое строила в храме Карнака, практически основала храм в Луксоре и строила здесь, в Дер-эль-Бахри, в одном из самых грандиозных сооружений, сохранившемся в Древнем Египте. Когда фараон много строит – это значит, что его правление успешно, а страна процветает. В камне она показывает, что она способна сделать это – принести процветание своей стране». [T.12.LXXIX] * Dr. Peter Lacovara, Emory University: «В «Переходный период» происходит экономический спад: гражданская война, страна разделена между севером и югом, есть даже опасность вторжения других народов. Гражданский раздор не идёт на руку археологам: не создаются великие памятники, исторические письмена, частные статуи – люди слишком заняты выживанием». [T.21.V.1]
|
||||||
В 1944 году преемником (Джона) Маршалла (Sir John Hubert Marshall) стал человек, который очень скептически относился к тому, что цивилизация долины Инда была миролюбивой. Роберт Эрик Мортимер Уилер (Sir Robert Eric Mortimer Wheeler) пережил Вторую Мировую войну, был ветераном битвы при Эль-Аламейне. Но его настоящим призванием была археология. Он был человеком жёстким, авторитарным и постоянно что-то менял в работе Управления по древностям (Индийский совет по древностям – Archaeological Survey of India). «Что касается теории вашего мистера Маршалла, существование торговой цивилизации без армии, без иерархии, необходимого угнетения и средств для защиты от врагов, – вот что я вам скажу, господа, – я в это не верю». Тема археологии – это не древние камни, а …судьбы. Такой точки зрения Уилер придерживался до самого конца своей карьеры. «Мы живём в странном мире. Мы веками создаём цивилизации и уничтожаем их за несколько дней. Война всегда была значительной частью человеческой природы». [T.10.CXXII.3]
Михаил ДАВЫДОВ, доктор исторических наук: «Историки считают, ну, не все, конечно, многие считают, что есть четыре института в обществе, степень здоровья которых позволяет судить о степени здоровья в обществе в целом. Это армия, система просвещения, система здравоохранения и пеницитарная система, то есть тюрьма». [T.10.LI.52]
|
||||||
Dr. Kate Spence, University of Cambridge: «У него была мания величия, мне кажется у него была мания величия. Он возводил огромные здания. Никто до него ничего подобного не делал. Его письмена великолепны. Во всей истории Древнего Египта не существует подобных примеров искусства и литературы. У него были грандиозные планы, но они имели серьёзные последствия для египтян». [T.13.XXXVI] Dr. Claude Traunecker / professeur d’Université et directeur de l’institut d’Egyptologie de l’Université de Strasbourg: «…и когда царь пил и принимал пищу, это было ритуальным действием. Эти каменные блоки уникальны. Здесь изображены не только царь и царица, но и внутреннее убранство дворца. А это брачное ложе царя, и ступеньки, ведущие к нему. Брачное ложе – это сакральное место, где царь и царица совершают действо столь же важное, как и принятие пищи». Они обеспечивают продолжение царского рода. Вся жизнь фараона – бесконечный ритуал. Подобные изображения были немыслимы при прежних правителях. Именно в период правления Эхнатона интимной близости придаётся чрезвычайное значение, она превращается в религиозный акт. В Каркане был найден незавершённый барельеф, изображающий Эхнатона, ведущего Нефертити к брачному ложу. Dr. Marc Gabolde, University of Montpellier: «Таким образом, всё что у египтян связанно со счастьем, особенно сексуальные отношения, должно быть изображено. Тем более если речь идёт о жизни царя». [T.10.CII]
|
||||||
Древние иудеи были кочевниками, высоко ценившими желание делиться с другими странствующими в пустыне. Кочевники-скотоводы были поражены эгоизмом городских жителей. Но города были новым, непривычным явлением для эпохи, которую историки называют Бронзовым веком. Бронзовый век начался примерно за три тысячи лет до нашей эры. В этот период человек начал возделывать землю, впервые были созданы металлические изделия из меди и бронзы. То есть появилась цивилизация в том виде, который нам известен. [T.12.XXI.2]
|
||||||
Когда западный мир покрывала пелена невежества и дикости, на этой земле воцарился один народ. Народ, который выстроил города из мрамора и поклонялся в них своим многочисленным богам. Все они были почитателями мудрости, их философы изучали небеса и землю, в то время как астрономы составляли карту неба, а математики делали всевозможные измерения планеты. Им предстояло создать столь удивительную культуру, искусство и архитектуру, что их копировали римляне, а их полководец Александр создал самую большую империю. Поборники демократии и основатели первой в Европе цивилизации, – эти люди были греками. Египет, Шумерское государство и Месопотамия уже были античными, когда на острове Крит расцвела первая передовая цивилизация Европы. Они были известны как минойцы. Находясь в Средиземноморье, они стали богатым и могущественным народом. Секрет их успеха спрятан в горных ущельях. Зерно, древесину и оливковое масло они обменивали на золото, драгоценные камни и слоновую кость. С древнейших времён они поклонялись богине Земли, дарившей изобилие их полям. Когда переселенцы из юго-восточной Азии принесли с собой бога небес, минойцы поженили Небо и Землю. Союз Неба и Земли породил два сообщества – бессмертных богов наверху и смертных людей внизу. Боги придавали форму и смысл тайнам Вселенной. За это смертные поклонялись богам. Благодаря слиянию Неба и Земли возникли религиозные искусства и архитектура. [T.13.XIV.3]
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Соль и весло – два главных признака цивилизации для греков. Соль, весло, а потом к ним добавилось вино, потому что животные или примитивные племена не солят пищу, не умеют грести по морю, кораблей не строят, и не изготовляют вина. Соль, весло, вино». [B.141.23]
|
||||||
Имперский Рим был первой супердержавой, он навсегда изменил западный мир и стал моделью мирового господства. Никто не мог померяться с Римом по силе влияния, его мощь была вне всякой конкуренции. Древний Рим преобразил мир. Сотни лет римляне опережали человеческое развитие. Однако такое их влияние не могло длиться вечно. В конечном итоге Римская империя распалась на 47 отдельных стран. При расколе развитие цивилизации было отброшено на тысячу лет. Prof. Brian J Ford, University of Leicester: «Наука, технология, промышленность – их развитие застопорилось на целое тысячелетие. Когда пала Римская империя – погибла цивилизация. Казалось, будто погас светоч культуры. Стоит ли удивляться тому, что последовавшее за этим время мы называем «мрачным средневековьем». [T.13.XLI.5]
Мы все ещё считаем Рим одним из величайших триумфов цивилизации. В классические времена, когда империя была в своём расцвете, Рим являлся маяком надежды в тёмном варварском мире. Конечно, так римляне к себе не относились. А это то, что мы видим сейчас, – руины того, что они потеряли, – акведуки, великие храмы, огромный Колизей. Рим был выше всех и привлекал тех, кто это понимал. А тот, кто не был частью мира римлян, считался варваром, которого нужно держать как можно дальше от этих сокровищ. …но Траян не только сорил деньгами. При нём начался мощный строительный бум, в результате которого появился Рим, которым мы восхищаемся сегодня – Сердце Рима: термы Траяна, базилики, и храмы, и форумы. Когда сегодня мы смотрим на Древний Рим, перед нами деньги, награбленные в варварском царстве Дакия в 106-м году нашей эры. Справедливости ради, Траян этого не стеснялся, он хотел, чтобы все об этом знали – отсюда и Колонна. При Траяне Рим был богатым. [T.12.L.1]
|
||||||
Dr. Carlos F. Noreña, Yale University: «Римляне мыслили масштабно: территория их империи, размер построек, амбиции правящих кругов – сейчас эти черты являются для нас определяющими, когда речь идёт о римлянах. Их движущей силой было коллективное культурное эго». [T.10.XXXII.1]
Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Римская цивилизация дала нам огромное количество вещей. От права и сената до водопровода и туалета. И ещё Рим дал нам идею пространства. Не ограниченного пространства греческого полиса, а универсума, империи. То слово, которое заключено в римском «спацио» (spatium). Римское пространство – пространство империи – было размечено. Размечено крепостями – «каструмами» (castrum), размечено дорогами. До сих пор многие итальянские шоссе это старые римские консульские дороги. Размечено акведуками, и, конечно, размечено мостами, по которым мерной поступью шли римские легионы». [T.10.LI.23]
|
||||||
Dr. Paul R. Sealey, Colchester Museum: «В Колчестере римляне основали колонию. Это слово тогда означало совсем не то, что сейчас. Римляне называли колонией поселение ветеранов-легионеров, ушедших в отставку. Колчестерская колония представляла собой город с населением в три-четыре тысячи человек». …до того времени бриты были сельскими жителями, теперь, благодаря римлянам, им открылась новая форма уклада – жизнь в городах. Римляне буквально преклонялись перед городским образом жизни, достаточно вспомнить, что от их слова «civis» – «горожанин», – произошло наше слово «Цивилизация». Но у них были и чисто практические причины побуждать бриттов переходить на городской образ жизни. Prof. David Mattingly, University of Leicester: «Города – очень важный элемент римской системы местного управления. Такое управление осуществляется в основном через городские организации, и города – это центры не только местного управления, но и отправления правосудия, сбора налогов и так далее. Так что там, где городов не было, римляне их основывали сами или подталкивали к этому местных жителей». В последующие сто лет римляне изменили облик южной половины Британии, реализовав градостроительную программу колоссальных масштабов. Было основано множество мелких и крупных городов, а города, уничтоженные Боудикой и повстанцами, были отстроены заново. Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «…и, что забавно, кое где римляне устроили общественные туалеты. Это просто смешно: в Британии множество кустов, а римляне, вдруг, предлагают бриттам ещё и платить за то, чтобы сходить в туалет. Мало по малу, шаг за шагом римляне старались урбанизировать бриттов». Со временем внешний лоск городов вроде Вирокониума (лат. Viroconium, совр. Роксетер, Шропшир) потускнеет и бриты поймут, что у городской жизни есть свои недостатки. Но начальную привлекательность подобных мест трудно переоценить. [T.13.CL.1] * Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «Мы знаем, что городской образ жизни связан со стрессами, но для бриттов города были вообще чем-то чуждым. Когда римляне пришли в Британию, почти всё местное население вело деревенский образ жизни. У бриттов даже не было слова «Город», а тут их всех заставляют жить вместе в маленьких тесных городских центрах. Для некоторых это стало серьёзным психологическим ударом». Prof. David Mattingly, University of Leicester: «…но с точки зрения человеческих ценностей, города в Британии оказались не таким успешным нововведением, как в других провинциях. И после третьего века мы начинаем наблюдать обратный процесс – города уменьшаются, признаки богатства и статуса исчезают». Dr. Kate M. Gilliver, Cardiff University: «Очень многие британские города существуют потому, что их построили римляне. И поздние дороги строились поверх римских дорог. Можно сказать, что существовали определённые приобретения, хотя римляне, очевидно, оказали отрицательное влияние на кельтскую культуру». Некоторым бритам, вероятно, стало не хватать римлян, когда те покинули страну. В течение пятидесяти лет после их ухода британские экономика и общество стали распадаться. Guy de la Bédoyère, historian, archaeologist, author and broadcaster: «Рим более не раздавал денег и должностей. Пропала и необходимость платить налоги. Если не надо платить налоги, не нужны и деньги, а это значит, что никто не идёт торговать на рынок, а это значит, что основное предназначение города теряет смысл. Тогда население повернулось к местным источникам власти, и Британия возвратилась в своё прежнее состояние – это страна, поделённая между вождями местных племён». Найти достоверную информацию о событиях, развернувшихся сразу после ухода римлян, очень сложно. В конце концов, это было начало «Тёмных веков» – шестисот лет, которые и по сей день окутаны тайной и легендами. [T.13.CL.2]
|
||||||
Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «…если заглянуть вглубь времен, если посмотреть с позиции не сотен, а тысяч лет, то по всем меркам именно Китай шёл в авангарде науки и техники. Оказывается, многие западные изобретения были вовсе не изобретениями, а заимствованиями у Китая. Если мы хотим объяснить расцвет знаний на Западе, то полезно посмотреть на Восток, на то, что знали китайцы». Неповторимые особенности современного Китая возникали на протяжении тысячелетий. Это одна из самых древних и успешных цивилизаций, общество, могущество которого основано на науке и технике. Действительно, с шестисотого до тысячи пятисотого года нашей эры Китай был самым технологически развитым обществом на Земле. Остатки этого древнего наследия можно найти в Китае повсюду: их разбросало временем. Как и все развивающиеся культуры, китайцы накапливали знания путём внимательного наблюдения и эксперимента. Они наблюдали за нескончаемыми циклами Солнца, Луны и звёзд, и восхищались силой природы. В течение тысячелетий росло их понимание стихий. И они находили способы заставить силы земли, металла, дерева, воды и огня служить себе. Китайцы также черпали вдохновение в ещё одной стихии. Вода всегда была для человечества движущей силой. В древнем мире она оказывала влияние на каждый аспект жизни: на то, где люди живут, что едят, и выживут ли они. [T.12.XV.5]
Dr. Wang Tao, School of Oriental and African Studies, London: «Они (Первые императоры) заложили все основы, все институты Китая, которые существуют вплоть до сегодняшнего дня». Оказывается, самое большое наследие, оставленное Первым императором и остающееся таковым и поныне – невероятная, контролируемая из центра государственная служба. Jeffrey Riegel, Professor of Chinese, University of California, Berkley: «Время правления Первого императора – один из самых существенных периодов создания разных институтов, главным образом бюрократического аппарата. И бюрократический аппарат, раз созданный, продолжает существовать в продолжение всей китайской истории». Dr. Wang Tao, School of Oriental and African Studies, London: «В Китае история – это не история. История – это не прошлое, история это настоящее, история – это сегодня. Ты живешь в истории, и завтра – тоже история». Другие империи возникали и гибли, другие страны меняли названия, языки, традиции и границы, но Китай остаётся Китаем на протяжении двух тысяч лет. То, что было Китаем тогда, продолжает и сегодня оставаться Китаем. [T.4.XIX]
|
||||||
Он унаследовал не только царство хорошего вина и вкусной еды, но и одну из самых великих цивилизаций в плане технологий. Его царствование проходило чрезвычайно успешно, он правил примерно 50 лет и похоже, что он был настоящим дипломатом. Примером могли служить отношения с могущественным соседом, – ассирийским царём. Мидас также понимал необходимость поладить с Грецией, которая после трудного периода вновь стала могущественным торговым партнёром. В Дельфах Мидас преподнёс свой трон храму. В течение веков до начала развития Фригии Греция была супердержавой в том регионе. Но после Троянской войны начался её упадок. Из которого она только сейчас начала выбираться (VIII век до нашей эры). Dr. John Prag, Professor Emeritus of Classics, University of Manchester: «Греция выходит из кризиса. Сложные времена, экономический упадок, остаются в прошлом. Теперь она взаимодействует с царствами, находящимися к Востоку, такими как Фригия. Это богатые государства и в них стремятся путешественники, которые, возвращаясь домой, привозят с собой рассказы о невиданном богатстве. Царь, который правит там, он так богат, что всё, до чего он ни дотрагивается превращается в золото». Рано ещё ставить точку в этом вопросе. Намеренно ли Мидас сделал так, что кровь превратилась в яд, или он стал жертвой случая. Какую бы смерть он ни принял, ничто не уменьшает исторического значения этой фигуры. Хотя бы потому, что Мидас правил страной на протяжении полувека. Нашествие с Востока Европы киммерийцев. Древнегреческие историки утверждали, что это произошло около 687-го года до нашей эры. Как раз тогда, когда Мидас, как говорят, убил себя, так как не мог вынести участи пленника. [T.12.XLI]
|
||||||
1 - 2 Цивилизация ДАЛЕЕ |
||||||