ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus (Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты); Единство 2; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Единство Эхнатон (1, 2, 3, 4, 5)

СБОРНИК 01_2_2

 
     
 

…такова была в эпоху Тутмоса III египетская религия, запутавшаяся в противоречащих друг другу мифах, проникнутая самыми странными магическими представлениями, хотя и достигшая в некоторых своих частях высокой степени разработки. Кроме того, её слабой стороной был её местный характер. Каждый бог имел свой религиозный центр, где он чтился преимущественно пред другими богами; даже Амон, верховный бог, был, прежде всего, местным богом Фив и фиванских фараонов.

Амон был и специфически египетским богом. Между тем, в состав египетского государства вошли другие народы. Фараоны, а за ними и значительная часть их просвещённых подданных, начали отрешаться от национальной исключительности и стали избегать излюбленных прежде презрительных выражений, называвших иностранцев «ненавидимыми богом Ра», «жалкими», «презренными» и т. п. Египтяне познакомились с культурными семитами и эгейцами и кое-чему даже у них научились. Да и в царской семье появились иностранные царевны. Отсюда понятно стремление, найти универсальное божество, общее всем народам. И вот, вероятно в Илиополе, духовенство которого с неудовольствием смотрело на чрезмерное величие Амона, возникает учение о том, что верховное божество – солнечный диск, бог Атон, тожественный с древним илиопольским Ра, но совершенно независимый от старых теогонических и теологических местных представлений; как солнечный диск, он должен был одинаково чтиться по, всей земле, и притом не только как вещественный диск, но и как верховное, действующее через солнце, существо. Культ этого бога проник ко двору Аменхотепа III; сын и преемник этого царя Аменхотеп IV, вступивший на престол ещё весьма юным и, вероятно, находившийся под влиянием Тии, был главным проповедником и насадителем культа нового бога, находившегося в несомненной связи с Илиополем. Сначала он, кажется, терпел старый порядок вещей; на первых памятниках своего царствования он ещё молился Амону; потом он выстроил храм Атону в Фивах, но противодействие жречества заставило его объявить, Амону и его триаде – Мут и Хонсу – решительную войну. Имена этих божеств соскабливались везде, где можно было их найти; даже имени отца не пощадил фараон и изуродовал его, истребив его составную часть – имя Амона, или заменив его имя «Аменхотеп» царским именем «Ниб-маат-Ра». Слово «мать» (мут) в гробнице Тии он писал фонетически, чтобы избегнуть правописания при помощи знака коршуна, которым писалось имя богини Мут.

*

Но самым больным местом египетской религии было учение о загробном мире, Оно было камнем преткновения даже для Эхнатона; оно же и теперь было едва ли не главной причиной банкротства богословских порывов фиванских жрецов.

Но если цари XIX–XX династий и жрецы не только не гнушались странными книгами о преисподней, но даже считали их своей привилегией, то можно себе представить, какие формы приняло это благочестие среди народных масс. Прежние суеверия и вера в магию, в необыкновенные чудеса и фетиши продолжалась и развивалась, обогащаясь новыми предметами культа, новыми волшебными средствами и книгами, новыми демоническими существами. Как будто нарочно, в то время как высшие классы умствовали о единстве бога, масса изобретала себе чудовищных карликов-уродцев, недоношенных младенцев, стоячих женских гиппопотамов, змей с тремя головами (человеческой, змеиной и птичьей), молилась им как добрым гениям и держала в домах их идольчики. Эти божки начинают особенно распространяться с этого времени; первый назывался Бес, второй имел связь с богом творения – Пта, третья – помощница при родах Тауэрт, четвертая – Меритсегер, «любящая молчание», считалась богиней горы фиванского Некрополя.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

 
     
 

…на всех здешних статуях написано имя Рамзеса Второго – одного из самых влиятельных правителей Египта. Именно Рамзеса традиционно считают фараоном «Исхода». В древнеегипетских текстах этот город называют Пер-Рамсесом, или «Домом Рамсеса», это название перекликается с библейским повествованием об Исходе.

Prof. Michael D. Coogan, Stonehill College: «Единственное, что упомянуто в истории об Исходе, и что мы, вероятно, можем связать с небиблейскими материалами, это города, которые было приказано строить евреям – это Пифом и Раамсес».

«11. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов». (Исх.1:11)

Учёные сходятся во мнении о том, что библейский город Рамсес – это древнеегипетский город Пер-Рамсес. Его руины находятся в современном Танисе.

Prof. Manfred Bietak, University of Vienna: «Большинство египтологов отождествляют Пер-Рамсес – «Город Рамсеса» – с Танисом, по той причине, что здесь полно статуй Рамесидов».

Такое схождение между археологией и Библией задаёт временные рамки для Исхода.

Это не могло произойти раньше, чем Рамзес стал царём, – а это было примерно в 1275-м году до нашей эры. И это не могло случиться после 1208-го года до нашей эры – временем, которым датируется Стела Мернептаха, сына Рамзеса Второго, – которая конкретно указывает на то, что евреи были в Ханаане.

…но даже предположив, что Библия преувеличивает, за сто лет поисков археологи так и не обнаружили свидетельств миграции, которую можно было бы связать с Исходом.

Prof. William G. Dever, University of Arizona: «Ни одно из мест раскопок не даёт нам информацию о маршруте странствий по пустыне: Исход просто нигде не подтверждается» [T.21.XVIII.1]

 

…но доказательств того, что израильтяне жили в Египте, нет вообще. Имя «Моисей» не появляется ни в одном из тысяч папирусов и иероглифов, описывающих египетские династии. Единственные исторические подсказки, связанные с «Казнями», находятся в самом Писании. Некоторые исторические детали, упомянутые в Книге «Исход», противоречат исторической хронологии Древнего Египта.

Dr. Eric H. Cline, George Washington University: «В иудейской Библии говорится, что Исход произошёл за четыреста восемьдесят лет до того, как Соломон начал строительство Храма в Иерусалиме. Мы знаем, что Соломон действительно построил Храм, начав работу над ним около девятьсот семидесятого года до нашей эры. Если добавить к этой дате четыреста восемьдесят лет – если вернуться на четыреста восемьдесят лет в прошлое – мы попадём в 1450-й год до нашей эры. Это период Восемнадцатой династии в Египте, когда жили такие личности как Хатшепсут – женщина-фараон, и правил Тутмос Третий. Эти фараоны решительно отличаются от последующих, в роде Рамзеса Второго».

Рамзес Второй строит города Пифом и Пер-Рамсес…

…можно отталкиваться от библейской хронологии тех фараонов, или отталкиваться от археологических источников и игнорировать библейскую хронологию, – они противоречат друг другу. [T.21.XIX]

 

Пер-Рамсес, букв. «дом Рамсеса», современное арабское название Кантир.

Есть версии, что этот город был одним из тех мест, где происходили события библейского Исхода (Исход 1:11, 12:37, Числа 33:3.5). Израильтяне были в принудительном порядке привлечены к сооружению Пер-Рамсеса, и оттуда позднее произошёл их исход из Египта.

 
 
     
 

Согласно традиционной точке зрения, Исход произошел в XV в. до н.э. В Библии сказано, что Сыны Израиля вышли из Египта за 480 лет (~ 5 веков) до начала строительства Храма Соломона в Иерусалиме (3 Цар.6:1). Большинство исследователей сходятся в том, что Храм Соломона был построен в X в. до н.э.. Прибавляем к этой дате 5 столетий и получаем XV в. до н.э..

Однако с точки зрения исторической школы Исход мог иметь место в XIII в. до н.э., поскольку именно тогда в египетских документах (стела Мернептаха) впервые появляется имя Израиль. Также раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250-1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо – ок. 1145 г. до н. э.. Также в религии Моисея прослеживают параллели с монотеизмом Эхнатона. В пользу поздней датировки говорит и тот факт, что израильтяне вышли из Египта через Красное море потому, что сухопутное сообщение с Ханааном было перекрыто филистимлянами (Быт.13:17), которые появляются не раньше XIII в. до н.э.

В 1939 году в своей работе «Моисей и монотеизм» Зигмунд Фрейд связал учение Моисея с религией, принятой в Египте во время правления фараона Эхнатона. Эта религия имела черты монотеизма. Она основывалась на поклонении только одному божеству из древнеегипетского пантеона – богу Атону. Далее Фрейд предполагает, что после провала этой религии в Египте один из учеников Эхнатона предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 г. до н. э. Идея Фрейда нашла поддержу у Джозефа Кэмпбелла, а современный египтолог Ахмет Осман даже предположил, что Моисей и Эхнатон – одно и то же лицо. [P.100.54]

 

Я уже сравнивал еврейскую религию с общераспространенной религией Египта и показал их противоположность. Теперь я должен провести сравнение между еврейской религией и религией Атона в надежде доказать их первоначальную идентичность.

Согласно этой нашей конструкции, Исход из Египта должен был произойти в период между 1358 и 1350 гг. до н.э. – то есть, после смерти Эхнатона и до восстановления Хоремхебом государственной власти.

Моисей, будучи последователем школы Эхнатона, не применял никаких других методов, кроме методов царя; он приказывал и навязывал свою веру народу.

Мы считаем, что великая религиозная идея, которую выражал Моисей, не была его собственной: он позаимствовал её у царя Эхнатона.

Зигмунд Фрейд «Моисей и монотеизм»

 
 
     
 

Три с половиной тысячи лет назад египетская империя была в расцвете своих сил и влияния. Она простиралась от территории современной Сирии на Севере до Нубийской пустыни на юге. Во времена XVIII-й династии Египтом управляли из столицы в Фивах, сегодня называемой Луксор. Во время правления Аменхотепа Третьего, отца Эхнатона, для Египта наступил период расцвета вследствие установления внутренней стабильности в государстве. Правители перестали воевать и начали заниматься возведением статуй и дворцов в честь своих богов.

Dr. Kate Spence, University of Cambridge: «Именно фараон был связующим звеном между богами и людьми, поскольку он считался наместником бога на земле. В каком-то смысле он сам был немного богом. Фараонов всегда описывали не как простых смертных, а как прямых потомков богов».

В Древнем Египте поклонялись более чем 2000 богов. В тёмных чертогах храмов жрецы проводили свои тайные церемонии. Но на закате своего правления Аменхотеп III-й начал интересоваться небольшой группой солнечных богов, и это предопределило грядущие перемены.

Dr. Kate Spence: «В конце правления Аменхотепа III-го особенно часто встречается упоминание об Атоне – боге Солнечного Диска. Этот бог уже был известен в то время. Атону поклонялись многие поколения египтян. Но он не имел особой власти до времён правления XVIII-й династии».

Унаследовав престол в 1353-м году до нашей эры, Эхнатон начал активно строить огромные храмы в честь Атона – источника жизни и света. Фараон запретил все остальные культы и порвал отношения со жрецами, возведя Атона в статус единого бога. Фактически он создал первую в мире монотеистическую религию.

Dr. Kate Spence: «На Эхнатона вне всякого сомнения оказывали давление. Очень сложно что-то менять, когда всё твоё окружение пытается заставить тебя следовать устоявшимся традициям. Но Эхнатону удалось добиться существенных перемен. Сейчас можно по-разному их оценивать, но ясно одно: они имели исключительные последствия»

Чтобы окончательно порвать со жрецами в Фивах, которые считали его действия ересью, Эхнатон вместе со своими слугами отправился на 400 километров к северу, в место, которое сегодня называется Амарна.

Тесная связь фараона с новым богом повсюду подчёркивалась с помощью искусства. Эхнатон и Нефертити возвели себя в статус живых богов. И только через них простые смертные общаться с Атоном. Став наместником бога на земле, он пошёл дальше чем все его предшественники. Только получив в руки такую власть, Эхнатон смог осуществить свой замысел: «Я не предам клятвы, данной Атону – Отцу моему».

Экономика Древнего Египта основывалась не на денежных отношениях, а на бартере. Избыток зерна может свидетельствовать о том, что это был процветающий город, по крайней мере, для фаворитов фараона. Поскольку в обмен на зерно можно было получить другие товары и услуги, его избыток являлся признаком процветания.

Тем временем семья фараона переживала собственные трагедии. На 12-й год правления Эхнатона царица Нефертити таинственным образом безо всяких объяснение исчезает из всех свидетельств. Спустя два года погибает старшая дочь Эхнатона Макетатон, и ещё одна молодая принцесса.

Prof. Barry Kemp, University of Cambridge, Director, Amarna Project: «Иногда мне кажется, что в жизни Эхнатона настал момент, когда он осознал: «Ну вот! Я построил город! Что дальше?» и, возможно, он просто устал от всего, что сделал, утратил интерес к происходящему».

Главным свидетельством того, что Эхнатон хотел навсегда перебраться в Амарну является сооружение новых царских гробниц в горах к востоку от его города Ахетатона. «Если погибну в любом другом городе вниз по течению, пусть меня похоронят в Ахетатоне. Пусть соорудят для меня гробницу в восточных горах». Это было самым явным отступлением Эхнатона от традиции своих предков, которых хоронили в Долине Царей в Фивах. Он хотел, чтобы отныне всех фараонов хоронили здесь.

На 17-й год своего правления он умер. Но что стало с его телом – неизвестно. Некоторые ученые полагают, что Эхнатон был перезахоронен в Долине Царей. Другие считают, что его останки утеряны навсегда. После смерти Эхнатона город был заброшен. Возможно, египтяне просто не были готовы к его революционным идеям.

Dr. Kate Spence: «У него была мания величия, мне кажется у него была мания величия. Он возводил огромные здания. Никто до него ничего подобного не делал. Его письмена великолепны. Во всей истории Древнего Египта не существует подобных примеров искусства и литературы. У него были грандиозные планы, но они имели серьёзные последствия для египтян».

После смерти Эхнатона престол переходил от одного наследника к другому пока не остался у Тутанхамона. Во время своего правления молодой фараон отказался от Атона и вернул прежних богов. Золотой период правления Тутанхамона навсегда остался в памяти потомков, в то время как память об Эхнатоне пытались уничтожить точно так же, как он сам уничтожал изображения других богов. Последующие поколения пытались стереть из истории все упоминания о его правлении. А в его городе поселились ветра и пески.

Dr. Kate Spence: «Понятно почему египтяне его так ненавидели: он пытался разрушить всё, к чему они привыкли. Все устои и традиции».

Заменив две тысячи богов одном и сделав себя и свою супругу Нефертити объектами поклонения, Эхнатон в корне изменив лицо египетской религии, но для египтян эта перемена оказалась слишком значительной.

Prof. Barry Kemp: «Если посмотреть в долгосрочной перспективе, Эхнатону повезло. Хотя бы потому, что сейчас мы его обсуждаем и изучаем. Он предстает довольно в положительном свете. Его личность привлекает многих людей, даже вызывает симпатию и интригует, если хотите. Так что свой след в истории он несомненно оставил».

И ещё многие тайны остаются нераскрытыми. Но всё же, спустя три с половиной тысячи лет после падения «Города Изобилия» смутные времена мятежного фараона понемногу проступают из-под песков Амарны. [T.13.XXXVI]

 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…что касается фальсификации – вторая часть вашего вопроса, – были фальсификации, есть, сознательные, и будут. Часто исторические деятели, группы деятелей, хотят предстать перед людьми будущего не в том облике, приукрасить себя, как правило…

…а что касается таких специальных фальсификаций – бесконечно долго какая-то система может бороться с исторической правдой – вылезет. Вот, поразительный пример из бесконечной дали веков – три с половиной тысячи лет назад – допустим, фараон Эхнатон. Мне нравится очень эта история…

…еретик. Как фиванские жрецы ненавидели его. Когда дождались, что он сравнительно рано умер, занялись уничтожением памяти о нём – это и есть целенаправленная фальсификация. Выбивали с надписи всё на камне, это не то что жечь бумагу – ужас, – какой труд, уничтожить. Поэтому не завершили, кое-что осталось, не везде каменотёсов хватило, трудная работа. Но не в этом суть. Самое главное, что они приказали всем жителям его новой столицы Ахетатон уйти, в одночасье можно сказать, вон, нет этого города. И что случилось? Все ушли. По этому городу не прокатились орды завоевателей. Его не жгли, как, допустим, Ниневию, Вавилон, его не уничтожали, его по камням не разбирали, на нём, на его месте не строили другое. Его накрыло Время в виде песка из пустыни, бесконечного наслоения. И потом пришли археологи, через тысячи лет, и получили в законсервированном виде столицу этого «Еретика». В итоге мы ни о ком не знаем столько подробностей из древнеегипетской жизни, сколько о нём

Вот, хотели уничтожить – сохранили – все эти дивные рисунки, барельефы, скульптурные изображения его жены…» [T.10.LXIX.8]

 

 
     
 

Prof. Antonio Loprieno, University of Basel: «Новое Царство Древнего Египта – это смесь фантазии и реальности, – всегда было самым интересным периодом египетской цивилизации. Очень мощная, гигантская процветающая империя в реальности и демонстрация фантастической власти, переходящей все реальные границы». [T.10.XCII.3]

 

 
     
 

НОВОЕ ЦАРСТВО

 

XVIII Династия

Яхмос (Небпентира) 1539 – 1514 (1552 – 1527)

Аменхотеп I (Аменофис I, Джесеркара) 1514 – 1493

Тутмос I (Аакхеперкара) 1493 – 1481

Тутмос II (Аакхеперенкара) 1481 – 1479 (1494 – 1490)

Хатшепсут (Мааткара) 1473 – 1458 (1489 – 1468)

Тутмос III (Менхеперра) 1479 – 1425 (1490 – 1436)

Аменхотеп II (Аменофис II, Аакхеперура) 1428 – 1397

Тутмос IV (Менхеперура) 1397 – 1382

Аменхотеп III (Аменофис III, Небмаатра) 1382 – 1344

Аменхотеп IV (Неферкхеперураваенра, Эхнатон) 1352 – 1336 (1364 – 1347)

Нефернефруатен (Ankhkheperure – возможно Нефертити) 1341 – 1337

Сменкхара (Ankhkheperure) 1337 – 1336

Тутанхатон позже Тутанхамон (Некхеперура) 1336 – 1327

Эйе (Кхеперкхеперура) 1327 – 1323

Хоремхеб (Джесеркхеперура) 1323 – 1295

 

XIX Династия

Рамсес I (Менпехтира) 1295 – 1294

Сети I (Менмаатра) 1294 – 1279

Рамсес II (Великий, Усермаатра Сетепенра) 1279 – 1213

Мернептах (Меренптах, Ваентра) 1213 – 1203

Аменмес (Menmire) 1203 – 1200

Сети II (Усеркхеперура Сетепенра) 1194 – 1188

Таусерт (Sitre-meritamun) 1188 – 1186

Саптах

 

XX Династия

Сефнакхте (Сетнахт, Усеркхаура Мериамон) 1186 – 1184

Рамсес III (Усермаатра Мериамон) 1184 – 1153

Рамсес IV (Хекамаатра Сетепенамон) 1153 – 1147

Рамсес V (Усермаатра Секхеперенра) 1147 – 1143

Рамсес VI (Небмаатра Мериамон) 1143 – 1136

Рамсес VII (Усермаатра Сетепенра Мериамон) 1136 – 1129

Рамсес VIII (Усермаатра Акхенамон) 1129 – 1126

Рамсес IX (Неферкара Сетепенра) 1126 – 1108

Рамсес X (Кхеперамаатра Сетепенра) 1108 – 1099

Рамсес XI (Менмаатра Сетепенптах) 1099 – 1069

Херихор

 

[P.100.1]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5

ДАЛЕЕ