ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus (Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты); Единство 3; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Единство Эхнатон (1, 2, 3, 4, 5)

 
     
 

В 1390-м году до нашей эры на престол вступил молодой фараон. Его звали АМЕНХОТЕП, что означает «АМОН ДОВОЛЕН». Его предки возглавляли несметные армии Египта, но перед этим фараоном стояла другая задача. Ему не надо было вести воин: Египет был свободен и богат, и пользовался всеобщим почтением. Аменхотепу надо было защитить мир и благосостояние Египта и управлять этой огромной империей. Империей, богатству которой завидовал весь мир.

Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Начало его царствования – это начало эпохи мира. Золото со всей империи течёт рекой в казну фараона. Это можно назвать Золотым веком Египта».

Prof. John D. Ray, Cambridge University: «Аменхотеп был самым богатым человеком в мире. Он получал золото из Нубии, мог приказать доставить кедры из Ливана и серебро из Анатолии. Он вёл торговлю по всему Красному морю. Стоило ему протянуть руку, и он мог получить всё, что пожелает».

Но мир менялся. На протяжении нескольких веков у Египта не было достойных противников. Но теперь возникли Вавилон, Ассирия и Миттания (MITTANI) – могущественные цивилизации, способные бросить вызов Египту. Объединившись, они могли уничтожить империю Аменхотепа. Аменхотеп стремился любой ценой избежать войны. Он искал новый способ взаимодействия с окружающим миром. Он нашёл гениальное решение, о котором нам стало известно благодаря удивительной находке. В 1887 году одна крестьянка работала в поле возле египетского городка Амарна. Она искала старые глиняные кирпичи. Но нашла она не обычные грубо отёсанные кирпичи, а ряды хорошо сохранившихся глиняных табличек.

Prof. John D. Ray: «Эти таблички были покрыты письменами, напоминавшие отпечатки птичьих лапок, как будто птицы прошлись по глине, и она застыла в таком виде. Крестьянка не знала, что это, но захватила с собой несколько штук».

Эти невзрачные с виду глиняные таблички не были кирпичами, – это были письма, обеспечившие Аменхотепу успех.

Prof. John D. Ray: «Крестьянка наткнулась на дипломатический архив древней столицы. Письма Аменхотепа проливают свет на ближневосточную политику того времени».

Эти таблички содержали переписку Аменхотепа с другими правителями Ближнего Востока. Странные письмена, начертанные мелким почерком, содержат столько же информации, сколько надписи на всех величайших памятниках Египта вместе взятых. Они показывают, что Аменхотеп контролировал мир не с помощью оружия, а с помощью слов: фараон стал дипломатом.

Prof. Antonio Loprieno, University of Basel: «Я бы назвал это самым важным археологическим открытием в Египте. Оно даёт нам понимание политической жизни. Это не самое красивое и не самое ценное с художественной точки зрения находка, но с точки зрения политики – она самая значительная».

В то время, когда большинство людей были неграмотными, Египет вёл диалог со своими соперниками. Царские посланцы пересекали пустыни Ближнего Востока, доставляя письма туда и обратно. Они несли письма, утверждавшие статус Египта как сверхдержавы.

Prof. David B. O'Connor, New-York University: «Международная дипломатия во времена Аменхотепа была очень похожа на сегодняшнюю. Дипломатические отношения между странами были очень похожи на то, как это происходит в наше время».

Письма показывают, что дипломатический талант Аменхотепа не уступал военному таланту его предков. Послы прибывали ко двору фараона, принося ему дары в знак дружбы. Более слабые страны присылали ему дань, чтобы доказать свою преданность.

Prof. John D. Ray: «В древнем мире действовал очень ясный принцип: Если человек был богат – надо было сделать его ещё богаче. Приезжая к нему надо было привезти в подарок то, чем богата твоя страна. Частично это делалось для того чтобы признать власть фараона даже над странами, в которых он не бывал».

Росписи на египетских гробницах показывают, какое это было потрясающее зрелище. Со всего мира фараону везли бесценные дары: от минойского Крита до библейского Вавилона.

Prof. David B. O'Connor: «Нубийцы привозили жирафов и львов, сирийцы могли привозить медведей, которые водятся в горах Сирии. Послы других стран привозили животных, характерных для их земель. Это было очень яркое материальное воплощение того, что означало для египтян ИМПЕРИЯ, из чего она состояла, и, самое главное, какое место во всей этой системе занимал фараон».

Prof. John D. Ray: «Аменхотеп называет себя Царём царей, и, вероятно, так его и воспринимали правители других стран».

Аменхотеп знал, что он самый могущественный человек в мире и что у него есть большое преимущество. Не сильная армия, а золото. Переписка фараона свидетельствует о том, что даже величайшим царям Ближнего Востока было нужно египетское золото, и они были готовы умолять фараона. «Если ты пришлёшь мне золота, как я просил, я отдам тебе свою дочь». «Пришли мне столько же как твой отец». «В твоей стране золото подобно пыли, которое можно собирать». «Если ты искренне желаешь моей дружбы, пришли много золота». «Я начал строительство дворца. Пришли мне столько золота, сколько нужно».

Аменхотеп мудро отвечал на их просьбы: он давал им золото, но всегда меньше, чем было нужно. Эта стратегия блестяще оправдала себя: цари Ближнего Востока обменивались дарами, а не ударами. Самым драгоценным подарком была иноземная царевна, а также её приданное и свита. Личные послы Аменхотепа искали ему самых лучших невест. Речь шла не только о личной жизни фараона: гарем Аменхотепа был полон самых красивых дочерей самых могущественных царей того времени.

Nicole Douek, BA: «Это было братство великих царей. Они называли друг друга братьями, а женившись на дочери другого царя, Аменхотеп действительно становился членом семьи».

Но это был односторонний процесс. В одном письме царь Вавилона горько сетует, что Аменхотеп отказался прислать ему египетскую царевну. «Когда я попросил у тебя руки твоей дочери, вот что ты ответил мне: Никогда ещё фараон не отдавал никому своей дочери. Почему нет? Ты же царь! И можешь делать всё, что хочешь!» Жаловаться было бесполезно. Дочерей фараона не выдавали замуж за иноземцев, чтобы у них не было никаких прав на египетский престол. Но царь Вавилона предложил хитрый компромисс: «Пришли мне красивую женщину, как будто это твоя дочь. Кто скажет, что это не царская дочь?» Фараон отказал вавилонскому царю и в этой просьбе. Аменхотеп считал, что имеет право забирать чужих дочерей, не отдавая дочерей Египта.

Nicole Douek, BA: «Он был очень умным человеком и тщательно продумывал, как воспользоваться своим положением. Он проявлял уважение к другим царям, но всегда ставил себя выше их».

Аменхотеп был более богат и могущественен, чем любой из его предшественников. И скоро об этом узнали все. Он направил огромные ресурсы своей империи на самый большой строительный проект в мире.

Prof. Antonio Loprieno: «Строительство было для египетских фараонов наилучшим способом представить себя великим деятелем, героем, свершителем».

Это была стройка эпического масштаба. Великолепные новые храмы Аменхотепа не только подчёркивали его богатство, они также воздавали почести главному источнику славы Египта – его многочисленным богам. В особенности Аменхотеп благодарил одного бога – Амона-Ра – царя богов. Чтобы обеспечить поддержку Амона-Ра, фараон жертвовал крупные суммы главному храму этого бога. Чем богаче становился храм, тем больше власти было у его жрецов.

Nicole Douek, BA: «Жрецы, стоявшие во главе храмов, обладали огромным влиянием. У них была финансовая власть, и власть политическая».

Жрецы Амона-Ра обладали почти такой же властью, как сам фараон. Но Аменхотеп позаботился о том, чтобы его подданные слышали лишь о его победах, а не о его трудностях. Аменхотеп изобрёл удивительный способ общаться со своим народом напрямую. В Египте уже давно использовались амулеты из камней в виде скарабеев. Аменхотеп наладил их массовое производство. На этих маленьких скарабеях были написаны последние новости о его достижениях. Эти каменные амулеты передавались из рук в руки всей империи. Они были первыми в мире газетами.

Именно благодаря скарабеям народ узнал, что Аменхотеп выбрал себе царицу. Помимо младших жён в гареме у каждого фараона была царица. Часто она приходилась ему сестрой или близкой родственницей. Это делалось для укрепления династии. Аменхотеп проигнорировал этот обычай. Он просто объявил, что женится на дочери простолюдина – одного из колесничих. Её звали Тия. «Отца царицы Тии зовут Юйя, а имя её матери Туйя, – она жена великого царя».

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Царица Тийя была не простой женщиной, у неё был сильный характер, – это видно по её статуям. Её изображали одного роста с фараоном».

Тийя была не просто старшей женой, она была почти равной Аменхотепу. В Нубии Аменхотеп ясно дал это понять. Он построил два великолепных храма: один для царицы Тийи, второй – для себя. Эти храмы были не просто построены для царской четы, они были посвящены им: на юге империи Аменхотепа и Тийю почитали как богов.

Prof. John D. Ray: «Тень фараона простирается по всему Нилу до африканских цивилизаций его империи. Он как будто физически находится там, наблюдая за своей империей».

Послание Аменхотепа его нубийским подданным было ясным. Внизу, на склонах храма изображены нубийский пленные. Это было наглядное выражение власти фараона, которое могли видеть все. Контроль над Нубией был особенно важен для Аменхотепа, ведь золотые прииски Нубии приносили большую часть египетского золота. А золото позволяло Аменхотепу держать под контролем своих соперников.

Nicole Douek, BA: «Цари других стран требовали золота, золота и еще больше золота…»

Аменхотеп обеспечил себе запас золота. Но всё больше золота отдавалось храму Амона-Ра. Жрецы в Фивах контролировали более трети богатства Египта. Именно они истолковывали волю Амона, которой должен был повиноваться даже фараон.

Prof. Antonio Loprieno: «В этот период жрецы Амона обладали большей властью, чем когда-либо прежде в истории Египта. Вероятно власть жрецов Амона в Карнаке превосходила даже власть фараона».

Чтобы как-то изменить баланс власти, Аменхотеп стал проявлять интерес к культу второстепенного божества Атона – бога солнечного диска. Это не казалось значительным явлением, но ему было суждено всё изменить. В 1352-м году до нашей эры Аменхотеп Третий, великий царь и гениальный дипломат умер. Египет погрузился в траур.

Nicole Douek, BA: «Должно быть смерть царя была ужасным событием. Этот человек так долго играл важнейшую роль в политике, религии, жизни не только своих подданных, но и всей империи».

Даже соперники Аменхотепа на Ближнем Востоке оплакивали его кончину. Иноземные цари выражали своё горе в письмах к его вдове царице Тии. «Я плакал, я не мог ни есть, ни пить. В горе своём я говорил: «Лучше бы умер я или десять тысяч человек умерло в моем царстве, лишь бы был жив мой брат, которого люблю я, и который любит меня». Аменхотеп умер на 39-м году жизни.

Prof. John D. Ray: «Вероятно, в свои последние дни он окинул взглядом империю, над которой, казалось, никогда не заходит Солнце. Он мог думать о мире, где торжествует дипломатия, где ничто не могло сравниться с богатством Египта, и он мог оставить всё это своему сыну Аменхотепу Четвёртому».

Аменхотеп Четвёртый начал религиозную революцию. Почва для неё была подготовлена еще во время правления его отца. Но ничто не могло приготовить Египет к тому, что произошло.

Nicole Douek, BA: «Если порвать с прошлым – закрой храмы. Лиши жрецов возможности злоупотреблять властью».

Аменхотеп стал первым монотеистом в истории человечества. Он также стал единственным жрецом этой новой религии: фараон стоит один, купаясь в лучах Атона. И в одно мгновение всё, что определяло Золотой век правления его отца, было отринуто. Он отказался от имени Аменхотеп, означавшего «Амон доволен». Он решил принять новое имя – Эхнатон, означавшее «Угодный Атону». Ахетатон – «Небосклон Атона». Покинув Фивы, новый фараон мог избежать влияния египетских жрецов.

Prof. Antonio Loprieno: «Возникла ситуация когда Фивы, город воспеваемый в египетских гимнах, стали представлять угрозу фараону – самому главному жителю этого города».

Ни одна царская семья древнего мира не казалась такой человечной, такой настоящей. На стелах даже изображено как Эхнатон и его супруга играют со своими детьми. Момент, запечатлённый во времени более трёх тысяч лет назад.

Нефертити – «пришла красивая женщина».

Nicole Douek, BA: «Изображение этого божественного семейства не имеет аналогов. До этого никто не изображал царя и царицу с детьми на руках, или царя, целующего ребенка. Эти семейные моменты хорошо понятные всем, и они появляются именно в это время».

Жизнь в Амарне, свободная от старых устоев, была прекрасна, по крайней мере, до поры до времени. Этот успех нашёл своё отражение в новом виде гимнов, якобы сочинённом самим царём. Величайший из этих гимнов высечен в одной из гробниц над городом. Этот гимн так прекрасен, что некоторые слова его процитированы даже в Библии. В нём Эхнатон возносил хвалу Солнцу как создателю всего живого: растений, животных, египтян и, даже, иноземцев. «Когда Твои лучи освещают землю, счастливы стада на пастбищах, деревья и растения зеленеют, звери резвятся, а птицы пробуждаются к жизни, ибо Ты осветил их своими лучами. Даже рыбы выпрыгивают из рек навстречу Тебе. Ты создал Землю на радость себе, людей и животных, всё, что ходит по земле или летает на крыльях».

Prof. Antonio Loprieno: «Смысл этого гимна Атону в Амарне заключается в том, что жизнь исходит от Бога Солнца. И она равномерно распределена по земле. Распределена между народами, между людьми, между животными».

Казалось Египет принял новую религию Атона. В 12-й год своего царствования Эхнатон устроил масштабные празднества с многочисленными пожертвованиями своему богу. Даже царица-мать Тия почтила их своим присутствием. Казалось, что этот невероятный эксперимент удался. Но в тот же год на пике триумфа «Новый мир» Эхнатона постиг страшный удар. Находившаяся в расцвете сил Нефертити внезапно исчезает со страниц истории. Египтологам так и не удалось выяснить, что с ней случилось. На фараона обрушились несчастья. Нефертити не стало. Вскоре умерла его мать – великая царица Тия. Также скончалась одна из младших жён и одна из дочерей. После 12-ти лет веротерпимости Эхнатон стал использовать свою власть в разрушительных целях. Если раньше ему было достаточно просто заменить традиционных богов Египта, то теперь он стал активно преследовать их. Большая часть его ярости обрушилась на Амона-Ра. Реформатор превратился в фанатика, не терпящего других богов.

Prof. Antonio Loprieno: «Эхнатон безусловно был первым монотеистом, но он также был первым религиозным угнетателем в истории».

Имя и изображение Амона-Ра уничтожались везде, где их можно было найти. Для этого ни один уголок Египта не был слишком далёким и недосягаемым.

Dr. Kate Spence, Cambridge University: «Он отправил целые армии людей с инструментами, а также людей, которые могли читать надписи на стенах, и находить имя бога, которое надо было стереть».

Эхнатон не пощадил даже память своего отца: в имени Аменхотепа он повелел стереть ту часть, в которой упоминался Амон.

Prof. Antonio Loprieno: «Имя Аменхотеп означает «Амон доволен». Эхнатон велел убрать слово «Амон» из фразы «Амон доволен», ибо во время его царствования Амон был явно не доволен. Таким образом, ради собственных религиозных взглядов, в своём фанатизме он подверг наказанию имя родного отца».

Эхнатон был объят религиозным пылом и совсем потерял связь с окружающим миром. Со всех сторон фараону шли письма, предупреждавшие его, что империя в опасности. Старые союзники, князья и вассалы просили его о помощи. «Сообщаю моему царю и повелителю, что царь хеттов захватил все земли». «Уже 20 лет мы пишем нашему царю и повелителю, но так и не получили ответа». «В Ханаане люди избили моих купцов и украли их деньги. Это твоя земля и их цари твои рабы». «Я пишу письма во дворец, но ты не отвечаешь».

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Эти князья и простые люди умоляли его о помощи, но он ничего не слышал».

Эхнатон игнорировал мольбы своих подданных. Империя, ради сохранения которой его отец приложил столько усилий, была в опасности. Мир начал рушиться и, вероятно, самые старые из чиновников Эхнатона вспоминали, как обстояли дела при его отце.

Prof. Antonio Loprieno: «Можно сказать, что Эхнатон сделал всё, чтобы уничтожить наследие своего отца. К концу его правления Египет, когда-то бывший сильной державой на международной арене, был на грани кризиса».

Только личная харизма фараона поддерживала его мечту. Но в 1336-м году до нашей эры Эхнатон умер. Со смертью Эхнатона исчезла движущая сила культа Атона. В горах вокруг Амарны были остановлены работы над гробницами придворных.

Nicole Douek, BA: «Все гробницы в Амарне незакончены и пусты. Некоторые фрески так и не завершены. Как будто рабочие услышали о смерти царя и сразу же получили приказ бросить инструменты и уйти».

После смерти Эхнатона в Египте снова взяли верх традиционные силы. Придворные, художники и даже жрецы, ещё недавно преданные Атону, потянулись в Фивы. Им нужен был порядок, спасение от хаоса, который вот-вот мог поглотить Египет. Всего 20 лет спустя Амарна, место великого эксперимента фараона, была покинута.

Посреди этого хаоса на престол взошел новый царь – девятилетний мальчик. Этот ребёнок вырос во дворце фараона и был сыном Эхнатона от одной из младших жён. Его звали Тутанхатон, что означало «Живой образ Атона». Тутанхатон получил в наследство династию, страну и империю, находившуюся на грани катастрофы. Но он был ещё ребёнком. Те, кто больше всего потеряли при Эхнатоне, уцепились за эту возможность. Они использовали юного царя в своих целях. Сначала им пришлось изменить его имя, Тутанхатон стал Тутанхамоном – «Живым образом Амона».

Prof. Antonio Loprieno: «Тутанхамондвойственная фигура. Он промежуточный персонаж между периодом Амарны и периодом после Амарны. Безусловно, он впитал в себя воздух Амарны, атмосферу новых идей, интеллектуального расцвета. С другой стороны, он был первым фараоном постамарнского периода. Он был марионеткой в руках новых хозяев Египта – жрецов и военных».

В тщательно продуманном документе Тутанхамон обвинил собственного отца Эхнатона в том, что тот отринул традиционных богов и погрузил Египет в хаос. Когда началось царствование фараона храмы богов и богинь лежали в руинах. Их святилища обветшали и заросли сорняками. Дороги к храмам были заброшены, и вся страна была объята хаосом, потому что боги покинули её. Тутанхамон предложил простое решение проблемы.

Nicole Douek, BA: «Это очень важное заявление. Оно говорит, что порядок будет восстановлен и всё будет по-старому. Это возвращение Амона, прежних богов и старого порядка».

Старые боги, храмы, а главное власть жрецов Амона-Ра были восстановлены. Атон вновь стал второстепенным божеством пантеона. Никто не ездил в его город, никто не говорил о нём. Правления Эхнатона как будто не было. К тому времени Тутанхамону исполнилось 19 лет и он мог править самостоятельно. Всё вернулось на круги своя. Но в этом же году Тутанхамон внезапно умер при загадочных обстоятельствах. Это была катастрофа для царской семьи, ведь он не оставил наследника. Тутанхамон так и остался бы сноской в истории Египта, если бы не упорство археолога Говарда Картера. В 1922-м году Картер обнаружил в Долине Царей гробницу, в существование которой мало кто верил. В один удивительный миг он сумел вернуть к жизни эпоху Тутанхамона. В пыли сохранились странные следы людей, которые вдыхали этот воздух три с половиной тысячи лет назад. «Вокруг нас были следы недавнего прошлого: потемневшая лампа, отпечатки пальцев на свежеокрашенной поверхности, брошенная на пороге гирлянда. Как будто всё это было вчера. Благодаря таким деталям, время перестает существовать, и вы чувствуете себя нарушителем покоя».

Тутанхамон не оставил наследника. Ответная реакция на его правление была жестокой. Любое упоминание об Атоне безжалостно уничтожалось. Упоминания об Эхнатоне, Нефертити и их детях были стёрты. Вся царская семья была вырвана из страниц истории.

Nicole Douek, BA: «Всё было предано забвенью, – Эхнатон и Нефертити, – этого периода как будто не существовало. Эхнатон – ничто. Если о нём и упоминают, то как о еретике».

Этот бурный период истории Египта был закончен. Династия великих фараонов, основавших империю, исчезла. Сцена была готова для нового начала, и уже новой семье фараонов предстояло бороться за возрождение Золотой империи Египта. [T.10.XCII.2]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5

ДАЛЕЕ