ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria 3; Jus Proprietatis; Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте).

   

РАМЗЕС ВТОРОЙ

 
     
 

Ему преимущественно присваивался почётный титул А-нахту, то есть «Победитель». [P.100.21]

 

Рамзес не принадлежал к древнему царскому роду…

Он происходил из семьи военных, которая не так давно получила право на трон, проявив военную доблесть…

Мумифицированное тело Рамзеса, которое хранится сегодня в музее Каира, мало ассоциируется с тем героем, который был изображён на стенах практически каждого храма на брегах Нила. Маленькая сморщенная мумия с пучками рыжих волос. Но этот человек оказал влияние на всю историю Египта. Все последующие фараоны стремились достичь такого же величия.

 

 
     
 

XIX-я Династия

Рамсес I (Менпехтира) 1295 – 1294

Сети I (Менмаатра) 1294 – 1279

Рамсес II (Великий, Усермаатра Сетепенра) 1279 - 1213

Мернептах (Меренптах, Ваентра) 1213 – 1203

Аменмес (Menmire) 1203 – 1200

Сети II (Усеркхеперура Сетепенра) 1194 – 1188

Таусерт (Sitre-meritamun) 1188 – 1186

Саптах

[P.100.1]

 

Sesōstris и Sesōsis, idis m Сесострид, египетский царь середины, XIV в. до н. э., обычно отождествляемый с Рамзесом Lcn, T, PM. [B.32]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Туринская коронационная статуя Рамзеса Великого» – один из самых знаменитых памятников египетского искусства (195 kB).

1. Хор: Ка нахт мери Маат (Хор Бык Могучий, возлюбленный Истиной)

2. Обе Владычицы: Мехт Кемет вафу хесут (Защитник Египта, попирающий чужеземные страны)

3. Хор Золотой: Усер ренпута ана нахту (Великий/Сильный годами, Великий победами)

4. Тот, кто от Тростинки, Тот, кто от Пчелы (Несубити [nswt-bjtj]: несу – тростник/осока; бит – пчела) – Царь Верхнего и Нижнего Египта: Усер Маат Ра Сетепенра (Ра сильный истинный, избранный для Ра)

5. Гусь и Солнце – Сын Солнца/ Сын Ра: Рамессу мери Амон (Ра, его родивший, возлюбленный богом Амоном)

Это официальная титулатура Рамзеса Великого.

Это, по сути, программа, которую даёт царю Храм во время интронизации – Кем ты должен быть». [P.125.128]

 

 
     
 

Prof. Kent Weeks, American University in Cairo, Theban Mapping Project: «Богатство одного этого города (Фив), вероятно, равнялось с теми, которые находились в остальном Египте».

1279 год до нашей эры. Умер фараон Сети Первый. Египет потерял одного из самых энергичных и успешных правителей. И вот началось его мумифицирование. [T.12.XI]

 

 
     
 

Prof. Kent Weeks, American University in Cairo, Theban Mapping Project: «Сети Первый был самым успешным военным лидером в истории Египта и сильным политиком. Он сумел восстановить экономическое влияние Египта и создать аппарат государственной власти».

Взойдя на трон в XIII-м веке в период социальной смуты, Сети спас Египет от угрозы гражданской войны и укрепил его границы. С его именем связана эра процветания. И великолепие его гробницы соответствовало его славе. По длине коридоров эта гробница одна из самых больших известных нам в Долине Царей и одна из самых роскошных по своему убранству.

Эти камеры от входа и дальше великолепно расписаны и украшены довольно обычными мифологическими сценами, но многие из них намного более завершённые, чем во многих других гробницах. Её длина 100 метров. Гробница представляет собой сеть продуманных спланированных коридоров, лестниц и камер, ведущих к большой погребальной комнате, где покоится Сети. Её площадь 100 квадратных метров, это одно из самых больших во всей Долине подземных пространств без внутренних опор. Но за сложностью планировки стояла простая ясная цель: гробница была дорогой в загробный мир. [T.12.XVII]

 

 
     
 

Это был самый завидный жених и муж в империи: к 21-му году у него был, по меньшей мере 21 ребёнок и 17 жён. За свою жизнь он произвёл на свет около 110 сыновей и, вероятно, столько же дочерей.

Dr. Stephen P. Harvey, University of Chicago: «Зачем ему столько детей? Один из титулов фараона был «Могучий Бык» – символ мужского начала».

…включая его Большой храм в Абу-Симбеле. Его строительство началось в 1269-м году до нашей эры, на десятом году правления Рамзеса. При этом применялась та же технология, что и при строительстве гробниц в Долине Царей.

Высота статуй Рамзеса двадцать один метр – это крупнейшие из статуй, созданных в Древнем Египте. Вся внутренняя часть храма высечена из цельного массива скалы. В первом атриуме находятся ещё восемь статуй фараона. За ним расположено ещё множество помещений, второй атриум, Святилище и небольшие комнаты, которые могли служить кладовыми для жертвоприношений.

Каждая деталь храма убеждала посетителей в том, что Рамзес Великий – Бог во плоти.

Dr. Colleen Manassa, Yale University: «Рамзес изображён поклоняющимся не только богам, но и самому себе. То есть фараон-человек поклоняется своему божественному образу. И это происходило ещё при жизни Рамзеса Второго».

В самом сердце храма расположено Святилище, углублённое в скалу более чем на шестьдесят метров. В нём расположены четыре статуи великих богов Египта: Пта – Создатель, Амон – Верховный Бог, Рамзес – живой бог, и Ра-Хорахти – бог Солнца. [T.10.XXXII.5]

 

Нефертари, само её имя навевает мысли о красоте, обаянии и чувственности. Она самая желанная женщина Древнего Мира. История Нефертари полна секса, интриг и борьбы за власть. В ранней юности она привлекает внимание Рамзеса Второго, который вскоре станет править Египтом как фараон Рамзес Великий. В руках Рамзеса будет абсолютная власть, однако ему не хватает одного – божественного происхождения. Его предки были солдатами, захватившими власть военным путём, Рамзес же хочет стать богом. И ключ к исполнению его желания – Жена Бога. Если он женится на Божественной супруге Амона, то станет земным воплощением Амона, сам превратившись в Бога. Но сначала надо возродить культ Жён Бога. Рамзес возвышает Жён Бога, чтобы возвыситься самому, женившись на божественной супруге Амона. Нефертари стремится получить этот статус.

Высотой около девяти метров, они одни из самых больших статуй в Египте. Они изображают Нефертари одного роста с Рамзесом, что невероятная редкость для Древнего Египта.

Dr. Gay Robins, Emory University: «Малый храм Абу-Симбела подчеркивает особый статус Нефертари: её статуи украшают фасад храма, который обычно украшали лишь изваяния царя. Внутри она изображена подносящей жертвы непосредственно изображениям божеств, обычно это были прерогатива царя».

Как Жена Бога и супруга царя, Нефертари царствовала наравне с Рамзесом двадцать пять лет его правления. В возрасте сорока шести лет она заболевает и умирает. Рамзес будет править ещё сорок два года, но он так и не забудет свою возлюбленную. Оплакивая кончину жены, он сооружает для неё роскошный дом в вечности – гробницу в Долине Цариц. Стены усыпальницы украшены красочными росписями, благодаря чему её прозвали Египетской Сикстинской Капеллой.

Её считают самой красивой из древнеегипетских гробниц. В конечном итоге эта усыпальница обеспечила Нефертари бессмертие. Но величие, которое Нефертари и Рамзес принесли Египту, длилось недолго. Всего за столетие, ко времени правления Рамзеса Шестого слабые правители и внутренние беспорядки подорвали могущество Египта. [T.10.CLXIII]

 

 
     
 

Битва при Кадеше. Рамзес стал фараоном менее пяти лет назад, ему было чуть больше двадцати. Он и его династия были молоды, а право на трон непрочно.

Prof. Kenneth A. Kitchen, Egyptologist, University of Liverpool: «Они были выскочками, не связанными с предыдущими династиями. Они не были связаны с ними даже узами брака, не имели к ним никакого отношения, и поэтому должны были показать, чего они стоят».

Лучший способ проявить себя – победить в сражении.

Фараон, выдавший поражение за победу, не стал бы предавать огласке унизительное для него восстание рабов.

Prof. Kenneth A. Kitchen: «Мы никогда не найдём египетское повествование об Исходе, даже если найдём все тексты, высеченные на каменных плитах в Древнем Египте, потому что такого текста просто не было».

Аменхерхепешеф вырос в жестоком мире гарема Рамзеса. Он был первым среди множества принцев.

Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Думаю, это был мир конкуренции, ревности, соперничества. У женщин, конечно, было много амбиций, связанных с продвижением их собственных детей».

Судьба Аменхерхепешефа была определена с момента рождения.

Prof. Kent Weeks, American University in Cairo, Theban Mapping Project: «Существовали правила поведения, которые ребёнок должен был усвоить, существовали обязанности, которые он должен был выполнять. Всё это готовило его к будущей роли командующего армией и фараона».

Сына-первенца готовила к трону его мать, царица Нефертари.

Стела Мернептаха. Надпись в честь победы над израильтянами преемника Рамзеса, фараона Мернептаха.

Prof. Dr. Gaballa Ali Gaballa, Cairo University: «На стеле упоминается Израиль. Если израильтяне, покинувшие Египет действительно существовали, то они сделали это до фараона Мернептаха, то есть во времена Рамзеса Второго».

Согласно религиозной традиции принято считать, что Исход произошёл между двадцатым и тридцатым годами правления Рамзеса.

Robert Feather, Author of «The Scroll Decoded»: «Эхнатон – первый фараон в истории Египта, совершивший, как свидетельствуют археологические находки, переворот в религии. Он пришёл к власти приблизительно в 1350-м году до нашей эры и правил в течении семнадцати лет, за пятьдесят лет до Рамзеса Второго. Он отказался от многобожия, и заявил о существовании одного абстрактного всемогущего Бога. Это было возникновение монотеизма».

Prof. Dr. Gaballa Ali Gaballa: «Абу Симбел – самолюбование, воплощённое в камне. Человек, родившийся простолюдином, хотел стать не просто величайшим фараоном Египта, он хотел стать одним из его богов».

Проведя на троне тридцать лет, Рамзес присоединился к избранной и малочисленной группе фараонов, дольше всех правивших Египтом. По традиции, в тридцатый год своего правления Рамзес отпраздновал юбилей, который носил название «СЕД» (Хеб-сед), и превращал его из царя в бога.

Prof. Kent Weeks: «Праздник СЕД был магическим религиозным подтверждением силы, могущества и доблести фараона. Обычно он проводился раз в поколение».

Не прошло и половины его шестидесятисемилетнего правления, а Рамзес своими достижениями уже затмил всех, кроме самых великих фараонов. Он принёс мир, сохранил Египет в его прежних границах, построил колоссальные памятники по всей империи. Его страна была более преуспевающей и могучей, чем когда-либо за прошедшее столетие.

Prof. Kent Weeks: «Было очень важно, чтобы власть фараона оставалась неувядающей, твёрдой и сильной. Праздник СЕД был средством обеспечения того, чтобы его отношение с богами и его отношение с народом оставались как можно более прочными и благотворными».

Став богом, Рамзес резко изменил свою роль как правителя Египта и роль своего старшего сына. Как главнокомандующий армией и наследник Аменхерхепешеф практически стал правителем Египта. Он был фараоном, хотя и не назывался им.

Prof. Kent Weeks: «Бог не мог участвовать в церемонии открытия нового здания, выносить решение в суде, улаживать чьи-то споры и тому подобное. Поэтому нужен был земной правитель, который мог бы выполнять повседневные обязанности фараона. Логичнее всего было поручить это прямому наследнику – наследному принцу, который практически становился наместником фараона». [T.12.XLVII]

 

 
     
 

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Сама продолжительность правления Рамзеса подтверждала его божественный статус. Скорее всего, в Египте не осталось в живых тех, кто помнил царствование его отца, и даже тех, кто был жив в момент восхождения Рамзеса на трон. Рамзес оставил память о себе по всему Египту. Вы не сможете сделать ни шагу в этой стране не увидев имя Рамзеса Второго, высеченного на камне или в статуе».

Легко понять, почему его достижения так привлекали инженеров, археологов и историков.

Prof. Kent Weeks, American University in Cairo: «Едва ли найдётся в истории человечества такой правитель, который оставил бы больше памятников, чем он». [T.10.CLVIII.4]

 

Фараоны Древнего Царства жили в блаженную эпоху мира и спокойствия, которых Рамзес и его династия были лишены. Нил был полноводен и щедр, разливаясь, он покрывал поля, плодородным илом даруя обильные урожаи. Эту заслугу приписывали фараонам – посредникам между богами и людьми: то были славные дни. Несметные богатства позволяли фараонам воплощать в жизнь проекты небывалых масштабов. Тысячи рабочих возводили их пирамиды – сооружение грандиозных размеров. Хотя фараоны во всю эксплуатировали свой народ, им поклонялись издалека: они были почти мифическими фигурами, подданные крайне редко видели их. Таковы были обычаи Древнего Царства. Но Рамзес жил в иное время, он должен был идти своим путём.

Dr. Aidan Dodson, University of Bristol: «Божественный образ всесильного фараона эпохи строительства пирамид канул в прошлое. В период Нового Царства, хотя фараона по-прежнему окружал ореол божественности, он был куда приземлённее. Рамзес понимал это».

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Во время Рамзеса фараон уже не мог скрыться во дворце, позволив монументам говорить за себя. Он должен был регулярно появляться перед народом, участвуя в различных торжественных церемониях, чтобы люди видели, что он существует».

….но у фараона была причина верить в успех.

Dr. JJ Shirley, University of Wales, Swansea: «В армии, которую Рамзес Второй повёл на Кадеш, было много нового, она значительно превосходила старую египетскую армию».

Консервативные египтяне наконец-то освоили новую технологию. Во время вторжения гиксосов они познакомились с колесницами и приспособили их к езде по песку, создав поистине грозное оружие. Их колесницы были лёгкими, маневренными и, самое главное, очень быстрыми. Рядом с возничим ехал лучник, вооружённый композитным луком, сделанным из дерева и кости. Пущенные из него стрелы били в цель со смертоносной точностью с расстояния трёх футбольных полей и с такой силой, что пробивали бронзовые доспехи хеттов. За колесницами следовала пехота, вооружённая короткими мечами с изогнутым лезвием, называемыми «КАПЕШ».

Dr. JJ Shirley: «Ему нужна была победа любой ценой. Он должен был показать, на что он способен не только хеттам, но и своим подданным, – народу Египта».

Во времена Рамзеса фараонов хоронили в тайных подземных гробницах в Долине Царей. Но вездесущие воры всё же находили путь к мумиям и сокровищам царей. Перед лицом этой угрозы представление Египтян о бессмертии постепенно менялось. Теперь для этого больше не надо было вечно хранить бренные останки фараонов. Теперь новым способом обеспечить себе бессмертие стало воплощение в камне.

Dr. JJ Shirley: «Статуи с лицом и именем Рамзеса это магические символы, обладающие особой силой, символы в которых заключено бессмертие. Даже если его гробница будет разграблена, а мумию вынесут оттуда или даже уничтожат, есть и другие способы сделать так, чтобы остаться в Вечности. Рамзес проводит масштабную строительную компанию, возводя храмы по всему Египту от северных границ до южных».

И сегодня многочисленные каменные и бронзовые статуи Рамзеса прославляют его имя. Таким образом, он всё же обманул смерть.

Dr. Aidan Dodson: «Маниакальные стремления Рамзеса усеять всю страну своими изображениями можно объяснить его надеждой на то, что хоть какие-то из них уцелеют обеспечив ему вечную жизнь».

Dr. Peter J. Brand: «Смерть Рамзеса наверняка потрясла его народ. Он прожил в три раза дольше чем средний египтянин жил в то время. Тяжело было терять фараона, который правил страной так долго, что даже твой дед не помнил другого царя».

Рамзес хорошо послужил своей стране, обеспечив трём поколениям египтян мир и стабильность и делая всё возможное, что бы призвать на землю гармонию Маат. Хотя Египетская империя процветала ещё тысячу лет ни один из фараонов не смог сравниться с Рамзесом Вторым. Он правил Египтом шестьдесят семь лет, оставив после себя множество памятников. Его жизнь длилась девять десятилетий.

Dr. Peter J. Brand: «Успех Рамзеса как правителя доказывает уже одно то, что у него было столько подражателей от Рамзеса Третьего до Рамзеса Одиннадцатого. Многие пытались подражать ему, но никто не смог сравниться с ним, ни по продолжительности правления ни по масштабам своих достижений».

Dr. JJ Shirley: «То, что мы сейчас говорим о Рамзесе Втором, – это именно то, чего он добивался. Таким образом, он всё же достиг желанного бессмертия». [T.10.CCXIII.2]

 

 
     
 

…на всех здешних статуях написано имя Рамзеса Второго – одного из самых влиятельных правителей Египта. Именно Рамзеса традиционно считают фараоном «Исхода». В древнеегипетских текстах этот город называют Пер-Рамсесом, или «Домом Рамсеса», это название перекликается с библейским повествованием об Исходе.

Prof. Michael D. Coogan, Stonehill College: «Единственное, что упомянуто в истории об Исходе, и что мы, вероятно, можем связать с небиблейскими материалами, это города, которые было приказано строить евреям – это Пифом и Раамсес».

«11. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов». (Исх.1:11)

Учёные сходятся во мнении о том, что библейский город Рамсес – это древнеегипетский город Пер-Рамсес. Его руины находятся в современном Танисе.

Prof. Manfred Bietak, University of Vienna: «Большинство египтологов отождествляют Пер-Рамсес – «Город Рамсеса» – с Танисом, по той причине, что здесь полно статуй Рамесидов».

Такое схождение между археологией и Библией задаёт временные рамки для Исхода.

Это не могло произойти раньше, чем Рамзес стал царём, – а это было примерно в 1275-м году до нашей эры. И это не могло случиться после 1208-го года до нашей эры – временем, которым датируется Стела Мернептаха, сына Рамзеса Второго, – которая конкретно указывает на то, что евреи были в Ханаане.

…но даже предположив, что Библия преувеличивает, за сто лет поисков археологи так и не обнаружили свидетельств миграции, которую можно было бы связать с Исходом.

Prof. William G. Dever, University of Arizona: «Ни одно из мест раскопок не даёт нам информацию о маршруте странствий по пустыне: Исход просто нигде не подтверждается». [T.21.XVIII.1]

 *

Но несомненно, в это столетие существовало централизованное государство, простиравшееся за пределы Северного Египта и включавшее в себя Ханаан со столицей в Танисе (Аварисе), городе стоявшем на самом восточном рукаве Нила. В Библии этот город упоминается как Зоан.

Айзек Азимов [B.129.3]

 

…но доказательств того, что израильтяне жили в Египте, нет вообще. Имя «Моисей» не появляется ни в одном из тысяч папирусов и иероглифов, описывающих египетские династии. Единственные исторические подсказки, связанные с «Казнями», находятся в самом Писании. Некоторые исторические детали, упомянутые в Книге «Исход», противоречат исторической хронологии Древнего Египта.

Dr. Eric H. Cline, George Washington University: «В иудейской Библии говорится, что Исход произошёл за четыреста восемьдесят лет до того, как Соломон начал строительство Храма в Иерусалиме. Мы знаем, что Соломон действительно построил Храм, начав работу над ним около девятьсот семидесятого года до нашей эры. Если добавить к этой дате четыреста восемьдесят лет – если вернуться на четыреста восемьдесят лет в прошлое – мы попадём в 1450-й год до нашей эры. Это период Восемнадцатой династии в Египте, когда жили такие личности как Хатшепсут – женщина-фараон, и правил Тутмос Третий. Эти фараоны решительно отличаются от последующих, в роде Рамзеса Второго».

Рамзес Второй строит города Пифом и Пер-Рамсес

…можно отталкиваться от библейской хронологии тех фараонов, или отталкиваться от археологических источников и игнорировать библейскую хронологию, – они противоречат друг другу. [T.21.XIX]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ