ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus (Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты); Единство 7; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Единство Эхнатон (1, 2, 3, 4, 5)

 
     
 

Prof. Barry Kemp, University of Cambridge: «Эхнатону будто открылась истина, что все формы божественного, которые так почитали люди, не имели вещественного обоснования: увидеть глазами можно лишь то, что создано человеком. Непостижимой для человеческой воли остаётся лишь всепоглощающая энергия Солнца – этому светилу подвластно всё на Земле, его мощь невидима, но ощутима».

Эхнатон был не только царём, но и революционером… [T.10.DLXXVII.1]

 

Dr. Dimitri Laboury, University of Liège: «…естественно фараон встретил некое сопротивление со стороны своей элиты и решил создать новую форму бога Солнца. Но что ещё важнее, это то, что он немедленно объявил себя Сыном бога Солнца, то есть, его единственным представителем. Он был верховным жрецом бога Солнца и единственным, кто мог интерпретировать его волю».

Так бог Ра превратился в Атона, и теперь его изображали в виде Солнечного диска. Любые другие изображения были под запретом. [T.10.DCCI]

 

 
     
 

Взойдя на трон в 1378 году до нашей эры…

Более двух тысяч лет Египет был государством со множеством богов. Замена всего пантеона одним величайшим божеством была кощунством.

Prof. Jan Assmann, University of Heidelberg, Germany: «Эхнатон был не просто основателем религии, он был первым основателем религии, известным истории».

Внешний облик нового бога тоже должен был быть весьма необычным.

Dr. Christian E. Loeben, Humboldt University, Berlin: «Таков традиционный способ изображения египетского бога Солнца. Всегда с человеческим телом, головой Сокола, Солнечным диском, и всегда в профиль. Проблема в том, что традиционно только один человек мог стоять лицом к богу – египетский фараон. В эпоху Эль-Амарны мы видим особый случай, когда царь и царица были равны перед богом Солнца. Революционная идея Эхнатона состояла в том, чтобы изображать бога без тела и повернуть Солнечный диск лицом, с тем, чтобы царь и царица в равной степени были освещены знамениями бога Солнца».

Прежде богослужения совершались только жрецами или фараоном. Эхнатон же установил, что царице Нефертити позволяется нарушать этот запрет. В глазах жрецов фараон объявил войну богам, тем самым поставив под угрозу само существование Египта.

Белая капелла в Карнакском храме относится к периоду, когда Амон стал главным божеством Египта. Его изображения провозглашали вечную истину: «Царь подобен Богу». Надписи подчеркивали это сверхъестественное единство. Считалось, что Бог признает фараона, если тот принесёт ему жертву. Взаимное согласие, пока они уважали правила игры, а именно: «Разделяй и властвуй». Но чем значительнее было влияние верховного жреца, тем неохотнее он соблюдал это правило. Его предшественники навязывали свою волю фараону. До этого момента ни один правитель не осмеливался противодействовать жрецам высочайшего божества. В священных процессиях они демонстрировали свою силу, и до сих пор отказывались замечать, что революция была в полном разгаре. Отец Эхнатона, Аменофис Третий, железной рукой правил империей почти сорок лет. Он был достаточно силён, чтобы бросить вызов Амону, и сейчас его изображения находились рядом с изображениями других богов. Аменофис подражал богам, когда его проносили по храму в процессии. Амону до сих пор поклонялись как верховному божеству, но он уже не был абсолютным правителем.

Был ли молодой правитель деспотом, жаждущим власти, или сумасшедшим мечтателем? Чем были навеяны его мечты? Гением, или безумным разумом? Эхнатон переехал во дворец родителей. Величественное здание создавало правильный фон для молодого честолюбивого правителя. Как самовлюблённый павлин, он позировал на троне отца. На его стороне была мать Тай. Блестящим шагом было сделать её союзницей. О чём можно судить по её бюсту в музее Египта в Берлине.

Prof. Dietrich Wildung, Egyptian Museum, Berlin: «Мы исследовали его (бюст) при помощи компьютерной томографии и, таким образом, смогли узнать, какие перемены произошли у столь значительной исторической фигуры, Тейе (Тии), после смерти её мужа. Компьютерная томография доказала, что Эхнатон буквально поклонялся своей матери. Под тяжёлым париком царицы обнаружили головной убор богини».

Эхнатон возвышал свою мать при жизни до небесного пантеона богов, таким образом, свидетельствуя о вечной преданности.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Если взглянуть на его лицо и на лицо царя Тутанхамона (Тата), на лица всех этих людей, можно увидеть нечто неправильное в фигурах у целой семьи, в форме живота, плеч, лица. Вот почему я считаю, что, возможно, таково было сознательное изображение в искусстве, потому что все они хотели иметь очень реалистичное прекрасное лицо в загробной жизни, их должны были бы изображать по-другому».

В основном изображения царственной четы кажутся нескладными и бесформенными. Громадные статуи обнажённого Эхнатона, но без малейшего намёка на гениталии. Ясно видно, что у его дочерей тоже была странная форма головы. Швы на черепной коробке не увеличивались с того момента, когда человек был ребёнком: растущий мозг давил на череп. Не сошёл ли с ума Эхнатон от этого недуга? У его дочери обнаруживаются такие же симптомы. Может быть, вся царственная семья страдала от этой неизлечимой наследственной болезни?

Изображения на надгробьях Эхнатона ясно свидетельствуют о том, что правитель считал себя равным своему богу. На стенах мавзолеев не было ни одной сцены, в которой не бросалась бы в глаза царственная чета. Эхнатон и Нефертити вытеснили даже богов загробного мира. В Эль-Амарне больше не существует загробной жизни: здесь имело значение только благоговение перед царём и поклонение вездесущему богу Солнца. Жизнь была щедрым даром Атона, и ею следовало наслаждаться. Бога надлежало видеть в каждом живом существе. Правитель сочинил гимн, посвящённый этой теме. Просто удивительно, что он сохранился.

Prof. Jan Assmann: «След ведёт от гимна Эхнатона великому Богу Солнца к 104-му Псалму Библии. Строфы 20-я и 30-я 104-го Псалма – это перевод и краткое изложение иудеями Великого Гимна Эхнатона Атону. Великий Гимн Эхнатона на древнеегипетском языке начинается словами «Как прекрасно твоё появление на небесах. Ты разгоняешь тьму. Созданный тобою мир существует в Твоих руках. Ты сама жизнь, и благодаря тебе живут люди».

В 30-й строфе Эхнатон пел хвалебную песнь своему Богу Солнца, без которого ничто не могло бы существовать. Этот гимн создал царь-бог или философ? Или в нём просто отражены фантазии душевнобольного? На этот счёт существует две версии. Мнения специалистов по оценке Эхнатона разделились.

Prof. Jan Assmann: «По моему мнению Эхнатон не был помешанным. Он просто далеко обогнал своё время, он думал иначе, чем его современники. Конечно, это может обескураживать, но Эхнатон, безусловно, не был сумасшедшим».

Dr. Rolf Krauss, Egyptian Museum, Berlin: «Изображения сцен мирной жизни в жертвенных описаниях не должны вводить нас в заблуждение о политических реалиях. Фактически царь был заинтересован исключительно в утверждении своей личной власти, и религия служила той же цели. Правитель объявил себя Сыном Бога, он получил свою власть от Бога Солнца, и люди должны были повиноваться».

Эхнатон монополизировал религиозные церемонии, только он мог переводить волю Атона, все пути к богу проходили через него, люди должны были поклоняться ему, если хотели, чтобы их молитвы были услышаны.

Prof. Dietrich Wildung: «Этой вазы (с изображением) бога Бесса не должно было быть в Эль-Амарне: единственным божеством, которого допускал Эхнатон, был Атон – Бог Солнца. Но повсюду рядом с ним, как говорится за закрытыми дверьми, население Эль-Амарны продолжало поклоняться многим старым традиционным богам. А по другому и быть не могло. Внезапно сверху поступил указ, что единой веры, жившей более полутора тысяч лет больше не существует, – это просто не могло подействовать».

Как долго могла просуществовать империя, основанная на угнетении и гонениях? Эхнатон провозгласил себя всемогущим. Не угрожали ли ему зависть и предательства со всех сторон? В хвалебных песнях пели: «Ты живой образ Атона». Но что на самом деле думали его подданные? Это Эхнатона не интересовало. Надменный и горделивый, он требовал поклонения. Недоступный и потому обречённый на провал.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Весь город Эль-Амарна подлежал уничтожению после Эхнатона. Потому что каждый египтянин поклонялся Атону через него. Лучи Солнца направлены к Эхнатону, следовательно, Эхнатон был единственным связующим звеном между Атоном и людьми. Со смертью Эхнатона связь прервалась. Вот посему Эль-Амарна была больше не нужна».

Никогда прежде он (раскопки 1912 г. Людвиг Борхардт [Ludwig Borchardt]) не видел ничего подобного. Неудивительно, что народ Эхнатона поклонялся Нефертити как богине: вот почему ничего не известно о её происхождении. Не потому ли нет упоминания о её родителях, что богиня не могла произойти от людей. Не смотря на всесторонние исследования, учёные так и не нашли ключей к её прошлому. Откуда она была: из Египта или издалека? Не она ли принесла революционную веру в единого истинного бога из своей страны? Не был ли Эхнатон просто орудием в руках этой привлекательной женщины? Многие принцессы с Ближнего Востока жили в гареме фараона. Политические браки должны были умиротворить воинственно настроенные народы Севера.

Государство Митани (MITANNI) вклинивалось между Вавилоном и Хетитом (HETHITER), не оттуда ли была родом Нефертити? Митани постепенно исчез в забвении.

На 13-м году правления Эхнатона царица исчезла из общественной жизни. С того момента её имя нигде не упоминается официально.

Нефертити играла существенную роль в его концепции веры. На самом деле есть доказательство того, что она умерла своей смертью и была похоронена в соответствии со своим царственным статусом.

Dr. Christian E. Loeben: «Единственным доказательством того, что Нефертити была похоронена служат эти два маленьких осколка посмертной статуи царицы. Один хранится в Бруклинском музее в Нью-Йорке, а другой в Лувре в Париже. И хотя они не подходят друг к другу, по этой средней части, которую я восстановил видно, что эти две детали могли составлять единое целое. Надпись гласит: «Принцесса, великая женщина Дворца, обручённая с Эхнатоном, великая царственная супруга Нефертити, пусть живёт вечно». Это доказывает, что Нефертити была погребена с должными почестями при всех её титулах, а не как изгнанница, как считалось долгое время».

…здесь иконоборцы оставили свои метки. В убранстве стен есть огромные пробелы. Нет и намёка на фигуру царя, и даже его имени. Когда-то Амон был царём богов. Под его покровительством новый правитель Хоремхеб ликвидировал из анналов истории царей эпохи Амарны. В Карнаке Хоремхеб возвёл огромные строения в честь Амона. Весь Храм Атона был замурован внутри них, его кладка использовалась как наполнитель. Реконструкция стен храма является практически неразрешимой задачей для археологов.

До сих пор идея монотеизма живёт. Мечта Эхнатона о едином истинном боге завоевала мир. [T.12.XXXVI]

 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Реформа не помогла, и может быть, повредила. Особенно считают профессионалы, и думаю, они тысячу раз правы, опасно то, что он отменил культ Осириса. Это загробная жизнь, это гарантированная каждому человеку в Древнем Египте длительная и, может быть, счастливая загробная жизнь. Если здесь плохо – там будет хорошо. Так вот, раскопки Ахетатона показывают, что в маленьких хижинах, где жили простые люди, хранились, тайком, по-видимому. Мелкие изображения былых богов и божков. И найдена очень интересная вещь… Есть замечательная находка в Ахетатоне: маленькая колесница, запряжённая обезьяна, обезьяна же колесничий и рядом мартышка. Это настолько похоже на карикатуру на выезд Эхнатона и Нефертити на богослужение Атону, что можно допустить, что это, вот, признак сопротивления. Ушел из жизни, не знаем, как. После него правил некий таинственный Сменхкара меньше года, не знаем, кто». [P.97.1]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…вместе со смертью Эхнатона религиозная реформа рухнет, потому что она была абсолютно чужда простому человеку. Египтянин не понимал её и среди обиталищ простых жителей Ахетатона были найдены глиняные шуточные изображения царской колесницы, в которой едет мартышка, правит обезьяна, и вот эти мартышки смотрят друг на друга так, как это делали на официальных рельефах Эхнатон и Нефертити. Это было то презрение, которое сопровождало царскую чету, которая была абсолютно оторвана от реалий своей страны, и от того, что Египет начинает терять экономическую стабильность…» [P.125.8]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…есть канонические изображения, как Эхнатон с Нефертити едут во время праздника на колеснице. Они изображены так много раз. И, вот, например, в столице, в одном из домов мастеров, которые делали царские статуи, там чудесная глиняная фигурка – колесница, запряжённая мартышками и два павиана мужского и женского пола. Они в поцелуе внутри этой колеснице. И это чёткая совершенно ассоциация на Эхнатона и Нефертити – абсолютно такая форма головы». [P.125.22]

 

 
     
 

Желание стать богом во плоти пробудил в Эхнатоне один человек, – его отец, – Аменхотеп Третий. Царь Чёрной Земли и Правитель Красной, восстановивший порядок на земле, Аменхотеп Третий, дарующий жизнь и могущество. Изначально Эхнатон не был избран наследником, только после неожиданной смерти его брата Тутмоса, он смог унаследовать трон своего отца. И тогда Эхнатон уяснил суть политических амбиций отца. В начале XV-го века до нашей эры Египет был самой могущественной державой на Ближнем Востоке. Уже два века цари XVIII-й династии расширяли границы империи. Их армии возвращались с трофеями и рабами. Но внутренняя политика Египта была для фараонов едва ли не важнее внешней.

Dr. Luc Gabolde, University of Montpellier: «Священная комната храма. Сюда могли входить только верховный жрец и сам фараон. Самое сокровенное место храма, когда-то это была огромная комната. В глубине на постаменте стояла статуя Амона. Здесь проводились ежедневные ритуалы, связанные с отправлением культе Амона. Волю верховного бога Амона озвучивал оракул. Оракулы обладали огромным могуществом, принимая участие в решении важнейших государственных дел».

Получить власть над оракулом – вот чего желал Аменхотеп Третий. Как и все предыдущие цари, Аменхотеп имел божественный статус, он был связующим звеном между богами и людьми, но, похоже, Аменхотепу было этого недостаточно.

В 1419-м году до нашей эры Аменхотеп Третий умер. Весь древний мир оплакивал его кончину.

Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Культ Солнца начинает преобладать, и фараон, отойдя от многобожия, объявляет Атона Единым Богом. Атон изображается в виде Солнечного Диска, его лучи оканчиваются рукой, держащей Ключ Жизни. Новый культ основан на совсем иных концепциях, привычные порядки изменились. И, конечно же, это внесло радикальные изменения в религию и историю Египта».

Nicole Douek, BA: «У него длинное тщедушное тело, костлявые плечи, узкие глаза. Многие считали, что это следствие какой-то болезни, однако сегодня преобладает иная точка зрения. Не исключено, что это странное существо изображали непохожим на других людей, потому что он Бог».

Nicole Douek, BA: «Нефертити – символ женского созидательного начала, а её муж Эхнатон – мужское созидательное начало. Оба они необходимы для поддержания культа Атона».

Эхнатон и Нефертити считали себя богами на земле, они приносили жертвы Атону – Солнечному Диску. Никогда ещё в истории фараон не провозглашал себя богом на Земле. Эхнатон обосновал это своим происхождением от бога Атона, заменившего всех богов Египта, включая Демиурга Атума.

Dr. Christian E. Loeben, Humboldt University, Berlin: «В семье четыре поколения и их родословная такова (Рис. 1) [40 KB]. Атум – Бог-Творец, создаёт бога Шу и Тефнут – новую божественную пару, а в конце цепочки стоит Гор, и он тождествен царю-правителю Египта, который находится между небесным и земным мирами. Эхнатон был недоволен сложившейся ситуацией и его положением в этой иерархии. И потому он поместил себя на первую ступень после Создателя (Рис. 2) [63 KB], желая играть роль бога Шу.

Так как изначально была создана пара богов, то Эхнатону нужна была замена Тефнут. Такой заменой и стала Нефертити. Таким образом, божественная пара сохранялась. Это можно понять, взглянув на корону Нефертити, – это корона богини Тефнут».

Эта религия создана царём, и поэтому Атон предстаёт царём всех богов. И только при посредничестве царя Египет может возносить Атону хвалу. Лишь поклоняясь царской семье, египтяне могут получить доступ к богу Атону.

…тысячи украшенных резьбой блоков, которые использовались при строительстве некоторых храмов. Блоки, называемые талататами, некогда были частью стен, построенного Эхнатоном, храма Атона. Талататы стали ценным источником знаний о культе Атона и о роли Нефертити.

Dr. Claude Traunecker / professeur dUniversité et directeur de linstitut dEgyptologie de lUniversité de Strasbourg (Профессор Клод Троникер является одним из ведущих специалистов по талататам): «…новым и необычным является то, что царица тоже изображена на барельефе. Есть даже изображение царицы, убивающей врагов, то есть царица – это фараон женского пола».

Nicole Douek, BA: «Подобные изображения были очень распространены в период правления Эхнатона и Нефертити. Нам известны имена многих цариц Египта, но только о Нефертити можно сказать, что она была ровней фараону. Похоже, она действительно обладала такой же властью, какой обладал и её муж».

Эль-Амарна располагалась в центре Египта. На Юге был город Асуан, на севере – Баламун. Если между этими городами поставить точку, в двухстах метрах от неё окажется Северный дворец. Так что это и в самом деле был центр Египта.

И хотя город давно исчез, барельефы на стенах усыпальниц помогают восстановить картину жизни фараона.

Dr. Marc Gabolde, University of Montpellier: «Каждый день фараон совершал один и тот же ритуал. Царь выходит из своего дворца и направляется к храму. Он входит в храм через огромные ворота, подходит к центральному алтарю, на котором разложены подношения и к боковым алтарям. Передвигается царь только на колеснице. Потому что царь никогда не ходит по земле. Даже если земля Эль-Амарн священна, по ней ходят обычные люди, и потому она нечиста. Только территория Храма и Дворца считается чистой».

Dr. Claude Traunecker / professeur dUniversité et directeur de linstitut dEgyptologie de lUniversité de Strasbourg: «…и когда царь пил и принимал пищу, это было ритуальным действием. Эти каменные блоки уникальны. Здесь изображены не только царь и царица, но и внутреннее убранство дворца. А это брачное ложе царя, и ступеньки, ведущие к нему. Брачное ложе – это сакральное место, где царь и царица совершают действо столь же важное, как и принятие пищи».

Они обеспечивают продолжение царского рода. Вся жизнь фараона – бесконечный ритуал. Подобные изображения были немыслимы при прежних правителях. Именно в период правления Эхнатона интимной близости придаётся чрезвычайное значение, она превращается в религиозный акт. В Каркане был найден незавершённый барельеф, изображающий Эхнатона, ведущего Нефертити к брачному ложу.

Dr. Marc Gabolde: «Таким образом, всё что у египтян связанно со счастьем, особенно сексуальные отношения, должно быть изображено. Тем более если речь идёт о жизни царя».

Интимная окраска барельефов в Эль-Амарне, а также то внимание, которое уделялось царице, никогда ещё не встречались в египетской истории.

Nicole Douek, BA: «Одной женщине по имени Кийя удалось добиться влияния при дворе. До сих пор она во многом остаётся загадкой. Кийя на всех изображениях предстаёт женщиной невероятной красоты. Её часто называют любимой женщиной царя».

Dr. Marc Gabolde: «Между Нефертити и Кией не могло не возникнуть соперничество. Стоит заметить, что их никогда не изображали вместе. Если Эхнатон изображён с Нефертити и детьми, Кийи нет рядом. Если же царь рядом с Кией, Нефертити и дети отсутствуют. Похоже, два дома, две семьи существовали рядом, хотя вряд ли они вообще встречались. Но Первой леди всегда была Нефертити».

Как жена царя Нефертити обладала одним преимуществом – её воспринимали как земную богиню. И не только её: все шесть дочерей Нефертити обладали божественным статусом.

На 12-й год правления Эхнатон достиг небывалого могущества.

Dr. Marc Gabolde: «12-й год у власти без сомнения кульминация его могущества. Империя сильна как никогда, внутри страны у него нет противников. А дань, выплачиваемая его соседями, делает страну богаче».

На 14-й год правления Эхнатона на царскую семью обрушилось несчастье. Мать Эхнатона и три дочери из шести умерли. Примерно в это же время исчезают любые упоминания о Кийе. Что стало причиной их смерти? Эта тайна всегда волновала египтологов. Разгадку не найти в египетских источниках. Но ответ может дать находка, найденная в песках Эль-Амарны. Глиняные таблички, известные как Амарские письма представляют собой переписку фараонов с соседями Египта. Написанные на аккадском языке, языке дипломатии того времени, письма позволяют взглянуть на Египет глазами иностранцев.

Dr. Marc Gabolde: «Нам известно, что в то время на Ближнем Востоке свирепствовала чума, упомянутая в четырёх Амарских письмах. Так из писем мы узнаём, что чума была в городе Саумур, расположенном на территории современной Сирии. В архиве города Багаскёй в Турции, в хеттских текстах тоже упоминается чума, которой хетты заразились от египетских солдат. Обычно эпидемия уносила 30 40 % населения. Эпидемия отступала, но потом вновь возвращалась. Исходя их этого, мы предполагаем, что причиной смерти в царской семье, начиная с 14-го года правления, была чума, которая упоминалась в письмах и в хеттских тексах».

Смерть царских детей, без сомнения, воспринималась как плохое знамение для новой религии. Культ Атона столкнулся с определённой проблемой. Во время раскопок в Египте было найдено большое количество статуй традиционных египетских богов, датированных этим периодом. Это говорит о том, что широкие слои населения не сразу, или вообще не приняли новую религию.

Nicole Douek, BA: «Похоже, что дома люди продолжали молиться своим старым богам. Следует учитывать, что период культа Атона длился очень недолго. Семнадцатилетнее правления Эхнатона было слишком коротким, чтобы люди могли отказаться от своих прежних верований или хотя бы получить доступ к новой религии. Эта религия была царской религией, и в своих домах люди продолжали молиться прежним богам, как это было всегда».

Смерть в царской семье, чума и потеря контроля над империей сильно подорвали репутацию царя, что означало закат Амарнского периода.

Dr. Christian E. Loeben: «То, что Нефертити никогда не наследовала трон и не была правительницей Египта, доказывают погребальные статуэтки, известные как Ушебти. Я собрал её из частей, хранящихся в разных музеях. На них высечен текст, из которого следует, что статуэтка изображает великую царицу Нефертити, «Да продлятся вечно её годы». Такие фигурки изготавливались незадолго до смерти человека. На их изготовление уходила пара дней, не больше, и так как Нефертити называют женой Эхатона, это значит, что она никогда не была его приемником на троне и никогда не правила Египтом».

Dr. Christian E. Loeben: «Проблема заключалась в том, что насаждаемый культ игнорировал вопрос жизни и смерти. Это никого не пугало, пока члены царской семьи не соприкоснулись со смертью».

И вдруг царица умерла. Эхнатону не удалось найти ответ на возможно самый важный для любого человека вопрос: «Что происходит после смерти?»

Нефертити играла очень важную роль в понимании мироустройства Эхнатона. Она была богиней, также как Эхнатон был богом. И когда она умерла, само основание культа треснуло. Смерть Нефертити стала последним ударом по жизнеспособности культа.

Nicole Douek, BA: «События случившиеся на 13-й год правления царя, а именно страшная чума и внезапная смерть большинства членов царской семьи, вполне могли быть восприняты египтянами как наказание за неэтичное поведение фараона по отношению к богам. Радикальный отход от общественной религии, по мнению египтян, обернулся катастрофой и ужасной ошибкой. В итоге культ Атона был отвергнут, уничтожен и стёрт из коллективной памяти египетского народа». [T.10.CII]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…они отказываются от традиционных культов божеств Египта. Учреждают в виде государственного культа культ Бога солнечного диска Атона и считают себя отныне не воплощением Хора и Хатхор, а воплощением Шу и Тефнут – главных детей Солнечного бога. На стеле, которая хранится в Берлинском музее, они символизируют собой Великую солнечную триаду – Эхнатон с дочерью на руках, Нефертити, ещё две дочки у неё на руках и Атон. Эта стела была объектом религиозного культа в одном из домов новой столицы – Ахетатоне, куда двор был перенесён из Фив.

На золотом кольце (150 kB) из музея Метрополитен – другим в мире места нет: Солнечный диск, земля, с левой стороны сам Эхнатон в образе бога Шу (об этом говорит перо) и Нефертити с длинным скипетром в короне богини Тефнут. «Шу и Тефнут» – единственные главные – дети Солнечного бога, которые отказали человеку в праве на молитву богу, назначив себя единственными посредниками между Миром земным и Миром небесным. [P.125.39]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…абсолютно нормальным элементом канона считается концепт того, как, вообще, бог Атум творит Вселенную, ведь он же сам, родившийся, пришедший в существование: матери у него нет. Дальше он совокупляется со своей собственной рукой, извергает семя, проглатывает это семя. В этот момент его рот становится Предвечной утробой, и из своего рта он выплёвывает первые основания сотворённого мира.

Выплёвывая своё семя, бог Атум творит первую пару – бог Шу – бог Воздуха и богиня Тефнут – богиня Влаги. В именах Шу и Тефнут заложена игра смысла, потому что бог Ра-Атум, он «ишеш» – он «вычихивает» бога Шу (Шу происходит от корня ишеш), и он «итеф» – «выплёвывает» богиню Тефнут (теф – дословно выплюнутая). То есть, они происходят из Воздуха и Влаги, которые исконно были внутри Бога-Творца, но они разделены на этом этапе творения.

В своём браке Шу и Тефнут рождают следующую пару богов. Каждая следующая пара богов становится всё более и более близкой к нашему пространству, и, более того, вовлечённой в наше пространство». [P.125.51]

 

 
     
 

…в хранилищах Каирского музея множество неидентифицированных мумий: древние мумии, чьи личности были утеряны по мере того как на протяжении тысячелетий их перемещали из одной гробницы в другую.

Долина Обезьян. Это последнее место где, как известно, находился Аменхотеп Третий.

Это тайная гробница, размещённая отдельно от остальных. Самая крупная для своего времени. Судя по величине его гробницы, очевидно, что он был одним из самым могущественных правителей Египта. Вместе со своей женой Тией Аменхотеп правил тридцать девять лет в мире и процветании в Золотой век Египта.

…мумию Аменхотепа Третьего. Кроме Тутанхамона, это единственная мумия, чьё местонахождение точно известно: за выставочными залами Каирского музея, вдали от публики находится место, где лежит Аменхотеп Третий.

…в двадцати четырёх километрах к северо-западу от Амарны, в Эшмунене (Гермополис) находится разрушенный храм.

…о маленьком каменном блоке, найденном здесь, который указывает на то, что Эхнатон является отцом Тутанхамона. Блок первоначально изучали немецкие археологи, но никто больше его не видел со времён Второй Мировой войны.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Никто не видел этот блок с 1939-го года. Он не значится ни в одной регистрационной книге».

…две половины блока соединяют вместе…

Dr. Zahi Hawass: «Сын царя «Эн-Кхеп-Эф-Мерит-Эф-Тут-Атен»

«Сын Царя. Его Плоть. Его Любовь» – «Тут-Анх-Атен»

Dr. Zahi Hawass: «Это очень важное доказательство того, что Тутанхамон является сыном Эхнатона. Нет ни одного другого монумента, никаких других надписей в храме, на которых было бы имя Тутанхамона в Амарне, за исключением этого блока».

Когда гробница «KV55» была впервые найдена, в ней было множество артефактов с именами не одного, а практически всех правителей «Амарнского периода».

Dr. Zahi Hawass: «На этом полу лежали сотни артефактов. Эту гробницу ещё называют «Амарнским тайником». Этой гробнице дали номер 55. Её прозвали «Загадочной гробницей», потому что «Амарна» полна загадок».

Священные предметы уже давно вынесены отсюда. Это были канопы – кувшины для хранения внутренних органов, и ещё кое-что – саркофаг, без имени и отличительных признаков. А внутри была мумия. Поскольку всё в этой гробнице относилось к Амарнскому периоду, есть основание полагать, что и мумия тоже. Её доставили в Каирский музей вместе с остальными артефактами.

…наконец. Идеальное совпадение. Между Эхнатоном и Тутанхамоном есть совпадение. Они нашли отца Тутанхамона.

Dr. Carsten M. Pusch, University of Tübingen: «Мы имеем дело с одинаковыми показателями по отцовской линии».

ДНК вновь соединило ветви Семейного Дерева Тутанхамона: Аменхотеп Третий – его дедушка, Эхнатон – его отец.

Поиски матери Тутанхамона трудны, потому что так много вариантов: целый гарем цариц и принцесс, которые могли дать жизнь Тутанхамону.

…но, как и многих царских особ того периода, мумифицированные тела жён Эхнатона – Кийа и Нефертити – исчезли.

Во всём Египте практически нет изображений Тутанхамона, как младенца.

Археолог Марк Габольд много лет изучал эти изображения. Он реконструировал древние высеченные рельефы, и также как и Захи считает, что этот ребёнок Тутанхамон.

Dr. Marc Gabolde, University of Montpellier: «Я считаю, что этот малыш – Тутанхамон, а этой загадочной женщиной может быть его няня. Слева, определённо, Нефертити. На этом рельефе Нефертити изображена с характерным головным убором. Этот малыш, определённо, ребёнок одного из главных изображённых людей, и единственный, кто подходит, – это Нефертити. Вывод очевиден: Тутанхамон – последний ребёнок Эхнатона и Нефертити».

Невероятная история…

Dr. Zahi Hawass: «Поскольку единственное свидетельство, которое у нас есть, это то, что Кийа умерла на двенадцатом году правления Эхнатона и в год рождения Тутанхамона, то мы можем провести между ними связь».

…эти даты не простое совпадение: Тутанхамон появился в истории именно в тот момент, когда Кийа исчезла.

В гробнице, где нашли дедушку Тутанхамона, были также две неидентифицированные царские женские мумии. Гробница называется «KV35», и в ней жрецы прятали царские мумии от расхитителей гробниц примерно через триста лет после Тутанхамона.

Dr. Zahi Hawass: «Они принесли сюда все мумии и хранили их за этой стеной».

Известно, что эти женщины жили в эпоху Тутанхамона: одна помоложе, одна постарше.

…женщина постарше является дочерью Йуйя и Туйя, что может означать только одно – она не мать Тутанхамона, а его бабушка. Это царица Тия, жена фараона Аменхотепа Третьего.

Мало известно о том, что у Нефертити была сестра. Её звали Мут-Ноджемет (Мутнеджмет). Останки Мут-Ноджемет в последний раз видели тридцать лет назад в некрополе Саккары – это огромное древнее место погребения – «Город мёртвых».

…они надеются, что анализ другого типа ДНК, который находится в ядре клетки, даст более специфические результаты. Спустя много часов трудоёмкой работы, процесс анализа ДНК завершён, и они готовы объявить результаты.

Dr. Albert R. Zink, Institute for Mummies and the Iceman: «Да, у нас есть мать Тутанхамона. Поразительно! Я не ожидал такого: у нас идеальное совпадение. У нас идеальное совпадение по материнской линии. А вторая половина по отцовской. Идеальное совпадение, даже не верится. Я потрясён».

Более молодая из двух мумий, найденных в гробнице «KV35», является матерью Тутанхамона. Наконец мать Тутанхамона найдена… [T.12.LXXXVIII]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…в небольших текстах, которые сохранились от того времени, когда Эхнатон только начинал строительство своих грандиозных сооружений в Карнакском храмовом комплексе, говорится о том, что именно здесь в первые годы его правления родилась мечта построить Ахет-эн-Атон – «Горизонт Солнечного диска». Та самая мечта, которую потом, сократив название до Ахет-Атон (без предлога -эн), он воплотит в совершенно другой части Египта, сделав новую непохожую ни на что столицу своего времени.

…именно поэтому первая его мечта создать Ахет-эн-Атон в старой столице – в Фивах – она абсолютно провалилась. В итоге он выбирает новое место для своей новой столицы, куда он переедет на рубеже пятого и шестого годов своего правления. Это было место, о котором тексты этого времени говорят очень важную вещь: «Это место, которое раньше не принадлежало никакому богу, никакой богине, никакому человеку и никакому царю. Это был естественный огромный скальный амфитеатр, который упирался в берег Нила. Находился он на восточном берегу Нила. Весь город, как бы, будущий, был направлен даже своей географией на восход Солнца – на Восток. И именно сюда, бросив старую столицу, забросив дворцы, разорив храмы, отказавшись от религии своих предков Аменхотеп Четвёртый (Эхнатон) переезжает для того, чтобы создать свой новый город Ахет-Атон – «Горизонт Солнечного диска». Позже на месте этого города спустя тысячелетия, уже в девятнадцатом веке приходит бедуинское племя «бениамран» (BeniAmran), и поэтому, по названию этого племени это место часто называется Амарна. Это слово стало символическим для этой эпохи: эпоха Амарна – эпоха правления Аменхотепа Четвёртого».

…и вся парадигма искусства, литературная парадигма, религиозный мир Египта этого времени, он создан Эхнатоном лично. Эта вера была очень личная: до такой степени, что он считал Атона – Солнечного диска – своим собственным отцом. И в текстах этого времени в традиционные овалы – в картуши, которыми обычно обрамляется имя царя – обрамлялось не только имя самого царя Аменхотепа Четвёртого или потом Эхнатона, но и имена бога Атона: он воспринимался как земной царь. Есть гипотеза о том, что было очень долгое соправление – порядка двенадцати лет – между Аменхотепом Третьим и Аменхотепом Четвёртым. Аменхотеп Третий, будучи «Фараоном-Солнце», строитель Луксорского храма и знаменитых колоссов, он к концу своей жизни был достаточно тяжело больным человеком: миниатюрная мумия очень полного человека, страдающего водянкой. И в какоё-то момент он всё больше и больше отодвигается от политической и культурной жизни своей страны. И его при жизни начинают почитать, как живое воплощённое на земле Солнце. Вплоть до того, что его ладья, на которой он плавал по рукотворному озеру, называлась «Сияние Солнечного диска» (Сияние Атона). Именно по этому, ассоциируя собственного отца с земным воплощением Солнечного диска, и увлекаясь невероятным совершенно самообожествлением и обожествлением своей собственной семьи, Эхнатон воспринимает Атона как реального, очень земного, очень физического своего собственного отца. Это, с одной стороны позволяет ему провозгласить себя не просто воплощённым божеством, но Сыном Высших божеств, с другой стороны это позволило ему во многих текстах говорить о своём исключительном праве на молитву. И вот здесь, конечно, прозвучала вещь совершенно страшная, потому что внутри первых уже лет религиозной реформы простой египтянин не имел права молиться божеству: он должен был молиться царю. И объектом культа в нишах ритуальных в домах вельмож и простых людей были не изображения, например, бога Атона, а изображения царской семьи. И только через царскую семью молитва должна была быть передана Атону – такому личному и близкому богу, исключительному богу царя, но вовсе не исключительному богу его народа.

Аанен – второй жрец бога Ра в Карнаке. Он был родным братом матери Аменхотепа Четвёртого – знаменитой царицы Тейе. Когда мы вспоминаем о роли, которую Аамен играл в становлении в детстве Аменхотепа Четвёртого, мы должны вспомнить одну вещь – с культом Бога Солнца были связаны древнейшие памятники Египта – это и пирамиды Гизы, это знаменитый храм в Гелиополе. И вот тогда, в те отдалённые времена, в эпоху пирамид статус царя был очень высоким – он реально воспринимался египтянами, как живое, воплощённое на земле божество, как второе Солнце.

…подобно тому, как сам Аменхотеп становится Эхнатоном, точно так же и Нефертити получает в Амарне новое имя Нефер-Неферу-Атон Нефертити «прекрасная красотами Солнечного диска Красавица пришла».

В Египте эпохи Нового царства боги почитались триадами. Например, в Фивах есть бог Амон – великий владыка подсокровенный, у него есть жена – богиня Мут – повелительница власти цариц, и у них есть младенец – лунный бог Хонсу. В городе Мемфисе на севере есть Птах – великий владыка искусства и ремесла, у него супруга – львиноголовая Сехмет – владычица медицины и воздаяния, и у них сын – бог Нефертум – владыка природы. Эта идея о том, что совершенная божественная семья воплощена в триаде, она была настолько сильна, что заменяя старую религию новой, Эхнатон создаёт новую триаду – Триаду нового времени.

Одна из стел из Ахетатона (95 kB ): мы видим самого Эхнатона, рядом с ним сидит Нефертити уже в своём характерном высоком синем парике, увитом лентами, три дочери у них на руках, над ними Атон. На самом деле речь идёт не просто о стеле: такую стелу придворные в столице ставили в своей молельне: они вот в таком образе поклонялись царской семье, которая была для них посредником для молитвы. На самом деле речь идёт о Божественной триаде: Атон, как великий Предвечный бог и Солнечный отец царя, сам Эхнатон, который считает себя здесь воплощением бога Шу – Бога воздуха – Первородным сыном Солнца, и Нефертити, которая здесь предстаёт как Богиня Тефнут – как Богиня Огненной влаги – супруга Бога воздуха Шу, и тоже первородная дочь своего Бога.

…дело в том, что очень часто по ошибке, это абсолютно не корректно, религию Эхнатона называют монотеизмом, а его самого называют «первым монотеистом» в истории. Это не так. Потому что помимо Атона, не смотря на все заверения, что это бог единственный – «Единый со множеством рук» – все цепляются за эту фразу, Эхнатон почитает разные формы Солнечного бога. Мало кто знает, но, например, в Ахетатоне процветал культ быка Мневиса – священного Быка Солнца, для которого в восточных скалах даже была сделана гробница.

Как именовался тот бог, которому поклоняется Эхнатон? – Ра-Хорахте – «Ликующий в горизонте в именем своём Шу, что есть свет, который есть Солнечный диск Атон». Ра-Хорахте – это традиционная форма бога Солнца, бог Шу – воплощением которого считал себя Эхнатон и изображал себя с перьями бога Шу на голове – это Бог воздуха. То здесь нет никакого монотеизма: здесь есть узурпация традиционной формы культа Солнечного бога для личных нужд царя. По сути царя-поэта, царя-мистика, который для этого мистического союза себя и своего солнечного предка дал стране возможность заплатить ту цену, которую она заплатила.

…прорисовка рельефа из гробницы вельможи Эйе, который был не только начальником колесничьих войск царя, он ещё был родным братом царицы Тейе – матери Эхнатона. У матери Эхнатона – Тейе – у неё два брата Эйе и Аанен – верховный жрец Ра.

«Окно явлений» Ахетатон. Эхнатон, Нефертити, три дочери, Солнечный диск, ликующий над ними, и вот они здесь сжимают ожерелья, браслеты, украшения, и всё это летит в качестве наград вот на этих двух людей. Мужчина – это Эйе, соответственно, дядя царя, и женщина – это Тии – его супруга. Во всех официальных текстах Нефертити имеет титул «Репатит хатит» – «Наследственная знатностью», но она нигде не имеет титула «Царская дочь» или какого-либо другого титула, который подчёркивал бы её царское происхождение. В этих же официальных текстах Эйе она называет своим воспитателем, а его супругу Тии называет своей «кормилицей». Нефертити ни в одном тексте ничего не говорит о своих родителях, что вызывает, конечно, определённое количество вопросов. Если бы не одна маленькая историческая деталь, мы так бы никогда и не узнали из какой семьи происходила великая царица.

В контексте египетской традиционной религии царь – это воплощение бога Гора, а царица – воплощённая Хатхор – богиня любви. В эпоху Амарны статус царя и царицы резко повышается до первородных детей Солнечного бога – до Шу и Тефнут. И представьте себе, когда царь и царица объявляют себя божествами достойными молитвы, то здесь родство с земными людьми сыграло бы царице не самую лучшую роль.

…нижний уровень изображения. Здесь стоит вельможа – это начальник храма бога Атона – верховный жрец, он кланяется. Перед ним двое вельмож, которые тоже приветственно кланяются. И, вдруг, здесь идёт в полный рост с опахалом женщина. За ней два карлика и свита. Речь идёт о женщине, которую звали Мутноджемет. Мутноджемет – «Мут сладостная» или «Мать сладостная». С одной стороны она говорит о том, что её родители – это начальник колесничьих войск Эйе и его супруга Тии, а с другой стороны она говорит л том, что она – сестра «Великой супруги царской» по плоти своей: это родная сестра царицы Нефертити. Её придворные карлики изображены в костюмах великих визирей Верхнего и Нижнего Египта. То есть, это совершенно невероятная насмешка над обычаями двора, и то, в какой позе она идёт со страусиным своим опахалом, показывает женщину с характером.

…по сути Нефертити была двоюродной сестрой Эхнатона, статус которой был столь велик, что при царице не упоминали имена её земных родителей. По крайней мере, вот это земное происхождение Великой небесной царицы, оно не подчёркивалось в сохранившихся текстах. Это единственная египетская царица, которая была изображена на коленях своего мужа, болтающая ногами: ничего подобного вы никогда не увидите в других эпохах существования египетской цивилизации.

…торжественный выезд. Эхнатон, Нефертити. Есть один рельеф, на котором Эхнатон и Нефертити изображены вместе, едущими в одной колеснице, они целуются, когда едут в колеснице. Есть памятник, который показывает насмешку над ними: каменное изображение, дополненное глиной – колесница, в ней едут две обезьянки целующиеся, и там вот эта «закинутая» поза царицы Нефертити абсолютно точно скопирована. Вот такая насмешливая сатира». [P.125.27]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…реформа Эхнатона, она была не столько реформой, когда царь боролся с иными божествами – она никогда не была монотеизмом: царь почитал разные формы Солнечного бога – но она была по сути богоборческой, потому что после двенадцатого года своего правления, когда в царской семье начались большие беды, он даже приказывал уничтожать иероглиф «Нечер», то есть, вообще принцип Бога. Дикое совершенно такое богоборчество.

…в центре этой царской гробницы, в погребальной камере был найден огромный саркофаг царя из розового гранита. Он был разбит потом на многие тысячи частей, но интересно было другое. В эту эпоху обычно по углам прямоугольного царского саркофага стояли изображения богинь-охранительниц, которые руками-крыльями охраняли царя в Иной жизни. На его саркофаге по углам стояла Нефертити, которая должна была следовать вслед за ним в качестве такой ритуальной супруги в момент похорон.

…гробница была вскрыта, тело было перетащено в Фивы, опять в Долину Царей. В 1907-м году археолог Айртон (Edward Russell Ayrton), работавший на Теодора Дэвиса (Theodore M. Davis), находит совершенно случайно так называемую 55-ю гробницу – маленькая подземная камера, в центре которой были сброшены огромные фрагменты деревянного позолоченного ковчега с именами царицы Тейе. В центре лежал женский саркофаг, переделанный под мужчину. Когда саркофаг вскрыли, там было тело молодого мужчины, достаточно неплохо сохранившегося, но дело в том, что гробницу заливало водой, поэтому, когда саркофаг подняли, тело просто осыпалось, остался только скелет. Саркофаг предназначался изначально для Кийи – одной из младших жён Эхнатона, которая была им чрезвычайно любима. Саркофаг сугубо женский. Внутри лежало тело самого Эхнатона. Это было подтверждено в 2010-м году по генетическому анализу ДНК. Рядом в нише стояли канопы – сосуды для внутренностей, с которых были стёрты все надписи». [P.125.31]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…или ещё его именовали «Итон». Итон – это Диск Солнца. От него происходит слово «Атон». Но египтяне отлично понимали, что Солнце – это символ Бога». [P.125.254]

 

 
     
 

…при царствовании отца Эхнатона – Аменхотепа Третьего – статуя бога Амона выносится из храма, и чествуется во время больших праздничных процессий, отмечающих ход египетского календаря. Амон сближается с богом Солнца Ра в синкретической форме, и культ его становится «солнечным культом».

Эту «солнечную» тенденцию Эхнатон доводит до крайней степени. Вопреки общему мнению, он вовсе не революционер: он идёт по стопам тутмоситского правления, поскольку культ Атона усиливает тенденцию к обожествлению государства.

Prof. Patrick Boucheron, Collège de France: «…он внушает всем очевидность факта, что он, как фараон, имеет монополию на общение с богом. Тем более, если этот бог не скрытый, а тот, которого видят все – Солнечный бог – солнечный диск».

Если правление Эхнатона отходило от нормы, то оно выбивало из колеи и всё остальное. Египетское искусство сильно изменилось. Импрессионистское преувеличение объёмов, удлинённые черепа, выдающиеся челюсти, крутые широкие бёдра – силуэт фараона феминизировался. Искусство при Эхнатоне стало андрогинным. Оно также очень индивидуализировано: Эхнатона и его семью можно видеть под покровительственными и вездесущими лучами и дланями Атона. Опять парадокс – то, что похоже на сцены из повседневной жизни царской четы с детьми, на самом деле, изображение политического и духовного могущества. Фараон – великий жрец, который принимает решение и управляет ритуалами в честь бога Атона: он есть и будет его единственным собеседником.

Prof. Patrick Boucheron: «…иконография Эхнатона показывает, что, хотя Солнце сияет для всех, Эхнатон – единственный человек, который может улавливать солнечные лучи, чтобы следовать их генеральным направлениям».

В начале царствования Эхнатона, Амон – это властелин и созидатель – главный над всеми богами: он правит Лодкой богов – многоцветным пантеоном, где мужские и женские, зооморфные и антропоморфные божества представляют природные и сверхъестественные силы, космогонические принципы или абстрактные понятия. Есть божества местные и чужеземные. Понятия ложной религии не существует.

В этой политеистической системе чужие боги могут быть уподоблены и приравнены к уже известным богам.

Prof. Patrick Boucheron: «Политеизм – это система, где у каждого свои боги, но где никто не обладает абсолютной истиной: ведь другие боги существуют для других людей – не таких, как мы. И при случае, если они нам нравятся или интересуют нас, их можно преобразовать. Их можно ввести в наши собственные культы. История политеизма – это история преобразования».

Эхнатон остановит это равномерное течение и навяжет Царство Единого бога: культ Солнечного диска вызывает падение других богов. Во всём Египте имя Амона заклеймено, а ритуалы, исполнявшиеся на протяжении веков, приостановлены.

Prof. Patrick Boucheron: «При Эхнатоне храмы закрываются, процессии прекращаются, культ прерывается. Несомненно жрецы бьют тревогу, так как жрецы Древнего Египта хотят верить или заставить верить, что постоянство ритуалов есть гарантия вселенского порядка. Вот такое историческое, политическое и религиозное испытание приходится пройти египетской истории из-за Эхнатона.

Монотеизм – это система, отрицающая существование других богов».

Войдя в конфликт с верховными жрецами культа Амона в Фивах, Эхнатон строит свой святой город Ахетатон на полпути между двумя великими столицами Египта – Мемфиса и Фивами. [T.10.DCCXLIX.6]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5