ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН I. Magus, Единство (2), Скоморох, le bateleur, Divina Essentia, Vir, Natura naturans

   

Но Роберта Фезера интересует не только золото. Медный свиток многое значит для христианской религии. Свитки Мёртвого моря писала и собирала еврейская религиозная секта ессеев. Именно они построили поселение в Кумране. За пятьдесят лет раскопок здесь не нашли ни данных о Медном свитке, ни самих сокровищ. Фезер считает, что причина этого то, что свиток создали вовсе не здесь.

Robert Feather, Author of «The Scroll Decoded» (Роберт Фезер, английский металлург, автор книги «Расшифрованный Медный Свиток»): «С тех пор как нашли Медный свиток никаких сокровищ не обнаружили, и вряд ли когда-нибудь обнаружат. Я уверен, что сокровища находятся в другой стране, совершенно в другом месте. И страна эта – Египет».

Боги и фараоны, которым посвящены эти (египетские) храмы, очень далеки от иудео-христианской традиции. В Ветхом завете сказано, что Египет – страна ложных богов, её жители отправляют богомерзкие культы, а религия Египта – это религия шарлатанов.

Однако, Фезер утверждает, что в случае находки сокровища ему удастся доказать связь секты ессеев с языческим Египтом. Ведь монотеистическая религия, как таковая, возникла во времена египетского фараона Эхнатона. Его правление было одним из самых бурных в истории Египта. Потомки называли его еретиком.

Prof. Jan Assmann, Institute of Egyptology, Heidelberg University (Профессор Ян Асман, Институт египтологии Гейдельбергского университета): «О биографии Эхнатона мы знаем очень немного, зато о его достижениях, о том, как он изменил Египет, известно больше, чем о других фараонах».

Эхнатон начал религиозную революцию.

Prof. Jan Assmann: «Он был первым основателем новой религии во всей истории человечества».

Когда-то здесь была столица Египта (Ахетатон [совр. городище Эль-Амарна]). Три с половиной тысячи лет назад Эхнатон привёл сюда свой народ, чтобы следовать новой вере – атенизму. Она имела так много общего с иудаизмом и ранним христианством, что некоторые учёные говорят о прямой связи между ними. Возможно ли, что расшифровка Медного свитка докажет эту связь?

Prof. Lawrence Schiffman, Hebrew Studies, New York University (Профессор Лоуренс Шифман, отделение иудаизма, Нью-Йоркский университет): «Этот свиток особенно труден для расшифровки: техника исполнения и материал оставляют много вариантов толкования букв. Чтобы расшифровать некоторые спорные буквы, надо провести настоящее исследование».

Фрагменты свитка доставили в лаборатории «Электросите де Франс» в Париже. Здесь у сотрудников большой опыт изучения и восстановления древних металлических предметов. Учёные создали факсимиле свитка и экспериментируют с увеличением чёткости текста, чтобы хоть как-то облегчить работу переводчикам.

Prof. Lawrence Schiffman: «Когда станет ясна каждая буква, надо определить значение слов, а в этом свитке это сложно: проблема в отсутствии наративного контекста, ведь это список».

Dr. Deborah Rooke, Theology Departmen King's College London (Доктор Дебора Рук, Отделение теологии Лондонского Королевского колледжа): «Есть несколько уровней интерпретации любого текстачто значат слова сами по себе и в предложении, и, конечно, о чём идёт речь в наших предложениях».

Но вопросы, которые вызывал Медный свиток не исчезли, когда мы увидели его текст.

Джон Алегро первым перевёл свиток, он же руководил экспедициями, которые отправлялись за сокровищами. Алегро связывал свиток с географическими названиями в Иудейской пустыне, которые упомянуты в Ветхом завете. Он считал, что сокровища всё ещё там.

Henri De Contenson, Archaeologist (Анри де Контесон, археолог): «Прошло две тысячи лет, а это очень много. Бесчисленное множество людей искало эти сокровища по всей Святой земле».

Различные группы археологов раскопали едва ли не каждую пещеру в Иудее. Однако ничего не нашли.

Robert Feather: «Практически каждый персонаж Ветхого завета проводил много времени в Египте. Он там или родился, или жил, или испытывал влияние Египта. Несомненно Египет оказывал большое влияние на развитие иудаизма в ранний период его становления».

Однако критики говорят, что в Библии не сказано о прямом египетском влиянии.

Prof. Lawrence Schiffman: «Про Авраама говорится, что он общался с фараоном, тоже сказано про Исаака, Иосифа и двенадцать его сыновей – все они были в Египте. Вопрос в том, какое именно египетское влияние, в каких областях и в каком количестве испытали евреи».

Древний город Фивы – религиозная столица Египта. Здесь начинается история Эхнатона. На протяжении жизни многих поколений фараоны Египта и высшие жрецы приходили в храм в Карнаке. Здесь поклонялись Амону и целому пантеону богов египетской религии: она составляла важную часть жизни граждан.

Prof. Rosalie David, Keeper of Egyptology, Manchester Museum (Профессор Розалия Давид, египетский сектор, Манчестерский музей): «В Египте были сотни божеств. Они охватывали все аспекты жизни: божества неба, Солнца, природы, различных местностей, птиц и животных. В форме богов была представлена вся природа».

На второй год правления Эхнатон изменил религиозную систему. Он объявил, что существует один бог – Атон. Это имя означает – «Солнечный диск». Он принял трон под именем Аменхотеп IV, но сменил имя на Эхнатон – «Угодный Атону»

Prof. Jan Assmann: «Эхнатон решил, что множество богов просто не нужно, излишне, всё это просто выдумки, всё можно объяснить движением Солнца».

Единый Бог изображался в виде солнечных лучей, дарящих семье фараона жизнь и силу. Жена Эхнатона – Нефертити, - известная своей красотой, в центре многих изображений. Нефертити играла важную роль при дворе Эхнатона. На четвёртый год правления Эхнатона произошло что-то, что изменило историю Египта. Кто-то считает, что это была попытка переворота. Это неизвестно. Но мы знаем, реакция Эхнатона была решительной. Он решил, что надо покончить со старой системой. Старых богов и их храмы надо забыть и оставить Фивы. Всем жителям Фив пришлось преодолеть триста километров, их путь лежал вниз по Нилу – в Амарну.

Prof. Jan Assmann: «В Египте не было демократии – фараон не зависел от мнения народа. Он закрыл старые храмы и построил новые, разогнал жрецов. Вряд ли людям это нравилось».

Если Фезер прав, и в Медном свитке говорится о сокровищах Эхнатона, то можно ли говорить о духовном наследии. Что пришло в иудаизм и христианство из Амарны? 104-й псалом, его поют в церквях, соборах и синагогах по всему миру. В тексте этого псалма заключены центральные идеи веры иудеев и христианЕдиный трансцендентный Всеблагой Всевидящий Бог. Но высказывались и такие мысли: впервые подобный текст исполняли, прославляя единого Бога в Египте. На южной оконечности разрушенного города стоят усыпальницы, среди них и могила Эйе – одного из высших придворных Эхнатона. На барельефе изображены Эйе с женой, над ними иероглифами записан священный текст – Гимн Атону.

Доктор Жослин Гохари (Dr. Jocelyn Gohary, American Research Center in Egypt), египтолог и гид переведёт нам текст: «Ты поднимаешься на небеса, встаешь над горизонтом, о Атон, создатель жизни. Когда Ты восходишь на Востоке, вся земля озаряется Твоей красотой, когда Ты садишься на Западе, земля погружается во тьму, подобие смерти».

Текст написан в 1350-м году до нашей эры, за шестьсот лет до появления псалмов, и за тысячу двести лет до фиксации их в письменном виде. Однако этот текст напоминает псалом сто четвёртый.

Псалом 104: «Славьте Господа; призывайте имя Его»

Текст из гробницы Эйе: «Господь Наш властелин Земли и Неба»

Псалом 104: «возвещайте в народах дела Его»

Текст из гробницы Эйе: «Все видят Твои дела»

Псалом 104:  «Пойте ему, поведайте о всех чудесах его»

Текст из гробницы Эйе: «Тебе мы поём, много чудес совершил Ты»

Псалом 104:  «Хвалитесь именем Его святым»

Текст из гробницы Эйе: «Свято Твоё имя для нас»

Псалом 104:  «да веселится сердце ищущих Господа»

Текст из гробницы Эйе: «Весело нам возглашать Его»

 

И на иврите текст точно такой же

 

 

 

 

 

 

Псалом 104

Текст из гробницы Эйе

 

 

«Славьте Господа; призывайте имя Его»

«Господь Наш властелин Земли и Неба»

 

 

«возвещайте в народах дела Его»

«Все видят Твои дела»

 

 

«…пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его»

«Тебе мы поём, много чудес совершил Ты»

 

 

«Хвалитесь именем Его святым»

«Свято Твоё имя для нас»

 

 

«…да веселится сердце ищущих Господа»

«Весело нам возглашать Его»

 

 

 

 

 

 

Prof. Lawrence Schiffman: «Есть данные о том, что идеи, мотивы, а иногда и прямые заимствования связывают древнеегипетскую поэзию, в частности времён Эхнатона, с библейскими текстами. Каким-то образом этот материал, пройдя через египетскую традицию попал к нашим предкам. Да, такие параллели, безусловно, есть. Многие религиозные традиции действительно возникают из общих корней».

Гимн Атону – это выражение мысли Эхнатона по поводу того, какой должна быть новая вера. Такие же мысли лежат в основе иудаизма и христианства.

Prof. Jan Assmann: «Мысли о бессмертии души, воздаянии за грехи и судном дне – всё это пришло из Египта. Ветхий завет просто взял их оттуда».

Prof. Rosalie David: «Эхнатон верил что Бог присутствует в любом живом существе. Можно назвать Атона Единым Богом-Творцом».

Prof. Jan Assmann: «Атенизм и Ветхий завет сходятся и в том, что нельзя создавать образы Бога».

Это основные принципы монотеистической религии. Для Египта они были новаторскими, но затем составили основу иудео-христианской традиции. Если монотеизм зародился в Египте, как он вышел за его пределы? Вопрос особенно интересен в свете того, как развивалась дальше история Амарны. Никто не знает как умер Эхнатон. Возможно его убили как еретика. Известно, что после его смерти новая власть приказала стереть все следы его новой религии. Египтяне вернулись в Фивы к своим старым богам. Амарну покрыли пески. Эксперимент с монотеизмом закончился, он длился всего семнадцать лет. Как же смогла выжить идея?

Некоторые учёные считают, что причиной этого является исход. Одним из первых об Эхнатоне как вдохновителе иудаизма писал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Ещё в детстве он заинтересовался Древним Египтом, ему так же нравилась семейная Библия – Библия Филипсона – специальное издание на немецком и иврите. В 31-м году Фрейд начал работу над книгой «Моисей и монотеистическая религия. В ней высказаны идеи о том, что Моисей проникся мыслями о единобожии пока жил в Египте.

Prof. Jan Assmann: «Фрейд считал что монотеизм – изобретение Эхнатона, а Моисей был учеником фараона. Он охотно поверил в Единого Бога, в отсутствие волшебства, принял запрет на идолопоклонство и погребальные храмы. Идея трансцендентного божества пришла именно из Египта».

Друзья Фрейда не советовали ему публиковать свою новую работу: в нацистской Германии работа по основам иудаизма могла только распалить антисемитов. Но Фрейд продолжал работать. Его особенно увлекало то, как библейская история Моисея вписывается в египетские мифы.

Евреев связывает с Египтом прежде всего история об Исходе. Все племена Господа вышли из Египта. Все колена израилевы ушли в пустыню Элимом и Синаем.

Если Исход действительно был, он произошёл около 1250-го года до новой эры, через сто лет после Эхнатона. Значит Моисей жил в Египте вскоре после оставления Амарны. Есть доказательство того, что атенизм смог пережить падение Амарны.

Prof. Rosalie David: «Об этом свидетельствует многое. Например, на спинке трона из гробницы Тутанхамона изображён сам Атон. Он простирает свои лучи над царём и царицей, даря им благословение. Атенизм был очень важным религиозным опытом. Он был тяжёл для древних египтян, но уничтожить его следы они так и не смогли».

Возможно, жрецы и последователи Эхнатона были среди участников Исхода. Они унесли с собой принципы монотеизма и тайну сокровищ фараона.

Согласно Ветхому завету евреи провели в пустыне сорок лет, а затем через Ханаан направились в Иудею – свою Обетованную Землю. Есть данные о том, что по дороге они приобретали новые религиозные идеи и даже богов.

Dr. Deborah Rooke: «У нас есть свидетельство о религии, в которой присутствовало каменное божество – Ваал. Главным божеством в ней был старик с седой бородой. Все эти идеи были знакомы любому жителю тех мест и того времени, некоторые из них даже оказались отражены в Библии. Конечно, вера евреев испытывала их влияние».

Prof. Lawrence Schiffman: «За то место, которое мы называем Ханааном шли войны в течение всей истории человечества. Сейчас там тоже война. Но в этих местах всегда происходило много интересного с религиозной и интеллектуальной точки зрения – ведь там встречались Египет и Месопотамия».

Prof. Lawrence Schiffman: «Прямая связь между ессеями и Эхнатоном вряд ли возможна. Не спорю, египетская религия могла оказать влияние на иудаизм. В период Второго храма религиозные течения испытывали внешние влияния».

Dr. Deborah Rooke: «Египетское влияние? Да! Это было вполне возможно. Но передача конкретных данных из Амарны в Кумран – это мало вероятно: ведь прошло тысяча двести лет». [T.10.XLVIII]

 

При отце Аменхотепа IV, Аменхотепе III, произошло соединение в одном лице светской и религиозной власти. Царский визирь Птахмосес стал одновременно верховным жрецом Амона.

…и перевёл свою резиденция во вновь построенный город Ахетатон («Горизонт Атона»).

В этом городе и был обнаружен «Гимн Атону», написанный царём-реформатором. Он интересен и как художественное произведение, которым может быть открыта книга шедевров мировой поэзии, и как религиозно-мифологический памятник, свидетельствующий о том, что Восток и его культура не были неподвижны и что им известны выдающиеся творческие личности.

Новым в этом гимне, по сравнению с гимнами другим богам, является универсализм. Атон рассматривается как божество, благодетельствующее не один Египет, а всё человечество. Гимн написан в то время, когда египтяне владели захваченными ими частями Сирии и Нубии. Знакомство с этими народами и их религиями дало возможность убедиться, что чужеземцы почитают под другими именами того же Атона. Признание этого факта в гимне, рассчитанном на исполнение в храмах, было необычайной смелостью, подобной проповеди первыми христианами Библии среди чужеземцев.

НЕМИРОВСКИЙ А. И. [B.123.1]

 

 
     
 

Если верить известному британскому археологу Ахмеду Осману, развившему идеи Зигмунда Фрейда, то знаменитый фараон Аменхотеп IV посреди своей жизни, пресытившись властью, оставил престол и посвятил себя миссионерской деятельности под именем Мозес (Моисей). [A.141]

 

...именуемый фараоном (др.-египетское per-o «большой дом»?)

 

ЭХНАТОН (XVIII династия) см. также ЗАРИСОВКИ 01_2_2

 

 
     
 

Что же касается Египта, то до нас дошло довольно много текстов о единобожии, например, знаменитый Лейбницкий папирус, где прямо говорится, что есть один Бог-Творец, Который «из ничего сотворил мир, сотворил его». Когда этот текст был открыт, ученые были потрясены.

А. ЗУБОВ, доктор исторических наук, профессор [P.14]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ