ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo (4); Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф.

   

ОРГАНИЗАЦИЯ (франц. organisation, от позднелат. organize сообщаю стройный вид, устраиваю) [B.46]

ОРГАНИЗМ (от позднелат. organize устраиваю, сообщаю стройный вид) [B.46]

 

 
   

Осенью года 542-го до Рождества Христова одинокий всадник спустился с гор и въехал теперь в долину Кура. Он восседал на статном гнедом мерине, более крупном, чем большинство здешних кавалерийских лошадей, и потому в любом другом месте привлёк бы внимание разбойников. Но Великий Царь навёл в своих владениях такой порядок, что, как говорили, девственница с мешком золота могла без опаски обойти всю Персию.

Пол АНДЕРСОН [B.56.2]

 

Алексей РЯБИНИН, доктор исторических наук: «…это мощнейшая империя, которая очень сильно повлияла на всю и экономическую, и политическую, и социальную историю входивших в неё государств. На какое-то время там был установлен жесточайшими методами мир. Считалось, что девушка, выйдя из Пекина, и неся на голове корзину с золотыми украшениями, могла безболезненно, безнаказанно, нетронутой дойти до Багдада, и никто не осмелился бы на неё покуситься.

Другое дело, что ценой этого порядка стала деградация политической системы, потому что установленная жёсткими методами деспотическая власть, она, конечно, всё высасывала из общества. И после этих завоеваний, которые были совершены Чингисханом и его наследниками, Востоку приходилось довольно долго приходить в себя». [P.141.37]

 

На одиннадцатом году своего правления, Рамсес III вторично отразил вторжение ливийцев…

Остальное время продолжительного (32 года) царствования Рамсеса протекло спокойно. Он снаряжал экспедиции в Пунт, Танутер, в медные рудники: тогда открыты были такие рудники в стране «Атика». Богатство Рамсеса так поразило египтян, что о нём говорит ещё Геродот, у которого этот царь назван Рампсинитом. Царь заботился также о проведении дорог в пустынях: велел копать колодцы, сажать деревья. Вот как резюмируются результаты его деятельности в знаменитом папирусе Харрис: «Я засадил всю землю деревьями и кустами; я дал возможность жителям сидеть под их тенью; я сделал возможным для женского пола идти куда угодно с поднятым покрывалом и не подвергаться оскорблениям посторонних на пути. Я заставил пехоту и конницу во дни мои сидеть по деревням без дела; нет более страха, нет неприятеля из Куша, нет врагов из Сирии. Луки и оружие мирно лежат в кладовых. Люди сыты и напоены; их жёны с ними, их дети при них; они не оглядываются (с боязнью) назад; сердца их довольны; я – их защитник, я питаю всю землю, извлекаю каждого из дурного положения и спасаю от сильного».

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Саркофаг Рамзеса Третьего вывезен в Лувр. Огромная гранитная глыба с тончайшими изображениями, которые иллюстрируют Книгу Амдуат, с фигурой Исиды и Нефтиды на торцах. Крышка этого саркофага несёт на себе следы переделки, которая показала, что сделано это всё было на самом деле для Сети Второго.

…в тексте великого Папируса Харриса (Папирус Харриса I), который хранится в Британском музее, есть очень красивые строки его завещания, потому что, не смотря на сложности его царствования, он сделал очень много и был действительно успешным.

«Покрыл я всю землю фруктовыми садами зеленеющими и позволил народу отдыхать в их тени. Дал я, чтобы шла женщина Египта без боязни в то место, куда она хочет, без того, чтобы посягали чужеземцы или кто-либо в пути. Дал я пребывать в праздности войску и колесничим в моё время, причём шердены и кехеки (то есть, ахейские племена) пребывали в своих городах покоящимися в праздности. Не испытывали они страха, ибо не было мятежей в Сирии и схваток в Куше. Их луки и их оружие мирно покоились на складах, тогда как они насыщались и пили с радостью. Их жёны были с ними, и дети их при них. Не оглядывались они назад (из беспокойства). Сердца их довольны, ибо был я с ними, защищая и охраняя их. Я кормил всю страну: будь то чужеземцы, будь то египетский народ, мужчины и женщины. Я вызволил человека из беды его, и я дал ему дыхание. Избавил я его от сильного, более влиятельного, чем он. Дал я всем людям жить в спокойствии в их городах… Удвоил я снабжение страны, тогда как прежде она была нищей. Страна была сытой в моё правление. Делал я благие дела, как богам, так и людям… Провёл я царствование (своё) на земле в качестве правителя Обеих Земель, причём (были) вы рабами у ног моих, но вас не попирал я…»

Вот это: «но вас не попирал я» - оно очень красивое. Давайте расценим этот текст, как мечту о царствовании – такое политическое завещание…

Его законный наследник – Рамзес Четвёртый. [P.125.37]

 

 
     
 

Игорь КУРУКИН, доктор исторических наук: «…последовала целая цепь событий, которая в итоге привела к тому, что называли коротко и точно «Смутным временем» современники Московского государства, точнее не скажешь. Если мы сейчас это будем говорить нашим языком, то это получится примерно, что-то «кризис в социально-экономической, политической и духовной сфере».

Москва. 1613-й год. Семнадцатилетний юноша – Михаил Фёдорович Романов – избран «на царство» Земским Собором. Это был первый и последний выборный царь в истории России. Тогда ещё никто не думал, что Романовы утвердятся на Русском троне надолго.

Игорь КУРУКИН, доктор исторических наук: «И, вот, наконец, наступила какая-то консолидация. Восстановилась «приказная» система, то есть административные нити, которые связывали Москву с различного рода городами, могли собирать деньги, собирать войска и так далее. А раз этот круг восстановился, вокруг царя появилась новая знать. Она была во многом новая, придворная знать, так сказать – многие великие роды перевелись в период Смуты. Но эта знать воспроизвела те порядки, которые были при дворе – «кто на каком месте» – восстановился порядок. И этот порядок был важнее личности человека, который занимал престол».

Михаила Романова считали фигурой временной: новый царь был последним в роду – все его пять братьев умерли ещё в младенчестве. В его семье никто не отличался крепким здоровьем. [T.4.II]

 

Ставка желает князя Щербатова…

Николай Борисович Щербатов занимал должность начальника государственного коннозаводства лошадь по-прежнему играла в России колоссальную роль (особенно сейчас, когда пулеметы косили нашу славную кавалерию), и, влюбленный в гиппологию, князь сказал:

Помилуйте, но я ни в какие ворота не лезу! Какое я могу иметь отношение к эмвэдэ? Прошу, оставьте меня с лошадьми…

Николай II настаивал на занятии князем поста министра внутренних дел, ибо Щербатов человек с конюшни, неизвестный для широкой публики; он был сейчас выгоден для царя, как обтекаемая незначительная фигура, к которой трудно придраться.

Я не стану мучить вас работой, а моя просьба в военное время не дает вам права отказываться от занятия поста… Щербатов даже прослезился в прострации.

Странное дело! заметил царь. Увольняю министра он ревет как белуга. Назначаю министром тоже плачут. Николай Борисыч, я вас прошу наведите порядок в государстве.

Я знаю только один порядок как в конюшне!

Согласен даже на такой, отвечал Николай II…

А в Царском Селе творилось невообразимое…

В. ПИКУЛЬ [B.101.1]

 

Наполеон уверял, что знает универсальный рецепт человеческого счастья. «Обывателю для жизни, говорил он, необходимо только две вещи: чтобы на его улице булочник пёк хлеб, а полицейский ловил разбойников». [A.196]

 

 
     
 

Храм Рамсеса Третьего в Фивах в Верхнем Египте, построенный в тринадцатом веке до нашей эры. В семидесятые годы девятнадцатого века его тексты и рельефы вдохновили французского археолога Гастона Масперо на создание эпической картины в духе Шекспира о захватчиках и защитниках родины. Назидательная история для детей определяла развитие археологии от Индии до Европы.

Административный центр государства: тут налоги, а тут война, совсем как в газетах. Вы верите газетам?! Тогда верьте этой версии истории! Красиво! Правда? Самое интересное – первое в истории морское сражение: фараон стреляет из лука по вражеским кораблям идущим по протокам дельты Нила. Здесь говорится, что фараон нанёс им сокрушительное поражение в камышах, и показано как он их громил. В батальных сценах египтян всё ясно: египтяне атакуют в строю, ведь строй – символ порядка. А враги в беспорядке, многие вверх ногами, как в фильме Спилберга, – падают направо и налево.

John Romer, Egyptologist, historian and archaeologist [T.10.CLIV.3]

 

Dr. Julie R. Anderson, Royal Ontario Museum, Toronto: «Только царственные особы могли окружать свои имена символическим овалом картуша. Считалось, что форма верёвки, связанной на концах, оберегает царское имя от злых сил». [T.12.II]

 

 
     
 

«Ганс Дельбрюк в своём фундаментальном труде «История военного искусства» писал, что основным принципом боевого порядка должна быть простота его организации и использования. Можно к этому добавить ещё такое понятие, как целесообразность».

В. ТАРАТОРИН [B.13]

 

ОРДЕР (нем. Order, франц. ordre, от лат. ordo ряд, порядок)

ОРДЕН (нем. Orden, от лат. ordo порядок, строй)

 

Двор английского короля Вильгельма был весьма удивлён: молодой владыка Московии отказался принять почётнейший Орден Подвязки. Но что было делать царю Петру, – он же никого не мог наградить в ответ: у него нет орденов.

Но уже год спустя Пётр учредил свой Орден – высшую награду державы – Орден Апостола Андрея Первозванного.

…знаки этого высшего ордена указывали на приобщённость к высшей элите империи. [T.10.I.13]

 

Награды – реликты язычества. Д/ф. «Штрафники».

 

С установлением так называемой «демократии и свободы» (явившейся результатом «перестройки – гласности») печатные издания убрали со своих «передовиц» ордена «ушедшей эпохи». Но не прошло и полутора десятков лет с «окончательной победы недоразвитого капитализма» как эти награды вернулись на прежнее место. Конечно, «это есть заслуга всего трудового коллектива».

Таким нехитрым способом Четвёртая власть признала пусть не превосходство, но значимость «ушедшего порядка».

 

 
     
 

Важным тормозящим фактором административной системы является практика формирования элиты путём кооптации: начальники подбирают себе преемников с уровнем интеллекта и морали ниже, чем их собственные. При смене нескольких поколений элитная группа оказывается ниже, чем «базовый» слой. Противодействовать этому можно только демократией выдвижением и выбором лидеров «снизу».

Академик АН УССР Н. АМОСОВ. [A.137]

 

 
     
 

«…Карл Клаузевиц, не верил, что теория способна стать «руководством к действию». По его мнению, «талант и гений действуют вне закона», а «правила не только пишутся для дураков, но и сами по себе должны быть глупыми».

А. МЕРЦАЛОВ, доктор исторических наук [A.156]

 

 
     
 

Ритуалы были необходимы, они поддерживали существующий порядок.

Народ должен был верить, что существующий порядок является лучшим и единственно возможным. Общество должно быть управляемым, и религия помогала власти управлять народом.

…но эту тайну знали лишь сам правитель и его ближайшее окружение. Хранить эту тайну их вынуждала необходимость поддержания порядка в империи. Военной силы было недостаточно, нужна была поддержка населения.

В империи Майя политика и религия служили одной цели – поддержанию порядка. Религиозная система подтверждала легитимность власти правителя и всех его приближённых. [T.10.CLIII.1]

 

Существует набор позитивно-конструктивных ценностей, которые должно утверждать массовое искусство. И наша задача – следить за тем, чтобы серьезных отступлений от этого принципа не было.

Что за набор?

Модестович закатил глаза вспоминая, видимо, какой-то вшитый в память циркуляр.

Там много позиций, сказал он, но есть главный смысловой стержень. Халдей должен, так сказать, подвергать жизнь бесстрашному непредвзятому исследованию и после мучительных колебаний и сомнений приходить к выводу, что фундаментом существующего общественного устройства является добро, которое, несмотря ни на что, торжествует. А проявления зла, как бы мрачны они ни казались, носят временный характер и всегда направлены против существующего порядка вещей. Таким образом, в сознании реципиента возникает знак равенства между понятиями «добро» и «существующий порядок». Из чего следует вывод, что служение добру, о котором в глубине души мечтает каждый человек это и есть повседневное производство баблоса.

Неужели такое примитивное промывание мозгов действует?

Э-э, юноша, не такое оно и примитивное.

В. ПЕЛЕВИН [B.51.2]

 

…ведь Кайруан, с его знаменитой большой мечетью не просто религиозный город, Кайруан – это священный город Магриба и с древних времён центр науки и исламского искусства. Особенно высоко ценится искусство каллиграфии.

Пусть времена, когда Кайруан был столицей и центром власти давно прошли, религиозным центром он остаётся до сих пор. Это четвёртое по важности место в исламском мире после Мекки, Медины и Иерусалима. Считается, что три поездки в Кайруан стоят одного паломничества в Мекку.

Каллиграф, как молящийся повторяет имя Бога, называет Его, и снова, и снова пишет Его. «Повторение рождает порядок» – таков девиз этого города. [T.10.XI.14]

 

 
     
 

У ворот начинается галерея с четырястами колоннами, идущая вокруг всего храма. В галерее тысячи лингамов – святынь, в которых нашёл своё выражение культ фаллоса бога Шивы, символ сотворения новой жизни.

Молящиеся идут от лингама к лингаму всегда строго по часовой стрелке. Только священники-брахманы могут идти против часовой стрелки. [T.10.XI.11]

 

 
     
 

Ordo ordinans лат., организующее начало, организующий мировой разум. Фихте так называл бога. [B.40]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5

ДАЛЕЕ