ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo (2); Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф.

   

Удивительная надёжность мирового порядка в целом заставляет нас искать в ней проявление относительно небольшого числа высоконадёжных принципов.

Естественные науки описывают окружающий мир и наблюдаемые в нём явления, стремясь объяснить уже случившиеся события и предсказать будущие. Объяснение вносит порядок в наши представления о мире, позволяя заменить множество разрозненных фактов небольшим числом общих правил, которые намного проще запомнить. А главное: чем больше фактов описывает правило, тем выше к нему доверие и тем более оно пригодно для предсказания будущего. Наиболее общие правила удостаиваются особого почетного статуса «законов природы».

В глубокой древности никто не искал их целенаправленно, но некоторые обобщённые правила закреплялись в культуре практикой. Например, знаменитый египетский треугольник со сторонами длиной 3, 4 и 5 единиц, который, независимо от размера и материала, обязательно будет иметь прямой угол. Или не менее известное правило, связывающее разливы Нила с появлением на небе Сириуса. Подобные правила передавались из поколения в поколение без объяснений и обобщений.

Познать общие правила можно только умозрительно, пытаясь подсмотреть их в идеальном мире. Попытки вывести их из опыта в несовершенном реальном мире противоречили самому духу античной философии (хотя допускалось, что остроумное наблюдение может навести на правильную мысль и помочь умозрительному познанию).

Оказалось, что огромное количество явлений можно объяснить, исходя из небольшого числа простых и красивых законов-аксиом, которые, как считалось, открываются умозрительно, благодаря интуиции исследователя, но подтверждаются и доказываются путём опытной проверки вытекающих из них следствий. Научные теории воспринимались как свойство самого реального мира, нужно было просто их распознать, «прочитать книгу Природы», и подтвердить несколькими примерами правильность прочтения. Этот подход позднее получил название джастификационизма (от англ. justify «оправдывать», «обосновывать»). Джастификационистский фундамент, заложенный в XVII веке трудами Галилея и Ньютона, оказался настолько крепким, что на протяжении двух столетий определял развитие науки. Но тем серьёзнее оказался кризис, когда стали появляться экспериментальные данные, несовместимые с ньютоновской физикой.

Масштаб философских потерь после краха джастификационизма был таким, что учёные долгое время просто не хотели об этом говорить. Теории перестали быть частью реальности, частью божественного плана, открыть который стремилась наука нового времени. Стало ясно, что теории придумываются людьми, а не отыскиваются в природе, и нужно было заново находить основания для доверия к подобным изобретениям ума. Особую остроту этому вопросу придавали быстрые темпы появления новых научных дисциплин и, соответственно, новых теорий: от квантовой механики до психоанализа, от генетики до внегалактической астрономии. На этом фоне стал популярен позитивизм концепция, предложенная в 1844 году французским философом Огюстом Контом, согласно которой только опыт является фундаментом научного знания, а теории лишь упорядочивают эмпирические факты.

Позитивизм окончательно отверг платоновский идеальный мир, а вместе с ним был снят с повестки дня вопрос о «сущности» или «природе» различных свойств и явлений. Для позитивиста есть только факты и различные способы их взаимоувязки. «Согласно этому образу мысли научная теория это математическая модель, которая описывает и систематизирует производимые нами наблюдения. Хорошая теория описывает широкий круг явлений на базе нескольких простых постулатов и даёт ясные предсказания, которые можно проверить», пишет знаменитый астрофизик Стивен Хокинг в недавно изданной на русском языке книге «Мир в ореховой скорлупке». Этот подход сыграл огромную роль в очищении науки от надуманных метафизических принципов, доставшихся ей в наследство от прежних веков.

Естественным развитием идей позитивизма стало представление о том, что все научные теории заведомо ошибочны, поскольку не могут учитывать всего разнообразия реального мира. Они рождаются лишь для того, чтобы умереть под ударами всё более тонких и точных экспериментов. И тогда им на смену приходят новые, более совершенные, но по-прежнему временные теории. Этот взгляд, детально разработанный Чарлзом Пирсом, получил название фаллибилизма (от англ. fallible «подверженный ошибкам»). Может показаться, что эта точка зрения, будучи зеркально противоположной джастификационизму, роняет ценность науки едва ли не до нуля. Как доверять теории, если мы заранее убеждены, что она ошибочна? Но на самом деле фаллибилизм просто описывает процесс постоянного совершенствования науки. Да, научное знание не может быть абсолютно достоверным. Но с каждым новым шагом степень его надёжности увеличивается, и если мы получали пользу, доверяя старой теории, то тем более можем доверять новой, в которой исправлены обнаруженные ошибки. Так, последовательно избавляясь от ошибок, наука приближается к истине (что бы это ни было), хотя никогда не сможет её достичь.

А. СЕРГЕЕВ [A.84]

 

 
   

Мировой порядок на древнем индийском языке санскрите обозначается словом «рита». Не случайно его сходство со словом «ритуал». Некогда это понятие было общим для всех индоевропейцев. Мировой порядок поддерживается регулярным повторением как небесных «ритуалов» (движения светил, смены времен года, дня и ночи, фаз Луны и др.), так и ритуалов земной жизни. [A.87]

 

Алексей МАШЕВСКИЙ, эссеист, литературный критик: «Рита – это Мировой закон, за который ещё в ведический период отвечает бог Варуна. А если не Рита, то Анрита – а это Хаос. И вы тогда, погружаясь в Анриту, наносите непоправимый вред собственной карме». [P.125.124]

 

rītuālis, e [ritus] ритуальный, обрядовый (libri С). [B.32]

 

Производными от праслав. *rędъ являются в частности следующие русские лексемы: порядок, обряд, наряд, рядный, заурядный, снаряд, рядом, разряд, неурядица, изрядный, распоряжаться и т.д. Пожалуй, общее представление о праслав. *rędъ на основе данных материалов уже можно составить. Стоит отметить, что к и.е. *h2er- также восходят праслав. *arьmъ «ярмо» и *orudьje «орудие». В анатолийских языках индоевропейский корень дал хеттское āra «правильно, верно», ликийское ara- «ритуал», arawa- «свобода», arawazije- «памятник, монумент»; от хеттского āra мы имеем следующие дериваты: arā- «друг», arāua- «свободно от», arauahh- «освобождать, отпускать», arauess- «становиться свободным», aralai- «вступать, связывать» и т.д. В латинском языке к и.е. *h2er- восходит ars «способность, ремесло», artificium «искусство», artus «сочленение, член», rītus «обряд, ритуал». Это далеко не исчерпывающий обзор дериватов индоевропейского корня *h2er- [P.142]

 

 
   

Наша психика при всех её уникальных возможностях имеет ограничения. Экспериментально доказано, что мозг обычного человека способен воспринимать и безошибочно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду (в одном слове средней длины содержится как раз 25 бит). При такой скорости поглощения информации человек за жизнь может прочитать не более трёх тысяч книг. И то при условии, что будет ежедневно осваивать по 50 страниц.

Самым упорным такая скорость когда-то позволяла освоить накопленные человечеством основные знания примерно к середине жизни. Сегодня это, увы, уже невозможно.

И. ЦАРЕВА [A.155]

 

 
   

…доктор Барри Гордон, невропатолог из медицинского отделения университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США). Причина досадной забывчивости, которая многих начинает беспокоить уже в 30 40 лет, не в потере памяти, а в перегрузке информацией, которая лавиной обрушивается со всех сторон на наш «несчастный» мозг.

С. АНАНЬЕВ, С. ПОЛТЕВА [A.77]

 

 
     
 

Потеря информации – суть старения, которое свойственно не только человеку. Стареют планеты, звёзды и галактики. Потеря информации является следствием одного из основных законов физики – принципа Брауна – Ле Шателье или закона повышения энтропии. В противовес хаосу во Вселенной существуют самоорганизующиеся силы, которые можно сравнить с мощным космическим банком информации. В. Баша [A.130]

 

 
     
 

«Информация – враг революции». [T.10]

 

 
     
 

Греческое слово «эргон» (ergon) означает работу, от него было образовано слово «органон» (organon), обозначавшее любой инструмент, производивший работу.

…слово используется в отношении любого образования внутри живого существа, выполняющего какую-либо функцию, то есть, делающего какую-то работу. А поскольку большинство живых существ представляют собой совокупность действующих органов, то их называют «живые организмы». Со временем слово «организм» стали применять в отношении любых живых существ.

Айзек Азимов [B.129.2]

*

ἔργον τό 1) дело, труд, работа; 2) (воз)действие (οἴνου Arst.); 3) деятельность, функция (ὀφθαλμοῦ Arst.); 4) дело, долг, обязанность; 5) надобность, необходимость, нужда; 6) забота, хлопоты, беспокойство; 7) дело, деяние, подвиг; 8) осуществление, выполнение; 9) сражение, битва, бой; 10) пашня, нива; 11) владение, достояние; 12) женская работа, рукоделье; 13) ремесло, промысел, занятие; 14) произведение, творение, изделие; 15) предмет, вещь; 16) сооружение, приспособление (ἔργα καὶ μηχαναί Polyb.); 17) дело, вопрос, обстоятельство; 18) событие, происшествие, факт; 19) прибыль, доход [B.169]

ὄργᾰνον τό 1) орудие, средство, инструмент, прибор, приспособление; 2) музыкальный инструмент; 3) анат. орган; 4) материал; 5) произведение: λαΐνεα Ἀμφίονος ὄργανα Eur. каменные творения Амфиона, т.е. стены Фив. [B.169]

 

ОРГАНИЗАЦИЯ (франц. organisation, от позднелат. organize сообщаю стройный вид, устраиваю) [B.46]

ОРГАНИЗМ (от позднелат. organize устраиваю, сообщаю стройный вид) [B.46]

ОРГАН (от греч. organon орудие, инструмент) [B.46]

ОРГАНЕЛЛЫ (новолат., ед. ч. organellа, уменьшительное от греч. organon орудие, инструмент, орган) [B.46]

 

organum, ī n (греч.) 1) орудие, инструмент Col, PM, Vtr; 2) музыкальный инструмент (преим. орган) Vtr, Su, Lampr, Eccl. [B.32]

 

I organicus, a, um [orgănum] 1) механический, машинный (telarum administratio Vtr); 2) музыкальный, певучий, поющий (saltus Heliconis Lcr). [B.32]

II organicus, ī m музыкант (играющий на струнном инструменте) Lcr. [B.32]

 

organārius, ī m музыкант-инструменталист Атт. [B.32]

 

orgia, ōrum n (греч.) оргии: 1) ночные разгульные празднества в честь Вакха Рl, Ctl, V, О etc.; 2) священная утварь, употреблявшаяся на этих празднествах (о. ferre condita cistis SenT); 3) прочие разгульные таинства и празднества J, St; 4) тайны (sacra о. naturae Col). [B.32]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5

ДАЛЕЕ