ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo (3); Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф. |
||||||
ОРГАНИЗАЦИЯ (франц. organisation, от позднелат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) [B.46] ОРГАНИЗМ (от позднелат. organize – устраиваю, сообщаю стройный вид) [B.46]
|
||||||
…новые знания о механизмах клеточных процессов привели некоторых учёных к мысли, что собственно одноклеточных организмов (к которым относятся бактерии, амёбы и т.д.) не существует – всё это лишь скрытая форма многоклеточных. …новые данные о механизмах самоорганизации живых систем (агрегации клеток, организации метаболических процессов и т.д.) действительно могут привести к подобному выводу. У одноклеточных обнаружено так называемое социальное поведение. То есть эти организмы реагируют на сигналы от других членов одноклеточного сообщества. Причём координируется такое поведение теми же сигнальными молекулами, что и у млекопитающих, – нейротрансмиттерами, такими, как серотонин, дофамин, инсулин, норадреналин и др. При их участии происходит образование межклеточных ассоциаций, которое «выгодно» одноклеточным, поскольку, как пояснил профессор Бродский, «в агрегатах лучшее, чем у разобщённых клеток, использование ресурсов и выше способность к выживанию». Недавние исследования показали, что прямые межклеточные взаимодействия могут дополнять нервную регуляцию. Выявлено изменение поведения клеток при старении организмов. Основываясь на результатах исследований последних лет, биологи пришли к выводу, что образование клеточных сообществ – один из важных факторов становления и эволюции многоклеточных. В. БРОДСКИЙ, профессор [A.125]
|
||||||
Но может ли кто-нибудь действительно победить время и жить вечно? У разных животных различная продолжительность жизни. Собаки живут примерно двенадцать лет, тогда как современные люди – восемьдесят. В чём же причина столь большой разницы в отпущенных нам сроках? Даже в очень комфортных условиях комнатная мышь не проживёт более двух лет. Может быть продолжительность жизни связана с размером животного? Столь короткая жизнь спасает мышей от многих неприятностей. Мышиная жизнь очень быстро подходит к концу, но это позволяет ей жить с большей скоростью. Новорождённая мышка растёт прямо на глазах: за первые несколько дней она покрывается шерстью, затем удлиняется её тело, вырастают усики, выпрямляются ушки. И всего за пять недель мышонок превращается во взрослую мышь, теперь она может завести собственных мышат. За свою короткую жизнь мышь несколько раз становится матерью, производя на свет по двенадцать детёнышей. Отдельные индивидуумы живут мало, но их быстрый стиль жизни просто необходим, если постоянно спасаться от смерти. Дикая сова живёт около восьми лет. Что позволяет ей жить дольше, чем мышке? Дело не только в большем размере: ей нужно больше времени, чтобы вывести потомство. То, на что у мыши уходит пять недель, у совы занимает целый год. Но даже полностью сформированная молодая сова нуждается во времени для тренировок и обучения охотничьим навыкам. И только теперь она может найти партнёра и завести собственную семью. Такой стиль жизни более сложен и требует специальной постепенной подготовки. Вот почему совы живут дольше, чем мыши. Но одно животное удлинило свою жизнь до совершенно невообразимой степени. У нескольких пойманных гренландских китов в головах были обнаружены примитивные гарпуны, что позволило определить их возраст, составивший почти двести лет. Здесь, в арктических водах, требуются десятилетия чтобы растолстеть, набрать такой вес и достичь брачного возраста. Но есть и ещё одна причина замедленности китовой жизни: в этих ледяных водах можно годами искать себе партнёра. Здесь скорость не существенна: в суровых холодных водах гренландским китам нужно прожить очень-очень долго чтобы убедиться, что новое поколение появилось. Размер человеческого тела соответствует продолжительности жизни в тридцать лет, и фактически большинство людей к тридцати годам заводят семьи и рожают детей. Но на этом наша жизнь не кончается. Не смотря на то, что мы уже внесли свой вклад в продолжение человеческого рода, мы собираемся жить дальше, воспитывая детей и внуков. Социальные животные, такие как пчёлы, дельфины и люди сумели продлить себе жизнь. Это дополнительное время мы получили, чтобы принести пользу своему социуму. Бабушки и дедушки во многих семьях являются хранителями мудрости, а также помогают растить внуков. [T.10.LXIV.1]
Человек особенно стремительно стареет тогда, когда выключается его репродуктивная система. Он больше не может иметь детей, то есть выполнил свою функцию – оставил детей. Природе такой человек уже не нужен. [T.1.XVI]
Константин ЛИСЕЦКИЙ, кандидат психологических наук, декан факультета психологии Самарского государственного университета: «Я пришёл к убеждению, что возраст человека, определяется его способностью к обучению». [T.1.II.7]
Я развивался быстро и без особых усилий, но одновременно терял свою внутреннюю незаполненность. Иегова предупредил, что эти занятия сделают меня старше, так как реальный возраст человека – это объём пережитого. Воруя чужой опыт, я платил за него своей неопытностью, которая и есть юность. Но в те дни происходящее не вызывало у меня сожалений, потому что запасы этой валюты казались мне безграничными. Расставаясь с ней, я чувствовал себя так, словно я сбрасываю балласт, и невидимый воздушный шар поднимает меня в небо. В. ПЕЛЕВИН [B.51.2]
|
||||||
Профессор Чарли Лав посвятил свою жизнь моаи. Чарли Лав хотел проверить теорию хождения статуи. Он поставил её на деревянные подножия и подложил катки, ему помогала группа ковбоев. «Теперь вы увидите то, что увидишь не каждый день. Моаи в высоту четыре метра и весит восемь тонн, однако двадцать пять добровольцев из Рок-Спрингс так и не смогли вытащить моаи из грязи». Чтобы заставить этого гиганта двигаться потребовалась помощь двадцатого века. Charlie Love, Professor of Archaeology and Geology, Western Wyoming Community College, Rock Springs: «Самой большой проблемой всех способов передвижения является согласованность движений. Я думаю, если бы вы по своему происхождению были одним из тех людей, которым должна была принадлежать эта статуя, у вас лучше бы получилось управлять её движением, чем делать это в Рок-Спрингс с группой американцев. Потому что собрать всех вместе, объяснить точно, что ты собираешься делать, и затем сделать это в унисон и не допустить катастрофы, означает перетащить статую и не дать ей упасть на кого-то. Это требует точной координации. В конце концов мы смогли сдвинуть статую. Другое дело как далеко можно её передвинуть и насколько быстро можно её перемещать. Мы передвинули нашу статую на уровне земли примерно на сорок метров в течение двух минут. Что действительно обращает на себя внимание на острове Пасхи, так это то, как люди, действуя вместе, совершают абсолютно невероятное. Ведь для того, чтобы передвинуть статуи, нужны усилия сотен людей, причём тщательно скоординированные. Думаю, на острове Пасхи ещё много нераскрытых тайн. Больше всего меня сейчас интересует одна загадка: наверняка вы заметили – наверху нет набалдашника. Каким образом они ставили эти шапки наверх статуй?» [T.10.XXXVI.2]
Dr. Jo Anne Van Tilburg, UCLA, Director of the Easter Island Statue Project: «Полинезийская культура хорошо приспособлена к перемещению тяжёлых камней, потому что древние разработали систему организации людей, способную выполнять такие задачи, как гребля на каноэ или морские путешествия. В мире существует много культур, развивших технику обращения с огромными камнями, но большинство из них были организованы на уровне государства (Древний Египет, Древний Рим), существует несколько культур, например, Рапа-Нуи (Остров Пасхи), достигших подобного на уровне племени». [T.12.LXVII.2]
Тихий океан. 3-е января 1872-го года. Фрегат «Флора» встал на якорь у берегов острова Пасхи. На его борту 22-х летний моряк Жюльен Вио (Julien Viaud), в будущем известный путешественник и писатель Пьер Лоти (Pierre Loti). Любознательный искатель приключений ведёт дневник, где записывает свои наблюдения и впечатления. «Рапа-Нуи – так туземцы по-своему называют остров Пасхи. В самом звучании этих слов мне слышится печаль, дикость, темнота. Мы попробуем взять на борт одну из древних каменных статуй. Адмирал хочет отвести её во Францию». Жюльен Вио был искусным рисовальщиком и его назначили летописцем экспедиции. «Моаи – так туземцы называют эти статуи, – стоят здесь с незапамятных времён. Слово «Моаи» означает «кладбище». Эти статуи были как-то связаны с культом предков, и являлись их изображениями». На третий день экипаж «Флоры» высадился в заливе Кука чтобы забрать статую. Жюльен Вио с горечью смотрел, как рушатся древние памятники. «Мы выбрали опрокинутую статую. Она лежала лицом вниз. Мы подняли её рычагами, но вдруг она зашаталась и упала на спину, к счастью, никого не придавив. Наблюдая за этой сценой, я понимал, что мы поступаем варварски. Но и туземцы, воодушевленные нашим примером, оказались не меньшими варварами, чем мы. Один лишь старый вождь стоял поодаль и с грустью смотрел на это бесчинство. Он был единственным, кто сохранил почтение к святыням». В 1872-м году монументальные статуи уже не вызывали у туземцев ничего кроме неосознанного страха. Для островитян они давно потеряли сакральное значение. Создание первых этнографических коллекций сопровождалось разрушением древних памятников. Коллекционеры не задумывались над тем, какой вред наносят иным культурам. [T.10.XXXIX]
| ||||||
Общество, как и человек, нуждается в непредвзятом исследовании. Прежде всего это касается социальных групп и сообществ. Их биологические корни – в стае, которая в природе выступает как некая система, со своей иерархией подчинённости, распределением ролей, обучением, воспитанием детенышей, ритуалами, групповым поведением. Нет оснований отрицать эти генетические закладки в сообществах людей. Однако надстройки на этом фундаменте могут быть весьма значительные, вплоть до искажения биологических основ. С речью, например, связано формирование новых чувств, вставших рядом с биологическими. Одно из них – «чувство правды» и потребность в правде. Её можно представить как соответствие моделей слов моделям образов. У животных тоже присутствует механизм внешнего выражения чувств мимикой, позой, звуками. Они служат сигналами для общения. Когда появилась речь, потребность самовыражения реализовалась в словесных высказываниях, правдиво отражающих образы и чувства. Академик АН УССР Н. АМОСОВ. [A.137]
Не был наш предок самым головастым. Мозг неандертальцев, которые появились практически одновременно с современным человеком, был намного больше. Это были более мощные, более крепкие существа физически, с большим мозгом, поэтому говорить, например, об их интеллектуальной недостаточности смешно. Sapiens, судя по всему, особенно в ранней своей истории, оказался доминирующим не потому, что он оказался самым умным, не потому что он был самым сильным, а он был самый организованный, то есть самый подлый. И у единственного, у кого по современным эндокастам, то есть слепкам мозга, можно уверенно констатировать что мозг сначала был большой, а потом уменьшился, это только у sapiensа. За счёт чего можно уменьшаться мозгу? За счёт чего индивидуальность становится менее ценной? Только в одном случае: когда происходит социализация системы, когда вы собираете большое стадо дураков, которые действуют одинаково. Они знают пять команд, но зато они их безупречно выполняют. И они становятся угрозой (биологической) любому самому сильному одиночке, самому интеллектуальному. Кто отбирал животных по мозгам? Мы и сейчас до сих пор людей по мозгам не отбираем. У нас отнюдь не самые способные, в том числе и нами управляют. С. САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук, профессор [T.10.VII]
| ||||||