ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф. |
||||||
Sphinx |
||||||
Иносказательно Сфинкс – загадка, загадочный человек.
sphinx, ingis (ingos) f сфинкс, миф. существо: 1) в Египте – c телом льва и головой человека PM; 2) в Фивах «Семивратных» – с телом льва, головой женщины и крыльями птицы, задававшее загадки прохожим и растерзывавшее тех, кто их не разгадывал Pl, О, SenT, Aus, Su. [B.32]
sphinga, ae f Sid, Is = sphinx. [B.32]
sphingātus, a, um [sphinx] имеющий форму сфинкса (effigies Is). [B.32]
sphinctēr, ēris m (греч.) анат. сфинктер CA. [B.32]
|
||||||
Иван ЗАТЕВАХИН, кандидат биологических наук: «Удушение жертвы (добычи) является типичной практикой львиной охоты». [T.2.I]
ē-neco (ēnico), necuī, nectum, āre 1) убивать, душить (avem Vr; anguem Pl); морить (enectus veneno Su); 2) глушить, заглушать (plantam PM); 3) томить (siti enectus Tantalus LM ар. С); мучить (enectus frigŏre L); истощать (provinciam С); донимать, изводить (aliquem rogitando Ter): enĕcas (enĭcas) Pl, Ter ты мучаешь меня (т. е. говори, не томи). [B.32]
|
||||||
СФИНКТЕР (греч. sphinkter, от sphingo – сжимаю) [(др.-греч. σφιγκτήρ от σφίγγω – «сжимаю»)] (анатомич.), сжиматель, жом, кольцевидная (круговая) мышца, суживающая или замыкающая при сокращении какое-либо естественное наружное отверстие (ротовое, заднепроходное и др.) или отверстие перехода из одного отдела трубчатого полого органа в другой (например, из желудка и жёлчного протока в двенадцатиперстную кишку, из мочевого пузыря в мочеиспускательный канал); находится в определённом тоническом напряжении... [B.46]
σφιγκτήρ, ῆρος ὁ 1) повязка (κόμας Anth.); 2) смыкающая(ся) мышца, сфинктер Anth. [B.169]
|
||||||
Тысячелетиями люди испытывали перед ним благоговение и трепет. Получеловек-полузверь – Сфинкс – самый загадочный образ на Земле. Одним он давал силу, другим внушал страх. Для всех он загадка! Кто он? Кто его создал и зачем? Dr. Vassil Dobrev, French Archaeological Institute, Cairo: «Это образ такой силы, что каждый раз, когда смотришь на Сфинкса, находишь в нём что-то новое». Имея 18 метров в высоту и 73 метра в длину, Сфинкс остаётся самой большой монолитной статуей в мире. Он – величайшая загадка. Голова фараона и тело льва, – эта странная комбинация вызывала разную реакцию на протяжении всей истории. Греки переименовали Сфинкса, многие его уродовали, императоры преклоняли перед ними колени, охотники за кладами обыскивали его, солдаты в него стреляли, но Сфинкс выжил, и каждый год тысячи туристов останавливались перед ним и спрашивали «Кто это? Что он означает? Кто его создал? Зачем?» Dr. Vassil Dobrev: «Меня зачаровывает эта комбинация – тело зверя и человеческого лица. Это поразительно. Сфинкс – самый главный образ Египта, а мы не знаем, кто это был. На лицо явный пробел». К XIV-му веку Сфинкс считался настолько злым существом, что арабский шейх приказал лишить его лица. Но отломать удалось лишь нос. Позже, охотники за кладами нанесли Сфинксу ещё больший урон. Dr. Vassil Dobrev: «Когда ты не можешь уничтожить образ, ты начинаешь его бояться. Может быть поэтому они назвали его «Абу аль-Хауль» – «Отец Ужаса». И с этого момента Сфинкс стал обрастать легендами». [T.10.CXLIII]
Из-за своей способности видеть далеко за горизонтом, жираф стал символизировать дальновидность египтян. Но одно животное всецело поглотило человеческое воображение. Для древних египтян лев был царём, а царём был лев. Фигуры, высеченные три с половиной тысячи лет до нашей эры, показывают свирепого льва, поедающего своих врагов. Африканский буйвол, наверное, убивал столько же людей, сколько и большие кошки. В результате буйвол стал символом агрессивной животной силы. Нармер – царь Верхнего Египта – изображён буйволом, разрушающим стены непокорного города в дельте и растаптывающим врага. Это один из самых важных документов египетской истории. Он провозглашает царскую власть как форму правления, и при помощи звериных символов – иероглифов – устанавливает код выражения, который просуществует более трёх с половиной тысяч лет. [T.12.LXXVIII]
|
||||||
…такова была в эпоху Тутмоса III египетская религия, запутавшаяся в противоречащих друг другу мифах, проникнутая самыми странными магическими представлениями, хотя и достигшая в некоторых своих частях высокой степени разработки. Кроме того, её слабой стороной был её местный характер. Каждый бог имел свой религиозный центр, где он чтился преимущественно пред другими богами; даже Амон, верховный бог, был прежде всего местным богом Фив и фиванских фараонов. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
В восточной части плато Гиза, рядом с комплексом пирамид стоит ещё один величественный символ Древнего Египта – исполинский Сфинкс. Есть много версий происхождения грандиозной скульптуры… Странная статуя загадочного существа – получеловека-полузверя – возвышается перед пирамидой Хефрена, скрывая в себе тайну своего истинного значения. Prof. Mark Lehner, University of Chicago: «О Сфинксе Гизы нет записей, которые сообщали бы кто он, и что о нём думали древние. Сфинкс находится за так называемым «Храмом долины» и словно охраняет вход в комплекс пирамид, ведь весь некрополь Гизы – единое целое». В Древнем Египте сфинксы по традиции считались стражами: они охраняли священные места, например, вход в Храм и в Загробный мир. На протяжении веков это удивительное творение становилось символом разных понятий… …этому положили начало фараоны XVIII-й династии, одним из них был Тутмос Четвёртый. Именно он приказал откопать Сфинкса от песчаных заносов. Согласно легенде, находясь однажды на охоте, юный Тутмос остановился на привал в тени головы Сфинкса, видневшейся из песчаного холма. Prof. Mark Lehner, University of Chicago: «Песок засыпал Сфинкса почти по шею. Затем Сфинкс якобы явился к фараону во сне в качестве Божества царственного Атона-Ра – бога Солнца». «Посмотри на меня, Тутмос, Сын мой. Я твой Отец-Гор, встающий над горизонтом, и Атон-Ра. Я обещаю тебе принести мой дар – земное владычество над всеми живущими. Все земли, над которыми сияет Око-Солнце будут твоими. К тебе обращаю я Лик свой и Сердце своё в поисках защиты, ибо я болен и измождён. Пески священного места, на котором я стою, засыпали меня». Prof. Mark Lehner: «Это означало – «Освободи меня от песка, и я сделаю тебя царём всего Египта». Есть текст, к сожалению частично стёршийся, где сказано, что после слов Сфинкса юный Тутмос вскочил и вскричал: «Да, я всё сделаю». Тутмос освободил Сфинкса от песка и получил царство во исполнение обещания. Последующим поколениям рассказывали историю о том, как этот царь заслужил трон, благодаря Оракулу Богов. Так писал Джеймс Генри Брэстед (англ. James Henry Breasted) в 1905-м году [«История Египта от древнейших времён до персидского завоевания» (A History of Egypt, 1905)] Тутмос утверждал, что заключил договор со Сфинксом, и Великий бог, который обитал в его статуе, хорошо отплатил юноше. Интересно, что в то время, когда Тутмосу снился этот важный сон, он не был принцем-наследником. Это заставляет многих сомневаться в том, что восхождение к власти было предсказано ему из мира богов. Древняя запись беседы между Тутмосом и Великим Сфинксом сделана на плите, стоящей под грудью Сфинкса. В удивительном рассказе царя содержится также описание плачевного состояния великой статуи. Все события изложены с репортажной точностью. Это позволило археологам исследовать и мотивы действий Тутмоса, и сами эти действия. Prof. Mark Lehner: «Он создал, можно сказать, царский заповедник вокруг Сфинкса. Там были построены небольшие дома из кирпича-сырца для отдыха фараона и его придворных. Сфинкс был заново обложен каменными плитами. Это была первая реставрация национального символа Египта». Тутмос Четвёртый оживил этот пейзаж: плато Гиза стало чудом даже для людей древнего мира. Тутмос щедро выполнил обещание, которое дал Великому Сфинксу – он очистил его, обложил плитами и возвёл вокруг стены для защиты древней статуи. В завершение реставрации он велел её раскрасить. [T.23.II.1]
Первая загадка известна как «Стела сна». Это гигантская каменная плита, она появилась спустя тысячу лет после создания сфинкса. Надпись на ней рассказывает о юном царевиче, который охотился на плато Гизы. К тому времени весь этот район превратился в пустыню. Мощь Египта давно ослабела. Когда-то величественный сфинкс был брошен на произвол судьбы, и его по шею занесло песком. Стела повествует о том, как однажды юный царевич Тутмос прилёг в тени каменного гиганта, ища укрытия от полуденного солнца, он уснул и во сне увидел Сфинкса, который сказал ему, что если он счистит песок с его лап, он станет царем. Тутмос сделал так, как велел Сфинкс. Он хотел, чтобы его помнили как великого правителя, а потому записал эту историю и установил стелу рядом со сфинксом. Он надеялся получить частицу силы Сфинкса, чтобы история навсегда сохранила его величие. Dr. Vassil Dobrev, French Archaeological Institute, Cairo: «Текст начинается с даты, указывается первый год правления Тутмоса IV и становится очевидным, что это явная подтасовка, он уже стал фараоном и только потом описал эту историю». И хотя история эта фикция, но она даёт некоторую подсказку. В тексте упоминается другой фараон – Хефрен. Многие египтологи считают, что это он создал Сфинкса, запечатлев себя, и среди специалистов имя Хефрен стало синонимом Сфинкса. [T.10.CXLIII]
|
||||||
…а эта стела («Стела Сна») указывает на то, что Сфинкс значил для египтян того периода. Dr. Kasia Szpakowska, Swansea University: «Когда царям хотелось запечатлеть что-то на веки вечные, они писали иероглифами на огромных стелах». Кася Шпаковска переводит два ключевых иероглифа. Dr. Kasia Szpakowska: «Здесь видно что-то похожее на птицу, это и есть знак Сокола. Это имя Гор». Гор, изображаемый соколом, – один из самых старших и важных богов египетского пантеона. Египтяне считали фараона воплощением Гора. Dr. Kasia Szpakowska: «Под ним символ «Ахет» – «Горизонт» – две горы по сторонам и солнечный диск в центре». Комбинация иероглифов «Сокол» и «Горизонт» даёт имя египетского бога, охраняющего Врата в Загробный Мир. «Гор на Горизонте» – вот кем был Сфинкс в Новом царстве. Для древних египтян Горизонт воплощал Врата в Загробный мир: как Солнце заходит за горизонт и восходит снова, так возрождаются и люди, считали они. В качестве стража Загробного мира Сфинкс был очень важен. Тутмос, очистив его от песка, не только спас Сфинкса, он спас Бога… [T.21.V.2]
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Сфинкс – это греческое слово, египтяне называли памятник «Шепсес анх» – «Живой образ». Он сочетает в себе черты Льва – могущественного правителя мира животных и Царя – главного из людей. На голове Сфинкса немес или клафт – это расшитый платок». [P.125.24]
|
||||||
По сути своей песчинка есть маленький камень. ДЕЯТЕЛЬ – СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Прямая связь – деятель обрабатывает среду, обратная связь – деятель совершенствует инструменты, учится излечиваться (избегать) от «профессиональных» заболеваний, привязывая деятельность к сезонному (годовому) циклу, организует праздники и ритуалы.
Сфинкс, в том значении, в каком его давали каббалисты – «СМЕТЬ, ЖЕЛАТЬ, ЗНАТЬ, МОЛЧАТЬ» – есть высшая степень владения чувствами. Никаких сомнений, но и никаких лишних (чужих) желаний, никакого пустозвонства, бахвальства, ненужных обещаний. Очищение Главной Цели (монолита, каменного изваяния) от повседневного (мелкого, наносного) жизненного опыта (песка или пыли) даёт более полную возможность реализаций. Ну а как ежедневный девиз: «Держи язык за зубами» – владей ротовым сфинктером.
|
||||||
( אַרְיֵה ) [’aryē] лев [B.18] ( אָדָם ) [’ādām] люди (собир.), человек (обобщ.), Адам [B.18]
|
||||||
1 - 2 |
||||||