ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН VIII. Libratio; Карма (2); Themis; Правосудие; Lex; Justice; Иероглиф. |
||||||
И «кто не может благословлять, должен научиться проклинать!» – это ясное наставление упало мне с ясного неба, эта звезда блестит даже в тёмные ночи на моем небе. Но такое поучение даю я тебе, шут, на прощание: где нельзя уже любить, там нужно пройти мимо! Так говорил Заратустра и прошёл мимо шута и большого города. Ф. НИЦШЕ [B.10.1]
|
||||||
Египтяне использовали проклятия, чтобы защитить умерших близких. Для этого они высекали на гробницах зловещие предупреждения. Гиза, Египет. Dr. Zahi Hawass, General Director, Giza Pyramids: «Это самое первое проклятие, появившееся на гробницах. Эта надпись сделана рукой художника-ремесленника. Мужчина написал: «Слушайте все! Я не сделал в жизни ничего дурного. Я всё делал правильно и боги любят меня за это. Если кто-нибудь потревожит мою могилу, с ним случится следующее: его съест крокодил, гиппопотам или лев», а с другой стороны гробницы его жена оставила такую же надпись, но приписала: «Его съест змея или скорпион». [T.10.XXXVI.3]
|
||||||
Контагиозная магия Английский учёный Джеймс Фрезер (1854 – 1941), более полувека изучавший верования и магические обряды первобытных людей, связывал многие обычаи и ритуалы такого рода с так называемой контагиозной магией. Магическое мышление, считал Фрезер, основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное. Согласно второму принципу, вещи, однажды соприкоснувшись друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй – соприкосновения или заражения. Гомеопатической, или имитативной магией можно назвать колдовские приёмы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут называться колдовские приёмы, основанные на законе соприкосновения или заражения. Сохранилось множество описаний ритуалов, связанных с контагиозной магией. Так, например, в древности у всех народов существовал обычай (сохранившийся до сих пор в некоторых районах мира) тщательно прятать остриженные волосы и ногти, выпавшие молочные зубы ребёнка. Известно, что туземцы Австралии для того, чтобы навредить своему недругу, крадут у него вещи, а затем колотят их и держат над огнём. С «законом соприкосновения» связан и запрет: не есть в доме врага. Иначе, причиняя впоследствии вред ему, можно повредить и себе, так как через пищу устанавливается своеобразный контакт. Возможно, вера в действенность контагиозной магии породила в древности суровый обычай убийства неверной жены, если её муж находился в боевом походе. Ведь измена жены, незримо связанной с мужем, могла ослабить его, подорвать боевой дух, и, тем самым, повлиять на исход баталии. Одна из многих заповедей Моисея гласит: «Не вари козлёнка в молоке матери его». Эта заповедь сохранилась ещё со времён идолопоклонства евреев. Она была записана на каменных скрижалях, которые, по преданию, затем разбил во гневе Моисей. По мнению Фрезера, эта запись имеет прямое отношение к магии и направлена на сохранение домашнего скота. Молоко и козлёнок, составляя некоторое время единое целое с козой, сохраняют связь с ней, поэтому, с точки зрения контагиозной магии, кипячение молока и умерщвление козлёнка нанесут ущерб и козе. Тем более опасно для неё, по этой логике, совмещение таких действий.
Квантово-коррелированные системы: корпускулярно-волновой дуализм. Если несколько частиц находятся на расстоянии, значительно меньшем, чем длина их волны, то такую систему частиц можно описывать как квантовую (Гелий II: сверхтекучесть, сверхпроводимость). Из определения квантовой системы следует, что при уменьшении длины волны составляющих её частиц система может перестать быть квантовой. Наиболее простой способ уменьшения длины волны – нагревание системы. Существование между квантово – коррелированными системами некоторого материального воздействия, распространяющегося сколь угодно быстро (пси-поле физика Д. Бома). Возможность влияния разделённых частей квантовой системы друг на друга приведёт к изменению и её макроскопических характеристик (температура, теплоёмкость, электрическое сопротивление и т.д.) У древних народов Африки, Новой Гвинеи, островов Индийского океана существовал очистительный обряд для воинов, на которых попала кровь убитых ими врагов. Во время обряда воины проходили сквозь огонь. Считалось, что родные убитого через его кровь могут причинить вред победителю, а через него – его родным и соплеменникам. Огонь разрушал эту связь. (Позднее от всего магического обряда остался обычай посыпать воина пеплом, отсюда и пошло выражение «Посыпать голову пеплом»). Очистительный огневой обряд «профилактически» использовался, дабы обезвредить чужестранцев или людей, вернувшихся на родину, на случай если с ними явились иноземные колдовские силы. Тут же и факельные шествия. В своей книге «Золотая ветвь» Джеймс Джордж Фрэзер пишет. Из первого принципа, а именно из «Закона подобия», маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путём простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что всё то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Своё представление о взаимоотношении видов магии Фрэзер выражает в виде следующей схемы: МАГИЯ: – теоретическая (магия как псевдонаука) – практическая (магия как псевдоискусство) Практическая магия: – позитивная магия, или колдовство – негативная магия, или табу
Вот пояснения автора «Золотой ветви» к тому, что он называет позитивной и негативной магией: «Вся система симпатической магии состоит не из одних позитивных предписаний, она включает в себя большое число негативных предписаний, то есть запретов. Она говорит не только о том, как надлежит поступать, но и о том, что делать не следует. Совокупность позитивных предписаний составляет колдовство, совокупность негативных предписаний – «табу». Фрэзер уточняет: «Правило позитивной магии или колдовства гласит: «Поступай так-то, чтобы произошло то-то и то-то». Правило негативной магии (или табу) гласит: «Не делай то-то, чтобы не случилось то-то и то-то». «Магия проложила дорогу науке, поэтому мы вынуждены признать, что, хотя чернокнижие принесло много зла, оно, вместе с тем, стало и источником большого блага. Магия была дочерью заблуждения и одновременно – матерью свободы и истины». Дж. Дж. Фрэзер. Вслед за историком религии Дж. Фрэзером магию целесообразно разделить на две большие отрасли: симпатическую и церемониальную, для удобства изложения. Симпатическая магия опирается на простой и понятный постулат: если между предметами существует аналогия, значит между ними существует взаимодействие. Подействовав на один предмет можно повлиять и на другой. Симпатическая магия – самая древняя религия человечества, её следы обнаруживаются во всех доисторических культурах. Нельзя сказать, что она очень эффективна. Но в силу своей простоты широко применяется сельскими колдунами во всём мире. Механизм действии симпатической магии хорошо описывается в рамках классического психоанализа. З. Фрейд «Толкование сновидений». В бессознательном человеке хранится множество символов, в большинстве своём символы и аналогии не столь очевидны, они опираются на символику бессознательного. Они не слишком доступны нам в бодрствующем состоянии, но во сне говорят о наших скрытых стремлениях. Символы эти очень устойчивые и интернациональные. В опытах по телепатическому внушению наиболее высокие результаты достигались на людях, погружённых в гипнотический сон и больных истерией, то есть у лиц с наиболее активной сферой бессознательного. Вывод: приём ведёт именно подсознание человека. Как факт: почти невозможно передать по телепатическим каналам слова и цифры, только образы. Соединив всё вместе можно объяснить работу симпатической магии так: активизировав какой-то участок бессознательного при помощи символа, колдун телепатически передаёт это возбуждение аналогичному участку бессознательного жертвы. В результате у жертвы запускается программа, хранящаяся в подсознании. Как утверждал Фрейд, подсознательные программы предельно примитивны: размножение (либидо) и уничтожение (мортидо). И действительно, симпатическая магия применяется всего лишь для двух целей: «приворот – отворот» (любовь), и «порча – снятие её» (смерть). Но порчу можно навести только на человека склонного к саморазрушению, а если такой программы нет или она спрятана слишком глубоко, то соответственен и результат. Традиционные же русские заговоры целиком лежат в области симпатической магии и позволяют решать почти все задачи, которые встречаются в целительской практике.
Магия не в том, что человек умер от укуса змеи, а в том, что змея укусила именно этого человека.
ФРЕЙЗЕР (Фрэзер) (Frazer) Джеймс Джордж (1854 – 1941), английский ученый, исследователь истории религии, которую ошибочно считал порождением индивидуальной психологии. Развивал сравнительный метод в этнографии. [B.38]
|
||||||
Существуют множество святых, которые исцеляют от различных болезней: святой Давид Гариджийский – от женских немощей, в частности, от бесплодия. Св. Лонгин – от болезней головы. Святому мученику Вонифатию молятся об исцелении от недуга пьянства. Св. Серафим Саровский помогает страждущим от боли в спине, особенно в ногах, и от многих других недугов. Святые часто облегчают состояние при тех болезнях, от которых они сами пострадали. А. ШИРОКОВ [A.78]
|
||||||
venia, ae f [venus II] 1) милость, благодеяние: veniam petere a diis, ut victoriam prospĕrent L просить у богов милости, чтобы они даровали победу; da mi hanc veniam Ter окажи мне эту услугу; extremam hanc oro veniam V прошу об этой последней милости; veniam petenti dare С, Cs удовлетворить мольбу просящего; bonā (cum) veniā Ter, С, L да будет позволено сказать (не в обиду будь сказано); vos oro atque obsecro, ut attente bonāque cum veniā verba mea audiatis С прошу и заклинаю вас внимательно и благосклонно выслушать мои слова; 2) (тж. v. ignoscendi С) снисхождение, прощение (veniam petere errori и erroris L): v. est poenae merĭtae remissio Sen прощение есть отпущение заслуженной кары; veniam impetrare a victoribus L просить пощады у победителей; alicui veniam dare (tribuere) C etc. помиловать кого-либо; v. sit dicto PJ да будет позволено так выразиться; v. aetatis CJ возрастная льгота, т. е. признание за несовершеннолетним юридической дееспособности; 3) разрешение, позволение: alicui veniam dare dicendi L разрешить кому-либо говорить. [B.32]
|
||||||