ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VIII. Libratio; Карма (Проклятия); Themis; Правосудие; Lex; Justice; Иероглиф (Поле, т.е. все, что подлежит возделыванию, обработке, культуре).

   

Карма

СБОРНИК_08_2_1

 
     
 

fās n indecl. [for] 1) естественное право, высший (неписанный) закон, веление неба (contra jus fasque Sl, C): per omne f. et nefas L, Lcn всеми правдами и неправдами; jus ас f. С законы человеческие и божеские; f. omne mundi SenT боги всего мира; quod aut per naturam f. est aut per leges licet С что дозволено и установлениями природы, и законами (человеческими); 2) дозволенное (si hoc est f. dictu С): f. non est hospĭtem violare Cs нельзя обижать (притеснять) гостя; nec scire f. est omnia H знать всё (нам) не дано; f. est et ab hoste doceri О поучиться не грех и у врага; f. aliquid non putare Cs считать что-либо недозволенным; 3) волей богов решённое, предопределённое судьбой, судьба (si cadere f. est О); 4) (= jus) право (f. gentium, armorum T); 5) Vr = dies fastus (см. fastus I). [B.32]

 

colus, ūs f и colus, ī f (редко m) 1) прялка С, V, О etc.; 2) спряденная нить SenT; перен. нить жизни (rumpere supremas colūs VF). [B.32]

 

cōn-fātālis, e [fatum] предопределённый судьбой, написанный на роду, роковой С. [B.32]

 

vicis (gen.) (acc. em, abl. e; pl. nom. и acc. ēs, dat. и abl. ĭbus; остальные падежи неупотр.) f 1) смена, перемена, следование, чередование; 2) превратность судьбы, судьба, удел, участь, pl. превратности, опасности

 

μόρος ὁ 1) участь, жребий, судьба (преимущ. несчастная): ὑπὲρ μόρον Hom. судьбе вопреки; 2) кончина, смерть (преимущ. насильственная) (θάνατός τε μ. Hom.): σωτὴρ ἢ μ.; Aesch. спасение или смерть?; αἰτία τῶνδε κἀκείνων μόρων Soph. причина этой и той (т.е. Эвридики и Гемона) гибели. [B.169]

 

μόρσῐμον τό судьба, рок Pind. [B.169]

 

αἶσα ἡ 1) судьба, рок, участь, (пред)определение, олицетв. богиня судьбы: ἅσσα οἱ αἶ. γεινομένῳ ἐπένησε λίνῳ Hom. то, что ему было на роду написано (досл. то, что ему при рождении судьба спряла изо льна); Διὸς αἲσῃ Hom. по велению Зевса; ὑπὲρ αἶσαν Hom. вопреки судьбе; ἐν αἴσᾳ Aesch. по воле рока; 2) предел жизни, век: ἐπεὶ νύ τοι αἶ. μίνυνθά περ Hom. ибо жить тебе положено немного; 3) законность, справедливость, право: κατ’ αἶσαν Hom., οὐδ’ ὑπὲρ αἶσαν Hom. справедливо, не зря; παρ’ αἶσαν Pind. противозаконно; 4) часть, доля (ληΐδος Hom.): τίειν τινὰ ἐν καρὸς αἴσῃ Hom. ни во что не ставить кого-либо (досл. ценить кого-либо наравне с соломинкой); ἔργοιο τρίτη αἶ. Hes. треть работы. [B.169]

 

αἰών, ῶνος ὁ, реже ἡ (acc. тж. αἰῶ Aesch.) 1) век, жизнь (ψυχὴ καὶ αἰ. Hom.; αἰ. τλήμων Soph.): τελευτῆσαι καλῶς τὸν αἰῶνα Her. счастливо окончить свою жизнь; αἰῶνος στερεῖν τινα Aesch., лишать кого-либо жизни; ἐμὸν κατ’ αἰῶνα Aesch. пока я жив; 2) поколение: αἰῶνα ἐς τρίτον Aesch. до третьего поколения; ὁ μέλλων αἰ. Dem. потомство; 3) жизненный жребий, доля, судьба (τίν’ αἰῶν’ ἕξεις; Eur.); 4) век, время, эпоха, эра: δι’ αἰῶνος ἀπαύστου Aesch., в течение бесконечного времени; μακροὺς αἰῶνας Theocr. в течение долгих веков; εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων NT на веки веков; 5) вечность: ἀπ’ αἰῶνος Hes. испокон веков; τὸν δι’ αἰῶνος χρόνον или δι’ αἰῶνος Aesch., вечно; τὸν αἰῶνα Plat. навеки; 6) спинной мозг HH, Pind. [B.169]

 

ἀνάγκη, дор. ἀνάγκα ἡ 1) необходимость, неизбежность: ὑπ’ ἀνάγκης Hom., Hes., Aesch., Soph., Thuc., ἀνάγκῃ Hom., Soph., Thuc., σὺν ἀνάγκῃ Pind., δι’ и ἐξ ἀνάγκης Soph., Thuc., Plat., Arst., πρὸς ἀνάγκην Aesch., Arph., Plut., Luc. и κατ’ ἀνάγκην Xen. в силу необходимости, поневоле; κατ’ ἀνάγκην ἐπιτελεῖν τι Polyb. выполнить что-либо во что бы то ни стало; εἴπερ ἀ. Hom. если необходимо; πᾶσα или πολλὴ ἀ. ποιεῖν τι Aesch., Soph., Her., Plat. крайне необходимо сделать что-либо; 2) предопределение (свыше), судьба, рок (ἀ. δαιμόνων и αἱ ἐκ θεῶν ἀνάγκαι Eur.): ἀνάγκῃ οὐδὲ θεοὶ μάχονται Simonides ap. Plat. с судьбой и боги не борются; 3) закономерность, закон (τῶν οὐρανίων Xen.): ἔγγραφοι ἀνάγκαι Plut. писаные законы; 4) нужда, потребность (γαστρὸς ἀνάγκαι Aesch.; ἐρωτικαὶ ἀνάγκαι Plat.); 5) мучительный труд, страдание, мучение (πόνοι καὶ ἀνάγκαι Eur.): ἕρπειν κατ’ ἀνάγκην Soph. влачиться с трудом; ὑπ’ ἀνάγκας βοᾶν Soph. кричать от боли; ἐν ὠδίνων λοχίαις ἀνάγκαισι Eur. в родовых муках; 6) принуждение, насилие: ἀνάγκῃ Hom. по принуждению; τὰς ἀνάγκας προσάγειν τινί Thuc. применять насилие к кому-либо; 7) (преимущ. pl.) меры принуждения, пытка: ἐς ἀνάγκας ἄγεσθαι Her. быть ведóмым на пытку; τὰ πρὸς τὰς ἀνάγκας ὄργανα Polyb. орудия пытки; 8) неодолимая сила доказательства, искусный довод (ῥητόρων ἀνάγκαι Anacr.); 9) кровная близость, родство Xen., Isocr. [B.169]

 

εἱμαρμένη ἡ [part. pf. pass. к μείρομαι] (sc. μοῖρα) жребий, судьба Plat., Arst., Dem. [B.169]

 

 
     
 

Слово «карма» хорошо это или плохо распространилось повсеместно. Поставим своей целью использовать этот факт и придать термину больший практический смысл.

Дадим рабочее определение: карма есть совокупность незавершённых процессов. Следовательно, она являет собой динамический аспект материи, то есть, попросту говоря, движение этой физической, астральной, ментальной и т.д. материи.

Двигаясь от общего к частному, представим на минутку грандиозное количество движения, присущее материи универсума. Это удивительно разнообразное сплетение импульсов, потоков, столкновений на всех материальных планах от самых грубых до самых тонких. Все эти движения если мы признаем разумность Вселенной когда-то кем-то инициированы, кто-то за них отвечает, кто-то с ними работает. Этот кто-то некая единица сознания, будь то Великий Человек Небес или скромный служащий офиса.

Оставляя в стороне бессмысленные широкие обобщения типа «так значит, карма это всё», тем не менее подтвердим: Всё есть Карма. Всё есть Работа. Карма есть Работа.

М. СВЕЧНИКОВ [B.66]

 

Владислав НОВГОРОДЦЕВ, психолог, руководитель, тренингового центра «Роза Мира»: «…эту же самую генетическую память ещё называют по-другому – её называют «Карма». [T.11.V.2]

 

 
     
 

Prof. Timothy Barrett, SOAS, University of London: «В буддизме жизнь каждого из нас – это просто часть бесконечного цикла перерождения под названием Сансара. А в смерти каждый человек должен предстать перед повелителем Ада, известного как Яма в китайской и тибетской культуре, и Эмма – в японской. Это изображено на свитке. На самом деле это японское изображение. Это копия, сделанная в девятнадцатом веке, отображающая оригинал свитка тринадцатого века, который до сих пор находится в храме Японии около Киото. Эти свитки являются формой просвещения – это пособие для тех, кто хотел прочесть проповедь под названием «Итоги», в котором использовались картинки и слова для того чтобы информировать, или скорее просвещать и образовывать прихожан о том, что произойдёт, если они не будут жить праведной жизнью. И это всё собрано здесь, на переднем плане, где показаны все виды мук и боли. Мы видим Эмму здесь, наверху. Этот свирепый бог, который обозревает происходящее внизу, а также, не смотря на то, что он возвышается над происходящим, он не совсем судит, потому что он держит зеркало. Это «Зеркало Кармы», где бедное несчастное создание должно посмотреть в это зеркало и наблюдать за тем, что он сделал в своей жизни. И Карма, как собирательный образ хороших и плохих поступков, решит его судьбу. Фактически она выступает в роли судьи, и решает, будет ли загробная жизнь лёгкой или тяжёлой».

Ад в буддизме так же ужасен, как и в других религиях. Образ буддистского ада появился из японского свитка тринадцатого века под названием «Этоки», который использовался как религиозная инструкция для простого народа. Буддизм появился в Японии из Китая и Кореи в шестом веке нашей эры, он очень быстро стал популярен и был принят во всех слоях общества. В десятом веке японский монах Ген Шин в знаменитой рукописи описал восемь уровней ада. Его работа очень повлияла на искусство, и конкретно на создание таких свитков: «Мир злобных демонов и всепоглощающего огня», – буддистский ад очень похож на ад в христианстве и исламе, но есть и важное отличие.

Prof. Timothy Barrett, SOAS, University of London: «Насколько бы ни был плохим он в буддизме, застряв в подземном пути в мучениях человек может найти выход благодаря КАРМЕ. Можно выбрать свой путь наверх, в небеса, например, но это займёт много времени из-за различных ловушек, змей и лестниц. И не исключена возможность опять попасть вниз, как и снова забраться наверх. Мысль такова – нужно стереть все границы и всем вместе достичь Нирваны». [T.13.II]

 

Буддизм – религия, возникла в Древней Индии в шестом веке до нашей эры. Основателем считается Гаутама. В центре буддизма культ четырёх благородных истин. Сушествует страдание и его причина, состояние освобождения и путь к нему. Основные догматы: реинкарнация – ряд повторных рождений после смерти, и карма – причинно-следственная связь и воздаяние.

В Древней Руси жизнь Будды стала известна по повести о Варлааме и Иоасафе. Будда стал прообразом царевича Иоасафа, а сам царевич стал христианским святым, его память отмечается Русской православной церковью каждый год второго декабря.

Оказывается ещё с Древней Руси каждый год в декабре братаемся с буддистами. [T.1.XXXIV]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…в сущности, именно тогда, когда ритуал перестаёт быть надёжным, когда он всё больше и больше обретает магический характер, тогда появляется учение о Карме и Сансаре, как альтернатива гибели.

Фактически «Учение о карме и сансаре» – это учение о нашем Аде, но только повторяющемся. Поэтому «Учение о повторяющейся смерти» – так называется учение о карме. В «Мундака-упанишада»

Сансара и карма появляются, когда человек отказывается от жертвоприношения, как сущностного акта, и рассматривает Путь богов и Путь предков: соответственно Путь предков ведёт к перерождению». [P.125.362]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…но карма – ни в малой степени не «судьба» или «участь». Карма, в прямом смысле слова, это «дело» и «действие». В эпоху вед «карма» – это «ритуально значимое действие, дающее плод» (пхала). Ведическая традиция основана на ритуале и на результатах ритуала, и из этого позднее возникло употребление слова «карма» как результата любого действия, слова или мысли. То есть любое человеческое движение воли, выраженное в действиях, слове или мысли, формирует «нечто» или хорошее, или плохое, или разрушающее добро, или созидающее. Но в контексте того, что любое бытие – это страдание, даже хорошая карма приведёт к тому, что ты переродишься. А ведь буддизм без сансары не может быть понят: Сансара присутствует.

В буддизме карма – это плохо всегда, какая бы она ни была – самая благоприятная или самая неблагоприятная. Миряне, простолюдины ещё могут стремиться к хорошей карме, но мудрый человек – подвижник и даже мирянин, он, конечно, будет хотеть разрушить карму как таковую. И в буддизме карма – не воздаяние за добро или наказание за зло, как в некоторых индуистских системах карму даёт, скажем, Кришна, Вишну или Шива.

А карма – это объективный базовый закон, действующий совершенно безлично, неотвратимо и автоматически. То или иное действие приводит к таким-то и таким-то результатам. Грубо говоря, от того, насколько вы хороши, добры, совершенно не зависит, обожжетесь вы, если сунете палец в огонь, или нет. Кто бы вы ни были, вы обожжетесь. Это объективная реальность, не зависящая от того, хороший вы человек или плохой.

Так же точно и карма. Любое действие здесь приводит к результату, причём не только к тому результату, которого желает действующий человек, но и к тому, которого он не желает.

Итак, Карма ведёт к Сансаре: всё в этом мире перерождается». [P.125.382]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…судьба человека зависит от ежеминутных выборов его воли, а воля свободна. Так и именуют зороастрийцы сами себя азад-кам (āzād-kām) – «те, чья воля свободна». Их воля не захвачена грехом, она принадлежит самому человеку.

Но как же, если мир сотворён в определённое время, на определённое время, если победа окончательная Ахура Мазды определена; маги действительно верят в то, что звезды определяют судьбу – как же тогда соотнести с этим Свободу воли? Неслучайно ведь маги увидели Звезду Христа и пришли к нему с Востока? Маги умеют читать по звёздам. Но как же это соотнести?

Так же, как Плотин в неоплатонизме, так же и зороастризме указывается интересная дихотомия. На пехлевийском языке это звучит так: «gete pat baxt, menok pat kunišn», что означает «материальное в соответствии с судьбой, духовное в соответствии с волей». То есть тело живёт в соответствии с судьбой, но ты это тело выправляешь, ты им действуешь – в нём же дух, в нём же урван – в соответствии с твоей свободной волей. Так осуществляется бегство от детерминизма.

В пехлевийское время иранцы различали «Бакст» – «Вечную неизменяемую судьбу», и «Багобакст» («баго» – «божественная» или «благая») – «Судьбу, которую могут изменить боги, вняв молитве и жертве». [P.125.503]

 

 
     
 

Видите ли, Библия конечно не выдерживает критики с точки зрения феминизма, потому что она женщин упоминает реже чем мужчин. Она говорит, то есть система патриархата, она говорит о том как рождались сыновья, но не всегда упоминает о женщинах. Но для примера, это не означает, что женщин не было, я знаю только одного человека, который всерьёз это воспринял. Уже в иммиграции, во Франции был создан женский монастырь православный и служил там, но дело вот в чём, небольшой такой секрет я вам открою профессиональный, дело в том, что ну сказать самая тяжёлая карма которую можно заработать на земле – это быть священником в женском монастыре. Это по опыту своих одноклассников и знакомых я могу сказать. Это действительно очень тяжело, потому, что вы сами понимаете, чтоб не было иллюзий, что такое женский рабочий коллектив, а представьте себе, что они не только работают вместе, так ещё и живут, и ещё отдушины в виде семьи ни у кого из них нету. То есть это просто бесконечные сплетницы, сплетни, интриги и так далее, масса вот этих вещей очень неприятных в женских монастырях, особенно если нет настоящего духовника там или старици, когда с нуля зачастую создаётся особенно без нити преемственности, это всё очень тяжело. А иммиграция сама по себе, такой, что скажет княгиня Марья Николаевна, понимаете, это…

А женский монастырь в иммиграции это «гадюшник в гадюшнике», понимаете. Ну вот поэтому можно представить какого жилось батюшкам в этом монастыре. И вот однажды там жил такой маститый, служил такой маститый протодьякон, и вот у него были такие отношения с игуменьями сёстрами. И вот однажды в неделю, да, перед Рождеством выходит читать Евангелие на литургии. Первое начало от Матфея родословие Иисуса Христа, открывает и читает: «Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакого, Иаков роди Иуду с братьями его. Хм! Смотрите дуры, раньше без вас обходились!..» (Смех в зале)

Диакон АНДРЕЙ КУРАЕВ, кандидат философских наук, «Верую, ибо абсурдно», ДК Москва 1999.mp3

 

Вопрос: «Существует ли Судьба, или жизнь – это проживание кармы и стремление человека к…»

Кураев: «Судьбы не существует, кармы не существует, есть Божий Промысел, Божий Замысел – это не Судьба. Божий Промысел означает, прежде всего, следующее, что исконная мечта русского человека реализована. А именно: «Знал бы, где упасть – соломки бы подложил», – вера в Промысел означает: где бы я ни падал – соломка уже лежит.

Из любой пропасти можно воззвать к Господу и быть услышанным – было бы твоё желание «восстать из этой пропасти».

Диакон АНДРЕЙ КУРАЕВ, кандидат философских наук, «Матрица».mp3

 

 
     
 

Основатель джайнизма Вардхамана странствовал и вёл аскетический образ жизни. Последователи называли его Махавирой, а за то, что он достиг всевидения его стали называть Джиной – Победителем Кармы – Судьбы. А основатели учения стали именоваться джайнами. Махавира же принял на себя роль Учителя, утверждающего, что главная цель жизни – это освобождение от «Пут кармы», а достичь его можно только праведной жизнью и аскетическими упражнениями. Величайшим грехом считал Учитель нанесения вреда живым существам.

В семидесятидвухлетнем возрасте вдали от людей Махавира Джина ушёл из жизни, разрубив узы рождения, старости и смерти.

При императоре Самбрате джайнизм распространился по всей стране, и даже некоторое время являлся государственной религией штата Гуджарат. Хотя специальные миссии и направлялись джайнами в разные страны, но за пределы Индии в древности джайнизм так и не вышел.

Джайнисты верят не в Бога, а в сущности тиртханкары, что переводится как «Искатели брода».

Устав жизни джайнистского монаха всегда остаётся предельно строгим. Во время обряда посвящения в монахи, в отличие от похожего обряда в православных монастырях, волосы будущему монаху не стригут, а выдирают с корнем. Он предаётся всякого рода самоистязаниям: часами медитирует под палящими лучами Солнца, длительное время выдерживает неудобные позы. Джайнская ограниченность пищи усугубляется частыми постами. Образ жизни монаха-джайна определяется пятью обетами, запрещающими убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и владение собственностью. [T.7.III]

 

 
     
 

…я беседовал с ним о нравах и обычаях турок, живущих в Боснии и Герцеговине. Я рассказал, со слов одного моего коллеги, практиковавшего в их среде, о том, с каким глубоким доверием они относятся к врачу и с какой покорностью преклоняются пред судьбой. Когда сообщаешь им, что больной безнадежен, они отвечают: «Господин (Herr), о чем тут говорить? Я знаю, если бы его можно было спасти, ты бы спас его».

З. ФРЕЙД [B.84]

 

Dr. Peter T. Struck, University of Pennsylvania: «Греческие боги вовсе не безгрешны: у них есть сильные и слабые стороны. То есть у них есть всё, что есть у обычного человека. Когда греки представляли богов, они видели их такими же, как мы с вами, только очень высокими, – так им было проще принять их существование…

В древности была только одна сила могущественнее, чем Зевс – сила Судьбы. Даже сам Зевс не смог бы ей противиться. Как бы он ни хотел её изменить, избежать, он всё равно подчиняется её воле». [T.18.XXIII.1]

 

 
     
 

– Разве ты забыл, что сам строишь свою Карму, сам медленно и упорно восходишь по бесконечным ступеням совершенствования? Сама, только сама душа отвечает за себя на этом пути, от которого не свободен ни один атом в мире. О великий путь совершенствования! Знаешь ли ты, как медленно и мучительно, в неисчислимых поколениях безобразных чудовищ, пожирателей тины и падали, в тупых, жвачных, яростных и вечно голодных хищниках проходила материя кальпу за кальпой, чтобы обогатиться духом, приобрести знание и власть над слепыми силами природы – Шакти. В этом потоке, как капли в Ганге, и мы с тобой и всё сущее.

Витаркананда поднял руки к горам, как бы сгоняя их воедино широким жестом.

– Ещё бесконечно много косной, мёртвой материи во вселенной. Крохотными ключами и ручейками текут повсюду отдельные Кармы: на земле, на планетах бесчисленных звёзд. Эти мелкие капли мысли, воли, совершенствования, ручейки духа стекают в огромный океан мировой души. Всё выше становится его уровень, всё неизмеримее – глубина, и прибой этого океана достигнет самых далёких звёзд!

У тебя, Даярам, крепка ещё повязка Майи на очах души, но ты видишь, что Карма позволила тебе жить чисто и добро, несмотря на все путы Майи. Разве можно вынуть что-нибудь из твоей груди насильно? Разве то, что останется, будет – ты, а изменение – твоим восхождением? Зачем же это, сын мой?

Витаркананда погладил склонённую голову молодого художника, и от этого прикосновения как будто легче стала безысходная правда его слов. Пришёл мальчик-послушник.

Витаркананда взял у него высокий медный кувшин, поставил на него плоскую чашку, в которую положил горящий уголь из жаровни.

Строение человеческой души давно известно мудрецам Индии и выражено формулой: «Ом мани падме хум» – жемчужина в цветке лотоса: вот лотос – это чаша с драгоценным огнём души, – гуру бросил на уголь щепотку каких-то зерен.

Вспышка ароматного дыма поднялась из чаши и растворилась в воздухе.

– Так, – продолжал учитель, – рождаются, вспыхивают и возносятся вверх, исчезая, высокие помыслы, благородные стремления, вызванные огнём души. А внизу, под лотосом, в медном кувшине, глубокое и тёмное основание души – видишь, как расширяется оно вниз и как крепко прильнуло своим дном к земле. Такова душа – твоя и всякого человека, видишь, как мелка чаша лотоса и как глубок кувшин. Из этого древнего основания идут все неясные помыслы, инстинкты и бессознательные реакции, выработанные миллионами лет слепого совершенствования звериной души. Чем сильнее огонь в чаше, тем скорее он очищает и переплавляет эти древние глубины. Но всё в мире имеет две стороны: сильный огонь бывает в сильном теле, в котором могучи древние зовы души. И если Карма не углубила чашу лотоса так, – Витаркананда приложил ладони ребром к краям чашки, – тогда из глубины кувшина может подняться порой столь неожиданное и сильное, что огонь не может его переплавить и даже угасает сам. Ты, Даярам, сильный, с горячим огнём в чаше лотоса, но крепко связан с древними основами жизни. Плотно закутан ты в покрывало Майи и оттого так остро и ярко чувствуешь все изгибы, все краски этого покрывала.

***

Присутствующие закивали головами, некоторые переглянулись.

– Многие положения индийской философии теперь, после того как европейская наука сделала гигантский шаг вперёд, предстают в новом свете, – продолжал Гирин. – Гуны – их три – это, по индийским понятиям, основные качества материального мира вечно изменяющейся природы. Индуизм включает сюда и психику, следовательно, считая её материальной и вечно изменяющейся. Это понимание развития психического мира человека давно уже принято философской мыслью Индии. Если взять учение о метампсихозе, в просторечии – переселении душ, перевоплощении из одного тела в другое, то с точки зрения наследственности мы, материалисты, можем принять, что происходит вечная передача механизмов наследственности. Эти механизмы в половых продуктах и есть настоящее бессмертие вида, передача эстафеты жизни от одного индивида к другому. В этом смысле мы все – отдалённые братья и уже много раз возрождались и умирали, как звенья великой цепи вида, неся в себе память поколений – их приспособительные инстинкты. Что же касается бесконечного повторения одного и того же, называйте вы это как хотите – душой или астральным телом, сгустком какой-то особой материи, – этого мы принять не можем. Если нет в мире двух похожих атомов, то как может быть повторим такой сложнейший организм, такая тонкая нервная организация, как человек? Каждая жизнь неповторима, как отдельность, и в то же время вечна или, во всяком случае, долговечна, как протянутая в будущее цепь сменяющих друг друга и нарождающихся вновь и вновь индивидов, как бегущие ряды вздымающихся и падающих волн одной и той же воды.

И опять трое индийцев, сидевших группой с левого края дивана, переглянулись после перевода профессора. Мрачная, недоверчивая улыбка чуть тронула тонкие губы старика с золотой пряжкой.

– Ещё одно понятие, предвосхищенное древнеиндийской философией, – понятие Кармы, то есть механизма, воздающего за проступки и заслуги, сделанные в прежних существованиях человека. Мы знаем теперь, что на механизмы наследственности, несомые в половых клетках, воздействуют, хотя и не сразу, хотя и не непосредственно (кстати, так же действует и ваша Карма, и это не совпадение, а отражение реальности), жизнь предков, их доблести и болезни. Влияя на наследственность, жизнь предков определяет не только физическую, но и психическую сущность потомков. Естественно, что правильная жизнь ведёт к здоровью, духовному и телесному, следовательно, к жизни более счастливой и полной. Таким образом, и Карма и метампсихоз осуществляются как эстафета, как олимпийский факел – в накоплении инстинктивной памяти и здоровья, то есть красоты и радости или, наоборот, болезней, слабости и несчастья. В этом смысле можно принять и дальнейшее развитие учения о Карме – Карме целых народов. Но мы считаем глубоко ошибочной неизбежную неотвратимость Кармы, непосильную ни богу, ни человеку. Познание законов наследственности, создание здоровой жизни, воспитание высоких душевных и телесных качеств – всё это в руках человека, правда, не одиночки, а общества. И потому Карма для будущих поколений может быть сознательно исправлена и предотвращена.

– Карму сознательно исправляет сам для себя мудрец, познавший законы справедливой жизни, – заметил, окончив переводить, Витаркананда.

– Но он не может исправить накопленного в прошлом, то, что нависает над его головой грозным воздаянием, и не только его, но и целого народа, так следует из вашего учения. А мы думаем, что всё передающееся из прошлого можно и нужно исправить, только стоит познать как. А что познание это возможно, то вряд ли вы будете оспаривать! Вы учите, что причинная вселенная подчинена единому механизму – это верно и с точки зрения материалиста. Однако если замысел божества неисповедим и цель его нам непонятна, то мы должны быть покорны неумолимому закону совершенствования. Для меня это неприемлемо…

Гирин заметил зажегшиеся осуждением и мрачным любопытством глаза собеседников, не смутился и продолжал…

Иван ЕФРЕМОВ [B.107.1]

 

 
     
 

…условия конкурса на соискание Госпремии не позволили внести в список многих людей, сыгравших в судьбе уникального комплекса важную роль.

Станислав ЗДОР, специалист СКБ-4 НТЦ КМЗ им. С. А. Зверева: «…вдруг начинаешь осмысливать: а кроме этого, больше ничего и не было. То есть вся жизнь ушла на, вот, разработку этого комплекса. Причём, вот, тут недавно я в архиве встретил свой первый отчёт, он датирован шестьдесят девятым годом». (2006 г) [T.1.IV.9]

 

Может быть, правильнее идти от личности Михоэлса?

Может быть, есть какое-то объяснение в нём самом?

За два года до смерти, выступая перед молодыми режиссерами, Соломон сказал очень точные слова: «Судьба человека – цепь событий, образующих линию борьбы, побед и поражений, – раскрывает идею данной жизни, её урок».

А. и Г. ВАЙНЕРЫ [B.133.1]

 

Пословица гласит: самая короткая дорога – знакомая. В те времена знакомым и привычным был только поиск коренных месторождений. Их знали, где находить, тогда как адрес россыпей оставался неизвестным. Возможно, попытки делались; из наносов брали наугад пробы, истирали их, промывали и, ничего не найдя, работы прекращали.

Аркадий ЛОКЕРМАН, кандидат геолого-минералогических наук [B.161.1]