ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН VIII. Libratio; Карма (Проклятия); Themis; Правосудие; Lex; Justice; Иероглиф (Поле, т.е. все, что подлежит возделыванию, обработке, культуре). |
||||||
Карма (Проклятия) |
||||||
fās n indecl. [for] 1) естественное право, высший (неписанный) закон, веление неба (contra jus fasque Sl, C): per omne f. et nefas L, Lcn всеми правдами и неправдами; jus ас f. С законы человеческие и божеские; f. omne mundi SenT боги всего мира; quod aut per naturam f. est aut per leges licet С что дозволено и установлениями природы, и законами (человеческими); 2) дозволенное (si hoc est f. dictu С): f. non est hospĭtem violare Cs нельзя обижать (притеснять) гостя; nec scire f. est omnia H знать всё (нам) не дано; f. est et ab hoste doceri О поучиться не грех и у врага; f. aliquid non putare Cs считать что-либо недозволенным; 3) волей богов решённое, предопределённое судьбой, судьба (si cadere f. est О); 4) (= jus) право (f. gentium, armorum T); 5) Vr = dies fastus (см. fastus I). [B.32]
colus, ūs f и colus, ī f (редко m) 1) прялка С, V, О etc.; 2) спряденная нить SenT; перен. нить жизни (rumpere supremas colūs VF). [B.32]
cōn-fātālis, e [fatum] предопределённый судьбой, написанный на роду, роковой С. [B.32]
vicis (gen.) (acc. em, abl. e; pl. nom. и acc. ēs, dat. и abl. ĭbus; остальные падежи неупотр.) f 1) смена, перемена, следование, чередование…; 2) превратность судьбы, судьба, удел, участь, pl. превратности, опасности…
μόρος ὁ 1) участь, жребий, судьба (преимущ. несчастная): ὑπὲρ μόρον Hom. судьбе вопреки; 2) кончина, смерть (преимущ. насильственная) (θάνατός τε μ. Hom.): σωτὴρ ἢ μ.; Aesch. спасение или смерть?; αἰτία τῶνδε κἀκείνων μόρων Soph. причина этой и той (т.е. Эвридики и Гемона) гибели. [B.169]
μόρσῐμον τό судьба, рок Pind. [B.169]
αἶσα ἡ 1) судьба, рок, участь, (пред)определение, олицетв. богиня судьбы: ἅσσα οἱ αἶ. γεινομένῳ ἐπένησε λίνῳ Hom. то, что ему было на роду написано (досл. то, что ему при рождении судьба спряла изо льна); Διὸς αἲσῃ Hom. по велению Зевса; ὑπὲρ αἶσαν Hom. вопреки судьбе; ἐν αἴσᾳ Aesch. по воле рока; 2) предел жизни, век: ἐπεὶ νύ τοι αἶ. μίνυνθά περ Hom. ибо жить тебе положено немного; 3) законность, справедливость, право: κατ’ αἶσαν Hom., οὐδ’ ὑπὲρ αἶσαν Hom. справедливо, не зря; παρ’ αἶσαν Pind. противозаконно; 4) часть, доля (ληΐδος Hom.): τίειν τινὰ ἐν καρὸς αἴσῃ Hom. ни во что не ставить кого-либо (досл. ценить кого-либо наравне с соломинкой); ἔργοιο τρίτη αἶ. Hes. треть работы. [B.169]
αἰών, ῶνος ὁ, реже ἡ (acc. тж. αἰῶ Aesch.) 1) век, жизнь (ψυχὴ καὶ αἰ. Hom.; αἰ. τλήμων Soph.): τελευτῆσαι καλῶς τὸν αἰῶνα Her. счастливо окончить свою жизнь; αἰῶνος στερεῖν τινα Aesch., лишать кого-либо жизни; ἐμὸν κατ’ αἰῶνα Aesch. пока я жив; 2) поколение: αἰῶνα ἐς τρίτον Aesch. до третьего поколения; ὁ μέλλων αἰ. Dem. потомство; 3) жизненный жребий, доля, судьба (τίν’ αἰῶν’ ἕξεις; Eur.); 4) век, время, эпоха, эра: δι’ αἰῶνος ἀπαύστου Aesch., в течение бесконечного времени; μακροὺς αἰῶνας Theocr. в течение долгих веков; εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων NT на веки веков; 5) вечность: ἀπ’ αἰῶνος Hes. испокон веков; τὸν δι’ αἰῶνος χρόνον или δι’ αἰῶνος Aesch., вечно; τὸν αἰῶνα Plat. навеки; 6) спинной мозг HH, Pind. [B.169]
ἀνάγκη, дор. ἀνάγκα ἡ 1) необходимость, неизбежность: ὑπ’ ἀνάγκης Hom., Hes., Aesch., Soph., Thuc., ἀνάγκῃ Hom., Soph., Thuc., σὺν ἀνάγκῃ Pind., δι’ и ἐξ ἀνάγκης Soph., Thuc., Plat., Arst., πρὸς ἀνάγκην Aesch., Arph., Plut., Luc. и κατ’ ἀνάγκην Xen. в силу необходимости, поневоле; κατ’ ἀνάγκην ἐπιτελεῖν τι Polyb. выполнить что-либо во что бы то ни стало; εἴπερ ἀ. Hom. если необходимо; πᾶσα или πολλὴ ἀ. ποιεῖν τι Aesch., Soph., Her., Plat. крайне необходимо сделать что-либо; 2) предопределение (свыше), судьба, рок (ἀ. δαιμόνων и αἱ ἐκ θεῶν ἀνάγκαι Eur.): ἀνάγκῃ οὐδὲ θεοὶ μάχονται Simonides ap. Plat. с судьбой и боги не борются; 3) закономерность, закон (τῶν οὐρανίων Xen.): ἔγγραφοι ἀνάγκαι Plut. писаные законы; 4) нужда, потребность (γαστρὸς ἀνάγκαι Aesch.; ἐρωτικαὶ ἀνάγκαι Plat.); 5) мучительный труд, страдание, мучение (πόνοι καὶ ἀνάγκαι Eur.): ἕρπειν κατ’ ἀνάγκην Soph. влачиться с трудом; ὑπ’ ἀνάγκας βοᾶν Soph. кричать от боли; ἐν ὠδίνων λοχίαις ἀνάγκαισι Eur. в родовых муках; 6) принуждение, насилие: ἀνάγκῃ Hom. по принуждению; τὰς ἀνάγκας προσάγειν τινί Thuc. применять насилие к кому-либо; 7) (преимущ. pl.) меры принуждения, пытка: ἐς ἀνάγκας ἄγεσθαι Her. быть ведóмым на пытку; τὰ πρὸς τὰς ἀνάγκας ὄργανα Polyb. орудия пытки; 8) неодолимая сила доказательства, искусный довод (ῥητόρων ἀνάγκαι Anacr.); 9) кровная близость, родство Xen., Isocr. [B.169]
εἱμαρμένη ἡ [part. pf. pass. к μείρομαι] (sc. μοῖρα) жребий, судьба Plat., Arst., Dem. [B.169]
|
||||||
Слово «карма» – хорошо это или плохо – распространилось повсеместно. Поставим своей целью использовать этот факт и придать термину больший практический смысл. Дадим рабочее определение: карма есть совокупность незавершённых процессов. Следовательно, она являет собой динамический аспект материи, то есть, попросту говоря, движение этой – физической, астральной, ментальной и т.д. – материи. Двигаясь от общего к частному, представим на минутку грандиозное количество движения, присущее материи универсума. Это удивительно разнообразное сплетение импульсов, потоков, столкновений на всех материальных планах – от самых грубых до самых тонких. Все эти движения – если мы признаем разумность Вселенной – когда-то кем-то инициированы, кто-то за них отвечает, кто-то с ними работает. Этот кто-то – некая единица сознания, будь то Великий Человек Небес или скромный служащий офиса. Оставляя в стороне бессмысленные широкие обобщения типа «так значит, карма – это всё», тем не менее подтвердим: Всё есть Карма. Всё есть Работа. Карма есть Работа. М. СВЕЧНИКОВ [B.66]
Владислав НОВГОРОДЦЕВ, психолог, руководитель, тренингового центра «Роза Мира»: «…эту же самую генетическую память ещё называют по-другому – её называют «Карма». [T.11.V.2]
|
||||||
Prof. Timothy Barrett, SOAS, University of London: «В буддизме жизнь каждого из нас – это просто часть бесконечного цикла перерождения под названием Сансара. А в смерти каждый человек должен предстать перед повелителем Ада, известного как Яма в китайской и тибетской культуре, и Эмма – в японской. Это изображено на свитке. На самом деле это японское изображение. Это копия, сделанная в девятнадцатом веке, отображающая оригинал свитка тринадцатого века, который до сих пор находится в храме Японии около Киото. Эти свитки являются формой просвещения – это пособие для тех, кто хотел прочесть проповедь под названием «Итоги», в котором использовались картинки и слова для того чтобы информировать, или скорее просвещать и образовывать прихожан о том, что произойдёт, если они не будут жить праведной жизнью. И это всё собрано здесь, на переднем плане, где показаны все виды мук и боли. Мы видим Эмму здесь, наверху. Этот свирепый бог, который обозревает происходящее внизу, а также, не смотря на то, что он возвышается над происходящим, он не совсем судит, потому что он держит зеркало. Это «Зеркало Кармы», где бедное несчастное создание должно посмотреть в это зеркало и наблюдать за тем, что он сделал в своей жизни. И Карма, как собирательный образ хороших и плохих поступков, решит его судьбу. Фактически она выступает в роли судьи, и решает, будет ли загробная жизнь лёгкой или тяжёлой». Ад в буддизме так же ужасен, как и в других религиях. Образ буддистского ада появился из японского свитка тринадцатого века под названием «Этоки», который использовался как религиозная инструкция для простого народа. Буддизм появился в Японии из Китая и Кореи в шестом веке нашей эры, он очень быстро стал популярен и был принят во всех слоях общества. В десятом веке японский монах Ген Шин в знаменитой рукописи описал восемь уровней ада. Его работа очень повлияла на искусство, и конкретно на создание таких свитков: «Мир злобных демонов и всепоглощающего огня», – буддистский ад очень похож на ад в христианстве и исламе, но есть и важное отличие. Prof. Timothy Barrett, SOAS, University of London: «Насколько бы ни был плохим он в буддизме, застряв в подземном пути в мучениях человек может найти выход благодаря КАРМЕ. Можно выбрать свой путь наверх, в небеса, например, но это займёт много времени из-за различных ловушек, змей и лестниц. И не исключена возможность опять попасть вниз, как и снова забраться наверх. Мысль такова – нужно стереть все границы и всем вместе достичь Нирваны». [T.13.II]
Буддизм – религия, возникла в Древней Индии в шестом веке до нашей эры. Основателем считается Гаутама. В центре буддизма культ четырёх благородных истин. Сушествует страдание и его причина, состояние освобождения и путь к нему. Основные догматы: реинкарнация – ряд повторных рождений после смерти, и карма – причинно-следственная связь и воздаяние. В Древней Руси жизнь Будды стала известна по повести о Варлааме и Иоасафе. Будда стал прообразом царевича Иоасафа, а сам царевич стал христианским святым, его память отмечается Русской православной церковью каждый год второго декабря. Оказывается ещё с Древней Руси каждый год в декабре братаемся с буддистами. [T.1.XXXIV]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…в сущности, именно тогда, когда ритуал перестаёт быть надёжным, когда он всё больше и больше обретает магический характер, тогда появляется учение о Карме и Сансаре, как альтернатива гибели. Фактически «Учение о карме и сансаре» – это учение о нашем Аде, но только повторяющемся. Поэтому «Учение о повторяющейся смерти» – так называется учение о карме. В «Мундака-упанишада» Сансара и карма появляются, когда человек отказывается от жертвоприношения, как сущностного акта, и рассматривает Путь богов и Путь предков: соответственно Путь предков ведёт к перерождению». [P.125.362]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…но карма – ни в малой степени не «судьба» или «участь». Карма, в прямом смысле слова, это «дело» и «действие». В эпоху вед «карма» – это «ритуально значимое действие, дающее плод» (пхала). Ведическая традиция основана на ритуале и на результатах ритуала, и из этого позднее возникло употребление слова «карма» как результата любого действия, слова или мысли. То есть любое человеческое движение воли, выраженное в действиях, слове или мысли, формирует «нечто» или хорошее, или плохое, или разрушающее добро, или созидающее. Но в контексте того, что любое бытие – это страдание, даже хорошая карма приведёт к тому, что ты переродишься. А ведь буддизм без сансары не может быть понят: Сансара присутствует. В буддизме карма – это плохо всегда, какая бы она ни была – самая благоприятная или самая неблагоприятная. Миряне, простолюдины ещё могут стремиться к хорошей карме, но мудрый человек – подвижник и даже мирянин, он, конечно, будет хотеть разрушить карму как таковую. И в буддизме карма – не воздаяние за добро или наказание за зло, как в некоторых индуистских системах карму даёт, скажем, Кришна, Вишну или Шива. А карма – это объективный базовый закон, действующий совершенно безлично, неотвратимо и автоматически. То или иное действие приводит к таким-то и таким-то результатам. Грубо говоря, от того, насколько вы хороши, добры, совершенно не зависит, обожжетесь вы, если сунете палец в огонь, или нет. Кто бы вы ни были, вы обожжетесь. Это объективная реальность, не зависящая от того, хороший вы человек или плохой. Так же точно и карма. Любое действие здесь приводит к результату, причём не только к тому результату, которого желает действующий человек, но и к тому, которого он не желает. Итак, Карма ведёт к Сансаре: всё в этом мире перерождается». [P.125.382]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…судьба человека зависит от ежеминутных выборов его воли, а воля свободна. Так и именуют зороастрийцы сами себя азад-кам (āzād-kām) – «те, чья воля свободна». Их воля не захвачена грехом, она принадлежит самому человеку. Но как же, если мир сотворён в определённое время, на определённое время, если победа окончательная Ахура Мазды определена; маги действительно верят в то, что звезды определяют судьбу – как же тогда соотнести с этим Свободу воли? Неслучайно ведь маги увидели Звезду Христа и пришли к нему с Востока? Маги умеют читать по звёздам. Но как же это соотнести? Так же, как Плотин в неоплатонизме, так же и зороастризме указывается интересная дихотомия. На пехлевийском языке это звучит так: «gete pat baxt, menok pat kunišn», что означает «материальное в соответствии с судьбой, духовное в соответствии с волей». То есть тело живёт в соответствии с судьбой, но ты это тело выправляешь, ты им действуешь – в нём же дух, в нём же урван – в соответствии с твоей свободной волей. Так осуществляется бегство от детерминизма. В пехлевийское время иранцы различали «Бакст» – «Вечную неизменяемую судьбу», и «Багобакст» («баго» – «божественная» или «благая») – «Судьбу, которую могут изменить боги, вняв молитве и жертве». [P.125.503]
|
||||||
Видите ли, Библия конечно не выдерживает критики с точки зрения феминизма, потому что она женщин упоминает реже чем мужчин. Она говорит, то есть система патриархата, она говорит о том как рождались сыновья, но не всегда упоминает о женщинах. Но для примера, это не означает, что женщин не было, я знаю только одного человека, который всерьёз это воспринял. Уже в иммиграции, во Франции был создан женский монастырь православный и служил там, но дело вот в чём, небольшой такой секрет я вам открою профессиональный, дело в том, что ну сказать самая тяжёлая карма которую можно заработать на земле – это быть священником в женском монастыре. Это по опыту своих одноклассников и знакомых я могу сказать. Это действительно очень тяжело, потому, что вы сами понимаете, чтоб не было иллюзий, что такое женский рабочий коллектив, а представьте себе, что они не только работают вместе, так ещё и живут, и ещё отдушины в виде семьи ни у кого из них нету. То есть это просто бесконечные сплетницы, сплетни, интриги и так далее, масса вот этих вещей очень неприятных в женских монастырях, особенно если нет настоящего духовника там или старици, когда с нуля зачастую создаётся особенно без нити преемственности, это всё очень тяжело. А иммиграция сама по себе, такой, что скажет княгиня Марья Николаевна, понимаете, это… А женский монастырь в иммиграции это «гадюшник в гадюшнике», понимаете. Ну вот поэтому можно представить какого жилось батюшкам в этом монастыре. И вот однажды там жил такой маститый, служил такой маститый протодьякон, и вот у него были такие отношения с игуменьями сёстрами. И вот однажды в неделю, да, перед Рождеством выходит читать Евангелие на литургии. Первое начало от Матфея родословие Иисуса Христа, открывает и читает: «Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакого, Иаков роди Иуду с братьями его. Хм! Смотрите дуры, раньше без вас обходились!..» (Смех в зале) Диакон АНДРЕЙ КУРАЕВ, кандидат философских наук, «Верую, ибо абсурдно», ДК Москва 1999.mp3
Вопрос: «Существует ли Судьба, или жизнь – это проживание кармы и стремление человека к…» Кураев: «Судьбы не существует, кармы не существует, есть Божий Промысел, Божий Замысел – это не Судьба. Божий Промысел означает, прежде всего, следующее, что исконная мечта русского человека реализована. А именно: «Знал бы, где упасть – соломки бы подложил», – вера в Промысел означает: где бы я ни падал – соломка уже лежит. Из любой пропасти можно воззвать к Господу и быть услышанным – было бы твоё желание «восстать из этой пропасти». Диакон АНДРЕЙ КУРАЕВ, кандидат философских наук, «Матрица».mp3
|
||||||
Основатель джайнизма Вардхамана странствовал и вёл аскетический образ жизни. Последователи называли его Махавирой, а за то, что он достиг всевидения его стали называть Джиной – Победителем Кармы – Судьбы. А основатели учения стали именоваться джайнами. Махавира же принял на себя роль Учителя, утверждающего, что главная цель жизни – это освобождение от «Пут кармы», а достичь его можно только праведной жизнью и аскетическими упражнениями. Величайшим грехом считал Учитель нанесения вреда живым существам. В семидесятидвухлетнем возрасте вдали от людей Махавира Джина ушёл из жизни, разрубив узы рождения, старости и смерти. При императоре Самбрате джайнизм распространился по всей стране, и даже некоторое время являлся государственной религией штата Гуджарат. Хотя специальные миссии и направлялись джайнами в разные страны, но за пределы Индии в древности джайнизм так и не вышел. Джайнисты верят не в Бога, а в сущности тиртханкары, что переводится как «Искатели брода». Устав жизни джайнистского монаха всегда остаётся предельно строгим. Во время обряда посвящения в монахи, в отличие от похожего обряда в православных монастырях, волосы будущему монаху не стригут, а выдирают с корнем. Он предаётся всякого рода самоистязаниям: часами медитирует под палящими лучами Солнца, длительное время выдерживает неудобные позы. Джайнская ограниченность пищи усугубляется частыми постами. Образ жизни монаха-джайна определяется пятью обетами, запрещающими убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и владение собственностью. [T.7.III]
|
||||||
…я беседовал с ним о нравах и обычаях турок, живущих в Боснии и Герцеговине. Я рассказал, со слов одного моего коллеги, практиковавшего в их среде, о том, с каким глубоким доверием они относятся к врачу и с какой покорностью преклоняются пред судьбой. Когда сообщаешь им, что больной безнадежен, они отвечают: «Господин (Herr), о чем тут говорить? Я знаю, если бы его можно было спасти, ты бы спас его». З. ФРЕЙД [B.84]
Dr. Peter T. Struck, University of Pennsylvania: «Греческие боги вовсе не безгрешны: у них есть сильные и слабые стороны. То есть у них есть всё, что есть у обычного человека. Когда греки представляли богов, они видели их такими же, как мы с вами, только очень высокими, – так им было проще принять их существование… В древности была только одна сила могущественнее, чем Зевс – сила Судьбы. Даже сам Зевс не смог бы ей противиться. Как бы он ни хотел её изменить, избежать, он всё равно подчиняется её воле». [T.18.XXIII.1]
|
||||||
– Разве ты забыл, что сам строишь свою Карму, сам медленно и упорно восходишь по бесконечным ступеням совершенствования? Сама, только сама душа отвечает за себя на этом пути, от которого не свободен ни один атом в мире. О великий путь совершенствования! Знаешь ли ты, как медленно и мучительно, в неисчислимых поколениях безобразных чудовищ, пожирателей тины и падали, в тупых, жвачных, яростных и вечно голодных хищниках проходила материя кальпу за кальпой, чтобы обогатиться духом, приобрести знание и власть над слепыми силами природы – Шакти. В этом потоке, как капли в Ганге, и мы с тобой и всё сущее. Витаркананда поднял руки к горам, как бы сгоняя их воедино широким жестом. – Ещё бесконечно много косной, мёртвой материи во вселенной. Крохотными ключами и ручейками текут повсюду отдельные Кармы: на земле, на планетах бесчисленных звёзд. Эти мелкие капли мысли, воли, совершенствования, ручейки духа стекают в огромный океан мировой души. Всё выше становится его уровень, всё неизмеримее – глубина, и прибой этого океана достигнет самых далёких звёзд! У тебя, Даярам, крепка ещё повязка Майи на очах души, но ты видишь, что Карма позволила тебе жить чисто и добро, несмотря на все путы Майи. Разве можно вынуть что-нибудь из твоей груди насильно? Разве то, что останется, будет – ты, а изменение – твоим восхождением? Зачем же это, сын мой? Витаркананда погладил склонённую голову молодого художника, и от этого прикосновения как будто легче стала безысходная правда его слов. Пришёл мальчик-послушник. Витаркананда взял у него высокий медный кувшин, поставил на него плоскую чашку, в которую положил горящий уголь из жаровни. – Строение человеческой души давно известно мудрецам Индии и выражено формулой: «Ом мани падме хум» – жемчужина в цветке лотоса: вот лотос – это чаша с драгоценным огнём души, – гуру бросил на уголь щепотку каких-то зерен. Вспышка ароматного дыма поднялась из чаши и растворилась в воздухе. – Так, – продолжал учитель, – рождаются, вспыхивают и возносятся вверх, исчезая, высокие помыслы, благородные стремления, вызванные огнём души. А внизу, под лотосом, в медном кувшине, глубокое и тёмное основание души – видишь, как расширяется оно вниз и как крепко прильнуло своим дном к земле. Такова душа – твоя и всякого человека, видишь, как мелка чаша лотоса и как глубок кувшин. Из этого древнего основания идут все неясные помыслы, инстинкты и бессознательные реакции, выработанные миллионами лет слепого совершенствования звериной души. Чем сильнее огонь в чаше, тем скорее он очищает и переплавляет эти древние глубины. Но всё в мире имеет две стороны: сильный огонь бывает в сильном теле, в котором могучи древние зовы души. И если Карма не углубила чашу лотоса так, – Витаркананда приложил ладони ребром к краям чашки, – тогда из глубины кувшина может подняться порой столь неожиданное и сильное, что огонь не может его переплавить и даже угасает сам. Ты, Даярам, сильный, с горячим огнём в чаше лотоса, но крепко связан с древними основами жизни. Плотно закутан ты в покрывало Майи и оттого так остро и ярко чувствуешь все изгибы, все краски этого покрывала. *** Присутствующие закивали головами, некоторые переглянулись. – Многие положения индийской философии теперь, после того как европейская наука сделала гигантский шаг вперёд, предстают в новом свете, – продолжал Гирин. – Гуны – их три – это, по индийским понятиям, основные качества материального мира вечно изменяющейся природы. Индуизм включает сюда и психику, следовательно, считая её материальной и вечно изменяющейся. Это понимание развития психического мира человека давно уже принято философской мыслью Индии. Если взять учение о метампсихозе, в просторечии – переселении душ, перевоплощении из одного тела в другое, то с точки зрения наследственности мы, материалисты, можем принять, что происходит вечная передача механизмов наследственности. Эти механизмы в половых продуктах и есть настоящее бессмертие вида, передача эстафеты жизни от одного индивида к другому. В этом смысле мы все – отдалённые братья и уже много раз возрождались и умирали, как звенья великой цепи вида, неся в себе память поколений – их приспособительные инстинкты. Что же касается бесконечного повторения одного и того же, называйте вы это как хотите – душой или астральным телом, сгустком какой-то особой материи, – этого мы принять не можем. Если нет в мире двух похожих атомов, то как может быть повторим такой сложнейший организм, такая тонкая нервная организация, как человек? Каждая жизнь неповторима, как отдельность, и в то же время вечна или, во всяком случае, долговечна, как протянутая в будущее цепь сменяющих друг друга и нарождающихся вновь и вновь индивидов, как бегущие ряды вздымающихся и падающих волн одной и той же воды. И опять трое индийцев, сидевших группой с левого края дивана, переглянулись после перевода профессора. Мрачная, недоверчивая улыбка чуть тронула тонкие губы старика с золотой пряжкой. – Ещё одно понятие, предвосхищенное древнеиндийской философией, – понятие Кармы, то есть механизма, воздающего за проступки и заслуги, сделанные в прежних существованиях человека. Мы знаем теперь, что на механизмы наследственности, несомые в половых клетках, воздействуют, хотя и не сразу, хотя и не непосредственно (кстати, так же действует и ваша Карма, и это не совпадение, а отражение реальности), жизнь предков, их доблести и болезни. Влияя на наследственность, жизнь предков определяет не только физическую, но и психическую сущность потомков. Естественно, что правильная жизнь ведёт к здоровью, духовному и телесному, следовательно, к жизни более счастливой и полной. Таким образом, и Карма и метампсихоз осуществляются как эстафета, как олимпийский факел – в накоплении инстинктивной памяти и здоровья, то есть красоты и радости или, наоборот, болезней, слабости и несчастья. В этом смысле можно принять и дальнейшее развитие учения о Карме – Карме целых народов. Но мы считаем глубоко ошибочной неизбежную неотвратимость Кармы, непосильную ни богу, ни человеку. Познание законов наследственности, создание здоровой жизни, воспитание высоких душевных и телесных качеств – всё это в руках человека, правда, не одиночки, а общества. И потому Карма для будущих поколений может быть сознательно исправлена и предотвращена. – Карму сознательно исправляет сам для себя мудрец, познавший законы справедливой жизни, – заметил, окончив переводить, Витаркананда. – Но он не может исправить накопленного в прошлом, то, что нависает над его головой грозным воздаянием, и не только его, но и целого народа, так следует из вашего учения. А мы думаем, что всё передающееся из прошлого можно и нужно исправить, только стоит познать как. А что познание это возможно, то вряд ли вы будете оспаривать! Вы учите, что причинная вселенная подчинена единому механизму – это верно и с точки зрения материалиста. Однако если замысел божества неисповедим и цель его нам непонятна, то мы должны быть покорны неумолимому закону совершенствования. Для меня это неприемлемо… Гирин заметил зажегшиеся осуждением и мрачным любопытством глаза собеседников, не смутился и продолжал… Иван ЕФРЕМОВ [B.107.1]
|
||||||
…условия конкурса на соискание Госпремии не позволили внести в список многих людей, сыгравших в судьбе уникального комплекса важную роль. Станислав ЗДОР, специалист СКБ-4 НТЦ КМЗ им. С. А. Зверева: «…вдруг начинаешь осмысливать: а кроме этого, больше ничего и не было. То есть вся жизнь ушла на, вот, разработку этого комплекса. Причём, вот, тут недавно я в архиве встретил свой первый отчёт, он датирован шестьдесят девятым годом». (2006 г) [T.1.IV.9]
Может быть, правильнее идти от личности Михоэлса? Может быть, есть какое-то объяснение в нём самом? За два года до смерти, выступая перед молодыми режиссерами, Соломон сказал очень точные слова: «Судьба человека – цепь событий, образующих линию борьбы, побед и поражений, – раскрывает идею данной жизни, её урок». А. и Г. ВАЙНЕРЫ [B.133.1]
Пословица гласит: самая короткая дорога – знакомая. В те времена знакомым и привычным был только поиск коренных месторождений. Их знали, где находить, тогда как адрес россыпей оставался неизвестным. Возможно, попытки делались; из наносов брали наугад пробы, истирали их, промывали и, ничего не найдя, работы прекращали. Аркадий ЛОКЕРМАН, кандидат геолого-минералогических наук [B.161.1]
|
||||||