ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН VIII. Libratio; Карма; Themis; Правосудие; Lex; Justice; Иероглиф.

   

Иероглиф

 
   

Иероглиф этого аркана поле, т.е. все, что подлежит возделыванию, обработке, культуре. Это та пассивная область, на которую должна обратиться деятельность Победителя VII-го аркана.

ГОМ [B.27]

 

I campus, ī m 1) открытое поле, равнина, степь (herbidus, aquosus, torridus L; herbosus H); 2) поле сражения (in campo castra ponere Nep); 3) открытое сражение: nunquam in campo sui fecit potestatem Nep (Агесилай) никогда не позволял приблизиться к себе в открытом бою; 4) поэт. водная гладь (campi caerulei Pl); 5): Campus (Martius) H Марсово поле (в IX округе Рима, на берегу Тибра, место собраний comitia centuriata); перен. комиции (campum appellare pro comitiis C); 6) военный плац (для строевых занятий, парадов, смотров и т. п.) C, H etc.; 7) поле деятельности, поприще (honoris et gloriae PJ); область, сфера (aequitatis C). [B.32]

 

 
     
 

Prof. Blaire Van Valkenburgh, UCLA: «Все плотоядные демонстрируют территориальное поведение». [T.12.XCI.3]

 

John Friend, Ancient Combat Expert: «У греков нет выражения «Завоевать землю мечом», они сказали бы «Завоевать копьём». Причина, по которой предпочтение отдавалось копью – его длина. Можно поразить врага до того, как он дотянется». [T.4.XLIII.1]

 

…на пути из Европы в Азию через пролив Дарданеллы Александр лично стоял у кормила царской триремы. Он щеголял блестящими доспехами и, словно герой Гомера, вернувшийся на Троянский берег, опоздав на пять веков. Александр прекрасно понимал Илиаду, поскольку правил, прибегая к военному искусству и силе оружия. Он намеренно прилюдно разыскал историю Гомера о первом греческом воине, прибывшем на Троянскую войну.

Prof. Paul Cartledge, University of Cambridge: «Его корабль первым пересёк пролив, и он сам первым спрыгнул с корабля на берег. История рассказывает, что он воткнул своё копьё в песок. У греков есть слово, которое буквально значит «Приобретённое копьём», так что он символически показал, что эта земля отныне принадлежит ему». [T.13.CX.3]

 

…у древних греков родовые профессии назывались «мойра» (судьба, рок, предопределение)

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

 
     
 

Сам Сталин признался в конце войны Миловану Джиласу: «Эта война не похожа на предшествующие. В эту войну армии, занимающие территории других стран, устанавливают там свой строй».

Татьяна ГОРЯЕВА, доктор исторических наук [A.3]

 

Julian Richards, archaeologist, writer and broadcaster: «…когда видишь, насколько в Западной Норвегии мало земли, становится ясно, что тянуло их Оркнейские и Шетландские острова».

…норвежцы, пришедшие из Ирландии оставили свой след в камне. Древние образы говорят о славе и величии. На севере Англии отмечены сотни памятников. На многих памятниках христианские символы смешаны с военными.

Prof. Richard Bailey, University of Newcastle: «Здесь у нас воин в остроконечном шлеме. С одной стороны копьё, с другой – топор, сверху щит, а здесь меч. Это символ власти и силы: «Я воин, и эта земля моя». На самом деле он мог быть крестьянином, но хотел, чтобы его помнили как воина».

Судя по скульптурам и топонимам, в северной Англии закрепилась группа знатных викингов. [T.17.XXXVII]

 

 
     
 

Кан также сохранил для истории жизнь оккупированной французской провинции.

Dr. Gilles Baud-Berthier, Director of the Albert-Kahn Museum: «Неверно думать, что архивы Альбера Кана во время Первой Мировой войны ограничивались и состояли исключительно из трагических событий на фронте. Нет, они также были богаты снимками, сделанными в провинции. И эти работы, показывающие сельскую жизнь, как бы продолжают задуманный Каном проект «Архив планеты».

Альбер Кан стремился запечатлеть тогдашние перемены в мире, и было интересно наблюдать, как в одной и той же стране, измученной войной, одновременно в сражениях гибнут солдаты, и продолжается мирная жизнь. Сельскохозяйственные работы должны были продолжаться, даже когда все главные работники отправились на фронт.

Prof. Jay M. Winter, Yale University: «Сельское хозяйство, в каком то смысле, – антитеза войны: здесь главное плодородие, рост, а не уничтожение. Тем, кто жил в провинции, тоже пришлось очень нелегко, работы, всё равно, приходилось выполнять, и, как правило, без мужчин и без скотины. Это означало, что старикам пришлось вновь приниматься за тяжкий труд, а женщины впрягались в плуг как лошади или волы». [T.10.CCCXLVII.2]

 

Средние века – это эпоха феодализма: власть основана на владении землёй, а богатство наживается путём выращивания сельскохозяйственных культур и скота. Феодализм появился вследствие падения Римской империи, и представляет собой фазу тяжёлого политического перехода. Феодальная система основана на клятве, которую вассал приносит более могущественному и сильному сеньору, а взамен получает выгоду и военную защиту. [T.13.CIII.6]

 

 
     
 

Анекдот от (Сосо Павлиашвили, певец)

В метро на конечной станции проверяющий милиционер заходит в вагон и видит, что какой-то мужик задремал, а книжка его на полу валяется. Поднял книжку, читает на обложке: «Ландау. Теория поля». Милиционер трясёт пассажира за плечо и кричит:

Эй! Агроном! Вставай, конечная! [A.74]

 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…моих родителей спрашивали: «Куда ваша будет поступать? – На исторический». Реакция была типичная такая: «Надо же? А так хорошо училась». И дальше им разъясняли: «Да вы что!? Выпускники истфака, их отправляют председателями колхозов». И отправляли… Но меня взяли в аспирантуру». [T.10.LXIX.8]

 

Виталий ДЫМАРСКИЙ, журналист, политолог: «Геннадий Степанович у нас личность легендарная.

…у Геннадия Степановича в биографии есть удивительные страницы. Помимо того, что он великолепный экономист-аграрник, у него есть такая страница его экономической деятельности практической. Потому что выпускник МГИМО, молодой дипломат, получивший назначение в Данию в статусе пресс-атташе нашего посольства, советского посольства, не едет за границу, а добровольцем уезжает председателем колхоза в Казахстан на освоение Целины».

Геннадий ЛИСИЧКИН, доктор экономических наук, главный научный специалист Института Экономики РАН: «…в 1955 году.

…начиная с детства. Если почитаешь Павла Корчагина, Комсомольск-на-Амуре. То, что мы читали, то в нас и отозвалось.

Ой, как я был благодарен судьбе, что именно в таком возрасте. Надо было попробовать прыгнуть в реку, в море, в этот океан. И если ты выплывешь, то тогда получишь очень большие знания, которых мне хватило на всю жизнь, и пока я живу, я пользуюсь тем багажом, который я тогда почерпнул на Целине.

…а я знал, что если я партийный билет положу, то меня даже истопником или дворником не возьмут». [P.97.57]

 

 
     
 

Дмитрий ВОЛОДИХИН, доктор исторических наук: «Иван Третий внёс одну, но очень важную черту в организацию власти в Северо-восточной Руси – владение землёй в значительной степени рассматривалось как семейное дело. Иван Третий пошёл по пути крайнего ограничения власти не только соседних Рюриковичей, каких-нибудь князей Ростовских, князей Ярославских – своих братьев – он пошёл по пути ограничения власти Московской семьи. С этого момента (с Ивана Третьего) Московские государи перестают воспринимать владение «землёй русской», Русью в целом, как семейное дело, и «земля», страна есть владение Государя, а всеми остальные, кем бы они ни были, он может командовать, поскольку это он им делегирует власть над землёй, это он им делегирует определённые права. А не захочет, может и отобрать».

Николай БОРИСОВ, доктор исторических наук: «Вот эта вот формула «Государь Всея Руси», она появляется в семидесятые годы, то есть, примерно в середине правления Ивана, и, конечно, она была такой политической заявкой – заявкой на то, что со временем Иван может претендовать на всю территорию бывшего древнерусского государства, то есть территорию, где жили восточные славяне. И понятно, что нашим западным соседям это не понравилось: те же поляки, те же литовцы, они отказывались признавать за ним этот титул.

Основа русской армии шестнадцатого-семнадцатого века – дворянское ополчение. Вот само по себе это дворянское ополчение было создано при Иване Третьем. После того, как он присоединил Новгород у него появилось много свободной земли. Он её разрезает на кусочки, на поместья и раздаёт своим слугам в качестве вот такого условного владения. Так что поместная конница, поместное ополчение – это мощный стержень русской армии. Кроме того он создал русскую артиллерию. Он пригласил лучших оружейников того времени – итальянцев – которые построили в Москве не только соборы, но и «пушечный двор». Плюс к этому он научился использовать служивых татар: касимовские татары перешли на московскую службу при Иване Третьем и оказались очень боеспособной частью московского войска. Ну, и, наконец, при нём очень большое развитие получило то, что мы сейчас называем военно-промышленным комплексом: для того, чтобы воин чувствовал себя в битве защищённым, он должен был иметь кольчугу, шлем, латы, поручи, поножи…» [T.10.LI.125]

 

Сергей СОЛОВЬЁВ, кандидат философских наук: «С учётом интересов помещичьего класса Россия до 1905-го года по уровню концентрации земельной собственности – одна из лидеров в мире, кстати, как и сейчас, между прочим: 155 семейств контролируют два десятка миллионов десятин земли – это чудовищная совершенно концентрация. Другое дело, что они потом её будут распродавать, отдельный вопрос – на каких условиях. И при этом это крайне неэффективная экономическая модель, потому что обладая такими землями нет никакой потребности в них что бы то ни было вкладывать: при существующей системе ты и так получишь с них доход, не заморачиваясь на тему того, что там происходит.

Кто эту систему хотел реформировать? Можем взять биографию Витте Сергея Юльевича, который, по моему мнению, является последним крупным государственным деятелем в Российской империи, которому что-то удалось: «Десятилетие Витте» – вот этот скачок экономический тоже дорогой ценой осуществлённый. Как только Витте решил прикоснуться к «аграрному вопросу», на этом его история заканчивается». [T.10.LI.109]

 

…пастух – весьма почитаемая фигура и в традиционных культурах: он общается с Горним миром, находясь в связи с Миром дольним. Отсюда и налёт сакральности и демонизация непременного участника деревенских ритуалов.

Придворные поэты прославляли римского императора Августа в разных жанрах. Вергилий в своих стилизациях пастушеских песен «Буколиках» [ βουκόλος (греч.) – пастух] идеализировал жизнь мелких сельхоз производителей, составлявших основу августовского правления. Буколики легли в основу нового жанра и целой культурной традиции. В европейской истории она будет регулярно напоминать о себе.

Шестнадцатый век. Поэт Филип Сидни (Philip Sidney). Король Англии Карл Первый перед казнью не выпускал из рук его поэму «Аркадия». В ней можно было найти забвение от земных страданий. Она была подражанием «Аркадии» итальянца Саннадзаро (Jacopo Sannazaro) – родоначальника ставшим универсальным жанра пасторали [pastorale (фр.) – пастушеский]. Блаженная жизнь пастухов и пастушек, наделённых манерой и психикой придворной знати, позволяла тогдашней аристократии отрешиться от грозных реалий надвигающегося капитализма, чреватого гражданскими войнами и буржуазными революциями. Действие пасторальных драм, комедий и опер разворачивалось в райском уголке земли Аркадии, прообразом которой стала живописная область на севере Греции. В какой-то степени её можно считать прародиной Фабрики грёз и Индустрии глянца двадцатого века…

…а глаголы «пахать» и «пасти» выросли из одного индоевропейского корня [*pā- (и.-е.)] [T.10.I.5]

 

 
     
 

Анна ИВАНОВА, психолог: «Чем дальше человек от земли, тем ближе он к неврозу. А народ как рванул с земли, просто рванул». [T.10.CDLXXV]

 

Феллах живёт по календарю коптов.

«Кто говорит «феллах», говорит «труд», – часто цитировал Лютфи Гомаа слова лучшего исследователя египетской деревни начала 50-х годов А. Аиру. – Это арабское слово стало международным. В словарях всех языков мы находим его как производное от глагола «фаляха», который точно означает: пахать, упорно трудиться, работать»…

Нынешний египетский ландшафт рукотворен почти в той же мере, что и голландский. Человек участвовал в его формировании вместе с водой, почвой и солнцем и был одним из величайших экологических факторов, не нарушавших гармонии природы. Просто в вечном противостоянии пустыни и антипустыни он был частью антипустыни. Не Нил, а коллективный человеческий труд – поколение за поколением, тысячелетие за тысячелетием – сделал Египет Египтом.

Алексей ВАСИЛЬЕВ, доктор исторических наук [A.324]

 

…крестьяне дун (dong) с большим уважением относятся к Природе и Матери-земле, которая их защищает и питает. Маленькие народности Гуйчжоу придерживаются языческих верований: как все, кто работает на земле, они почитают Воду, Небо, осадки и духов полей. Большинство крестьян почитают мифическое существо, связанное с дождём и богатым урожаем. [T.10.CDXXI]

 

В старину химики пользовались словом «земля» для обозначения разных веществ, которые не растворялись в воде и не разлагались под действием тепла. Самыми известными «землями» были песок, боксит, известняк, магнезия и окись железа. Все эти пять «земель» составляют около 90 % земной коры, так что слово «земля» было здесь не так далеко от истины.

Известняк и магнезию можно перевести в раствор действием определённых реактивов; такие растворы называются щелочами, поэтому известняк и магнезию назвали щелочными землями, а когда из них были выделены элементы кальций и магний, их назвали щелочноземельными элементами.

Айзек Азимов [B.129.2]

 

 
     
 

( שָׂדֶה ) [śāde] поле [B.18]

( נַחֲלָה ) надел, удел, владение, наследство [B.18]

( אֲדָמָה ) [’ǎdāmā] земля, почва [B.18]

( אֶרֶץ ) [’éres] земля, страна [B.18]

( עָבַד ) [‘ābad] служить, работать; возделывать (землю) [B.18]

 

ager, agrī m 1) земля, область, территория; 2) поле, пашня, земельный участок

 

 
     
 

Ещё одним полем деятельности талантливого гражданина Афин была религия. Из некоторых источников известно, что Софокл, на то время пока в Афинах не был построен храм божественного врачевателя Асклепия, совершал культ этого бога в своём доме

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ