ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН VIII. Libratio; Карма; Themis; Правосудие; Lex; Justice; Иероглиф. |
||||||
Иероглиф |
||||||
Иероглиф этого аркана – поле, т.е. все, что подлежит возделыванию, обработке, культуре. Это та пассивная область, на которую должна обратиться деятельность Победителя VII-го аркана. ГОМ [B.27]
I campus, ī m 1) открытое поле, равнина, степь (herbidus, aquosus, torridus L; herbosus H); 2) поле сражения (in campo castra ponere Nep); 3) открытое сражение: nunquam in campo sui fecit potestatem Nep (Агесилай) никогда не позволял приблизиться к себе в открытом бою; 4) поэт. водная гладь (campi caerulei Pl); 5): Campus (Martius) H Марсово поле (в IX округе Рима, на берегу Тибра, место собраний comitia centuriata); перен. комиции (campum appellare pro comitiis C); 6) военный плац (для строевых занятий, парадов, смотров и т. п.) C, H etc.; 7) поле деятельности, поприще (honoris et gloriae PJ); область, сфера (aequitatis C). [B.32]
|
||||||
Prof. Blaire Van Valkenburgh, UCLA: «Все плотоядные демонстрируют территориальное поведение». [T.12.XCI.3]
John Friend, Ancient Combat Expert: «У греков нет выражения «Завоевать землю мечом», они сказали бы «Завоевать копьём». Причина, по которой предпочтение отдавалось копью – его длина. Можно поразить врага до того, как он дотянется». [T.4.XLIII.1] * δορι-άλωτος, ион. δουριάλωτος 2 (ᾰ) добытый копьём, т.е. захваченный на войне (χώρη Her.; λέχος Soph.; sc. γυνή Eur.; πόλεις Dem.): τὰ δορυάλωτα Isocr. завоевания. [B.169]
…на пути из Европы в Азию через пролив Дарданеллы Александр лично стоял у кормила царской триремы. Он щеголял блестящими доспехами и, словно герой Гомера, вернувшийся на Троянский берег, опоздав на пять веков. Александр прекрасно понимал Илиаду, поскольку правил, прибегая к военному искусству и силе оружия. Он намеренно прилюдно разыскал историю Гомера о первом греческом воине, прибывшем на Троянскую войну. Prof. Paul Cartledge, University of Cambridge: «Его корабль первым пересёк пролив, и он сам первым спрыгнул с корабля на берег. История рассказывает, что он воткнул своё копьё в песок. У греков есть слово, которое буквально значит «Приобретённое копьём», так что он символически показал, что эта земля отныне принадлежит ему». [T.13.CX.3]
…у древних греков родовые профессии назывались «мойра» (судьба, рок, предопределение) Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]
|
||||||
Сам Сталин признался в конце войны Миловану Джиласу: «Эта война не похожа на предшествующие. В эту войну армии, занимающие территории других стран, устанавливают там свой строй». Татьяна ГОРЯЕВА, доктор исторических наук [A.3]
Julian Richards, archaeologist, writer and broadcaster: «…когда видишь, насколько в Западной Норвегии мало земли, становится ясно, что тянуло их Оркнейские и Шетландские острова». …норвежцы, пришедшие из Ирландии оставили свой след в камне. Древние образы говорят о славе и величии. На севере Англии отмечены сотни памятников. На многих памятниках христианские символы смешаны с военными. Prof. Richard Bailey, University of Newcastle: «Здесь у нас воин в остроконечном шлеме. С одной стороны копьё, с другой – топор, сверху щит, а здесь меч. Это символ власти и силы: «Я воин, и эта земля моя». На самом деле он мог быть крестьянином, но хотел, чтобы его помнили как воина». Судя по скульптурам и топонимам, в северной Англии закрепилась группа знатных викингов. [T.17.XXXVII]
|
||||||
Кан также сохранил для истории жизнь оккупированной французской провинции. Dr. Gilles Baud-Berthier, Director of the Albert-Kahn Museum: «Неверно думать, что архивы Альбера Кана во время Первой Мировой войны ограничивались и состояли исключительно из трагических событий на фронте. Нет, они также были богаты снимками, сделанными в провинции. И эти работы, показывающие сельскую жизнь, как бы продолжают задуманный Каном проект «Архив планеты». Альбер Кан стремился запечатлеть тогдашние перемены в мире, и было интересно наблюдать, как в одной и той же стране, измученной войной, одновременно в сражениях гибнут солдаты, и продолжается мирная жизнь. Сельскохозяйственные работы должны были продолжаться, даже когда все главные работники отправились на фронт. Prof. Jay M. Winter, Yale University: «Сельское хозяйство, в каком то смысле, – антитеза войны: здесь главное плодородие, рост, а не уничтожение. Тем, кто жил в провинции, тоже пришлось очень нелегко, работы, всё равно, приходилось выполнять, и, как правило, без мужчин и без скотины. Это означало, что старикам пришлось вновь приниматься за тяжкий труд, а женщины впрягались в плуг как лошади или волы». [T.10.CCCXLVII.2]
Средние века – это эпоха феодализма: власть основана на владении землёй, а богатство наживается путём выращивания сельскохозяйственных культур и скота. Феодализм появился вследствие падения Римской империи, и представляет собой фазу тяжёлого политического перехода. Феодальная система основана на клятве, которую вассал приносит более могущественному и сильному сеньору, а взамен получает выгоду и военную защиту. [T.13.CIII.6]
|
||||||
Анекдот от (Сосо Павлиашвили, певец) В метро на конечной станции проверяющий милиционер заходит в вагон и видит, что какой-то мужик задремал, а книжка его на полу валяется. Поднял книжку, читает на обложке: «Ландау. Теория поля». Милиционер трясёт пассажира за плечо и кричит: – Эй! Агроном! Вставай, конечная! [A.74]
Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…моих родителей спрашивали: «Куда ваша будет поступать? – На исторический». Реакция была типичная такая: «Надо же? А так хорошо училась». И дальше им разъясняли: «Да вы что!? Выпускники истфака, их отправляют председателями колхозов». И отправляли… Но меня взяли в аспирантуру». [T.10.LXIX.8]
Виталий ДЫМАРСКИЙ, журналист, политолог: «Геннадий Степанович у нас личность легендарная. …у Геннадия Степановича в биографии есть удивительные страницы. Помимо того, что он великолепный экономист-аграрник, у него есть такая страница его экономической деятельности практической. Потому что выпускник МГИМО, молодой дипломат, получивший назначение в Данию в статусе пресс-атташе нашего посольства, советского посольства, не едет за границу, а добровольцем уезжает председателем колхоза в Казахстан на освоение Целины». Геннадий ЛИСИЧКИН, доктор экономических наук, главный научный специалист Института Экономики РАН: «…в 1955 году. …начиная с детства. Если почитаешь Павла Корчагина, Комсомольск-на-Амуре. То, что мы читали, то в нас и отозвалось. Ой, как я был благодарен судьбе, что именно в таком возрасте. Надо было попробовать прыгнуть в реку, в море, в этот океан. И если ты выплывешь, то тогда получишь очень большие знания, которых мне хватило на всю жизнь, и пока я живу, я пользуюсь тем багажом, который я тогда почерпнул на Целине. …а я знал, что если я партийный билет положу, то меня даже истопником или дворником не возьмут». [P.97.57]
|
||||||
Николай БОРИСОВ, доктор исторических наук, МГУ: «…феодализм – это одна из общественно-экономических формаций. Здесь мы неизбежно возвращаемся к теории исторического материализма созданной Марксом и Энгельсом и, по сути дела, до сих пор непревзойдённой с точки зрения масштабности объяснения исторических процессов. Так вот, согласно марксизма-ленинизма, согласно исторического материализма, точнее говоря, существует такой этап в развитии человечества феодализм. Феодализм это такая же общественно-экономическая формация, как первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капитализм, и дальше Маркс надеялся, что будет социализм, а затем и коммунизм. Соответственно каждая из этих общественно-экономических формаций, имеет свои признаки, по которым историк определяет: есть у меня какое-то общество, есть у меня какие-то сведения – что там происходило. И я задаю себе вопрос: можно ли это общество назвать феодальным, или рабовладение, ил это капитализм, или ещё что-то. Признаки феодальных отношений. Первый признак – это сочетание крупной земельной собственности и мелкого крестьянского владения. То есть, проще говоря, есть люди, которые владеют огромными кусками земли, а земля – это основа жизни при феодальном обществе: владеют огромными кусками земли на правах собственности. Это князья, бояре в русской истории, это монастыри, это епископские кафедры. Конечно, сами они эту землю не обрабатывают, они отдают её в пользование, в аренду крестьянам, и за это крестьяне платят земельную ренту. Второй признак феодальных отношений – это существование поземельной ренты, которая может быть либо в виде натуральном – продуктами, либо денежным, либо отработочном. Третий признак феодальных отношений – это, так называемая система, внеэкономического принуждения, то есть, своего рода, большая дубинка, которая заставляет крестьян платить эту самую поземельную ренту, которую им платить, конечно, не хочется. Когда есть эти три признака, мы можем сказать, что это действительно феодальное общество – пожалуйста, вот оно здесь представлено. Но если чего-то из этого нет, вот тут уже историк начинает задумываться. И вот когда занимаемся Древней Русью, то мы ищем, прежде всего, вотчину – крупную земельную собственность – первый признак феодальных отношений. Дискуссии современных историков по поводу Киевской Руси в основном сводятся к тому, была ли там частная собственность на землю или нет. И главный источник здесь существующий это, конечно, «Русская Правда». Мы должны вспомнить ещё раз нашего Ярослава Мудрого, который среди прочих мудрых своих деяний создал первый русский свод законов – кодекс «Русская Правда» 1016-й год. Первые семнадцать статей «Русской Правды» посвящены разным имущественным отношениям как раз. Когда после смерти Ярослава Мудрого начинается борьба между сыновьями – это начало феодальной раздробленности. Некоторые историки считают, что таким вот чётким рубежом начало феодальной раздробленности является Любечский съезд 1097-го года, где князья договорились: «Кождо держить очьчину свою». То есть, вместо того чтобы постоянно переходить с одного места на другое, с одного княжение на другое, давайте у каждого будет своя семейная, так сказать, княжеская вотчина, и мы будем управлять каждый своим уделом, каждый своим княжеством. Такое решение было принято, по крайней мере, на словах. И вот начинается этот период феодальной раздробленности, то есть распада Киевской Руси на большие и маленькие осколки – в общей сложности около пятнадцати больших и маленьких наследников Киевской Руси. Такие как Смоленское княжество, Рязанское, Черниговское, Галицкое, то есть около пятнадцати. Среди этих пятнадцати осколков Киевской Руси, три выделялись наиболее крупные и наиболее значимые наследники Киевской Руси. Это, прежде всего, Владимиро-Суздальское княжество, затем Новгородская боярская республика и Галицко-Волынское княжество». [T.29.XLV.3]
Дмитрий ВОЛОДИХИН, доктор исторических наук: «Иван Третий внёс одну, но очень важную черту в организацию власти в Северо-восточной Руси – владение землёй в значительной степени рассматривалось как семейное дело. Иван Третий пошёл по пути крайнего ограничения власти не только соседних Рюриковичей, каких-нибудь князей Ростовских, князей Ярославских – своих братьев – он пошёл по пути ограничения власти Московской семьи. С этого момента (с Ивана Третьего) Московские государи перестают воспринимать владение «землёй русской», Русью в целом, как семейное дело, и «земля», страна есть владение Государя, а всеми остальные, кем бы они ни были, он может командовать, поскольку это он им делегирует власть над землёй, это он им делегирует определённые права. А не захочет, может и отобрать». Николай БОРИСОВ, доктор исторических наук: «Вот эта вот формула «Государь Всея Руси», она появляется в семидесятые годы, то есть, примерно в середине правления Ивана, и, конечно, она была такой политической заявкой – заявкой на то, что со временем Иван может претендовать на всю территорию бывшего древнерусского государства, то есть территорию, где жили восточные славяне. И понятно, что нашим западным соседям это не понравилось: те же поляки, те же литовцы, они отказывались признавать за ним этот титул. Основа русской армии шестнадцатого-семнадцатого века – дворянское ополчение. Вот само по себе это дворянское ополчение было создано при Иване Третьем. После того, как он присоединил Новгород у него появилось много свободной земли. Он её разрезает на кусочки, на поместья и раздаёт своим слугам в качестве вот такого условного владения. Так что поместная конница, поместное ополчение – это мощный стержень русской армии. Кроме того он создал русскую артиллерию. Он пригласил лучших оружейников того времени – итальянцев – которые построили в Москве не только соборы, но и «пушечный двор». Плюс к этому он научился использовать служивых татар: касимовские татары перешли на московскую службу при Иване Третьем и оказались очень боеспособной частью московского войска. Ну, и, наконец, при нём очень большое развитие получило то, что мы сейчас называем военно-промышленным комплексом: для того, чтобы воин чувствовал себя в битве защищённым, он должен был иметь кольчугу, шлем, латы, поручи, поножи…» [T.10.LI.125] ** |
||||||
** Константин ЕРУСАЛИМСКИЙ, доктор исторических наук: «…дело в том, что в годы Опричнины пострадавшими оказались не только аристократы, даже не столько: они благополучно, как правило, большинство семей пережили Опричнину, и сохраняли свой придворный статус и дальше. Сильно пострадали служилые корпорации и некоторые региональные корпорации. Достаточно сказать, что по описям послеопричного времени, по так называемым «Писцовым книгам», только шестнадцать процентов московских земель, то есть, самых близких к Москве и наиболее заселённых на тот момент, обрабатывалось в результате Опричнины. Девяносто процентов новгородских земель очень хорошо заселённых и тоже очень богатых было заброшено ко времени Смуты. И можно сказать, что Опричнина стала таким предвозвестием хозяйственного упадка именно дворянства и именно служилого класса. Последние годы его (Ивана Грозного) правления показали, что удар этот был совершенно не оправдан, поскольку поражение в Ливонской войне было отчасти предрешено предшествующей политикой». [P.141.21]
Сергей СОЛОВЬЁВ, кандидат философских наук: «С учётом интересов помещичьего класса Россия до 1905-го года по уровню концентрации земельной собственности – одна из лидеров в мире, кстати, как и сейчас, между прочим: 155 семейств контролируют два десятка миллионов десятин земли – это чудовищная совершенно концентрация. Другое дело, что они потом её будут распродавать, отдельный вопрос – на каких условиях. И при этом это крайне неэффективная экономическая модель, потому что обладая такими землями нет никакой потребности в них что бы то ни было вкладывать: при существующей системе ты и так получишь с них доход, не заморачиваясь на тему того, что там происходит. Кто эту систему хотел реформировать? Можем взять биографию Витте Сергея Юльевича, который, по моему мнению, является последним крупным государственным деятелем в Российской империи, которому что-то удалось: «Десятилетие Витте» – вот этот скачок экономический тоже дорогой ценой осуществлённый. Как только Витте решил прикоснуться к «аграрному вопросу», на этом его история заканчивается». [T.10.LI.109] * Вячеслав САМОХОДКИН, кандидат исторических наук, заведующий музеем «Шалаш В.И. Ленина»: «…конечно, огромную роль сыграла реформа освобождения от крепостной зависимости – отмена крепостного права. Важно сказать, что она сильно революционизировала российское общество: нельзя не отметить, что многочисленные покушения на императора Александра Второго начались именно после «Крестьянской реформы». До этого как-то фигура государя-императора в народе считалась неприкосновенной и священной. Дворцовые перевороты – это другой сценарий: это приближённые, узкий круг придворный, а тут речь идёт о рядовых подданных. В дальнейшем эта тенденция стала устойчивой, и фигура государя-императора десакрализовалась именно с Крестьянской реформы. Современникам отнюдь не казалось (что Александр Второй – царь-освободитель), не случайно они шутили с горькой иронией, что Александр Второй скорее не освободил крестьян от крепостной зависимости, а освободил крестьян от земли. У крестьян появился выбор: либо покинуть землю, либо остаться на ней и нести вместо двух повинностей, принятых при Крепостном праве: это барщина – количество дней в неделю, которые вы работаете на господина, и оброк – часть урожая, которую вы платите в пользу господина; вот теперь к этим двум повинностям если вы хотели остаться на земле ещё и «выкупные платежи» добавлялись. Сохранение барщины и оброка сперва было продлено на десять лет (с 1861-го по 1871-й год), а потом ещё на десять лет (до 1881-го года). И только убийство императора Александра Второго вынудило царское правительство уже в лице Александра Третьего отменить «временно обязанные состояния», и за крестьянами остались только выкупные платежи, которые они платили вплоть до конца Первой Русской революции – до 1907-го года. Только Первая Русская революция вынудила российское дворянство и самодержавие, стоявшее во главе, отменить выкупные платежи: земля, которая выкупалась у помещика в рыночных реалиях была переоценена (завышена цена). И крестьяне чувствовали себя ужасно обделёнными. И взрыв «народничества» связан именно с этой реформой, потому что русский крестьянин ожидал, что царь-батюшка освободит его с землёй. Важно понимать, что люди в то время, особенно крепостные крестьяне, считали, что нет ничего хуже, чем быть оторванным от земли». [P.125.637]
|
||||||
…пастух – весьма почитаемая фигура и в традиционных культурах: он общается с Горним миром, находясь в связи с Миром дольним. Отсюда и налёт сакральности и демонизация непременного участника деревенских ритуалов. Придворные поэты прославляли римского императора Августа в разных жанрах. Вергилий в своих стилизациях пастушеских песен «Буколиках» [βουκόλος (греч.) – пастух] идеализировал жизнь мелких сельхоз производителей, составлявших основу августовского правления. Буколики легли в основу нового жанра и целой культурной традиции. В европейской истории она будет регулярно напоминать о себе. Шестнадцатый век. Поэт Филип Сидни (Philip Sidney). Король Англии Карл Первый перед казнью не выпускал из рук его поэму «Аркадия». В ней можно было найти забвение от земных страданий. Она была подражанием «Аркадии» итальянца Саннадзаро (Jacopo Sannazaro) – родоначальника ставшим универсальным жанра пасторали [pastorale (фр.) – пастушеский]. Блаженная жизнь пастухов и пастушек, наделённых манерой и психикой придворной знати, позволяла тогдашней аристократии отрешиться от грозных реалий надвигающегося капитализма, чреватого гражданскими войнами и буржуазными революциями. Действие пасторальных драм, комедий и опер разворачивалось в райском уголке земли Аркадии, прообразом которой стала живописная область на севере Греции. В какой-то степени её можно считать прародиной Фабрики грёз и Индустрии глянца двадцатого века… …а глаголы «пахать» и «пасти» выросли из одного индоевропейского корня [*pā- (и.-е.)] [T.10.I.5] * βου-κόλος, дор. v.l. βωκόλος, ου, дор. ω ὁ погонщик или хранитель крупного рогатого скота, волопас; тж. пастух (вообще) Hom., Plat., Arst., Theocr.: πτερόεις β. Aesch. крылатый пастух или погонщик, т.е. овод, преследовавший Ио́. [B.169]
У него, почитай, вся Толвуя в должниках ходила – то-то он и раздувался… Сенокос ли, сеять ли – в лучшие дни к нему бригадами народ валится во двор – долги отрабатывать. А в страду день год кормит – опять у богатея полны сусеки, а у деревенских – пусто, опять Протокишны Глаза в добродетелях ходит… Возами свозили сено к богачовым конюшням. В тех конюшнях с жиру бесилась чуть не сотня лошадей… На двух Протокишны Глаза сам разъезжал, лошадей десять-пятнадцать – в работах, а остальные так стояли… Стару лошадь нет-нет да продаст, а так торговал мало – табун рос у него. А зачем, спрашиваешь? Хитрый был! В Заонежье земля худа, камениста, оттого хлеб дорог, дороже коня… Как по весне назём с конюшен свезут на поле – хлеб с осени стеной стоит, коль забрёл в зеленя – бери топор да руби, а то не выйдешь… Зимой с рождества уж у подоконья покупатели толкутся – хлеб кончается у людей; Протокишны Глаза ухмыляется, разживается на людской нужде. В. ПУЛЬКИН [A.440]
|
||||||
Prof. Jonathan Phillips, University of London: «…после завершения похода многие крестоносцы вернулись в Европу, осталась только небольшая группа. Они захватили прибрежные города Леванта и основали государство крестоносцев. Но время шло и мусульманский мир осознал, что христиане решили задержаться надолго, ведь крестовый поход был первым, и потребовалось время на понимание, что христиане настроены колонизировать эти территории. Во времена Первого крестового похода идея джихада – одной из основ ислама – находилась скорее в зачаточном состоянии. Дух джихадизма ещё не был силён, но в течение двенадцатого века несколько разных исламских правителей начали развивать эту идею, и прежде всего Саладин. Он подчёркивал значимость Иерусалима для ислама и роль джихада для населения Ближнего Востока». Barnaby Rogerson, Author «The Last Crusaders»: «Эти три битвы стали опорными точками, которые определили наши будущие границы – Лепанто, Мальта и Вена – именно там остановили Османскую империю. Эта граница заметна повсюду – Испания, Алжир и Марокко также сформированы войнами шестнадцатого века. Очертания Европы во многом определены этими сражениями». [T.29.XIII.3]
|
||||||
Анна ИВАНОВА, психолог: «Чем дальше человек от земли, тем ближе он к неврозу. А народ как рванул с земли, просто рванул». [T.10.CDLXXV]
Феллах живёт по календарю коптов. «Кто говорит «феллах», говорит «труд», – часто цитировал Лютфи Гомаа слова лучшего исследователя египетской деревни начала 50-х годов А. Аиру. – Это арабское слово стало международным. В словарях всех языков мы находим его как производное от глагола «фаляха», который точно означает: пахать, упорно трудиться, работать»… Нынешний египетский ландшафт рукотворен почти в той же мере, что и голландский. Человек участвовал в его формировании вместе с водой, почвой и солнцем и был одним из величайших экологических факторов, не нарушавших гармонии природы. Просто в вечном противостоянии пустыни и антипустыни он был частью антипустыни. Не Нил, а коллективный человеческий труд – поколение за поколением, тысячелетие за тысячелетием – сделал Египет Египтом. Алексей ВАСИЛЬЕВ, доктор исторических наук [A.324] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «В Древнем Египте было три сезона: Ахет – половодье, Перет – всходы, Шему – урожай или начало засухи. Соответственно в начале ритуала Урожая царь появлялся на поле и золотым серпом сжинал первый снопик хлеба, после чего шла уже обработка полей пшеницы и ячменя по всей стране». [P.125.12]
Максим ЛЕБЕДЕВ, кандидат исторических наук, Институт востоковедения РАН: «…а в самом нижнем регистре – сцена сева. Древние египтяне разбрасывали зерно, а затем прогоняли по полю, которое было ещё влажным после разлива Нила, мелкий рогатый скот. И этот мелкий рогатый скот втаптывал своими копытами зерно в землю». [P.125.617]
…крестьяне дун (dong) с большим уважением относятся к Природе и Матери-земле, которая их защищает и питает. Маленькие народности Гуйчжоу придерживаются языческих верований: как все, кто работает на земле, они почитают Воду, Небо, осадки и духов полей. Большинство крестьян почитают мифическое существо, связанное с дождём и богатым урожаем. [T.10.CDXXI]
В старину химики пользовались словом «земля» для обозначения разных веществ, которые не растворялись в воде и не разлагались под действием тепла. Самыми известными «землями» были песок, боксит, известняк, магнезия и окись железа. Все эти пять «земель» составляют около 90 % земной коры, так что слово «земля» было здесь не так далеко от истины. Известняк и магнезию можно перевести в раствор действием определённых реактивов; такие растворы называются щелочами, поэтому известняк и магнезию назвали щелочными землями, а когда из них были выделены элементы кальций и магний, их назвали щелочноземельными элементами. Айзек Азимов [B.129.2]
|
||||||
Татьяна КОРНИЕНКО, кандидат исторических наук: «Неолитическая революция: Вир Гордон Чайлд (Vere Gordon Childe), который пытался понять истоки цивилизации в Европе, обратил внимание на Ближний Восток. В двадцатые-сороковые годы издал свои замечательные работы, в которых теоретически вычислил и предположил, что производящее хозяйство – осёдлость и истоки цивилизации с Ближнего Востока приходят в Европу. Первоначально – работы двадцатых годов, он видел очаг неолита в Древнем Египте, но уже на жизни самого Чайлда – к сороковым годам – памятники Ближнего Востока, которые на территории Ирака, на территории Восточного Средиземноморья, показали, что эта зона раньше даёт осёдлость и доместикацию – первые поселения, нежели Египет. …сам процесс перехода к земледелию, в частности на Ближнем Востоке, судя по всему, проходил не в течение даже нескольких столетий, а нескольких тысячелетий. …кстати французы настаивают на том, что не «неолитическая революция», а «процесс неолитизации», потому что революция предполагает быстрое, резкое изменение. …дело в том, что в эпоху изменения климата (связывают с началом голоцена – XIV-X-е тысячелетие) зона Плодородного полумесяца на стыке лесов и степей была очень благоприятной в плане разновидности животных и растений. И, очевидно, это привлекало. Людям впервые приходилось учиться жить совместно на одной территории длительное время. И вот эти символы, идеология и религия, общественные культовые центры способствовали адаптации людей к новым условиям впервые совместного проживания на одной территории – выяснения взаимоотношений…» [P.141.24]
Андрей КОРОТАЕВ, доктор исторических наук, Институт востоковедения РАН: «Переход от матрилинейного счёта родства к патрилинейному. Плуг, реально был изобретён, по всей видимости, всего один раз, видимо, где-то в северной Месопотамии в начале IV тысячелетия до нашей эры. И потом распространялся на запад в Малую Азию, потом в Европу, потом на восток вплоть до Китая. В Китай он приходит довольно поздно, но это явно уже западноазиатская новация. То же касается и социальных новаций. Приход больших семей на смену малым семьям. Общее объяснение, почему традиционно у части народов были большие семьи, у части – малые: скажем, если в африканском мотыжном земледелии основным работником в поле была женщина: нужна была большая семья – хороша тем, что есть с кем оставить ребёнка. Это хороший способ адаптации к мотыжному земледелию. При переходе к плужному земледелию основным работником в поле становится мужчина, и, как правило, в плужных обществах семья оказывается малой. Но нельзя сказать, что переход от большой семьи к малой или наоборот – это какое-то усложнение. Это скорее всё-таки идиоадаптация». [P.141.67]
|
||||||
Виктор ВАХОНЕЕВ, кандидат исторических наук, Институт истории материальной культуры РАН: «…но мы должны понимать, что древнегреческие города – это не те города, которые в современности. Греческая жизнь в большинстве протекала на хоре. Хора – это прилегающая сельскохозяйственная территория. Вокруг Акры большое количество полей, сельских поселений, небольших усадеб, где боспоряне и проводили основной свой досуг, занимаясь сельским хозяйством. Городок – это всего лишь центр культурной, религиозной, возможно, политической жизни. Акра хоть и не была никогда независимым городом, но она подчинялась Пантикапею. К примеру, там было найдено на Акре свинцовое письмо. Греки писали письма, иногда, в том числе, и на свинце процарапывали. Эти свинцовые письма до нас доходят. На этом свинцовом письме было сообщение, что представитель государственной власти должен принять меры для того, чтобы бороться с наводнениями. Датировано оно, по-моему, вторым веком до новой эры. Акра была таким небольшим, но нормальным греческим городком, в котором в четвёртом веке до новой эры была в Боспорском царстве единая программа государственная укрепления городов, когда, возможно, за счёт государственной казны были укреплены все города, построены мощные оборонительные сооружения. В том числе на Акре построили оборонительную стену». [P.141.68] * χώρα, ион. χώρη ἡ 1) пространство: ἐν χώρᾳ κινεῖσθαι Plat. двигаться в пространстве; ἐν μεγέθει τὴν διαφορὰν εἶναι τοῦ τε τόπου καὶ τῆς χώρας Sext. (некоторые утверждают), что разница между местом и пространством - в размерах; 2) промежуток, расстояние: χ. μεσσεγύς Hom. средний промежуток, интервал; 3) место, местоположение: ἂψ ἐνὶ χώρῃ ἕζετο Hom. он снова сел на (своё) место; οὐ μιᾷ χώρᾳ χρῆσθαι Xen. не оставаться на одном месте; χώραν ἐκ χώρας μεταβάλλειν Plat. перемещаться; 4) воен. позиция: ἐκ τῆς χώρας ὠθεῖσθαι Xen. быть вытесненным со своей позиции; 5) воен. назначенное место, пост (ἐν χώρᾳ αὐτοῦ μαχόμενος ἀποθνήσκει Xen.): ἐπεὶ ἐν ταῖς χώραις ἕκαστοι ἐγένοντο Xen. когда все заняли свои места; 6) общественное положение, должность, пост: χώραν ἔντιμον ἔχειν Xen. занимать почётное положение; ἐν ἀνδραπόδων χώρᾳ εἶναι Xen. находиться на положении рабов; ἐν οὐδεμίᾳ χώρᾳ εἶναι Xen. не иметь никакой власти, не играть никакой роли; οἱ τὰς μεγίστας χώρας ἔχοντες ἐν τοῖς μισθοφόροις Polyb. главные начальники наёмных войск; 7) область, край, страна (κατάλεξον, ἅστινας ἵκεο χώρας ἀνθρώπων Hom.): ἐπὶ χώρας εἶναι Xen. быть в (своей) стране; ὁ σατραπεύων τῆς χώρας Xen. сатрап (данной) области; ἡ χ. ἡ Ἀττική Her. Аттика; Ἑλλὰς χ. Aesch. Эллада; 8) земельная собственность, земля, поместье (χώραν καὶ οἴκους δοῦναί τινι Xen.): ἡ χώρας γεωργία Plat. землеобработка; 9) деревня (в собир. знач.): τὰ ἐκ τῆς χώρας ἐσκομίζεσθαι Thuc. свозить (в город) сельскохозяйственные продукты; ὁ ἐκ τῆς χώρας γιγνόμενος σῖτος Xen. получаемый из деревни хлеб. [B.169]
|
||||||
Георгий ДЕРЛУГЬЯН, профессор социологии Нью-йоркский университет Абу Даби: «Что такое Древний Египет? Это траншея плодородная, которая идёт через пустыню. Шаг влево, шаг вправо – пустыня. Оттуда ещё никому не удавалось убежать, кроме евреев, конечно, и тем с Божьей помощью. …его последняя книга называется «Против зерна» («Against the grain»). Это по-английски звучит ещё и очень двусмысленно: против устоявшегося течения, against the grain. В ней он показывает, что именно зерновое сельское хозяйство производит деспотические империи. Потому что этого зерна много, оно массовое. Там, где массовость (впоследствии это будет хлопок, сахарный тростник, табак), там, где возможны большие плантации, там становится возможным массовое рабство и закрепощение». [P.141.72]
Андрей ВЕНКОВ, доктор исторических наук, профессор ЮФУ: «…но земли у них было в четыре раза меньше, чем у казаков. У казаков земли в четыре раза больше, а доходы в четыре раза меньше, то есть, такие же, как у крестьян, но с гораздо большего количества земли. Казаки к земледелию перешли только во второй половине (ближе к концу) девятнадцатого века: у них навыков не было – они вояки. Во-вторых: они считали традиционно недостойно мужчине возиться в земле. У казаков нет земледельческих праздников – у крестьян есть, у казаков нет. Казаки были хорошие скотоводы, рыбаки, прекрасные администраторы и профессиональные воины, но как земледельцы, если бы не Войско с его структурой поддержки – они бы прямую экономическую конкуренцию крестьянам проиграли». [P.125.579]
|
||||||
( שָׂדֶה ) [śāde] поле [B.18] ( נַחֲלָה ) надел, удел, владение, наследство [B.18] ( אֲדָמָה ) [’ǎdāmā] земля, почва [B.18] ( אֶרֶץ ) [’éreṣ] земля, страна [B.18] ( עָבַד ) [‘ābad] служить, работать; возделывать (землю) [B.18]
ager, agrī m 1) земля, область, территория…; 2) поле, пашня, земельный участок…
|
||||||
Ещё одним полем деятельности талантливого гражданина Афин была религия. Из некоторых источников известно, что Софокл, на то время пока в Афинах не был построен храм божественного врачевателя Асклепия, совершал культ этого бога в своём доме…
|
||||||
1 - 2 |
||||||