ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН III. Divina Natura 5; Partus Generatio; Venus Urania; Physis; Императрица. |
||||||
Divina Natura 5 (Цели и задачи) |
||||||
Цель – целое – синтез. Задача – задано – дано – антитезис. Тезисом (активным элементом) являетесь вы сами. Инструментами пользуетесь либо уже готовыми, либо (творчески) создаёте новые.
entelechīa, ae f (греч.) филос. энтелехия, внутренняя целеустремлённость, осуществляемая действенностью цель, законченная действительность (по Аристотелю) C, Tert. [B.32] * ἐν-τελ-έχεια ἡ филос. энтелехия, полное раскрытие внутри заложенной цели, т.е. законченная (полная) действительность, осуществлённость: τοῦ δυνάμει ὄντος λόγος ἡ ἐ. (ἐστιν) Arst. основание того, что существует в возможности, есть энтелехия; ἐνέργεια συντείνει πρὸς τὴν ἐντελέχειαν Arst. деятельность тяготеет к действительности…[B.169]
|
||||||
ЗАДАЧА, 1) поставленная цель, которую стремятся достигнуть. 2) Поручение, задание. 3) Вопрос, требующий решения на основании определённых знаний и размышления (математическая задача, шахматная задача, логическая задача, письменная задача), проблема. 4) Один из методов обучения и проверки знаний и практических навыков учащихся, применяемых во всех типах общеобразовательных и специальных учебных заведений. [B.46]
|
||||||
Глава вторая, в которой автор предлагает алгоритм подготовки к публичному выступлению. Здесь же речь идет о важности правильной формулировки цели публичного выступления и о том, какие использовать инструменты для достижения этой цели. Как же с успехом выступать публично? И что считать успехом? Аплодисменты? Обилие вопросов из зала? Или что-то еще? А это как раз зависит от той цели, которую вы себе ставите. Если цель была сорвать аплодисменты и они прозвучали – это успех? Нет! Это просто некорректно поставленная цель. Цель любой деятельности, как вы знаете, лежит за пределами этой деятельности. А аплодисменты – внутри. Какова ваша истинная цель? «Создать впечатление! Донести информацию! Запомниться! Понравиться!» – отвечают обычно участники моих тренингов. «А зачем? – спрашиваю я. – Ради какой цели?» Цель формулируется в значениях действия со стороны аудитории. Это принципиально важно. Когда я работал в школе учителем русского языка и литературы, точнее, когда ещё не работал, а готовился, мой предшественник меня: «В чём цель твоя как учителя русского и литературы?» И я, помнится, сказал: «Моя цель в том, чтобы дети читали всё что по программе». Он сказал: «Это не цель – это твоя обязанность. Твоя цель – чтобы дети читали после школы». Чувствуете какая разница между преподаванием чтобы всё знали по программе, и преподаванием таким образом чтобы дети читали после школы. Этот урок очень помог мне в то время когда я работал в школе. И тут-то приходит прозрение! Для того чтобы ускорить этот процесс, задам главный вопрос: «Что должны СДЕЛАТЬ ваши слушатели после выступления?» Не «сходить в буфет», а имеется в виду вот что: проголосовать за вашу партию; приобрести вашу продукцию; утвердить ваш проект рекламной кампании; повысить вас в должности; заключить контракт с вашей фирмой; … (ваш вариант). В подавляющем большинстве случаев мы призываем аудиторию к какому-то конкретному действию – это является целью выступления. Будет хорошо, если вы запишите ответ на этот вопрос одним предложением. В чём цель вашего публичного выступления? Ответьте себе честно-пречестно на этот вопрос. Запишите ответ. Поразмышляйте над тем, что вам дает достижение этой цели (лично вам). Само осознание цели вашего выступления не только позволит вам наилучшим образом составить текст, но и даст необходимые силы и вдохновение как на период подготовки, так и во время самой презентации. Есть цель – есть энергия для ее достижения. Нет цели – нет энтузиазма, нет энергии, нет выступления. Теперь можно приступать и к подготовке. Она пойдет гораздо живее и в правильном русле. Только запомните главное: цель выступления всегда должна формулироваться как ответ на вопрос, чего вы хотите добиться от слушателей. Теперь увяжем цель, ясно и четко сформулированную вами, с последующими шагами по подготовке публичного выступления. Чтобы было проще запомнить, воспользуйтесь следующей схемой. Давайте для начала вспомним основные части речи. Это СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ, и ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. На какие вопросы отвечают эти части речи? СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – Кто? Что? ГЛАГОЛ – Что делают? Что сделают? ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – Какой? Какая? Какие? Часто бывает, что мы никак не можем приступить к подготовке текста публичного выступления. Текст презентации, о которой было известно еще месяц назад, мы иногда начинаем готовить только за сутки. Пишем первое, что придет в голову, сами не чувствуя ни системы в излагаемых мыслях, ни смысла. Схема, которую вы сейчас получите, позволит вам сразу приступить к подготовке текста. Притом без терзаний, скаканий за чаем в ожидании вдохновения и причитаний типа: «На фига мне все это нужно?!». Всякий врач, прежде чем приступить к лечению, не спеша выслушивает больного, задает вопросы. Каждый дизайнер желает знать, где будут сидеть работники офиса, который он оформляет, чем они занимаются, чем занимается сама фирма. Каждый полководец стремится получить максимум информации о дислокации сил противника, его материально-технической базе и морально-психическом состоянии. Мы не глупее их и, прежде чем приступить к созданию шедевра, зададим несколько вопросов самим себе (а больше некому). И эти вопросы будут весьма похожи на те, на которые отвечают основные части речи. Итак… СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Прежде всего нам необходимо ответить на вопрос КТО? Кто будет в зале, что это за люди? Где они работают? Сколько им лет? Чем они занимаются, кроме работы? Каковы их политические пристрастия? Каков их доход? Каково семейное положение? Каков уровень образованности? ЧТО? Что привело их на ваше выступление? Чего они ждут? Что надеются услышать? Что они будут делать с полученной информацией? Что их пугает (очень важно!!!)? Каковы их опасения? Что их радует? К чему они стремятся? Что они уже думают о вас и представляемом вами продукте, например? Тут мне часто приходится слышать возражения, что люди в аудитории очень разные и невозможно составить общий портрет. Это не совсем так. Если люди собрались в одном помещении в одно время по одному и тому же поводу, есть что-то, что их объединяет. Остается только найти, что же это. В крайнем случае ориентируйтесь на тех людей, которые принимают нужное вам решение. ГЛАГОЛ. Самое главное, как вы понимаете, ЧТО ОНИ СДЕЛАЮТ? Что сделают эти люди после вашего выступления? Или, точнее, что они должны сделать? А еще точнее, что бы вы хотели, чтобы они сделали? Здесь как раз и место недавно сформулированной вами цели предстоящего публичного выступления. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Следующий вопрос, разумеется, КАКИЕ? Какие аргументы могут их убедить? Какие факты и идеи могут их оттолкнуть? Какие приемы и ловкие ходы допустимы в презентации, а каких стоит избегать? Какие слова и выражения не стоит и использовать, а какие пригодятся? Легко заметить, что ответ на каждую последующую группу вопросов будет возможен, только если вы ответите на предыдущую. Тут нужно сказать, что я не перечислил всех вопросов, входящих в группу. Я их просто записывал по мере того, как они приходили в голову, не пытаясь перечислить всего. Мне было важно, чтобы вы поняли модель и смогли сами формулировать бесчисленное количество вопросов к самому себе, руководствуясь конкретной ситуацией. Главное, чтобы первая группа вопросов была об участниках, вторая – о цели выступления, а третья – о том, какие инструменты для ее достижения использовать. Я сам пользуюсь этой схемой при подготовке не только выступлений, но и тренингов. А когда меня приглашают как консультанта, чтобы помочь подготовить выступление к ответственному мероприятию, первые вопросы, которые я задаю пригласившему меня, относятся к тем же самым ЧАСТЯМ РЕЧИ.
Так вот, как-то так получается, что, говоря о возможных ошибках, я почему-то всегда смотрю на более слабых учеников, а при обсуждении возможного усложнения задачи, наоборот, на более сильных. Я пока не знаю, плохо это или хорошо
Ибо ситуация дана вам для роста над собой, для развития. Жизнь никогда не ставит перед нами задач, с которыми мы не можем справиться. И если задача кажется трудной – возрадуйтесь, ибо это означает, что жизнь хорошо думает о вас, она имеет на вас виды. Сделайте шаг в зону ближайшего развития! Но знайте, что как только вы приставите вторую ногу, жизнь подбросит вам задачку потруднее. Р. ГАНДАПАС [B.82]
|
||||||
…пример в приватной переписке. К примеру, на деревообрабатывающей фабрике нужно сделать партию табуреток. Это цель. Бригадир распределяет ЗАДАЧИ: одному делать царги, другому точить ножки и т.д. И у конкретного человека появляется ЦЕЛЬ: выпустить за определенное время определенное количество табуреточных ножек, а также текущие задачи: подготовить инструмент, рабочее место, сырье, выпустить определенную норму продукции в день... Д. БОРИСОВ. [P.30]
| ||||||