ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН III. Divina Natura 5; Partus Generatio; Venus Urania; Physis; Императрица; Иероглиф (Берущая рука - Влагалище). |
||||||
Divina Natura 5 (Цели и задачи) |
||||||
γραμμή, дор. γραμμά ἡ 1) черта, линия (ὑφήγησις τῶν γραμμῶν Plat.; ἡ γ. στιγμὴ κινηθεῖσά, sc. ἐστιν Arst.; τῇ γραμμῇ τὸ τεῖχος ἀφορίζειν Plut.): ἡ μακρὰ (sc. γ.) Arph. длинная черта (которая проводилась на вотивной табличке судьёй, голосовавшим за вынесение обвинительного приговора); 2) очертания, контур (ἡ περιγράφουσα γ. Polyb.; sc. τῆς εἰκόνος Luc.); 3) крайняя черта, мета (в начале или в конце ристалища), старт или финиш Pind., Arph.; 4) перен. предел, цель (γ. καὶ τέλος βίου Eur.); 5) средняя линия (в игре в перетяжки - поздн. διελκυστίνδα - которая велась двумя рядами детей, обращёнными друг к другу лицом и разделёнными чертой; игра состояла в том, что каждый из участников старался перетянуть на свою сторону того из противников, который приближался к черте): διὰ γραμμῆς παίζειν Plat. играть в перетяжки; 6) (в игре на разграфлённой доске, тж. ἱερὰ γ.) «священная» (магистральная) линия (фигуры которой приберегались к концу партии): τὸν ἀπὸ γραμμᾶς κινεῖν λίθον погов. Theocr. вводить в игру последние резервы, т.е. рисковать последним. [B.169]
|
||||||
[T.10.CI.29]
Понятие цели – это переход от прогноза к плану, от констатации объективных процессов к такой компоновке их, которая приводит к реализации заранее возникшего идеального образа. И тем не менее наука – целесообразная деятельность. Её цели ставит перед собой человек в своём целесообразном воздействии на природу, то есть в труде. Когда общественный труд становится подлинно целесообразной деятельностью, сознательно исходящей из предвидимых результатов в планируемом производстве, наука также становится целесообразной деятельностью, в рамках организованного воздействия на природу, противопоставляющего стихийным законам бытия сознательную волю человека. Цель – это принципиальная граница, отделяющая природу без человека от человека в природе. Цель человека не вытекает из собственно природных процессов. Но она реализуется целесообразной компоновкой таких процессов, основанной на предвидении их результатов. Предвидение основано на зависимости одних локальных событии от других и на взаимной зависимости локальных событий и макроскопических процессов, охватывающих большие ансамбли локальных событий. Если нам известна такая зависимость, мы можем прогнозировать дальнейшие события. Борис КУЗНЕЦОВ, доктор философских наук [A.390]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Цель не вычисляется геометрически – говорит Лейбниц, – цель не доказывается математическим исчислением, цель не выразима физическими опытами. Мы, действительно можем изучать только движения». [P.125.147]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…мир индийский освобождался от религиозного, если угодно, догматизма, от абсолютности религиозной идеи, как освобождался мир европейского Ренессанса от средневекового догматизма. Или как освобождался греческий мир от, своего рода, догматизма эпохи Гомера. И начинал искать истину. А результатом этого поиска – как и в Греции, как и в новоевропейской жизни стали и наука, и философия, и математика, и медицина, и лингвистика, что особенно характерно для Индии. То есть, начинается освобождение в религиозной сфере. Как и в Европе с эпохи реформации, и со времени, предшествующего реформации, уже возникают учения, не укладывающиеся в лоно католической церкви. Как и в Греции с эпохи даже Гесиода, но уж точно Пифагора и Ферекида, и Орфея, и Фалеса начинаются эти новые искания – искания мысли, желание понять, для чего ты живёшь. Вот это желание понять, «для чего ты живёшь», оно характерно для эпох слома традиционной догматической системы. …догматические традиционные системы – это формы бытия, в которых всё было понятно, в которых цели: они определены задолго до тебя предками, мудрецами, открыты богами мудрецам – риши. Есть эти истины, и от тебя зависит, следовать им, или не следовать. Большинство людей следуют плохо, некоторые следуют прекрасно, но ни у кого не возникает сомнения в том, что это истины истинные. А вот тут эти сомнения возникают: (общеизвестная) истина истинная исчезает – и каждый сам для себя ищет истину. Люди с обострённым чувством гармонии мира пытаются для себя обосновать смысл своей жизни, смысл бытия и цели бытия. Уже никто, никакой авторитет тысячелетий: авторитет Вед или чего-то ещё, не может помочь им». [P.125.370]
|
||||||
Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…важным понятием для «удовольствия» является понятие «цели» или «телоса». В греческом есть «σκοπός / скопус» – «абстрактная цель» и «телос / τέλος» – в качестве «конечной цели», то есть, то, к чему всё идёт. Если удовольствие является чистым, то есть, оно имеет чистый «телос» – «мудрость», то оно является благим, и оно является «знанием». [P.153/2]
σκοπός – цель (абстрактная) σκοπός, ὁ, редко Hom. ἡ 1) наблюдатель, соглядатай, разведчик (σκόποι σημαίνουσι τοῖς ἄλλοις ὅ τι ἄν ὁρῶσι Xen.); 2) надсмотрщик, смотритель (ἡ γυναικῶν δμωάων σ. Hom.); 3) страж, хранитель (Ὀλύμπου Pind.; βροτῶν Aesch.): σ. εἶναι τῶν εἰρημένων Soph. быть блюстителем распоряжений; 4) цель: σκοπὸν βάλλειν Hom. и ἐπὶ σκοπὸν βάλλειν Xen. метить в цель; σκοποῦ ἀποτυγχάνειν или ἁμαρτεῖν Plat. бить мимо цели, промахиваться; παρὰ σκοπόν Pind. и ἀπὸ (τοῦ) σκοποῦ Hom., Xen., Plat. мимо цели, т.е. невпопад, впустую. [B.169]
τέλος – цель I τέλος, εος τό тж. pl. 1) свершение, завершение, исполнение: τ. γάμοιο Hom. вступление в брак, бракосочетание; τ. μύθοις ἐπιθεῖναι Hom. привести в исполнение (свои) слова; εἰ γὰρ ἐπ’ ἀρῇσιν τ. γένοιτο Hom. если бы сбывались желания; οὐ μακύνειν τ. Pind. действовать быстро (досл. не откладывать исполнения); πρὴν τ. τι ἔχειν Thuc. прежде, чем что-либо будет приведено в исполнение; 2) развязка, результат, последствия, исход (τῆς μάχης Soph.): ἶσον τεῖναι πολέμου τ. Hom. дать одинаковый (для обеих сторон) исход битве, т.е. никому не дать перевеса; τὸ τούτου τ. οὐκ ἐν ἐμοὶ ἦν Dem. исход этого зависел не от меня; 3) благополучный исход, успешная развязка, успех: τῷ τέλει πίστιν φέρων Soph. веря в счастливый исход; 4) окончание, конец (τοῦ βίου Soph., Xen.): τί ἔσται τῶν γιγνομένων τούτων ἐμοί; Her. чем всё это для меня кончится?; θανάτοιο τ. Hom. смертный конец, смерть; νόστοιο τ. Hom. конец обратного пути, т.е. возвращение, прибытие (домой); τ. ἔχειν Hom., Aesch. быть завершённым, готовым, оконченным; ἐπεὶ τ. εἶχεν ἡ θυσία Xen. когда жертвоприношение было окончено; ὁπόσοι τ. ἔχοιεν τοῦ βίου Plat. (те), которые окончили жизнь, умершие; τ. ποιεῖσθαί τινος Xen. закончить (прекратить) что-либо; τ. λαβεῖν τινος Eur. освободиться от чего-либо; ἐπὶ и ἐς τ. τινὸς ἐλθεῖν Plat., Eur. подойти к концу чего-либо; εὖ τέλη εἰπεῖν Eur. хорошо закончить (свою) речь; ἐς τ. HH., Hes. до конца, вполне; μηδὲν δίκαιον ἐς τ. Soph. решительно ничего справедливого; μετὰ σιγῆς διὰ τέλους Plat. в полном молчании; διὰ τέλους τὸ πᾶν Aesch. всё до конца; 5) кончина, смерть Eur.: ἐν τέλεϊ τούτῳ ἔσχοντο Her. вот какой смертью они умерли; τὸ κάλλιστον τ. ἔχειν Xen. умереть славной смертью; 6) высшая точка, предел: ἐπὶ τῷ τέλει τινὸς γενέσθαι Plat. дойти до пределов чего-либо; ἅπτεσθαι τοῦ τέλους Plat. достичь предела; πρεσβύτου τ. Plat. глубокая старость; ἥβης τ. μολεῖν Eur. дойти до полного развития юношеских сил; ὁ τ. ἔχων Plat. достигший полного развития, взрослый; 7) окончательное решение: τ. δίκης Aesch. приговор; εἰδώς γ’ εὖ τόδ’ ἐξεῖπον τ. Aesch. я совершенно сознательно высказал это решение; 8) награда, приз (πυγμᾶς Pind.); 9) власть, право, законная сила, полномочия: τέλος ἔχοντες Thuc. облечённые полномочиями; οἱ μάλιστα ἐν τέλει Thuc. облечённые высшей властью; εἰς τὸ τ. καταστῆσαι Xen. занять должность; οἱ ἐν τέλει ὄντες Her., Thuc. или βεβῶτες Soph., τὰ τέλη ἔχοντες Thuc. и τὰ τέλη Thuc., Xen. должностные лица, власти; ὅσοις τοῦτ’ ἐπέσταλται τ. Aesch. (те), которые облечены этой властью; 10) цель: πρὸς τ. ἐλθεῖν Plat. и τυχεῖν τοῦ τέλους Luc. достичь цели; πρὸς οὐδὲν τ., ἀλλὰ διάγοντες ἄλλως τὸν χρόνον Plut. с единственной целью выиграть время; 11) срок (μισθοῖο τ. Hom.); 12) платёж, подать, налог, пошлина (τέλη λαμβάνειν ἀπό τινος NT): τ. τελεῖν ἐξαγομένων χρημάτων Plat. платить пошлину за вывозимые товары; ἔξω τοῦ τέλους εἶναι Dem. быть свободным от обложения; τέλη ὠνεῖσθαι или πρίασθαι Xen. брать налоги на откуп; 13) расход: τοῖς οἰκείοις или ἰδίοις τέλεσι Thuc. на собственный счёт; δημοσίοις τέλεσι Plat. на общественный счёт; 14) выгода, польза: τέλη λύειν τινί Soph. приносить выгоды кому-либо; 15) культ. подношение, дар (Ζηνὶ Τροπαίῳ Soph.): τὰ τέλεα τῶν προβάτων Her. приношения (состоящие) из мелкого скота; 16) священный обряд, церемония (σεμνὰ τέλη Soph.): γαμήλιον τ. Aesch. и τὰ νυμφικὰ τέλη Soph. брачный обряд; 17) отряд, колонна (Θρῃκῶν ἀνδρῶν Hom.; ἱππέων Thuc.): ἐν τελέεσσιν Hom. и κατὰ τέλεα Her. отрядами, по отрядам; (у римлян) легион Plut.; 18) вереница, сонм, толпа (ἀθανάτων Aesch.): δίρρυμά τε καὶ τρίρυμμα τέλη Aesch. вереницы колесниц, запряженных четвёркой или шестёркой лошадей; 19) имущественный ценз или сословие Dem.: κατὰ (τὸ) τ. Isae., Dem. в соответствии с имущественным цензом, по сословной принадлежности. [B.169] II τέλος (τό) adv. в конце концов, наконец: τ. ἐν ἀπορίῃσι εἴχετο Her. он оказался, наконец, в затруднительном положении; τ. δὲ ξυνέβησαν τοῖς Πλαταιεῦσι παραδοῦναι σφᾶς αὐτούς Thuc. в конце концов они сдались платейцам на капитуляцию; τ. γε μέντοι δεῦρ’ ἐνίκησεν μολεῖν Soph. в конце концов победило (решение) прибыть сюда. [B.169]
|
||||||
Мужчина соединяется с женщиной из потребности (какие бы возвышенные или приземленные формы она ни принимала). Женщина исходит из цели. Вспомним изречение Козьмы Пруткова: «Все девицы подобны шашкам: всем мечтается пройти в дамки, только не всем удается...» Поэтому, как заметил Ф. Ницше, счастье мужчины называется «Я хочу», а счастье женщины – «Он хочет». И продолжая говорить так, как говорил Заратустра, мужчина для женщины – средство: целью бывает ребенок (так запрограммировано Природой). Антураж этой игры, безусловно, исторически переменчив. Но женщина в ней всегда была стороной «отказывающей», а мужчина – домогающейся. Природа распорядилась таким образом, чтобы женщину искали, а она выбирала, оценивала, соглашалась или отказывала. В.П. Шейнов. «Мужчина + Женщина: познать и покорить» [P.47] Предназначение мужчины в том, чтобы осуществилось предназначение женщины
|
||||||
Мысль о том, что брак, рождение детей являются одним из главных, если не самым главным предназначением человека и что сексуальная жизнь возможна только в браке и никак не вне него, внушалась еврейским мальчикам и девочкам в самом раннем детстве. «И познал Адам Хаву, жену свою», – читал нараспев меламед («учитель») в хедере мальчикам первую главу Торы. И тут же останавливался и пояснял: «Почему сказано «Хаву, жену свою», а не просто «и познал Адам Хаву»? Потому что мужчина должен познавать только жену свою и, наоборот – мужчина имеет право познать женщину только после того, как она стала его женой. Так Святой, да будет благословен Он, говорит нам, что мужчина и женщина могут жить друг с другом только в освященном Им браке». Нужно ли после этого говорить о том, что у евреев все связанное с браком и интимной близостью между супругами тесно переплетено с массой обычаев и традиций, многие из которых тщательно соблюдаются до сих пор? В дореволюционной России в еврейских семьях мальчиков женили в 14-15 лет, нередко на девушках, которые были старше их на 2-3 года – с тем, чтобы избежать призыва в армию. Впрочем, как уже говорилось выше, столь ранней женитьбе давалось и другое объяснение: она позволяла удовлетворить проснувшееся сексуальное желание подростка и избавляла его от «дурных наклонностей» – прежде всего, от онанизма и постоянных мыслей о сексе. В любом случае, неженатый взрослый мужчина считался в еврейских местечках явлением почти ненормальным, и на него налагались определенные ограничения. К примеру, он не мог стать раввином, так как раввин должен быть «полноценным мужчиной», имеющим семью и, соответственно, ведущим нормальную интимную жизнь. Не допускался холостяк и к изучению Каббалы – мистической, самой сокровенной части Торы. М. КОТЛЯРСКИЙ [B.88]
|
||||||
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, доктор психологических наук: «Парадокс субъективного благополучия: люди счастливы даже тогда, когда не имеют причин для этого, каких то, вот, ощутимых. Даже в самых таких неблагоприятных, экономически неблагоприятных, социально неблагоприятных слоях и группах населения, всё равно, уровень счастью там выше середины, всё равно положительные эмоции, положительное отношение к жизни доминирует над отрицательным… …на самом деле во всех группах этот процент больше половины». Исследования показали, правы считавшие, что счастье означает конец любой активности, ведь блаженство не требует больше ничего. Люди, отметившие максимальный уровень своего счастья, уступали в достижениях тем, кто оценивал его чуть ниже. Только в близких отношениях и при благотворительности счастью нет меры: его тем больше, чем больше самоотдача. Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, доктор психологических наук: «Чем больше денег, чем больше человек имеет возможности удовлетворять свои базовые потребности, тем более счастливым он себя ощущает, тем выше его удовлетворённость жизнью – практически прямая зависимость. Но до определённой точки. Это соответствует примерно среднему по стране уровню доходов 12 – 15 тысяч долларов на душу населения в год ВВП. Дальнейший рост благосостояния перестаёт вести к росту счастья. Я из этого вывожу практически определение «среднего класса» как той точки, в которой счастье перестаёт определяться экономическими факторами и начинает определяться другими». Есть два уровня счастья: обыденный – связан с удовлетворением базовых потребностей – его легко достичь, это могут обеспечить другие; индивидуальный – зависит от степени развития человека… Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, доктор психологических наук: «…этот эффект Даун-Шифтинга, про который в последнее время много пишут, это как раз эффект осознания людьми того, что счастье – не там. А вот счастье в собственном выборе, в непосредственных отношениях и в собственных целях, и люди, действительно, становятся от этого более счастливы, потому что они выходят из некой искусственной для них системы, которая мешает им быть в гармонии с самим собой. И в конечном итоге оказывается, что они выходят на тот способ жизни, который им позволяет быть в гармонии с самим собой, и он даёт им как раз то счастье, которое им не могла дать вот та самая «золочёная клетка». Существует концепция счастья такой активности, которая содержит цель в самой себе – это творчество. Оно требует напряжения всех сил, а потом, вдруг, энергия возвращается, и творец погружается в собственную деятельность – он словно в потоке… Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, доктор психологических наук: «Все факторы внешние, внешних обстоятельств, которым повезло или не повезло столкнуться – в какой семье родился, какое материальное благосостояние – влияют на то, насколько я счастлив на десять-пятнадцать процентов. Не больше. Вся совокупность внешних факторов… …вторая группа факторов, которая объясняет около пятидесяти процентов – это общий психологический склад человека. Частично это связано с факторами генетическими, частично из уже сформировавшихся устойчивых характеристик – характера, личности, темперамента. Это около пятидесяти процентов. Остаётся ещё где-то тридцать пять - сорок процентов – третья зона. Это факторы, которые в наших руках, то, что является предметом нашего собственного выбора. Очень немало тридцать пять - сорок процентов. Прежде всего, это цели, которые мы выбираем, ставим, и к которым движемся, и отношения, в которые мы вступаем, и которые мы строим с другими людьми». [T.10.I.9]
Как-то ученики в шутку спросили его: «Решение какой задачи было бы полезней всего для математики» – «Поймать муху на обратной стороне Луны – ответил профессор. – Задача эта никому не нужна, но сколько открытий мы при этом сделаем. Давид Гильберт (нем. David Hilbert) родился в Кёнигсберге в 1862-м году, посещал с матерью могилу Канта, она заинтересовала его философией, астрономией и математикой. От отца-юриста он унаследовал веру в незыблемость закона. В «Нейча» (Nature) было сказано, что едва ли можно встретить математика, чья работа не была бы связана с работами Гильберта. Как некий «математический» Александр Македонский, он оставил своё имя ярко запечатлённым на Карте Математики. [T.10.I.25]
|
||||||
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ (МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ), режиссер, сценарист, народный артист РСФСР, президент киноакадемии «Ника»: «…поскольку человек – это единственное животное, которое не может жить без цели в жизни. И цель в жизни определяется, безусловно, этикой, которая рождается на основе той или иной религии». [P.97.162]
Юрий АЛЕКСАНДРОВ, доктор психологических наук: «Никого нельзя заставить ничего сделать. Это, казалось бы, противоречит, но, как сейчас наведу пистолет и скажу: «Ну-ка, гад, давай делай!». И он пойдёт и будет делать как миленький. Как же нельзя? А так – нельзя. Потому что он будет делать ровно до того момента, пока вы не отвернётесь. Люди не могут достигать ничего, кроме собственных целей». Александр АСМОЛОВ, доктор психологических наук: «Что это значит? То, что в народе называют сделать «на отвяжись», когда нет цели сделать «на отлично». Главная цель – собственная, личная – чтобы, наконец, отвязались. Эта проблема решена в децентрализированных организациях – морских звёздах, где нет явного лидера и жёсткой иерархии управления». [T.10.DCXLIX.1]
|
||||||
Воздух (газ – хаос) – Огонь – Смерть
Владимир МИХАЙЛОВ, полковник в отставке, первый начальник отдела нетрадиционной криминалистики подразделения ОТУ КГБ СССР: «Один грамм тротила при взрыве создаёт литр газа, который распространяется из точки во все стороны со скоростью: начальная скорость где-то порядка 7 900 метров в секунду и конечная, естественно, ноль. И во все стороны равномерно. Это так называемая ударная волна. А если это два килограмма – две тысячи грамм тротила, – это мы получили с вами объём газа 2 000 литров, распространяющегося со скоростью во все стороны 7 километров 900 метров в секунду». [T.9.I]
Юрий РЫЖОВ, академик РАН, доктор технических наук: «…я уже сказал, что аэродинамика обеспечила взрывной прогресс авиации». [T.10.CI.54]
|
||||||