ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
|
368. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ. |
|
||||
МИФОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ ж. «НАУКА И РЕЛИГИЯ» № 01/1989 А. ВЯТКИН ТАРО: КЛЮЧ ОТ ЗАКРЫТОГО ХРАМА Три карты, три карты, три карты… Известные всем слова. А когда карточные игры появились в России? Вероятнее всего, в XVII веке. Пришли они, как полагают, из Германии через Украину. Там, в лагерях, казаки коротали время за карточной игрой. А почему всё-таки из Германии? В пользу этого предположения говорят старинные названия двух мастей: пики назывались «винами» – в немецкой колоде их изображал виноградный лист, а трефы в те давние времена называли «жлудями», потому что рисовали их в виде желудей. Кстати, черви в старину назывались «розами». Первое официальное упоминание о картах документально засвидетельствовано… Уложением 1649 года, где с игроками предписано поступать, «как с татями». Однако страсть к игре оказалось уничтожить не так-то просто… …Много веков назад великие жрецы Египта собрались на совет. И сказал первый жрец: «Враг приближается к священной стране Кеми. Звёзды указывают, что на этот раз не устоять царству фараонов. Нам остаётся одно – сохранить наше Знание для тех поколений, которые придут после. Но как?» И сказал второй: «Нужно доверить Знание Добродетели. Пусть лучшие люди пронесут его сквозь века». Но тут встал третий жрец: «Добродетель – самая хрупкая в мире вещь. Когда она нужна, её труднее всего найти. Доверим сохранение Знания Пороку. Порок был и будет всегда, пока существует человек». И тогда была придумана азартная Игра – служительница Порока. Из века в век игроки передавали друг другу изображения таинственных фигур и знаков, сделанные жрецами, не понимая истинного, скрытого их значения. И Тайное Знание дошло до нашего времени в зашифрованном виде. Так гласит легенда. По другому её варианту тайное Знание было представлено символами на 78 картинах, расположенных в подземной галерее древнего египетского храма, куда допускались только Посвящённые. Игра же появилась как осуществление древнего принципа «Поучать, развлекая». Таро? Нет, бридж! До наших дней сохранился один из самых интересных и загадочных памятников древней культуры – колода карт, именуемых Таро, или Тарот. Её появление в Европе в конце XIV века связано с кочующими цыганами, которые утверждали, что пришли из Египта. Впрочем, разновидность Таро отмечена и в Индии. Как бы то ни было, к XVI веку при дворе всех европейских королевских домов развлекались карточными играми, придуманными на основе колоды Таро. Наряды королей, дам и валетов соответствовали тогдашней придворной моде. Кстати, нередко и до сих пор они не расстаются с напудренными париками, кружевными воротниками, широкополыми шляпами с перьями в духе тех куртуазных времён. Знакомая нам колода «карт игральных» имеет 52 карты – по 13 четырёх мастей и два джокера (дополнительная карта в бридже, покере и других играх). Выбросив джокеров и карты от двойки до шестёрки, получим обычную колоду, предназначенную для бытового гадания. В полной колоде цыганского Таро было 78 карт: 22 так называемого Старшего Аркана (от латинского «ARCANUM» – «тайна») и 56 карт Младшего Аркана, содержавшего четыре масти: посохи (жезлы, палки), кубки (чаши), мечи (шпаги) и пентакли (денарии, круги). Каждая масть состояла из 14 карт: 4 фигурные – король, королева (дама), рыцарь, паж (валет) и 10 числовых – от десятки до туза. Нетрудно заметить, что современные игральные карты – это упрощённый Таро, где «посохи» стали трефами (в просторечии – крести), «кубки» – червями, мечи – пиками, пентакли – бубнами. Исчезли рыцари всех мастей, зато возникли два джокера. Легендарные жрецы не ошиблись в своих надеждах на долговечность Порока, но они не предусмотрели перспективы развития игры, появления новых её вариантов, нарушающих и изменяющих первоначальные правила. Впрочем, такие игры, а они сопровождают всю жизнь человечества – особая тема далеко не такая простая, как кажется поверхностному взгляду. Но вернёмся к цыганскому Таро. Куда же девались 24 карты таинственного Таро? И что зашифровано в его символах? Геометрически полный Таро может быть выражен фигурой, представленной на рисунке. Квадрат составляют 4 масти Младшего Аркана, треугольник – 21 карта Старшего Аркана, а точка в центре – нулевая карта, носящая название «сумасшедший» (безумец, дурак). От неё-то и пошли два джокера («шутника» – англ.). Старший Аркан Внимание любителей тайных Знаний всегда привлекал Старший Аркан. В оккультном смысле он воплощал схему отношений Вселенной, Бога и Человека, или схему ментального, астрального и физического планов бытия Очевидно, какими-то древними мудрецами делалась попытка представить картину мира в развитии и изменении, не в статичном, а в динамичном виде. Что касается человека, то тройственная структура Старшего Аркана пытается охватить его индивидуальность. Рассмотрим, как понималась личность в древние времена. Первые семь карт относятся к интеллекту I – маг (воля), II – жрица (знание), III –императрица (инициатива), IV – император (авторитет), V – иерофант (вдохновение), VI – влюбленные (выбор), VII – колесница (победа). Вторые семь характеризуют нравственность: VIII – правосудие (справедливость), IX – отшельник (благоразумие), X – колесо Фортуны (удача), XI – сила (нравственная сила), XII – повешенный (жертвенность), XIII – смерть (смерть), XIV – время (умеренность). А третьи семь определяют события жизни XV – дьявол (фатум, рок), XVI – башня (богадельня, разрушение), XVII – звезда (надежда), XVIII – Луна (неудача), ХIХ – Солнце (благополучие), XX – Страшный суд (возрождение). XXI – мир (награда) Нулевая карта – сумасшедший – означает Человека. Гермес Трисмегист раскладывает пасьянс Авторство Таро традиционно приписывается полумифическому основоположнику оккультных наук Гермесу Трисмегисту (титул его означает Трижды Величайший, а имя заимствовано у греческого бога Гермеса, аналогом которого считается древнеегипетский Тот – покровитель тайных знаний). Считается, что Таро (один из вариантов происхождения названия – египетское «ТА-ROSH» – «Дорога Королей») изначально представлял собой иероглифическую Книгу Тота. Сохранилось предание, что во времена Рамзеса II символы Таро были представлены на золотых пластинах. Высказывались предположения, что глиняные варианты этой древней книги вместе с другими сокровищами могли погибнуть при пожаре Александрийской библиотеки. Так оно и могло быть ведь при археологических раскопках нередко находили кожаные карты. С XIV века картонная колода Таро уже широко известна под названием «Цыганское Таро». Итак, игра, гадательная система или система таинственных знаний и і представлений древности? Вероятнее всего и то, и другое, и третье. Современный Таро явно синтетичен, что особенно видно по картам Старшего Аркана. Правда, надо учитывать, что исследователи рассматривают варианты колоды Таро изготовленные уже в Европе XVII века и позже. И хотя при этом использовались, очевидно, какие-то образцы, описания, все же следует допустить, что каких-то искажений по сравнению с древнейшими избежать не удалось. Смесь мифологий Синтетичность современного Таро (особенно XIX и XX веков) проявляется в сочетании символики различных мифологий (а значит, и времён) – египетской, античной, библейской. Так, у жрицы (другое название папесса) головной убор богини Изиды – рога и луна между ними, но в руках у неё свиток Торы, в которой изложено древнеиудейское учение, и сидит она между колоннами J (Jakin – солнце) и В (Bohaz – луна). Колесница, запряжённая чёрным и белым сфинксами, явно принадлежит воскресающему богу Озирису. Трон императрицы украшен символом Венеры. Правосудие – это известная и поныне Фемида. Дьявол раннего варианта назывался Тифон (сын Земли и Тартара). Башня, разрушенная молнией, видимо, намек на Вавилон (Другое название богадельня) Суд изображён в христианской традиции Страшного суда – с трубящим ангелом и мёртвыми, восставшими из гробниц. Туз кубков из Младшего Аркана – это потир, чаша для причащения, имеющая явную связь со средневековой Чашей Святого Грааля. И как же с Таинственными знаниями? Таро – это как бы конспект, дающий на символическом языке ключ к «герметическим наукам» – магии, алхимии, астрологии и каббале. Вот карта Старшего Аркана – колесо Фортуны. Колесо судьбы увлекает наверх собакоголового гения добра Германубиса и низвергает вниз змееподобного гения зла Тифона. На колесе четыре латинские буквы TARO и четыре древнееврейские – Йод, Тхей, Bay и Тхей – соответственно I.H.V.H. Так пишется имя Иеговы – краеугольный камень Каббалы. Главным тезисом этого учения является утверждение, что всё в мире состоит из Божественного Имени, то есть из четырёх начал: активного (I), пассивного (Н), уравновешивающего (V) и результативного (Н). Это так называемая символическая тетрада. Указанные четыре начала изображены по углам карты в виде льва, человека, орла и быка. Кстати, в образе сфинкса, находящегося на колесе, соединяются львиные лапы, человеческая голова, орлиные крылья и туловище быка. В алхимии этим четырём началам соответствуют символы четырёх веществ – ртути, серы, азота и соли (они тоже изображены внутри колеса). В магии – четыре класса элементарных духов: эльфы (саламандры) – духи огня; ундины (сирены, русалки) – духи воды; сильфы – духи воздуха; гномы – духи земли. Вспомним также астрологические четыре времени года, географические четыре стороны света, а также христианские четыре Евангелия, и наконец, четыре масти Младшего Аркана. Все это вместе наглядно иллюстрирует Великий метод аналогий Гермеса Трисмегиста: «То, что внизу, подобно тому, что наверху». Иными словами, согласно представлениям древних о том, что всё в мире аналогично, то есть подчинено единому закону. Таро обобщает символическую систему герметизма. Как удачно выразился небезызвестный исследователь оккультизма П.Д. Успенский, «Таро по отношению к метафизике представляет то самое, чем являются счеты по отношению к арифметике». Каждой карте соответствует цифра, буква еврейского (иногда и санскритского) алфавита, знак планеты, зодиакального созвездия, символ вещества. Тройка, семерка, дама! Квадрат четырёх мастей Младшего Аркана тоже представляет собой тетраду. Масти означают – предприятия (посохи), любовь (кубки), борьбу (мечи) и деньги (пентакли). Соответственно разделяются и фигурные карты (король – отец, королева (дама) – мать, рыцарь – посредник, паж (валет) – ребёнок). Числовые карты можно геометрически представить цепочкой квадратов, в которых туз – активность, двойка – пассивность, тройка – равновесие, четвёрка – результат и одновременно новая активность, то есть начало нового квадрата с той же последовательностью характеристик. Как, видим, колода Таро в различных комбинациях символических значений карт является попыткой представить полную психологическую и событийную картину жизни человека. На этом и основывается её применение для гадания. Наполеон и Жозефина С изобретением печатных станков Таро становится очень популярным. Особый интерес вызывают его прорицательные свойства. О гадалках и гадателях существует масса легенд и сплетен. Например, говорят, что знаменитая Селина Ленорман как-то предсказала при помощи Таро императорскую корону корсиканскому офицеру по фамилии Бонапарт. Придя к власти, Наполеон не забыл удачливую прорицательницу: он презентовал ей миллион франков, и она стала личной гадалкой императрицы Жозефины. И предсказала ей не только развод с Наполеоном, но даже поражение французской армии в России. Есть несколько вариантов карт Таро, но способов гадания много больше. Так, французский оккультист XVIII века Эттейла разработал целую систему «прорицательных» значений карт (не всегда совпадающих с оккультными), которой любители пользуются и по сей день. Его фантазии принадлежат и основные методы карточных гаданий, довольно сложные и громоздкие. Как правило, отдельно раскладываются карты Младшего Аркана, рассказывающие о предстоящих в жизни клиента событиях, а с помощью карт Старшего Аркана выясняются факторы, от которых проистекают предполагаемые события. Современная колода нарисована в 1910 году Таро изучали в XIX и XX веках десятки оккультистов. Многие тома, посвященные герметическим наукам, строятся на анализе символов Старшего Аркана. В 1910 году д-р Артур Эдуард Уэйт издал в Англии книгу «Ключ к Таро», рисунки к ней выполнила художница Памела Колмен Смит (мы приводим в журнале карты её работы). Это издание Таро стало очень популярным и даже получило название Дорожной колоды. Она отличается от других тем, что числовые карты (Младший Аркан) также рисованные. Например, тройка мечей (несовместимость) изображается в виде сердца, пронзённого тремя мечами, восьмёрка мечей (кризис) – женской фигуры, опутанной веревками, двойка кубков (любовь) – в виде мужчины и женщины с кубками в руках и осеняющим их крылатым львом, символом желания. Шестёрка кубков (детство, прошлое) – это играющие дети, семёрка кубков (мечты) – это облака, на которых расположены 7 кубков с символами: любви (женская голова), мудрости (змея), святости (фигура в светящемся покрывале), власти (замок), богатства (драгоценности), славы (лавровый венец) и зла (дракон). Десятка кубков (родина) представлена радугой, встающей над сельским пейзажем, десятка пентаклей (дом, семья) – группой людей разного возраста, двойка посохов (противоречие) – человеком с посохом в руке на крепостной стене, где прикован второй посох; символ дополняется крестом из двух роз и двух лилий. В фигурных картах художница использовала магическую символику: король и дама посохов – это эльфы, чья одежда и троны увиты цветами и украшены львами и саламандрами, а у короля и дамы мечей – сильфами и бабочками. Масть кубков символизируется морскими волнами и рыбами; масть пентаклей напоминает о мире гномов – хранителей сокровищ, искусных мастеров. И все-таки Таро не так прост Мода на Таро не прошла. Колоды с различными современными модификациями древней книги выпускаются наряду с обычными игральными картами. Программы компьютерных игр, основанных на Таро, тоже очень популярны. Мимоходом отметим влияние Таро на литературу – от Карло Гоцци («Зелёная птичка») до Хулио Кортасара («Игра в классики»). Отметим и такой популярный на Западе жанр, как «фэнтэзи». Можно сказать, что системы оккультизма, в том числе и Таро, для фэнтэзи служит той же основой, что наука – для научной фантастики. Например, известный автор современной фэнтэзи Майкл Муркок создал целый цикл романов, среди которых «Рыцарь Мечей», «Королева Мечей» и т. д. Другой фантаст Пирс Энтони в романе «Тарот» оживил образы всех 78 карт… Карл Густав Юнг и символика Таро Этот знаменитый швейцарский психолог и психиатр первым попытался научно объяснить причины живучести гадательно-игральной колоды. Изучая сновидения и фантазии своих пациентов, анализируя известную повторяемость образов, мотивов и понятий, он разработал концепцию «коллективного бессознательного» – глубинного уровня подсознания, своеобразной наследственной памяти, «вместилища архетипов». Архетипы, или «праобразы», по К. Юнгу, – это некие изначальные схемы, формулы, выражающиеся как в поведении отдельных индивидов, так и в формировании первобытного мышления, фольклора и мифологии у человечества в целом. И вот что любопытно: основные юнговские архетипы совпали с герметическими символами, выраженными в Таро. Например, архетип анимус – активное, мужское начало – соответствует смыслу карты маг, анима – женское начало – жрице (папессе); тень – злое, звериное начало – дьяволу. Архетип самость, по мнению Юнга, «на языке общечеловеческой символики выражается фигурами круга, квадрата, креста», что дало ему основание связывать его как с древнеиндийской мандалой, так и с картой колесо Фортуны. Что касается гадания как такового, то Юнг рассматривал его как форму медитации, самоанализа. (В этом смысле потребность в гадании у современного человека во многом восполняется популярными психологическими тестами.) Самость как центральный архетип, писал Юнг, «даёт полное выражение той комбинации судеб, которая именуется индивидом». К. Юнг совместил в своей концепции эмпирические наблюдения герметических наук и экспериментальные выводы современной ему психологии. Загадочная система Таро при этом оказалась не бессмысленным экзотическим атрибутом магов, а косвенным выражением реально существующей потребности человека в самопознании и познании окружающего мира в его целостности.
|
|
|||||