ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 5 – 17 (6) |
||||||
Quintessentia – Звезда
Попытки понять наше место в Солнечной системе – это Путь открытий, по которому человек идёт с тех пор, как он впервые посмотрел в ночное небо. Горная система Атлас на севере Африки. Согласно древнегреческой легенде эти горы держат над Землёй Небесный свод. Здесь, вдали от городских огней легко представить какое впечатление производило ночное небо на людей древних цивилизаций. Глядя в чёрную бездну, они видели миллиарды звёзд, беспорядочно разбросанных в бесконечном хаосе. Но вглядевшись в него можно заметить некоторые закономерности: похоже, небо над нами вращается. Именно из-за этого движения человек тысячелетиями считал, что он находится в Центре Вселенной. Dr. Robert M. Massey, Royal Observatory, Greenwich: «Если вы сядете и будете смотреть в ночное небо, ничего не зная об огромной Вселенной, вы интуитивно предположите, что находитесь в её центре, и она движется вокруг вас. Это, видимо, связано с людским эгоцентризмом, но само предположение неплохое». [T.10.CCCXXVIII.1]
Дмитрий ВИБЕ, доктор физико-математических наук, Институт астрономии РАН: «Существует такое расхожее в астрономии мнение, что революция происходит всякий раз, когда диаметр телескопа увеличивается, ну, примерно, в десять раз. И тут можно такие этапы проложить: это телескоп Галилея, телескоп Гершеля, телескоп Хаббла, и те телескопы, большие, которые мы имеем сейчас». [T.10.I.24]
|
||||||
Магнетизм – Звезда
…первые атомы стали и первыми магнитами во Вселенной. Prof. James S. Bullock, University of California, Irvine: «Самые маленькие магниты Вселенной – это атомы – это, так сказать, миниатюрный вариант магнита на уровне субатомного мира». Со временем эти крошечные магниты стали объединяться, формируя линии магнитного поля. Prof. James S. Bullock: «Прежде мы считали, что для формирования звезды нужны гравитация и время, теперь же мы поняли, что всё несколько сложней. На самом деле фундаментальную роль играют магнитные поля: вероятно, без магнитных полей не было бы звёзд». Через миллиард лет после Большого Взрыва магнетизм вот-вот должен был зажечь первые звёзды. Когда-то мы полагали, что формирование звезды – достаточно простой процесс: возьмём огромное газовое облако, добавим немного гравитации и подождём. Гравитация превратит вещество в раскалённый плазменный шар: температура и давление растут, всё плавится и вспыхивает – так рождается звезда. Теперь учёные считают, что одной гравитации недостаточно, для формирования звезды также нужен магнетизм. Dr. Phil Plait, Author «Death from the Skies»: «В процессе формирования звезды, сначала действует гравитация. В центре материя становится гуще, и формируется звезда. Вокруг этого центра вращается другая материя, гравитация её притягивает, но есть одна проблема: материя обладает так называемым моментом импульса». Момент импульса – это сила, которая заставляет облако газа вращаться вокруг центра формирующейся звезды. Она противостоит гравитации и собирает облако газа в тонкий диск. Prof. James S. Bullock: «Момент импульса и гравитация противостоят друг другу. Момент импульса заставляет материю крутится, а гравитация притягивает её к центру. Вот когда момент импульса иссякнет, тогда продолжится формирование звезды». Юные звёзды, или протозвёзды могут загореться лишь тогда, когда облако газа вокруг них станет достаточно плотным и горячим. Диск кружится вокруг цента слишком быстро, и гравитация не способна притянуть его самостоятельно. Магнитные силы – это строгий судья, который выходит на ринг и решает исход космической схватки. Плотное скопление газа в «звёздной колыбели» и бешенное торнадо из пыли создают мощное магнитное поле – именно оно обеспечивает победу гравитации, задерживая заряженные частицы. «Космическая карусель» замедляет своё движение, и строительный материал для звезды, наконец, падает в центр облака. Плотность и температура вещества растут, пока оно не раскалится до десяти миллионов градусов Цельсия, и Вселенную озаряет яркая вспышка. Вот так рождаются звёзды. Двенадцать миллиардов лет назад: самое яркое представление в истории Вселенной – загораются первые звёзды – без магнетизма существовала бы только тьма. …в ней не хватает звёзд. В галактике Млечный Путь более двухсот миллиардов звёзд, все они расположены в виде плоской спирали. Но должно быть намного больше звёзд. Prof. James S. Bullock: «Трудно понять, почему в нашей галактике так мало звёзд – их должно быть в десять раз больше. Но их нет. И мы пытаемся понять – почему?» Согласно старой школе физики галактика Млечный Путь должна быть намного больше, потому что её окружают огромные облака из газа и пыли – строительный материал для новых звёзд. За миллиарды лет мощная гравитация Млечного пути должна была затянуть эти облака внутрь галактики. Теперь космологи предполагают, что в процесс формирования звёзд вмешиваются магнитные поля. Вращаясь, Млечный Путь становится похожим на диск, и чем быстрее несутся газ, пыль и молодые звёзды в этом облаке, тем больше космического материала они подхватывают и тянут внутрь, на строительство своей галактики. Prof. Lawrence M. Krauss, Arizona State University: «Именно гравитация отвечает за сжатие вещества, в результате которого формируются галактики. Как только материя начинает двигаться и взаимодействовать, подключаются магнитные поля». Взрывные волны от ранних сверхновых звёзд создавали турбулентность и отправляли в молодой диск Млечного Пути магнитные поля. Диск продолжал вращаться, и магнитные линии окутали юную галактику магнитным покрывалом. Prof. James S. Bullock: «Проблема в том, что в нашей галактике существует сложная сеть магнитных полей. Из-за этого магнетизма газ и пыль извне не попадают внутрь галактики». Эта магнитная сеть препятствовала формированию звёзд в галактике Млечный Путь. Prof. James S. Bullock: «Магнитное поле играет ключевую роль в блокировании облаков газа: это тормоз формирования звёзд. Вот почему звёзды формируются куда медленнее, чем мы предполагали». Магнитное поле вокруг Млечного Пути не даёт газу просачиваться внутрь и создавать новые звёзды. Сквозь диск нашей галактики проходят особые сильные магнитные линии. Согласно новой теории эти внутренние магнитные поля играют в процессе галактической эволюции важнейшую роль – они влияют на распределение звёзд. Факты, подкрепляющие эту теорию, были обнаружены в галактике, от которой нас отделяют два миллиона семьсот тысяч световых лет. Учёные изучали галактику созвездия Треугольник и обнаружили что-то совершенно поразительное: звёзды появляются в ней только вдоль спиральных рукавов, где присутствуют мощные магнитные поля. Dr. Hakeem M. Oluseyi, Florida Institute of Technology: «Мы долго изучали газовые облака, в которых формируются звёзды, и обнаружили, что звёзды формируются вдоль определённых линий, а линии эти могут быть обусловлены расположением магнитных полей». Prof. James S. Bullock: «Линии магнитных полей могут выполнять функцию магистралей, по которым передвигаются заряженные частицы». Заряженные частицы в газовых облаках галактики передвигаются вдоль спиральных рукавов, положение которых определяют магнитные поля. Здесь происходит процесс формирования звёзд. Prof. Lawrence M. Krauss: «Гравитация отвечает за формирование галактик, но электромагнетизм отвечает за то, как они выглядят». Именно магнетизм мог ограничить количество звёзд, которые мы наблюдаем на ночном небосклоне. [T.12.XCVI.1]
|
||||||
Scientia Boni et Mali – Inflexus
Несмотря на то что марсианская экспедиция может обойтись в астрономическую сумму, необходимо помнить, что подобные проекты предусматривают разработку новейших технологий, находящих широкое применение в том числе и на Земле. И они способны довольно быстро оправдать все затраты. Так, по мнению американских специалистов, полёт на Луну, который, конечно, стоил в 4 раза меньше самого дешевого марсианского проекта, окупился за счёт коммерческого использования передовых космических разработок. [A.285]
Денис ЛАЗАРЕНКО, кандидат физико-математических наук: «…использование космических ядерных технологий для решения сугубо земных задач, причём, как с технической, так и с экономической точки зрения. Ну, в частности может быть такой пример полезен: когда технологии, которые были разработаны для «Шаттла» были использованы в наземных целях, то на каждый доллар, вложенный в разработку технологий, вернулось двадцать. Космическая ядерная энергетика сама по себе наукоёмкая, и тот задел, который был сформирован, тот уровень развития, который был достигнут, он до сих пор остаётся уникальным». [T.10.CI.88]
|
||||||
Religio [Scientia] – Inflexus
Наука стала религией Запада, но есть ещё многое в человеке, чего она не знает и не может ответить на все запросы его души. Но горе ей, если наука не оправдает гигантских надежд, на неё возлагаемых, тогда европейская мысль потерпит полнейший моральный крах… Ещё ни одна религия на земле не оправдала возлагавшихся на неё людьми надежд по справедливому устройству мира и жизни. Как ни грозили самыми ужасными наказаниями христианский, буддийский, мусульманский, еврейский ад или будущими перевоплощениями в гнусных существ – индуизм, переустройства жизни в согласии с религиозными принципами не получилось. Наука может достичь гораздо большего, но при условии, что она займётся человеком во всей его сложности. Я признаю прямо, что этого в европейской науке, к сожалению, и в нашей советской ещё нет. Но у нас есть другое – в борьбе различных идеологий всё более ширится распространение коммунистических идей, и окончательная победа идеологии коммунизма неизбежна. Иван ЕФРЕМОВ [B.107.1]
Юрий ПИВОВАРОВ, академик РАН, доктор политических наук, профессор, директор ИНИОН РАН: «…это всё какие-то очень своеобразные, специфические черты русской истории. Их очень трудно понять с помощью западной науки. Ведь наука в нашу страну пришла с Запада, во времена Петра Первого. И стала развиваться во многом под западными влияниями. …очень многие книжки, которые написаны на Западе и которые трактуют нашу с вами жизнь. И очень часто получается так, что эти трактовки, как говорят в науке, неадекватны. Потому что западные науки выросли на анализе собственного опыта. И не всегда работают при совершенно другом опыте. Это не только у нас, это вообще в незападных обществах. Россия – это страна незападная. Это в Индии, в Бразилии, в Китае и так далее. То есть всегда возникает проблема понятийного аппарата. Проблема вообще инструмента, с помощью которого можно познать нашу историю. И вот здесь нам в помощь, слава Богу, есть, нам есть, на что опереться. Русская мысль. …это были люди на громадной такой религиозной подпитке. И вся последующая русская мысль, она всегда будет религиозной. Вообще, вне религиозного русского мыслителя очень трудно найти. И даже в двадцатом столетии мощное атеистическое направление русской мысли обладало такой религиозной интенсивностью, что было ясно, откуда всё это берётся. Понимаете? Я бы так ответил». [T.10.CI.15]
|
||||||
Scientia Boni et Mali – Oss (Иероглиф: рот с языком, т.е. говорящий рот)
…костяк экспедиции составляет группа из тринадцати специалистов-палеонтологов, все они именитые учёные. В Монголии древние Меловые отложения лучше всего сохранились в пустыне Гоби. – Зачем вы это делаете? Prof. Louis L. Jacobs, Southern Methodist University: «Проверить, хорошо ли прилипает. Все истинные окаменелости хорошо прилипают к языку, а вот современные кости – нет. Так можно определить, с чем имеешь дело». [T.10.CCLXXIX]
Флёров и Замятнин были готовы довести эксперимент сами, но когда они подошли к решающему рубежу, как только нейтронный поток стал показывать, что критмасса вот она, рядом, они позвали Курчатова. Не имели права нарушить договорённость. Юрий СМИРНОВ, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института ядерного синтеза РНЦ «Курчатовский институт»: «…самое частое слово, которое он употреблял, это: «Голь на выдумки ловка», а второе слово, которое меня всегда поражало – это «Чувствуется». «Я чувствовал», «Можно было почувствовать» – в этом говорил экспериментатор: теоретик никогда так не говорит. Теоретик говорит: «Мне кажется», «Я думаю», «Я уверен». А это говорил экспериментатор с выдающейся интуицией». [T.10.CCCXLIV.1]
Юрий АЛЕКСАНДРОВ, доктора психологических наук: «…они вместе, то есть, не бывает чисто интуитивного или чисто рационального – всегда есть и те и другие компоненты. Но вес этих компонентов на разных стадиях нашего познания различен. …любое наше познание, оно начинается с интуитивного – эмоциональной стадии, а завершается осознанным, или рациональным, этапом. То есть, иначе говоря, сначала нужна интуиция – предрешение, – которое направляет в эту сторону или в эту сторону, а потом рациональное аналитическое решение этой проблемы. Пуанкаре выделял «интуитивистов» и «рационалистов». Он говорил, что чистая логика аналитизма (тот самый рационалистический аналитизм), он не может создать ничего нового, но является точным и прекрасным орудием доказательства. А что порождает «нового»? А «новое» порождает интуитивистский холизм… То есть, иначе говоря, создать новое, найти новый путь – вам нужно холистическое мышление, провести чёткую разработку и анализ – вам нужно рационалистическое мышление. В принципе, Гейзенберг говорил о том же. Он говорил, что совершенно неверно думать, что в науке только логическое мышление. Для собирания фактов, для получения фактов нужен очень трезвый рационалистический анализ, но когда надо упорядочить факты и понять, куда двигаться дальше, тогда нужно, скорее, вчуствоваться, чем вдуматься в явление. Это ведь не поэт пишет, а пишет великий физик. А вы знаете, что пишет Эйнштейн? Эту его фразу, кстати говоря, многие не понимают. Он пишет: «Воображение важнее, чем знание». Более того, он пишет, что Достоевский дал мне больше Гаусса…» [T.10.CI.126]
|
||||||
Religio – Звезда
Верования Додинастического периода объединили культ домашнего скота с поклонением Нилу. Корова считалась матерью Солнца. Коров и быков обожествляли, считая земным воплощением богов. Центральное место в этой идеологии занимала фигура Хатор. Изображение быков, соседствующее с рисунками звёзд, датируется ещё более ранним периодом, чем Додинастический. Скотоводы жили в Сахаре за несколько тысяч лет до начала Додинастического периода. [T.10.CCLXXX.2]
|
||||||
Scientia Boni et Mali (Великий иерофант) – Spes [Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот)]
Dr. Michael D. Coe, Yale University: «…многие разводили руками и говорили: «Никто не сможет расшифровать эти символы. Это невозможно». …следующий прорыв в расшифровке иероглифов начался в мае 1945-го года, когда Российская Армия вступила в Берлин. В её рядах был офицер по имени Юрий Валентинович Кнорозов. Dr. Michael D. Coe: «Как-то он мне рассказал, что среди руин национальной библиотеки нашёл книгу, которая уцелела в огне. Он поднял её, это оказалась качественная чёрно-белая копия трёх известных на тот момент Кодексов – Дрезденского, Мадридского и Парижского». Интерес Кнорозова к этой книге возрос, когда он прочёл о том, что иероглифы Майя не поддаются расшифровке. Он счёл это вызовом и получил степень лингвиста, став единственным русским майянистом в области, где царил Эрик Томпсон (Sir John Eric Sidney Thompson). Prof. Stephen D. Houston, Brown University: «Находясь за «Железным занавесом» во времена сталинизма, он был, в сущности, совсем один, на него не повлияли идеи других учёных, которые, как в случае Томпсона, были, попросту, ошибочными. Отсюда свежий взгляд на вещи. Можно сказать, он начал всё с ноля». Как лингвист, Кнорозов знал, что при анализе неизвестной системы письма, первым делом нужно сосчитать знаки. Если их окажется от двадцати до тридцати пяти, значит – это алфавит, обозначающий простые звуки. Если от восьмидесяти до ста – письмо, скорее всего, слоговое. А если знаков несколько сотен – это, наверняка, логография, то есть знаки обозначают целые понятия. В логографических языках, например, китайском существует тысячи знаков для обозначения тысяч слов. В письменности Майя было около восьмисот знаков: слишком много для алфавита и слишком мало для обозначения каждого слова в языке. Поэтому учёные предположили, что это была ограниченная логографическая письменность, знаки которой обозначали всего несколько сотен слов. Но Кнорозов знал, что системы письма не всегда основываются на единственном типе знаков: в английском алфавите используются цифры и логограммы. Кнорозов понимал, что письменность Майя, тоже смешанная система – комбинация знаков, обозначающих как слова, так и звуки. После этого озарения он взялся за Мадридский кодекс, в котором уже были известны иероглифы для сторон света. Он сосредоточился на иероглифе «Запад» в поиске слогов. Иероглиф состоял из двух символов: внизу находился символ Солнца, всегда изображаемый как четыре перекладины или лепестка. Сверху – рука с соприкасающимся большим и указательным пальцами. Эрик Томпсон утверждал, что рука обозначает «Завершение», и трактовал этот иероглиф как «Завершение Солнца», то есть «Закат» для обозначения Запада. Для Томпсона иероглифы обозначали идею, а не звуки. Dr. George E. Stuart: «Эрик был упрям в таких вещах. Он решил, к собственному удовлетворению, что иероглифы не могут обозначать звуки, и не менял мнения». Но Кнорозов был не согласен. Он подозревал, что иероглифы могут быть привязаны к звукам языка Майя. Он знал, что в языке Майя Восток (очевидно – Запад) обозначался словом «chik’in» (Чик-ин), а Солнце словом «k’in» (Кин). Поэтому он предположил, что изображение руки следует читать не как целое понятие – «Завершение», а как звук «chi» (Чи). В сочетании с логограммой «Солнце» получается «chik’in» (Чик-ин) [West]. Чтобы исключить совпадение, Кнорозов определил слоги в других иероглифах, доказав, что, по крайней мере, некоторые из них обозначают звуки разговорной речи Майя. Dr. Michael D. Coe: «Разумеется, советская пропаганда тут же за это ухватилась, заявив: «Посмотрите, этот молодой учёный, вдохновлённый чудесами Марксизма-ленинизма, сумел сделать то, что не удалось имперским учёным ни в Великобритании, ни в США, ни в Германии. Он показал, как писали Майя». Томпсон, который всю жизнь был антикоммунистом, посчитал, что это фальшивка, и мир должен об этом знать». Некоторые данные, полученные Кнорозовым, были сомнительны. Ухватившись за это, Томпсон дискредитировал весь метод. К несчастью бесценные гипотезы Кнорозова не были признаны на Западе… [T.13.CI] * …летом сорок первого Кнорозов скрывался в лесах: помогал матери чем мог – добывал еду, но неожиданно Красная Армия перешла в контрнаступление. Всего на несколько дней посёлок Южный вновь стал советским, и Кнорозов сумел уехать в Москву, где был призван в армию. Юрий стал телефонистом в 158-м артиллерийском полку Резерва Ставки Верховного Главнокомандующего. Из Москвы до самой победы никуда не выезжал. Но уже после того, как Кнорозов дешифровал письменность майя, кто-то пустил очень красивый слух, дескать, учёный встретил Победу в Берлине, и там же, в каком-то полуразрушенном здании вытащил из огня, будто в противовес аутодафе Диего де Ланды, две книги с замысловатыми иероглифами. «Сообщения о делах в Юкатане» де Ланды в Парижской публикации Брассёра де Бурбура 1884-го года и «Кодексы майя» в гватемальской публикации братьев Вильякорта 1930-го года. На самом деле в Берлине Кнорозов не был, из пожара книг не спасал, но при этом обе эти книги оказались у него. Именно благодаря этим двум книгам интерес к Египту у него угас, но зато возник страстный интерес к цивилизации Майя. Точнее, к её письменности… [T.30.IX.4]
|
||||||
Иероглиф (Дыхание) – Oss
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, кандидат филологических наук, автор, ведущий и руководитель программы «Тем временем»: «…всё, что нестандартно, в России работает; всё, что стандартно, в России не работает. Вопрос неразрешимый: «Как стандартизировать то, что нестандартизируется?» Как предложить общую систему, где работают только исключения?» Вениамин СМЕХОВ, актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, литератор, Народный артист Российской Федерации: «…я Станиславским вас оцитирую. Он пишет: «Система нужна на первом этапе, как только пришло Оно – Вдохновение – забудьте Систему». [T.10.CCXLIX.2]
|
||||||
Quintessentia – Oss
ossuārium, ī n [ŏs II] оссуарий, погребальная урна Dig. [B.32]
…подобные погребальные пещеры в Иерусалиме можно увидеть и сегодня. Как правило, это фамильные склепы, служившие усыпальницей сразу для нескольких поколений. …с уверенностью можно сказать, что в ту пору действительно хоронили в плащаницах. Архимандрит Исидор (Минаев), глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме: «…хоронили достаточно быстро, то есть в «первый день» покойника уже несут на погребение. Хоронили, конечно же, в плащанице – в пелене. Я думаю, это связано с тем – эта традиция – здесь в Палестине, в Израиле хоронить… связано с тем, что просто не было столько дерева: дерево в этих краях, оно очень дефицитно, и поэтому на гробы его не тратили. На носилках уносили повитое тело, умащивали благовонными маслами…» Набальзамированное тело лежало в нише примерно год, пока не истлевало. Через год родные приходили на могилу и собирали кости в короб – оссуарий. Его делали как раз по длине самой длинной кости человека – берцовой, и уже оссуарий – ящик с костями ставили в фамильный склеп. Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог (Yana Tchekhanovets, MA, Israel Antiquities Authority): «Система двойного захоронения практиковалась в Иудее только очень краткий промежуток времени: первый век до нашей эры – первый век нашей эры. Поэтому оссуарии – костные ящики – всегда датируются этим периодом. То есть это приходится более ли менее на времена земной жизни Христа. Если бы на третий день Спаситель не воскрес, то через год после похорон Его кости переложили бы в такой костный ящик – оссуарий». [T.4.LXI.1]
…о реальности самого Иисуса (названного в надписи на ивритский манер «Иешуа»), тогда как, по мнению других, эта надпись представляет собой в лучшем случае случайное совпадение, в худшем – целенаправленную подделку. Этот ларец был найден и куплен в Израиле и хранился у израильского коллекционера, пока тот не передал его для демонстрации в Канаду. В «израильской» части истории загадочного ларца есть все элементы настоящего детектива. Первым о сенсационной находке сообщил Гершель Шанкс, главный редактор чрезвычайно влиятельного журнала «Библейское археологическое обозрение», сокращённо «БАР». Вот как выглядела история ларца в передаче Шанкса. В ларцах такого рода принято было в древней Палестине хранить кости покойников (может быть, в ожидании обещанного Иезекеилем воскрешения, когда кости мертвецов облекутся плотью), и поэтому таких ларцов найдены на сегодняшний день тысячи. Данный оссуарий принадлежит израильскому коллекционеру… Поскольку Голан ничего не сказал о надписи и просил лишь о разрешении на временный вывоз оссуария на конгресс, что является вполне обычным, он это разрешение получил, и следователи даже не стали проверять отправленный предмет – оссуариев, как уже было сказано, тысячи, и, кроме археологической, они никакой иной ценности не представляют. Получив желаемое разрешение, Одед Голан немедленно отправил в Канаду один свой оссуарий – разумеется, тот, на котором была сенсационная надпись. Любопытно, что этот «невинный» предмет он застраховал на 1 миллион долларов! Следователи, понятно, об этом не знали. Они всплошились лишь после того, как радио и газеты сообщили об «оссуарий с упоминанием брата Иисуса Христа», но было уже поздно – ларец выскользнул из страны. Если следователям удастся доказать, что оссуарий куплен позже 1978 года, Голан не сможет вывезти его снова и вынужден будет продать (например, в музей) в Израиле – как считают, тысяч за двести долларов, то есть, как опять же считают, вдесятеро дешевле, чем мог бы продать за границей. Голан выражает спокойную уверенность, что ему удастся отбиться и что оссуарию место – «в христианском мире». Ещё бы. Следователи, в свою очередь, полагают, что им удастся прищучить коллекционера, даже невзирая на то, что Голан скрывает и обстоятельства покупки, и имя дилера, ссылаясь на давность Какие-то «израильские специалисты», по словам Голана и Шанкса, показали, что патина, покрывающая ларец, выглядит совершенно однородной, неповреждённой; это означает, что надпись была нанесена раньше образования патины. Надпись, однако, выглядит совершенно свежей. Те же специалисты определили возраст ларца: по их утверждению, он сработан в 63 году н.э. – точно через год после смерти евангельского Иакова, брата Христа. Даже слишком точно, если вспомнить, что евангельский брат Христа умер в 62 году, а по традиции кости в оссуарий переносят через год после смерти. Все эти соображения побудили профессора Роберта Айзенмана, крупнейшего знатока археологии и религии Ближнего Востока и автора классической монографии о Иакове, выступить с предположением, что надпись на оссуарий Голана является фальшивкой. Р. НУДЕЛЬМАН [A.304] * Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог (Yana Tchekhanovets, MA, Israel Antiquities Authority): «Несколько лет тому назад один канадский коллекционер сообщил, что в его распоряжении находится подобный оссуарий с надписью «Яков, сын Иосифа, брат Иисуса». Как показала экспертиза, первая часть надписи действительно была настоящей: видимо в этом гробу упокоились кости некоего иерусалимского Иакова, а вот «брат Иисуса» – кто-то грубой рукой прицарапал гвоздиком примерно пару тысяч лет спустя». [P.18.1] (27.03.2010)
Я спустилась в секретариат и повесила на гвоздик ключ от консерваториона. В цепеняще ярком свете полной луны именные ящички обитателей замка показались мне оссуариями, хранящими пепел чужих страстей… Дина РУБИНА [B.108.8]
|
||||||
Учитель – Надежда
Андрей ЛИНДЕ, профессор физики Стэнфордского университета: «…я помню, когда я был студентом, я задавал себе этот вопрос и думал «Что же такое? Я не понимаю это всё. Наверное я, вот, глупый. Я пойду в университет, я спрошу у моих профессоров, и они мне объяснят, значит, почему Вселенная действительно возникла, и все эти части одновременно…» И когда я пошёл в университет, я понял, что профессора не знают, что такой вопрос существует». [T.10.CI.129]
|
||||||
Иероглиф (Дыхание) – Inflexus
…через двадцать шесть дней, когда внутри яйца уже нет места и заканчивается кислород, птенец вылупляется, ободряемый родителями, которые настойчиво зовут его, и чьи голоса он узнаёт в гомоне колонии. [T.10.CDXV.1]
|
||||||
Scientia Boni et Mali (Больше-Меньше) – Inflexus (Изменение)
Prof. Blaire Van Valkenburgh, UCLA: «Есть очевидные причины, чтобы стать большим: можно больше побеждать, убивать более разнообразную добычу, легче доминировать над тушей убитой добычи. Однако, в становлении «большим» есть и недостатки: чем больше ты становишься, тем меньше становится твоя численность как вида. Маленькая численность становится более уязвимой к разным событиям, приводящим к вымиранию: это может быть болезнь, перемена климата, исчезновение любимого источника еды или же появление нового соперника. Второй большой недостаток становления «большим» – это необходимость получать питание каждый день: если ты большой, у тебя могут возникнуть проблемы с обеспечением себя достаточным пропитанием». Размер имеет значение, и размер может диктовать порочный круг, который приводит к вымиранию вида. Prof. Stuart S. Sumida, California State University: «Чем ты больше, тем больше тебе надо еды: у крупных млекопитающих очень высокий показатель обмена веществ. В морфологическом смысле это, своего рода, разгоняющийся поезд: ты становишься больше – тебе нужно больше еды, когда получаешь больше еды, ты становишься (ещё) больше. В большом размере есть преимущества – можно победить во всех сражениях, и врагов становится мало, но с другой стороны – нужно обслуживать своё тело». [T.12.XCI.3]
|
||||||
Ну а как же евреи в Александрии и более мелкие, но быстро растущие колонии в других городах греческого периода? Греческая культура была чрезвычайно привлекательна, и евреи, родившиеся и выросшие в греческих городах, зачастую не знали никакого другого языка, кроме греческого. Библейские книги они не могли ни прочесть, ни понять. Поэтому, несмотря на иудейские предубеждения, александрийские евреи начали настаивать на переводе Библии на греческий язык. Птолемеи поддерживали это стремление. При Птолемее I, особенно при Птолемее II, Александрия стала интеллектуальной столицей мира. В ней был музей, являвшийся прототипом того, что сейчас мы назвали бы исследовательским институтом, и огромная библиотека, самая большая из всех существовавших до изобретения печати. Очевидно, что Птолемеи стремились собрать в Александрии все накопленные знания, и они не ограничивались только греческими. Они поощряли и, возможно, даже помогали переводу еврейского Священного Писания на греческий язык. Поэтому где-то около 270 г. до н. э. библейские книги начали появляться впервые в истории на отличном от первоначального языке. Позднейшее предание приукрасило появление первого перевода Библии. Птолемей II предположительно послал за учёными мужами из Иудеи. Потребовалось якобы семьдесят учёных (или семьдесят два), поэтому перевод в итоге стал называться Септуагинтой, от латинского слова «семьдесят». Более того, в предании говорится, что каждый из семидесяти (или семидесяти двух) переводчиков переводил Библию отдельно и независимо, и, когда переводы сравнили, все они оказались идентичными. (Явная попытка показать, что греческая версия была так же ниспослана свыше, как и оригинальная на древнееврейском языке, потому что без божественного вмешательства не могут оказаться идентичными семьдесят независимых вариантов перевода) * Саул, выросший в греческом городе, давно уже понял, что если его не будут слушать евреи, то услышат язычники. Классическая греческая культура пребывала в упадке, их уже не удовлетворяли старые боги и ритуалы. Новые верования с востока, более мистические и обещающие жизнь после смерти, привлекали греков. В результате обряды в честь таких восточных богов, как египетская Изида или малоазиатская Кибела, стали любимыми для всей империи. Айзек Азимов [B.129.3]
|
||||||
Прелат, которому отправлял он это донесение, был духовником императрицы; все знали, что трудная его должность была сопряжена с запретом предаваться интимным радостям спекулятивного богословия. Хорхе Луис Борхес [B.140.2]
|
||||||
Quintessentia – Divinatio Naturalis
…в один из дней вместо Арцеулова на его самолёте вылетел недавно прибывший в отряд молодой лётчик Шарапов. Это был его четвёртый боевой вылет, и он погиб в воздушном бою. По ошибке в газетах Москвы и Петрограда, и, даже Парижа появились заметки о гибели Арцеулова. Французский журнал Аэрофиль сообщал: «Нам телеграфируют из Петрограда, что известный русский лётчик, внук знаменитого художника Айвазовского нашёл доблестную смерть в воздушном бою. Через несколько дней Арцеулова назначили инструктором класса истребителей Севастопольской авиашколы, и он снова вернулся в Крым. С каждым днём полёты становились всё интенсивнее, но машины были изношены и множились поломки, аварии и катастрофы. При самой незначительной ошибке пилота самолёт срывался в штопор и падал. Уже после прихода Арцеулова в школу шесть лётчиков погибли, сорвавшись в штопор. Что делать пилоту, попавшему в штопор, никто не знал. И тут Арцеулову показалось, что он нашёл решение, но подтвердить это мог только эксперимент. Арцеулов Константин Константинович, русский и советский лётчик, художник-иллюстратор: «Однажды утром, когда учебные полёты были уже закончены, я решил произвести ответственный полёт. Самолёт легко поднимается. Я набрал около двух тысяч метров высоты, собственно говоря у нас полёты производились фигурные на тысячу восемьсот метров, но, думаю, двести метров не помешают – дальше от земли всегда быть приятней в таких случаях. Сделал вираж, такой круг, для того чтобы вспомнить все свои приёмы, которые (как) я предполагал, выведут самолёт из штопора. Потом сбавил газ по возможности, для того, чтобы потерять скорость, задрал самолёт, выключил мотор, и самолёт закачался. И достаточно было немножко тронуть одной ногой, как самолёт свалился на левое крыло и завертелся в штопоре. Конечно, впечатление, первый раз попав в штопор, было не особенно приятное, и поэтому, как только я убедился, что это есть действительно штопор, я сейчас же применил свои предложенные приёмы, для того, чтобы вывести самолёт, то есть, ручку отдал от себя и сильно дал обратную ногу вращению штопора. Я почувствовал, что на рулях появилось давление воздуха, и самолёт я остановил». Антонов Олег Константинович, советский авиаконструктор, доктор технических наук, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда: «Константин Константинович Арцеулов – человек необыкновенный не только своей любовью к авиации, но и своими замечательными, по-видимому, природными, конечно способностями к полётам. Люди говорили, что летать с ним – это наслаждение. У нас было много других выдающихся лётчиков, но он всегда выделялся. Может быть благодаря этому своему замечательному чутью, прямо, я бы сказал, птичьему чутью, он первым нашёл способ выхода из штопора. Это была громадная победа авиации, её вполне можно поставить в один ряд с «мёртвой петлёй» Нестерова. А это было особенно важно, потому что этим способом, этим своим замечательным блестящим достижением, он спас жизнь тысячам лётчиков». [T.10.DXL]
|
||||||
Quintessentia – Spes
…вы переживаете горе по поводу… Первая из пяти стадий принятия горя – отрицание (станете бороться с отрицанием) Отрицание – первая стадия горя – естественная реакция, но правда не изменится. Однажды всё отрицающие люди понимают, что от правды не скрыться, и начинают злится. Гнев – вторая стадия горя. И гнев – естественная часть процесса. Торг – третья стадия горя: на этом этапе мы ищем выход из кризиса и думаем «если я сделаю так, то смогу избежать проблемы». Торг: вы начнёте искать способы договориться – найти простой выход. Но простого выхода нет. Депрессия – это четвёртая стадия горя. Принятие – последняя стадия горя. …а ещё – Надежда. Нужно пройти стадии отрицания, гнева, торга и депрессии, и принять возложенную на нас миссию. [T.21.CIII.2]
|
||||||
Religio – Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот)
Сергей ИВАНОВ, доктор исторических наук: «…идеологическая и теологическая система была, как бы, греческая – греки приехали, пересаживали, учили и так далее. Разумеется, когда мы читаем отзывы русских о греках, они всегда чуть-чуть… они пишут о греках, как Гомер пишет об олимпийских богах – со смесью уважения и некоторой насмешки. Разумеется, они говорили, что греки всё усложняют, что они погрязают в невероятных сложностях, а нам бы попроще. Вообще, преимущество простой веры, которая в Византии тоже существовала, но она существовала в соударении, наоборот, с уважением к учёности. Это сложный взаимоупор в Византии всегда соблюдался. На Руси он, конечно, был решён однозначно в пользу достоинств простой веры – свойство молодого народа». Павел КУЗЕНКОВ, кандидат исторических наук: «По сути, можно так сказать, только в девятнадцатом веке русские богословы наконец, их общий дискурс их бесед, их сочинений, он достиг классического типичного византийского уровня – у нас появились богословы, сопоставимые с греческими эпохи классической Византии. Это конец девятнадцатого – начало двадцатого века. Всё, что было до этого – это была первая фаза, и, скорее, эстетическое приятие, то есть, это красота образа, звуки, это храмовая архитектура, пение. Второй этап – постмонгольский, четырнадцатый век – совсем другое христианство. Но очень интересный момент начался как раз позже – пятнадцатый-шестнадцатый века – вот то, что обычно считается проникновением византийского наследия на Русь. Гибнет империя с одной стороны окончательно, и в то же время возникает Московское царство». [T.10.LI.114]
|
||||||
Magister Arcanorum – Divinatio Naturalis
…через несколько минут к нам спустился высокий араб и передал, что нас желает видеть Его Величество Последовав за ним, мы увидели шейха Сульмана – на песке перед домом он сидел на ковре в окружении бородатых охранников, которые отнюдь не дружелюбно смотрели на нас, держа ружья наготове. Однако шейх и не думал негодовать из-за того, что двое европейцев отвлекли его от охоты. Он предложил нам сесть, велел подать кофе и, запинаясь, спросил по-английски, что мы нашли. Мы показали собранный нами кремень и объяснили, что эти камни обработаны человеком. Шейх не очень го поверил, но приказал слуге принести валявшиеся в пыльном углу охотничьего домика большие окаменелые раковины, найденные кем-то по соседству. И выразил желание провезти нас по тем местам в южной части острова, где, по преданию, некогда находились селения, пока не иссякли источники. По знаку правителя подъехал длинный чёрный лимузин. Руин жилищ мы не обнаружили, но земля метров на двести вокруг колодца была усеяна черепками. Я поднял осколок типичной бело-голубой глазурованной посуды эпохи Мин вроде тех, что некогда собирал у португальской крепости на северном берегу острова, и важно произнёс: – Португальский период. Шейх Сульман не подозревал, что датировать селения можно не только по письменным источникам. Он повертел осколок, ища глазами дату, потом спросил: – А где это написано? Я кое-как объяснил, что надписи нет, но осколок – от посуды, какую изготовляли четыреста лет назад в Китае, а она могла быть доставлена сюда только португальцами. Шейх уразумел принцип датировки селений по подъёмному материалу с быстротой, какую, увы, редко обнаружишь у студентов-первокурсников. В последовавшие полчаса он, П.В. и я рыскали по участку, собирая попадавшиеся нам на глаза черепки разных изделий; время от времени мы сходились вместе, чтобы сравнить свои записи и находки и прикинуть, можно ли тот или иной образец отнести к допортугальским временам. Мне доводилось встречать шейха Сульмана и позже, вплоть до его кончины в 1962 году, то на официальных мероприятиях, то на наших раскопках, но память ярче всего сохранила воспоминание о том, как в тот день, в развевающемся на ветру длинном красно-синем халате, он чуть ли не с мальчишеской улыбкой на своём бородатом лице предъявлял нам для осмотра очередную пригоршню черепков. В ряду известных археологов можно увидеть имя не одного монарха, и я не сомневаюсь, что при надлежащей подготовке шейх Сульман по праву занял бы место среди них. Всю вторую половину дня мы переезжали с одного участка на другой, собирали черепки и, возвращаясь к машине… В 1521 г. они завоевали Бахрейн и удерживали его с перерывами до 1602 г. Очевидно, вскоре после 1521 г. и была сооружена мощная крепость на высоком холме посредине северного побережья Бахрейна. В речевом обиходе и на всех картах этот форт по-прежнему известен как «Португальская крепость», однако официальное название, которым и мы пользуемся в наших отчётах, – Кала'ат аль-Бахрейн, то есть Бахрейнская крепость. Дело в том, что правитель Бахрейна, наш добрый друг шейх Сульман, всегда утверждал, что на самом деле крепость построена не португальцами: те просто перестроили существовавшую до их при хода арабскую крепость. Конечно, шейх Сульман не был специалистом по фортификации XVI века, и мы долго склонялись к мнению, что его вера в приоритет арабской крепости вызвана желанием умерить роль европейцев в истории Бахрейна. Не тут то было. Хотя правитель знал о XVI веке не больше нашего, его стратегическое чутьё было несравненно сильнее. Он явно понимал, что такую господствующую высоту не оставили бы без укрепления. И когда мы через несколько лет после того, как разбили на этом месте первый лагерь, интереса ради раскопали несомненно европейскую прямоугольную угловую башню, оказалось, что она опирается на более старинную круглую башню явно арабского типа. Джеффри Бибби [B.148]
|
||||||
Magister – Oss
Египетское управление представляло собой сочетание разумного использования уже сложившейся структуры и бюрократической волокиты. Прежде всего весьма ловкой мерой было восстановление после успешного покорения города его царя в той же должности, но уже как зависимого правителя, а также сохранение системы мелких государств вообще. Исторически сложившаяся экономическая структура захваченной территории, дееспособная в хозяйственном отношении, сохранялась. Поддерживалось и соперничество между городами-государствами. Зависимые правители сами заботились о том, чтобы никто из них не сделался слишком сильным. Фараоны, чтобы обеспечить верность правителей, приказывали увозить их детей к египетскому двору в качестве заложников. К практике заложников прибегал ещё Тутмос III после своего первого похода в Азию. Его сын и преемник Аменхотеп II (1432 – 1412) среди трофеев называет 232 сына и 323 дочери представителей сирийской верхушки. В «Большом папирусе Гаррис» времени Рамсеса III сообщается о 10 тысячах юношей из чужих стран, находящихся под господством Египта, которые должны были посылать свою молодежь ко двору фараонов. Пожалуй, лишь немногие из них возвращались потом на родину в качестве правителей. Тем не менее жители Тунипа в одном из амарнских писем просят вернуть им в качестве правителя города сына их бывшего господина. В таких условиях обеспечить египетские интересы могли и немногочисленные гарнизоны. Как правило, это были отряды численностью от 10 до 50 человек, которые к тому же можно было встретить не в каждом городе, а только там, где не было уверенности в преданности правителя. Но иногда такие гарнизоны служили защитой верным Египту правителям городов от их собственных подданных. Мятежи истощённого поборами населения приводили часто к изгнанию или к убийству царей. Важнейшими египетскими чиновниками, под непосредственной властью которых находились местные правители городов, были «областеначальиики», носившие в амарнских письмах аккадский титул «рабицу». Резиденциями этих «начальников» были на юге Газа, а на севере Кумиду и Сумур – места стратегического значения. Из Кумиду можно было держать под надёжным контролем южную часть Бекаа. А кроме того, город этот лежал у места, где древний торговый путь из Дамаска входил в Бекаа. Равнина Элевтероса и прибрежные города Ливана были в компетенции «начальника» области Сумура, расположенного севернее устья р. Эль-Кебир. В этом районе находились гавани для высадки войск и их снабжения. Карл-Хайнц Бернхардт [B.153.1]
|
||||||
Magister – Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот)
…десятилетиями, служа у престола, из года в год, обращаясь к прихожанам в дни повторяющихся праздников, он всегда мог найти слова, идущие прямо к сердцу. Иногда после молитв с амвона звучали стихи. Протоиерей Константин Костромин: «Мне один раз пришлось быть на какой-то службе. Она была посвящена Богородице. Нужно было сказать проповедь. Трудно говорить проповедь, потому что каждый раз это, в общем, одно и то же. И он, вот, заменял стихотворениями. Мне показалось это тогда потрясающе проникновенно и здорово». [T.10.DCLXXXIV.1]
|
||||||
Religio – Divinatio Naturalis
…в своей жизни я не встречал неверующих людей. Скажем так, почти не встречал. Большинство людей, кроме тех, кто полностью и безоговорочно принимают выбранную ими или унаследованную от родителей веру, имеет своё представление о Высшей Силе, о том Двигателе мира, который мы, верующие, называем Творцом. Есть также люди, которые обожествляют какую-то собственную идею, провозглашают её богом, служат ему и поклоняются. Идеей этой может быть что угодно: к этой породе людей относятся и убеждённые коммунисты, и фашисты. Иногда это бывает очень небольшая идея – например, идея об инопланетянах или о вегетарианстве, но человек способен обожествить любую идею. В случае, скажем, вегетарианства, это не опасно для окружающих, а вот в случае фашизма – очень опасно. Людмила УЛИЦКАЯ [B.160.1]
|
||||||
Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali) – Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот)
– …на каком языке снятся сны? Елена ВАВИЛОВА, разведчик-нелегал, полковник СВР: «Сны, безусловно, снятся на языке, на котором ты говоришь. То есть, через два-три года после пребывания в стране человек начинает думать на языке, на котором он постоянно уже там говорит. То есть, сны были на английском языке». [P.125.92]
|
||||||
Операторы отошли от камер, и откуда-то вскочил рослый красивый парень. Роскошные чуть вьющиеся длинные волосы были собраны в толстый лошадиный хвост. Обычно отращиванием засаленных хвостиков страдают невзрачные заморыши, плюс тощая мотня на подбородке. Так им, видимо, сподручнее отождествлять себя с Сыном Божьим. Однако фенотип в этом случае скорее является пламегасителем для «Божьей искры», нежели провозвестником Любви и Гармонии. Парень же был опрятен, крепок, подтянут и явно без претензий на «глубину и святость помыслов». Нормальный – по-русски говоря. Гарный – украинскою выражаясь. Татьяна СОЛОМАТИНА [B.164.1]
|
||||||
Scientia Boni et Mali – Inflexus
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Менашше (Манассия – наследник Езекии), воцарился в возрасте двенадцати лет, он правил в Иерусалиме пятьдесят пять лет. Имя его матери было Хефциба. [4Цар.21:1] Ещё совсем мальчишка, очень долгий срок, и это уже период полного упадка. После кратковременного возрождения при Езекии, всё покатилось опять под откос. «Его поступки были злом в очах Господа, он творил те же мерзости, что и народы, изгнанные Господом ради сынов Израилевых. Он заново отстроил святилища на высотах, разрушенные его отцом Хизкией (Езекией), соорудил жертвенник Ваалу и поставил идольский столб – поступал, как и царь Израильский Ахав. Он поклонялся всему воинству небесному и служил им». [4Цар.21:2-3] Но Ахав – это такой образец нечестия. Обычно вспоминается Иеровоам, который был первым, кто отделил Северное царство от Южного и стал устраивать языческие культы, но Ахав – это кульминация язычества в Северном царстве. И Манассия пошёл не по пути отца, он полностью восстановил всё, что тот уничтожил. Язычество было ещё неискоренимо. «Собственного сына он провёл через огонь, занимался гаданиями и волшебствами, вызыванием мёртвых и заклинанием духов, творя зло в очах Господа и гневя Его». [4Цар.21:6] «Ещё он поставил изготовленное им изображение Астарты в том самом Храме, о котором Господь говорил Давиду и сыну его Соломону: «В этом Храме и в Иерусалиме, избранном Мной из всех племен Израилевых, воздвигну Я имя Мое навеки». [4Цар.21:7] Смотрите, царствовал пятьдесят пять лет, полвека, люди рождались при нём и успевали состарится, пока он ещё был царём, и так кратко описано всё, что он делал, потому что оставляет человек о себе память не количеством прожитых лет, а дурными или добрыми делами, и вот, фактически единственное, что об этом царе говорится, что он был язычником и больше ничем не прославился». [P.125.340]
На – εῖον, обозначающие место: είδωλεΐον (от εἴδωλον идол) капище, ἀσταϱτεῖον капище Астарты. Профессор С.И. Соболевский [B.175.1] * Ἀστάρτη ἡ Астарта (финикийская богиня, отождествл. с греч. Афродитой и с римск. Дианой) Plut., Luc. [B.169]
|
||||||
Magister Arcanorum – Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот)
После смерти Будды его слова долго передавали устно и записали только через пятьсот лет – примерно тогда, когда Клеопатра травила себя змеями, а римляне убивали Цезаря. Поэтому в палийских текстах много мнемонических блоков – повторяющихся однообразных периодов, которые легче было запомнить декламаторам времён Александра и Дария, учившим сутры наизусть. Разница между соседними абзацами часто заключена в одном-двух словах, и для неподготовленного человека смысл учения легко может затеряться между этими словесными жерновами. По этой причине в текстах Малой Колесницы почти нет высокой и волнующей красоты Праджняпарамиты. Палийский канон – своего рода словесная руина, древняя и величественная; подлинная речь Будды была, скорей всего, иной, и сутры в лучшем случае передают общий её смысл. Они похожи на громоздкие телеги с каменными колёсами, доставившие из прошлого несколько драгоценных обломков истины… В. ПЕЛЕВИН [B.51.31]
|
||||||
Quintessentia – Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот)
Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…есть два образа этого. Один – это образ Халкидонского собора. Когда люди, которые не могли договориться между собой в течение стольких лет: и те, и другие звали на помощь светскую власть, и вели себя ужасно, и так далее. И вдруг, согнанные вместе и запертые снаружи солдатами, чтобы они, в конце концов, до чего-нибудь договорились, иначе император всех разгонит и новых епископов наберёт. Вот эти вот, как бы недостойные люди, собрались вместе и произошло чудо: на них снизошёл «Ум Христов». Это был Собор – вот этот «орос» (ὅρος) Халкидонского собора. Это когда все вместе гораздо больше, чем арифметическая сумма. Это действительно соборный пророческий голос церкви». [T.4.III.3] * ὅρος, ион. οὖρος ὁ 1) межевой знак, межа…; 2) граница, рубеж…; 3) пределы, рамки…; 4) разница, различие…; 5) мера, норма…; 6) муз. (со)отношение, пропорци…; 7) мат. член отношения…; 8) цель…; 9) лог. член предложения (субъект или предикат), термин…; 10) лог. определение (понятия)…; 11) юр. (в Афинах) таблица с указанием ипотечного долга недвижимости…[B.169]
|
||||||
Scientia Boni et Mali – Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот)
Все эти добродетели проповедовались Иисусом; и если мы должны считать Евангелия содержащими истину, то Христос был верующим в метемпсихоз или перевоплощение – опять как эти же ессеи, которые, как мы видим, были пифагорейцами по всем своим доктринам и привычкам. Ямвлих утверждает, что Самосский философ провёл некоторое время на горе Кармил с ними. В своих беседах и проповедях Иисус всегда пользовался притчами и метафорами. Это опять-таки была привычка ессеев и назареев; галилеяне, жившие в городах и деревнях, поскольку известно, никогда не прибегали к таким аллегорическим выражениям. Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.2]
|
||||||
Quintessentia – Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот)
…необходимо отметить самую любопытную черту Евангелия от Иоанна. Речь идёт о знаменитой концепции «логоса», изложенной автором во вступлении. Евангелие начинается так: «В начале было слово, и слово было у бога, и слово было бог». Эта фраза и ещё одна из этой же главы (стих 14) содержат, в сущности, квинтэссенцию христианской доктрины: «И слово стало плотью, и обитало с нами». Ясно, что «слово», то есть «логос», – это сам Иисус Христос как воплощение бога. Это совершенно новый элемент, введённый в христологию, элемент, не только не знакомый синоптикам, но совершенно чуждый их понятиям и представлениям. Итак, повторяем: идея «логоса» – вклад исключительно автора четвёртого евангелия. Но не он создал эту абстрактную философскую конструкцию. Её корни восходят к философии Древнего Востока, а также Греции и Рима. Чтобы понять это новое явление в христианской теологии, следует вспомнить, в какой среде создавалось четвёртое евангелие. Исследователи, в основном, едины в своём предположении, что его колыбелью был Эфес, город, игравший, наряду с Антиохией и Александрией, громадную роль в культурной жизни Римской империи. Как резиденция императорского наместника Эфес был также крупным политическим центром, но славу города создавал прежде всего культ богини Артемиды и её великолепный храм Артемизион, к которому стекались паломники со всей Греции. Так вот в Эфесе родился и жил греческий философ Гераклит, создавший понятие «логоса». Гераклит был как бы национальным героем Эфеса, его учение о «логосе» пользовалось там неизменной популярностью. Он один из основоположников диалектики. В основе его философии лежит убеждение, что мир находится в состоянии непрерывного возникновения и уничтожения, что всё течёт и меняется, что источником развития и прогресса является борьба противоположностей. Но если вселенная существует в борьбе противоположностей, то это не значит, что в ней царит хаос. Этот извечный диалектический процесс подчинён определённым правилам имманентной закономерности, которую Гераклит назвал «логосом». Он утверждал, что всё во вселенной совершается в соответствии с «логосом», что «логос» – разумная, вечная, суверенная (не зависящая от богов) основа всех вещей, нечто вроде вселенского разума. Понятие «логоса» мы находим также у Платона и Аристотеля, а затем у стоиков, которые приняли гераклитову идею «логоса», отождествив её с душой мира. Таким образом, понятие «логоса» было в эпоху эллинизма широко распространено, и в образованных кругах Эфеса имело, вероятно, такое же хождение, как в наше время некоторые термины из области психоанализа или ядерной физики. Этой модной терминологией и воспользовался автор четвёртого евангелия, надеясь с её помощью найти путь к умам греческой интеллигенции и объяснить ей таким образом идею божественности Иисуса Христа. Впрочем, св. Иоанн, возможно, и не додумался бы до отождествления Иисуса с «логосом», если бы не другое, более непосредственное влияние. Мы имеем в виду сочинения Филона Александрийского, одного из крупнейших еврейских мыслителей. Филон воспитывался в культурных традициях эллинизма, изучал греческую философию и приобретённые знания решил использовать для толкования Ветхого завета. Как и большинство евреев диаспоры, он уже не знал родного языка и писал только по-гречески, но остался верен иудаизму. …под влиянием александрийской философской школы многие из них применяли в толковании Библии метод аллегоризации, пытаясь согласовать Ветхий завет с греческой философией. В первом веке, то есть тогда, когда создавались евангелия, процесс эллинизации иудаизма достиг своей высшей точки. Крупнейшим представителем аллегорического толкования Ветхого завета был именно Филон Александрийский, который применял этот метод тотально, рассматривая весь Ветхий завет как сплошную аллегорию. Он совершенно не признавал прямого смысла фраз, слова для него – тени, за которыми скрывается истина, библейские персонажи теряют у него свою историческую реальность и превращаются в символы, выражающие те или иные отвлеченные понятия. Филон хотел таким образом не только доказать, что Библия книга великих премудростей и окончательных истин, но также затушевать в ней всё то, что смахивало на примитивный религиозный антропоморфизм и шло вразрез с принципами этики и морали образованных слоёв общества. Евреев диаспоры, воспитанных на сочинениях Платона, Аристотеля и стоиков, несомненно, коробили некоторые эпизоды Ветхого завета. Единственным выходом было рассматривать эти нравственно сомнительные или вовсе безнравственные происшествия как аллегории, имеющие какой-то другой, высокий смысл. Филонизм был попыткой поднять древнюю религию иудеев до ранга стройной философской системы и таким образом увеличить её престиж во враждебном евреям греческо-римском окружении. Неудивительно, что он пользовался популярностью среди евреев диаспоры, в том числе и в Эфесе. Благодаря Аполлосу Александрийскому, соратнику св. Павла и ученику Филона, филонизм проник также и в христианские круги. Иоанн в этом смысле не был единственным. Влияние Филона мы отмечали и у св. Павла, а в более поздние годы – у таких христианских авторов, как Климент Александрийский, Ориген и св. Амвросий. Филон рассматривал бога как трансцендентного творца, бесконечно далёкого от видимого мира. Это некая непостижимая для человеческого разума духовная сила, безличная и бестелесная. Поскольку всякая материя – зло, то связь всевышнего с жизнью может осуществляться только через посредника, и этим посредником у Филона является –«логос». «Логос» – слово бога, излучение его духа, орудие формирования и управления материальным миром, разум и начало всех вещей. «Логос» управляет миром, подобно тому как душа управляет человеческим телом. Филон иногда персонифицирует «логос», называя его «сыном божьим» или «первородным сыном бога». Придав «логосу» характер своеобразной личности, Филон создал удобный трамплин, позволивший Иоанну продвинуться ещё дальше по этому пути. В четвёртом евангелии происходит уже полное отождествление «логоса» с Иисусом Христом как воплощением бога и одновременно сыном божьим. То, что у Филона носит характер абстрактного рассуждения или, если угодно, философской метафоры, обретает у Иоанна черты конкретного, единовременного исторического события: «логос» воплощается в сына нищего плотника из Назарета. Было ещё одно обстоятельство, облегчившее как Филону, так и Иоанну присвоение идеи «логоса», а именно: общее для обоих древнее наследие иудаизма. Концепция «логоса» хоть и восходит прежде всего к греческой философии, имеет свой эквивалент в религиозной традиции евреев. Со времени вавилонского плена на их верования наложила глубокий отпечаток персидская философия, в основе которой лежало дуалистическое миропонимание. По учению дуалистов мир делится на дух и материю, а поскольку материя грешна, то творец не может с ней соприкасаться и непосредственно вершить судьбы реального мира и человека. Он прибегает к помощи посредника, каковым, согласно Библии, является «мудрость», именуемая также «словом божьим». Мудрость в библейской трактовке персонифицируется, и не подлежит сомнению, что эта персонификация тоже помогла Иоанну воспринять популярную тогда в эллинском мире идею «логоса», трансформировать её в иудаистском духе и приспособить к нуждам христианской теологии. Таким образом, идея «логоса», сыгравшая в христианстве огромную роль, являясь зародышем разработанной впоследствии доктрины триединства, представляет собою конечный продукт синкретического процесса, вобравшего в себя все основные идеологические течения эпохи. Зенон КОСИДОВСКИЙ [B.177.1]
|
||||||