ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 5 – 17 (2)

РАЗУМ ЧУВСТВА

 
     
 

Дмитрий ОВЧАРОВ, практический психолог-консультант: «…человек зашёл в тупик в своих мыслях «Как жить дальше? Окончится ли эта пандемия? Устроюсь ли я потом на работу? Будут ли у меня деньги? А как мне платить за  квартиру?», и так далее. Это проблема именно психологическая: ему не нужен совет: «Устройся на биржу труда» или ещё что-то, ему нужно найти ресурс в своей душе.

Страх – очень сильная эмоция. Она выбивает логическое мышление. Мы устроены так, что мы либо думаем, либо испытываем эмоции. Поэтому человек не может разобраться: его нужно успокоить, ему нужно помочь, ему нужно дать инструмент, как совладать со своим страхом. Когда у него дальше включится логическое мышление, он увидит шаги по выходу в своей ситуации». [T.10.DCCXXVIII.1]

 

Какая-то часть меня полностью поняла, что он хочет сказать. Но был и другой аспект меня самого, который не желал отступить и, вопреки очевидному, накрепко вцепился в рассудок.

Я сказал дону Хуану, что его объяснения не удовлетворяют мои чувства, хотя интеллектуально я полностью согласен с ним.

В этом слабая сторона слов, – сказал он ободряюще. – Они заставляют нас чувствовать себя осведомлёнными, но когда мы оборачиваемся, чтобы взглянуть на мир, они всегда предают нас, и мы опять смотрим на мир как обычно, без всякого просветления. Поэтому маг предпочитает действовать, а не говорить. В результате он получает новое описание мира, в котором разговоры не столь важны, а новые поступки имеют новые отражения.

Он сел рядом, посмотрел мне в глаза и попросил рассказать о том, что я действительно «видел» в чапаррале.

На секунду меня охватило чувство полной неопределенности. Я видел тёмную фигуру человека, но видел и то, как эта фигура превратилась в птицу. Таким образом я видел больше, чем мой разум позволял мне считать вероятным. Но что-то во мне сопротивлялось возможности совершенно отбросить разум. Я предпочёл выбрать отдельные детали моего опыта, такие как размеры и общие очертания тёмной фигуры, и, удерживая их как разумную возможность, предпочёл проигнорировать другие. Например, то, что тёмная фигура превратилась в птицу. Таким образом я убедил себя, что видел человека.

Когда я рассказал о своём затруднении, дон Хуан расхохотался. Он сказал, что рано или поздно объяснение магов придёт мне на помощь. И тогда всё станет совершенно ясным без необходимости быть разумным или неразумным.

– А пока всё, что я могу для тебя сделать, – гарантировать, что это был не человек.

Взгляд дона Хуана стал беспокоящим. Я почувствовал себя неуютно и занервничал.

КАРЛОС КАСТАНЕДА [B.76.4]

 

 
     
 

У искусства собственная память, свой психический слой. В нём видно, как изменяется сознание человечества, как меняется цивилизация. Мы видим лучший мир – нашу идеализированную версию, – если бы мы были лучше. Искусство, когда оно связано с прошлым, есть нечто, от чего бегут мурашки, некий удивительный и неоспоримый набор ценностей, который передаёт искусство. Но искусство меняется, потому что меняется всё. С началом индустриальной революции в XIX-м веке начали рушиться прежние представления: человек отделяется от природы, работой руководят машины, наука бросает вызов религии. Возникает современная жизнь – старые иллюзии разбиты, установлены новые правила. Потребительская идеология, наши новые свободы находят отображение в рекламе.

Matthew Collings, British art critic and presenter (and writer): «Сегодня мы себе задаём вопрос: «А кто мы теперь?» Мы не знаем во что верить, не знаем, куда идёт жизнь, мы понятия не имеем в чём смысл существования. Не осталось никакого морального кодекса, которому можно следовать. Вы в состоянии с этим справиться? Этот вопрос задаёт современное искусство. Жизнь в основном состоит из пустяков, но в ней должно быть ещё что-то. Не так ли? Чувство надежды, значимости чего-то великого. Искусство традиционно давало нам это…»

Наша острейшая проблема сегодня, но о чём с самого начала говорит нам современное искусство. Сто лет назад что-то сломалось, и это уже не починить. Единого для всех решения нет. Острейшая проблема для нас – неуверенность. [T.13.XXII.3]

 

Dr. Alfonso Muсoz-Cobo: «Как мы знаем, Сударь впервые прибыл в Астурию, в область, столицей которой является Овьедо, примерно в VII-м веке. Тогда стояла задача спасти его от мавров, завоёвывающих Испанию…»

Дон Анхело ПАНДАВЕНЕС (католический священник): «Очевидно, что Священный Плат изначально был для людей неким очень важным воззванием. С самого начла IX-го века стали значимыми походы в Сантьяго де Компостела. Паломники устремились в Кастилию по равнине, по ровной гладкой дороге. К нам же путь лежит через горы, что гораздо более тяжело. Люди, пришедшие из разных стран, из Франции, из Каталонии, из Европы, из других мест, удалённых от Астурии, предпочитали ровную дорогу в Кастилию. Им было гораздо легче идти. В то время как люди, проходящие через наши места, вынуждены были преодолевать горы. Отсюда рождается одна французская песня, переведенная на испанский язык: «Тот, кто идёт в Сантьяго, а не в Сальвадор, идёт к слуге, а не к Господу». Под Сантьяго подразумевается Сантьяго де Компастела, где были найдены мощи апостола Иакова, а Сальвадор – это Овьедо». [T.10.LXXXIX.2]

 

Magister Arcanorum  – Stella Magorum

Prof. Ronald A. Howard, Stanford University, CHRMN, Strategic Decisions Group (профессионально занимается «Теорией принятия решений», помогает людям и целым корпорациям принимать верные решения): «Очень важно, чтобы мы умели различать качество самого решения и качество его результатов или последствий».

Prof. Barbara A. Mellers, University of Pennsylvania: «Последствия, понимаете, если мы уверены, что способны контролировать что-то, что на самом деле абсолютно не зависит от нас, мы неизбежно будем принимать самые неудачные решения. Удача – это случайность с хорошими последствиями. Неудача – случайность с плохими последствиями».

…некоторые из нас знают это инстинктивно или называют это «шестым чувством», но есть формула, помогающая нам подсчитывать свои шансы более точно. Она называется «Теорема Байеса» (Bayes theorem), которая может стать основой для новой технологической революции.

В Лондоне на кладбище в Банхилл-Филдс (Bunhill Fields) похоронен отец современной «Теории принятия решений» преподобный Томас Байес (Reverend Thomas Bayes). Большинство из нас никогда не слышало о нём. Он умер в 1761-м году, но его идеи до сих пор изменяют мир. Будучи англиканским священником и математиком, Байес получил такое посмертное признание за свои труды со стороны международной группы исследователей, что они восстановили его могилу и теперь постоянно за ней ухаживают.

Prof. Anthony O'Hagan, Nottingham University: «Я думаю, эта могила, в какой-то мере, символ, икона «Статистики Байеса», поэтому я считаю, что надо содержать её в чистоте. Если я оказываюсь поблизости, я просто захожу сюда. Здесь тихо, здесь можно вспомнить, что «Статистика Байеса» имеет длинную историю, и хорошо, что я её часть». [T.12.LXXXIV.1]

 

 
     
 

5 (Великий Аркан Магии) – 17 (Иероглиф рот с языком)

 

Эта совокупность метафизической аксиомы, астрального tourbillon и физического приема именуется в Магии Великим Арканом.

Великий Аркан, как тайна максимального Человеческого могущества, никогда не сообщается Учителем ученику по следующим соображениям: 1) если ученик… ГОМ [B.27]

 

Существует много разновидностей «ро-ланг»; их ни в коем случае нельзя смешивать с ритуальной церемонией «возрождения»; посредством последней дух какого-нибудь существа принудительно переходит в мертвеца и его «оживляет». Между тем, это уже не сам мертвец, который ожил, но дух другого в оболочке тела усопшего.

Один «нгагпа», по его уверениям сам совершавший обряд, запирается один на один с трупом в тесной комнате. Он должен оживить мертвеца, распростёршись на нём, прижав рот ко рту и беспрерывно повторяя одну и ту же формулу, ни на миг не отвлекаясь никакой посторонней мыслью. Через несколько мгновений труп начинает шевелиться. Он приподнимается и старается избавиться от колдуна. Тогда последний должен крепко обнять мертвеца и замереть, тесно прижавшись к нему. Труп шевелится все сильнее и сильнее. Он прыгает, делая немыслимые скачки, и обнимающий его человек скачет вместе с ним, не отрывая рта от его губ. В конце концов кончик языка трупа слегка высовывается. Это критический момент. Колдун должен вцепиться в этот язык зубами и вырвать его. Труп тотчас же снова окостеневает, а язык его тщательно высушивается и хранится колдуном в качестве его могущественного магического талисмана. «Нгагпа» удивительно ярко изобразил постепенное оживление трупа, первый вспыхнувший в остекленевших глазах взгляд, трепет тела, переходящий в такие резкие движения, что колдун уже не в состоянии справиться и должен собрать все силы, чтобы от него не оторваться. Он живописал прикосновение языка трупа к его губам, когда стало ясно роковой момент настал, и нужно победить во что бы то ни стало, если он не хочет стать жертвой мертвеца.

Не была ли эта фантастическая борьба только воображением, галлюцинацией? К ним тибетские мистики весьма предрасположены и намеренно создают для них благоприятные условия. Я была преисполнена сомнений и пожелала видеть «язык». Чародей продемонстрировал нечто черноватое и заскорузлое, может быть, когда-то бывшее языком, но точно определить это было невозможно. Что бы это ни было, но множество тибетцев совершенно убеждено в реальности ритуальной процедуры «ро-ланг».

Александра Давид-Неэль [B.100]

 

Брама поднял голову так, чтобы я увидел его нёбо. Там была какая-то странная волнистая мембрана оранжевого цвета – словно прилипший к десне фрагмент стоматологического моста.

– Что это? – спросил я.

Там язык, – сказал Брама, выделив это слово интонацией.

– Язык? – не понял я.

Это не человеческий язык. Это душа и суть вампира.

– Им вы всё узнаёте?

– Да.

– А как можно узнавать языком?

– Объяснять бесполезно. Если ты хочешь понять это, тебе надо стать вампиром самому.

– Я не уверен, что мне хочется.

Брама вернулся на свой диван.

– Видишь ли, Рома, – сказал он, – всеми нами управляет судьба. Ты пришёл сюда сам. А у меня очень мало времени.

– Вы собираетесь меня учить?

– Не я, – сказал Брама. – Учителем выступает не личность вампира, а его природа. А обучение заключается в том, что вампир кусает ученика. Но это не значит, что любой человек, которого укусит вампир, становится вампиром. Как говорят в плохих фильмах, хе-хе, такое бывает только в плохих фильмах…

Он засмеялся собственной шутке. Я попытался улыбнуться, но это получилось плохо.

– Существует особый укус, – продолжал он, – на который вампир способен только раз в жизни. И только в том случае, если захочет язык. По традиции, это происходит в день летнего солнцестояния. Ты подходишь. Мой язык перейдёт в тебя.

– Как это – перейдёт?

– В прямом смысле. Физически. Хочу предупредить, что будет больно. И сразу, и потом. Ты будешь плохо себя чувствовать. Как после укуса ядовитой змеи. Но постепенно всё пройдет.

– Меня никогда не кусали ядовитые змеи, – сказал я. – А вы не можете найти себе другого ученика?

Он не обратил на эти слова внимания.

– Ты можешь на время потерять сознание. Твоё тело одеревенеет. Возможно, будут галлюцинации. Их, впрочем, может и не быть. Но одна вещь произойдёт обязательно.

– Какая?

– Ты вспомнишь всю свою жизнь. Язык будет знакомиться с твоим прошлым – он должен знать о тебе всё.

***

Я отрицательно покачал головой.

– Не понимаю, – сказал он. – Ты, по-моему, должен быть счастлив. Ты ведь продвинутый парень. Иначе бы Брама тебя не выбрал. А единственная перспектива у продвинутого парня в этой стране – работать клоуном у п¿дарасов.

– Мне кажется, – ответил я, – есть и другие варианты.

– Есть. Кто не хочет работать клоуном у п¿дарасов, будет работать п¿дарасом у клоунов. За тот же самый мелкий прайс.

На это я не стал возражать. Чувствовалось, что Митра знает жизнь не понаслышке.

– А ты теперь вампир, – продолжал он. – Ты просто ещё не понял, как тебе повезло. Забудь сомнения. Тем более, что назад дороги всё равно нет… Лучше скажи, как самочувствие?

– Плохо, – сказал я. – Голова очень болит. И в туалет хочется.

В. ПЕЛЕВИН [B.51.2]

 

Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ, доктор филологических наук, доктор биологических наук, профессор СПбГУ: «Есть такой замечательный учёный Терренсе Дикон (Terrence Deacon из Калифорнийского университета в Беркли). Он сторонник идеи того, что происходит ко-эволюция: того, что человеку дано с генами, и того, что он приобретает, живя в мире, то есть, воспринимая информацию, которая к нему всё время из мира приходит.

Дикон очень забавную вещь сказал, что «язык это как вирус, который оккупировал мозг, и мозгу пришлось приспосабливаться под него». Это, конечно совершенно парадоксальное заявление, потому что, на самом деле, вроде бы наоборот, мы всегда считали, что мозг усложнялся-усложнялся, и доусложнялся до того, что стал способен к сознанию и рефлексии, и к такой сложнейшей структуре, как язык. А Дикон говорит, вот язык этот, откуда он взялся то этот язык? Вот он как бы внедрился в мозг, и мозгу худо-бедно пришлось как-то так перестраиваться, для того, чтобы справиться с этим языком. Звучит, вообще, надо сказать, как художественная литература, не как научное заявление». [T.10.CCIV]

 

 
     
 

vōx, vōcis f 1) голос … 4) произношение, акцент (rustĭca С); 5) ударение: in verbo acūtam vocem poněre С ставить острое ударение в слове; 6) речь, говор, язык (Platōnis vera v. С): v. ficta O ложь; Latīnā voce loqui O говорить на латинском языке; v. articulata CJ членораздельная речь; ambigua v. lēgis Dig двусмысленная формулировка закона; 7) слово, выражение, термин: nullam vocem expriměre posse Cs не быть в состоянии выговорить ни слова; v. voluptatis С слово (термин) «наслаждение»; nescit v. missa reverti H выпущенное слово вернуться не может; tali H (in hac C) voce следующими словами; 8) повеление, приказание (voci alicujus oboedire С); 9) заговор, волшебное слово, магическая формула (sacra Н); заклинание (deripere lunam vocibus H)...

 

 
     
 

Scientia Boni et Mali – Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот)

 

Феликс РАЗУМОВСКИЙ, историк, писатель, телеведущий: «…грядёт Бонапарт, нам волю даст, а господ мы более знать не хотим. Такие слова можно было услышать от подмосковных крестьян, и не только от подмосковных. Но это не классовая вражда, не смотря на крепостное право. Нет, это нечто гораздо более серьёзное, – именно культурный раскол. Традиционная русская деревня, дающая солдат, и европеизированная усадьба, дающая офицеров, говорят на разных языках. Через сто лет, во время Первой Мировой войны этот раскол приведёт к развалу русской армии и гибели исторической России». [T.10.X.2]

*

Михаил РЕМИЗОВ, кандидат философских наук: «Очень разнятся оценки численности старообрядцев, и считается, что переписи официальные эту численность занижали. Есть такая публицистическая фраза красивая Михаила Погодина, о том, что у нас половина крестьянства тяготеет к расколу, а половина дворянства к католицизму. Не просто церковный раскол, а раскол общества, в каком-то смысле. Понятно, что это не количественная оценка, а такая, публицистическая». [T.10.LI.113]

 

Ирина ЛЕВОНТИНА, кандидат филологических наук: «…да дело не только в оторванности. Ведь, по поводу «ВОЙНЫ И МИРА», у Толстого много французского в романе, потому что он моделирует ситуацию начала девятнадцатого века, а там дворяне говорили по-французски не только потому что они были такие непатриоты, а просто русский язык того времени был не приспособлен для выражения очень многих идей, мыслей. Для определённого дискурса, который был нужен, русский язык был не готов. Пушкин писал о том, что у нас недостаёт слов для изъяснения понятий самых обыкновенных. А сейчас ведь что происходит? Русский язык снова неадекватен. Нам не хватает слов для другого, для изъяснения понятий связанных с ценностями, так сказать, западного общества. Поэтому заимствуется сейчас очень много английских слов». [T.10.LI.45]

 

Андрей КЛИМОВ, доктор экономических наук, заместитель Председателя Комитета по международным делам Совета Федерации ФС РФ: «…русский язык – это ещё и главный «космический язык», потому что на этом языке говорят практически все космонавты и астронавты. Сегодня единственный способ попасть на орбиту – это на российском корабле. Если ты не знаешь русский язык, то возникают риски по эвакуации из космоса или по доставке туда. И когда было проведено очень интересное мероприятие в Европейском парламенте, посвящённое пятидесятилетию полёта Гагарина, было предложение говорить всем по-английски, участникам, а потом все перешли на русский неожиданно. Антарктида говорит по-русски с пятидесятых годов прошлого века.

Я разговаривал со многими людьми, которые говорят, что они, занимаясь космонавтикой, занимаясь покорением Арктики, они знают терминологию соответствующую, допустим на русском, на английском, а на своём национальном языке у них просто нет такой терминологии». [T.10.I.9]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6

ДАЛЕЕ