ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 5 – 17 (5)

РАЗУМ ЧУВСТВА

 
     
 

Георгий МИРСКИЙ, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН: «Да, умело поданная собственная харизма. И потом я вам говорю, что он... Вот он какой был оратор. У него не было чувства языка. Не было. Вот, представляете, во время войны он говорит, что «кто-то там сравнивает Гитлера с Наполеоном. Да я вам скажу, что Гитлер похож на Наполеона так же, как котёнок на льва». Представляете, насколько бездарно? Ведь, слово «котёнок» ассоциируется у людей с понятием ласкового такого, милого зверька пушистого. Если бы он сказал «крыса» или там «гиена», это понятно. А вот у него не было чувства языка. Но зато он хорошо знал русские пословицы и он вовремя их применял. Он вообще очень хорошо знал литературу и историю. Уж неправильно изображать Сталина каким-то невежественным. Нет, он очень хорошо всё знал и понимал, очень умный человек был, очень способный и с задатками вожака вот такими, которые к нему людей и привлекали всюду». [P.97.15]

 

Владимир МЯСНИКОВ, академик РАН, доктор исторических наук: «Очень важную роль, как и во всяких дипломатических переговорах, вот здесь, на встрече Сталина с Мао Цзэдуном, играли переводчики. С советской стороны эту роль выполнял крупный дипломат, работавший много лет уже до этого в нашем посольстве в Чуньцине во время ещё войны, сопротивления Японии, Николай Трофимович Федоренко. Он позже стал заместителем министра иностранных дел, нашим представителем в ООН и был членом-корреспондентом Советской Академии наук как один из крупнейших знатоков культуры и литературы Китая. Так вот, Николаю Трофимовичу пришлось переводить Мао Цзэдуна».

Из воспоминаний Николая Федоренко: «Повестки дня как таковой не было, но над всем властвовала жесточайшая воля, дисциплина Сталина. Он умел слушать, чётко выдерживая беседу, делая паузы, и так ставил вопросы, чтобы создавалась совершенно очертанная картина события. Когда я слышал слова Сталина и переводил их, у меня не было уверенности, что он произносил именно то, что у него было на уме. Вот уж действительно ему был дан язык, чтобы скрывать свои мысли».

Владимир МЯСНИКОВ, академик РАН, доктор исторических наук: «…и тогда Мао Цзэдун сказал известную фразу, что нужно оценивать Сталина так, по-китайски это звучит «Сан си кай» – «Отделять три от семи», то есть семьдесят процентов у него было положительного, тридцать процентов было отрицательного в его деятельности. Сегодня в Китае также оценивают деятельность Мао Цзэдуна и внутри Китая и на международной арене». [T.10.XXII.14]

 

 
     
 

Magnetismus Universalis – Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот)

 

Олег БУДНИЦКИЙ, доктор исторических наук: «…Олег Игоревич Нуждин, он перевёл протоколы допросов советских командиров, перевёл их на русский язык. И там он нам показал такой огромный фолиант – это ксерокопии подлинных документов плюс переводы их с немецкого. 21 генерал, протоколы допросов. Там и не только 21 генерал – там и полковники, и, к моему удивлению, и политработники. Потому что был же приказ о комиссарах, расстреливать. Вот, оказывается, нет, некоторых высших политработников достаточно высокого ранга, их не расстреливали, их допрашивали, как-то пытались использовать. И это очень интересно, какие вопросы задавали немцы, и что отвечали. Во-первых, немножко неожиданное и не слишком приятное. Практически все много чего рассказывали. Я не буду называть фамилии тех, кто много рассказывал. Скажу, что не рассказывал Лукин Михаил. Другие практически все рассказывали.

Отвечали на все вопросы, и если чего-то не говорили, то потому, что просто не знали, или, видимо, не ориентировались в более такой, общей оперативной обстановке. Но, вот, некоторые вопросы, типичные для вот этого нацистского мышления. Спрашивали об отношениях между русскими и евреями в армии. Ответ: «Противоречий нет». При этом один из командиров перечисляет, кто из захваченных в плен еврей, а вот этот, может быть, похож на еврея. То есть он отдаёт, наверное, себе отчёт, что он людей посылает на смерть. И он, значит, даёт такую сводку по списку. [P.97.133]

 

 
     
 

Quintessentia – Звезда

Валентин ФАЛИН, доктор исторических наук, заведующий международным отделом ЦК КПСС: «…поэтому я говорю, ну, конечно, обвиняя и критически анализируя то, что делал Горбачёв, нельзя не признать, что под Несчасливой Звездой началась Перестройка. Мы вынуждены были, чтобы затыкать дыры, а в это время треть, даже до сорока процентов текстиля, мы покупали в странах Содружества или Западных странах. Мы покупали очень большое количество кормов: у нас здесь тоже возникли очень большие, такие, перекосы и дефицит. Мы покупали за рубежом практически больше половины лекарств, в то время уже. Вот, если вы всё это соедините, то получиться, что мы эту дыру – Чёрную Дыру – должны были затыкать с помощью золотых резервов. А они были израсходованы буквально в первые три года Перестройки. И дальше пошло-поехало.

Он вместе с Ельциным, к сожалению, я должен констатировать, оба – кто будет – на аптекарских весах это не взвесишь, здесь нужно не апрекарские, а железнодорожные весы, кто большую роль сыграл в развале – это другой вопрос. Оба виновны в развале Советского Союза, оба эту историческую вину с себя никогда не снимут.

История в этом смысле – это особая наука, между прочим, это единственная наука, которая делает из Человека Гражданина». [T.2.XL]

 

 
     
 

Magister Arcanorum – Oss

 

Ришикеш. Этот небольшой индийский город в предгорьях Гималаев. Эти места считаются священными, а медитация, проведённая здесь, по поверьям, приводит к достижению Нирваны – состоянию полной умиротворённости. Ришикеш по праву считается мировой столицей йоги, ведь город практически состоит из ашрамов духовных общин – в которых любой желающий может изучить основы йоги и получить жизненное напутствие от гуру.

Занятия в ашраме начинаются с первыми лучами Солнца в пять утра строго натощак. Сначала групповая медитация-молитва и только потом двухчасовая гимнастика. А после лёгкого завтрака следующий этап – гуру посвящает учеников в основу ещё одной составляющей йоги – пранаямы – особого дыхания.

…именно в Ришикеш за просветлением отправились и музыканты легендарной группы «Битлз» (The Beatles). С их пребыванием здесь связана ещё одна из легенд, окружающих древнюю практику.

Арвинд Кумар, гид: «Битлз» жили здесь несколько месяцев, а потом на них пало проклятие гуру. И сегодня это место считается нехорошим. Сюда никто не ходит. Видите, тут уже настоящие джунгли. Это всё проклятое место».

Сентябрь 1968-го года. Индуизм и йога входят в моду. О невероятных возможностях древнего учения говорят все вокруг. Наркотики, алкоголь и творческий кризис приводят знаменитую «Ливерпульскую четвёрку» в Ришикеш, в ашрам Махариши Махеш Йоги. Это его слова «Несите свет и тьма отступит» с лёгкой руки «Битлов» обойдут весь мир.

Арвинд Кумар, гид: «…а здесь Харрисон (George Harrison), он больше всех увлекался йогой…»

За полгода в ашраме Махариши Джон Леннон, страдавший алкоголизмом, не выпил ни глотка виски, и в приступе вдохновения, чего давно уже с ним не бывало, написал все песьни знаменитого «Белого альбома» («White Album»). Последней с альбом вошла песня «Sexy Sadie». Откровенно издевательскую песенку Леннон написал про своего гуру. Появлению песни предшествовал громкий скандал: Махариши Махеш носил статус Брахмачари, то есть монаха, давшего обет безбрачия. Однако заявления актрисы Мии Фэрроу (Mia Farrow), тоже изучавшей йогу у знаменитого гуру, подорвало его репутацию. Она объявила Махариши в сексуальных домогательствах, что произвело эффект разорвавшейся бомбы. «Битлы» заявили, что разочаровались в учителе и уехали со скандалом. Помимо всего прочего, Леннон обвинил йога в том, что тот не столько гуру, сколько коммерсант. За полгода жизни в его ашраме певцы заплатили ему шестьдесят тысяч долларов, огромные для того времени деньги.

Из воспоминаний Джона Леннона: «На следующее утро мы собрались перед хижиной Махариши. Я, как всегда, говорил от лица остальных и сказал ему: «Мы уезжаем». Он спросил: «Почему?» И я ответил: «Ну, если, ты действительно в такой гармонии с Космосом, то должен знать почему». Махариши взглянул на меня и произнёс: «Я прокляну тебя, сукин сын».

«Битлы» уехали в Лондон и вернулись к прежней жизни, но уже без алкоголя и наркотиков. Появилось и новое вдохновение, но отношение внутри «Битлз» вскоре резко испортились. Через два года группа распалась. В 1980-м году был убит Джон Леннон, а в 2001-м от рака лёгких умер Джордж Харрисон. Самого гуру не стало в феврале 2008-го. Он умер в возрасте девяносто одного года в двухсоткомнатном особняке, оставив после себя три с половиной миллиарда долларов состояния.

Теперь уже нельзя сказать наверняка, подействовало ли проклятие Махариши, или причиной всех несчастий знаменитой четвёрки стали их сложные характеры. Однако нельзя отрицать главного – йога дала «Битлам» то, зачем они приезжали.

***

…Мухтар (Гусенгаджиев) занимается йогой двадцать пять лет, за это время он придал своему телу практически верёвочную гибкость. Удивительные способности «Человека-змеи» это не сверхздоровье, а, наоборот, редкая болезнь.

Павел ЕВДОКИМЕНКО, ортопед-травмотолог: «Это в общем то генетическое заболевание. У человека гипермобильность суставов. Это та черта, которая индусам, как нации, присуща в большей мере, чем европеоидам. Если у европейцев гипермобильность суставов встречается примерно у семи процентов населения, то у индусов этот процент на порядок выше. Можем предполагать, и, возможно, это будет правильно, что вообще йога создавалась, как ни странно, как средство борьбы с этим недостатком. То есть вот эти фиксированные (позы) должны были немножко снизить повреждающее воздействие суставов. У нас люди восприняли йогу неправильно: они решили, что именно этой гипермобильности надо добиваться. Но это не так».

Врач утверждает: пытаясь повторять то, что индусам дано от природы, большинство европейцев, не обладающих такой подвижностью суставов, подвергает себя риску серьёзных травм. [T.17.XXVIII]

*

…как и пшеница, свой великий круг цивилизации создал рис. Его родина – Юго-Восточная Азия. Рис стал главным хлебом в Японии, Индии и Китае. Именно питание рисом привело к формированию особого типа мышечного строения китайцев.

Алексей МАСЛОВ, доктор исторических наук, академик РАЕН: «Получение белка не из мяса, а, например, из рыбы в приморских районах, или, вообще, только питание рисом и тофу, то есть соевым творогом в разных вариациях, приводило к совсем другому типу строения человека. Это длинные мышечные волокна, которые дают, в известной степени, гибкость и хорошую растяжку, дают очень быструю реактивность мышц, то есть, быстрый удар».

А это как раз те качества, которые необходимы для У-шу – знаменитой системы боевых искусств. [T.10.CDXVII.3]

 

 
     
 

Папа Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот)

 

…восточные культуры тяготеют к интимному, нерациональному постижению символов, поэтому молчание является коммуникативной нормой. «Хочешь, чтобы тебя уважали, – много не говори» – узбекская пословица.

В западной традиции молчание, как правило, считается нарушением общепринятых норм межличностного общения: «Не хочу быть статуей молчаливой» – говорили в Древнем Риме.

К античности восходит и крылатая фраза «Молчание – знак согласия». Автором её принято считать Папу Римского Бонифация Восьмого. «Qui tacet consentire vadetur» (лат.) – «Кто молчит, того можно считать согласным с обвинением». В конце XIII-го века Бонифаций, стремившийся подчинить себе и церковную и светскую власти, ввёл эту юридическую норму в Свод постановлений Римско-католической церкви. Применял он её и в своих буллах, направленных против французского короля Филиппа Четвёртого. Папа даже грозился отлучить его от Церкви. Противостояние закончилось арестом Бонифация и полным поражением папской власти.

В русском языке и культуре отношение к молчанию амбивалентно. Интересно, что само слово «молчание» происходит от индоевропейского корня [*mlāk- (и.-е.)] со значением «мягкий, слабый, глупый». И так, с одной стороны, молчание – слабость, а с другой «молчание – золото», то есть сила. [T.10.I.5]

 

Анекдот

Сын спрашивает у отца:

– Папа, а где ежики живут?

– А хрен его знает.

– Папа, а почему еж колючий?

– А хрен его знает.

– Папа, а когда появились ежи?!

– А хрен его знает.

Мать говорит сыну:

Отстань от папы!

Папа:

– Да пусть спрашивает, кто ж ему всё про ежей расскажет! [P.57]

 

 
     
 

Боль (Чувства) – Сознание (Разум)

 

Dr. Allan I. Basbaum, University of Southern California, San Francisco: «Разница заключается не в болевом пороге человека, а в степени переносимости боли: какую боль вы вытерпите, прежде чем сказать «хватит». Если на протяжении долгого времени нетерпение боли порицается как слабость, вы вскоре научитесь её терпеть».

болевые ощущения обрабатываются во многих отделах мозга, к тому же задействованные центры у всех людей разные.

Dr. Allan I. Basbaum: «Боль – это ощущение, она существует только в нашем сознании. Так мозг воспринимает травму, поэтому это восприятие разное у людей. У боли есть эмоциональный компонент, этот компонент и варьирует восприятие боли у каждого человека отдельно».

Все мы по-разному ощущаем боль, и зависит это от нашего рода деятельности.

Dr. Allan I. Basbaum: «Солдаты, получившие ранение на поле боя, не сразу жалуются на боль, хотя ранение очевидно. Но, находясь в угрожающей жизни ситуации, мозг решает, что сейчас не время испытывать боль».

Dr. Sean Mackey, Stanford University: «Боль относится к самым базовым инстинктам, переживаемым нами. Без боли мы бы не выжили как вид. Боль неприятна и потому хороша и очень действенна».

Болевые рецепторы постоянно защищают наш организм, хотя мы об этом даже не подозреваем. Они заставляют нас ёрзать на стуле, когда мы долго сидим, ворочаться ночью во сне. Благодаря им мы при ходьбе постоянно опираемся на разные точки ступни. Едва ощутимые болевые сигналы постоянно заставляют тело менять положение, иначе возникает риск чрезмерной нагрузки на кости или набивание мозолей. Боль может быть ужасной, но жизнь без осязания боли куда страшнее.

Dr. Sean Mackey: «Наши воспоминания о боли, как правило, смутные и даже неверные. В настоящее время проводится всё больше исследований на эту тему, которые показывают, что зачастую то, что мы помним о боли расходится с реальными ощущениями». [T.12.LXXVI.3]

 

 
     
 

Religio – Звезда

 

Возвышение Мардука имело важное значение для упрощения пантеона, особенно благодаря тому, что Вавилон окончательно завоевал себе господствующее положение и приучил к верховенству своего бога. Вавилонские цари в своих надписях уже не следуют примеру владетелей Теллоха нагромождать как можно больше имён божеств; параллельно с этим, многочисленные местные божества низводятся на степень простых духов и демонов, если их не удавалось слить с высшими божествами. Этот процесс шёл всё дальше вперёд, и в последние времена вавилонской культуры в сознании образованных классов народа в качестве богов в настоящем смысле этого слова остались почти только Мардук и Истар, а прочие были забыты или отожествлены с ними. Содействовал упрощению религиозных верований и развившийся мало по малу астральный характер религии. То, что уже в клинописи идеограммой бога служит знак звезды, доказывает, что уже в глубокой сумерийской древности астральный характер не был чужд представлениям о богах. Затем астрализация божеств производится последовательно: Мардук был сопоставлен с планетой Юпитером и созвездием Тельца, Набу – с Меркурием, Ниниб (Нинурта) – с Сатурном и созвездием Ориона, Нергал – с Марсом, Истар – с Венерой, Сириусом и, может быть, созвездием Девы, семь злых духов – с Плеядами. Светила, особенно планеты, считались проявлениями силы того или другого божества; оно действовало и объявляло людям свою волю чрез них (ερμηεις у Диодора); мало по малу выработалось представление об единой божественной силе, проявлявшей себя во множестве видимых форм и носившей, сообразно этому, множество различных наименований. Эта ступень к монотеизму, как доказывает Jeremias, была достигнута главами вавилонской религии, которые наглядно выразили свои убеждения в часто цитируемом позднем тексте, в котором боги объявляются различными проявлениями Мардука: «Ниниб (Нинутра) – Мардук силы; Нергал – Мардук битвы; Энлиль – Мардук власти и царства»... Это было последним словом учения вавилонских жрецов.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

 
     
 

Quintessentia – Inflexus

 

Dr. Helen K. Bond, University of Edinburgh: «Рождение Иисуса описано только в двух Евангелиях: ему посвящены первые две главы как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Луки».

По общепринятым взглядам Лука был сподвижником апостола Павла и, возможно, хорошо знал медицину.

Dr. Helen K. Bond: «Лука, очевидно писал для неиудейских читателей. Своим евангелием он отчасти хотел показать, насколько далеко христианство отошло от своих иудаистских корней, и насколько прочно оно укрепилось в неиудейском мире».

Prof. Géza Vermes, Oxford University: «…все традиционные детали – хлев, вол, осёл, младенец – все они пришли из Книги Исайи, в которой Бог устами пророка говорит: «Вол знает владетеля своего и осёл ясли господина своего, а Израиль не знает Меня» (Ис.1:3)

Ирод Великий был, своего рода, доверенным лицом Рима, а владения царей, с которыми у Рима были хорошие отношения, не подлежали переписи». [T.21.IV.8]

 

Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…так называемое «Второе послание Климента Римского». В нём есть ряд специфических особенностей. Учение о Святой троице здесь никак особенно не освещается, но более рельефно выступают христологические воззрения автора. Им особенно подчёркивается «божество» Христа, и «божественная природа» Господа обозначается словом «дух» – «пневма». «Бог, бывший прежде Духом, соделался плотью» – говорит Второе послание (Климента Римского)

…для автора слова «логос / λόγος» и «пневма / πνεῦμα» являются тождественными понятиями. Христос именуется «Родоначальником нетления», и через него Бог-Отец являет нам истинную Небесную жизнь». [P.149]

 

 
     
 

Великий – Oss

 

Вскоре Масперо нашёл картуш, на котором можно было прочитать имя «Усер-маат-Ра Сетеп-ен-Ра» – иначе говоря, Рамзес Второй.

Dr. André Macke, spécialiste en radiodiagnostic: «…для своего времени это был довольно высокий человек, поскольку даже его мумия имеет длину – метр семьдесят два сантиметра. Принимая во внимание небольшую усадку, можно считать, что его рост – один метр семьдесят пять сантиметров. Это ярко выраженный средиземноморский тип: несомненно с белой или смуглой кожей, судя по среде, в которой он жил, и с белыми волосами. То есть старик с седыми волосами.

у него были патологии человека преклонного возраста, самый классический набор, который можно найти у всех даже сегодня. У него был атеросклероз. Затем у него было то, что можно назвать патологией – поражением в области плеча – что нормально в этом возрасте. Затем говорили о заболевании позвоночника: и здесь классический случай для очень пожилого человека – можно говорить об анкилозирующем спондилоартрозе, то есть об окостенении связующих элементов, что делает позвоночник негнущимся. Затем речь шла о патологии зубов: у него, как говорят, был «ужасный рот», что вполне нормально в девяносто лет в Древнем Египте. Умер он от инфекции или от сепсиса? – Почему бы нет. Но это невозможно доказать. Я думаю, что он умер от старости. Я думаю, это достаточный аргумент при всём том, что приходится выносить старому человеку в обычной жизни». [T.10.CCCIII]

 

Сигурд ШМИДТ, академик РАО, доктор исторических наук: «Иван Грозный – Иван Четвёртый Васильевич – первый русский Московский государь, принявший титул Царя Всея Руси. Он – человек, с именем которого связано представление об эпохе. И не только потому, что он жил дольше всех русских Государей, правил, точнее, дольше всех русских Государей – он правил пятьдесят один год, – но потому что особенности его личности, его характер и его поведение очень отразились на времени, во многом определяли физиономию времени. И именно Иван оказался тем царём, о котором первом написали подробную биографию: сбежавший от царского гнева князь Курбский за границей написал Историю о Великом князе Московском – такой, полупамфлет. Это был первый царь, о котором много писали за границей, и изображали его. И это был тот Государь, о котором, пожалуй, больше, чем о Петре Великом ему посвящали свои сочинения писатели и свои произведения художники, музыканты, кинематографисты. И его деятельность очень отражена в фольклоре. Но понятно, что это был Государь, которому посвящена огромная историческая литература: и что показательно, что книги «Иван Грозный», они, по существу, большей частью посвящены истории России, даже когда это биографии.

…он внук Ивана Третьего, тоже Васильевича – Великого Государя – при котором укрепилось российское централизованное государство, при котором образовалась система управления, при котором определились современные границы Кремля, как места пребывания правительства.

…территория вот этого государства, она была тогда четыреста тридцать тысяч квадратных километров. Когда его внук Иван вступил на престол, уже была два миллиона восемьсот километров. А, вот, когда Иван закончил своё царствование, уже присоединилось Поволжье и Зауралье, было пять миллионов четыреста квадратных километров. Уже образовалось многонациональное государство. Но эта территория была мало заселенна, было всего шесть миллионов человек жителей во времена Ивана Грозного.

Иван Грозный вступил на престол мальчиком, ему было три года и три месяца.

…век жизни был коротким: о пятидесятилетних писали «в старости сущие» или «в маститой старости сущие». Иван Грозный был очень пожилым по тому времени Государем, когда умер.

Академик Виппер (Роберт Юрьевич) – замечательный знаток мировой истории – в двадцать втором году решил написать книжку с явным политическим уклоном «Иван Грозный», которая рассматривала эту фигуру в контексте мировой истории. Он. Там сказал, что если бы Иван Грозный скончался бы в пятидесятые годы, то его бы сравнивали будущие историки с Александром Великим, с Александром Македонским: при нём были важнейшие реформы, и он сумел невероятно расширить территорию своего государства.

Иван умер больным, ему трудно было двигаться. И его похоронили там, где он наметил себе место. И в 1964-м году могила была вскрыта в Архангельском соборе. Вскрыта Михаилом Михайловичем Герасимовым – нашим замечательным учёным-антропологом и скульптором, – который умел восстанавливать лица по черепу.

…установили, что Иван был тяжко болен отложением солей: он фактически последние годы не мог сгибаться. Он был очень крепкого телосложения, высокого роста – сто восемьдесят сантиметров – с крепкими мышцами, с широкой шеей, с широкими плечами. Это был сильный…» [T.10.CI.92]

 

Вечером в 18 часов 50 минут 21-го января 1924-го года скончался человек, который изменил Мир. Таких людей за всю историю нашей цивилизации было не так много. Среди них историки уверенно называют Александра Македонского, который своими военными завоеваниями преобразил античность. Иисуса Христа, который принёс европейцам, да и не только им принципиально новую религию. Магомета, который сделал то же самое для азиатских стран. И его – Владимира Ильича Ленина, – который, уничтожив гигантскую Российскую империю, и создав на её месте не менее могучий Советский Союз, тем самым изменил дальнейший ход развития нашей цивилизации в целом.

Ленин умер достаточно молодым на руках некрасивой, но преданной жены. Умер, замахнувшись на многое, но практически ничего не успев довести до ума. Умер тихо и вполне прогнозируемо… [T.3.XII.8]

 

 
     
 

Boni et Mali – Inflexus

 

Есть у золота и постоянные параметры, например твёрдость. Она определяет способность минерала сопротивляться механическому воздействию. В обычной практике её устанавливают простейшим способом – царапая один минерал другим. В качестве эталонов принято 10 минералов. Начальные буквы их названий образуют загадочное слово «тгипаоктка», с помощью которого поколения студентов запоминают шкалу твердости: 1) тальк, 2) гипс, 3) известковый шпат (кальцит), 4) плавиковый шпат (флюорит), 5) апатит, 6) ортоклаз, 7) кварц, 8) топаз, 9) корунд, 10) алмаз.

Самородное золото занимает в этой шкале место между гипсом и кальцитом, его с трудом царапает ноготь и очень легко – стекло. Более точно определение твёрдости производят специальным прибором – склерометром. С его помощью выявлена одна «странность» золота. В чистом виде его твёрдость 20 кг/мм2, а добавление к нему серебра, имеющего твёрдость 26 кг/мм2, порождает сплав с твёрдостью более 30кг/мм2. Ещё более чётко это выражено при добавлении меди: её твёрдость 53 кг/мм2, а сплава – более 100 кг/мм2.

Аркадий ЛОКЕРМАН, кандидат геолого-минералогических наук [B.161.1]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6

ДАЛЕЕ