ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 5 – 17 (4) РАЗУМ – ЧУВСТВА |
||||||
Religio – Oss
…но наиболее часто изобретения Герона можно было найти в храмах. Не было в Древнем Мире города более многонационального, чем Александрия. И нигде больше различные религии так не соперничали друг с другом. Сегодня в городе главенствует ислам. Две тысячи лет назад здесь можно было выбирать из множества вероисповеданий. Храмы древней Александрии предлагали покровительство и защиту странных и архаичных богов. Древнеегипетские божества, которым поклонялись уже более трёх тысяч лет, до сих пор почитались многими египтянами и некоторыми прибывавшими в город людьми. Даже греки не отваживались оскорблять таких богов как Исида и Осирис, которые населяли святилища храмов со времён фараонов. Рядом с древними традициями Египта существовали религии греков и римлян вместе с огромным разнообразием культов окраин Римской империи. У каждой из религий были последователи и каждая из них нуждалась в деньгах чтобы не исчезнуть. Dr. Karin Tybjerg, University of Cambridge: «Мы должны понимать, что в Древнем Мире шла жестокая борьба между различными культами. Римскими культами, греческими культами, египетскими культами, культами различных политических лидеров и всеми видами культов, которые являлись смешением вышеупомянутых. Поэтому было необходимо найти что-то особенное, способное привлечь к себе внимание, обеспечить вам, тем самым, место на рынке и приток посетителей в храм». Другими словами, всё что нужно было жрецам, это волшебство. Как раз то, что мог им предоставить Герон (Александрийский). [T.13.LI.1]
…во времена Христа религий было немало. Многие были очень похожи. Prof. Carole R. Fontaine, Andover Newton Theological School: «В эллинистической культуре умирающих и воскресающих богов, равно как и чудотворцев, были сотни». Разные культуры смешавшиеся в единой империи, создали массу соперничающих культов, пророков, проповедников и «Сынов божьих». К олимпийским богам римского пантеона Юпитеру, Марсу, Венере прибавились похожие божества Персии, Египта, Иудеи. По всей империи появляются люди, проповедующие новые идеи, возникают новые духовные лидеры. Одним приписывают рождение от девственницы, другие практикуют ритуальные трапезы, третьи заверяют, что воскресли из мёртвых. Многие из этих культов гораздо популярнее молодого христианства, у них есть покровители и яркие лидеры. Христианству предстояло вести со всеми ними борьбу. Аполлония Тианского считают одним из соперников Христа, они необычайно похожи. Prof. Marvin Meyer, Chapman University: «Мы знаем, что это был философ. Он лечил людей, изгонял бесов, ходил босым». Аполлоний родился примерно в то же время, что и Иисус в Малой Азии. Как гласят легенды, о его скором рождении матери Аполлония сообщил сам Бог. Аполлоний был языческим философом, он призывал почитать эллинистических богов. У него были сотни последователей, в том числе греческие интеллектуалы и персидская знать. История его жизни и проповеди выглядит очень знакомо: он учит любви к ближнему, лечит болезни и раны. Prof. Jonathan L. Reed, University of La Verne: «Возникает ощущение, что или предание об Иисусе составлено на основе легенд об Аполлонии, или, что вероятнее, предание об Аполлонии составлено на основе письменных и устных преданий о Христе». Об Аполлонии даже ходили слухи, что он воскрешает мёртвых. Как считали его биографы, Аполлоний дожил до преклонного возраста, но не умер, а вознёсся на небо под звуки ангельского хора. Не смотря на весь свой успех, Аполлоний Тианский был не столь популярен, как Иисус Назаретянин. Возможно причина его неудач на поприще религиозного лидера в неправильном подходе. Его аудиторией были только высокообразованные люди из высших классов римского общества, а христианство черпало силы из огромных масс бедняков Средиземноморья. Prof. Marvin Meyer: «Аполлоний не смог создать общину, имеющую свою чёткую структуру. Христианам это, в конце концов, удалось. В результате Аполлоний не остался в памяти потомков, его забыли, а Иисуса – нет». Также специалисты полагают, что Аполлоний был забыт не только из-за слабости его общины, но и благодаря намеренной политике раннехристианской церкви. Prof. Jonathan L. Reed: «Наверное одна из причин того, что память об Аполлонии Тианском исчезла, его сходство с Христом». Уже спустя несколько веков его учение было незначительным эпизодом в истории религии, Аполлония Тианского забыли. В эту же эпоху появляется ещё один Мессия, яркий проповедник, использовавший идеи христианства. Его мы знаем под именем Симона - волхва или Симона - Мага. Он был уроженцем Самарии, страны, граничащей с Иудеей. Проповедовал он везде: от Рима до Египта, о его деятельности говорит даже Библия, а именно Деяния Апостолов. Dr. Kirsti Barrett Copeland, Stanford University: «Есть основания полагать, что Симон стал соперником Христа. В Новом Завете его образ крайне отрицательный. Будь он малозначащей фигурой, такого чёткого отношения не возникло бы». У Симона всё больше сторонников, его учение приходит в Финикию и даже в Рим. Несмотря на успех, Симон видит растущую мощь христианства. Он пытается найти своё место. Вскоре после смерти Христа апостол Пётр начинает вести проповедь. Он призывает Святой Дух снизойти на слушателей. Симон тоже был среди них, зрелище его потрясло: возложение рук, передача Благодати Духа Святого. …что было дальше, описано в Деяниях апостолов: «Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подаётся Дух Святой, принёс им деньги, говоря: Дайте и мне власть сию» (Деян., гл. 8 ст. 18). Пётр реагирует на это гневно: «Благодать не покупают. За деньги Царствие Небесное не купишь…» Именно отсюда пришёл термин «Симония», – то есть продажа за деньги даров Духа Святого. …просит Христа обрушить Лжемессию на землю. Молитва Петра звучит не очень по-христиански, но она подействовала. Результат описан так: «И упал он, и разбился, и сломал ногу в трёх местах. А люди начали бросать в него камни. А потом разошлись. И каждый поверил Петру» (Деян. Петра, гл. 3 ст. 32) Судя по Деяниям, на этом деятельность Симона и закончилась. Но далее в трёхсотом году нашей эры в Сирии, Египте и Риме оставались те, кто почитал Симона богом. Один из христианских историков писал: «Император Клавдий поставил статую Симона - волхва с надписью «Симону – святому Богу». Только когда император Константин сделал христианство государственной религией, последователи Симона начали исчезать. Prof. Marvin Meyer: «И по сей день мы мало что знаем о Симоне - волхве. И то что знаем, знаем из Библии. Причина этого проста: Симон оказался проигравшим. Его сторонники не выдержали этого: проигравший всегда обречён на забвение. Всегда». Другими словами: «Историю пишут победители». Христиане одолели сторонников других культов, историки писали о соперниках Церкви с презрением и осуждением. 30-й год нашей эры. Иисус Назаретянин собирает первых учеников. Они начинают проповедовать в Иерусалиме и в Палестине. Некоторые из последователей уже называют Его Сыном Божьим. Только вот уже есть один «Сын Бога». И зовут его Тиберий, – император Рима. Он правит огромной империей, для которой Иерусалим – захолустный город. По римскому обычаю граждане империи должны почитать императора как бога. Когда Иисус назвал себя Сыном Божьим, то вступил в конфликт с высшей силой того времени. Римляне признавали множество богов, храмы римского периода были посвящены Зевсу, Венере. Марсу. Но было и множество храмов, поставленных в честь императора. Империя началась в 27-м году до нашей эры, когда Август объединил под своей властью несколько враждующих партий, подчинил себе Сенат республики и объявил себя императором. Этот политический шаг имел и религиозное значение. Prof. Carole R. Fontaine: «Он восстановил мир внутри империи. Люди были так рады тому, что воцарился порядок, что появилась идея о божественной природе Августа. С этого и начался культ римских императоров». В течение трёх веков в честь императоров устраивали пышные церемонии. Бюсты правящего императора и его предков украшали венками и торжественно вносили в храм. Главным моментом церемонии был пир, символизирующий процветание, принесённое Риму правителем. Участвуя в трапезе, люди оказывали почтение императору и политической системе Рима. Каждый из пирующих демонстрировал свою верность божественному правителю. Prof. Jonathan L. Reed: «По всей империи люди прославляли мир и покой, принесённые римлянами. Это и выражалось в развитии культа императора, и его называют Богом или Сыном Бога, Господином, Спасителем. И точно так же первые христиане называли Иисуса». Когда Иисус назвал себя Сыном Божьим, используя титул, закреплённый за императором, он совершил государственную измену. Рим быстро отреагировал. Христа казнят по римскому обычаю, – распиная. Такую казнь применяли к убийцам и предателям в назидание остальным. Император покарал своего соперника смертью. В самом Риме мало кто заметил казнь безвестного проповедника, но Распятие не положило конец проповеди Христа. Наоборот, оно стало ключевым моментов в создании нового учения. Сто лет после Голгофы культ императора ещё процветал. Но новая религия успела пустить корни в самой столице. Первых христиан даже называли атеистами, за отказ поклоняться императору. Их наказывали – бичевали, а зачастую казнили. Император ещё остаётся Богом… В 132-м году появится ещё один Мессия-соперник, – новый иудейский проповедник, призывавший не к миру, а к войне. Его звали Симон бар-Кохба. Многие иудеи считали, что он больше походит на Мессию, чем Иисус. Подобно Христу, он происходит из рода Давидова. Подобно Христу собирает группу преданных последователей. Подобно Христу, он против владычества Рима. Но в отличие от Христа, Бар-Кохба был готов воевать с Римом. Повод к началу восстания подал император Адриан. Адриан решил построить храм, посвящённый Юпитеру, на месте Иудейского (второго) Храма. Для евреев это было страшным оскорблением. Prof. Lawrence H. Schiffman, New York University: «Восстание Бар-Кохбы планировалось задолго: ещё со 125-го года иудеи накапливали вооружение. И основным методом восставших была партизанская война…» Армия Бар-Кохбы сумела уничтожить целый римский легион. Симон освобождает от римлян Иерусалим, затем добивает их части по всей Иудее. Рим железной рукой удерживает власть над всем Средиземноморьем, но Иудея освобождается от неё. Prof. Lawrence H. Schiffman: «Они прогнали римлян из Иудеи. В каком-то смысле это и было для многих евреев обещанным приходом Мессии». Симон бар-Кохба берёт титул «Наси Израэль» ( נשיא ), то есть «Князь Израиля». Товарищи считают его тем самым долгожданным Мессией. Но в это время термин Мессия имел несколько иное значение. Prof. Lawrence H. Schiffman: «Древнееврейское слово «машиах», от которого и произошло наше «Мессия», значит «Помазанник» и относится к царям и первосвященникам, проходившим обряд Помазания». Prof. Tina Pippin, Agnes Scott College: «В иудаизме Мессия, – это скорее земной правитель, нежели новозаветный Агнец Божий, пришедший искупить грехи мира, умереть и воскреснуть». В глазах иудеев той эпохи военные успехи Бар-Кохбы делали его более подходящим на роль Мессии, чем Иисуса. Prof. Eric M. Meyers, Duke University: «Существовало предание о том, что потомок Давида, – его наследник – придёт и, одержав победу в войнах, искоренит всё зло в мире». Prof. Tina Pippin: «Мессия должен был прийти как Победитель и изгнать римлян, и восстановить царство Израиля». Христиан этот Мессия только пугал. Для многих распятый Сын плотника сильно проигрывал в сравнении с победоносным Вождём народа, разбившим лучшие в мире войска. Многим казалось, Бар-Кохба сделал то, чего не смог Иисус. На монетах чеканят его титулы: «Спаситель», «Освободитель». На одной стороне написано: «Год первый освобождения Израиля», на другой – изображение Храма, увенчанного звездой, поскольку имя Бар-Кохбы означало «Сын Звезды». Иудеи верили, что пришёл истинный Мессия. Для христиан это был соперник Иисуса, отнявший часть его паствы. А тем временем Рим собирает войска. С эти иудейским Мессией римляне поступят точно так же, как и с предыдущим. 135-й год. Римская армия наносит поражение Бар-Кохбе. Император намерен стереть с лица земли непокорную Иудею. Иерусалим перестраивают, делая из него римский город, иудаизм запрещён, первосвященники казнены. Только через две тысячи лет еврейская армия снова войдёт в Иерусалим. Восстание Бар-Кохбы уничтожило народ, который он хотел освободить. И эти страшные события напомнили людям о мирной проповеди Христа. Prof. Eric M. Meyers: «Иисус был противником какого-либо милитаризма, он был крайний пацифист. Конечно, это не похоже на нового Давида, хотя он и из рода Давидова. Людей привлекала его проповедь скорого «Конца времён», близости Царствия Небесного». На пике популярности митраизма появляется ещё один закрытый культ. Он опирался на почитание Матери божества. Её изображали как женщину с ребёнком на руках. Её называли Царица Небесная. Но звали её не Марией, а Изидой. Её культ успешно соперничает с христианством. Древнейшее её изображение восходит к двухтысячному году до нашей эры. В 30-м году до нашей эры Египет стал частью Римской империи, культ Изиды стал набирать популярность. В 40-м году император Калигула возвёл храм Изиды в Риме. К концу второго века культ Изиды был известен по всей империи. В её честь верующие устраивали процессии. Жрецы и жрицы Изиды носили белые одежды как знак чистоты и целомудрия. Prof. Carole R. Fontaine: «Римские мужчины ненавидели культ Изиды. Женщины, почитавшие богиню, должны были в определённые периоды воздерживаться от супружеских обязанностей, соблюдая чистоту и непорочность. Конечно, их мужьям это казалось крайне неудобным». Более того, Изиду называли Мать-Дева. Сходство между культом Изиды и католическим культом Девы Марии поражает. Prof. Carole R. Fontaine: «Признавать это неприятно, но иконография Девы Марии с младенцем происходит непосредственно от изображения Изиды. Изиды – матери Бога Гора». К началу шестого века культ Изиды был запрещён, а многие её храмы превратились в церкви, посвящённые Деве Марии. Если культ Изиды выстраивал личную связь человека с Богиней, то христианство – такую же связь с Христом. Prof. Jonathan L. Reed: «С этой точки зрения и Изида и Иисус давали человеку того времени очень похожий набор идей». Prof. Carole R. Fontaine: «Но, по словам одного учёного, в культе Изиды участвовали, а в христианство обращались. Иными словами, человек мог принимать участие в праздниках богини, а в остальное время и не вспоминать о ней, ничего не менять в своей жизни. Но обращаясь в христианство, человек становился членом общины, жил по её законам, менял свой образ жизни». Поклонение Изиде не требовало перемен в образе жизни, а христианство – да. Ритуал обращения в Христову веру был прост, его называли Крещение. И по сей день это первый шаг на пути христианина. …других его копий не обнаружено. Это открытие вызвало серьёзные споры, многие учёные считают, что Смитт (Prof. Morton Smith, Columbia University) подделал письмо. [1958 г, Монастырь Mar Saba, близ Иерусалима. Климент Александрийский 3-й век – Второе евангелие от Марка послание Феодору]. Но вскоре за этим последовали потрясающие археологические находки. Такие источники, как Кумранские рукописи, доказали, что забытые евангелия существуют. И судя по ним, фигура Иисуса, представленная в канонических текстах, не совсем подлинная. Находки, сделанные в середине двадцатого века, потрясли мир библеистики. …и эти документы доказывают, существовало и неизвестное нам ранее христианство. Prof. Carole R. Fontaine: «По сути в этих текстах мы видим другого Иисуса. И для многих Он гораздо привлекательнее знакомого нам Доброго Пастора». Приверженцы иного христианства получили название гностиков, от греческого слова «гнозис», то есть «знание». Prof. Marvin Meyer: «Смысл учения гностиков в том, что Всемогущий Бог снизошёл к нам, вошёл в нашу жизнь, и мы можем стать Его частью». Неясно, каково было число гностиков в первые три века нашей эры, но это была крупная группа. Один из их епископов по имени Валентин едва не стал Папой. Учения гностиков считались серьёзной угрозой традиционному христианству. Церковь предавала их анафеме и жгла их книги. Найденные в Наг-Хаммади тексты наталкивают нас на удивительную гипотезу: главным соперником новозаветного Христа был Христос гностиков. Не обычный Христос, чья природа выглядит больше человеческой, чем божественной. Dr. Kirsti Barrett Copeland: «Смысл в том, что Бога нельзя распять, Бога нельзя убить. На кресте может погибнуть только тварное, то есть то, что от Мира сего и сотворено Богом». …у гностиков были свои евангелия, свои обряды, и даже свой Иисус. Возможно, его человечность выглядела привлекательней для людей. Гностическая версия Христа практически не сохранилась: Церковь одержала победу в борьбе с гностицизмом. Dr. Kirsti Barrett Copeland: «Церковь была лучше организована. Нельзя недооценивать значение надёжной инфраструктуры, чёткой иерархии. Кроме того, чтобы сохранить привкус тайны, эзотеричность, которая пропитывает все гностические тексты, им явно приходилось ограничивать число посвящённых в свою систему». У традиционного христианства был ещё один мощный союзник – император. Prof. Tina Pippin: «Константин пошёл по пути выработки единого учения. Единая Церковь, единое вероучение были нужны ему, чтобы скрепить империю. А империя уже трещала по швам». Константин дал христианству законность. Империя, распявшая Христа, выводит его учение на вершину могущества. А наследник Константина – император Феодосий – делает его обязательным для всех. 391-й год. Феодосий ставит язычество вне закона: святилища Митры, Изиды, Симона - волхва и Аполлония превращаются в Церкви. Но многие идеи и обряды древних культов незаметно влились в христианство. Prof. Marvin Meyer: «Несомненно одна из причин победы христианства в том, что христиане способны заимствовать что-то у других культур, в том числе и у мистиков, и перерабатывать это по-своему». В результате шествия в честь Богоматери, причастие вином и хлебом, и даже дата рождения Митры вошли в христианскую традицию. Но верования гностиков не были включены в христианское вероучение. К пятому веку нашей эры гностиков обращают в Единую веру. Их сочинения признаны еретическими. Из них сохранились лишь те, что были спрятаны. Остаётся только одна версия христианства – одна версия образа Христа. Религия, некогда гонимая властями империи, становится официальной верой императора. Соперники Христа, когда-то столь известные, уходят в забвение. Не смотря ни на что, проповедь скромного сына плотника превратилась в величайшую религию нашего мира. [T.17.XXI.1]
|
||||||
…именно здесь две тысячи лет назад состоялся суд над Иисусом, – событие, которое христиане до сих пор не могут простить иудеям. Суд проходил по законам Рима. Римский правитель судил врага империи и приговорил его к римскому наказанию – распятию. Навязанное евангелиями общепризнанное мнение освобождает Пилата от бремени этого греха: ведь это иудеи окружили дворец Пилата и принудили его вынести жёсткий приговор. Dr. Anne Wroe, «Pilate: the Biography of an Invented Man»: «Христианская Церковь уже давно обвиняет во всём иудеев. Основание для этого содержится в Новом Завете, в обстоятельствах суда над Иисусом. Там сказано, что иудеи организовали и провели суд так, что в результате Иисус был казнён, а римляне были невольными участниками, которые не хотели этого и были бы рады всё прекратить. Это абсолютная ложь». Это и явилось источником христианского антисемитизма: погромы в Средневековой Европе, и даже Холокост были реакцией на Евангелие от Матфея, где Пилат умывает руки перед народом. Иудеи признали себя виновными в этом грехе, с тех пор это проклятие непрерывно преследует их. Dr. Sarah Pearce, University of Southampton: «Образ иудеев, ответственный за смерть Иисуса, питает воображение христианских писателей с самого момента происшествия. Это отравляло ум простых людей в поздней Античности, в Средние века, даже в современные эпохи. Народ видит в своих соседях – иудеях – убийц, много веков назад убивших в Иерусалиме Иисуса». К 26-му году нашей эры, после двадцати лет существования в качестве провинции, Иудея оставалась полем жестокой битвы. Протесты против высоких налогов отравляли жизнь предшественникам Пилата. В следующем поколении Иудея могла подняться открыто. Пилат прибыл сюда с приказом обеспечить мир Римской империи. Dr. Anne Wroe: «Иудея была очень важна со стратегической точки зрения. Она была восточной окраиной весьма нестабильной территории, которую мы сегодня называем Средним (Ближним) Востоком. Люди, которых сюда присылал Рим, прежде всего, должны были быть солдатами, и только потом дипломатами. Взгляните на правителей Иудеи, которые правили ею до Пилата. Это очень жестокие люди. Мы обвиняем Пилата в трёх распятиях, но его предшественник – Гракх, – распял, по меньшей мере, двести человек. Большинство префектов были просто чудовищами». Dr. Helen K. Bond, University of Edinburgh: «Само звание префекта (praefectus) указывает на то, что основной функцией Пилата в провинции была военная. Префект – это военная должность, и большинство этих людей были военными. Они отслужили в армии – в Германии, или на Востоке, – прослышав об их военных успехах, император считал целесообразным направить их в провинцию». На побережье Средиземного моря сохранились руины Кесарии, построенной в Иудее Иродом Великим. После смерти Ирода римляне присоединили Иудею к империи, и Кесария стала имперским штабом. Это был мир бань, храмов и мраморных террас, – оазис римской цивилизации среди диких враждебных земель. Здесь жил Пилат. Жил вдалеке от Иудеев, которыми он должен был править. …была ещё одна известная история, которую римляне рассказывали об иудеях. Когда столетием ранее римский генерал Помпей грабил Иерусалим и атаковал Храм Соломона, он вошёл в «Святая Святых», ожидая найти там сокровища и статуи, которые можно уничтожить. Но он не нашёл НИЧЕГО, – просто пустой зал, – и удивился: «Как можно завоевать народ, у которого НЕВИДИМЫЙ Бог». Религия занимала центральное место в жизни Рима, и, будучи префектом Иудеи, Пилат был также и первосвященником Римской Церкви. Искренняя вера сформировала его мысли и убеждения. Prof. John Barclay, University of Durham: «В сознании римлян религия и власть были неразрывно связаны между собой. Одной из причин успеха римлян была их набожность. Их победы только подтверждали, что Бог вознаграждает их за благочестие. В римлянах естественным образом сочетались крайняя богобоязнь и крайняя военная жестокость, и они считали, что единственный способ преумножить свои успехи – это закрепить своё военное присутствие и продолжать восхвалять богов подобающим образом. Решающей точкой, в которой пересекались политика и религия, был культ императора». Помимо нескольких монет, единственным материальным свидетельством, пережившим Пилата, стала надпись на Кесарии, указывавшая, что Храм был построен Понтием Пилатом в честь его живого бога – императора Тиберия. Его преданность культу империи сразу же настроила его против иудеев, которыми он должен был править. Prof. Michael Whitby, University of Warwick: «Евреи очень часто попадали в рабство к другим народам. Исход из Египта под предводительством Моисея, неволя в Вавилоне, покорение персами, подчинение грекам в составе империи Селевкидов. Постоянное угнетение другими народами заставило иудеев поверить в то, что они «избранная нация», поверить в неизбежное появление Освободителя, Посланца, Мессии, который сбросит чужеродных властителей и вернёт евреям Землю Обетованную, которая была обещана им в Египте». Север Иудеи назывался Галилеей, эта провинция была настолько беспокойная, что прилагательное «галилейский» стало синонимом слова «бунтарь». Здесь появился Учитель, который вскоре привлек к себе внимание… Он говорил о грядущем Царствии Господнем, – в каком-то роде революционер. Prof. John Barclay, University of Durham: «Если под словом «революционер» подразумевать кого-то, кто изначально нацелился подорвать могущество Рима, то Иисус не был революционером. Однако если за бунтарство принять стремление к радикальным изменениям в политической обстановке, то Он самый настоящий революционер, ведь Он говорил о приходе Царства Господня, а в Царстве Господнем могущество нации было бы распределено по-новому. И это коснулось бы всех, начиная с римского правителя и заканчивая последним человеком с улицы». …освобождение от римского ига. В евангелиях Пилат является важнейшим действующим лицом в истории Иисуса. Но, по мнению Иосифа Флавия всё не так просто. Иисус не был первым, так называемым Мессией. Иосиф Флавий называет несколько человек, на которых иудеи возлагали свои надежды до него: раб по имени Симеон, пастух Атронг (Athronges, 4 BC), Иуда Галилеянин (6 AD), Иоанн Креститель (28 AD). Все они восстали против правящей элиты и были уничтожены – убиты римлянами, либо их союзником Иродом. Prof. John Barclay, University of Durham: «Иудейские праздники в Иерусалиме были для римских правителей самыми беспокойными моментами. Со всех концов Иудеи, Галилеи и из иудейской диаспоры на Востоке и Западе являлись огромные толпы паломников. Они собирались, чтобы восхвалять своего Господа, и в такие моменты самосознание нации достигало своего апогея». Dr. Nicholas Thomas «Tom» Wright, Bishop of Durham: «Большинство иудейских праздников посвящено воспоминаниям о временах, когда Господь освобождал их от гнёта язычников. Они вспоминали Исход из Египта, когда Господь сказал фараону, что народ израильский – Его народ, и что Он накажет Фараона, если тот их не отпустит. Об этом говорит история. Поэтому на своих праздниках иудеи говорили, что Господь уже вершил правосудие раньше, и что Он снова сделает это с теми язычниками, которые притесняют еврейский народ. Это уже не просто религиозный праздник и набожность иудеев, это набожность с ядовитым жалом, которого Пилату следовало опасаться». Три раза в год Пилат приезжал в Иерусалим, чтобы следить за порядком во время праздников. Для усиления Иерусалимского гарнизона он приводил с собой свежие войска. Dr. Helen K. Bond, University of Edinburgh: «Он приводил с собой войска, чтобы обеспечить исполнение закона, сохранить порядок и предотвратить волнения. Но проблема в том, что присутствие римских войск в переполненном Иерусалиме только способствовало волнениям и беспорядкам». Иосиф Флавий описывает враждебность, с которой сталкивался Пилат во время своих визитов в Иерусалим. Он пишет о толпах, окружавших Пилата при входе в город и осыпающих его бранью. Пилат должен был найти иной путь, чтобы держать эту толпу в узде. И он применил проверенную тактику, которой пользовались префекты по всей империи: они заключали союзы с местной аристократией, которая вела за собой толпу. В случае Пилата это были первосвященники Храма. Dr. Sarah Pearce, University of Southampton: «Рим содержал очень небольшой управленческий штат в провинциях. В распоряжении Пилата также была очень маленькая группировка войск, поэтому в своей работе ему приходилось во многом полагаться на местные власти Иерусалима. Это была иудейская аристократия: первосвященник Каиафа и верховные священники, которые отвечали за соблюдение закона и поддержание порядка. Именно эти аристократы доносили волю народа до правителя, а волю правителя – до народа». Prof. John Barclay, University of Durham: «Пилат держал в руках уникальный рычаг, контролирующий Иерусалим: он мог назначать и смещать первосвященников. Поэтому своим постом они, целиком и полностью были обязаны римскому правителю. В какой-то степени они были предателями и имели власть лишь до той поры, пока римский правитель сохранял за ними эту привилегию». Проблемой для Пилата становилось то, что люди все меньше и меньше верили священникам: их сговор с римлянами не нравился толпе. Служение Истинному Единому Богу было обязанностью избранных людей, и не только у израильтян, но и остальных народов. Любое отклонение от этого древнего ритуала нарушило бы хрупкий баланс взаимоотношений между Богом и Человеком и имело бы последствия космического масштаба. Иисус предлагал альтернативный путь к Богу, и это богохульство могло помешать проведению Пейсаха (Пасхи). Было очень важно нейтрализовать Иисуса как можно скорее, но за пределами Храма. Согласно Иосифу Флавию, Пилат осудил Иисуса по обвинению, выдвинутому лучшими из иудеев. Нет никакого сомнения, что храмовая аристократия сыграла свою роль в смерти Иисуса. Но этот факт был деформирован столетиями христианской традиции, когда в грехах храмовой элиты обвиняли всех иудеев. Dr. Sarah Pearce, University of Southampton: «Мы не должны забывать, что все евангелия были написаны иудейским народом. Все создатели евангелий были иудеями, и когда они писали о конфликте между последователями Иисуса и теми, кто приговорил его к смерти, они писали о конфликте между иудеями. Когда же впоследствии евангелия читали люди, которые не были иудеями, которые не понимали их внутренних конфликтов, иудеев восприняли как непонятный, абсолютно чужой народ, и зафиксированная в евангелиях ненависть к правителям иудеев была перенесена на весь иудейский народ в целом». …но более всего Пилата настораживал титул «Мессия» – «Помазанник», Иисус – ЦАРЬ Иудейский. Это был прямой вызов. Prof. John Barclay, University of Durham: «Над головой распятого Иисуса была прибита табличка, на которой было написано «Царь Иудейский». Иисуса обвиняли в том, что он незаконно назвался Царем Иудейским, и это обвинение носило политический характер, поскольку угрожало власти Пилата и всего Рима в этом регионе. Думаю, Пилат усмотрел в этом возможность ясно дать всем понять, что римские власти не потерпят никого, кто посмеет провозгласить себя Царём Иудейским». На следующий день Пилат судил Иисуса и казнил его согласно римским законам. Иисус стал показательным примером для тех, кто посмел бы усомниться во власти Рима. Prof. John Barclay, University of Durham: «Римляне были заинтересованы в том, чтобы донести до народа, что только они являются единственными властителями в этой стране. Поскольку они являются властителями иудейского народа, то только они могут назначать и смещать верховных священников. И они бы никогда не позволили простому человеку из иудеев пробиться в лидеры. В других провинциях римляне уже сталкивались с восстаниями и с людьми, претендующими на царственные роли. Это случалось в Галлии и в Британии. И каждый раз их реакция была быстрой и беспощадной – вырывали заразу с корнем: «Мы этого допустить не можем». Dr. Helen K. Bond, University of Edinburgh: «Пилат очень точно всё рассчитал. Он не только избавился от Иисуса, который был бунтарём, и которого необходимо было убрать. Но он также вынудил верховных священников подтвердить, что нет другого царя, кроме Цезаря. Пилат просто отлично сработал в тот день». Иисус был не первым и не последним мятежником, с которым расправился Пилат. Через пять лет после суда над Иисусом Пилату бросил вызов другой Мессия. На этот раз пророк из Самарии. Иосиф Флавий пишет, что Пилат направил туда войска: пророк и все его последователи были убиты. Вот что было с теми, кто бросал вызов Риму – над их устремлениями насмехались, а их тела терзали. Надпись, прибитая к кресту, стала последним презрительным штрихом: «Иисус из Назарета. Царь Иудейский». Священники просили его написать, что Он только называл себя Царем Иудейским, но Пилат ответил: «Что я написал, то написал». Это было оскорблением для всего иудейского народа. [T.13.LII]
…даже Рим, который разрушил Иерусалим, не проявил ни малейшей черты антисемитизма. Помпей, войдя в Храм Соломона, удивился, и объявил народ Израиля в том, что он оказался первым народом-атеистом в истории. «В этом храме – сказал он, – нет ни единого изображения, ни одного бога». [T.22.XLII] * Помпей не пытался вмешиваться в религиозные дела. Иоанн Гиркан был утверждён первосвященником, Аристобула посадили в тюрьму, хотя именно он просил помощи у Рима. Самаритянские и греческие города вышли из-под контроля иудеев, и под властью Иерусалима остались лишь еврейские области Иудея, Галилея и Идумея. Помпею было настолько любопытно посмотреть на странные еврейские ритуалы, что он вошёл в Святая Святых храма, туда, куда мог заходить только первосвященник, и то лишь в День искупления. Противники иудаизма распространяли слухи, что евреи, так боровшиеся с идолопоклонством, якобы тайно поклонялись в этом святилище голове осла. Помпей, видимо ничего не обнаружив, вышел оттуда, к удивлению набожных евреев, невредимым. Затем он возвратился в Рим, прихватив с собой Аристобула и двоих его сыновей. Айзек Азимов [B.129.3]
|
||||||
Religio – Spes
…на «Карте Ада» есть «Место прощения». Эта идея зародилась ещё у Платона. В пятом веке до нашей эры душам мёртвых злодеев давали второй шанс. Dr. Stephen Cave, University of Cambridge: «По Платону адские муки не были вечными: Ад – это и наказание, и очищение – подготовка к следующей жизни. Души страдали, осознавали, что жили неправильно и получали шанс на искупление. Им позволяли вернуться и попросить прощения у тех, кого они обидели. Если их прощали, они могли начать новую жизнь, и даже попасть на Небеса. Непрощённые падали в адский водоворот и оставались там навечно». Мысли Платона о реинкарнации пришлись христианству не по вкусу, а вот идея нивелировать грехи после смерти – очень даже (понравилась). [T.21.CXVII]
|
||||||
Scientia Boni et Mali – Oss
В шестнадцатом веке Папа Римский Пий Четвёртый энцикликой не просто разрешил, а рекомендовал проводить вскрытия для определения причин смерти, чтобы в другой раз избрать верный метод лечения. …главный анатом Средних веков Везалий (нидерл. Andries van Wesel, лат. Andreas Vesalius). Везалий изжал труд о строении человеческого тела, в котором указал на двести анатомических ошибок Галена. Везалий опроверг два анатомических факта, особо важных для христианства. Анна КИРИЛЕНКО, научный сотрудник Государственного музея истории религии: «Он осмелился указать в своём сочинении «О строении человеческого тела», что и мужчины и у женщины равное количество рёбер. И достаточно ехидно обозначил, что глупо считать, что у мужчины на одно ребро меньше, чем у женщины». Везалий также не нашёл в теле человека никакой «Несгораемой косточки», о которой в Средние века твердила Церковь. Считалось, что именно благодаря этой анатомической детали Человек и воскреснет. [T.10.VII.21]
Юрий ЧАЙКОВСКИЙ, кандидат технических наук, ведущий сотрудник Института истории естествознания и техники РАН: «…нынешняя чехарда в поисках недостающего звена в эволюции человека неинтересна, поскольку, независимо от того каким образом эта чехарда закончится, какая точка зрения станет господствующей, проблема происхождения человека не сдвинется ни на шаг. С моей точки зрения, проблема происхождения человека – это проблема возникновения мышления, а мышления мы не видим на костях. Для того, чтобы понять, каким образом возникло мышление, нужна совершенно другая система фактов, система аргументации, и она относится к тому, чтобы понять, как мышление устроено: чем отличается, например, язык жестов обезьяны, самой продвинутой, от языка понятий, который существует у самого глупого человека». [T.10.CCCXI.1]
|
||||||