ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  СЕЧЕНИЕ 9 - 13 (5)

Protectores – la Faux (Коса)

 
     
 

undĭque ad infěros t. (tantum-dem) viae est погов. C путь в подземное царство отовсюду одинаков

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Иоанн тогда стал крестить в пустыне. Он проповедовал крещение как обряд покаяния: в нём прощались грехи». (Мк.1:4)

…он погружал – совершал обряд омовения, который был иудеям прекрасно знаком. И он, в каком-то смысле, очищал человека для молитвы – очищал от ритуальной нечистоты. Здесь сказано, что это был обряд покаяния для прощения грехов. То есть, ритуальная нечистота – то, что случается само по себе, например, с женщиной в определённые дни календаря. Это не вопрос её вины и греховности – это вопрос гигиены.

Огромное количество людей, которые приходили к Иоанну, сознавали себя «нечистыми», но не в силу того, что они прикоснулись к мёртвому телу, имели какое-то истечение или что-нибудь ещё, что делает человека в Моисеевом Законе ритуально нечистым, и что требует омовения. Естественно, это периодически происходит с людьми. А то, что требует изменения жизни, что и есть «покаяние». «Покаяние» – это «возвращение» на древнееврейском «тошева» ( תשובה ), или «переосмысление» на древнегреческом «метанои» (μετάνοια).

То есть, он совершал обряд омовения для того чтобы люди переосмыслили свою жизнь и отказались от той «нечистоты», которой они внешними прикосновениями навязывается, а внутренним состоянием человека – образом его жизни, его сознательного выбора». [P.125.538]

*

μετάνοια

μετα-

νόος, νοῦς

*

μετά-νοια ἡ тж. pl. сожаление (о совершившемся), раскаяние Batr., Thuc. etc.: μ. ἀπό τινος NT раскаяние в чём-либо. [B.169]

μετα-νοέω 1) менять мнение, передумывать (μετανοήσας εἶπον Plat.): ἠναγκαζόμεθα μ. Xen. мы были вынуждены изменить мнение; 2) раскаиваться, сожалеть (περί τινος Plut. и τινι, ἐπί τινι Luc.; ἀπό τινος, ἔκ τινος и ἐπί τινι NT); 3) культ. каяться[B.169]

 
 
     
 

Алексей МАСЛОВ, доктор исторических наук, академик РАЕН: «…есть лишь одна вещь, которая не теряется, которая сохраняется даже после ухода физического тела – это чистота сознания человека: «За нагромождением есть чистота и покой. Есть свобода выражения и свобода творчества» – вот, собственно говоря, именно к этому и призывал изначально чань-буддизм». [T.10.CI.120]

 

 
     
 

Protectores – la Faux

 

…они ещё обсуждали повесть, когда вошёл их сосед – монах-бенедиктинец – и говорит: «Поздравляю вас!»

Вячеслав Иванович был так поглощён образами и жизненными перипетиями своих героев, что даже не очень удивился. «Как вы о том знаете?»

Зато вопросу такому весьма удивился аббат: «Помилуйте! День святого Вячеслава – это большой праздник! Как же можно забыть? А вы забыли?»

Выяснилось: в России Вячеслав празднуется 4-го марта, а на Западе – 28-го сентября.

Ивáнов чувствовал себя совершенно счастливым: в совпадении дня рождения первых слов повести с Днём ангела он видел доброе предзнаменование. [T.10.CDI.66]

 

 
     
 

…бесконечная выжженная Солнцем пустыня; красные камни и жёлтый песок чередуются друг за другом широкими полосами; воздух недвижим; царит тишина мёртвая, безжалостная, давящая. Огненный диск медленно движется по небосклону и знойными лучами своими как раскалёнными иглами проникает повсюду и убивает всякий проблеск жизни. Песчаные холмы и груды камней стелятся длинными волнами; между ними чуть заметно вьётся тропинка, покрытая песчаной пылью, скрывающей все следы. Медленной походкой, опираясь на посох с едва заметными тремя сучками, идёт по тропинке старик…

*

…широкая открытая местность. Высокое плоскогорье круто спускается к большой реке, протекающей пред самым горизонтом. Эта река поворачивает, и вся местность кажется подобной поверхности огромного конуса…

В. ШМАКОВ [B.24.1]

 

Prof. Candida R. Moss, University of Notre Dame: «…появившись на реке Иордан, где его крестил Иоанн, Иисус ещё был никем. Это был просто очередной человек, отправившийся на встречу с Иоанном Крестителем. Знакомство с Иоанном Крестителем стало тем событием, которое изменило жизнь Иисуса, положило начало его Служению».

Но не сходится вот что: позднее составители Нового Завета продолжали вносить изменения в историю Крещения Иисуса Иоанном. В последнем евангелии об этом даже не упоминается.

Prof. Candida R. Moss: «Что там делает Иисус? Почему воплощение Бога на Земле обращается за помощью к Человеку? Зачем он проходит обряд Крещения, если Он безгрешен? Что нужно Иисусу от Иоанна?»

В христианстве широко отмечают лишь три «праздника рождения» – Иисуса, Девы Марии и Иоанна Крестителя.

Prof. Candida R. Moss: «Считается, что Иоанн Креститель родился двадцать четвёртого июня. В Библии эта дата нигде не указана, но, основываясь на Евангелии от Луки, принято считать, что Иоанн Креститель родился на пол года раньше Иисуса. В евангелии от Луки говорится, что мать Иисуса – Мария – пошла к своей двоюродной сестре Елисавете, которая тоже была беременна. И когда Мария её встретила, ещё не родившийся младенец Елисаветы – Иоанн Креститель – «взыграл радостно в её чреве».

История трогательная, но, как считают некоторые эксперты, этого, вероятно, никогда не было. Зачем Луке её выдумывать?

Prof. Candida R. Moss: «Лука чётко даёт нам понять, что Иисус всегда был более важной фигурой, полностью исключая возможность их соперничества. Между ними никогда не было конфликтов».

Prof. Vincent Pizzuto, University of San Francisco in CA: «С Иоанном есть одна загвоздка: он жил в одно время с Иисусом. Он нёс очень простое послание. Они оба были, в каком-то смысле апокалиптическими проповедниками – говорили о Конце Света. Иоанн выбрал жизнь в Пустыне, почувствовав, что его миссия – жить вдали от Мира, который, как казалось ему, погряз в пороке и нуждался в очищении».

И на пересечении Пустыни и реки Иордан видения Иоанна обретают форму.

Prof. Vincent Pizzuto: «Незаурядность Иоанна как-то связана с тем, что всё происходит на границе между Водой и Пустыней. Тут – на Краю – Бог. Здесь можно представить, как люди прикасаются к божественному».

Иоанн выходит из Пустыни с ясным посланием: через Крещение вы можете раскаяться в своих грехах и приготовиться ко Дня Страшного Суда. Именно этот ритуал сделает Иоанна одним из самых знаменитых проповедников своего времени. [T.21.LII]

 

Святая Анна (ивр. חַנָּה‎ – «милость», «благодать», греч. Αγία Άννα) – в христианской традиции мать Богородицы

Пророчица Анна (ивр. חנה‎) – мать пророка Самуила (1Цар.1; 2:1-21)

Анна Пророчица (ивр. חַנָּה‎, греч. λδβλθυοτε ννα) – персонаж Нового Завета, упоминается в событии Сретения Господня

*

Иоа́нн Крести́тель, Иоа́нн Предте́ча (ивр. יוחנן  המטביל ] ‎, Йоханан ѓа-Матбиль [Хаматвил] – «совершающий ритуальное очищение водой»; יוחנן  בן־זכריה ]  ‎Йоханан бар Зехарья – «сын Захарии»;

Иоа́нн Богосло́в, Иоа́нн Зеведе́ев (ивр. יוחנן‎ «Йоханан») – один из Двенадцати апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет

*

חנ

*

annus

*

От полученной Четвёрки к Шестому Аркану в Малом Колесе (где тоже река)

 

 
     
 

В 1898-м году в Париже проходила Всемирная выставка. К её открытию был приурочен первый общественный показ Туринской плащаницы, которую решено было поместить в Папском дворце Авиньона. Именно здесь специально аккредитованный итальянский фотограф Секондо Пиа сделал её первые снимки. Мир был потрясён: нечёткое изображение на ткани оказалось негативом. На плёнке отчётливо проявились черты завёрнутого в древнюю плащаницу человека. Стали видны следы от ударов бичей, кровавые раны на запястьях, на ступнях, на боку. Огромный след на плече от несения тяжёлого предмета. И кровь, стекающая со лба… [T.10.LXXXIX.9]

*

Туринская плащаница – один из самых загадочных артефактов Западного мира.

Но история этой ткани также загадочна как жизнь человека, чей образ на ней отпечатался. Сотни лет Плащаница считалась пропавшей…

Dr. Raymond N. Rogers, Shround of Turin Research Project (химик, Лос-Аламос, лаборатория): «Я не верю в чудеса, которые нельзя объяснить законами природы».

В то время (XIV-й век, Средние века) в Европе царили голод и чума. Страх и суеверия положили начало широкой торговле религиозными реликвиями. Большинство из них были поддельными. На фрагментах Тернового Венца или деревянных щепках от Креста люди сосредоточили все свои надежды и молитвы.

David Gibson, Author and Vatican Expert: «И в то время люди не могли положиться на правительство, армию или медицину. Не у кого было искать помощи кроме Иисуса, святых и реликвий. Фрагментов того самого Креста существовало столько, что если сложить их вместе, хватило бы на целое дерево».

Barrie Schwortz, Shroud of Turin Research Project: «Туринская Плащаница обладает психологической притягательностью. Далеко не все артефакты обладают таким свойством. Значимость Плащаницы заключена в облике, который на ней отпечатался, и возможности последнего для верующих христиан. Это самый изученный артефакт в истории, тем не менее, наука до сих пор не может дать нам ответ».

…только тогда можно будет сказать что это – искусная подделка или погребальный покров Иисуса из Назарета. Сегодня очевидно, что научные дискуссии по поводу Туринской Плащаницы не прекратятся.

Barrie Schwortz, Shroud of Turin Research Project: «Если она не достаточно древняя для того, чтобы быть Плащаницей Иисуса, тогда я пойму, что видел чудо, потому что средневековому человеку удалось создать нечто такое, что мы не можем, ни проверить ни объяснить. И мне хотелось бы узнать как». [T.13.LV]

 

Ярослав КУЗЬМИН, доктор географических наук: «…что достоверно известно: происходит она из Франции, маленькой церкви Лире. В 1353-м году и принадлежала она семье очень известного французского рыцаря Жеффруа де Шарни. Семья де Шарни использовала эту плащаницу для получения дохода от тех паломников, которые шли на неё подивиться. Плащаница, через сто лет после её обретения, была продана герцогам Савойским. Савойская династия была на подъёме, их столицей был город Шамбери в Савойе. Они туда перевезли плащаницу, построили для неё часовню. В 1532-м году был пожар в часовне, плащаница повредилась.

Потом, обрастая титулами и землями, они превратились – савойские герцоги – в королей Пьемонта, а потом в королей Италии. Столицей их стал Турин, куда они плащаницу и перевезли в конце шестнадцатого века, вот поэтому «Туринской» она и называется. И с тех пор она там и находится.

Но, вот, существует такой, очень неудобный для тех, кто верит в плащаницу и в её Божественную сущность, документ. Документ этот датирован примерно 1389-м годом, и находится оригинал в библиотеке во Франции. И содержание его для верующих – убийственное.

Написано епископом города Труа (исторической личностью) Пьера д’Арси Папе Клименту VII. Написано буквально следующее: «Чтобы привлечь людей, от которых можно получить деньги, были сработаны чудеса и наняты люди, чтобы изобразить исцелённых».

Причём епископ Труа предыдущий, он нашёл человека, который нарисовал этот образ: он жил в той же деревушке.

Дело в том, что лён – это ткань, а ткань – это растение, а растение можно датировать.

Результат оказался для многих очень сенсационным. Февраль 1989-го года, журнал «Nature». Плащаница имеет возраст примерно 690 лет: либо конец тринадцатого, либо четырнадцатый век – примерно в это время её и обрели.

попробуйте найти ткань, которой семьсот лет. Те, кто подделывали в четырнадцатом веке, не знали про радиоуглерод». [P.150.12]

 

Понтремоли (итал. Pontremoli) – небольшой итальянский городок с населением восемь тысяч жителей, но в его соборах хранится около тысячи священных реликвий: это кости и обрывки одежды святых, щепки от Креста и другие объекты поклонения. В городе хранятся и мощи Святого Целестина, который покоится здесь уже более двухсот лет.

Dr. Antonio Lombatti, Centro Studi Medievali, Pontremoli, Italy: «Плащаницы распространились в определённый исторический период – в Средневековье. Сложно установить в каком именно веке произошло, но потребность верующих стимулировала массовое написание Плащаниц на протяжении всех Средних веков. На первых плащаницах изображение отсутствовало, затем появилось лицо Иисуса, потом лицо искажалось страданием, и, наконец, стали изображать всё тело целиком. Известно как минимум сорок Плащаниц, написанных только в двенадцатом веке, включая те, что хранятся как в западных, так и восточных церквях».

Начиная со Средних веков спрос верующих на объекты поклонения сделал в Европе копирование святых образов прибыльным делом.

Dr. Antonio Lombatti: «Люди, тиражировавшие реликвии, были умелыми предпринимателями, они использовали невежество многих прихожан, чтобы развить своё дело до впечатляющих масштабов. При этом будет заблуждением считать, что поклонение Святым мощам практиковалось только в Средние века».

…по сей день церкви лелеют чудотворные иконы и всяческие реликвии. Им поклоняются как Святым. Существуют такие странные реликвии, как панталоны Девы Марии; шесть разных церквей клянутся, что у них хранится крайняя плоть Иисуса или последнее из дыханий Святого Иосифа, заключённое в бутылку.

Dr. Antonio Lombatti: «Объект поклонения вовсе не обязательно должен быть чем-то полезным: главное чтобы те, кто молится около него, чувствовали его силу». [T.27.I.1]

**

 

 
     
 

**

…за время почитания иконы она украшалась драгоценными дарами: всего на ней было четыреста семьдесят пять бриллиантов, оклад и ризу сделали золотыми, на иконе было много жемчуга, а также сто алмазов, более тысячи других драгоценных камней. Это и предопределило её дальнейшую трагическую судьбу. В ночь на двадцать девятое июня 1904-го года Благовещенский собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами, и бесследно пропали чтимые Икона Спаса и Чудотворная Икона Казанской Божией Матери.

А вскоре был найден некто Чайкин – разбойник, укравший икону вместе с подельниками. На следствии он показал, что драгоценную ризу он продал, а икону порубил топором и сжёг. Однако из следственного дела, опубликованного в 1905-м году по его делу, выходило, что правосудие так и не пришло к уверенному заключению. В печи были обнаружены остатки оклада и петель, по которым узнали части убранства Явленного Образа. Нашли и частицы того мелового слоя, на который обычно накладывалась живопись – а он мог быть только от иконы. Да и сам Чайкин показывал, что сжёг её чтобы доказать – никакая она не Чудотворная.

Но надежда верующих людей на то, что Икона уцелела, была.

Иерей отец Алексей (Козливсков), Богоявленский кафедральный собор в Елохове: «Настоятельница монастыря повелела сделать несколько копий с Чудотворного Казанского Образа Божией Матери. И существует предание, что она на ночь подменяла в иконостасе за богатоукрашенной ризой, она подменяла, прятала Чудотворный Образ и ставила копейное изображение – список. На следующее утро после похищения сёстры расстроенные обращались к своей игуменье: «Как же нам теперь, Матушка, жить? Как нам теперь быть? Царица Небесная покинула нас!» Но игуменья спокойная твёрдо отвечала: «Не бойтесь, сёстры, Матерь Божия всегда будет с нами».

До 1904-го года в России существовали три основных Чудотворных списка Иконы Казанской Богоматери, претендовавших на роль подлинника. Первая – это сам первообраз – хранившаяся в Богородичном монастыре в Казани. Вторая икона – это список, присланный Ивану Грозному после обретения Иконы. И третья Чудотворная Икона Казанской Богоматери – это список, отправленный в Москву Патриархом Гермогеном в ополчение Минина и Пожарского. Но Чудотворный Образ из Казанского собора на Красной площади в 1918-м году тоже был похищен, и как он выглядел, мы можем судить теперь только по архивной фотографии.

Протоиерей отец Игорь (Фомин), клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади: «…в восемнадцатом году говорится о её похищении, но, скажем так, документальных свидетельств об этом мы, к сожалению, не имеем. И у нас есть маленькая надежда, что, всё-таки, благочестивыми прихожанами перед самым закрытием соборов в 1933-м году Икона эта была сохранена. Мы можем надеяться, и верующее сердце этого очень желает, потому что слишком уж дорого Образ Казанской Иконы Божией Матери».

Казанская Икона Божией Матери – это талисман Русского воинства. Многие до сих пор убеждены, что именно она спасла Москву в трагические дни 1941-го года…

…а слова игуменьи Маргариты – настоятельницы Богородицкого монастыря Казани, – которая в своё время оставила надежду на то, что Икона уцелела, имели свои последствия: за границей появился неизвестный список Казанской Иконы Богоматери. Долгое время он переходил из рук в руки, пока не очутился в личных покоях Римского Понтифика Иоанна-Павла Второго.

Наталья ЧУГРЕЕВА, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва: «…на Западе, действительно, некоторые веровали, что это Явленный Образ. К этим людям относился Владыка Иоанн Шаховской, который хотел построить православный храм специально в Америке для этой Иконы. Но существовали и другие люди, например, известнейший иконолог и иконописец Леонид Александрович Успенский, который считал, что эта икона поздняя; и замечательный Святитель русского зарубежья Иоанн Максимович, он тоже, между прочим, считал, что это поздняя икона».

Происхождение этой иконы до сих пор точно не установлено. Известно лишь, что в 1920-м году икона появляется среди других произведений искусства, отобранных у Русской Православной церкви, и выставленных большевиками на продажу. Есть косвенные данные, что икона оказалась в руках целого ряда коммерсантов и дальнейший её путь проследить нелегко. Владельцы иконы часто менялись, они рассматривали икону, а тем более её оклад, как удачное капиталовложение. Отдельные камни из ризы иконы изымались, продавались. Вокруг иконы шла настоящая спекуляция.

Одним из владельцев иконы стал англичанин Фредерик Альберт Митчелл-Ходжес (англ. Frederick Albert Mitchell-Hedges). Его серьёзным пристрастием было коллекционирование произведений искусства, и уникальным украшением его коллекции стала Чудотворная Казанская Икона Божьей Матери, находившаяся в его замке Фарлей (Farley Castle). В пятидесятые годы господин Митчелл предлагал купить её архиепископу Санфранцисскому Иоанну Шаховскому – представителю Православной Церкви за рубежом, но тот не в состоянии был приобрести икону. Фредерик умер двенадцатого июня 1959-го года, и одним из последних его желаний было то, чтобы святая икона была возвращена в Россию. К этому же времени относится и первое серьёзное исследование иконы…

Епископ Иоанн, представительствующий Православную Церковь за рубежом не раз пытался выкупить икону у её владельцев, которые оценивали её в пятьсот тысяч долларов. Но собрать такую сумму не удавалось. В начале 1993-го года права собственности на икону получил Ватикан, где она заняла приготовленное для неё место в личных покоях Папы. В августе 2004-го года Папа Иоанн-Павел Второй принимает решение передать в дар Русской Православной церкви Чудотворную Икону Казанской Божией Матери, которая хранилась у него более десяти лет, и перед которой он молился два раза в день.

…и, вот, двадцать восьмого августа, на праздник Успения Божией Матери в Москве, в Кремлёвском Успенском соборе делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером (нем. Walter Kasper) передала Икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму.

Но мысль о том, что эта Икона является первообразом, и что в Ватикане находилась явленная в 1579-м году в Казани икона, вызвала сомнение у специалистов. Эту догадку подтвердила искусствовед Музея имени Рублёва Наталья Николаевна Чугреева. Она обратила внимание на ряд фактов, доказывающих, что мы имеем дело с разными иконами.

Наталья ЧУГРЕЕВА, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва: «…ватиканская икона относится к традиции живоподобия, как я сказала: там уже совершенно по-иному трактуются формы Лика – они более укрупнённые, такие, русифицированные черты Ликов Богородицы и Младенца. Другой совершенно тип Лика. Направленность взгляда Богородицы тоже изменилась – Она обращена к молящимся – у Явленной иконы богородица смотрит в сторону Младенца-Христа. Пропорции фигур, вписанности в доску, то есть всё, что мы видим на новом образе – характеристика совсем другого времени. Не исключено, что эта икона могла быть создана и в регионах Поволжья – ну, есть там некие стилистические особенности – она не столичного московского письма. Её ценность заключается в том, что она чьей-то святыней, чьей-то очень почитаемой иконой, которую украсили драгоценным окладом».

Геннадий ПОПОВ, доктор искусствоведения, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва: «Как только мы увидели её, выяснилось, что это не то, с совершенно полным стопроцентным основанием. Это восемнадцатый век, икона, видимо сделанное повторение с какой-то уже иконы Казанского, со списка Казанской Божией Матери, который, в свою очередь был сделан в Москве, вероятно, в окружении царских ризографов, то есть Оружейной Палаты». [T.10.CCCXX.1]

 

…древнее название чаши – Гааль. Некоторые исследователи раннего христианства утверждали, что именно из этой чаши Христос пил во время Тайной Вечери.

Dr. Helen C. Evans, Curator for Byzantine Art in the Department of Medieval Art at The Metropolitan Museum of Art, New York: «Многие люди спорят – были или нет и Христос, и персонажи Ветхого Завета, например, Моисей, – реальными личностями: «живые» это люди или эпические герои, как Ахилл. Бесконечный теоретический спор. Наш кубок, точнее, изображение на нём, является частью этого спора».

Чашу нашли в начале двадцатого века в Антиохии, в колодце, вместе с другими религиозными предметами. Антиохия была важным центром раннего христианства: здесь проповедовали апостолы Пётр и Павел.

Dr. Helen C. Evans: «Что могло быть важнее, чем находка Святого Грааля? С чего началось Причастие и вся христианская литургия?»

В 1950-м году Чашу подарили Музею Метрополитен.

…сосуд сделали спустя пятьсот лет после жизни Христа. И хотя он напоминает чашу, ещё больше он похож на масленые лампы, которые горели в ранних христианских церквях.

Dr. Helen C. Evans: «Когда Чаша поступила в Музей, многие пытались надавить на Ватикан, чтобы её объявили Святым Граалем. Очень трудно добиться того, чтобы Ватикан объявил что-нибудь священной вещью, хотим к ним часто обращаются с такими просьбами.

Люди хотят дотронуться до вещей, которые важны для них: вы восхищаетесь кем-то, и берете у него автограф. Вы, фанат «Янки», и просите капитана команды подписать фотографию. Это и есть реликвия – нечто, что даёт вам доступ к священному через прикосновение». [T.10.CCCLXXXI.5]

*

Реликвия (от латинского глагола relinquere — «оставаться»)

 

 
     
 

Lux in Occulto – Transmutatio viriam

 

Духовная культура казахского народа, как и многих других тюркских народов, исповедующих ислам, была во многом создана суфиями – подвижниками, среди которых значимы имена Ахмеда Яссави, Бухиддина Накшбанда, аль Хорезми, Баба Тукти Шашты Азиза, Суфи Аллаяра.

Арабы заинтересованно изучали тюркскую цивилизацию. Суфийские миссионерские ордена всё глубже погружались в восточный языческий мир.

Просветление – Хак – завершает всю многолетнюю эволюцию в суфизме. В хакикате как в кульминации смыкаются шаригат (самообуздание, этика), тарикат (познание, самосовершенствование), марифат (изощрение интуиции, мистицизм). Просветление – это похоже на вспышку молнии, вспышку, которая не прекращается, продолжает сиять над дальнейшей жизнью того, кто некогда был личностью, субъектом. Одновременно это беспричинное блаженство, глубочайшее интуитивное понимание жизни как целостности, непосредственное видение истины, огромная духовная энергия и воля в служении всем живым существам, полное отсутствие страха и эгоистического беспокойства о себе.

Суфизм – это активная система. Продвинутого суфия характеризуют напряжённые поиски истины, энциклопедические познания, склонность к глубоким созерцаниям и размышлениям, интенсивная психологическая практика, экстатичность внутренней жизни, способность к большим пешим странствиям, суровым обетам, великим жертвам, любовь к сущему до полного самозабвения, кротость, веротерпимость. В суфийские практики входят различные медитации, медитативные танцы, дыхательные упражнения, концентрация и релаксация, экстатические техники. Большинство известных суфиев были творческими подвижниками: поэтами, художниками, музыкантами, философами, астрономами, государственными деятелями.

А. ЖАКСЫЛЫКОВ, доктор филологических наук [A.197]

*

В XI – середине XII в. в Хорасане на базе обителей-кружков образовался институт «учитель (шейх, муршид, пир) – ученик (мюрид)». Этот институт широко распространился по всему мусульманскому миру. Мюрид беспрекословно подчинялся духовному наставнику (муршиду) как единственному проводнику по мистическому пути познания. На этом этапе тарикат стал школой обучения Пути.

В XV – XVII вв. в результате постепенной бюрократизации структуры и канонизации ритуала отношения «наставник – ученик» сменились связью «святой – послушник». Теперь мюрид подчинялся не столько духовному наставнику, сколько руководству по внутренней жизни братства. Главным различительным признаком между тарикатами становится зикр. [P.100.90]

 

 
     
 

Lux Occultata или Lux in Occulto – Transmutatio energiae

 

…голубь почитался священной птицей, и голову богинь украшал убор, в котором надо лбом были воздеты два крыла. Изображения голубей были не редкостью на оссуариях, керамических вместилищах костей. Нередко скульптурки священных животных на оссуариях служили основой для маленького светильника, в котором возжигался огонь. И тогда сила животного-оберега сочеталась со святой силой огня. Такие маленькие светильники, наподобие узкого, но высокого седла с чашеобразным углублением посредине, сидят на спине у глиняных, терракотовых животных, хотя их живые прототипы, бараны и птицы, никогда не ходят под седлом. Изображение этих светильников тоже оказалось необычайно устойчивым. Оно сохранилось на тех фигурках зверей, которые «сошли» с оссуариев и стали в Средней Азии даже просто детской народной игрушкой.

В. ЗАЛЕТАЕВ [A.330]

 

Dr. Sridevi V. Sarma, Johns Hopkins University: «Ваш мозг – это машина по созданию и опознанию образов. Доказано, что люди склонны обнаруживать их в хаотично расположенных точках. Вот почему мы питаем слабость к суевериям: они возникают, когда система распознавания образов переусердствует, и начинает создавать связи между разрозненными событиями». [T.21.LXX.11]

 

Примерно треть своей жизни человек проводит во сне. И не только он, но и все животные, млекопитающие и, даже, насекомые. Чем объяснить желание живого организма отключиться от внешнего мира и погрузиться в странное состояние бездействия и мышечного расслабления. Для чего нужен сон, и что происходит с организмом во время сна?

Иван ПИГАРЁВ, доктор биологических наук, Институт проблем передачи информации РАН: «Сон всегда связывали с отдыхом мозга: вроде казалось логично – отключили все входы в мозг – мозг спокойно отдыхает. Эту гипотезу сразу отбросили, как только опустили микроэлектоды в кору мозга и обнаружили, что нейроны во время сна работают более интенсивно, чем во время бодрствования. Так что ни о каком отдыхе мозга разговор не шёл».

Получается, что сон – не отдых, а другой вид деятельности мозга.

…провели эксперимент с кошками, у которых сняли показания энцефалограммы мозга во время сна. Обнаружилось, что нейроны мозга не просто продолжают активно работать во сне: в направлении движения прослеживалась определённая  периодичность.

Иван ПИГАРЁВ, доктор биологических наук, Институт проблем передачи информации РАН: «Они вдруг разряжались, потом останавливались, потом опять разряжались-останавливались, получилась такая медленная периодическая активность, которая на суммарной энцефалограмме регистрировала «медленные волны».

…по предположению учёных, возникающие импульсы – не что иное, как активность нейронов, контролирующих биохимические процессы внутренних органов при помощи сотен тысяч нервных волокон.

Иван ПИГАРЁВ, доктор биологических наук, Институт проблем передачи информации РАН: «К этой гипотезе никто, конечно же, не отнёсся серьёзно, потому что это была слишком фантастическая идея в области физиологии. Её надо было подтверждать. И, вот, собственно, основная наша работа состояла в том, что мы поставили эксперименты, которые подтверждали справедливость этой гипотезы».

Эксперименты начали с нейронов зрительной коры, которая в период бодрствования, занимается исключительно анализом зрительной информации. При исследовании зрительные нейроны во сне продолжали свою активную деятельность. Только теперь они контролировали работу желудка и кишечника. Удивительный результат требовалось подтвердить: исследования усложнили.

Иван ПИГАРЁВ, доктор биологических наук, Институт проблем передачи информации РАН: «Нейроны зрительной коры были такие же «хитрые» и избирательные, как они себя вели в бодрствовании по отношению к зрительным стимулам. И казалось, что этот принцип их организации был полностью перенесён и на обслуживание внутренних органов».

Своё открытие учёные назвали «висцеральной теорией сна» и продолжили исследования уже на других системах организма. [T.10.I.11]

*

Евгений ВЕРБИЦКИЙ, доктор биологических наук: «…Пигарев показал, что во время сна нейроны зрительной коры, которые предназначены для обработки зрительной информации, для выделения образов и так далее, вдруг начинают работать в ритме, в котором работает кишечник. Перистальтика кишечника: кишечник сокращается, проходят по нему волнообразные движения – и вот эти же процессы регистрируются в ритмике нейронов зрительной коры. То есть, получается во время сна нейроны зрительной коры при закрытых глазах (смотреть им некуда) смотрят, как работает наша система пищеварения.

…но потом получили подтверждение и на других объектах – на кошках. И сейчас это не является уж такой невероятной вещью». [P.125.221]

 

II ὄνειαρ, είᾰτος τό [ὄναρ] сновидение Anth. [B.169]

*ονειραρ, είρατος τό (nom. и acc. sing. нет) сновидение Xen., Plat., Trag.; τὰ τῶν ὀνειράτων ἐχόμενα Her. содержание сновидений. [B.169]

ὄνειρος ὁ 1) сновидение Hom., Her., Plat., Trag. etc.; 2) пустой сон, призрак (σκιῇ εἴκελον ἢ καὶ ὀνείρῳ Hom.). [B.169]

ὀνείρωξις, εως ἡ сонные грёзы, сновидение Plat. [B.169]

**

 
     
 

**

Евгений ВЕРБИЦКИЙ, доктор биологических наук: «…что думали о сне в древности? Перед тем, как мы перейдём к происхождению сна.

Ночь (Нюкта / Νυκτός) в виде некоего божества, а на коленях у ночи, как женщины, сидят двое ребятишек. Один из них Гипнос (Ὕπνος) – бог сна, а другой – Танатос (Θάνατος) – бог смерти. Потому что большая часть всех мифических рассуждений на тему сна идёт между жизнью и смертью. Одни говорили: «Душа покидает тело, а утром она возвращается». Если спящий изменится каким-то образом (кто-то ему накрасит лицо), то сам может не найти это тело и не вернуться в него.

Четыре миллиарда лет назад

…и в этом первичном океане были комочки органической ткани – это, так называемые, безъядерные клетки. И эти комочки искали среди себе подобных и органических веществ, которые были в этом первичном океане, пищу, для того, чтобы её, как амёбы, заглотить, переварить и поддержать своё существование.

Неясным образом в этом первичном океане оказались ещё протобактерии. И вот эти протобактерии, они маленькие – всего-навсего около ста микрон – они были проглочены вот этими клетками безъядерными, бесформенными, ну, как пища. Тогда получилось неожиданное – эти протобактерии оказались внутри этих безъядерных клеток, и возник симбиоз – полезное сообщество. Потому что эти протобактерии, они стали помогать этим безъядерным клеткам жить в этом первичном бульоне. Эти протобактерии стали выполнять функции энергетических станций клетки – такие, как в современных клетках эти функции выполняют митохондрии. Они окисляют глюкозу с выделением энергии, и воды, и углекислого газа.

Но часть из этих клеток, поглотивших протобактерии, дала начало животному миру. И вот эти первичные бактерии стали митохондриями. А часть – растительному миру, потому что из них образовались хлоропласты, которые усваивали солнечный свет, и из солнечного света в присутствии органических соединений синтезировали белки. Вот это вот – начало, из которого образовались растения и животные. Но и там, и там присутствовало такое соединение, как мелатонин. Откуда он взялся на Земле – непонятно, но роль его огромна у всех: у растений, у животных, у наших братьев меньших, у насекомых, у приматов, у нас. Мелатонин выполняет огромную роль в нашем организме. Это не только регуляция сна-бодрствования, это и многие другие функции.

…где-то два с половиной миллиарда лет назад в атмосфере Земли начал появляться кислород. И все клетки живые, которые к тому времени были на планете, надо было защищать от кислорода. Эту функцию взял на себя мелатонин.

…у растений мелатонин, начиная где-то с пятисот миллионов лет назад, начинает контролировать рост тканей.

…все клетки вырабатывают мелатонин. И больше всего его в кишечнике. В нашем кишечнике в четыреста раз больше мелатонина, чем в головном мозге.

Вторая функция, которую начинает выполнять в растениях мелатонин – это иммунная система, иммунные ответы. Растения так же страдают от вирусов, от бактерий, и для того, чтобы подавлять их активность, деятельность мелатонина необходима. А, кроме того, он регулирует суточные ритмы: деревья также свой метаболизм, обмен веществ замедляют ночью и усиливают днём.

…с животным миром, помимо антиоксидантных функций мелатонин вырабатывает также иммунные соединения, которые отвечают за наш иммунитет, регулируется суточный ритм: возникает сон, а также функции, которые препятствуют возникновению онкологических заболеваний в организме. Мелатонин – это самый главный системный тормоз: он может тормозить деятельность клеток, функций, поведения и много другого.

…но у человека и у высших приматов образуется не просто цикл «активность-покой», как у растений или у простейших существ, а образуется совершенный сон, который объединяет три состояния. Первое состояние – бодрствование. Второе состояние – «медленный сон». И третье состояние – «быстрый сон». И вот чередование этих трёх состояний образует суточный ритм – смену дня-ночи. Он привязан к фазам этого цикла и следует им.

Все животные спят по-разному.

…что же происходит в бодрствовании? Осознанное обучение, запоминание, и обязательно выделяется эмоциональная окраска каждому памятному следу.

В «медленном сне» происходит синтез белков и регуляторов, запасается энергия на последующее бодрствование, и происходит редактирование научения и запоминания. Порой создаётся впечатление, что где-то в глубине мозга сидит маленький бухгалтер, который подсчитывает, сколько вы потратили в предыдущем бодрствовании энергии, эмоций, глюкозы, кислорода, и сколько вам потребуется на следующий день. И всё это делается в течение ночи. Как это происходит, мы пока не знаем.

Запоминание: в бодрствовании между нейронами и глиальными клетками устанавливаются связи, которые соответствуют той новой полезной информации, которую мы усвоили. В «медленном сне» происходит закрепление этих связей на биохимическом уровне. В «быстром сне» вот эти запомненные схемы приобретают эмоциональную окраску: для этого служат эмоциональные маркеры, которые оставляются в старой коре или по-латыни в гиппокампе, и, благодаря этому, мы селектируем воспоминания нужные от ненужных, главные от второстепенных, новые от старых.

…для того чтобы подстегнуть метаболизм мы начинаем двигаться во сне: двигать ногами, двигать руками, менять положение тела, вставать (вроде как в туалет, хотя вроде это и не особенно надо). Но полгигакалории, которые организм должен тратить ежедневно, он не тратит в этом возрасте, поэтому снотворные для возрастных людей – это большая и большая проблема из-за сниженного метаболизма.

Ночные паузы нужны для синтеза белка в клетках растений и животных:

- для восстановления физиологических функций на молекулярном уровне;

- для удаления повреждённых белков и клеток, для восстановления тканей организма и для поддержания обмена веществ;

- для формирования иммунных реакций;

- для работы с памятными следами при обучении, при обобщении и редактировании накопленных сведений;

- для обеспечения целенаправленной деятельности и поддержания психологической устойчивости человека». [P.125.393]

 

 
     
 

Lux in Occulto – la Faux

 

Dr. Martin Findell, University of Nottingham: «Руны на этом кольце основаны на скандинавских рунах эпохи викингов. Они использовались для письменности с семисотого по тысяча пятидесятый годы, но в конце девятнадцатого – начале двадцатого века оккультисты стали интерпретировать их как волшебные символы или символы древних сил. Очень большое влияние на такую трансформацию оказал Гвидо фон Лист (Guido von List). Он утверждал, что руны – это волшебные символы, заключавшие в себе эзотерические знания древних арийцев».

Существовали ли арийцы на самом деле? – Современные историки сомневаются, однако в начале двадцатого века Гвидо фон Лист и многие другие верили, что арийцы были предками древних германских племён. Они поклонялись языческим богам и жили в гармонии с природой. Лист утверждал, что он нашёл утерянные арийские учения, читая руны.

Dr. Martin Findell: «Он считал, что им было десять тысяч лет. Лист сотворил собственную лжеисторию или «доисторию».

Такие символы часто использовались в нацистской иконографии. Это буква «S» – первая буква в немецком слове «Зиг», что значит «Победа». Лист утверждал, что древние арийцы приветствовали друг друга фразой «Заль ун зиг», что значит «Слава и Победа». Его последователи взяли эту формулу за основу и приветствием нацистов стало словосочетание «Зиг Хайль!»

Dr. Julian Strube, Universität Heidelberg: «…это одно из немногих мест, построенных в тридцатых годах под эгидой так называемого «Германского движения Тинг»

В Древней Германии Тингом назвали правительственные собрания, на которых разрешались споры и выносились политические решения. Нацисты планировали строить такие тингштетте по всей Германии в местах, имевших историческую важность.

Гейдельберг – одно из немногих мест, где действительно построили тингштетте.

Dr. Julian Strube: «Здесь хотели снова проводить такие собрания, в основном в целях пропаганды. Всё это продолжалось до тридцать восьмого года».

Проект «Тингштетте» был закрыт Йозефом Геббельсом – печально известным министром пропаганды Гитлерра. В отличие от Гиммлера Геббельс не ностальгировал по древнегерманскому прошлому.

Dr. Julian Strube: «21-го августа тридцать пятого года он писал, и это только один из многих примеров: «Розенбергу, Гиммлеру и Дарре (Richard Walther Darré) пора прекратить заниматься оккультной чушью».

Самым важным было мнение самого Гитлера: фюрер поддержал антиоккультную компанию Геббельса на все сто процентов, как и многие другие члены СС. Германия готовилась к войне, мифологические притворства Гиммлера изжили себя. Чёкнутый гуру Карл Мария Вилигут, слышавший голоса древних арийских королей, должен был уйти со сцены. В тридцать восьмом году недоброжелатели Вилигута узнали, что он действительно был сумасшедшим, и следующие три года Вилигут провёл в психбольнице.

Dr. Julian Strube: «…именно он выдумал рунический символизм и всё прочее. Многим членам СС это крайне не нравилось».

В тридцать девятом году Гиммлер публично отстранился от Вилигута, но при этом он продолжал платить за его жильё.

Robert Joe, Urban explorer: «Меня эта тема привлекла из-за безумных историях о нацистах – настоящая мифология: я играл в видеоигры, где нужно было сражаться с нацистскими культами, слышал байки про НЛО в стиле «Зоны-51», но не смотря на все наши поиски, мы не нашли ничего, что можно было связать с этой мифологией. Кто распространял все эти сказки?»

Dr. Julian Strube: «Это дело рук группы Вильгельма Ландига (Landig Wilhelm). Он был бывшим членом СС низкого ранга, в группе состоял он и его друзья».

По словам Джулиана начало оккультным фантазиям положило именно поражение нацистской Германии. После войны несколько немцев с очень богатым воображением отказались признавать, что непобедимую арийскую расу уничтожили неполноценные народы – американцы, британцы и, что самое ужасное, русские.

Dr. Julian Strube: «Группа систематически распространяла свои мифы с пятидесятых годов. Особенно в семидесятых и восьмидесятых. Похоже, они воевали в своём воображении. Они надеялись, что выжившие войска СС или даже инопланетные пришельцы в будущем вмешаются и спасут немецкую нацию – арийцев». [T.21.CXIII.1]

 

 
     
 

Prudentia – Transmutatio energiae

 

prūdēns, entis adj. [из providens]

 

…исследования приносят всё больше и больше сюрпризов. А началось это около ста лет назад.

Dr. Talithia Williams, Harvey Mudd College: «В то время большинство учёных, и даже Альберт Эйнштейн считали, что Вселенная состоит из единственной галактики – Млечного пути – парящей в космосе. Но этот упрощённый подход был полностью пересмотрен.

Телескопы в то время были маленькими, однако кроме звёзд они выявляли расплывчатые светящиеся облака, которые, по мнению ученых, состояли из пыли и газа. Их назвали туманностями. Один из учёных – Эдвин Хаббл – решил рассмотреть всё получше».

Prof. Priyamvada Natarajan, Yale University: «Хабблу нужно было измерить расстояние до этих туманностей».

С помощью одного из самых мощных телескопов того времени Хаббл смог различать звёзды в этих туманностях и высчитывать расстояние до них. К удивлению он обнаружил, что эти звёзды раза в четыре дальше тех, что относятся к Млечному пути».

Prof. David I. Kaiser, MIT: «Расстояние до них было поистине астрономическим. Туманности были, конечно же, не газами, а скоплениями звёзд в не нашей галактики».

Хаббл понял наконец, что туманность под названием Андромеда, вовсе не газовое облако, а другая галактика. И она не единственная.

Prof. David I. Kaiser: «Мы поняли, что галактика Млечный путь – одна из множества галактик. Их сотни миллиардов, а может и больше. Галактики во все стороны – вверху, внизу – они повсюду во Вселенной».

Более того, Хаббл и другие астрономы заметили, что эти галактики движутся, быстро удаляясь от нас.

Prof. Alex Filippenko, Astrophysicist, University of California, Berkeley: «Хаббл обнаружил, что Вселенная не статична: она расширяется. Большая часть прежних представлений о нашей Вселенной рассыпалась».

Dr. Philip Tanedo, University of California, Riverside: «Это субстанция, которую мы не можем выделить и научно описать, поэтому её назвали «Тёмной материей».

Теперь астрофизики понимают, что Тёмная материя сыграла, видимо, решающую роль в соединении «обычной» материи и в формировании галактик.

Prof. Priyamvada Natarajan: ««…волокна Тёмной материи переплетались и из этих клубков образовались скопления галактик. Сегодня мы считаем, что Тёмная материя буквально сформировала Вселенную, которую мы изучаем».

Ясно и то, что её очень много.

Prof. David I. Kaiser: «…поразительно, что все подсчёты указывают на то, что Тёмной материи во Вселенной в пять-шесть раз больше, чем обычной».

Dr. Joseph D. Lykken, Fermilab: «Сто лет назад вся материя была «тёмной», так как не было технологий, позволяющих узнать, из чего состоит всё, что нас окружает».

В начале двадцатого века, когда Хаббл всматривался в космос, другие учёные погрузились в микромир атомов, пытаясь расшифровать природу материи, как таковой. [T.10.DCC]

 

 
     
 

…с научной точки зрения сами мощи – загадка, необъяснимый феномен, который существует вопреки всем законам физики. Но значит ли это, что мощи творят чудеса? Ни доказать, ни опровергнуть этот факт наука до сих пор не может. Ответ на этот вопрос для каждого остаётся в области личного опыта и веры. Одни убеждены, что невероятные исцеления – это легенды и случайные совпадения.

Галина ЕРШОВА, доктор исторических наук: «Бехтерев ещё в начале двадцатого века говорил о том, что, собственно, как человечество мы существуем, поскольку мы все друг друга гипнотизируем. И поэтому многие люди впадают в эти гипнотические состояния, и они эти в чудеса искренне верят, что они происходят. Когда начинаешь выяснять, это оказывается неправдой».

Но те, кто испытал действие чуда на себе, не нуждаются ни в каких иных доказательствах. [T.18.LIII.1]

 

21-го октября Колумб продолжил своё путешествие и взял курс на большой остров. Это была Куба. Вернее, мы теперь знаем, что это была Куба. Но Христофор Колумб был готов признавать лишь то, о чём он читал в книге «Чудес света» Марко Поло. Индейцы говорили о Чибао (Cibao), откуда и происходило название «Куба», а Колумб слышал «Сипанго» (Cipango) – так Марко Поло назвал Японию, где, по его утверждению, крыши домов покрыты золотом. Всё, что запоминается читателям, это обещание золота, обращение язычников и крестового похода.

Prof. Patrick Boucheron, Collège de France: «Понял ли Колумб в какой-то момент, что он находился не там, где думал быть? Это не очевидно. Потому что на самом деле каждый раз, когда туземцы ему что-то говорили, он воспринимал это, как подтверждение своей правоты. Например, ему как-то сказали не ходить дальше, потому что там канибасы.

Берегитесь, они едят людей. Фактически слово «канибал» (Caníbal) и происхолит от этого этнонима «канибас» (Canibas). Но Колумб слышит (Khanibas) «люди великого хана», китайского императора, с которым он хочет встретиться. А Марко Поло никогда не писал, что они людоеды. Значит, туземцы ошибаются».

2-го января 1493-го года Колумб со спутниками снова отправляется в путь, и 4-го марта возвращается в Лиссабон с уверенностью, что побывал на Краю света. [T.10.DCCXLIX.2]

 

 
     
 

Dr. Neil Tyson, American Museum of Natural History: «…но отчего в священных книгах нет ни одного упоминания других миров и созданий. Хотя это противоречие волновало сердца и умы многих просветителей, лишь один человек осмелился задать этот вопрос прямо.

В отрочестве Барух Спиноза был членом иудейской общины Амстердама, но в двадцать с небольшим он начал открыто говорить о новом видении Бога. Бог Спинозы – это физические законы Мироздания, а Священный текст – Книга Природы.

Большинство евреев в Амстердаме бежали от испанской и португальской инквизиции, которая замучила и убила многих из них. Амстердам дал евреям убежище, и радикальные идеи Спинозы они расценили как угрозу с трудом обретённому покою. Они изгнали юного бунтаря и объявили отверженным навсегда.

Спиноза принял наказание с достоинством, но без тени покорности. Он уехал недалеко – в Гаагу. Там он сделал следующий шаг, осмелившись написать, что Библия была не продиктована Богом, а написана людьми. Спиноза писал: «Не ищите чудес у Бога. Чудеса нарушают законы природы. Лучше всего познавать Бога, изучая эти законы».

Никто раньше не высказывал эти мысли вслух. Спиноза знал, что его свободомыслие выходит за рамки даже в Голландии. Для него официальная религия служила не просто нравственным ограничением личности: Спиноза считал, что чудеса, о которых рассказывают основные религии, формируют предубеждения. По его мнению, примитивное мышление представляет опасность для будущих граждан разумного свободного общества. Нельзя создать демократию, не отделив Церковь от Государства.

Он написал книгу, которая стала идейной основой американской и многих других революций. Тогда, как и сейчас, многих пугало его понимание Бога.

Спиноза продолжал писать и высказывать революционные идеи о Боге, и всегда носил порезанный плащ, как знак чести. Он умер в сорок четыре, вероятно, из-за многолетнего вдыхания частиц пыли: он точил линзы для микроскопов и телескопов». [T.21.CXXIX.2]

 

 
     
 

Protectores – la Faux

 

Впереди на большой скорости уходила отбомбившаяся эскадрилья, а внизу полыхали взрывы, взлетали обломки, багрово-красное пламя вперемешку с густым чёрным дымом огромным столбом взметнулось к небу, огненной лавой упало назад, вниз, разрастаясь сплошным костром. Огненным морем запылали склады горючего, забушевал пламенем порт.

Юр прилагал все усилия, чтобы не отстать от эскадрильи, уходившей из зоны поражения, но к «тройке» уже привязалась стая «мессершмиттов».

Бой одного бомбардировщика с целой стаей истребителей ничего хорошего не сулит. Бомбардировщик – машина тяжёлая, не такая уж быстроходная и поворотливая и представляет собою прекрасную цель для истребителя, самолёта маленького, быстрого и юркого. Вести бой одному против эскадрильи «мессеров» было немыслимо. Здесь не выиграешь ни на технике пилотирования, ни на хладнокровии. А избежать боя было невозможно: «мессершмитты» обстреливали бомбардировщик с хвоста, и пулемёт радиста Кузнецова строчил без перерыва но он один не мог отбить атаки целой эскадрильи истребителей, а в зону огня пулемёта штурмана «мессеры» не входили.

И. Левинсон: «В это время самолет резко затрясло. Раздалось что-то вроде треска, и передо мной из-под нашего самолёта вверх взмыл истребитель. Он очень хорошо уложился в кольцо прицела пулемёта, и я нажал на спусковой крючок своего «шкаса». Раздалась непривычно длинная пулемётная очередь. Истребитель задымил и, оставляя густой чёрный шлейф, резко и почти вертикально пошёл вниз. Дальше наблюдать за ним не было возможности, так как нужно было следить за воздухом».

Это была очень удачная и быстрая победа. Остальные истребители рассыпались в стороны, и только один не отставал от «тройки». Он кинулся в сторону, отлетел далеко, свечкой взлетел вверх, развернулся и, открыв бешеный огонь, сверху вниз помчался в новую атаку. Пули защелкали по бомбардировщику, прошли по кабине лётчика, хлестнули по приборам. Брызнули осколки стекол. Юр пригнул голову к коленям.

Бомбардировщик качнулся. Очередь врага была не смертельной для бомбардировщика, но достаточно точной: пули повредили приборы, вывели из строя правый элерон, прошлись по фюзеляжу, по хвостовому оперению. Самолёт кинуло влево, накренило. Не успел Юр справиться с опасным креном, как новая очередь прошила конец правой плоскости, и он, точно срезанный гигантской бритвой, отвалился, повиснув на нижней обшивке.

Самолёт ещё слушался рулей, и Юр, спасая бомбардировщик от пулемётных очередей, бросал его из стороны в сторону. Подраненный самолет маневрировал тяжело. Он сбавил скорость, всё больше отставая от эскадрильи, и со снижением шёл к морю. Видя лёгкую поживу, «мессершмитты» накинулись на одинокий самолет, ведя поочерёдно атаку с хвоста. Но больше всех досаждал этот нахальный ас.

И. Левинсон: «Я отчётливо помню его вытянутое лицо с усами и правую руку без перчатки на баранке. Всё это было видно очень хорошо, так как истребитель прошёл левее нас с большим правым креном и почти рядом…»

Резко отвернув в сторону, ас пошёл в новую атаку с хвоста. Фашист попался опытный. Одну за другой он выделывал фигуры высшего пилотажа, умело выходил из-под обстрела, удачно выбирал позиции и снова атаковал израненный самолёт, нападая на него снизу, сверху, сбоку. Ас не рисковал, не лез в атаку очертя голову, а выбирал позиции наименее опасные для себя, пулемётным огнём разрушая самолёт. Конец правой плоскости отвалился совсем. От новой очереди что-то треснуло в левом моторе. Машина повалилась на левую плоскость, теряя высоту, завиражила влево.

– Левый мотор заклинило! – доложил пилоту штурман.

– Знаю, – ответил Юр.

А «мессер» уже заходил в хвост израненного бомбардировщика. Это самое опасное положение: назад стрелять нельзя, мешают свои же рули. Сзади машина беззащитна. Единственный выход из такого положения – резко отвернуть в сторону, сбить прицел врага и самому перейти в нападение. Но израненный бомбардировщик был неспособен на это. Уцелевший альтиметр показывал триста метров высоты и продолжал, фиксировать падение.

«Мессершмитт» нагнал полуразрушенный самолёт и подошёл почти к самым его рулям. Он не открывал огня, ас был вполне уверен, что бомбардировщик не уйдет от него и не сможет защищаться. Остальные «мессеры» кружили над местом неравного поединка, тоже не открывая огня, вероятно из опасений подбить своего. Фашист притёрся к самым рулям гибнущего самолета. Теперь он мог покончить с бомбардировщиком в любую секунду – одной пулемётной очередью. Или с ним вообще можно ничего не делать, он и сам сейчас плюхнется в море, без посторонней помощи. Его минуты сочтены…

Фашист не открывал огня, наслаждаясь своей победой, наблюдая агонию гибнущего бомбардировщика. Он шёл со скоростью бомбардировщика на расстоянии всего трёх-четырёх метров от него, и теперь уже стрелок-радист Кузнецов отлично видел улыбающееся лицо пилота с закрученными вверх чёрными усами. Этот усатый, вероятно, отлично знал систему и вооружение бомбардировщика. При атаках он так умело держал свой истребитель вне сектора обстрела пулемёта штурмана и радиста, так точно рассчитывал радиус действия огня бомбардировщика, что сам не входил в него. И даже теперь он отлично знал, что сам остаётся неуязвимым: стрелок-радист не может стрелять в него, ему мешают свои же рули. Дать пулемётную очередь по нему – это всё равно что пустить пулю себе в лоб. Встретившись глазами со взглядом Кузнецова, фашист поднял над штурвалом руку и, опустив большой палец вниз, показывал на море…

Кузнецов был вне себя. Больше всего его злило то, что этот фашист по своему желанию может открыть огонь или не открывать. Но Юр ничего больше не мог сделать. Истерзанный бомбардировщик был неспособен на какой-либо манёвр. Кренясь на одно крыло, он всё снижался к волнам, и Юр прилагал все усилия, чтобы только удержать его в воздухе…

– Ты понимаешь, командир! – кричал Кузнецов. – Этот гад пальцем вниз показывает… Смеётся…

И вдруг он услышал твердый голос лейтенанта:

Сбей его!

– Через рули? Но ведь это…

Я тебе приказываю: сбей его!

Или асу надоела эта игра, или он увидел, как Кузнецов отвернул турель назад, но фашист открыл огонь. Пули огненной струёй вонзались в погибающий самолёт, прошивая его от хвоста до моторов.

– Бью! – крикнул Кузнецов.

Пули пробивали хвост, стабилизатор и рули своего же самолёта…

«Мессершмитт» качнулся…

И. Левинсон: «Помню, как Кузнецов закричал: «Товарищ, лейтенант! Он перевернулся! Он падает!.. Он горит!» И ответ: «Молодец!»

До воды оставалось меньше семидесяти метров.

Владимир БУЛДАКОВСКИЙ [A.449]

 

 
     
 

Initiatio – Immortalitas

 

…ежедневно его клетки полностью обновляются, что позволяет полипу ускользнуть от старения.

Григорий ШИЛОВСКИЙ, кандидат биологических наук, МГУ: «Он умирает из-за того, что приходит зима. Но если его перенести в лабораторию при совершенно обычной комнатной температуре, она будет жить, как говорит профессор «пока лаборант не разобьёт пробирку». Известно, что один такой опыт длился сорок шесть лет: с гидрой ничего плохого не произошло, она перестала стареть. Умерли сами исследователи. Именно поэтому эксперимент прекратился. А так можно было… Но вот в природе, к сожалению гидре мешает, во-первых, осень, а, во-вторых, как было написано в одной статье «их настигают улитки». [T.33.I.3]

 

 
     
 

Lux Occultata – la Faux

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…на Розеттском камне (билингва Птолемеевского времени) в Декрете № 7, слово «адитон» (τὸ ἄδυτον) – «святое святых», переведено как «бу джесер» – «святое место». Безусловно, греческая идея святости, она по-египетски переводилась словом «джесер», но это – «отдельное / отделённое».

Так же в очень многих религиях. В Египте «та джесер» – «святой участок», который, между прочим, есть и на Небе, и на земле, и даже в полях Иалу, тоже есть особо охраняемый святой участок, который именуется «та джесер» («Поля Иалу» – Поля инобытия). То есть участок, на котором стоит храм – «та джесер» («Та» – «земля»), и святое место Инобытия называются одинаково. Но это одновременно и «отделённый».

Это на всех практически языках. По-гречески, «священный участок» это «теменос» (τέμενος), так вот это слово происходит от глагола «темно» (τέμνω) – «отрезать», «оделять». Латинское «санктус / sanctus» («святой») от «санцире / sancire» («отделять»). «Темплум» (отсюда англ. Temple) – это «ограниченный участок». То же самое и в еврейском языке: «кадош» («святой») означает «ограниченный».

…потому, что этот мир, люди это понимали, он находится в состоянии нечистоты. С этой нечистотой идёт борьба у благочестивых людей. Но, во-первых, не все люди благочестивы, и, во-вторых, не всегда борьба идёт успешно. И поэтому между миром и священным местом, храмом есть некая незримая, а часто и зримая вполне стена. И в храме, на священном участке нельзя делать того, что делаешь в мире, надо очиститься прежде, чем войти в него. Неочищенный, скверный – никто не может войти в храм. Так же собственно и в Ветхом Завете, в Храме иерусалимском. Египтяне прекрасно понимали вот это различие чистого и нечистого: как говорят религиоведы, «сакрального и профанного». И понимали, что мир только стремится к святыне, а образом святыни является «Святая земля» «та джесер».

Другие слова, которые очень похожи на джесер и, фактически, являются его синонимами – это «шета» / «тайный» и слово «Имен / Амон» – «сокрытый». [P.125.303]

*

τέμενος, εος τό 1) земельный надел, участок, владение, поле, поместье Hom., Arst.; 2) освящённый участок, священное место, святилище Hom., Her.: τ. Ἄρεος Pind. = Συράκοσαι; Καφισίδος τ. Pind. = ἡ Κηφισὶς λίμνη; Νείλοιο τ. Pind. священная долина Нила; τ. αἰθέρος Aesch. небесные пространства. [B.169]

*

ק۠דֶשׁ ) [qốdeš] (мн. -îm) святыня, нечто священное [B.18]

 
 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5