ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 9 - 13 (3) ПОСВЯЩЕНИЕ – СМЕРТЬ |
||||||
thēta n indecl. тета, восьмая буква греч. алфавита; в голосовании судебного приговора — символ смертной казни (thanatos) Pers, M, Aus. [B.32]
|
||||||
Наука Победителя – Immortalitas
Prof. Owen Gingerich, Harvard University: «…эта идея была полнейшей фантазией, но она была из тех, которые чрезвычайно вдохновляли Тихо Браге, и в результате Тихо пригласил Кеплера к себе работать». Кеплер стал ближайшим помощником Браге, но ненадолго… Возраст давал себя знать, и Тихо Браге очень плохо себя чувствовал. Он пытался лечиться алхимическими средствами, содержащими ртуть. В 1601-м году великий учёный умер. [T.10.CLXI]
…но император уже не смотрел на него – к его уху склонился начальник охраны. – Ваше величество, – сказал тот, – вы помните дело вэйского колдуна? Император помнил это дело очень хорошо. Hесколько лет назад в столице появился вэйский маг по имени Сонхама. Он умел делать пилюли из киновари и ртути, которые назывались «пилюлями вечной жизни». У него не было отбоя от клиентов, и он быстро разбогател, а разбогатев – обнаглел и зазнался. Сначала император велел не трогать Сонхаму, потому что от его пилюль в столице перемерло много чиновников, разорявших народ непомерными поборами. Император даже пожаловал магу титул «учителя вечной жизни, указующего путь». Hо скоро наглость Сонхамы перешла все границы. Он смущал народ на базарной площади, крича, что был в прошлой жизни императором. При этом он показывал людям большую связку ключей, которые почему-то называл драконовыми. Больше того, он посмел сказать, что Юань Мэн стал императором не из-за своей принадлежности к династии Юань, а только потому, что для китайского уха его имя звучит как «чувак с бабками». …после этого про Сонхаму забыли. Hо некоторое время назад он появился в гуннской степи и вошел в большое доверие к хану Арнольду. Сонхама обещал ему власть над Поднебесной и бессмертие. – Мне донесли, что хан уже начал принимать пилюли вечной жизни, – прошептал начальник охраны. – Значит, – прошептал в ответ император, – он будет беспокоить нас не больше трёх месяцев. ПЕЛЕВИН. В. [B.51.11]
…его трагическая гибель привела к мгновенной идеализации его личности, отчего подлинные черты характера оказались забыты. …это было в Страстную Пятницу – 14-го апреля 1865-го года. Dr. Harold Holzer, Co-chair United States Abraham Lincoln Bicentennial Commission: «В воскресенье на Пасху священники по всей стране сравнивали Линкольна с Иисусом Христом, принявшим страдания и смерть за грехи наши. Линкольна моментально, буквально в один миг возвели в ранг чуть ли не святого мученика». Мемориал Линкольна в Вашингтоне – величественное здание из гранита и мрамора – призвано увековечить память о человеке, ставшим национальным символом. С самого дня смерти Линкольна боготворили миллионы, и в лучах его славы подлинный характер исторической личности оказался невидимым. Prof. James McPherson, Princeton University: «Линкольн был склонен к меланхолии, в юности у него бывали приступы депрессии. Депрессия не давала ему покоя и потом, когда он стал президентом». Любому непросто справиться с таким состоянием, а ведь Линкольну приходилось бороться с депрессией в самом начале своей президентской карьеры. В годы войны Линкольн принимал лекарство, известное как «Ртутные пилюли» – очень сильный препарат для борьбы с меланхолией. Многие считают, что это лекарство оказывало негативное влияние на его психику и характер, что это из-за него он был таким раздражительным и быстро выходил из себя. Dr. Norbert Hirschhorn, Medical Historian: «Если бы ко мне как к врачу пришёл человек и сообщил, что принимает ртутные пилюли, а потом его друзья и родственники пожаловались бы, что он странно себя ведёт – часто выходит из себя, стал слишком ранимым, что когда он нервничает, его охватывает дрожь, – я бы им ответил: «Я думаю, это отравление ртутью». Мы уверены, что даже если Линкольн принимал лекарства в умеренных дозах, всё равно он употреблял очень много ртути. Это количество в тысячу раз превышает то, которое сейчас разрешено нашим здравоохранением». Во время президентской кампании Линкольн медленно травил сам себя. Однако спустя пять месяцев после того, как его избрали Президентом, Линкольн, судя по всему, заметил побочные эффекты и перестал принимать пилюли… [T.21.IV.1]
Елена БЕРГЕР, кандидат исторических наук: «…но если речь идёт о лечении ртутью, сурьмой, мышьяком и всякими более сильнодействующими средствами, то эта практика появилась уже на излёте той эпохи, о которой я говорю. Это XVI век, и ввёл их в практику знаменитый швейцарский врач Теофраст-Бомбаст фон Гогенгейм, которого вы знаете под именем Парацельса. Логика заключалась в том, что вот эти лекарственные растения – они, конечно, милые и хорошие, но очень малоэффективные. А вот ртуть от сифилиса, например, она на порядок эффективнее. Другое дело, что побочные эффекты от неё будут тоже сильнее на порядок. Именно Парацельсу принадлежит знаменитый тезис, который сейчас знают все врачи и вряд ли сейчас кто-то с этим спорит: «Всё есть яд, и всё есть лекарство; тем и другим вещество делает только доза». [P.150.23]
В состав самой простой, классической пилюли входит ртуть, сера, а также хлорид ртути. Пилюля позатейливее сочетает трёххлористое золото, ацетат меди, силикатоксида магния, некоторые соединения мышьяка, а также непременную серу и ртуть. В результате приёма такого лекарства жизнь обещана вечная. Считается, что Вершитель Судеб вычеркивает человека, принявшего Золотую пилюлю, из списка смертных. И такой человек живёт до Конца света. Конца же света у даосов как такового нет, в отличие, скажем, от тех же майя. Да, чуть не забыл, в состав пилюли входит сплошь и рядом вино. Перегнанное до девяти раз. В нём иногда ещё варят золотые пластинки, многократно давая вину закипеть. Потом пластинки съедают. И живут от этого даже без Золотой пилюли до восьмисот десяти лет. …а действует ли поедание мышьяка, серы и ртути на Начальника Пятой канцелярии, не вызнали точно… …сами же бессмертия не обещали. При слове же «бессмертие» лица делали вежливо-саркастические. А при слове, скажем, «мышьяк», вы сами себе представьте их лица. Стволовому авангардисту Тепляшину, которому, может быть, даже и семьсот лет уже, мышьяк тоже не нравился. Вот она – диалектика. Сторонники антинаучной медицины полагают бессмертие в разной мере реальным. И этим опровергают традицию. Традиция такова, что результатом каждой жизни становится смерть. Сторонники же официальной рутинной медицины, люди в белых халатах, которые с тетрациклином наперевес, – утверждают и упрочивают стопроцентную смертность индивидуума как конечную перспективу любого лечения. И в силу этого становятся непреклонными традиционалистами. …отсюда вывод: эмоциональные стрессы, возможно, первая причина сокращения срока жизни. В этой связи, если позволите, разговоры о живице, мышьяке и ртути уже сами по себе свидетельствуют о целом ряде расстройств психики. Прием же этих веществ будет нефизиологичным ответом на эти расстройства. …и ещё: одного из этих врачей-критиканов надо взять с собой в поездку. Ну, из тех, что бухтели всё время, недовольные. Хоть кто-то критичный нужен. Совсем оторваться от двадцать первого века и погрузиться в средневековье китайское страшновато. Сергей ДОРЕНКО [B.122.1]
…существует отдельная религия, которая считает ртуть сутью всего живого: эта религия – индуизм. Шива – один из триумвирата верховных богов – часто изображается в виде фаллоса, а ртуть считается священным семенем божества. Ещё Марко Поло в тринадцатом веке писал, что йоги-индуисты дважды в месяц пьют странный напиток из серы и ртути, и живут при этом дольше многих европейцев. [T.30.X.2]
|
||||||
Prudentia – Mors
…вот от них-то и узнали кое-что о судьбе «Сиднея». Но и по сей день тайна его гибели не раскрыта до конца. Скорее всего, многое так и останется невыясненным, потому что из восьмисот человек, вышедших 11 ноября 1941 года из Фримантла на «Сиднее», пока ещё не вернулся никто. Что за трагедия разыгралась на корабле – никто никогда не узнает. …немедленно пробили боевую тревогу, и команда разбежалась по постам. Вскоре убедились: навстречу идёт военный корабль. Рейдер, направлявшийся до этого на север, изменил курс на юго-запад и стал уходить полным ходом прямо на закатное солнце, против ветра и волн. Как мы увидим, это впоследствии сыграло немаловажную роль. За долгое крейсерство Детмерс не раз продумывал свои действия в случае внезапной встречи с боевым кораблем противника, превосходящим «Корморан» по вооружению и скорости. И вот судьба посылала ему возможность проверить теоретические разработки на практике. Капитан с удовольствием предпочёл бы избежать этого, но было ясно: у противника огромное превосходство в скорости – оторваться не удастся. Тумана или дождевого шквала не предвиделось, а до наступления темноты крейсер, даже не форсируя машин, свободно настигнет «Корморан». …и «Корморан» даёт свой единственный ответ – взвыли ревуны, упали щиты, прикрывавшие пушки, голландский флаг скользнул вниз, а на гафель взвился военно-морской германский. И не успел он ещё подняться, как тишину разорвал грохот орудий. В рекордное время – через 6 секунд после отдачи приказа – артиллеристы рейдера открыли огонь... Всего 800 метров разделяли противников. На таком фантастически близком расстоянии промахнуться невозможно. Первые снаряды немцев попали в мостик «Сиднея» и уничтожили артиллерийский пост. «Корморан» разрядил также свой торпедный аппарат правого борта и открыл огонь из многочисленных автоматических пушек. Одновременно со вторым залпом рейдера ответили и пушки «Сиднея». Но солнце слепило наводчиков – перелёт. А снаряды «Корморана» вновь достигли цели, уничтожив две башни крейсера. Торпеда угодила в его носовую часть. Корабельная катапульта «Сиднея» с гидросамолётом, готовым к старту, развернулась на борт, и спустя мгновенье огненный смерч взрыва снёс её и самолёт в воду. В 18 часам начинает смеркаться. Пылающий от носа до кормы, окутанный клубами чёрного дыма «Сидней» медленно уходит на юг от рейдера, продолжающего посылать в него снаряд за снарядом. На крейсере гремят взрывы. Пушки его давно молчат, мачты упали, палубные надстройки превращены в груды искореженного металла. Временами, не видя за дымом цели, немецкие комендоры бьют по отблескам пламени. Около 18 часов 30 минут «Сидней» оказывается вне досягаемости огня артиллерии рейдера. Бой прекращается. Многие часы, пока команда рейдера пыталась спасти свой корабль, она видела зарево там, куда ушёл «Сидней». Постепенно оно слабело и около полуночи исчезло. Больше о крейсере ничего не известно. Каков был его конец – затонул ли избитый корабль в разыгравшийся ночью шторм или пламя пожаров достигло погребов с боезапасом и крейсер взорвался? Что происходило на нём в последние часы и почему никто не спасся? Можно задать ещё много подобных вопросов и не получить ответа... И. ПАВЛОВ [A.24] ***
Многим, прочитавшим рассказ И. Павлова, покажется странным: как могло случиться, что рейдер – корабль, переоборудованный из торгового судна, лишённый брони, уступающий в огневой мощи и скорости своему грозному сопернику, вышел победителем из этого поединка? Что привело к трагической развязке? Гений ли Детмерса или бездарность командира «Сиднея»? Ведь создаётся впечатление, будто крейсер сам шёл навстречу своей гибели. …как действовали другие командиры в аналогичной ситуации. И история позаботилась о примерах. Спустя три дня после драматических событий у берегов Австралии в другой части океана произошло очень похожее сражение. Из базы пришёл ответ: голландского судна в указанном квадрате быть не может. В это же время лётчик доложил, что неизвестный «купец», судя по фотографии, обводами кормы очень напоминает рейдер «Атлантик». Оливер окончательно убедился: перед ним враг. Он принял решение потопить пирата. Удерживая «Атлантик» в центре циркуляции, «Девоншир» дал полный ход и открыл огонь из всех пушек... Рейдер, закрываясь дымовой завесой (о ней тоже забыл командир «Сиднея»), попытался выйти из-под огня. Поздно. «Атлантик» охватило пламя. Тяжёлые снаряды обрушились на судно. Это конец. Рогге понимал – игра проиграна. Он приказал команде покинуть рейдер. В 9 часов 58 минут на «Атлантике» взорвались артиллерийские погреба, и через две минуты он скрылся в пучине. «Девоншир», не снижая скорости и не спасая тонущих, ушёл за горизонт. Подводная лодка подобрала часть людей, остальные разместились на шлюпках и плотиках... Две очень похожие ситуации. Но как различны результаты боёв. От командира «Сиднея» не требовалось ничего особенного – только точного соблюдения боевого устава и инструкции при встрече с неизвестными судами в море. Проявив беспечность и пренебрежение к наставлениям, он возложил на себя всю вину за гибель восьмисот австралийских моряков и боевого корабля. Капитан 1-го ранга И. Чернышев [A.24]
|
||||||
Initiatio – Transmutatio viriam
Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Не смотря на торжество социалистического реализма, ВДНХ меньше всего можно отнести к реалистическому искусству. Скорее это было искусство мифологическое, героическое, о трудовых подвигах рассказывалось как о подвигах античных героев. О ВДНХ как о выставке мифов мы продолжаем наш разговор с Яном ЛЕВЧЕНКО, культурологом, профессором Высшей Школы экономики. Ян! А что собственно экспонировалось на ВДНХ?» Ян ЛЕВЧЕНКО, профессор Высшей Школы экономики: «Это очень сложный вопрос. Для того чтобы на него ответить, я могу вспомнить, для начала, фильм «Светлый Путь» Григория Александрова 1940-го года, где ВДНХ представляет собою апофеоз сюжета, где окончательно герои переходят в иное качество, и героиня переживает ТРАНСФОРМАЦИЮ, которая и открывает перед ней этот самый Светлый Путь, давший название фильму. Спустя год, в 41-м году Иван Пырьев снимает фильм «Свинарка и Пастух», в котором ВСХВ, – будущая ВДНХ – является вообще стержневым сюжетом этого фильма, потому что для участия в этой выставке и признают главные герои фильма. Приезжают в Москву и вместо того, чтобы оказаться на Красной Площади, которая, по сути дела, является традиционным центром, хтоническим центром, в котором сопрягаются Добро и Зло, Правое и Левое, Тёмное и Светлое, они оказываются в альтернативном центре, в центре у которого, в свою очередь, нет альтернатив. Это вечное Настоящее, в котором уже достигнуто Будущее. Не случайно ВДНХ открывается странным входом который совмещает в себе функцию Пропилей и Триумфальной арки, минуя которую, мы не входим в другое Пространство, а выходим из прежнего и попадает в Абсолютно Иную Реальность, которая не имеет никакого отношения к тому, что осталось за её пределами. Это Пространство Ликования, это Пространство Бесконечной Радости, Бесконечного переживания Своей Исключительности, которая возможно только потому, что вы попали в это сакральное освящённое Пространство. С другой стороны, посетитель ВДНХ, попадая уже из этого Пространства обратно, он усваивает эту модель переноса. Он начинает понимать, осознанно или неосознанно, и исходить из того, что то, что он видит это только подготовка к тому, что должно быть». Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Вот здесь, мне кажется, интересная такая ситуация складывается, при которой выставка заменяет жизнь. Вот это, то же самое, что было, скажем, с так называемой Сталинской «Книгой о вкусной и здоровой пище». Эта книга заменяет реальную жизнь». Ян ЛЕВЧЕНКО, профессор Высшей Школы экономики: «Конечно, это символическое замещение. И естественно, что на фоне общего несовершенства и, прямо скажем, дефицитарного существования, когда сама жизнь превращается в некоторую борьбу за существование и за выживание, подобные практики – «Книга о вкусной и здоровой пище» или, например, фильм «Кубанские казаки», не важно, – выполняли вот эту функцию ширмы, в которую можно при желании просунуть голову и сфотографироваться на курорте при помощи провинциального фотографа, который зазывает к себе криками отдыхающих. Они же не исходят из того, что тот адресат, который получит фотографию с курорта, увидит реальное тело человека. Это, конечно, символическая практика, она продолжает Выставку Достижений Народного хозяйства. Она соотносится, по сути дела, со всеми теми Пространствами, которые предлагала советскому человеку Москва, как главный город, как город, который является центром, и, одновременно, не является частью страны. Я, как не москвич по рождению, прекрасно помню, что совершенно не нужно было посещать ВДНХ и погружаться в этот исторический анабиоз, в это внеисторическое переживание чтобы оказаться в идеальном Пространстве, каковым была Москва. Достаточно было проехать один раз по Кутузовскому проспекту в десятилетнем возрасте, чтобы эти дома окончательно, раз и навсегда, произвели на тебя совершенно нечеловеческое впечатление. И чтобы ты потом об этом не читал, чтобы ты потом не думал и не понимал о том, что флорентийская лоджия в нашем климате это абсурд, это смешно, тебя всё равно подавляет это величие и эта мощь, и это источник многочисленных спекуляций». У современного художника, представителя соцарта, Александра Косолапова есть скульптура под названием «Рабочий и Колхозница – Микки и Минни». К уменьшенной копии скульптуры Мухиной «Рабочий и Колхозница» приделаны головы диснеевских мышей – Микки Мауса и его подруги Минни. Всё это можно было бы счесть привычным приёмом соцарта, отстранением, помещением предмета в непривычную новую среду. Но здесь гораздо глубже: между ВДНХ и Диснейлендом есть некое глубокое сходство, – и в том и в другом случае экспонируется мечта. С одной стороны мечта об идеальном мире социалистического государства с его ровными рядами коров, с чистыми лабораториями, со станками, с полётами в Космос. А в Диснейленде экспонируется мечта об идеальном мире детства, где Остров Сокровищ с пиратами, где Золушка не балу, где всегда чисто, весело и светло… …в том, что стратегия была выбрана правильно, все убедились уже через несколько дней. В сказочный парк (Диснейленд) устремились жители всех штатов. Чтобы попасть сюда, очередь занимали в два часа ночи. Причём родители стремились в Страну Сказок ничуть не меньше чем дети. Исследования, проведённое компанией Уолта Диснея, показало, что двое из трёх посетителей Диснейленда – взрослые. «Вы мертвы, если нацеливаетесь только на детей. Взрослые это лишь выросшие дети» – говорил он. [T.10.LI.34]
|
||||||
Protectores – Mors ...торпедоносцы. Для успешного торпедирования требовалось, чтобы самолёт, двигаясь на малой высоте, шёл строго по прямой, и при этом сблизился с целью до дистанции в шестьсот метров. Именно на таком расстоянии вероятность промаха сводилась к минимуму. Скорострельные швейцарские зенитки «Эрликон» калибра двадцать миллиметров, которые применяли гитлеровцы против нашей авиации, били больше чем на четыре километра. То есть больше трёх километров самолёт должен был идти под шквальным огнём, не применяя свою единственную защиту, – возможность уклониться от вражеских выстрелов. Сложно себе представить, какой душевной стойкостью должны были обладать эти люди, воспитанные журналом «Безбожник», они не могли обращаться за помощью к Богу, а потому искали защиту в суевериях. Василий МИНАКОВ, Герой Советского Союза, контр-адмирал, ветеран Великой Отечественной войны: «Все хотели жить. Кто-то в карман подковку положит: считал, что это его талисман. Кто-то другие какие-то вещи таскает. У нас один – Семененко Жора, – одевал носки наизнанку, и летал с вывернутыми носками. Герой Советского Союза потом, закончил войну, тоже и горел, и падал. Но, а я перед войной, когда я познакомился со своей невестой, она мне подарила, говорит: «Вот ты лётчик, возьми мою фотографию». И она была у меня ангелом-хранителем до конца войны». [T.3.XVI.3] * Константин СМИРНОВ, журналист, телеведущий: «…то его жену – знаменитую актрису Валентину Серову – я видел только на экране. Она кроме таланта была наделена ещё невероятной сексуальностью, буквально завораживавшей зрителя». Мария СИМОНОВА, дочь Константина Симонова и Валентины Серовой: «…если можно, я вспомню одну историю. У меня подруга школьная, у неё отец лётчик, на штурмовиках летал, он Герой Советского Союза Дмитрий Васильевич Каприн, царствие ему небесное. И вот он меня вытаскивает к себе вместе с моей подругой и говорит: «Маша, сядь сюда, и я тебе сейчас скажу. Зачем ты даёшь интервью? Кому какое дело, какими были твои родители? Вот я тебе расскажу: в сорок третьем году вышел фильм «Жди меня», мы посмотрели все этот фильм. И я фотографию нашёл твоей мамы, и прикрепил к штурвалу. И я взлетал, смотрел на твою маму на фотографии и говорил: «Давай, Валька, полетим, дадим этим фашистам дрозда». И я летал, и она улыбалась с фотографии, и спасала, наверное, меня от смерти». Они помнили её такой, какой её видели с экрана». [T.3.II.3]
Prudentia – Mors Пётр КИСЕЛЁВ, в годы Великой Отечественной войны командир роты: «Наши мешки морская пехота не таскала: шторы с окон в мешок не клали. Каждый солдат, сержант и офицер, которые воевали на передовой линии, они знали – золото в руки брать нельзя: в квартире ли ты нашёл, с пальца ли пленного снял. Пленных солдаты встречали, брали ножи, ложки. Так и тут: золото брать нельзя – убьют. Видимо это родилось оттуда, что кто взял, того убили. Или говорили, останешься на всю жизнь калекой. И поэтому этого избегали». [T.2.LXXIII.1]
Initiatio – Transmutatio energiae Михаил КОРЖУЕВ, Генеральный конструктор АНПК «МиГ»: «…я не уверен, что какой-нибудь лётчик мог бы взять сложные технические записи и по ним восстановить полёт, а он, глядя на эту плёнку, он видит всю картину полёта полностью. Сразу. Вот для него это как видеоизображение этого полёта. И я могу без преувеличения сказать, что он был не лётчик-испытатель, как таковой, он был ещё конструктор. Не просто инженер, а именно конструктор, потому что садясь в кабину, взлетая, и делая те или иные режимы, он всегда точно понимал, что необходимо для лётчика, чтобы этот режим был безопасным». Токтар АУБАКИРОВ, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР: «Человек в совершенстве владел аэродинамикой. Работая лётчиком-испытателем на Фирме, сумел закончить полный курс МАИ». Валерий НОВИКОВ, руководитель лётных испытаний (1993 – 2000 гг.): «Федотов прекрасно понимал, что люди, которые на земле анализируют полёт, они это явление должны понимать в начальном исполнении, то есть, в самом полёте. Он один из тех, кто официально организовал эту работу, и была специальная официальная программа вывоза ведущих инженеров в полёт, где он показывал основные элементы полёта каждому ведущему инженеру». Токтар АУБАКИРОВ, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР: «Уже явно было, что он не спасёт технику, но он решил спасти записи. Он понял, что он погибает – он всё это видел, чувствовал. Я думаю, уходя, он заботился о тех, кто придёт на смену». Михаил КОРЖУЕВ, Генеральный конструктор АНПК «МиГ»: «На мой взгляд, Господь нам показал, что, во-первых, это Он его забрал. Можно говорить там о разных, – лётчики будут говорить о том, что ну, вот, так случилось, вот, можно было бы понять и это там, понять, – а когда вот эту всю цепочку событий связать в единое, то и его знания, то получиться, что таким образом можно было забрать только Федотова. Гениальный человек всегда собирает вокруг себя действительно лучшее. И в период жизни Александра Васильевича вокруг него всегда было много народу, кипела жизнь. Но самое главное отличие «гения» – я могу привести в пример таких как Высоцкий, например, таких, как там, Пушкин и многие. И когда ты уходишь из жизни, что происходит? – Происходит, что у Высоцкого, что у Федотова – одинаково – ещё больше притягивает он к себе этот народ. Чем дальше вот этот период ухода, тем – вот я замечаю – тем больше народ собирается, не меньше». [T.18.XXXIV]
|
||||||
Наука победителя – Transmutatio viriam
Двадцать седьмого июня 1941-го старшеклассников-добровольцев погрузили в вагоны и отправили под Смоленск копать траншеи. Уже километров через сто – сто пятьдесят, как рассказывал Элий Михайлович, на их эшелон напали немецкие штурмовики… «Смоленщина приняла нас сурово. Нам объявили, что наша норма – два с половиной кубометра в день, и еду будет получать только тот, кто её выполнит». На счастье, бок о бок с ними копали окопы заключённые. Они научили детей, как надо выживать: как надо спать на еловых ветках, какую траву можно жевать, какую нельзя… [T.10.CDI.49]
Николай ПОПОВИЧ, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни: «…и сразу попал в траншеи. И был разочарован: траншеи глубокие, тишина. Ночью приезжает повар, привозит консервы американские, хлеб свежий, мягкий – еды против училища несравненно – кормили отлично. И лапша американская была, её можно было сырой есть, такая, поджаренная была. Шинели у нас были английские, ботинки были английские…» Пока на фронте стояло относительное затишье, бывалые солдаты-окопники учили необстрелянных солдат, только что прибывших из военного училища, как вести себя под огнём противника, чтобы остаться в живых, и не погибнуть во время первого же боя по собственной глупости. Николай ПОПОВИЧ, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни: «…научиться окапываться, во-первых, и, непременно окопаться – это первое условие. Второе – научиться стрелять: не обнаруживать себя специально, чтобы тебя не угробило раньше времени. Никогда не ешь перед боем: в пузо ранят – умрёшь, а так может быть выживешь. Никогда не снимай сапоги с убитого, потому что тебя убьют. …я – пулемётчик, поэтому было тяжело очень: Максим – очень тяжёлый пулемёт, таскать его. Пулемёт весит пятьдесят шесть килограммов: двадцать килограммов весит его тело, станок, плюс щит и четыре-пять коробок лент. Это всё мы вешали на него и тянем. Это было тяжело. И надо сразу сделать «огневую точку», окопаться, пристрелять его. А бывало, идём-идём и идём, а пулемёт тяжело тащить. И привал. Легли, сразу все засыпают. А надо же идти. Офицеры сапогами нас будили – вставай, опять иди. И так устаёшь – хоть бы убило, Господи. Так тяжко. Привыкаешь потом ко всему, завидуешь мёртвым…» [T.10.CCCXIII.3] * Виктор АСТАФЬЕВ, писатель: «…тяжкое состояние солдатское, когда ты думаешь: «Хоть бы скорей убили». Поверьте мне, я бывал десятки раз в этом положении, когда уже изнурялся до бесконечности… Хорошо потом Славка – был командиром отделения – он меня два раза с передовой выгонял: «Иди … твою мать, выспись, а то скоро погибнешь». Да, начинает тухнуть взор, таскаются ноги, начинаешь хамить по телефону, начинаешь огрызаться с командиром… Ушёл, где-то упал в дубовом лесу на какую-то подстилку, и спал мёртвым сном. Сколько спал – ничего не помню. Ну, пришёл, всё, полный сил уже, хохмач – «весёлый же солдат-то», был тоже». [T.10.DXCIV.1]
|
||||||