ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 9 – 13 ПОСВЯЩЕНИЕ – СМЕРТЬ |
||||||
cornicum oculos configere или cornici oculum (sc. configere) погов. С выколоть у вороны глаза (т. е. обмануть самого осторожного) [B.32] |
||||||
Такая поза покойного связана с торжественным ритуалом, продиктованным религией. Всякое изменение этой позы свидетельствует о смене религии. Таким образом разница между захоронениями периодов Джемдет Насра и Эль-Обейда, с одной стороны, и царским кладбищем – с другой, говорит о резкой смене исторических эпох и, возможно, даже о захвате страны чужеземцами. Леонард Вулли [B.156.1]
|
||||||
Молодому принцу внушили мысль о том, что существует некий естественный порядок вещей, и что королевская династия избрана Богом для того, чтобы управлять этим миропорядком. Ничто не отражает это так, как потолки во дворце Лайтхолл, расписанные фламандским художником Рубенсом. На них изображено, как монархия растаптывает смуту и воцаряется мир. Этим росписям вторят речи его деда в парламенте «Институт монархии – это верховная власть, ибо короли не только поставлены Богом на земле и правят от его имени, но и сам Господь осенил их своей дланью». «Я услышал звон колоколов в местной церкви и увидел, как толпа собирается в церковном дворике. Один из солдат Кромвеля рассказывал о том, как убил меня, и что кожаный камзол на нём когда-то принадлежал мне. Большинство жителей деревни звонили в колокола и жгли костры, чтобы отпраздновать это». До этого момента Карл верил, что его интересы совпадают с интересами его народа, но видя, как они радуются вестям о его смерти, он осознал, что потерял любовь многих своих подданных. Покидая Трэндмэйлор, Карл попрощался с Джейн Лэйн. Он был опечален тем, что в тот момент ему было нечем отплатить за её преданность. Они навсегда останутся друзьями. Пройдя 800 километров по Англии, Карл получил бесценный опыт: он узнал, что уважение и авторитет завоёвываются, а не наследуются. И что, прежде всего, король должен быть стойким. «Самым важным уроком, который Карл вынес из этого – было никогда не доверять англичанам. Испытав на себе преследования, чувствуя, что большинство его подданных на самом деле против него, готовые выдать его за награду, он понимает, что он может доверять лишь горстке людей…» [T.10.LXXIX]
|
||||||
Prudentia – Mors Весь Париж наблюдал за проездом королевы через город и её казнью. А всё правительство собралось, чтобы участвовать в процессе в честь Марата, впереди которой несли его посмертный портрет кисти Давида. Это некое подобие перфоманс арта – мрачные политические похороны Марата и жуткое прославление новых ценностей, – смерть королевы. Matthew Collings, British art critic and presenter (and writer): «Что-то вышло из-под контроля. Теперь важна не только политика, но и человеческая психология. Этот подход становится отныне фундаментальным: короли и церковь ушли в прошлое, теперь мы может стать благородными без короля и кормиться духом без церкви. Можем наводить ужас, отвращение, нести боль и жестокость». [T.13.XXII.2]
|
||||||
Initiatio – Mors (Единство – Lex) – Mors Гаспаре МУРА, профессор университета Урбаниана, Рим (Gaspare Mura, Professore Ordinario nella Facoltà di Filosofia della Pontificia Università Urbaniana): «…но у Марка Аврелия есть и другие высказывания, например, он говорит о священных узах единства, которые должны соединять людей. Это то, что христианство воплотит в жизнь в понятии Церкви, однако Марк уже выработал его с точки зрения человеческой, философской, этической, антропологической, социальной. «Один Мир, – пишет Марк Аврелий, – и Один Бог, который всё собой наполняет, Одна Сущность, Один Закон, Один общий Разум для всех живых существ. Люди пусть видят и знают Истинного человека, который живёт сообразно природе, если они не могут терпеть его, пусть убьют его. То есть и Марк Аврелий в конце своего внутреннего пути, размышлений, приходит к тому же выводу, что и христиане по вере: то есть лучше умереть, чем жить без закона, без морали, без веры». [T.10.CCXLVI.5]
Initiatio – Mors Вера ДАЖИНА, доктор искусствоведения: «…и, вот, в отличие от Возрождения, в Барокко смерть перестаёт быть тихим и мирным событием. Она перестаёт быть моментом примирения, наивысшего сосредоточения личности, как в трактатах об искусстве «Благой кончины» шестнадцатого века и более раннего времени. В эпоху Барокко смерть неотделима от насилия и страдания: из области личного опыта она перемещается на авансцену публичного события, становится фактом жизни, возбуждающим чувства и вселяющим страх. Человек не просто завершает жизнь, он оказывается вырванным из неё внешним насилием или, что чаще бывает, злым роком, злой судьбой. Искусство Барокко, ориентированное на открытый диалог со зрителем, направлено на то, чтобы привлечь его внимание. Искусство в это время становится важнейшим инструментом проповеди: его язык более доступен и понятен верующим. Возросший культ святых мощей, канонизация новых святых сделали актуальной проблему сохранения тел усопших, – их стали мумировать и выставлять в храмах в специальных саркофагах-реликвариях. Это приходит только в Барокко, до этого таких саркофагов-реликвариев в храмах католических не было. Смерть, таким образом, утрачивает сокровенность тайны. Дышащие насилием сцены мученичества и смерти Спасителя, возбуждали воображение верующих, приводя в движение первичные чувства – чувства, близкие блаженству и экстазу. В сценах чудес или молитвы мы видим чувственность переданного страдания и наивысшего религиозного возбуждения. Мистический экстаз святых, столь важный для искусства Барокко, это экстаз любви и смерти: Любви к Богу и Смерти реальной, происходящей здесь и сейчас. То есть смерть становится не просто отложенным до Конца Времён спасением, а фактом жизни. И как таковая, она изображается в искусстве Барокко, особенно в его демократическом направлении, ярким представителем которого являлся Микеланджело Меризи де Караваджо…»[T.10.CI.59]
|
||||||
Initiatio – Mors et Reincarnatio Initiatio: (9 как 4 + 5) l'Empereur – Папа …напоминанием о том, что Афины были порабощены Римской империей и Адрианом. Но взамен своей щедрости, Адриан хотел кое-что заполучить: в Афинах суеверный и религиозный Адриан получил возможность вступить в культ Элевсинских мистерий. Элевсинские мистерии (др.-греч. Έλευσίνια Μυστήρια) – один из самых важных религиозных обрядов Древнего Мира. Он проходил в храмовом комплексе в Элевсине (греч. Έλευσίς, Έλευσῖνος), рядом с Афинами. Когда Адриан пришёл сюда, он совершил двадцатикилометровый поход из Афин, очистившись от скверны и постясь. Затем он зашёл в эту центральную зону, зал Телестерион, где он лицезрел священные реликвии, а над ним читали молитвы. Некоторые считают, что в обряде использовались психотропные средства, чтобы все посвящённые находились в трансе. Мы точно не знаем, что здесь происходило, ведь это удивительно, что за две тысячи лет существования этих обрядов никто так и не рассказал, что там было. Но мы знаем, что это был важнейший момент в жизни Адриана, ведь здесь, как он считал, он узнал секрет перерождения и вечной жизни. Сейчас, когда ему стало глубоко за сорок, тот факт, что он стареет… [T.4.XXIV]
Protectores – Immortalitas Эта провинция, тщательно сокрытая от взоров носителя римских исторических традиций – сената, была всё время вдохновительницей кесарей на пути реформ, завершившихся Диоклетианом и Византией. Но не менее глубоко было влияние её религии. Если при Птолемеях она подчинила себе новых владык и новых обитателей своей страны и даже вышла за пределы, то в римскую эпоху она победоносно шествовала по всему культурному миру, покоряя умы от Сахары до Британии, от Испании до Босфорского царства. Насмешки римлян над культом животных и другими суевериями не мешали таким благочестивым мыслителям, как Плутарх, посвящать специальные трактаты египетскому богословию: национальная политика первых кесарей не могла надолго закрыть пред египетскими богами ворота Рима. Идеи бессмертия, очищения и загробного бытия, выраженные в египетской религии с такой наглядностью и подробностью, как ни в какой другой, делали её особенно привлекательной для эпохи исканий и чаяний измученного человечества, ежедневный культ, справлявшийся неукоснительно в Риме, как и в Египте, таинственные мистерии Осириса, убитого и ожившего бога, философские идеи, соединённые теперь с ним и Исидой, превратившейся в пантеистическое божество, – все это наполняло храмы божеств долины Нила, возникавшие повсюду. Уже Домициан воздвигает на Марсовом поле и в Беневенте храмы Исиды и переносит в них из Египта обелиски, сфинксы и т. п. На других обелисках, воздвигнутых вновь, красуются его подписи египетскими иероглифами. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…изначально это помещение было запечатано, и там была очень интересная надпись: «Во ис… ты, о торжествующий Анубис-Тутанхамон». Речь идёт о том, что это не просто статуя бога Анубиса – владыки бальзамирования – это сам царь в образе богов. То есть, он проходит через состояния богов, ассоциируясь, отождествляясь с ними, для того, чтобы повышая-повышая-повышая степень, дойти до состояния Предвечного бога, отождествиться с ним и возродиться, победив смерть…» [P.125.4]
|
||||||
Initiatio – Mors
Prof. Patrick Boucheron, Collège de France: «…в итоге историки не должны отвергать фантастическую часть этого повествования. Они должны её принять и понять. Потому что повествование об Александре неразрывно связано с вымыслом. Оно само порождает вымыслы. Оно непостижимо, если не принять тот факт, что оно изначально основано на вымысле». Уже при рождении Александр был наделён мифическим статусом. Его отец – македонский царь Филипп Второй – считался потомком Геракла, а род его матери – Олимпиады – якобы, происходил от Ахилла – героя Илиады Гомера. Помимо усвоения царских обязанностей юноша проходил обучение у наставника из Афин – философа Аристотеля. «Не проходило ни дня – писал греческий историк Плутарх, – чтобы он не прочитал страницу из Илиады, многие отрывки из которой знал наизусть». Очень рано он стал в мечтах считать себя преемником Ахилла. Prof. Patrick Boucheron: «Невероятно, что историческая личность считала своим прообразом вымышленный персонаж. Чтобы как следует понять характер Александра, нельзя игнорировать эпизод, который, возможно, является знаменательным в той истории, которую мы рассказываем. Речь идёт о посещении Александром двух могил». Впервые это было в 331-м году, когда он посетил предполагаемую могилу Ахилла в Илионе. Второй раз – в 324-м году, то есть, за год до своей смерти. Тогда он отправился в персидский город Пасаргады, ныне это Иран, на могилу Кира Великого – основателя империи Ахеменидов. Prof. Patrick Boucheron: «Две могилы. Одна – вымышленного героя, другая – исторической личности. Одна – фиктивная, другая – реальная. Одна – западная – могила героя Западного мира Ахилла, другая – восточная – могила Кира Великого. В некотором роде повторение этого эпизода как бы задаёт тон роману об Александре – эпическому путешествию между Востоком и Западом, между Вымыслом и Реальностью». …поскольку завоевания Александра были глобальными событиями, слух о его смерти быстро распространился по всему античному миру. Повсюду на разных уровнях смерть Александра произвела эффект. На юге – в Нубии – она вызвала появление на свет государства Мероэ, на востоке – возникновение империи Маурьев – это на севере индийского субконтинента, в Греции Аристотеля обвинили в атеизме, и он был вынужден покинуть Афины. Римская республика, представлявшая собой пока только город-государство сражалась с горцами-самнитами в войне, которая длилась уже больше трёх десятилетий. В Китае – это был период «сражающихся царств» – север был объединён империей Цинь, а кочевые племена схлынули в Шэньси. Повсюду шли жестокие войны. Prof. Patrick Boucheron: «Помимо внезапности этого события мирового значения, смерть Александра имела и продолжительный эффект: мечта о всемирной империи, в сущности, объединила Восток и Запад, и создала «общий идеал» или призрачную перспективу, к которой стремился весь античный мир. Трудно понять Александра, если не увидеть как он поклонялся могилам Ахилла и Кира – основателя империи Ахеменидов. Но, вместе с тем, трудно понять и историю, которая возникла после смерти Александра, если не увидеть, что посещение могилы Александра стало обязательным для всех императоров. И не только западных, которые хотели закрепить свой авторитет, свою власть с помощью этой мечты о мировой империи». Во времена расцвета Рима несколько правителей посещали мавзолей Александра. После Юлия Цезаря в 48-м году до нашей эры такое же путешествие проделал Август, посетив могилу в 30-м году до нашей эры. Память о её местонахождении затерялась в четвёртом веке нашей эры. Однако идея о том, что мировое господство можно приобрести через контакт с мифическим предшественником, преодолела забвение. Карл Великий уже не мог посетить могилу Александра, но он побывал на могиле Адриана, который, как говорят, побывал на могиле Александра. После смерти Карла Великого в 814-м году его могилу в Ахене посетил Фридрих Второй, а Наполеон побывал на могиле Фридриха – короля Пруссии. Что касается могилы Наполеона в соборе Дома инвалидов в Париже, её посетил Гитлер в 1940-м году. Prof. Patrick Boucheron: «…сцена посещения могилы предшественника – это, одновременно, и мечта о славе, и выражение меланхолии, присущее власти. У этого путешествия нет конца». [T.10.DCCXLIX.1] ** |
||||||
** Наука Победителя – Immortalitas Prof. Peter Weller, MA Roman and Renaissance Art, Syracuse University: «С концом Пелопонесской войны закончилась эра Перикла, – эра доминирования и процветания Афин. Но чудеса греческой инженерии, достижения греческой культуры того времени будут жить вечно. По иронии судьбы те люди, которые сделали эти достижения всеобщим достоянием, не были афинянами. Имена этих людей стали синонимами не только завоеваний, но и распространения эллинизма, распространения греческих идеалов, доживших до наших дней по всему миру. Один из них был Филипп Второй – царь Македонии, а другой – его сын, ставший идеалом всех генералов, всех императоров от Юлия Цезаря до Наполеона и Джорджа Паттона, завоевавший весь мир за тридцать три года своей короткой жизни. Ученик Аристотеля, провозгласивший себя земным богом. Звали его Александр Македонский». [T.10.XXXII.8.1] *** |
||||||
*** Protectores – Mors et Reincarnatio Как и многие другие народы, китайцы верят – души умерших отправляются в Иной Мир. Но у китайцев свой вариант этого Иного Мира. Он очень похож на Этот Мир, и там вас делают счастливыми то же что и здесь – деньги. Prof. Hugh Baker, School of Oriental and African Studies, London: «Умершие очень быстро оказываются в Чистилище, где вершится Суд над их деяниями в этой жизни. Они приговариваются к разным уровням Ада в соответствии с тем, что самое плохое они сделали». Первое, что нужно душе – это деньги для подкупа Судей, чтобы она могла пройти Ад как можно скорее и затем оказаться на более подходящих уровнях «Жизни после смерти». Деньги передаются из нашего мира в Ад с помощью огня: их жгут. Но это не земные деньги. Китайцы используют специально отпечатанные купюры Банка Ада – валюту загробной жизни. Покупаемая китайцами последующая жизнь, продолжается вечно, так что разные удобства и всё что нужно для каждодневного существования, оказывалось ещё более важным, чем на земле. Без этого Жизнь после смерти могла действительно стать адом. Но Ад относителен. Крестьянин мог вполне обойтись тем, что имел здесь, а вот императору которому в той жизни, как полагали, тоже предстоит стать императором, нужно гораздо больше. Prof. Robin D. S. Yates, McGill University: «Вполне возможно, что император, полагавший что и в загробной жизни будет императором, нуждался в армии, чтобы защищать себя и свою гробницу от всех духов убитых им солдат». [T.4.XIX]
Из речи Хрущёва на XXII-м съезде. 27 октября 1961 года. «…в Президиум съезда поступили письма старых большевиков, в которых они пишут, что в период культа личности невинно погибли выдающиеся деятели партии и государства». Одним из таких людей была Дора Лазуркина – делегат съезда, старая большевичка, прошедшая сталинские лагеря. Она и озвучила съезду радикальное предложение. Теймур ДЖАЛИЛОВ, кандидат исторических наук, Российский государственный архив новейшей истории: «Товарищи! С самой молодости я начала свою работу под руководством Владимира Ильича (Бурные аплодисменты). Несколько лет училась у него, выполняла его поручения. А вчера я, как будто бы советовалась с Ильичом. Будто бы он передо мной как живой стоял. Будто бы он мне сказал: «Мне неприятно быть рядом со Сталиным, который столько бед принёс партии». (Продолжительные аплодисменты) Собственно говоря, вот это вот «явление» на съезде «духа Владимира Ильича Ленина», который говорит о том, что ему неприятно, что рядом лежит Сталин, было поставлено на законодательную основу и стало предметом рассмотрения в Президиуме ЦК КПСС». Решение о выносе тела Сталина из Мавзолея было принято в самый последний день работы съезда – 31-го октября. [T.10.CCCLXXI.9]
|
||||||
Отшельник – Mors et Reincarnatio
Некоторые ламы видят большое различие между перевоплощением обычного смертного и перевоплощением людей духовно просвещённых. Они говорят: тех, кто не занимается духовным развитием, кто живет подобно животным, бессознательно подчиняясь своим инстинктам, можно уподобить человеку, бредущему наугад, не придерживаясь никакого определённого направления. Например, он замечает на востоке озеро, и жажда направляет его шаги к нему. Приблизившись к озеру, он ощущает запах дыма, вызывающего у него представление о доме или стойбище.* (*Лама, рассказывавший эту притчу, сказал «запах огня». Тибетцы, путешествующие по горам или пустыням севера, обладают способностью на большом расстоянии ощущать запах горящего костра, даже если он горит без дыма. Прим. авт.) Было бы приятно, – думает странник, – выпить вместо воды чаю и получить приют на ночь. Даже не дойдя до берега озера, он поворачивает на север, откуда доносится запах дыма. Ещё не видно никакого жилья ни дома, ни палатки, – как вдруг перед ним возникают угрожающие призраки. Перепуганный странник со всех ног бежит в противоположную сторону, на юг. Наконец, ему кажется, что чудовища далеко, бояться нечего, и он останавливается. Мимо проходят другие подобные ему скитальцы. Они восхваляют красоты какого-то благословенного края, земли изобилия и радости, куда они направляются. Наш путешественник приходит в восторг, присоединяется к ним и идёт на запад. Но по дороге из-за новых приключений снова изменяет направление, так и не побывав в земле обетованной. Всю свою жизнь, бросаясь из стороны в сторону, этот безумец никогда ни к чему не приходит. Смерть настигает его в пути во время бессмысленных скитаний. Антагонистические силы, порождённые его беспорядочной деятельностью, рассеиваются. Поскольку сосредоточенной энергии, необходимой для продолжения того же потока, не было создано, то о формировании тюльку не может быть и речи.* (*Эта энергия, часто встречающаяся у тибетских писателей, именуется ими «Шуге» или «Тсал». – Прим. авт.) Наоборот, человека, получившего озарение, можно сравнить с путешественником, твёрдо знающим, куда и зачем он идёт. Ему хорошо известно географическое положение места его назначения и ведущие туда дороги. Поглощённый стоящей перед ним задачей, он слеп и глух к возникающим на пути миражам и соблазнам. Ничего не может отклонить его от поставленной цели. Этот человек направляет силы, порождённые концентрацией его мыслей и его физической деятельностью, в одно русло. По дороге смерть может уничтожить его тело, но духовная энергия, для которой это тело было одновременно и создателем и орудием, останется сосредоточенной. Упорно стремясь всё в том же направлении, она обеспечит себе новое материальное орудие, новую форму, т.е. тюльку. Здесь мы встречаем различные точки зрения. Некоторые ламы верят, что… …разумеется, против этих теорий можно выдвинуть различные возражения, но цель моей книги не обсуждение, а изложение взглядов и верований, встречающихся среди мистиков Тибета. Могу добавить: любая из приведённых теорий подкрепляется множеством старинных тибетских сказаний. Герои этих легенд волевым усилием предопределяют характер своего возрождения и карьеру своего следующего воплощения. Невзирая на всё сказанное о роли сознательной и настойчивой целенаправленности для продолжения линии перевоплощений тюльку, не следует делать опрометчивого вывода, будто формирование новой личности происходит непроизвольно. Вера в предопределение (детерминизм) слишком глубоко укоренилась в сознании тибетцев, включая самых примитивных степных пастухов, чтобы они могли допустить подобную возможность. Буквально термин «тюльку» означает: «форма, созданная магией». По мнению тибетских учёных и мистиков, мы должны считать тюльку только призраками, оккультными эманациями, марионетками, изготовляемыми магом в собственных целях. Александра Давид-Неэль [B.100]
|
||||||
Protectores – Immortalitas
Dr. Michael G. Hasel, Southern Adventist University: «Египтяне верили, что после смерти жизнь продолжалась. А смерть фараона имела особое значение. Ведь в загробной жизни его дух присоединялся к богам. После смерти он побуждал богов лучше заботиться о своих подданных, а также провожал их души в загробный мир. Вся его жизнь стала подготовкой к переходу в загробный мир, где он будет вечно обеспечивать своему народу безопасность и процветание. Нам трудно это понять, но египтяне безоговорочно верили в это. Что давало Хеопсу огромную власть». Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Хеопс обладал большим могуществом, чем какой либо другой правитель в истории Египта. Он – живой бог, наделённый властью над всеми своими подданными». Слава Хеопса и благополучие его народа были неразрывно связана через загробную жизнь. Пирамида Хеопса должна была следовать правилам Маат. Лишь благодаря этому груда камней становилась лестницей в Загробный Мир. [T.10.CCXIII.1]
|
||||||