ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  СЕЧЕНИЕ 9 - 13 (4)

ПОСВЯЩЕНИЕ СМЕРТЬ

 
     
 

Prudentia – Immortalitas

В девятнадцатилетнем возрасте поэт-романтик Катаев добровольцем уходит на фронт Первой Мировой… А когда разразилась революция, прапорщика Катаева призывают в Добровольческую армию. На стороне Белых он провоевал недолго – всего полгода, – но стоит ли удивляться, что по возвращению в Одессу, Катаев оказался в камере смертников в ожидании расстрела.

Последние стихи, написанные Катаевым, датированы началом пятидесятых годов. Одно из них называется «Могила Тамерлана». Лукавый заголовок, отсылающий к известной картине Верещагина, не может замаскировать пророческий смысл этих, датированных 1952-м годом, строк:

«Бессмертью гения не верь.

Есть только бронзовая дверь

Во тьму открытая немного

И два гвардейца у порога».

В ранней редакции первая строка была ещё более самоубийственной: «Бессмертию вождя не верь…» [T.10.I.18]

 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Начал очень бояться смерти. Все такие злодеи, люди, знающие за собой злодейства, не было в понятии Чингисхана христианской морали, но что-то он ощущал, он начал страшно бояться смерти. И, не смотря на свою неприязнь ко всяким книжникам, затребовал, чтобы ему доставили то одного китайского мудреца и книжника, который, как бы, со звёздами может пообщаться и предсказать, то другого. И к ним он впервые в жизни стал проявлять не то, чтобы милосердие, а ту терпимость. Они все оставались живыми, а это уже много. Даоский монах Чан Чунь, считалось, что он способен познать тайну бессмертия. Чингисхан приблизил его. Как мы сегодня скажем, создан хорошие условия. Но только с одним пунктом обязательным. Категорически запретив Чан Чуню вести с ним беседы о милосердии. Этого Чингисхан не выносил. Известно, что Бухарин называл Сталина Чингисханом. Желая, видимо, ему польстить, доставить удовольствие. Удивительно, что здесь опять на уровне подсознания, Бухарин был из этой же, большевистской компании, это никак не противопоставление себя, я – гуманист, а ты – злодей. Не злодей. Ты велик, как Чингисхан и беспощаден к врагам, как Чингисхан.

Умер Чингисхан в последнем походе против государства Си Ся, китайского.

Он дал распоряжение, чтобы его могила была засекречена. Засекретили самым простым способом. Те, кто его закапывали, никогда больше никуда не вернулись». [P.97.17]

**

 
     
 

**

Людмила ЧЁРНАЯ, доктор исторических наук: «…концепция человека, она формирует и жанровую систему. И вот здесь, действительно, формирует, мы видим, как формирует: не только душеполезная литература, как бы вот тот мощный запас вот этой литературы христианской, которая начинает переводиться на Русь, дополняться местными каким-то поучениями и словами. Но человеку даётся образец, как ему выстроить свою жизнь, и как ему управлять своей душой и довести её до совершенства – это «Жития святых». Самый распространённый жанр древнерусской литературы – это «Жития святых». А что такое «Жития святых»? – Это именно набор, как бы биографий, ну, так скажем, научно говоря, биографий, конечно, это Житие, которое описывает, как с самого зарождения душа… Описывает не жизнь человека в её реальных фактах – рождение, женитьба – что интересует? – Становление души, как душа начинает у младенца развиваться.

…постепенно выстраиваются вот те основные вехи, по которым создаётся идеальный образ вот этого «Человека души». Это, конечно, потом зафиксировано будет всё в «житийной литературе». «Житийная литература» – это самый большой пласт литературы вплоть до семнадцатого века. Появляется даже, как бы мы сейчас сказали с вами, стереотипы определённые, потому что обязательно святой должен рождаться от благородных родителей, от зажиточных, состоятельных. Почему? А потому что святой, он отрекается от мира, он должен пренебречь чем-то, а если он рождён в бедной, несчастной семье, то ему нечем пренебрегать, не от чего отрекаться. А тут он рождается от благородных богатых родителей, которые обеспечат ему будущее, обеспечат прекрасную женитьбу на богатой невесте, и, как бы, выстраивают его жизнь по канве вот такого достатка и благополучия чисто внешнего. Но вот это деление на человека внешнего и внутреннего – всё телесное и всё плохое – это внешнее, а всё лучшее, что связано с Духом и с Душой – это внутреннее, и ему не нужны эти внешние богатства, он должен отказаться от мира: святой, который потому и святой, что он пренебрегает этим и уходит, он с детства проявляет. Дети смеются, развлекаются, играют, он проявляет боголюбие, он уже задумчив, он уже плачет над несчастными, то есть у него совершенно другая стезя в этой жизни. Он проявляет милосердие, он проявляет смирение, нищелюбие, доброту, у него проявляются все качества красоты внутренней…

…так, вот, так сказать, вот эта структура, схема, по которой строится «Жития святых», она ведь не сразу возникает. Как правило, знаете, сначала записывают реальные какие-то факты из биографии человека, который потом становится святым, а потом создаются новые редакции, в которых всё больше и больше риторических украшений, всё больше и больше обобщений, и всё больше и больше восхвалений и общих вот этих вот мест, а реальная-то канва жизни человека постепенно куда-то уходит или вообще стирается, потому что всё это достигает такого определённого уровня обобщения. Но самое-то интересное, с моей точки зрения, что вот эта «житийная» литература, она оказывает такое мощное влияние на всю остальную культуру того времени, что возникает вот такой тип «антижития». Вот, если святой – это Герой, как бы, своего времени в Древней Руси, то Антигерой будет выстраиваться по показателям, которые будут прямо противоположны вот этим вехам и характерным чертам святого. Вот, если святой рождается от благих родителей, и благое рождение у него, то, если кого-то хотят объявить Антигероем, то пишут, что он от подлых родителей родился. Вот, кстати, самый такой показательный пример – это биография Тамерлана – «Сказание о Темир Аксаке». Тамерлан, который в 1385-м году едва не покорил Русь. Он был воспринят как Антигерой в высшей степени, Батыя, тоже описывали, который завоевал Русь, вот по этим принципам Антигероя: у него и подлое рождение, у него и безбожие, у него немилостивость, гордыня, ярость, алчность, злоба, уродство. Уродство! Темир Аксак или Тимур, он был хромым. Его называли почему «Темир Аксак»? Тимур-хромец. Свою рану ноги он получил в бою, но «антижитие», оно создаёт такой образ, что ногу ему повредили, когда он крал овец, ему перебили ногу палками. То есть искажается историческая правда. Опять таки потому, что выстраивается как бы идеальный образ святого, и выстраивается, так сказать, антитезный такой же, не идеальный, но такой же мифологизированный образ Антигероя…

…где только начинает даваться какая-то оценка событиям, сразу же вступает в действие вот этот принцип душеполезности». [T.10.CI.83]

 

И вот однажды Симеон ощутил, что сейчас должно, наконец, произойти то, ради чего Господь послал ему столь долгую жизнь и поспешил к храму. Душа его казалось готова была вырваться наружу, но слабые глаза не находили ничего необычного.

Женщина с младенцем на руках, совсем юная, а за ней пожилой человек с двумя горлицами. И, вдруг, сердце сжалось, что-то больно забилось в голове, растерянно задрожало. А потом словно кто-то отдёрнул завесу – всё стало ясно: Мессия пришёл в мир маленьким беззащитным ребёнком, чтобы человек научился не бояться его, а любить. Новорождённый Царь Иудеи равен всем, он почти нищий. Когда родители посвящают младенцев Богу, голубей приносят те, кто не может купить ягнёнка или тельца. Но это сейчас не так уж важно: настоящая жертва – это он сам, спелёнатый малыш. [T.10.V.5]

 

suovetaurīlia, ium n [sus + ovis + taurus] жертвоприношение свиньи, овцы и быка (при очистительных обрядах) Cato, Vr, L etc. [B.32]

***

 
     
 

***

9-го марта 1953-го года страна и весь мир прощались со Сталиным. У одних его кончина вызвала скорбь, у других страх, у третьих надежду, но никого не оставила равнодушным – ни тех, кто при нём взлетал на вершину карьеры, ни тех, чьё опоздание на работу грозило арестом, ни тех, кто по его воле ещё долбил кайлом мёрзлую землю. Они плакали каждый по своей утрате и больше всего жалели себя. Вождь ушёл, они остались, и теперь не понимали, как жить дальше.

интерес к судьбе Иосифа Джугашвили не угас и по сей день. Но что он оставил о себе? Архивы, разорённые по его же приказу? Дневники политкаторжан, которые и для себя не писали всей правды? Исковерканные цензурой труды историков?

Особой тайной покрыта юность вождя. Ни Булгакова, ни даже Горького он не допустил в эту запретную зону. Правду заменил миф. Значит были на это причины…

…на этом фоне не лучше, но и не хуже, чем другие, жила в горном селении Диди-Лило семья Джугашвили – та самая, в которой появится будущий вождь. Прадед Иосиф родил Вано, у виноградаря Вано родились два сына – Георгий и Бесо. Георгий погиб, а Бесо – Виссарион Иванович – стал отцом Иосифа Сталина.

Фамилия «Джугашвили» – и сейчас предмет споров – земляки считают, что она от названия села Чугуани, и будто бы там, в Кахетии, жили далёкие предки Сталина. Но Нугзар, пропустив стаканчик, рассказывает другую версию. Согласно ей прадед пас коров в горах. Он их очень любил, оберегал от опасностей, за это ему дали кличку «Джогишвили», то есть «Сын стада», потом она превратится в фамилию Джугашвили.

А вот Екатерине Геладзе понравился сапожник с этой фамилией. Бесо встретил её, приехав из Диди-Лило в Гори. Юной Кеке, как ласково называла её родня, уже два года подыскивали жениха. Они обвенчались в 1974-м году, Бесо было двадцать, невеста на пару лет моложе. Так и жили: муж тачал сапоги, жена хлопотала по хозяйству, мечтали о детях. И тут началась мистика – словно само провидение вмешалось в судьбу семьи. Через год после свадьбы у них родился первенец – Михаил. И родители, и соседи радовались этому событию. Но через неделю мальчик умер. Бесо прибывал в скорбной растерянности: что он сделал не так? – Палил из винтовки, заложил по обычаю кувшин с вином, позвали соседей к столу. Выходит, не помогло…

Второй сын – Георгий, – названный в честь дяди, разделил ту же участь: полгода от роду он скончался от кори. Родителями овладело отчаяние: пошли слухи, что Джугашвили расплачиваются за какие-то давние грехи предков. А кто здесь был без греха? Погрязшие в кровной мести предки, усердно убивали друг друга. Но в анкетах товарища Сталина нет никаких упоминаний о несчастных братьях. Они есть в старой церковной книге.

Когда Екатерина забеременела в третий раз, супруги снова приготовились к худшему. Но на сей раз Господь услышал их молитвы, и сбылись заздравные тосты. Не напрасно лилось в рог вино. Мальчика ждала удивительная судьба, он получил имя в честь прадеда – Иосиф – по-домашнему – Сосо.

…а биографы пошли ещё дальше: им показалось, что Гений не может произойти от сапожника. Вглядывались в портрет Пржевальского – очень похож на Иосифа – и, говорят, по Грузии странствовал. Кандидатами в отцы попали фабрикант Адельханов, виноторговец Игнатошвили, и даже царь Александр Третий. Но все эти легенды будут складывать потом, во времена величия и всевластия, а пока Бесо и Екатерина радовались, что младенец выжил. И не напрасно. Первый звонок прозвенел, когда Сосо заболел оспой. На лице мальчика остались рубцы. С пяти лет его стали дразнить «Чщопур» – «Рябой».

Казалось, что Небо и Бездна наконец договорились, на самом деле спор продолжался. Бог вдохновлял мать учить сына молитвам, Дьявол подстраивал дорожные происшествия. Первый фаэтон повредил ему ногу. Сосо стали дразнить «Гязы», то есть «Хромым». Второй фаэтон был послан Чёртом с горы без кучера.

Ольга ТУМАНОШВИЛИ, музей И. В. Сталина, г. Гори: «Собралось очень много народу, то есть вся улица была запружена народом. И тут понесли лошади у одного из фаэтонов. Кто-то остановил этот фаэтон, но он успел врезаться в толпу, и, как раз, вот, одним из тех, кто попал под удар, был Сталин. Его ударило в руку, именно в руку. Он упал, удар был довольно сильный, сознание ненадолго потерял. И вот эта рука его беспокоила потом».

Рука будет сохнуть до конца жизни. Но у «Рябого» и «Хромого» выявились дурные наклонности: он рос ябидой и драчуном, маленький и хилый от природы, он всё равно лез в драку и норовил победить любой ценой. Чаще всего бил в спину изподтишка…

…в молитвах мать клялась Всевышнему, что если Сосо выживет, он будет Служить Богу и станет священником.

Родители часто ссорились, сыну не было и десяти, когда появились сплетни о любовных похождениях его матери. Как теперь опровергнешь? Но именно эта версия лучше всего объясняет, почему молва приписала Сосо разных отцов. В разгаре семейных скандалов мать стала готовить сына к поступлению в Горийское духовное училище…

…Сосо выбрал мать и Гори. Может быть так совпало, но с этого момента отец стал выпивать. Бесо ревновал жену и страдал из-за непокорного сына. Между тем, родители Сосо расстались. Бесо совсем опустился, он бродяжничал и пил в окрестностях Гори. Напиваться до бесчувствия – позор для грузина. Не поэтому ли в биографии Сталина нет ни слова о смерти отца? Во многих книгах говорится, что отец Сосо умер, когда мальчику было одиннадцать лет. Неправда превратилась в официальную версию.

…по архиву Михайловской больницы Бесо умер в полной нищете от цирроза печени, и не в 1890-м, а на девятнадцать лет позже – в августе 1909-го года. Продали даже одежду покойного, но выручки не хватило на погребение. Похоронили за счёт больницы. [T.22.VI.1]

*

dextra torpet L правая рука отнялась

*

Однажды Христос излечил в синагоге человека с высохшей правой рукой в субботу. Поминается правая рука потому, что она символизирует на древнем языке притч способность делать – и отсюда способность делать добро. Этот образ используется, чтобы представить самих фарисеев: их способность делать добро засохло. Прежде чем Христос исцелил человека, он огляделся и сказал всем присутствующим: «Я спрашиваю вас, законно ли в субботу творить добро?»

Морис Николл [B.143]

 

…кого только не записывали в настоящие отцы Сталина – и друга семьи Якова Игнаташвили, и знаменитого путешественника Пржевальского, и чуть ли не самого императора Александра Третьего.

Лариса ГАЗАШВИЛИ, историк, сотрудник Музея И. В. Сталина: «…Пржевальский – не совпадает его приезд в Гори, извините, с зачатием Иосифа. Потом, то, что отцом был Игнаташвили – в это тоже мало верю, потому что этот человек не мог быть, изменить своему другу: это очень большой грех в Грузии, то есть родить от «крёстного». И, знаете, её бы просто не пустили бы в церковь…

Просто никто не может поверить, что сын сапожника мог стать вот таким Властелином».

Алеко ДАУШВИЛИ, историк, биограф Сталина: «Академик Иван Дзарахишвили задался целью изучить происхождение фамилии Джугашвили. Он изучал материалы и нашёл список, где (фигурирует) фамилия Джугашвили. Это селение Джуга, это Восточная Грузия, Кахетия».

Лариса ГАЗАШВИЛИ, историк, сотрудник Музея И. В. Сталина: «Джугашвили – это настоящая грузинская фамилия. «Джуга» и «Джуха» означает «Сталь» на древнегрузинском. Они жили рядом с осетинами, но очень интересно, что Бесо не знал осетинского языка. Он говорил на нескольких языках, как многие грузины в Тбилиси, но он не знал осетинского».

В чём все исследователи сходятся – так это в профессии отца Сосо – Бесо Джугашвили был сапожником… [T.18.XXX]

*

Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…совсем курьёзная вещь. Еврейские общины существовали в Цхинвали и в Гори. Вот это «жугур» и слово «евреи» произносится на осетинском аланском языке, как «дзуга». И многие еврейские фамилии, как Дзугаев, звучат примерно так. Когда эти фамилии картвелизировались, то есть, попадали в грузинскую среду, то они могли звучать как «Джуга»: Джугашвили – есть много разных спекуляций на эту тему. Свидетельства о том, что эти группы ираноязычных евреев существовали по периметру государства Картли (Грузии)». [P.125.79]

 

– Твоё происхождение неизвестно, и я знаю, что документы…

– Я родился на Эндории. Да, гибель моей семьи при налёте Алкари – ложь. Мои родители были наркоманы, их застрелили при попытке ограбления. Во флот я пошёл под чужим именем. А потом… у Императора не может быть таких родителей.

Грей помолчал.

Я вышел из грязи, Кертис. Но это была наша грязь.

Кертис онемел.

– Мне незачем тебе лгать, – тихо сказал Император. – Знаешь, мы могли бы стать друзьями, сложись всё по-другому. Но у меня была власть, а у тебя…

С. ЛУКЬЯНЕНКО  [B.52.11]

****

 

 
     
 

****

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Вопрос, кому доверяет человек из свидетельств, кого он выбирает в референтный, заслуживающий для себя доверия, круг источников. Вот Ключевский добивался того, чтобы, во-первых, этот круг был как можно более широким, во-вторых, чтобы источники были как можно более разнообразные. И чтобы интерпретация, по возможности, не была тенденциозной. То есть чтобы говорили факты, а не была бы тенденция, а под эту тенденцию, под некую схему историческую, под шаблон подгонялись бы или выхватывались из огромного количества исторических событий те или иные, которые на эту концепцию работают. Вот тут он категорически говорил «нет». Вот, кстати, с этого начинается пропаганда, с этого она начинается. И вы понимаете, какая штука? И греки, и римляне, и все древние народы, которые историописанием, летописанием занимались, они этим грешили – соблазном превратить историю в пропаганду и поступить по горьким словам Коленкура (Armand Augustin Louis marquis de Caulaincourt), адъютанта Наполеона, о том, что «история – это шлюха, которая ходит по рукам победителей». Вот чтобы не было так, честные историки во все времена, среди всех народов, во все эпохи, они свой голос возвышали. Но этот голос иной раз заглушался и барабанным боем побед, и солдатскими сапогами, а то и ударами плетей. Всяко бывало. Кстати говоря, в становление из истории некой пропаганды огромный вклад внесла христианская историческая наука. Специальный жанр, который называется «агиография», то есть искусство написания жития святых, житийная литература. Вот этих беатифицированных и санктифицированных персонажей, она же вся пишется по шаблону некоему.

Кому об этом было не знать, как Ключевскому, который выходец из поповской семьи и в Духовной семинарии учился.

Он учился, и он её не закончил, чтобы не попасть, так сказать, под распределение, а подготовить себя к поступлению в Московский Университет. Это верно. А кроме того, его магистерская диссертация была этому посвящена – «Жития российских святых как исторический источник». Он их очень хорошо знал и знал всю их уязвимость. Он знал, насколько они зыбки, шатки именно как исторический источник. Потому что когда описывается жизнь святого, она вся пишется по заранее известной схеме. И в данном случае конкретный человек, он тут не виден. А есть некие, ну, как бы общие положения, которым эта жизнь должна соответствовать. Конечно, в житиях бывали подлинные алмазы истинных исторических фактов. Там бывали великолепные откровения, великолепные афоризмы, детали, которые Ключевский, кстати, пользуясь своей титанической памятью, очень хорошо использовал. Но в целом как тип сочинения агиография есть вещь очень опасная. И когда вся историческая наука идёт за агиографией, за сочинениями святых, это путь в тупик. В этом смысле Ключевский, выходец из духовного сословия, прекрасно знавший историю Русской церкви, предостерегал против следования церковному канону в исторической науке». [P.97.194]

 

 
     
 

Prudentia – Mors

 

Елена СЪЯНОВА, российский журналист, писатель, историк: «Весной 1939 года Гитлера впервые посетил тот страх, который с тех пор стал его преследовать, пока не сбылся кошмарной реальностью – страх перед военным союзом Запада с Россией. Борман, Геббельс, Розенберг в своих записках зафиксировали, что Гитлер ещё с зимы 39-го уговаривал Гесса слетать на разведку в Кремль, при этом нервно смеялся, доказывая, что он, Гесс, детство проведший в Александрии, «лучше сумеет проникнуть в примитивно-пафосную логику азиата» – выражение самого фюрера, кстати, и один из первых мазков. Но Гесс наотрез отказался.

Но Сталин, видимо, уже понимал, что на такой союз Запад не пойдёт, и он ещё 19 августа дал принципиальное согласие на визит германской миссии в Москву. Однако в гости немцев ждали не раньше 27 августа, объясняя необходимостью получше подготовить общественное мнение внутри страны. Гитлер же подозревал другое: русские ещё надеются договориться с Западом. Вот тогда Гесс и посоветовал ему подстраховаться и предложить Сталину личную встречу. Сам будучи яростным противником серьёзных отношений с Москвой, Гесс настаивал на блефе. Гитлер должен был обмануть, переиграть Сталина, как он это гениально проделал в Мюнхене со «свинорылыми демократами». Интеллигентный Гесс слово «демократ» без этого определения никогда не употреблял. «Мой Руди настырничает с вечера до утра, гонит приложиться к азиату», жаловался Гитлер 19 августа. Затем, в последовавшие до подписания пакта три дня, фюрер и повёл себя не как политик, а как художник-недоучка. Он кричал, что его толкают на унижение, и как записал Геббельс, «бросал на абрис московского царя широкие беспорядочные мазки» вот в таком духе: «Эти свинорылые после Мюнхена выползли повсеместно, как черви после дождя, а Сталин, если сдвинется и пойдёт по ним танком… Фу, мерзкое, зрелище». «Поймите же, – говорил он своему окружению, а Борман записывал, – Сталин – это сильный зверь азиатской породы, которая плохо мною изучена» или, а Борман снова фиксировал, «Сталин, Сталин. Я не знаю, как с ним договариваться. Он слишком молчалив, он всегда крадётся. Я – рыцарь, он – сарацин, пока я поднимаю меч, он пустит отравленную стрелу. Сегодня, когда я брился, я увидел в зеркале его усы. Вы меня с ума сведёте». Из всего этого Гесс и Геббельс сделали тогда ехидный вывод, что Адольф попросту трусит. Правда, в 70-е годы в тюрьме Шпандау Гесс описал те дни и сумятицу, царящие в душе Гитлера, совсем в других тонах: «Два клина – русский и мы – перед тем, как вышибить друг друга, собирались с духом, однако, как стало ясно после нашего поражения, фюрер единственный в полной мере ощущал тогда демоническую силу восточного деспота, которую все мы недооценили, и в конце концов оказался прав». [P.97.82]

 

Виталий БОГДАНОВ, кандидат военных наук, ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ: «…тем не менее, как показывает опыт всех предательств, в основе этого явления лежат корыстные побуждения».

Александр КОЛПАКИДИ, историк спецслужб: «Вообще, вот эта кража денег – это существенный момент всех предательств: они в этом очень однообразны. Все перебежчики, при том всём они декларировали, что они против Сталина, против террора, что не могут видеть страдания народа, но деньги этого народа они все дружно воровали. Причём всю сумму, которую смогли: то есть, никто не оставлял товарищам, чтобы они могли жён-детей накормить. Воровали всё. И никого совесть из них не мучила».

Одним из самых классических случаев предательства в довоенной разведке станет случай с Игнатием Порецким.

Николай ДОЛГОПОЛОВ, писатель, историк спецслужб: «На самом деле его фамилия была не такая: она пишется по-разному – Игнаций, Игнатий, Рейсс, Райсс…

Игнатий Рейсс-Порецкий – уроженец маленького еврейского местечка, из которого вышло, кстати, несколько разведчиков, в том числе и лучший друг Порецкого – Вальтер Кривицкий – тоже был оттуда же, из тех же мест».

В молодости два этих героя работали в знаменитой организации Коминтерн. Были на хорошем счету. Поэтому получают назначение в ЧК, потом в Первое Главное управление, занимавшееся разведкой.

Николай ДОЛГОПОЛОВ, писатель, историк спецслужб: «Это были смелые самоотверженные люди, награждённые орденами, в то время это редкость была, которых долго использовали на сугубо оперативной работе в самых разных странах».

В тридцатые годы Райсс активно и успешно работает во Франции и в других Странах Европы.

Николай ДОЛГОПОЛОВ, писатель, историк спецслужб: «В это период Райсс, который должен был возвращаться в Советский Союз, который был, я бы сказал, одним из ключевых лиц советской разведки в Западной Европе, он решил не возвращаться. Написал об этом письмо, и это было громкое, такое, дело».

Александр КОЛПАКИДИ, историк спецслужб: «Он написал письмо Сталину: такой вот «борец за свободу против сталинизма». Ну, тоже, как все «борцы», он упитанный довольно, кстати, был «борец», из всех перебежчиков самый упитанный. Как и все такие «борцы», он деньги, конечно, взял».

Николай ДОЛГОПОЛОВ, писатель, историк спецслужб: «И Райсса было приказано быстро уничтожить. И, вы знаете, вот тут я в одном из открытых трудов наткнулся на весьма любопытный документ: это был, оказывается, личный приказ Сталина».

Почему сам Сталин отдаёт приказ? – Игнатий Порецкий являлся одним из немногих людей, кто был в курсе самых тайных и скрытых пружин советской политики.

Николай ДОЛГОПОЛОВ, писатель, историк спецслужб: «Именно он знал о тайных переговорах Советского государства ни с кем-нибудь, а с Гессом. Гесс – это был помощник первый Гитлера по партии, можно сказать «второй человек» в иерархии партийной нацистской Германии. И если бы Порецкий заговорил, если бы он начал выдавать вот все эти тайны, то, конечно, был бы грандиозный мировой скандал».

На ликвидацию Порецкого-Райсса брошены самые лучшие силы, в том числе и знаменитая группа Якова Серебрянского.

Игнатий Райсс был выслежен в Швейцарии и убит четвёртого сентября 1937-го года около Лозанны.

Другим таким же высокопоставленным предателем и кротом станет друг и начальник Райсса – Вальтер Кривицкий. Позже американцы и англичане назовут его «генералом», хотя в то время не было таких званий. [T.2.LIX]

 

 
     
 

Protectores – Immortalitas

 

Андрей ГАВРИЛОВ, советский и российский музыкальный журналист, музыкальный издатель: «А если говорить о юморе, о наблюдениях Буковского, которые разбросаны по всей книге «И возвращается ветер», то моё сердце, конечно, отдано одной реалии:

«А зэки – те додумались даже в Мавзолей Ленину жалобы писать! Вы ж говорите, он вечно живой – пусть разбирается. И ничего, аккуратно извещает комендатура Кремля, что жалоба переслана по принадлежности. Ответ обычно приходит из районной прокуратуры. Обычный ответ, что всё по закону и жаловаться не на что».

Хотя, может быть, это не свидетельство юмора Буковского, а свидетельство идиотизма системы». [P.113.5]

 

 
     
 

l'Ermite – Transmutatio viriam

 

Для христиан тремя основными маршрутами паломничества всегда были пути в Рим, Иерусалим и Сантьяго-де-Компостела. Пик популярности паломничества пришёлся на девятый век. В те времена в качестве паломников монахи ордена бенедиктинцев проникали на Иберийский полуостров. В Испании маршруты пилигримов совпадают с древнеримскими дорогами. [T.10.CLXXVI]

 

Арно (Август) ПЕТЕРС (нем. Arno Peters), историк: «…поскольку европейцы, начиная с четырнадцатого века уже не могли беспрепятственно отправляться на Святую Землю – изменились политические обстоятельства – Папа Бонифаций Восьмой предложил превратить Рим в «Город великого паломничества». Первым «святым годом» в Риме стал год 1300-й…

Как однажды было сказано: «Пути паломничества – это и есть сеть дорог Европы». [T.10.LXXXIX.3]

 

Даже потомков древних паломников – постоянно куда-то спешащих туристов охватывает благоговение, когда их приводят в высоко почитаемую (верующими) рощу Бшерри, чтобы полюбоваться ars sleman – «кедрами Соломона».

Карл-Хайнц Бернхардт [B.153.1]

 

 
     
 

Protectores – Mors

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…некие существа. Жрец в маске Анубиса, который совершает некий ритуал. Мы бы никогда и не узнали, что это такое, если бы в одном из текстов не сохранилось описание ритуала «Великого бодрствования».

Мумия помещена в гробницу, всё помещено, всё готово. И вот бы сейчас её запечатать, но этого не делается. Жрец особой категории, который обладает способностями к «активному сновидению», то есть, который способен в результате определённых практик моделировать своё сновидение, он спускается внутрь, и первую ночь он проводи вместе с мумией. Он, как пишет текст, впадает в состояние «сэджер» – состояние сна, но в этот момент в нём пробуждаются тонкие части его сущности. И в этот момент он вдруг видит «имеис» – всех тех, кто на самом деле присутствует в гробнице. И среди тех, кто там присутствует, он видит духов. Он видит мятущуюся душу недавно умершего человека, которая в шоке, в панике, она не знает, что ей делать, куда ей идти. И дальше он вызывает разных священных животных, их сущности, для того, чтобы эти священные животные «протолкнули» из этого «мира призраков и всяких нехороших умерших» в правильную сторону, чтобы душа пошла в Иной мир. И в том случае, если это всё произведено – душа проходит правильно в Иной мир – он пробуждается утром, поднимается из погребальной камеры, и в этот момент только гробницу запечатывают, будучи уверенными, что процесс перехода совершён правильно». [P.125.42]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5

ДАЛЕЕ