ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
|
237. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ. |
|
||||
Цыганская магия ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ж. «ТЕХНИКА МОЛОДЁЖИ» № 07/2008 Татьяна Соловьёва
Что такое «цыганская магия»? Действительно ли цыгане «читают» на ладони человека его судьбу? Или это обычное шарлатанство? В наше время о цыганах одновременно существуют два, казалось бы, взаимоисключающих суждения. С одной стороны, какой здравомыслящий человек всерьёз станет относиться к толпе обступивших его цыганок, навязчиво предлагающих погадать. А с другой - за те 500 лет, что цыгане живут рядом с нами, вера в их прирождённую способность к колдовству и чародейству, умение предсказывать будущее укоренилась так прочно, что оспаривать это никому и в голову не приходит. Эта дилемма нашла отражение даже в толковании снов. По «Соннику» Густава Миллера, знаменитом ещё во времена наших прабабушек, цыгане снятся и к радости, и к неприятностям. Если женщине во сне гадает цыганка - это сулит поспешное замужество, а если мужчина во сне ведёт разговор с цыганкой - он, вероятно, потеряет ценную собственность. Ещё одна пара: покупать во сне что-нибудь у цыган - означает потерю денег, а посещение цыганского табора предвещает предложение особой важности, которое поможет понять истинное положение запутанных дел. Самое же забавное, что так было всегда. «Не похожие на наших заморские люди, называющие себя египтянами, не сведущие ни в ремёслах, ни в искусстве торговли, бродят из графства в графство, с места на место большими толпами и, пользуясь великим множеством хитростей, дурачат народ, внушая, что могут посредством хиромантии поведать о будущем мужчин и женщин; много раз искусными уловками они выманивали у людей деньги». Эти строки, написанные в XVI веке, под которыми, однако, легко подпишется любой наш современник, свидетельствуют о том же двойственном отношении к цыганской ворожбе: подтверждают как то, что за этим стоит обыкновенное надувательство, так и веру людей в цыганскую магию, привлекавшую во все времена не только тёмных и необразованных крестьян. К цыганкам обращалось немало неординарных личностей, выдающихся учёных, философов, художников, писателей. В пользу цыган свидетельствует и тот факт, что одним обманом и жульничеством на протяжении пяти столетий невозможно было бы удерживать веру в магические способности «бродячего племени», о котором долго и известно-то ничего не было. О происхождении цыган высказывалось немало предположений. Поначалу отечеством их назывались Ассирия, Персия, Нубия, а чаще других Египет, тем более что сами цыгане представлялись именно египтянами. В Англии их так и зовут до сих пор - «джипси» (искажённое - «египтяне»). «Фараоновым племенем» считают цыган также и в Венгрии. В конце XX века лингвисты установили, что цыганский язык принадлежит к семейству санскритского, т.е. древнеиндийского. Идея эта европейским цыганам понравилась, и в 1978 г. они официально признали своей родиной Индию. Согласно розыскам учёных, начался цыганский исход из Индии в связи с завоеваниями Тимура, т.е. приблизительно в IX - X веках. Вначале они перекочевали на Ближний Восток, в Малую Азию и Египет, а уже оттуда в конце XIV - начале XV века стали перебираться в Европу, где довольно быстро распространились по всем государствам. (Вероятно, это и стало причиной, почему сами цыгане называли тогда себя египтянами.) Европа встретила их доброжелательно. Бродяжий образ жизни в Средневековье был не в диковинку - из страны в страну бродили менестрели, трубадуры, пилигримы, труппы циркачей, нищенствующие монахи и множество иного народу, ведущего вольную жизнь и живущего на случайные заработки или подаяние. Европейские города в ту пору процветали, церковь всячески поощряла благотворительность, и вся эта разношёрстная бродячая братия кормилась и обеспечивалась ночлегом без особого труда. Цыгане также получали приют в госпиталях, а вожаков даже принимали в замках и гостиницах. Они часто демонстрировали охранные документы о покровительстве Папы Римского, европейских правителей или просто влиятельных персон, якобы дававшие им разрешение бродяжничать и собирать милостыню. На жизнь цыгане зарабатывали кузнечным делом, в котором оказались большими мастерами, или подряжались на уборку урожаев и другие сезонные работы, но чаще - песнями и танцами. Цыгане от природы были очень музыкальны, и европейская знать с удовольствием приглашала их на пиры. Интересно, что, несмотря на прирождённый талант и столь явно бросающееся в глаза своеобразие цыганской культуры, каких-то собственных музыкальных традиций, принадлежащих именно этому народу, у цыган нет. Они так быстро приспосабливались к местным обычаям, что на Востоке молодые цыганки исполняли танец живота, в Испании цыганским инструментом стала шестиструнная гитара, в России они запели задушевные романсы, в Венгрии, где любимым инструментом была скрипка, сделались скрипачами. Стабильный доход приносила и ворожба, предсказания, гадания по руке и на картах. Существует легенда, связывающая умение гадать на картах, с египетскими корнями цыган. Они якобы являлись потомками служителей Александрийского храма Сераписа, которые после его разрушения в I веке до н.э. получили на хранение карты Таро, представлявшие собой один из элементов магической и философской мудрости древних египтян, и приспособили атрибут ритуала древних мистерий для гадания. Всё это позволило цыганам без малого сто лет чувствовать себя в Европе комфортно и жить весьма безбедно. Хотя, судя по последующим событиям, «заработок» приносили не только зажигательные танцы и гадание, но кое-что ещё, за что уже к концу XV века во многих странах цыган сильно невзлюбили: «Совершенно необходимо оградить от этих ужасных созданий простой народ, который они морочат при помощи тысяч трюков и тонко рассчитанного мошенничества, утверждая, что им ведома добрая и злая судьба, что они могут предсказать жизнь и смерть; они снабжают молодёжь любовными амулетами и снадобьями, и никогда они не уйдут из какого-либо места без того, чтобы зловредным образом что-то не стянуть», - писал современник. Одним из первых на защиту своих подданных встал английский король Генрих VIII, издавший в 1530 г. «антицыганский» указ, в преамбуле которого подобное решение объяснялось тем, что цыгане «совершили много вопиющих преступлений и краж к великому ущербу для народа, среди которого они обретаются». А поскольку «достали» цыгане не только англичан, но и всю Европу, аналогичные постановления вскоре были приняты монархами практически всех европейских стран. Наказания для цыган разделялись по признаку пола. Мужчин казнили, женщин публично пороли, ставили клеймо и высылали из страны. А поскольку в разных странах и городах клеймили по-разному, на теле цыганки со временем накапливалась нередко целая коллекция знаков, изображающих как городские гербы, буквы или иные символы тех или иных княжеств, так и кое-что менее лицеприятное, например крест или виселицу. Вместе с репрессиями пришла бедность, и в жизни цыган, привыкших жить за счёт местного населения, наступили трудные времена. Но вот что показательно: европейские женщины, лишаясь средств к существованию, часто пополняли ряды проституток, цыганские же, как ни бедствовали, телом не торговали никогда. После принятия очередного указа цыгане, пережидая опасные времена, прятались в лесах или перекочёвывали в другую страну, где объясняли, что церковь наложила на них семилетнюю епитимью за язычество. Так можно было получить несколько спокойных лет, но они сами же всё ломали, проштрафившись каким-либо обманом, а чаще просто проворовываясь. (К слову, ни один цыган никогда не присвоит себе вещь мёртвого цыгана.) И хотя сами ромы простодушно объясняют вороватость цыганскими представлениями о мире, согласно которым всё в нём создано для всеобщего удовольствия и принадлежит одинаково всем, репутация воров, приобретённая ими ещё 500 лет назад, сопутствует этому народу и по сию пору. В криминальном мире считается даже, что для того чтобы стать выдающимся вором, нужно изучить цыганские хитрости, уловки и приёмы, основанные, кстати, на хорошем знании психологии. Рассказ об одной из подобных хитростей в книге «Цыгане: странники мира», изданной в 1970 г., записан со слов цыгана Клиффа Ли: «Я часто ходил в церковь, но только на крещения. Священники при крещении давали младенцу монетки. Я помню, в детстве мы восемь раз за одно воскресенье посетили церковь и каждый раз крестили одного и того же младенца. В каждой церкви давали другое имя, а младенца взяли взаймы». Понятно, что такие трюки долго с рук сходить не могли, помимо прочего сказываясь и на цыганском характере. Такие черты, как скрытность, деление всего мира на своих и чужих или «гаже», и ранее присущие цыганам, укрепились ещё больше. Они словно затеяли с гаже странную игру, главным козырем в которой была цыганская магия, вызывавшая неизменное изумление. Но к изумлению примешивался и страх. Так уж вышло, что в Европу кочевники прибыли как раз в ту пору, когда её охватила охота на ведьм, которых боялись так же сильно, как и инквизиторов, боровшихся с ведовством. Так что игра была рискованной и легко могла привести на костёр, что и случалось. В цыганах видели ведьм и колдунов, обвиняя в том, что они вступили в сделку с дьяволом и обладают дурным глазом. А как легко это было подтвердить! Образ жизни и верования цыган во многом совпадали со всеобщим представлением о ведьмах и колдунах. Считалось, что ведьмовские шабаши проводятся в лесах или на перекрёстках дорог, т.е. как раз там, где останавливались цыганские таборы, чьи костры любому прохожему могли показаться костром, разведённым для шабаша. Цыгане и сами из желания добыть денег, еды или одежды более других способствовали распространению такого мнения. Цыганки, как настоящие ведьмы, знали значение трав, умели готовить из них разные настои и продавали их местным как волшебные зелья. Цыгане придумали и поговорку: «Ки шан и Романы, адойсан ичовхани», что значит: «Куда идут цыгане - там есть и ведьмы». Но верили ли они сами в колдовские чары или пользовались ими для того, чтобы обманывать? И верят ли сейчас? И то, и другое. Убеждение, что тот не цыган, кто гаже не одурачит, можно сказать, в одинаковой пропорции смешано с ощущением собственной зависимости от добрых и злых начал на земле, от природы и погоды, которая куда сильнее, чем у тех, кто живёт под крышей, а не ночует, где застанет ночь. Приметы, запреты, предсказания - слишком важная часть жизни кочевого народа. Живя в такой близости к природе, нельзя не верить в духов земли, воды, воздуха, лесов и полей, которые могут быть мстительными, вредными или, по крайней мере, недружелюбными. Не вступив с ними в контакт, не подружившись, цыгану невозможно выжить - духи стихий, управляющих жизнью, могут и помочь человеку и, наоборот, навредить. Духи земли, согласно цыганским поверьям, благородны и дружелюбны. Духи воды могут быть вести себя и по-доброму, и со злом, поведение духов воздуха зависит от их настроения, поэтому они часто сбивают людей с пути. В славянских странах к духам прибавились оборотни и волкодлаки. Немецкие цыгане верят в перевоплощение: они считают, что душа трижды возвращается на землю и вселяется в разные тела, причём между воплощениями проходит пятьсот лет. Сербские цыгане надеются, что после смерти будет такая же жизнь, только уже бесконечная. Молодые цыганки боятся, что нечаянно полюбят вампира. Верили цыгане также в привидения и русалок, которые, по их представлениям, управляют погодой и могут вызывать дождь. Если их оскорбить, они могут отомстить, а если с ними подружиться - принесут удачу, поэтому цыгане оставляли для них под деревьями возле реки или у колодца небольшие подношения - что-нибудь из еды или монетки. И при этом не верили ни в Бога, ни в дьявола. К дьяволу они вообще весьма равнодушны, считая его просто ещё одной отрицательной силой. Но и Бога Творцом мира не признавали. По цыганским представлениям, мир существовал всегда, как общая мать. У румынских цыган, например, Земля так и называется - «Дэ Девелески», что значит «Божественная мать». А Бог - «Дуввель» или «Дэл» ассоциировался с солнцем, луной, небом, тучами и звёздами. Такое отношение вполне согласовывалось с язычеством цыган, за многие века странствий вобравшем в себя множество самых разных учений и верований. Поэтому цыгане одинаково искренне поклоняются Солнцу, главному египетскому божеству, лунному богу Месопотамии, Великой богине Иштар или индийскому богу Ганеше с головой слона. Среди индийских цыган распространён культ Шивы и почитание как лингама (мужского полового органа), так и йони (женского полового органа). Югославские цыгане даже упоминают «кар», как называется мужской детородный орган, в своих молитвах. Многие ритуалы и церемонии древнего цыганского язычества сохранились до наших дней. Поразительно, но именно у цыган, у которых более чем у любого другого народа распространён «мужской шовинизм», стойко держатся культы великой богини Иштар, других женских языческих божеств, к которым прибавились православная Богородица, католическая Дева Мария, некоторые женские святые. Наиболее невероятное сплетение язычества и христианства представляет собой поклонение главной цыганской «святой» Саре Кали - Чёрной Саре. Согласно легенде, Сара была цыганкой из табора, остановившегося у реки. Однажды ей было видение о прибытии праведников, присутствовавших при смерти Христа, которым она должна была помочь. На следующий день Сара пришла на берег моря и увидела подплывающую лодку. Море было неспокойным, лодку то и дело накрывали волны, угрожая пустить её ко дну. Тогда Сара сделала из своего платья плот, подплыла к лодке и привела её на берег. Среди спасённых была Мария Магдалена. В устье реки Роны, где всё произошло, позже построили церковь, заходить в которую могли только цыгане. Сейчас запрет снят. По описанию современного французского историка Жана Поля Клебера, побывавшего там, в помещении церкви «слева, как войдёшь, располагается старый алтарь, языческий (некоторые говорят, что он предназначался для жертвоприношения быков Митре, но этому нет доказательств), в центре стоит христианский алтарь III века, а справа - статуя Сары». Место это стало цыганской Меккой, куда ежегодно 25 мая совершают паломничество тысячи цыган. При этом ритуал поклонения соответствует тому, который совершался в древности в культах богини Иштар: собираясь в огромную процессию, паломники вместе относят статую Чёрной Сары к морю и символически погружают её в воду. Если вспомнить, что именно с именем этой богини связано сохранение сокровенных знаний, передававшееся посвящённым в ходе мистерий, становится понятным, почему магией у цыган занимаются именно женщины. Это связывалось и связывается с цыганскими верованиями, а вовсе не с разделением труда в таборе, как обычно воспринимается сейчас. Буквально цыганское слово для обозначения ведьмы - «шувихани» или «шувани» и означает: «ведающая сокровенным знанием». И хотя те, кто обладает сверхъестественными способностями, частично унаследованными и частично приобретёнными, встречаются и среди мужчин («шувано»), истинными хранительницами древних оккультных знаний являются женщины, за которыми признавалось право использовать их как на благо, так и во зло. Кстати, подобное отношение к сокровенному знанию - единственное, ничего подобного в истории не известно, ведь на протяжении тысячелетий оно передавалось посвящённым только с одним условием: под страхом смерти никогда не использовать его во зло человеку и человечеству. Шувани же могли исцелить, благословить, а могли и наложить проклятье или наслать болезни. Особенно часто цыганские заклятия не соответствуют правилу «не навреди», когда речь идёт о любовной магии. Но шувани могла стать далеко не каждая цыганка. В древности, у цыган, вероятно, существовал некий ритуал инициации, и женщина, прежде чем стать шувани племени, должна была пройти через испытания, однако со временем всё упростилось. Сейчас достаточно обучения у старой опытной шувани, которое начинается обычно с 6 - 7 лет. В «курс» входит, прежде всего, целительство: запоминание лечебных свойств растений, приготовление из них мазей, снадобий и порошков, исцеление с помощью накладывания рук, заклятий и заговоров. Важный момент: научиться подчинять себе свободную волю другого человека. А то, что цыганки это умеют, мы все хоть раз в жизни убеждались если не на собственном опыте, так на примере других. Иногда на то, что девочка станет ведьмой, указывает какой-нибудь знак на теле, например родимое пятно. А если оно хоть сколько-нибудь напоминает подкову, такой младенец с первых дней жизни окажется на особом положении в таборе, а его мать будет окружена почётом. Ничто не приносит цыганам столь верную удачу и не является столь сильным оберегом, как подкова. В одной старинной цыганской сказке рассказывается, что когда однажды вечером цыган ехал на своём любимом коне, он встретил на мосту четырёх демонов - Несчастье, Неудачу, Болезнь и Смерть, бросившихся его преследовать. Первой догнала Неудача. Но тут конь цыгана потерял подкову. Она отскочила и попала Неудаче в лоб. Демон слетел с коня и упал замертво. Цыган остановился, подобрал подкову и, вернувшись в табор, прибил её над входом своей повозки - вардо. На следующий день Несчастье, Болезнь и Смерть пришли за ним, но, увидев подкову, убившую Неудачу, поспешили убежать. Вешать подкову с тех пор завелось концами вверх, чтобы из неё не «выливалась» удача. А удачливость при цыганской жизни была едва ли не самым главным, поэтому, кроме оберега-подковы, удачу должны были приносить заговоры и заклинания шувани. Как известно, цыгане никогда не предсказывают будущее друг другу. (Когда я спросила у одной цыганки, почему так, она ответила, что в этом нет нужды, такими способностями обладают все ромы.) Но в других случаях без совета с шувани не обходятся. Лишь она точно знает магические ритуалы, когда можно произносить то или иное заклинание, каждое из которых следовало выполнять в строго определённое время дня или ночи. Шувани «крестили» младенцев. «Цыганское крещение» состоит в том, что новорождённого окропляют солёной водой или окуривают ладаном и дают имя. Иногда, как это принято у скандинавских цыган, у входа в шалаш, где родился ребёнок, разжигают большой костёр, дым которого отгоняет злых духов. Интересно, что, гадая или совершая обряд заклинания, цыгане, кроме ножей, практически никогда не используют вещи фабричного производства. По их мнению, они гораздо менее подвержены действию природных сил, за помощью к которым и обращается шувани. Когда цыганскую магию пытались вытравить вместе с её носителем - странным бродячим народом, использовался и такой способ «перекладывания с больной головы на здоровую»: из Англии цыган высылали в Австралию, из Франции - в Луизиану, из Испании - в Бразилию. Получилось как всегда: политика депортации только способствовала распространению цыган, хотя численность их гораздо меньше, чем можно было ожидать: по разным оценкам цыган в мире всего от 2,5 до 8 млн. В самой же Европе к XVIII веку к ним стали относиться терпимее, более того, вольный дух бродяжьей жизни, яркие повозки, пёстрая одежда, завораживающее звучание цыганских голосов, чувственные танцы и прочая цыганская романтика начали входить в моду. Древние языческие верования, словно генетический код, проступают сквозь христианский слой во все прошедшие две тысячи лет. Почему это сохраняется в глубине человеческого подсознания? С какой высшей целью?
|
|
|||||