ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант ); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф. |
||||||
Religio |
||||||
religio, ōnis f [religo] 1) совестливость, добросовестность, благочестие (antiqua C): r. vitae C благочестивая жизнь; 2) благоговение, благоговейное отношение, религиозное чувство, набожность: r. deorum C благоговение перед богами; summā religione caerimoniāque C с величайшей и благоговейной торжественностью; 3) религия (r. id est cultus deorum C); 4) тж. pl. богослужение, богослужебные обряды (religiones publicae C; religiones nocturnae Pt); 5) святость (templi T; juris jurandi, societatis C): obstringere aliquem religione C торжественно (клятвенно) обязать кого-либо; 6) святыня, священный предмет, предмет культа (violare religiones C); 7) сомнение, недоумение, (моральное) стеснение или опасение, неуверенность: oblata est ei r. C его взяло раздумье (он стал терзаться сомнениями); habere aliquid religioni (in religione) C или trahere aliquid in religionem L питать сомнения относительно чего-либо; afferre (offerre, incutere, injicere) religionem alicui C etc. поселить в ком-либо недоумение, внушить кому-либо сомнение; r. mihi est dicere C мне совестно сказать; nulla mihi r. est H мне (до этого) дела нет; 8) преступление против совести, прегрешение, грех, вина (r. inexpiabilis C; liberare или solvĕre aliquem religione L); 9) (тж. r. perversa, prava C или impia L) суеверие (novas sibi religiones fingěre Cs; tantum r. (rē-!) potuit suadēre mălorum! Lcr); 10) добросовестность, тщательность, точность (r. testimoniorum C; vir summā religione et fide C): sine ullā religione C без зазрения совести; r. dicendi Ap осмотрительность в словесной формулировке; 11) вещий знак, знамение (auspiciis et religionibus inductus bAl). [B.32]
re-ligo, āvī, ātutn, āre 1) связывать сзади (manūs post tergum VP, QC); привязывать сзади (Hector religatus ad currum Achillis C); 2) заплетать, убирать (flavam comam H): comam nodo r. H завязать волосы узлом; 3) обвязывать, обвивать (hedĕrā crines H); 4) запрягать, впрягать (equos V); 5) привязывать (retinacula mulae saxo H); захватывать (naves ferreis manibus injectis Cs); 6) отвязывать, развязывать, снимать (juga manu Ctl). [B.32]
religāmen, inis n [relĭgo] связь Eccl. [B.32]
religātio, ōnis f [relĭgo] привязывание, подвязывание (vitium C). [B.32]
religēns, entis adj. [religio] богобоязненный, набожный AG. [B.32]
religiōsē [religiosus] 1) добросовестно, по совести (testimonium dicere C; aliquid administrare Col); тщательно (rem rustĭcam colĕre Col); 2) набожно, благочестиво, благоговейно (deos colere L и venerari Ap; aliquem humare Ap). [B.32]
religiōsitās, ātis f набожность, благочестие, религиозность Ap, Eccl. [B.32]
religiōsulus, a, um [demin. к religiosus] немного благочестивый Hier. [B.32]
religiōsus, a, um 1) внушающий сомнения или тревогу: dies r. LM, C, L, Su etc. день дурных предзнаменований; 2) испытывающий опасения, подверженный религиозному страху (agricola Col); 3) тщательный, осмотрительный, добросовестный (testis, judex C); 4) благочестивый, набожный, богобоязненный (homo, mores C): religiosum erat L (это) было религиозным обрядом; religiosissimis jurare verbis Pt клясться именем всего святого; 5) религиозный, благоговейный (modus Phrygius Ap); 6) святой, священный (templum, loca, Ceres C; est jus jurandum affirmatio religiosa C); 7) суеверный (religentem esse oportet, religiosum est nefas Poëta ap. AG). [B.32]
|
||||||
I re- (red-) приставка, выражающая: 1) обратное действие (redire); 2) возобновление, повторность (reponĕre, recognoscĕre); 3) противодействие (resistere); 4) противоположное действие (reprobare). [B.32] II rē аbl. к res. [B.32]
I ligo, āvī, ātum, āre 1) вязать, завязывать, связывать (manūs post terga О; se cum aliquo PJ; aliquem vinculo T); привязывать (funem litoribus Lcn); обвязывать, перевязывать (l. crus fasciā Ph; l. vulnera O); 2) сдавливать (guttur laqueo O); 3) запрягать (mulam H); 4) сковывать (pisces in glacie ligati О); соединять (l. dissociate O; l. argumenta Q); заключать (pacta Prp; conjugia Sen T). [B.32] II ligo, ōnis m 1) кирка, мотыга Н, О, М, PM, T; 2) перен. земледелие (aetas patiens ligonis J). [B.32]
|
||||||
«Энциклопедии определяют шаманизм, зародившийся 20 – 30 тысяч лет назад, как «раннюю форму религии». Но между религией и шаманизмом есть существенное различие. Человек религиозный скажет: «Верую!» Человек «шаманствующий» – совсем иное: «Знаю!» Это скорее ранняя форма науки». [A.52]
«Из истории хорошо известны попытки поставить знания позади религии – их осветили костры инквизиции. Позже история расставила всё по местам: знания первичны, религия вторична». Б. ЛЕОНТЬЕВ, кандидат экономических наук. [A.62]
|
||||||
Epur si muove («И всё-таки она вертится!») – знаменитые слова Галилея, которые он якобы произнёс после того, как под давлением церковных властей (в виде весьма реальной угрозы костра!) публично и торжественно отрёкся от своих астрономических убеждений. … Вопрос в другом: был ли он прав? Причём не в том, что отрекался. Был ли он прав относительно того, кто именно вертится? Ошибка с Галилеем состояла не в том, что Церкви не подобает судить о сугубо научных, в том числе астрономических, вопросах. Церковь об этих вопросах в деле с Галилеем и не судила. В своём решении кардиналы курии, разбиравшие казус, опирались на заключение экспертов – учёных-астрономов. (Папская академия и покровительство науке появились в Католической Церкви не вчера.) Заключение экспертов строилось не на сервилизме – «чего изволите-с», а на анализе фактов. Факты же были таковы: к тому времени, как известно, господствующей в астрономии была доктрина Птолемея, греческого – кстати сказать, языческого – учёного-астронома и математика. Согласно этой доктрине, Солнечная система представляет собою совокупность обращающихся вокруг Земли объектов: Солнца, Луны и планет. Орбиты этих объектов выглядели как весьма сложные спиралевидные кривые, которые назывались «эпициклами», но поддавались, однако, хоть и кропотливым, но точным расчётам. Таблицы эпициклов, то есть движения планет, затмений и т. д., были составлены на основании этих расчётов на много лет вперёд, и всегда неизменно подтверждались наблюдениями – факт номер один. Галилей вслед за Коперником предложил считать неподвижным центром Солнечной системы не Землю, а Солнце и рассчитывать движение планет, исходя из этого предположения. Расчёты при этом чрезвычайно облегчались – факт номер два. Но вот беда – вскоре за этим явился факт номер три: затмение, которое произошло не тогда, когда должно было состояться по расчётам Галилея, но в точности тогда, как следовало из расчётов по Птолемею. Исходя из этого факта, эксперты признали систему Галилея несостоятельной. Кардиналам оставалось только принять это учёное заключение к сведению, ибо, действительно, не дело Церкви выносить самостоятельное суждение по сугубо научным вопросам. Сегодня известно, что подвело Галилея: он полагал орбиты планет круговыми, тогда как на самом деле планеты движутся по эллипсам. Лишь полтораста лет спустя этот факт установил Иоганн Кеплер. Вот эта разница между кругом и эллипсом и сделала расчёты Галилея несостоятельными. Но Церковь, в конце концов, интересовало вовсе не то, по круговым или по эллиптическим орбитам движутся планеты, и не точные даты затмений. Речь шла о другом: если Земля – не неподвижный центр Мироздания, если человек обитает не в самом центре Вселенной, а где-то на её задворках, то как же тогда верить, что Всемогущий, Вездесущий и Необъятный Творец интересуется такими провинциальными пустяками? Как верить, что Сам Сын Божий не нашёл ничего лучше, чем воплотиться в эдаком захолустье? Вот какая мысль замаячила в общем сознании! С наибольшей силой поразила она мозги несчастного Джордано Бруно, который прямо вопрошал: «Что же, если Земля расположена на окраине огромнейшей Вселенной, неужели больше нигде не найдётся человеческих существ? А если они есть где-то ещё, то неужели же Христос воплотился на каждой населённой планете? Сколько же раз пришлось Ему воплощаться?» Но и высокоучёный Галилей, и кардиналы курии не могли не оценить мировоззренческих последствий его, казалось бы, сугубо естественнонаучных построений. Нет, Галилея обвинили не просто в ложной астрономической доктрине, но в онтологической ереси: он посмел, пусть косвенно, посягнуть на роль человека как венца Творения. В ходе инквизиционных процессов пытали и жгли гораздо меньше, чем в ходе светского уголовного правосудия. О. АНРИ МАРТЕН [A.97]
Владимир КУЗНЕЦОВ, доктор физико-математических наук, директор ИЗМИРАН: «Иногда кажется, что ложные посылы приводят к истинным результатам – на самом деле это не так. Основа наших знаний о Вселенной – это наблюдение. Когда мы говорим «наблюдение», то подразумеваем, конечно, измерения. Измерения делаются всегда с неизбежной погрешностью. Все наши знания о Вселенной, о движении небесных тел концентрируются в модели Вселенной. Модель не может быть истинной: она может быть более точной или менее точной. Вот поэтому приближение к истине полностью определяется прогрессом в точности наблюдений. Галилей не был первооткрывателем гелиоцентрической модели, но благодаря его искусным наблюдениям – именно благодаря его наблюдениям – гелиоцентрическая модель Вселенной утвердилась в науке, и именно это позволило открыть Всемирный закон тяготения». [T.10.CXVII.7]
|
||||||
Религии периода конца Кали Юги выродились. Вместо пользы, стали приносить вред. Служители культов извратили Великие Истины, преподанные Основателями религий. Религиозные споры уничтожили смысл учений.
|
||||||