ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН III. Divina Natura 2; Partus Generatio; Venus Urania; Physis; Императрица; Иероглиф (Берущая рука - Влагалище). |
||||||
Divina Natura 2 (Тёрнер) «Буквы-Матери»; Семья |
||||||
conjugium, ī n [conjungo] 1) сочетание, связь (corporis atque animae Lcr); 2) (тж. с. maritale Col) брачный союз, брак (в фактическом смысле, в отличие от conubium — в гражданском смысле Ter, С, О etc.); 3) соитие, любовная связь Tib, О; спаривание V, О; 4) супруг Prp, V; супруга V; pl. брачная пара (тж. у животных) РМ, CTh. [B.32]
cō-nūbium, ī n [nubo] 1) брак, бракосочетание, как гражданское установление (compar с. L; conubia piebĕi cum patribus С): conubiis ambire aliquem V делать кому-либо предложение о браке (просить руки его дочери); 2) любовная связь (cupĕre conubia alicujus О); 3) прививка (растений) РМ. [B.32]
cōpula, ае f [cum + apio = apiscor] 1) бечёвка, верёвка, канат; ремень, привязь…; 2) застёжка…; 4) соединение, связь, узы (copulae nuptiales Ap; irrupta с. H); 5) брачные узы CJ…
glūtinum, ī n 1) CC, Sl = gluten; 2) перен. связь, узы (g. caritatis Hier). [B.32]
coitio, ōnis f [coëo] 1) соединение, союз…; 4) поздн. соитие, половая связь…
conjuga, ae f ( = conjux ) супруга Ар. [B.32] * cōnsocia, ae f [consocius] подруга, спутница: consors totius vitae et с. Ambr = conjunx. [B.32]
Vesta, ae f 1) Веста, дочь Сатурна и богини Опс; богиня домашнего очага, домовитости и чистоты семейной жизни (её храм находился в южн. части римского Форума) C, V etc.: ad Vestae (sc. aedem) H у храма Весты; Vestae sacerdos O = pontifex maximus; 2) O = Ops, Cybēle или Terra; 3) храм Весты: quantum timuere patres, quo tempore V. arsit O как испугались патриции (сенаторы), когда горело святилище Весты; 4) пламя очага, очаг (ardentem Vestam nectăre perfundere V). [B.32]
|
||||||
Некоторые слова имеют оба рода лишь во множественном числе: οἱ δεσμοί и τά δεσμά узы, οἱ στάδιοι и τά στάδια стадии. Профессор С.И. Соболевский [B.175.1]
δέσματα τά 1) узы, путы, оковы (σιδήρεα Hom.); 2) головная повязка (ἀπὸ κρατὸς χέε δ. Hom.). [B.169] δεσμός ὁ (pl. тж. δεσμά) 1) привязь…; 2) причальный канат…; 3) дверной ремень…; 4) упряжной ремень, постромка…; 5) скрепа, гвоздь…; 6) анат. связка…; 7) преимущ. pl. узы, оковы…; 8) перен. узы, связи…; 9) тж. pl. темница, тюрьма…; 10) пленение, плен…; 11) связанность, скованность…[B.169] δεσμώματα τά узы, оковы Aesch., Soph. [B.169]
|
||||||
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «В Египте эпохи Нового царства боги почитались триадами. Например, в Фивах есть бог Амон – великий владыка подсокровенный, у него есть жена – богиня Мут – повелительница власти цариц, и у них есть младенец – лунный бог Хонсу. В городе Мемфисе на севере есть Птах – великий владыка искусства и ремесла, у него супруга – львиноголовая Сехмет – владычица медицины и воздаяния, и у них сын – бог Нефертум – владыка природы. Эта идея о том, что совершенная божественная семья воплощена в триаде, она была настолько сильна, что заменяя старую религию новой, Эхнатон создаёт новую триаду – Триаду нового времени. Одна из стел из Ахетатона: мы видим самого Эхнатона, рядом с ним сидит Нефертити уже в своём характерном высоком синем парике, увитом лентами, три дочери у них на руках, над ними Атон. На самом деле речь идёт не просто о стеле: такую стелу придворные в столице ставили в своей молельне: они вот в таком образе поклонялись царской семье, которая была для них посредником для молитвы. На самом деле речь идёт о Божественной триаде: Атон, как великий Предвечный бог и Солнечный отец царя, сам Эхнатон, который считает себя здесь воплощением бога Шу – Бога воздуха – Первородным сыном Солнца, и Нефертити, которая здесь предстаёт как Богиня Тефнут – как Богиня Огненной влаги – супруга Бога воздуха Шу, и тоже первородная дочь своего Бога». [P.125.27]
В 1928 году американская экспедиция во главе с Э. Кьера и Г. Лаудом приступила к продолжению раскопок в Хорсабаде. По поводу открытий археологов, сделанных в Дур-Шаррукине… …там американские археологи в 1932 – 1933 годах обнаружили ценный список ассирийских царей. Он содержит имена 107 царей с указанием продолжительности их правления. В первой части парадного двора расположен комплекс храмов с тремя святилищами. Одно из них было посвящено богу Луны – Сину. Его лунный серп напоминает рог быка. Отсюда и образы огромных быков с большими крыльями. Головы людей на бычьих туловищах свидетельствуют о том, что бог быков к тому времени уже принял человеческий облик. Второе святилище было посвящено «супруге» бога Луны богине Нингаль. В небесном пантеоне её отождествляли с утренней и вечерней звездой, которую греки и римляне называли Венерой (Афродитой). Третий храм предназначался для бога Солнца – Шамаша. Здесь же находились святилища меньших размеров, посвящённые другим божествам. Главные храмы Луны, Венеры и Солнца – этих наиболее почитаемых богов ассиро-вавилонского пантеона, в котором сначала Луна выступала в образе отца, Солнце – в образе сына, а планета Венера – в образе жены или дочери… К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.1]
|
||||||
…впервые были извлечены из-под земли в 1968-м году. Билл Девер (Prof. William G. Dever, University of Arizona) проводил охранно-спасательные раскопки гробниц в южном Израиле, когда местный житель принёс ему украденную оттуда надпись. Prof. William G. Dever, University of Arizona: «Выполненная чётким письмом восьмого века, она оказалась надгробной надписью, в которой указано имя покойного. В ней говорится: «Да благословит (Того-то и того-то) Яхве». Это хороший библейский иврит. Но в ней сказано: «Да благословит Яхве и его Ашера». А Ашера (אֲשֵׁרָה) – это имя древнеханаанской Богини-Матери. На территории Израиля были найдены и другие надписи, связывающие Яхве и Ашеру: тысячи статуэток были извлечены из-под земли. Девер (Prof. William G. Dever) приходит к выводу о том, что у Бога была жена. Даже спустя сотни лет после того, как евреи отошли от своих языческих ханаанских корней, монотеизм ещё полностью не установился. [T.21.XVIII.1]
Когда-то давно мужчина и женщина были единым целым. Знаменитый миф, который Аристофан рассказывает на «Пиру» у Платона, говорит о возникновении полов. Слово «sex» происходит от «sectio» – «разрез». Давным-давно наша природа была не такой, как сейчас – совсем другой. Во-первых, человек был шаром с круглой спиной и боками. У него было четыре руки, столько же ног, два одинаковых лица на круглой шее, расположенные на противоположных сторонах круглой головы, и четыре уха. У него было два пола, и всё, что полагается». Prof. François Ansermet, Hôpitaux Universitaires de Genève: «Суть аристофанова мифа в том, что люди возгордились перед богами, и боги решили разрезать их на две части, чтобы, в каком-то смысле, разлучить человека с самим собой. И с тех пор люди, не переставая, созерцают этот разрез, разрыв. Можно сказать, что оба пола чётко отделены друг от друга, но каждый включает в себя части обоих полов. То есть, человек состоит из сочетания мужского и женского – не только мужского или только женского существа – в разделе кое-что потерялось. И каждый человек всю жизнь ищет потерянное. Ищет за пределами себя. В этом идея либидо – искать нечто утраченное, но искать его не в себе, а где-то ещё. Мы не живём инстинктами, как животные: не умеем с ними обращаться. Где-нибудь в Тоскане два фазана-самца и самка устроят парад-маскарад, сексуальную игру, где всё определено, запрограммировано инстинктом. Возьмите двух людей – всё намного сложней: у нас не инстинкты, а импульсы. И это признак того, что мы не умеем с инстинктами обращаться». [T.10.CDXLVI] ** |
||||||
** Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…на реконструкции есть две стелы. Во дворе для ритуального возлияния стоит священник. Он совершает возлияние на небольшой жертвенный камень, и перед ним две стелы. Стелы всегда делались из другого камня. это так называемый наре(к), он очень тяжёлый, он очень крепкий – не такой, как все остальные камни. Вопрос: почему два камня, если Бог один? Интересная теория. В двух местах была найдена посвятительная надпись еврейскому богу «Для Господа и его супруги» – всё, как у всех». [P.125.85]
Михаил СЕЛЕЗНЁВ, кандидат филологических наук: «…а двадцатый век принёс множество новых открытий, в первую очередь – археологических. Подозрение, насколько прямо так уж по Закону Моисееву жили древние евреи царского времени. Одна из самых шокирующих находок была сделана на Синайском полуострове. В то время, когда он был оккупирован израильтянами, там производили раскопки и раскопали местечко под названием Кунтиллет Аджрут. Там было найдено помещение восьмого века до нашей эры с находками совершенно сенсационными. «Да будет такой-то, такой-то благословлён Яхве Самарийским и его Ашерой», а на другом сосуде написано «…благословлён Яхве Теманским и его Ашерой». Бывает Зевс Олимпийский, Зевс Критский и так далее, но это в окружающем языческом мире. Шокирующая совершенно вещь, что Яхве бывают разные. Очень сложная картинка формирования истории древнееврейской религии. Библейские тексты, которые до нас дошли, они были сформированы либо исключительно, либо преимущественно в южном еврейском царстве – в Иерусалиме, поэтому априори любая религия Самарийская (Шамронская) должна восприниматься как нечто плохое – неправильное. Если они там у себя в северном царстве в Самарии (в Шамроне) построили храм и поклоняются, пуская даже, Яхве, он, априори храм не правильный и вера не правильная. Теманский: «теман» – по-еврейски попросту «Юг». С другой стороны – некоторые конкретные географические названия, географические места на юге Израиля, на границе пустыни. В Ветхом Завете, в описании разнообразных мерзостей, которые делали израильские и иудейские цари, как раз Ашера играет достаточно важную роль. Перед Второй Мировой войной в тридцатые годы в Сирии было раскопано место Рас-Шамра, которое в древности называлось Угарит. Сейчас в науке больше известно под своим древнем названием. Глазам учёных предстала библиотечка текстов на угаритском языке, которая была расшифрована. Угаритский оказался западносемитским языком древним. Перед нами предстал угаритский пантеон, во главе которого стоит верховный бог Илу. Иногда говорят Эль, потому что так это слово звучало бы в еврейском языке, если бы евреи стали читать угаритский текст. И его супругой оказывается богиня Аферату, которая ввиду соответствий между семитскими согласными по-еврейски стала звучать как Ашера». [P.141.17] * Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…и ещё он очистил Иудею от местных святилищ и дерев Ашеры». (2Пар. 17:6) Ашера – это такое женское божество, но вообще это просто можно переводить, как «богиня», потому что у неё, какого-то отдельного конкретного культа не было. Это, как правило, просто есть «Ваалы» и эти самые «Ашеры», иногда их переводят, как «Астарта»: не совсем одно и то же. Грубо говоря – это мужские и женские божества, то есть, всякие-разные». [P.125.359]
|
||||||
Природа внедрила в людском сообществе семейный образ жизни для того чтобы обеспечить ребёнку защиту и пропитание. Человеческий детёныш не может выжить без матери, а кормящая мать не может выжить и сохранить ребёнка без мужской заботы. Мужчина понимает, что распространение его генов не будет успешным, если ребёнок не выживет, если его не вырастить и не воспитать. Но в древности забота о матери и ребёнке не служила преградой для связи мужчины с другими женщинами. Это было только полезно роду, потому что чем более многочисленным он становился, тем легче всем было выжить и защитить себя. [T.2.XIX]
«Брак в то время был мощным оружием. Речь шла о политических династиях. В Древнем Риме брак не имел ничего общего с любовью». [T.13.XLI.2]
Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Мы называем эти цивилизации древности и средневековья патриархальными, традиционными. Это традиционная культура. Они мыслили образами, реальными поступками и поступали, подчас, очень наивно. Верх этой наивности – знаменитые бракосочетания в Сузах. Март 324 года до нашей эры. Армия повернула уже назад, под давлением уставших солдат, из Индии они возвращаются. И вот, они снова в сердце былой Персидской державы – в Сузах. Там он и устраивает это действо. Фантастическое. 10 тысяч воинов, македонцев из армии Александра женятся на женщинах Востока – из Персиды, Бактрии, Мидии, Парфии, Согдианы. Среди них 89 высших людей, 89 гетайров, ближайших спутников Александра. Они вступают в браки, конечно, с принцессами. Это Неарх, Селевк, Кратер, Гефестион и сам Александр с двумя, как я уже упоминала. Замечу сразу, что когда умрёт Александр и тут же начнёт распадаться великая империя, 88 из этих гетайров откажутся от своих этих символических жён из Суз, и только один, Селевк, сохранит свою жену… И кстати, будет достаточно успешен как правитель одной из частей великой державы Александра. Видимо, он склонен был к некоторой стабильности. Человек древности обладает какими-то общетипологическими чертами, но, ни в коем случае они не были никакими не роботами, не одинаковыми. И вот это…» [P.97.2]
vōtum, ī n [voveo]… 6) (тж. vota nuptiarum и matrimonii CJ) брачный союз, брак Ар, Fl…
vinculum (vinclum), ī n [vincio] (преим. pl.) 1) верёвка (для связывания)…; 3) причал…; 5) путы, оковы…; 6) темница, тюрьма…; 7) связующее начало, узы, связь…: v. jugale V брачные узы…
|
||||||
Ирина ЯЗЫКОВА, кандидат культурологии: «То, что было скандально, скажем, для первого века – то, что женщины наряду с мужчинами слушают проповедника-учителя и становятся учениками, – то уже в двадцатом веке трансформировалось сквозь призму проблем двадцатого века. А самая главная проблема… одна из главных проблем двадцатого века – это сексуальная революция. Если мужчина рядом с женщиной, значит между ними нет барьеров. Это как раз попытка приблизить евангелие к такому, более бытовому, что ли, уровню: не идти «вверх», куда евангелие зовёт, а, наоборот, как бы, объяснить всё через очень простые человеческие отношения. Если любовь – значит любовь сексуальная, если женщина рядом – то только как такой вот партнёр – или жена, или невеста, или любимая и так далее». [T.10.CDLXXXIII.3]
Dan Burstein, Co-editor, Secrets of Mary Magdalene: «Большинство иудейских лидеров, почти все – девяносто восемь – девяносто девять процентов, были женаты и имели детей. Они следовали библейским предписаниям «Плодиться и размножаться». Существовало убеждение, сто к тридцати двухлетнему возрасту, как Иисус, человек должен быть женат и иметь детей. Поэтому учёные считают, что если Иисус был реальным человеком и принадлежал к еврейской культуре, то он почти наверняка был женат. И на ком он ещё он мог быть женат, как не на Марии Магдалине, которая упоминалась двенадцать раз в евангелиях, причём в самые важные моменты в истории жизни Иисуса». Dr. Jane D. Schaberg, Author «The Resurrection of Mary Magdalene»: «Мне кажется, большой ажиотаж по поводу того, что Мария Магдалина была женой или любовницей Иисуса, больше связан с Иисусом, чем Марией Магдалиной. Этим люди хотят сказать, что если Иисус был настоящим человеком, то у него должна была быть женщина. Это ещё один способ использования женщины, чтобы рассуждать о мужчине». Lesa Bellevie, Author and Founder, Magdalene org.: «Некоторые видят в ритуале омовения (ног), который представлен во всех четырёх евангелиях, напоминание о ритуалах Священного брака, имевших место в Месопотамии». Dr. Jane D. Schaberg: «Священный брак очень часто встречается в языческих религиях. Его идея заключается в том, что в Божественном мире есть небесный король и небесная королева, которые отображаются в земном мире. Секс между мужчиной и женщиной может быть отображением секса в небесном мире». В древности люди верили, что с помощью Священного брака смогут постигнуть глубокий религиозный опыт. Сексуальный союз, который обычно составляют супруг и супруга означает символическое плодородие для них, для земли и для людей. Lesa Bellevie, Author and Founder, Magdalene org.: «В римской империи было много загадочных религий. Некоторые из них почитали и уважали богинь-женщин. Некоторые полагают, что существовали богослужительницы или священные проститутки, которые проводили все ритуалы этих богинь. Многим исследователям это даёт основание по ритуалу омовения считать, что Мария Магдалина была богослужительницей Иисуса, которая совершала обряд Священного брака с Иисусом». Dr. Elaine Pagels, Professor of Religion, Princeton University: «Любой бог древнего Ближнего Востока, – будь то римский, греческий или египетский, – у всех этих богов были женщины. Поэтому крайне необычно, что у иудейского бога никого не было. Нам известно, что образы партнёра-женщины исчезли ещё в древности». [T.4.XV]
Диакон Андрей КУРАЕВ, кандидат философских наук: «…две цитаты из апокрифов, надо заметить, в романе довольно точны. Проблема в другом: как именно эти две апокрифические цитаты вводятся в текст романа. Страница двести девяносто восемь романа: «Это фотокопии Свитков Мёртвого моря и коптские из Наг-Хаммади – самые первые христианские записи». Полагаю, лучше начать с Евангелия от Филиппа. Вообще-то говоря, лучше было бы начать с того, чтобы снять лапшу с ушей. Рукописи Кумрана, они же Рукописи Мёртвого моря, действительно очень древние записи. Мы точно знаем, что эта библиотека завершила своё формирование до семидесятого года первого века нашей эры. Но проблема в том, что христианских текстов там не обнаружено, даже апокрифических. То есть, там история такова была: это пещеры, в этих пещерах некая ессейская община – такая, протомонашеская община – кстати, очень важно, да. Браун утверждает, что любой взрослый мужчина в Израиле той поры обязан был быть женатым, иначе его не стали бы слушать – «Мальчик, уйди отсюда!», да, вот, – на самом деле это не правда. Возьмите хоть Иосифа Флавия: смотрите, была община «Тэрапэфтов», они же ессеи, – жили такие, – протомонашесская община, в которой, возможно, воспитывался Иоанн Креститель. И их библиотека найдена, вот именно в Кумране, и там как раз жёсткий обет безбрачия. Так что не надо думать, что монашество появилось сильно позднее… …да, в гностических текстах – и это никакая не сенсация – в гностических текстах постоянно говорится о Браке Христа. Но Христос гностических текстов – это философема или мифологема – это некий космический Эон, который вступает в сизигию – в супружескую связь – с аналогичными философемами-категориями и порождает третьи категориальные трансцендентальные апперцепции. Это к земному Христу не имеет просто никакого отношения». («Правда и фантазии Кода da Vinchi», Храм св.Николая)
…согласно другой, ещё более спорной версии, Иисус и Мария Магдалина могли даже быть женаты. Хотя исторических свидетельств в поддержку этой идеи нет, Джеймс Тэйбор говорит, что в гностических евангелиях предполагается, что отношения между ними были чем-то большим, чем просто дружеские. Prof. James D. Tabor, University of North Carolina at Charlotte: «В евангелии от Филиппа есть отрывок, в котором она называется «Спутницей Иисуса», и говорится, что он любил её сильнее, чем других апостолов и часто целовал её, по некоторым переводам, даже в губы. Такую точку зрения, что они были связаны интимными отношениями, вы не найдёте в синоптических евангелиях Нового Завета, в них о Марии практически не упоминается». Конечно, будь Иисус обычным иудейским мужчиной первого века нашей эры, Он, скорее всего, был бы женат. Однако Он не был обычным человеком… Prof. Bart D. Ehrman, University of North Carolina: «В ранних источниках нет никаких свидетельств в пользу того, что Иисус был женат на Марии Магдалине, или что Он вообще был женат на ком-то. Фактически во всех ранних источниках Иисус описывается как холостой иудейский мужчина. Так что идея о том, что Иисус был женат, это целиком и полностью современная выдумка. Ни в одном из евангелий указаний на это нет». Тем не менее, не стоит забывать, что имена жён и женщин вообще редко остаются в истории. Prof. James D. Tabor: «Молчание ничего не означает. Назовите имя жены Петра, жены Андрея, Иакова, и любого из двенадцати апостолов. А ведь они все были женаты, но имён их жён мы не знаем. А теперь давайте представим иудейского мужчину в возрасте тридцати лет. Данной культуре свойственно, что в этом возрасте люди женаты. Так что по культурным нормам Он вполне мог иметь супругу». Prof. Bart D. Ehrman: «Некоторые отстаивают ту позицию, что Иисус не был холост, потому что в древнем иудаизме мужчины всегда были женаты. И это правда, это была установленная норма. Однако было и множество исключений. Мы знаем о многих иудеях, которые давали обет безбрачия по религиозным соображениям, например, иудеи, создавшие Свитки Мёртвого моря». [T.21.XIII.1]
Анатолий ВИШНЕВСКИЙ, доктор экономических наук, директор Института демографии ГУ-ВШЭ: «…свадьба – это же давняя традиция, традиция ещё тех времён, когда образование семьи – выход замуж и женитьба – были, вот, как бы единственным событием в жизни. Это был переломный момент, когда человек переходил из одной категории в другую. В русской деревне неженатый человек назывался «Малый», а женатый «Мужик» уже. Он становился Мужиком, когда он женился. Та самая нерасторжимость брака – «навеки они объединились», и так далее, – вот это вот всё укреплялось вот этим обрядом». [T.10.LI.54]
|
||||||
Брачное поведение птиц (танцы). Вне периода размножения птицы враждуют за пищу. Цель танца – показать неагрессивность намерений, снять напряжение с обеих сторон. Самец демонстрирует поведение подчинения, превращаясь либо в птенца, либо в более слабую особь. У млекопитающих также инверсия происходит, либо самец предлагает самке подарок пищевой или непищевой. У приматов эта проблема стоит менее остро, поскольку они ведут общественный образ жизни, и часто предполагаемы половые партнёры хорошо знакомы друг с другом. Поэтому у приматов речь идёт о своеобразной деритуализации полового поведения, и всё связанное с процессом спаривания происходит на основе предварительных (дружелюбны) контактов и предварительного знакомства предполагаемых половых партнёров. Однако у человека происходит как бы обратная инверсия потому что для человека типично использование определённых ритуалов перед тем как предложить партнёру «руку и сердце». Марина БУТОВСКАЯ, доктор исторических наук [T.2.I]
Илья КОЛМАНОВСКИЙ, кандидат биологический наук, руководитель Лаборатории биологии Политехнического музея: «…семья у Лошади Пржевальского, семья у воронов, семья у выдры. Семьи у разных животных устроены очень по-разному, и, может быть, на этом фоне мы больше сможем почувствовать свою уникальность. Для меня интересен человек как особый вид животных. Надо сказать, что у человека очень необычно устроена любовь: он очень не похож на других млекопитающих». [T.10.CDLXXXVIII]
|
||||||
Специалисты в области брачных отношений давно подметили главную черту тех семей, которые можно бы назвать счастливыми, – отсутствие у супругов попыток навязать второй половине представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». [A.73]
Семейные отношения, по мнению психологов, считается нормальными при следующих условиях: 1) время разговора супругов в сутки – 28 минут; 2) разговоры о быте. Я. БРАНД, доктор медицинских наук [T.3.IV]
Анекдот от Светланы Шиловой (певица, солистка Большого театра). Объявление: «Выйду замуж на время кризиса. Говорю мало, готовлю вкусно, голова не болит». [A.252]
…в конце концов, счастливы одинаково не столько все семьи, как уверяет Corpus Anonymous (семья, разъяснил бы мой монах-наставник, не является чувствующим существом и не может быть субъектом счастья), сколько все люди, чтобы не сказать – все мозги: это такой же трюизм, как то, что все кастрюли кипятят воду одним и тем же древним способом, и замерзает она по Ангельской благодати тоже в совершенно одинаковый лёд, какого бы цвета ни был холодильник. Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.23]
…как сказала по этому поводу Рысь: «Секрет стабильных отношений с мужчиной в том, чтобы успеть проникнуться к нему пронзительной бабьей жалостью до того, как он начнёт вызывать тяжёлое бытовое омерзение». В. ПЕЛЕВИН [B.51.29]
|
||||||
Обычай обручения кольцами (символ вечности) окончательно вошёл в православный быт и стал церковным обрядом с конца XVIII века, до этого обручались крестами. Многие продолжали носить обручальные на указательном пальце правой руки и после свершения венчания. Белое свадебное платье – заимствованный обычай в России. Р. КИРСАНОВА, доктор искусствоведения [A.4]
Terry Jones, popular historian, political commentator and TV documentary host: «…в начале Средневековья не существовало религиозных церемоний бракосочетания: браки были чем-то вроде сделок между семьями, решавшими объединить свои землевладения. Родители выбирали для своих детей будущих партнёров, когда они были ещё маленькими. Но в двенадцатом веке вмешался Папа, и весьма своеобразным способом – он запретил кровосмешение. Он объявил, что браки между родственниками – это грех – и не только с близкими родственниками, но и с родственниками до одиннадцатого колена. Это означало, что вы не можете пожениться с тем, с кем у вас общий пра-пра-…-прадедушка без дозволения Церкви, которое, разумеется, стоило недёшево. Неожиданно все обнаружили, что их окружает около четверти миллиона людей, с которыми они не имеют право вступать в брак. А для маленьких городов в роде Монмальона с население в пятьсот человек, это стало настоящей проблемой. …так продолжалось до середины шестнадцатого века, пока Церковь не решила придать свадебной клятве сакральное значение. Теперь свадебную церемонию мог проводить только священник. Церкви потребовалось полторы тысячи лет, чтобы овладеть ритуалом соединения мужчины и женщины». [T.22.XXI]
|
||||||
М. СМОЛЕНСКАЯ, психолог: «Кстати, женщинам стоит помнить, что в минуты опасности мужчина будет спасать жену, а не детей. И не спешите обвинять его в отсутствии родительских чувств: так велит ему основной инстинкт». О. СМИРНОВА [A.163] «Золотое» правило биологии – правило Гамильтона. Согласно биологической теории люди и животные помогают ближайшим родственникам ради «продвижения» своих генов: Они более расположены к братьям и сёстрам, имеющим в средним около половины общих с ними генов, чем к более дальним родственникам, у которых их гораздо меньше. [A.127]
|
||||||
Явление это (субфертильность) особенно характерно для богатых западных стран. В самом общем виде его причиной можно считать отделение секса от деторождения. У животных, у народов с патриархальными установками сексуальные контакты в конечном счёте всегда направлены на производство потомства. Соответственно все правила и нормы, связанные с этими контактами, существуют в интересах будущих детей. Освобождённый от этой задачи, отпущенный на свободу секс начинает жить своей собственной жизнью, в которой зачатие становится всего лишь ошибкой, «проколом». Это касается не только холостой молодёжи, но и супружеских пар, склонных откладывать появление потомства до лучших времён. Однако известно, что «подходящий момент» для рождения ребёнка – это миф. Если дети не воспринимаются как Божий дар (или Божие задание), они неизбежно занимают самые дальние позиции в списке жизненных целей – после образования и карьеры, собственного дома и банковского счёта. Когда установки общества приходят в противоречие с велениями природы, проблемы неизбежны. Любовь Федоровна КУРИЛО, доктор биологических наук, профессор, руководитель лаборатории Медико-генетического научного центра РАМН [A.233]
…в тени Храма Артемиды. Это одно из чудес Древнего Мира – самый большой языческий храм на планете. Эфес – четвёртый по величине город Древнего Мира. Он был одним из десятков тысяч паломников, большинство из них приходили поклониться богине Артемиде. Dr. Mark Wilson, Director, Asia Minor Research Center, Regent University: «Артемида была богиней охоты и покровительницей девственниц. Мы знаем, что на ежегодных празднествах молодые незамужние женщины находили супругов». [T.10.CLVIII.5]
|
||||||
Сотни лет, прожитые при традиционном распределении ролей (мужчина – охотник; женщина – хранитель очага), оставили «в наследство» сильному и слабому полу разные жизненные приоритеты. Мужчина всегда оценивает себя по своей работе и достижениям, самооценка женщины зависит от межличностных отношений. Если у мужчины возникают трудности на работе, он не может в полной мере заниматься личными отношениями. Если у женщины что-то «не клеится» в семье, ей не легко сконцентрироваться на рабочих проблемах. Будучи чем-то встревоженной, женщина ищет утешения в разговоре. Встревоженный мужчина займётся работой. [A.132]
Психологи утверждают. Для мужчины вопросы всегда проявление назойливости, а для женщины это способ выражения дружественных чувств и заботы. Отсюда следует основные противоречия. Мужчины убеждены, что если женщины обсуждают с ними свои проблемы, то значит просто жаждут получить квалифицированный совет. На самом деле, чаще всего, женщине просто нужно, чтобы ей посочувствовали, а советы она получает от своей мамы, подруг или своего психолога. Большинство женщин считает брак удачным до тех пор, пока пара может обсуждать вместе возникшие проблемы. Большинство же мужчин наоборот расценивают отношения как неудачные, если слишком часто приходится говорить о проблемах. [T.14.1]
|
||||||
Исследователь из университета Вашингтона Джон Готтман представил математическую модель позволяющую определить шансы на развод у молодожёнов. Поведение во время ссоры – «рейтинг горечи». Позитивные факторы: уважение, юмор, интерес к партнёру и способность ценить его. Негативные факторы: отвращение, гнев, страх и плач. Позитивные к негативным 5:1 – долгая совместная жизнь. [A.226]
|
||||||
Для невесты брак был началом тяжкого домашнего труда. Веками смысл жизни католичек определялся браком и материнством. И лишь в монастыре они могли добиться власти и сделать духовную карьеру. Вне этих женских анклавов католической Европой в основном управляли мужчины. Так что, не смотря на то, что Церковь боготворила Деву Марию, образ жизни обычных женщин определялся традициями и бытом. Однако, не смотря на все противоречия, кризиса не намечалось. В тысяча пятисотых годах католицизм процветал. Это были революционные эгалитарные идеи: к Священной Истине мог приблизиться любой, кто умеет читать, в независимости от пола и положения в обществе. Это то, что Лютер называл «Священством всех верующих». В его концепции содержался призыв, в том числе и к женщинам. В отличие от католических женщин, протестанток поощряли читать. Это впервые в истории привело к мужскому и женскому равноправию в вопросе отправления веры. Именно в Церкви впервые появилось равноправие полов. Протестанты пошли на ещё большее радикальное изменение… Брак Лютера доказал две важнейших идеи протестантской революции. Во-первых, дом, как и Церковь, является местом поклонения Богу, во-вторых, основа протестантства не воздержание, а семья. Идеи Лютера с большим энтузиазмом были приняты по всей Европе. Новая вера справилась с проблемами, которые оказались не под силу католицизму: внебрачный секс, регламентация и проведение бракосочетаний. Протестантство распространяло своё влияние на семейную жизнь. Для праведных протестантов дом стал символом святости, это было место, где они всегда могли поклониться Богу, в роли же священника теперь выступал отец семейства. Евангелическое христианство подчёркивало возможность личного благочестия и значимость Библии. Протестантство родилось заново. Dr. Tristram Hunt, historian: «Евангелическое протестантство вдохнуло новую жизнь в протестантские концепции патриархата и святости брака. Люди викторианской эпохи оживили протестантство и воскресили культ семьи. Но что интересно, духовным лидером в семье теперь считалась женщина, а не мужчина». На первый взгляд это была эпоха идеализированной семейной жизни. Занимаясь домашними делами, христианские женщины служили своим мужьям, стране и Богу. Даже в портретах королевы, – главы большого и могущественного государства, – всё ещё доминировал образ заботливой матери и жены. Dr. Suzanne Fagence Cooper, Victoria and Albert Museum: «Королева стала не только матерью нации, но также матерью империи. Она умело использует образ матери, она символизирует власть, люди могут на неё положиться, и это как бы делало их её детьми, её большой семьёй. Этот образ прижился, и, по сути, он является версией образа Богородицы с Младенцем». Структура викторианской семьи была практически копией старого протестантского идеала: религиозность, всемогущий мужчина, ответственная сильная духом жена, просто замените имена Ричарда и Маргарет Бакстеров на Альфреда и Викторию. [T.13.XXVII.3]
Елиезер, как звали слугу Авраама, был потрясён. Во-первых, Бог исполнил всё, что он немного по-детски, но весьма разумно загадал. Ведь он хотел, чтобы у Исаака была трудолюбивая, гостеприимная и негордая жена. Во-вторых, она оказалась первой красавицей и княжной этого города. Княжной, которая по первому слову готова напоить случайного прохожего и его скот. Воистину она была именно той, за кем посылал Елиезера Авраам. Она была из Дома Божьего, так звучит имя её отца, – Вафуила. Она была царского рода, так переводится имя «Милка». И она была внучатой племянницей его господина. И её звали Ревеккой, что означает «Узы, связь, брак». Родители, воспитавшие такое сокровище, оказались людьми верующими. Выслушав рассказ гостя, они сразу поняли, что это дело пришло от Господа, и беспрекословно отпустили её в Святую Землю. И благословили её сказав: «Сестра наша, да родится от тебя миллионы». Население Земного шара не достигало ещё тогда таких цифр, но так и случилось. Ревекка стала матерью Израилю и его брату Исаву, от которого по преданию произошли римляне. Любимица королевы Виктории, которую та звала Солнышком, восходила через бабушку корнями к царю Давиду, русский царь (Николай Второй) – к Августу. СИМВОЛИЧНО! [T.10.CDI.29] * Князь Николай (Романович) РОМАНОВ, праправнук Николая I, внук княгини Милицы Николаевны: «После того, что начали царствовать Романовы, очень скоро появились эксперты генеалогии, чтобы доказать, что Романовы были более крупная семья Московского великого княжества. Они были знатные бояре, но было много других. Но генеалогически это было не доказано. Докопались до Андрея Кобылы – он, безусловно, предок патриарха Филарета, то есть, предок Михаила – первого царя. Андрей Кобыла пришёл из Германии: кто он был – никто не знал. Но первая вещь, которую генеалогисты решили, что если он бежал из Германии, должно быть прусский князь: иначе, почему ему бежать. И, вот, решили, что Андрей Кобыла происходит от какого-то прусского князя. Со временем Романовы сделались более крупными, дошли до Петра Великого: прусский князь – как-то некрасиво. Начали копаться в истории и один из генеалогистов замечательную новость – этот прусский князь был, но он был потомок какого-то римского генерала, который был потомок императора Августа Римского. Замечательно – Романовы происходят от Августа. Вы думаете этого достаточно? Генеалогисты не стесняются: другой генеалогист сказал это не совсем точно, и он доказал, что Романовы происходят от дяди Иисуса Христа – от Иосифа. А другой просто сказал, что происходят от Иисуса Христа». [T.10.CCCLXI.4]
|
||||||
Характерной чертой в русско-половецких отношениях являются династийные связи между русскими княжескими домами и половецкой ханской верхушкой. Вадим ТРЕПАВЛОВ, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН: «Здесь была одна особенность: всегда половецкие принцессы выходили за русских княжичей. Никогда русская княжна не уезжала в Степь. Это был очень яркий для средневековья показатель. Это означало, что иерархический статус половецких правителей был гораздо ниже в глазах русских по сравнению с собственной знатью. Был только единственный случай, когда русская аристократка, ну и то, не поехала, а сбежала в Степь и стала женой половецкого хана Башкорта. Но это была исключительная ситуация, именно поэтому она и отразилась в Летописи». Были женаты на половецких княжнах такие известные князья как Владимир Мономах и два его сына – Андрей Волынский и Юрий Долгорукий. Таким образом, сыновья основателя Москвы – знаменитые Андрей Боголюбский и Всеволод «Большое Гнездо» – были наполовину половцами. [T.10.CLXXVIII.3]
Сергей КАРПОВ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН: «Кто прибывал, прежде всего, в фактории? Вот простой вопрос. Прибывали молодые мужчины. Ещё без семей. Они не были женаты. Они были полны духа предпринимательства. Они здесь хотели составить свои капиталы. Они были младшими представителями своих семейств. Папа или дядя сидит в Венеции или в Генуе. А племянник или сын едет сюда исполнять его волю, его поручение, его коммерческие предписания. Он получает специальный документ на это. И по этому документу он ведёт торговлю. И вот, он приезжает и здесь живёт несколько лет. Живёт несколько лет без семьи. Семьи у него нет. И что он тогда делает? Ну, конечно, здесь может быть конкубинат (concubinatus) с рабынями или с местными жительницами. Но это вещь достаточно обычно распространённая. Но появляется ещё одна любопытная вещь. Брак по контракту. Прибывающие сюда итальянцы заключают с местными жительницами, как правило, гречанками, брак на определённый срок. На срок их пребывания. И в этом контракте, – я нашёл несколько таких контрактов, – написано: «Ты будешь моей женой, будешь за мной ухаживать, стелить мою постель, готовить мне пищу в течение двух лет. А я даю тебе кров, пропитание и какие-то суммы денег на твоё содержание. После этого я уезжаю. Если у нас родится мальчик, я заберу его с собой. Он будет частью моей фамилии. Если девочка, пусть она с тобой остаётся. И ты будешь её воспитывать и за ней следить. Ну, может быть, если она мне очень понравится, я её с собой заберу, и в свою новую семью введу». Вот такой факт. Факт неизвестный. И как называлась такая жена по контракту? Она называлась кумой. Кума. Ничего общего с нынешней кумой это не имеет. Но термин вот такой употреблялся. Это интересно, такой факт, в Латинской Романии. Интересный факт, который мы находим в Крыму. И он довольно необычен». [T.10.CI.10]
|
||||||
Договорные браки характерны не только для общины «Том» (Непал), за последнюю тысячу лет, как монархи, так и крестьяне нередко заключали браки, основанные отнюдь не на любви. Dr. Helen Fisher, Rutgers University: «Браки «По расчёту» очень характерны для эпохи Средневековья и раннего Возрождения, а также вплоть до начала девятнадцатого века. С помощью свадеб укреплялись межгосударственные, общественные и экономические связи. Однако по мере того, как наши предки переселялись из деревень в города, где связь с семьёй была слабее, люди получали возможность выбирать себе супруга самостоятельно». Сегодня в западной культуре договорные браки стали, в основном, достоянием прошлого, а на детские браки был наложен запрет. ООН назвала их нарушением Прав человека. Эксперты полагают, что по своей длительности организованные браки способны успешно состязаться с браками «по любви». Prof. Peter Singer, Princeton University: «Совершенно очевидно, что договорные браки очень хорошо выполняют свою функцию в некоторых культурах: процент разводов и даже несчастливых семей не только не выше, но даже ниже, чем в браках, заключаемых по свободной воле». Образование меняет поведение людей… Dr. Helen Fisher: «Не думаю, что все мужчины изменяют жёнам: по последним опросам лишь 15-30 % мужчин изменяют жёнам. И, между прочим, многие женщины тоже изменяют своим мужьям. Я думаю, что с ростом экономической самостоятельности женщин, мы скоро встанем перед фактом, что они в той же степени склонны к измене, что и мужчины …мы парные существа, способные на измену, но всё же парные, а потому испытывающие ревность. Сознание человека настроено на объединение в пары и моногамию. Даже если общество сильно изменится в будущем, наш мозг останется прежним». …но в прошлом многожёнство было принято в некоторых обществах. Dr. Curtis R. Bergstrand, Bellarmine University: «Это, как правило, аграрные или доиндустриальные общества. В них считалось, что чем больше жён вы можете себе позволить, тем больше детей вырастите, и тем больше могущества и благополучия будет наследоваться по мужской линии. Патриарх при этом выигрывал в финансовом плане, создавая рабочую силу из своих многочисленных отпрысков. А новых жён привлекала безопасность богатой семьи». [T.21.VIII.12]
По мнению учёных холостяки делятся на четыре основных категории. Первая – это мужчины, жизнь которых полна постоянных и долгих разъездов или риска, например, военные, геологи, спортсмены, артисты, спасатели. Вторая группа – жертвы неразделённой любви или потери любимой женщины: эти просто страшатся повторения пройденного. Третья категория, по мнению экспертов, – мужчины с комплексом Дон Жуана: их цель не семья, а покорение женских сердец, и чем больше, тем лучше. И, наконец, четвёртая – мужчины, которым мешают создать семью идеологические, сословные, социальные, религиозные или национальные предрассудки. [T.4.L]
|
||||||
Дед-Мороз, Снегурочка и Мальчик Новый Год воспроизводят образ Святого Семейства (Иосиф-плотник и Дева Мария с младенцем Иисусом), а также архетипы Бога-Отца и Сына, который возрождается каждый год под новым номером. [T.10.I] * …шумное празднование Рождества было не в обычаи россиян, скорее, оно проходило как семейный праздник, связанный со столь ожидаемой Рождественской службой. Домашние и публичные ёлки мало чем отличались от современных: тот же праздничный ужин, обязательные подарки, забавы для детей. И как просятся в этот ряд Дед-Мороз и Снегурочка. И действительно, первые Деды-Морозы уже не в виде ёлочных украшений, а живые, в обязательных белых шубах с посохом и мешками появились всего за два-три года до начала Первой Мировой войны. Назывались они иначе – «Ёлкич», «Рождественский дед», «Морозко». Что же касается Снегурочки, как новогоднего персонажа, то это уже целиком продукт советского времени. [T.10.CDLVII.5]
Dr. Christopher Frayling, Arts University Bournemouth: «Франкенштейн бежит из лаборатории, испытывая послеродовую депрессию. В центре книги – «Неприятие отца». Это ключевой момент произведения: вся история вытекает из этого – до и после. Он отвергнут отцом, и он был создан без участия матери. Он прочитал три книги – «Страдания юного Вертера» Гёте, откуда узнал о взрослении и о дружбе; «Потерянный Рай» Джона Мильтона, откуда узнал, как стать Новым Адамом; и «Жизнеописания» Плутарха, откуда узнал, как стать героем. Вся его жизнь заключается в этих трёх литературных произведениях. Он объясняет это Франкенштейну и говорит: «Не смотря на всё, что я сделал, они меня оттолкнули». Это отвергнутый ребёнок, который говорит отцу: «Ну, папа, пойми меня! Я нуждаюсь в поддержке, в помощи, мне нужен друг, мне надо быть с кем-то». Мэри Волстонкрафт (Mary Wollstonecraft) в своей книге «В защиту прав женщин» пишет: «Самое ужасное в этом мире, то, что иногда делает его омерзительным, вызвано пренебрежением родителей». Так что в Франкенштейне есть много автобиографического». [T.10.DCCXXX]
|
||||||
Иван СЕМЬЯН, археолог, руководитель центра исторических проектов «Археос»: «…семья изменилась. Появление моногамной семьи относится к этой эпохе, потому что происходит появление прибавочного продукта, накопление ресурсов. Ресурсы начинают запасаться, храниться: соответственно, кто-то ими распоряжается, кто-то контролирует средства производства, кто-то контролирует ресурсы. И у человека появляется интерес передать этот ресурс своему потомству прямому: не всему племени, а сохранить это в семье. Поэтому стратегия моногамии, когда у вас есть понятный потомок, которому вы можете уделять большое количество времени: воспитывать его, готовить из него преемника, являлась с этой поры более выгодной. И моногамия, и парная семья развивается с эпохи неолита – с появлением производящего хозяйства». [P.125.647]
|
||||||
Михаил ЛИТВАК, кандидат медицинских наук: «Канадские исследователи выделили четыре фактора, которые делают семью прочной. Первый – общее мировоззрение. Второй – общие гастрономические вкусы. И только на третьем месте секс. На четвёртом – желание гладить друг друга. А когда через секс создаётся семья – ничего хорошего в этом нет. У наших женщин есть три сексуальных расстройства: педофилия, зоофилия, мазохизм. Во-первых, они берут мужчину не в мужья, а на воспитание. Во-вторых, живут с алкоголиками. А что такое алкоголик? Это животное. И в-третьих – страдают мазохизмом: любят, когда над ними издеваются. У нас же, к сожалению, у большинства женщин психология латентной проститутки: найти богатого мужчину, чтобы кормил. А за это они планируют вести хозяйство и отдаваться в постели». [P.132]
|
||||||
Наталья ПУШКАРЁВА, доктор исторических наук: «…что касается именно брака, как супружества, само слово произошло от глагола «брати» (брать). То есть, оно уже само по себе, это слово, предполагало, что кто-то «возьмёт» за себя замуж девушку. Поэтому брак и означал «похищение», «взятие» кто понравился и был выбран». …столичных дам, желающих выйти замуж за военного, не так много: больше это мечта барышень провинциальных. Вера БОКОВА, доктор исторических наук: «…вообще, не смотря на то, что офицеров очень любили: красивая форма и всё такое, но они больше ценились, как бальные кавалеры, ну, и как любовники». Марьяна СКУРАТОВСКАЯ, историк и исследователь, специалист по истории костюма. Член Союза писателей России: «Столичные барышни конечно меньше хотели выйти замуж за военных, потому что они могли посмотреть на них вблизи. А если ты провинциальная барышня, которая живёт где-нибудь в небольшом городишке, или наезжает в это городишко из своего поместья, и тут вдруг на постой становятся какие-нибудь новые офицеры, естественно у неё «Ах! Как кружится голова! Как голова кружится!» Вера БОКОВА, доктор исторических наук: «…родители, насколько могли, препятствовали. Ну а те, кто ослушивались родителей и выходили, всё-таки, замуж за офицера, пленившись красивой формой, потом довольно быстро раскаивались в этом. Офицеры играли, офицеры пили, ну и денег, как правило, в хозяйстве не было. Даже была такая песенка: «Нет ни сахара, ни чая Нет ни хлеба, ни вина Вот теперь я понимаю, Что я поручика жена» [T.10.DCCLXXIV]
|
||||||
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…самый знаменитый портрет Рамзеса Великого. Он здесь изображён в парадном шлеме (корона) хепреш. Тончайшее одеяние. Скипетр хекет в руках. Он ещё молодой, очень портретная статуя. Величайший шедевр искусства своего времени и самый знаменитый памятник великого египетского музея в Турине. С ним изображены любимые старшие члены семьи: с одной стороны царица Нефертари в (головном) уборе Сириуса, а с другой стороны – старший сын Амен-хер-хепешеф – первый сын-наследник, который держит большое опахало Ху, которым он, как носитель титула «Носитель опахала справа от Его величества», он передаёт дыхание вечной жизни своему отцу Рамзесу, обмахивая его Дыханием жизни, переданным от богов». [P.125.36]
|
||||||