ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН III. Divina Natura; Partus Generatio; Venus Urania; Physis; Императрица; Иероглиф (Берущая рука - Влагалище).

   

Partus Generatio

СБОРНИК_03_2_1

 
     
 

cōgnātio, ōnis f [co- + gnascor = nascor] 1) когнация, кровное родство (c. propinqua C и artissima Just; c. longinqua и longa QC; см. agnatio): c. est alicui cum aliquo C кто-либо находится в родственных отношениях с кем-либо; cognatione aliquem attingere C приходиться кому-либо родственником, быть сродни; 2) сродство, связь, тж. сходство (studiorum et artium C); 3) родственники, родня, род (tota c. C): gentes cognationesque Cs общины и роды. [B.32]

 

ἀπο-φαίνω 1) показывать, предъявлять, представлять; 2) преимущ. med. объявлять, заявлять, сообщать, высказывать; 3) тж. med. доказывать; 4) доносить, изобличать; 5) делать (кого-либо кем-либо); 6) производить на свет, рождать; 7) назначать, провозглашать; 8) med. предлагать; 9) вносить в казну (ἑκατὸν τάλαντα ἀπὸ τῶν πολεμίων Dem.). [B.169]

 

γείνομαι 1) рождаться Hom., Hes.; 2) рождать, производить на свет (τινα Hom., Trag.): οἱ γεινάμενοι Her., Xen. родители; ἡ γειναμένη Her., Xen. мать, Arst. роженица. [B.169]

γονεύς, έως ὁ 1) родитель, отец Her., Plat.; pl. родители.; 2) предок[B.169]

γονεύω рождать, производить на свет Plut. [B.169]

γονή, дор. γονά ἡ тж. pl. 1) рождение; 2) произведение на свет, роды; 3) семенная жидкость, семя (преимущ. человека и животных); 4) плод, отпрыск, дитя; 5) потомство, род, племя; 6) поколение; 7) материнская утроба 8) всходы, урожай (πάγκαρπος γ. Plat.). [B.169]

γόνος ὁ редко ἡ 1) рождение, произведение на свет; 2) семенная жидкость, семя; 3) отпрыск, дитя; 4) собир. потомство, дети; 5) собир. детёныши; 6) (у животных) яички; 7) родословная; 8) биол. пол; 9) произведение, плод[B.169]

 

 
     
 

Моя дочь и я царского рода! – бросает Ироду Иродиада, – А твой дед пас верблюдов, и вообще был вором… [T.10.CDI.20]

 

Аменхотеп умер бездетным, родных братьев (сыновей Яхмоса I и царицы Нефертирит) у него также не было. Поэтому престол перешёл к его сестре Яхмос. Её выдали за Тутмоса, сына Яхмоса I от одной из других (второстепенных) жён Сенисенеб: этот Тутмос (I) немедленно объявил себя фараоном и разослал во все концы манифест о своей коронации. С него началась династическая путаница, в которой лишь в недавнее время удалось разобраться.

Тутмос I был царём лишь в силу своего брака с царицей Яхмос; потому, когда она умерла, он с формальной точки зрения терял право на престол, который должен был перейти к Хатшепсут и её мужу. Этот переход совершился в довольно оригинальной форме.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

 
     
 

Сигурд ШМИДТ, академик РАО, доктор исторических наук: «У отца (Отто Юльевича, выдающегося советского полярника) были немецкие корни. Он потомок немцев-переселенцев во второй половине XVIII-го века. И я ему задал вопрос. Он записан русским в паспорте и сыновья его тоже. Почему-то записался русским. «Понимаешь ли что, я никогда не был написан немцем, я был написан лютеранином. Но если я был в партии, я был естественно неверующим. Зачем же мне брать веру. А сны я вижу по-русски». Папа мой в значительной степени немец, мама – еврейка. Тем не менее, я действительно считал себя русским, как и они, считал себя россиянином, совершенно не мыслю себя в другой обстановке, и не понимал и не понимаю большинство знакомых мне, которые могут променять Россию на что-то иное». [T.4.VI.3]

 

Марк ЗАХАРОВ, режиссёр театра и кино, руководитель театра «Ленком» (о Татьяне Пельтцер): «Отец – немец, мать – еврейка. А она – великая русская актриса. Парадокс…» [T.1.XVIII]

 

Сергей ЮРСКИЙ, актёр театра и кино, театральный режиссёр, сценарист, Народный артист РСФСР (вспоминая Фаину Раневскую): «…и всё время в вопросах к себе: «Да, я знаю, что я одарена, знаю, что я талант, знаю, что меня любят, но сколько же нужно сил, чтобы это всё время оправдывать».

Инна СОЛОВЬЁВА, доктор искусствоведения, литературный и театральный критик, историк театра: «…но она же знала наш «Табель о рангах», где не впишешься ни с клоунадой, ни с анекдотом, ни с блеском, ни с фразой «Евреи не беспокоятся», ни с фразой «Муля, не нервируй меня!», с этим нельзя навсегда вписаться на положение Великой Русской Артистки. Она на это положение стала мощно продвигать себя, и продвинула». [T.10.CXIX.5]

 

Не мало подобных же погребений в Британском музее; из них особенно следует упомянуть семейство Корнелия Поллиона, «архонта» в Фивах около 100 г. н. э. Семья, судя по именам – Клеопатра, Сотир, Корнелий – греко-римская, но погребение совершенно египетское, даже имена написаны иероглифами. Вероятно и здесь пред нами смешанная семья – мать Сотира называлась Пи-Мут – уже египетским именем; как и во многих случаях, национальность и культура обусловливается матерью.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Аркадий ИНИН, сценарист: «…это было моё первое знакомство с Душанбе. Потом была замечательная студия, где был директор Абид Хамидович Хамидов, который превратил её, ну, просто в рай – в розах вся была студия…

…там, например, первый мой фильм, мой первый сценарий и первый фильм режиссёра Валерия Ахадова… И первый фильм одного артиста из самодеятельности, но хороший артист. Парень приехал туда, он наш товарищ, мы его позвали сниматься. Фильм назывался «Вперед, гвардейцы!» – про детскую пионерскую игру «Зарница».

Вот этот, значит, человек – Семён Фердман его фамилия – он сыграл там замечательно. Настало время писать титры. Замечательный человек Абид Хамидович Хамидов говорит: «Дорогой Семён Фердман, ты прекрасно сыграл, прекрасно, но, знаешь, у нас в Таджикистане, ну, нет такой фамилии Фердман. Мы не можем написать «фамилия Фердман». Сеня справедливо говорит: «Ну, вот, вы же пишите Абашидзе, Григорян». Тот подумал немного, говорит: «Понимаешь, товарищ Фердман, у товарищ Абашидзе и товарищ Григорян есть свои республики. А тебе, ну, нет, ну, надо что-то придумать. Давай придумаем какой-нибудь «шарад-фарад», какой-нибудь такой… А у них всё же двое – «шашлык-машлык» – так они приговаривают. Короче, стали они придумывать – шарада-фарада – и так появилась фамилия Фарада. Семён Фарада, там он получил впервые эту свою фамилию…» [T.10.LXIX.21]

 

 
     
 

Dr. Pier Paolo Petrone, University of Naples: «Что может рассказать таз женщины? Хотя бы то, что он подвергался нагрузки беременности и родов. Действие на кости гормонов во время беременности, а так же давление которому они подвергались во время родов, оставляют на них следы. В данном случае мы видим следы, по меньшей мере, трёх родов, возможно и больше. Хотя женщина была молода – около двадцати лет, – но она родила трёх или четырёх детей».

Если это была типичная женщина своего времени, значит в Бронзовом веке женщины рожали много детей. Но хотя она была беременна несколько раз, это ещё не значит, что все её дети выжили. Рёбра шестимесячного недоношенного ребёнка. Очевидно, он умер сразу после своего рождения. Ребёнок был похоронен в глиняной урне, закопанной в землю рядом с одной из хижин. Это очень редкая находка… [T.4.XX]

 

Dr. Claire Pfann, University of the Holy Land: «Вот в этом слове «гостиница» и кроется подвох. По-гречески оно переводится ещё как и «гостиная» или «верхняя комната». Дом полон постояльцев, роженице негде уединиться. Так что же делать? Вероятно, ей предложили спуститься в погреб и родить там».

Все свидетельства указывают на то, что Иисус появился на свет в такой скальной пещере, а вовсе не в хлеву.

Реальность принятия родов в первом веке далека от нашего представления о сказочной сценке Рождества Христова. У роженицы не было ни обезболивающего, ни современных средств родовспоможения, и ей грозила опасность умереть от заражения.

Dr. Rachel Havrelock, University of Illinois at Chicago: «Поздние сроки беременности и сами роды были опасным периодом для роженицы. А Мария могла быть совсем юной – лет тринадцати-четырнадцати от роду. Женщины проводили большую часть жизни, рожая детей, вынашивая или выкармливая их. Им часто приходилось видеть смерть подруг и родственниц при родах, так что многие боялись родов». [T.12.LXXI.1]

 

Rev Sandra Rushing, Author «The Magdalene Legacy»: «Крайне маловероятно, что Иисус был холост и окружён только мужчинами. Намного вероятнее, что он был женат: раввины не давали обета целомудрия, они женились, у них были семьи». [T.12.XXII]

 

 
     
 

genius, ī m [gigno] гений, дух (присущий отдельному человеку, семье, месту и т. д.; часто в описательных личных местоимениях)…

 

Аркадий МИГДАЛ, академик АН СССР, доктор физико-математических наук: «…таланта без результата не существует: талант – это обязательный результат, и только свершения устанавливают талантливость. По поводу таланта есть замечательное высказывание: «Талант попадает в цель, в которую никто попасть не может, а гений попадает в цели, которых никто не видит». [T.10.DCXL.3]

 

…ведь все гении, мозг которых изучала наука, это люди с психическими отклонениями.

Святослав МЕДВЕДЕВ, доктор биологических наук, директор института мозга человека РАН: «Гений это заболевание, потому что, что такое гениальность? Гениальность – это когда человек может представить себе то, что нормальный человек представить не может. Понимаете? Это идёт некая поломка мозга, потому что нормальный человек с нормальным сознанием не может это представить». [T.9.I]

 

Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН: «Гениальностью не является справка из Академии наук: справки из таких организаций не имеют ни малейшего значения. Гениальность – это то, что не утрачивает своего значения никогда. Это раз. А, во-вторых, всегда то, чего не было до этих людей в обществе и в природе никогда».

Сократ – один из самых знаменитых античных философов – считал источником гениальных идей некий дух (по латыни Genius). Когда Сократа однажды спросили, откуда он черпает образы, философ ответил: «Гений нашёптывает мне мысли».

Головной мозг человека способен хранить до двухсот восьмидесяти квинтиллионов бит информации – число с восемнадцатью нулями. Более того – мозг работает быстрее самого мощного из существующих компьютеров. Но, не смотря на достойную удивления мощь, заключённую в черепной коробке, большинству из нас трудно перемножить пару двузначных чисел без помощи калькулятора.

Святослав МЕДВЕДЕВ, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, директор Института мозга человека РАН: «Гениальность – это когда человек не такой как все. Но «не такой как все» – это заболевание. Это отклонение от нормы».

Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН: «Мы сами внутри себя, тайно, не осознавая это, уничтожаем наиболее способных, наиболее интересных, наиболее необычных в угоду стабилизации сообщества: зачем нам какие-то необычные люди, которые будут портить картину мира, и которые будут вызывать раздражение, или, даже, вызывать опасность. В результате гении, и так-то являющиеся редкостью в природе, оказываются вне социальной структуры сообщества. Мы их сами упорно истребляем».

Святослав МЕДВЕДЕВ, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, директор Института мозга человека РАН: «Гениальность – аспект безумия: как может нормальный человек придумать, что фундаментальные физические законы не выполняются. Как это можно назвать иначе? – Безумие. И Бор правильно говорит: «Эта идея безумна. Весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы быть правильной».

…почему же взросление, жизненный опыт не накладывает на гениев оков стандартного мышления? Каким образом им удаётся избегать стереотипов? Учёные выяснили – у гениев изменён базовый механизм мыслительной деятельности – «детектор ошибок». [T.2.LXXII]

 

Дина РУБИНА, израильская писательница, пишущая на русском языке: «…ну, и, в конце концов, в нашей жизни много сумасшедших. Это тоже богатейший материал. Ну, какой писатель когда-нибудь обходился без сумасшедшего? А если обходился, то он сам его создавал. А если сам создавал, то многое брал из собственного характера, потому что писатель, как известно, и сам человек пограничной, скажем так, психики». [T.10.LXIX.6]

 

Игорь ВОЛГИН, академик РАЕН, доктор филологических наук: «…мы продолжим нашу тему – «Биография, как исследовательская проблема». Вот, возникает такой вопрос: «Вообще, зачем нам заниматься чужими жизнями?» Хотя, надо сказать, что литература только ими и занимается. Что такое художественная литература? Это биографии тех или иных героев – Волконского, Наташи, Раскольникова – это биографии, но биографии вымышленные. Мы имеем дело с биографиями реальными. Но для чего нам нужны биографии великих людей? Я думаю, для того, что это для нас акт самопознания: ведь в какой-то степени Достоевский – это мы. Что значит «Это мы»? Это не значит, что мы все такие гении и все такие талантливые, но биография гения, любого гения, особенно гения в области искусства, она демонстрирует предельные возможности человеческой природы. Как вида. Не даром Бродский говорит, что видовая цель человека есть поэзия (литература). Видовая цель – это не значит, что будут все писать стихи, или, там, прозу… Мироощущение он имеет ввиду – homo sapiens в Хомо Поэта превращается как бы по мироощущению. То есть гений – это предельное напряжение наших возможностей, это высшая граница наших возможностей. То есть на что способен вид». [T.10.CI.31]

 

Даниил ДОНДУРЕЙ, кандидат философских наук, российский кинокритик, социолог СМИ: «Человеческая культура развивается через прорыв одного гения к другому, и передачу этой эстафетной палочки. Потому что человечество, на самом деле, развивается только потому, что когда-то и где-то возник один гений, он передал свой импульс и людям, сначала элите, потом народу, потом другому гению, который будет противостоять ему самому». [T.2.XLI.1]

 

Гений… словарь отвечает: «тот, кто обладает высшей степенью творческой одарённости».

Артур ЛЕБЕДЕВ, доктор биологических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института психологии РАН: «Шекспир, Ньютон, Менделеев – самые разные люди. Почему мы их называем гениями? Потому что они нашли решение задач, которые стоят перед многими людьми, или нашли сами эти задачи, и решение этих задач повлияло на судьбу миллионов людей».

Акоп НАЗАРЕТЯН, доктор философских наук, кандидат психологических наук, академик РАЕН: «…во-первых, он должен достаточно долго прожить. И требование это не тривиальное. Я вам скажу, историческая демография сейчас показывает, что большинство людей, родившихся на этой планете, за её долгую историю, до двадцатого века, не дожили до десятилетнего возраста». [T.10.CCXLVII.5]

 

 
     
 

Николай ЯНКОВСКИЙ, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук: «…антропология, представление о происхождении человека на основе исследования костных останков, она говорит нам о том, что гоминиды существуют уже много миллионов лет, в данном случае это уходит на уровень порядка пять и шесть миллионов лет. По генетическим данным расхождение предка человека и шимпанзе общего на две линии разных, оно произошло порядка пяти и семи миллионов лет назад. Антропология нам говорит примерно то же самое, но слово «homo» оно появляется примерно два миллиона лет назад, чуть-чуть раньше. И в общем эти люди, они не были такие же как мы анатомически, хотя были нашими прямыми предками…» [T.10.CI.24]

 

Нет на земле народа, в фольклоре которого не было бы мифов о собственном происхождении. Так было всегда: в разные времена люди по-разному представляли себе своих предков. В глубокой древности родословие народов и племён велось от тотемов – животных или растений. Потом от богов и героев, ещё позднее – от других, более древних и славных народов.

Игорь КУЗНЕЦОВ, кандидат социологических наук, Институт социологии РАН: «Есть миф о таком, генотипическом, происхождении, то есть кровном родстве. Это необходимо, просто чтобы представить себе зримо преемственность культурную во времени народа. Также как мы можем зримо представить свою преемственность личностную, когда мы знаем кто наши родители, кровные родственники. И не случайно очень много затрачивается иногда денег, средств, психической энергии на то, чтобы найти реальных родителей. Людям это нужно, чтобы себя ощущать реальными людьми. Народам тоже нужно, чтобы себя ощущать реальными и кровнородственными».

Вплоть до появления антропологии и генетики представление народов о своём прошлом, о предках и родственниках, поневоле не выходили из области мифа. Гармония этих мифов, овеянных веками и глубоко укоренённых в самосознании народа, далеко не всегда выдерживает поверку алгеброй точных научных дисциплин. [T.10.CLXXVIII.6]

 

 
     
 

В рисунках, высеченных на скалах округа Бохус, мы находим символы плодородия.

Prof. Kristian Kristiansen, University of Gothenburg: «Возможно они прикасались к изображению чаши, чтобы привлечь удачу в охоте. В Бронзовом веке религия и сексуальность существовали вместе, а эротика была естественной составляющей ритуалов. Аналогичные данные мы получили в Месопотамии и Греции. В религиозных практиках использовали весьма эротичные элементы. Изображение любовных сцен символизировало плодородие».

Тронхейм находится на границе культуры Бронзового века в Южной Скандинавии. Здесь изображения диких зверей, сделанные охотниками, сталкиваются с приметами нового времени – одомашненными животными и мистическими символами.

Prof. Kalle Sognnes, Norwegian University of Science and Technology: «Создавая эти изображения, резчики преследовали определённую цель, они хотели показать, как они представляют скандинавскую культуру Бронзового века. Такие же изображения встречаются не только здесь, но и в округе Бохус, и в Скании. Они выражают связь с эпохой…» [T.10.CCXVIII]

 

Dr. Peter T. Struck, University of Pennsylvania: «Греческие боги вовсе не безгрешны: у них есть сильные и слабые стороны. То есть у них есть всё, что есть у обычного человека. Когда греки представляли богов, они видели их такими же, как мы с вами, только очень высокими, – так им было проще принять их существование».

По легенде у Зевса была одна очень человеческая слабость, которая его едва не погубила – неконтролируемое сексуальное желание.

…подобно своему отцу, он решает взять жену из собственной же семьи. Ею стала его сестра – олимпийская богиня Гера. Она не похожа на прежних пассий Зевса, она самая могущественная из богинь – царь богов встретил ровню себе.

Dr. Kristina L. Milnor, Barnard College: «Между Зевсом и Герой возникают отношения, которые обычно строят люди, находящиеся на одном уровне. Конфликты между Зевсом и Герой возникали, потому что греки на их примере пытались понять, а что же такого произойдёт, если двое людей с одинаковыми способностями вступят в отношения».

Dr. Peter T. Struck: «Способность Зевса заниматься сексом со всеми подряд соответствует некоей мечте, которую в тайне имели все древнегреческие мужчины. Они фантазировали об этом и думали, что Всемогущий Бог уж точно воплощал бы эти фантазии в жизнь».

В каждом уголке греческого мира был свой собственный сын Зевса.

Dr. Peter T. Struck: «Слава Зевса распространялась по Древней Греции и всё больше городов желали с ним породниться. Они объявляли, что в какой-то момент между Зевсом и смертной женщиной из их города была связь, в результате которой родились основатели местных правящих династий».

Свидетельства этих связей до сих пор остались в названиях греческих полисов: Афины, Фивы, Магнесия, Македония – все они были названы в честь детей Зевса. [T.18.XXIII.1]

 

 
     
 

…такие поручители – восприемники – в просторечии их называют «крёстные» – и сегодня участвуют в Крещении. Присутствие «крёстных» особенно важно при крещение младенца. Их прямая обязанность воспитывать своего крестника в Православной вере, обучать его основам духовной жизни и молиться. Крёстные становятся помощниками родителей младенца в деле его христианского воспитания. По традиции восприемников бывает двое – мужчина и женщина. Во время совершения таинства они держат детей на руках и в нужные моменты на вопросы священника дают ответы за своего крестника. Крёстный отец и крёстная мать соединяются духовным родством с ребёнком и друг с другом, поэтому в восприемники не годятся ни супруги, ни жених с невестой: между родственниками нельзя заключать брак. [T.10.CCXXIX.2]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ