ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН III. Divina Natura; Partus Generatio; Venus Urania; Physis; Императрица; Иероглиф (Берущая рука - Влагалище).

   

Venus Urania

СБОРНИК 03_3_1

 
     
 

Οὐρᾰνίᾱ, эп.-ион. Οὐρᾰνίη ἡ Урания, «Небесная» (1. эпитет Афродиты, как богини возвышенной любви - в отличие от Ἀφροδίτη Πάνδημος Her., Plat.; 2. муза астрономии Hes.). [B.169]

οὐρᾰνός, дор. ὠρᾰνός, эол. ὀρᾰνός ὁ (NT тж. pl.) 1) небо (χάλκεος, πολύχαλκος, σιδήρεος, ἀστερόεις Hom.): οἱ ἐξ οὐρανοῦ Aesch. и οἱ ἐν οὐρανῷ θεοί Plat. небесные боги; νὴ τὸν οὐρανόν! Arph. клянусь небом!; πρὸς οὐρανὸν βιβάζειν τινά Soph. превозносить кого-либо до небес; ἡ στρατιὰ τοῦ οὐρανοῦ NT = οἱ ἀστέρες; 2) климатическая область, климат: τοῦ οὐρανοῦ καὶ τῶν ὡρέων τῷ καλλίστῳ Her. в благодатнейшем климате; 3) анат. нёбо (ὁ τοῦ στόματος οὐ. Arst.). [B.169]

 

Ūrania, ae и Ūraniē, ēs f Урания, муза астрономии С, О, Aus. [B.32]

 

Verticordia, ae f [verto + cor] «обращающая сердца», эпитет Венеры VM, Obs. [B.32]

 

Libentīna, ae f [libens] эпитет Венеры как богини наслаждения С, Vr. [B.32]

 

I Murcia, ae f [из Myrtia] эпитет Венеры: ad Murciae (sc. aedem) L, Vr = ad Murciam у храма Венеры-Мурции (в Риме, между Палатинским и Авентинским холмами). [B.32]

II Murcia, ae f Aug = Murcida. [B.32]

 

Cloācīna, ae f [cluo II] «Очистительница», эпитет Венеры Pl, L, PM. [B.32]

 

Venĕris с. (compages) Lcr Венерины узы, т. е. любовные объятия

 

stella Venĕris, quae Latine dicitur Lucĭfer, quum antegredĭtur solem С планета Венера, именуемая по-латыни Люцифер, когда она движется впереди солнца [B.32]

 

ἑωσ-φόρος ὁ (sc. ἀστήρ; лат. Lucifer) (у Hom. трёхсложно) утренняя звезда, т.е. планета Венера Hes., Plat., Plut.: ἦμος δ’ ἑ. εἶσι φόως ἐρέων ἐπὶ γαῖαν Hom. (в час же), когда утренняя звезда встаёт, чтобы возвестить земле рассвет. [B.169]

 

 
     
 

Михаил ПИОТРОВСКИЙ, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа: «…и Голубь – он символ Венеры-Афродиты». [T.10.CDVIII.1]

 

…а апрель – в честь богини любви Афродиты, которую этруски называли Апру.

*

Планета Венера находится ближе к Солнцу, чем Земля. Поэтому мы видим её на небосводе то по одну сторону от Солнца, то по другую, но всегда вблизи него. Когда Венера располагается к востоку от Солнца, она долго не заходит за горизонт, сияя в вечернем небе. Поэтому древние греки назвали эту звезду Геспером – вечером.

Утром Венера видна в восточной части небосвода справа от Солнца. Когда она появляется позже него, солнечный свет затмевает слабое сияние теперь уже утренней звезды. Если же утренняя звезда появляется на восточном горизонте раньше нашего дневного светила, её свет особенно ярок. В этом случае греки называли эту утреннюю звезду Фосфорос (Phosphores) – светоносная, сияющая, сверкающая [от греч. «фос» (phos) – свет и «форос» (phoros) – несущий]. Утренняя звезда предвещала появление Солнца, она как бы приносила весть о свете дня. Утренняя и вечерняя звёзды появлялись в разные дни. Древние греки долго не догадывались, что это одна и та же планета. А когда поняли, назвали её именем богини любви Афродиты, римляне позже переименовали её в Венеру.

 Айзек Азимов [B.129.2]

 

Dr. Christian M. Prager, University of Bonn: «…астрономические сведения, которые представлены в Дрезденском кодексе в основном касаются циклов Венеры и затмений лунных и солнечных. И это самое главное».

Венера была особенно важна для майя. Её присутствие на небе давало возможность предсказывать военные действия. Внимательно наблюдая за Венерой, майя смогли сделать открытие, которое ускользнуло от других цивилизаций.

Dr. David M. Carballo, Boston University: «Мезоамериканские астрономы догадались, что Венера – это единое целое. В то время как в остальном мире люди думали, что это разные звёзды – вечерняя и утренняя, мезоамериканцы выяснили, что есть цикл, в течение которого Венера возвращается в одно и то же место на небе».

Расчёты для циклов Венеры можно увидеть в точках и столбцах, которые майя использовали для обозначения чисел.

Dr. Christian M. Prager: «Они правильно рассчитали дни, когда Венера появляется как Утренняя звезда, а когда, как Вечерняя звезда. Цикл Венеры составляет чуть более пятисот восьмидесяти трёх дней, а у них по расчётам получилось 584-е дня. Таким образом, за тринадцать лет накопилось отклонение в один день. Они это исправили, и, согласно знаниям, которые мы имеем сегодня, эти расчёты цикла Венеры очень точными». [T.DCCLI.1]

 

 
     
 

Вавилонская религия должна была носить сложный характер, так как она в своём окончательном виде была результатом взаимодействия двух рас и, кроме того, продуктом тысячелетней культуры.

Боги имеют космический, солнечный, а затем и астральный характер; вместе с тем, они являются местными покровителями городов или областей. Покровители местностей, превратившихся в могущественные города, делались великими богами и сопоставлялись с каким-либо из божеств светил или сил природы; с другой стороны, возникавшие города могли избирать себе специальных покровителей из великих духов природы. Божество неразрывно связано с судьбами своего города: оно правило им через царя – своё земное подобие, своего наместника и жреца, оно охраняло его от врагов, его величие росло с расширением пределов городской территории; если его народ присоединял другие города, то божества подчинённых становились в подчинённое положение к нему; наоборот, увезение изображения божества из города и разрушение его храма было равносильно политическому уничтожению города. У мужских божеств были супруги; эти женские энергии были довольно бесцветны и искусственны. Но наряду с ними, в каждой из древних религий есть богиня, играющая более самостоятельную и самодовлеющую роль и олицетворяющая собою земное плодородие, а затем планету Венеру.

…самостоятельной женской богиней пaнтеона была Истар (Иштар имя семитическое, этимология сомнительна), объединившая в себе многих древних сумерийских богинь, каковы Нина, Иннина, Анунит и другие, а потому в разных местностях носившая различный характер. В Эрехе она считалась дочерью Ану, богиней вечерней звезды – Венеры, покровительницей чувственности; культ её сопровождался развратными обрядами и оргиями. В Агаде она была богиней утренней звезды... Как планета Венера, она, естественно, была дочерью бога неба…

В то же время, как богиня любви и женского плодородия, она была и покровительницей материнства, помошницей в родах, виновницей человеческого бытия (отсюда ее эпитет: «горшечница» и изображения с младенцем на руках).

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

…древний Коринф был полон памятников, многие из которых сокрыты под зданиями современного города. Во время раскопок вокруг военных укреплений, возведённых в Средние века на холме под названием Акрокоринф, археологи нашли руины древнего здания.

Считается, что это было здание иерогамии – обрядовой проституции, – которая широко практиковалась здесь. Более тысячи жриц Венеры и Рóдулы жили здесь. Они были настолько дорогостоящими, что существовала пословица «Не каждому мужчине дано побывать в Коринфе». И в первую очередь речь шла о них…[T.23.VI.6]

*

Corinthus (-os), ī f Коринф, город в сев.-зап. Пелопоннесе, самый богатый из торговых городов Греции, разрушен в 146 г. до н. э. Л. Муммием, в 46 г. стал отстраиваться Цезарем (colonia Julia Corinthus) Pl, H, О, С etc. [B.32]

 

meretrīcium, ī n [meretricius] разврат, проституция (m. facere Su). [B.32]

 

 
     
 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…у масонов существовал миф, ну, легенда, если угодно, замечательная про два лика Афродиты: Пандемос – «Всеобщая» и Урания – «Возвышенная». Лик Афродиты-Пандемос, он был чёрный, его все созерцали, и все были допущены к этому. А вот Урания-Возвышенная, она была белоснежного вида, и только избранное «стадо братьев» могло это созерцать. Каждый брат, кто рассказывал о том, что есть другой – нечёрный – лик Афродиты, он навлекал тем самым тень на её прекрасное лицо. Это очень для масонства характерное восприятие действительности. Вот это настоящая эзотерика: лик-то есть, не следует о нём всем рассказывать. Но, кстати, не об этом ли говорил и Иисус: «Не мечите бисер перед свиньями». [P.125.18]

*

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…но и тот, и другой говорили о том, что массе людей, непосвящённым профанам, или, как говорил Поздеев, едва оглашённым в церковном смысле, то есть едва посвящённым – этим людям достаточно внешней религиозности, внешних символов обрядности, а, вот, немногочисленному малому стаду, тому отряду посвящённых, вот для них-то истина и открывается. А для них, скажем, не важны различия между протестантизмом, православием, католицизмом и так далее. Их любимым символом было рассуждение философов-мистиков о том, что есть Афродита-Пандемос, то есть любовь такая, общедоступная, скажем так, во всех смыслах этого слова. А есть Афродита-Урания, возвышенная. И, вот, они, когда говорили о себе, то они ко всему прибавляли этот эпитет «Урания»: у них и философия была Урания, и мистика Урания. В этом смысле для них Урания была не античной музой астрономии, астрологии и кораблевождения, а символом исключительной возвышенности их помыслов и того, что они представляют из себя некоторое такое избранное сообщество». [P.97.191]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…которые оба оказываются мужьями Инанны. Но только не великой богини, а юной девушки, которая, кстати говоря, не смотря на то, что она будет очень тесно связана с образами любви, и плотской любви, будет всегда именоваться «девственницей». Не забудем, что Венера тоже (пояс Венеры), она всегда невинна. Да, она всегда в браке, она всегда невинна. Греки, как бы, имели два образа: Афродита Пандемос, – значит, Афродита Публичная, и Афродита Урания – Афродита Небесная. Вот Афродита Урания всегда невинна. Вот образ невинности, несмотря на половую жизнь – это какой-то удивительный, таинственный, глубочайший образ, который ещё нам предстоит разбирать и понимать. Но он был. Её всегда называют девицей». [P.125.96]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…Тихон, всем нам известное имя, от «тихе» или, как сейчас произносят, «тюхе», – дух удачи. Тихон сопровождает Афродиту – богиню любви». [P.125.226]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…совершают они жертвоприношения также Солнцу, Луне, Огню, Воде и Ветру. Первоначально они приносили жертвы только этим одним божествам. Затем от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию.

Уранию называет Афродитой Милиттой (Μύλιττα) Геродот. Этим-то богам персы совершают жертвоприношения…» [P.125.473]

*

Μύλιττα ἡ Милитта (ассирийская богиня, соотв. греч. Афродите) Her. [B.169]

 

 
     
 

Юрий КОТОВ, директор Института астрофизики, национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»: «Для того чтобы почувствовать красоту современного мира, надо знать какие-то основы. Хотя бы масштаб, какие бывают небесные тела, какие они есть, какие расстояния до этих светил, сколько времени сигнал проходит, чтобы не говорили какие-нибудь бабушки…» [T.10.I.8]

 

 
     
 

Prof. Barry Kemp, University of Cambridge (Amarna Trust): «Нефертити заметно выделяется в истории Древнего Египта, потому что сам Эхнатон способствовал этому. Он сделал её практически равной себе. «О прекрасная. Любимая и любящая супруга царя». Вокруг неё возник ореол очарования, притягательности. По крайней мере, в западных представлениях о красоте».

Dr. Kate Spence, University of Cambridge: «Обожествление Нефертити сегодня – следствие открытия того великолепного бюста, который сейчас находится в Бермане. Мне кажется, что всё это из-за потрясающей красоты этого изображения. Ведь другие, не слишком красивые, портреты царицы публикуют только в специализированных журналах по искусству. Этот же образ всегда на виду». [T.13.XXXVI]

 

Никогда прежде он (раскопки 1912 г. Людвиг Борхардт [Ludwig Borchardt]) не видел ничего подобного. Неудивительно, что народ Эхнатона поклонялся Нефертити как богине: вот почему ничего не известно о её происхождении. Не потому ли нет упоминания о её родителях, что богиня не могла произойти от людей. Не смотря на всесторонние исследования, учёные так и не нашли ключей к её прошлому. Откуда она была: из Египта или издалека? Не она ли принесла революционную веру в единого истинного бога из своей страны? Не был ли Эхнатон просто орудием в руках этой привлекательной женщины? Многие принцессы с Ближнего Востока жили в гареме фараона. Политические браки должны были умиротворить воинственно настроенные народы Севера.

Государство Митани (MITANNI) вклинивалось между Вавилоном и Хетитом (HETHITER), не оттуда ли была родом Нефертити? Митани постепенно исчез в забвении. [T.12.XXXVI]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…есть такой знак «нефер», мы его переводим «красота» – это изображение трахеи, которая заканчивается сердцем: потому что, вдыхая воздух, человек вдыхает божественную силу жизни, которая наполняет его сердце, и, исходя из этого, он становится «совершенным, красивым, здоровым и эффективным». Мы условно переводим этот термин как «красота», хотя, на самом деле, мы понимаем, что за ним стоит огромный пласт культуры. Таких терминов очень много, на них культура строится». [P.122.12]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…спутники на Солнечной ладье, и на носу Великий Феникс – Бену – планета Венера, Утренняя звезда, который одновременно почитался как символ вечного возрождения жизни и победы над смертью». [P.125.23]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Как низвергся ты с небес, утренняя звезда, сын зари!» (Ис.14:12)

Вот откуда, кстати, «Утренняя звезда» – «Люцифер», между прочим, на латинском языке: понимается, как некий образ Сатаны – Дьявола, но это, на самом деле Звезда-Венера. Она становится очень хорошо видна перед восходом Солнца, и она низвергается с Небес. В Древнем мире, на Древнем Ближнем Востоке это была богиня Иштар: Венера – это ведь богиня любви римская, но задолго до римского слова «Венера» слово «Иштар» использовалось для обозначения той же самой Звезды, и, более-менее, той же самой богини. И, соответственно богиня любви, вообще-то это нечто сатанинское, дьявольское для единобожников. Но здесь это царь Вавилона». [P.125.432]

 

 
     
 

Следы внушительной фигуры Аманишакете, хотя и нечёткие, до сих пор видны на стенах её предела для жертвоприношений.

Dr. Julie R. Anderson, Canadian archaeologist, Royal Ontario Museum, Toronto: «Она была крупной женщиной, что свидетельствует о том, насколько она была могущественной. Таким был один из способов восприятия мероитами красоты. Она довольно упитанная, на руках у неё много браслетов, а на пальцах – колец. Она вся в золоте». [T.12.II]

 

Я не слишком большая театралка и в храм Мельпомены хожу редко, но «Рампу» знаю. Несколько лет назад там поставили скандальный спектакль, и весь бомонд засветился на премьере, естественно, и мы с Мишей сидели в третьем ряду. В тот день на мне было чёрное платье, а из украшений – брильянтовые серьги. Я равнодушна к драгоценностям, но Миша частенько повторял: «Жена – витрина семьи. Надевай побольше камушков, а то подумают, что у меня дела плохо идут».

Дарья ДОНЦОВА [B.98.1]

 

 
     
 

В Афинах достижения древних основателей ощущаются как ни в одном другом городе Греции. Здесь древние афиняне построили свои самые священные храмы, воплотили образы своих богов, создали для них дома в камне с потрясающим чувством красоты. Мы любуемся их внешней красотой, но древние греки понимали, что в основе красоты лежит некая формула. Они знали, что секрет красоты в пропорции, которую более поздние поколения назвали «Золотым сечением». Проще говоря, прямую линию делят на два неравных отрезка так, что вся линия относится к большому отрезку так, как этот большой отрезок к меньшему. Такое деление и называется «Золотым сечением». Такое же отношение можно использовать для построения прямоугольника, а также естественной спирали, когда часть круга вписывается в каждую секцию «Золотого прямоугольника». По мнению многих, эта золотая спираль отражает природную структуру. Понимание греками соотношений привело к появлению одного из самых великих архитектурных шедевров древнего мира. Парфенон стал легендой ещё в античные времена. [T.12.XV.3]

 

Dr. Eric H. Cline, Associate Professor of Classics, Anthropology, and History, George Washington University: «…Ирод Великий, перешедший в иудаизм вместе со всей семьёй. Главной его заслугой было, пожалуй, обновление Иерусалимского храма. Храму уже пятьсот лет, он обветшал. Ирод хочет превратить его в Восьмое Чудо Света, и ему это удаётся. Теперь площадь Храма огромна, он облицован белым мрамором. Как свидетельствуют описания людей, видевших Храм воочию в то время, – это было грандиозное зрелище, поражавшее воображение всех».

Rabbi Elie Weinstock, Kehilath Jeshurum: «В Талмуде есть место, где говорится: «Тот, кто не видел Храм Ирода, красоты не знает».

Dr. Claire Pfann, M.A., Graduate Theological Union, Chair, Division of New Testament and Early Christianity, University of the Holy Land: «В античности Иерусалим был уникальным храмовым городом, крупным поселением, где Храм служил центром разнообразной деятельности, что являлось залогом экономического и политического роста…».

В 692-м году по приказу исламского правителя калифа Абд аль-Малика в Иерусалиме возвели ещё одно крупное сооружение – «Купол» над самой Горой.

Роскошное здание, которое многие считают самым прекрасным образцом исламской архитектуры в мире, имеет восемь сторон, четыре входа и шестнадцать окон. Купол, венчающий постройку, снаружи покрыт сплавом алюминия, по цвету напоминающим золото. Само покрытие новое, но архитектура здания и большая часть внутренней отделки подлинные.

Это сооружение уникально своей почти безупречной геометрией: оно идеально симметрично – это круг, вписанный в восьмиугольник по простейшим правилам геометрии. Высота рассчитана исходя из соотношения примерно восемь к пяти, то есть «Золотого сечения», по которому построены все шедевры архитектуры. Но это здание ни на что не похоже. Многие постройки имеют в основании восьмиугольник, у многих в центре находится некая святыня. Но ни одно не имеет такой безупречной геометрии, – это во-первых. Второй важнейший фактор – цвета. Во всём средиземноморском регионе в те времена не было ни одного такого яркого сооружения. А в-третьих, мозаика, сохранившаяся с седьмого века, – это уникальное украшение интерьера, подобного которому не существует нигде в мире.

Через тысячу триста лет после возведения, это здание остаётся одним из самых узнаваемых в мире. [T.10.CXXXVI]

 

Сергей ИВАНОВ, доктор исторических наук: «…и желательно подходить к ней зажмурившись, потому что она снаружи очень некрасивая. И это разочарование, которое всякий приезжающий в Стамбул пытается скрыть. А нужно открывать глаза, когда входишь внутрь. И это действительно полное потрясение. Вот то самое потрясение, которое, если верить летописи, испытали послы князя Владимира, которые ездили выбирать веру, и именно убранство Святой Софии как-то сыграло основополагающую роль в этом выборе. Ну, Святая София. Конечно, никуда от неё не уйти, и вы в неё пойдете. Разумеется, идти в неё нужно, взяв с собой много тёплых вещей, ибо в ней очень холодно. В ней даже в очень жаркий день холодно. И если вы там проведёте столько, сколько в ней надо провести, а именно – несколько часов, то вы очень сильно замёрзнете. Поэтому желательно идти туда, вооружившись свитером или несколькими свитерами. Но я, тем не менее, всё-таки хочу сказать, что рядом с ней есть церкви византийские изумительные и гораздо менее хоженые. Вот прямо рядом в нескольких метрах от Святой Софии стоит Святая Ирина – изумительный и гигантский храм, современник Святой Софии, тоже построенный Юстинианом, но он используется в качестве концертного зала. Он никогда не был мечетью. До того, как он стал концертным залом, он был арсеналом янычар. И в этом смысле там ничего не сдирали со стен, и там видно совершенно уникальное для Византии убранство иконоборческого времени, восьмого века. Там очень здорово и там очень пусто, там никогда никого нет». [P.97.93]

 

 
     
 

…по всеобщему мнению, это самый красивый египетский город вдоль Нила. Он находится в идеальном положении, зима здесь очень мягкая, он ценился даже во времена фараонов. Про него слагали песни, и он вошёл в легенды, его дворцы прославились. Это всегда был торговый пункт с Нубией – мифической страной – где было богатство золота, слоновой кости. Исторически здесь всегда проходила граница Египта. Название «Асуан» – производное от старого слова «Соэн», означающего «Торговля». [T.22.VIII.1]

 

Dr. Jon C. Henderson, University of Nottingham: «…это важное открытие доказывающее развитость ткацкого промысла. А торговля означает достаток.

…интересная находка – кровельная черепица – встречается только в городах с важными большими зданиями. На обычных домах были плоские деревянные крыши, но черепица означает, что в доме жил важный человек. Строения сами рассказывают о своих обитателях». [T.22.XXVI]

 

…длинная дорога в Гадару, со стоящими вдоль неё роскошными зданиями с колоннами, где продавались сокровища Востока, была жизненно важной артерией региона.

Prof. Dr. Günther Schauerte, Staatlichen Museen, Berlin: «В этом месте сходилось несколько торговых путей: это был Путь благовоний из Саудовской Аравии, Шёлковый путь из Азии к Средиземноморью через Пальмиру и Дамаск, и, наконец, это был «Морской путь», по которому осуществлялась торговля специями. Как все знают, деньги зарабатывают тат, где товары продаются, а не там, где они производятся».

Римские легионеры охраняли дороги империи, защищая торговые пути с Востока.

Купцы могли без страха передвигаться по дорогам Древней Гадары… [T.23.III.1]

 

 
     
 

Александр ВАСИЛЬЕВ, историк моды: «Тысяча девятьсот двадцатые годы, – эпоха НЭПа, – стали также эпохой появления первых удивительных духов советского производства и рождения так называемой советской парфюмерии. Вся она, безусловно, была основана на старинных фабриках французской парфюмерии, которые существовали в России ещё с XIX-го века, но были национализированы, переименованы и получили новые названия. Парфюмерная фабрика номер два и номер четыре находились в Москве, это были бывшие знаменитые «Брокар» («Товарищество Брокар и Ко») и «Раллей» («Товарищество Альфонса Ралле и Ко»), которые выпускали туалетную воду, одеколон, духи, душистое мыло, крем, – всё то, что пользовалось таким успехом как в эпоху Серебряного века, так и в Советское время.

Именно в Москве жил и работал знаменитый парфюмер французских кровей Август Ипполитович Мишель, создавший ещё в начале XX-го века очень известный аромат «Любимый букет императрицы». Он полюбился тогда многим, а после революции именно этот аромат был трансформирован его же автором с добавлением новых синтетических ингредиентов в совершенно другие духи – «Красную Москву».

Марина КОЛЕВА, искусствовед: «Были ароматы жасмина, ароматы розы, ароматы пряностей, ароматы мускуса. Это был очень сложный рецепт, очень сложный, включавший огромное количество компонентов. Было придумано название «Красная Москва». Вы знаете, слово «красная» в русской истории, конечно, означает «красивая»: «красна девица», «Красно Солнышко», и так далее. Поэтому не совсем точно, когда связывают название «Красная Москва» с советской символикой. Удивительной красоты упаковка. Она была сделана замечательным графиком, работавшим у Брокара, Андреем Евсеевым. Упаковка блестящая: золото, эти экспрессивные молнии, эта кисточка шёлковая, – удивительно красивая упаковка».

Александр ВАСИЛЬЕВ, историк моды: «Это был первый великий аромат советской эпохи, который очень полюбился в конце двадцатых и в тридцатые годы. У него был единственный недостаток, – им пахли все, – партер Большого театра, Кировского, Малого, – все дамы пользовались именно «Красной Москвой». Другим известным ароматом Советской поры стали духи 1927-го года «Красный мак». С пряным опиумным запахом, связанные не только с интересом к Китаю… [T.10.CXXXV]

 

Слово «парфюм» происходит от латинского «per fumum», что означает «через дым». Древние римляне сжигали ароматные масла и смолы на жертвенных алтарях своих храмов, чтобы заслужить милость богов. Секреты изготовления благовоний хранили жрецы, передавая их из поколения в поколение только избранным. [T.10.CCCXLVIII.11]

*

fūmus, ī m 1) дым; чад; 2) пар, испарение, туман…

 

 
     
 

Евгения ЖИГУЛЕНКО, Герой Советского Союза, командир звена 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного авиационного полка, режиссёр киностудии имени А. М. Горького: «…я была рыжая, у меня были белые брови, – я же не виновата, – а я хотела быть красивой. Не важно, что у нас в полку не было мужчин. Моя штурман, Нина Данилова возила в гаргроте, в самолёте огромное зеркало, такое, станичница подарила, но оно было мутное-мутное. Мы его очень любили, потому что в нём мы были красавицы.

…это Танечке, как-то, кончились полёты, она сидит на нарах и закручивает бумажные пипетки, чтобы красивая причёска была. А ей одна говорит: «Слушай, как тебе не стыдно! Идёт война, а ты, вот, накручиваешь себе волосы». Она говорит: «Ну и что, война? Я потому и воюю, чтобы, в общем, она поскорее кончилась, чтобы мне в общем, и учиться, и любить, и к маме, и к папе». Она тогда распускает волосы, они такие, длинные. «Представь, мы летим, и нам попадает пуля чуть-чуть. И нам нужно сесть. И вот, я сажусь на дорогу. Сажусь, бегут солдатики, парни, я снимаю шлем… и сразу – трупы-трупы-трупы-трупы-трупы от такой красоты». [T.18.XX]

 

 
     
 

…удивительно, на что способны живые организмы ради продолжения рода.

Когда появился секс, одного выживания стало недостаточно: теперь нужно было привлечь партнёра. И тогда жизнь на Земле нарядилась в яркие краски.

Dr. Jerry M. Linenger, M.D., M.S.S.M., M.P.H., Ph.D., is a retired Captain in the United States Navy Medical Corps, and a former NASA astronaut: «Половое размножение сделало планету прекрасной. Это один из величайших инструментов эволюции для создания сложных форм жизни. Без полового размножения было бы невозможно достичь такого биологического разнообразия, а оно совершенно необходимо для выживания на нашей суровой планете». [T.21.CXIX.1]

 

Современное общество помешано на внешности. Красивых людей превозносят и восхваляют, а уродливых – презирают…

Наши лица тесно связаны с нашей внешностью, и наш внешний вид может значительно воздействовать на нашу жизнь.

Dr. Viren Swami, University of Westminster: «Люди считают уродство своего рода социальной инвалидностью, ведь оно влияет не только на самооценку человека, но и на отношению к нему окружающих. Модельные агентства создали эталон красоты, до которого далеко подавляющему большинству людей. Чтобы создать идеал, они заявляют: «Лишь некоторые люди могут считаться привлекательными: все остальные – непривлекательны или уродливы».

Соответствуете ли вы идеалам красоты, или нет, это обязательно окажет влияние на вашу жизнь. Причём, красивым людям повезло больше.

Prof. Daniel S. Hamermesh, University of Texas at Austin: «Действительно ли к привлекательным людям заведомо лучше относятся? – Однозначно, да. Им проще найти работу, их заработок выше, чем у обычных людей, обладающих теми же навыками, у них больше друзей на Файсбуке, у них более красивые и образованные супруги».

Люди, которые считаются уродливыми, зарабатывают на пятнадцать процентов меньше, чем красавцы и красавицы.

Prof. Daniel S. Hamermesh: «Исследования показали, что некрасивым людям меньше везёт с работой. Когда они берут кредит, им приходится платить более высокие процентные ставки на худших условиях. По большому счёту, некрасивым людям в любой сфере приходится труднее, чем красивым».

Dr. Viren Swami: «Мы делаем поспешные суждения о людях на основании их внешнего вида. Всего лишь за сто пятьдесят миллисекунд мы решаем, привлекателен ли человек или нет. И на основе этих решений мы делаем выводы о личности людей, делим их на хороших и плохих. Как правило, привлекательность оценивается положительно».

В мире понятие красоты варьируется в зависимости от культурного контекста. Однако, в некоторых чертах все сходятся во мнении.

Dr. Helen Fisher, Rutgers University: «В мире существуют некие базовые стандарты красоты. Главное – это симметрия. Мы можем приехать в деревню в австралийской глубинке или в нагорье Новой Гвинеи и выбрать самую красивую девушку и самого красивого мужчину. И местные жители согласятся с нашим выбором».

Симметрия – это красиво. Исследования показывают, что восемь из десяти человек считают, что реальное лицо не так красиво, как компьютерная обработка симметричной версии. Лицевая симметрия может быть признаком генетического здоровья. Возможно этим объясняется наша одержимость красотой.

Prof. Daniel S. Hamermeshn: «Я считаю, что существует целый ряд причин, почему люди так помешаны на красоте. Одна из них – пережиток древности, когда красота означала здоровье: если человек нездоров, у него должна наблюдаться какая-то асимметрия, какие-то проблемы, а, значит, у него могут быть сложности с продолжением рода. На самом деле это давно не так. Однако наша психика по-прежнему реагирует на это».

Dr. Aileen Blitz, Clinical Psychologist: «В нашей культуре, в нашем обществе принято говорить, что внешность – не главное, что важно – что у человека внутри, а не снаружи. И у всех нас есть моральные ориентиры. Но в реальности наше общество ориентировано на внешность и помешано на красоте». [T.21.VIII.17]

 

Известный математик Герман Вейль так писал об этом важном для нас термине: «…в нашем повседневном языке слово симметрия употребляется в двух значениях. В одном смысле симметричное означает нечто, обладающее хорошим соотношением пропорций, уравновешенное, а симметрия обозначает тот вид согласованности отдельных частей, которая объединяет их в единое целое. Красота тесно связана с симметрией. Симметрия – в широком или узком смысле в зависимости от того, как вы определите значение этого понятия, – является той идеей, посредством которой человек пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство».

А. Г. ЖАБИН, доктор геолого-минералогических наук, профессор [B.163]

 

 
     
 

Станция «Пушкинская» открылась тридцатого апреля (19)56-го года. Казалось бы, прошло всего пять месяцев со дня рождения Ленинградского метро, а на дворе уже совсем другая эпоха. Развенчание культа личности изгнало из вестибюлей Сталина, закон о борьбе с излишествами в архитектуре – красоту. Уже на законченных стациях велено сбивать лепнину и снимать светильники: отныне в почёте экономичные простые утилитарные решения. На улицах вырастают знаменитые типовые хрущёвки, универмаги и кинотеатры. Под землёй – столь же типовые станции. Украшения строго дозированы. [T.10.DCLVI]

 

 
     
 

«Я не верю, – писал Виолле Ле Дюк, французский зодчий XIX века, историк и теоретик архитектуры, – в случайности, особенно в области архитектуры; я не верю также и в счастливые, то есть основанные на инстинкте, сочетания. Если произведение хорошо, то это потому, что в его основе лежит хороший принцип, применённый методически».

Другими словами, чтобы создавать прекрасное, зодчий должен знать формулы красоты и владеть ими. Как говорят математики, верно и обратное: «Признайтесь, что было бы странно, если бы архитектура, дочь геометрии, не могла доказать геометрически, почему глаз мучает недостаток в пропорциях какого-либо здания…» – читаем у того же Ле Дюка.

Сказанное легко проиллюстрировав примерами. Так и тянет начать с египетских пирамид. Но, собственно говоря, здесь и распространяться не о чем: здесь геометрия, одна геометрия, ни чего, кроме геометрии в камне.

Древняя Греция. Парфенон, другой признанным образец прекрасного в архитектуре, гораздо более сложное сооружение, но за всем многообразием его форм – простые, прозрачные геометрические соотношения. Чтобы обнаружить их, нам придётся несколько строк посвятить пространственным построениям.

Возьмём правильную четырёхгранную пирамиду, у которой наименьшее по площади сечение, проходящее через вершину, представляет собой равносторонний треугольник. Извлечём из нее наибольшее сечение, проходящее через вершину, – треугольник, основанием которого служит диагональ квадратного «днища» пирамиды. Основание этого треугольника разобьём на части восемью засечками – по числу колонн на фасаде Парфенона. Там, где вертикальная ось третьей колонны (a) пересечёт боковую сторону треугольника, проведём линию, параллельную основанию (B). Это и будет нижний край портика. Ещё несколько линий, и перед нами схематический рисунок фасада знаменитого храма.

Подобные разложения на элементарные геометрические формы выполнимы для многих прославленных своей красотой сооружений – и древности и более близких времён. Примеров тому множество, интересующихся можно отослать к учебникам и пособиям по архитектуре, монографиям по теории и истории зодчества.

Инженеры Ю. ПОПОВ и Ю. ПУХНАЧЕВ [A.386]

 

 
     
 

Алексей КУЗНЕЦОВ, историк: «…потому, что всё начинается из детства. Это женщина, которую зовут Маргарита Зелле, и которая родилась в респектабельной, на тот момент вполне благополучной голландской семье. Она была вторым ребёнком. В семье будет вообще четверо детей. Она была единственная девочка. Отец её очень любил.

Она родилась в зажиточной семье. Её баловали. Ей покупали красивую одежду.

Первый анекдот, который мне рассказали во Франции, правда, ссылаясь на бельгийцев о том, как определить, что вы пересекли бельгийско-голландскую границу. Если коровы начинают вам казаться симпатичнее женщин, вы уже в Голландии». [P.97.211]

 

…это богиня, ради которой шли на смерть греческие герои, римские полководцы приносили ей жертвы перед сражениями. Само воплощение экстаза, любви и страсти, низведённое до манекенщицы, демонстрирующей себя праздной публике.

Венера, Афродита и другие боги из далёкого прошлого: кажется, мы всё знаем про эту богиню – красота, лук Купидона, слова «афродизиак» и «венерическое».

…показать богиню так, как её понимали древние – как явление природы, чьё царство – сложнейшая область человеческой страсти.

В истории Венера известна под разными именами. Древние греки знали её, как Афродиту. Это они придумали знаменитую историю о том, как она рождается из моря полностью сформированной женщиной. Это произошло не в каких-то мифических землях, а во вполне реальном месте – в море у острова Кипр. Эти благодатные места поразительно контрастируют с весьма мрачной историей…

Среди античных мифов встречаются очень яркие, но этот – нечто особенное. Со страшным происхождением Афродиты связан один из её эпитетов – «Филомедея» – «Любящая мужские гениталии». А само имя происходит от греческого «φρός» – «пена». Афродита – Пенорождённая.

Согласно мифу, это природное создание, выйдя на берег, принесло плодородие на пустынные земли. Её поклонники навсегда сохранили в памяти эту яркую картину. Её тесная связь с морем означает, что знаком почитания богини часто бывали раковины, особенно раковины Морского гребешка. Они встречаются в храмах и на изображениях по всему восточному Средиземноморью. Раковины часто с дырками.

Древние искренне верили в эту историю рождения на Кипре. Афродиту часто называли «Киприда» – «Дама с Кипра».

Кипр, руины храма в Пафосе.

Dr. Jacqueline Karageorghis, Renowned Archaeologist and Scholar of Cypriot History: «…именно здесь богиня стала Афродитой. В двенадцатом веке до нашей эры греки прибыли сюда с материка и обосновались в Пафосе они обнаружили, что у местных есть своя богиня – Богиня плодородия. Они преобразили её, придав дополнительные характеристики. Греки добавили примитивной богине брака и плодородия более изысканные качества. Они добавили ей нежности, любви, страсти. И, что самое важное, – красоты. И этот храм постепенно приобрёл очень большое значение: он стал не менее важным, чем храм в Дельфах.

Здесь её называли Анфеей, богиней и Пафией – «Богиней с Пафоса». Других не было, и она имела отношение ко всем областям жизни – к плодородию, к людям, к природе. Сюда приходили ей поклоняться, приносили благовония. А вот жертвоприношения, связанные с кровью, были запрещены, потому что она была, прежде всего, богиней, защищающей жизнь.

Они в ней нуждались, потому что жизнь в те времена была трудной, полной опасностей, полной болезней. Земледелие не давало богатых урожаев. Им нужна была чья-то помощь. И эта богиня давала надежду. Она придавала примитивному акту воспроизводства такие чувства, как красота и забота – а это основа нашей европейской цивилизации. Она учит нас возможности любви. И всё это создано на Кипре».

Prof. Paul Cartledge, University of Cambridge: «Она олицетворяет любовь, в которой не обязательно что-то плохое, но оно, как бы, чревато конфликтом. Греки очень хорошо чувствовали, что Афродита и эротизм, сексуальная активность потенциально опасны, но и полезны. Греческое слово, означающее «вожделение» или «страсть» порой неверно переводится как «любовь»: это «Эрос» – отсюда и наше «эротика». Но для них Эрос – потенциально нечто губительное: если теряешь контроль, направляешь страсть не на тот объект, если неистово желаешь кого-то физически, сексуально, это может привести к тяжёлым последствиям. Поэтому у греков было весьма реалистичное или пессимистичное отношение к границе между любовью и ненавистью».

Современные нейропсихологии установили, что грань между любовью и ненавистью, действительно очень тонкая.

В современном обществе мы привыкли мыслить категориями «Добра и Зла». Греки видели мир иначе – как взаимодействие противоположных сил – и добрых, и злых, за каждой из которых свой бог. В случае с Афродитой мы имеем обоюдоострый меч страсти, которая влечёт людей друг к другу. Древние понимали о влечении и страсти нечто такое к чему мы сейчас, как бы, стесняемся прикоснуться. Мы прославляем страсть, когда она дарит нам первый поцелуй, или яркие отношения, или горячий секс, но если вдуматься, – это те же самые силы, которые ведут к безответной любви, жестокости, навязчивости и сексуальным преступлениям. Страсть заставляет нас совершать безумства, которые действительно ломают жизнь. Греки не делали вид, что такого не происходит, напротив, они дали этим стремлениям, направленным как на благо, так и на зло, имя и облик – Афродита. [T.29.XXIX]

*

…проследить на примере истории кипрской богини плодородия. Как и другие гости Аматуса, эвбейцы нашли её храм. Поклоняться ей начали ещё во втором веке до нашей эры. Благодаря контактам с пришельцами с Востока она стала богиней плодородия и деторождения. А когда пришли греки, она стала Афродитой.

Жаклин Карагеоргис всю свою жизнь посвятила изучению трансформации богини любви.

Dr. Jacqueline Karageorghis, Renowned Archaeologist and Scholar of Cypriot History: «Когда греки прибыли на остров в двенадцатом веке до нашей эры они нашли здесь восточную богиню, и приняли её, как свою, ведь до того у них Афродиты не было. И, похоже, что они превратили её из богини секса в богиню любви и красоты, ведь Красота – очень греческий элемент.

Геродот описывал такой кипрский ритуал: девушка должна была всего один раз в жизни прийти в храм, чтобы предложить богине Афродите свою девственность, и принести с собой деньги – это и был источник дохода храма, купавшегося в богатстве». [T.29.XLII]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ