ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН III. Divina Natura; Partus Generatio; Venus Urania; Physis; Императрица; Иероглиф (Берущая рука - Влагалище).

   

Императрица

СБОРНИК_03_5_1

 
     
 

Над землёй бушует ожесточённая буря; густая тьма облаков совершенно закрывает её от глаз; далеко, далеко, с левой стороны видны туманные смутные очертания гигантского горного массива, подчас совсем исчезающего за облачными массами. Ночь. Ослепительно сияют молнии, и всё пространство кажется состоящим из их ослепительной сети.

Высоко над разбушевавшимся хаосом парит дивная фигура. Блистающий светом шар состоит из бесчисленного множества световых нитей, намотанных по спиральным меридианам, и две таких огненных сетки быстро вращаются в противоположные стороны. На сфере покоится кубический камень из еле прозрачной синей массы. На камне восседает Женщина; на ней надето зеленовато-синее одеяние, ниспадающее длинным шлейфом с её правой стороны и частью закрывающее не только куб и сферу, но и спускающееся на некоторое расстояние вниз. В правой руке она держит фиолетовый щит, на котором виден орёл, парящий в воздухе в наклонном положении; его широко раскрытые крылья проектируются на вертикальную плоскость так, что одно из них кажется опущенным по вертикали, а другое горизонтально; на груди у орла висит ключ жизни. На обратной стороне щита видно изображение ракообразного животного со множеством лап и щупальцев. На груди Женщины, на толстой кованой цепи, висит массивный крест, в центре которого виден цветок с тремя лепестками. Левой рукой Женщина держит большой жезл, на верхнем конце которого помещён как бы перламутровый шар, отливающий всеми цветами радуги; под ним виден горизонтальный диск, попеременно и последовательно светящийся всеми красками спектра. Одеяние Женщины оставляет обнажённой до колена левую ногу, которой она и попирает лунный серп. На лбу Женщины сияет звезда; одиннадцать таких же звёзд расположены по кругу, наклонённому под углом в сорок пять градусов. Этот звёздный круг вращается, и каждая звезда последовательно оказывается на лбу Женщины; так как круг наклонён к горизонту, то Женщина со всеми своими атрибутами последовательно, то приподнимается, то опускается. За спиной Женщины видны могучие крылья, становящиеся к их концу все более и более эфирными и светозарными и уходящими далеко ввысь.

В. ШМАКОВ [B.24.1]

 

 
     
 

tempestās, ātis f [tempus I] 1) время; 3) (тж. t. adversa Pt) непогода, буря, гроза (atra t. furit V); 4) беда, бедствие, несчастье (magna t. alicui impendet L): multis et magnis tempestatibus Sl часто в тяжёлых обстоятельствах || перен. бич, гроза

 

colōrātus, a, um 1. part. pf. к coloro; 2. adj. 1) цветной, окрашенный: arcus c. C радуга; 2) загорелый, смуглый (corpora Q; Indi V); 3) подкрашенный, поддельный (c. et fictus Sen). [B.32]

 

f. (ferio) sidera vertice H касаться головой звёзд (т. е. вознестись до небес)

 

vēlificor, ātus sum, ārī depon. [velum I + facio] 1) распускать паруса, плыть на парусах; velificatae alae Ар распростёртые наподобие парусов крылья (орла); 2) способствовать, содействовать

 

 
     
 

…главные празднества, происходившие раз в четыре года, оканчивались грандиозной процессией в Акрополе. Это была Панафинея – в честь Афины – защитницы города. Все жители, независимо от социального положения и профессии, принимали участие в процессии. Во время церемонии две юные девы подносили богине Пеплос – богатое одеяние, украшенное вышивкой. Процессия входила в Акрополь через Пропилеи – монументальный вход, созданный архитектором Мнесиклом. Во времена античности здесь была картинная галерея с живописными работами Полигнотоса и обнажённой Венерой-апелеей, оба эти шедевра исчезли давным-давно.

После Пропилей почитатели попадали во внутренний двор. Здесь стояла статуя Афины – девы-воина – Афина-Промахос (θην Πρόμαχος). Высотой семь с половиной метров с золотым копьём и шлемом. Это была одна из первых статуй Афины. Справа, за священной стеной Храма Артемиды можно было увидеть Парфенон. В давние времена на этом здании находилась интересная статуя – Афина-аптерос. Аптерос (Απτέρου) – значит «бескрылая». Афиняне говорили, что крылья были убраны затем, чтобы богиня не могла покинуть город. Это работа архитектора Калликрата… [T.23.VI.2]

 

Беркут инстинктивно прячет добычу под (распростёртыми) крыльями, чтобы никто на неё не позарился. [T.10.CCCLXXXIII.2]

 

dē-pinnātus, a, um [pinna] оперённый, пернатый, перен. окрылённый, возвышенный (orationis eloquium Vr). [B.32]

pinniger, gera, gerum [pinna I + gero] оперённый, крылатый (Amor Lcr); имеющий плавники (piscis O). [B.32]

 

 
     
 

…одета она в ниспадающий от плеч нежно-зелёный хитон, прикрывающий часть куба и кончающийся на земле. Правая её рука держит треугольный, обернутый вершиной книзу щит с закруглёнными концами с изображением летящего орла, держащего в клюве знак Анк. Щит прикрывает нижнюю часть тела женщины до колен, почти совсем скрывая её беременность. Левая рука поднята кверху, и в ней золотой жезл со знаком Венеры на конце. ГОМ [B.27]

*

graviditās, ātrs f [gravidus] беременность C. [B.32]

 

Dr. Jacques Arnould, CNES: «В Книге Апокалипсис упоминается женщина, которую современная христианская традиция ассоциирует с Богородицей. Её покров – это Солнце, звёзды освещают путь. Сама Богородица стоит на Луне. Подобное изображение является по сути способом передать ту же глубокую символику: звёзды – Солнце – Луна, но в образе покрова. Богородица в своём человеческом образе близка нам, но в то же самое время она близка и к богам. Этот пример иллюстрирует, какое положение отведено Луне в символической астрономии». [T.10.DLXXV.1]

 

 
     
 

…именно благодаря скарабеям народ узнал, что Аменхотеп выбрал себе царицу. Помимо младших жён в гареме у каждого фараона была царица. Часто она приходилась ему сестрой или близкой родственницей. Это делалось для укрепления династии. Аменхотеп проигнорировал этот обычай. Он просто объявил, что женится на дочери простолюдина – одного из колесничих. Её звали Тия. «Отца царицы Тии зовут Юйя, а имя её матери Туйя, – она жена великого царя».

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Царица Тийя была не простой женщиной, у неё был сильный характер, – это видно по её статуям. Её изображали одного роста с фараоном».

Тийя была не просто старшей женой, она была почти равной Аменхотепу. В Нубии Аменхотеп ясно дал это понять. Он построил два великолепных храма: один для царицы Тийи, второй – для себя. Эти храмы были не просто построены для царской четы, они были посвящены им: на юге империи Аменхотепа и Тийю почитали как богов.

…ни одна царская семья древнего мира не казалась такой человечной, такой настоящей. На стелах даже изображено как Эхнатон и его супруга играют со своими детьми. Момент, запечатлённый во времени более трёх тысяч лет назад.

Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Изображение этого божественного семейства не имеет аналогов. До этого никто не изображал царя и царицу с детьми на руках, или царя, целующего ребенка. Эти семейные моменты хорошо понятные всем, и они появляются именно в это время». [T.10.XCII.2]

 

Dr. Claude Traunecker / professeur dUniversité et directeur de linstitut dEgyptologie de lUniversité de Strasbourg (Профессор Клод Троникер является одним из ведущих специалистов по талататам): «…новым и необычным является то, что царица тоже изображена на барельефе. Есть даже изображение царицы, убивающей врагов, то есть царица – это фараон женского пола».

Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Подобные изображения были очень распространены в период правления Эхнатона и Нефертити. Нам известны имена многих цариц Египта, но только о Нефертити можно сказать, что она была ровней фараону. Похоже, она действительно обладала такой же властью, какой обладал и её муж». [T.10.CII]

*

…уже само её имя – загадка. В переводе оно значит «Пришедшая красота».

Археологическая сенсация произошла шестого декабря 1912-го года. Рабочие в большом волнении прибежали к руководителю раскопок Людвигу Борхардту (нем. Ludwig Borchardt). Осторожно он освободил от грунта бесценное сокровище. В дневнике раскопок лаконичная запись: «Описания бессмысленны. Надо видеть!» [T.23.V.1]

 

 
     
 

Был ли молодой правитель деспотом, жаждущим власти, или сумасшедшим мечтателем? Чем были навеяны его мечты? Гением, или безумным разумом? Эхнатон переехал во дворец родителей. Величественное здание создавало правильный фон для молодого честолюбивого правителя. Как самовлюблённый павлин, он позировал на троне отца. На его стороне была мать Тай (Тейе). Блестящим шагом было сделать её союзницей. О чём можно судить по её бюсту в музее Египта в Берлине.

Prof. Dietrich Wildung, Egyptian Museum, Berlin: «Мы исследовали его (бюст) при помощи компьютерной томографии и, таким образом, смогли узнать, какие перемены произошли у столь значительной исторической фигуры, Тейе (Тии), после смерти её мужа. Компьютерная томография доказала, что Эхнатон буквально поклонялся своей матери. Под тяжёлым париком царицы обнаружили головной убор богини».

Эхнатон возвышал свою мать при жизни до небесного пантеона богов, таким образом, свидетельствуя о вечной преданности. [T.12.XXXVI]

 

 
     
 

Майкл О’Нил – ведущий специалист по изучению культа Марии. Он исследовал каждое явление Богородицы.

Michael ONeill, Author «Exploring the Miraculous», Marian expert: «Дело в том, что ни Иисус, ни святые, ни ангелы не являются людям так часто, как Богородица».

В Новом Завете Мария немногословна: она говорит всего четырежды. Информации о её рождении, возрасте или внешности нет, даже о её смерти мало что известно. На самом деле, о ней чаще упоминается в Коране.

Мария, о которой почти ничего не известно, стала самой превозносимой женщиной в истории. Церковь поощряет почитание Богородицы, но не поклонение ей: она не считается божественной.

Michael ONeill, Author «Exploring the Miraculous», Marian expert: «Центральным фактором поклонения Деве Марии является Христос. Когда он отходит на второй план, и Марию ставят превыше Христа – это опасно». [T.21.CIII.1]

 

 
     
 

Евангелическое христианство подчёркивало возможность личного благочестия и значимость Библии. Протестантство родилось заново.

Dr. Tristram Hunt, Queen Mary, University of London: «Евангелическое протестантство вдохнуло новую жизнь в протестантские концепции патриархата и святости брака. Люди викторианской эпохи оживили протестантство и воскресили культ семьи. Но что интересно, духовным лидером в семье теперь считалась женщина, а не мужчина».

На первый взгляд это была эпоха идеализированной семейной жизни. Занимаясь домашними делами, христианские женщины служили своим мужьям, стране и Богу. Даже в портретах королевы, главы большого и могущественного государства, всё ещё доминировал образ заботливой матери и жены.

Dr. Suzanne Fagence Cooper, Victoria and Albert Museum: «Королева стала не только матерью нации, но также матерью империи. Она умело использует образ матери, она символизирует власть, люди могут на неё положиться, и это как бы делало их её детьми, её большой семьёй. Этот образ прижился, и, по сути, он является версией образа Богородицы с Младенцем».

Структура викторианской семьи была практически копией старого протестантского идеала: религиозность, всемогущий мужчина, ответственная сильная духом жена, просто замените имена Ричарда и Маргарет Бакстеров на Альфреда и Викторию. [T.13.XXVII.3]

 

 
     
 

Prof. David B. O'Connor, New-York University: «Она (Хатшепсут) увидела свой шанс и не упустила его. Она жаждала власти. Она поняла, что система, при которой женщина могла быть регентом, может позволить старшей по положению женщине в царской семье, взять власть в свои руки». [10.XCII.1]

 

Нефертити подняла волну религиозной революции, чтобы самой подняться до уровня бога. Она добилась этого, воскрешая силу и влияние титула «Жены Бога». [T.12.LXIII]

 

Будь вы женщиной древности, то лучше всего вам бы жилось в Египте. Женщина в Древнем Египте будь они царских кровей или простолюдинки имели больше прав, чем было у женщин в Европе вплоть до двадцатого века. Они могли владеть собственностью, разводиться с мужьями, жить самостоятельно, а некоторые из них даже правили страной. Возможно, именно женщины и власть, которой они были наделены, помогли Египту стать первой из величайших цивилизаций древности, опередив Грецию и Рим.

Застывшие лица её грандиозных статуй хранят историю Жены Бога, ставшей фараоном. Имя её Хатшепсут. Превращение Жены Бога в царя Египта сопровождали политические интриги и месть.

Хатшепсут унаследовала религиозный сан от своей бабушки, первой известной нам Жены Бога. Будучи дочерью фараона Тутмоса Первого от главной жены, она привыкла властвовать. Но когда Хатшепсут исполняется четырнадцать лет, её отец умирает. На престол вступает Тутмос Второй, сын Тутмоса Первого от младшей жены. Не будучи чистой царской крови и желая узаконить своё правление, он женится на Хатшепсут, своей сводной сестре. После двенадцати лет правления он умирает, и престол должен унаследовать его сын от другой жены. Но Тутмос Третий слишком мал, чтобы править самостоятельно, ему нужен регент. Его мачеха Хатшепсут ухватилась за эту возможность. Семейные связи дали Хатшепсут шанс стать регентом. Но по мнению египтолога Гэй Робинс, именно её статус Жены Бога решил дело.

Dr. Gay Robins, Emory University: «Жена Бога – это излюбленный титул Хатшепсут. Статус Жены Бога имел огромное ритуальное и экономическое значение. Жена Бога взаимодействовала непосредственно с божеством в храме, как кроме неё делал только фараон. Весьма вероятно, что Хатшепсут использовала своё положение, чтобы в последствии захватить верховную власть».

Dr. Miroslav Barwik, Warsaw University: «Храм Дер-эль-Бахри это в своём роде политическая и религиозная биография Хатшепсут. На его стенах написано её происхождение от династии фараонов, восхождение на трон и последующее правление. Что интересно, после её смерти, во время правления Тутмоса Третьего официальная история была переписана, имя и изображение Хатшепсут уничтожены – как фараон она больше не существует».

В конце правления Тутмоса Третьего у него рождается наследник Аменхотеп Второй. Тутмос Третий чувствует приближения кончины однако Аменхотеп Второй слишком мал, чтобы править самостоятельно. Вероятно, ему понадобится регент. Воспоминание о славном правлении Хатшепсут ещё свежи в памяти египтян и Тутмос Третий опасается, что трон вновь будет узурпирован женщиной. Чтобы помочь сыну беспрепятственно унаследовать престол, Тутмос Третий пытается стереть достижения Хатшепсут и само её имя со страниц истории.

Dr. Gay Robins, Emory University: «Вероятно, Тутмос не хотел, чтобы какая-нибудь женщина оттеснила его наследника с трона, как некогда поступила с ним Хатшепсут. Поэтому он намеренно уничтожил память о Хатшепсут, дабы она не служила дурным примером для других женщин».

Чтобы не допустить восхождения на трон женщины, Тутмос Третий понижает статус Жён Бога, ведь именно он помог Хатшепсут захватить власть. Ко времени воцарения Аменхотепа Второго, сан Жены Бога становится чисто церемониальным и не может быть использован для получения политической власти. По крайней мере, пока.

***

На волне религиозного переворота Нефертити возвышается до статуса богини. Для этого она возвращает Жёнам Бога их былое могущество.

***

Нефертари, само её имя навевает мысли о красоте, обаянии и чувственности. Она самая желанная женщина Древнего Мира. История Нефертари полна секса, интриг и борьбы за власть. В ранней юности она привлекает внимание Рамзеса Второго, который вскоре станет править Египтом как фараон Рамзес Великий. В руках Рамзеса будет абсолютная власть, однако ему не хватает одного – божественного происхождения. Его предки были солдатами, захватившими власть военным путём, Рамзес же хочет стать богом. И ключ к исполнению его желания – Жена Бога. Если он женится на Божественной супруге Амона, то станет земным воплощением Амона, сам превратившись в Бога. Но сначала надо возродить культ Жён Бога. Рамзес возвышает Жён Бога, чтобы возвыситься самому, женившись на божественной супруге Амона. Нефертари стремится получить этот статус.

Высотой около девяти метров, они одни из самых больших статуй в Египте. Они изображают Нефертари одного роста с Рамзесом, что невероятная редкость для Древнего Египта.

Dr. Gay Robins, Emory University: «Малый храм Абу-Симбела подчёркивает особый статус Нефертари: её статуи украшают фасад храма, который обычно украшали лишь изваяния царя. Внутри она изображена подносящей жертвы непосредственно изображениям божеств, обычно это были прерогатива царя».

Как Жена Бога и супруга царя, Нефертари царствовала наравне с Рамзесом двадцать пять лет его правления. В возрасте сорока шести лет она заболевает и умирает. Рамзес будет править ещё сорок два года, но он так и не забудет свою возлюбленную. Оплакивая кончину жены, он сооружает для неё роскошный дом в вечности – гробницу в Долине Цариц. Стены усыпальницы украшены красочными росписями, благодаря чему её прозвали Египетской Сикстинской Капеллой.

Её считают самой красивой из древнеегипетских гробниц. В конечном итоге эта усыпальница обеспечила Нефертари бессмертие. Но величие, которое Нефертари и Рамзес принесли Египту, длилось недолго. Всего за столетие, ко времени правления Рамзеса Шестого слабые правители и внутренние беспорядки подорвали могущество Египта. [T.10.CLXIII]

 

 
     
 

Dr. Christian Leblanc, Director of the French Archaeological Mission in Western Thebes: «Что означает место царицы-матери? Мать фараона всегда играла важную роль в древнеегипетской цивилизации. Нужно помнить, что фараоны иногда всходили на трон в очень раннем возрасте. Представляете, Аменхотеп Первый взошёл на трон, когда ему было около восьми лет, Тутмос Третий – в пять лет, Аменофис Третий или Аменхотеп Третий тоже в возрасте восьми лет. Поэтому необходимо было регентское правление, и это регентство обеспечивали царицы-матери».

Нефертити так и не станет матерью фараона, не взойдёт на эту вершину власти, возможную для женщины в Древнем Египте, но именно она останется в истории.

Кристиан член большой семьи египетских археологов. Уже более тридцати лет он живёт и работает в этой стране. В течение двадцати лет он раскапывал и изучал Долину Цариц, где были похоронены самые знаменитые правительницы Нового Царства. Девяносто восемь гробниц, половину из них раскопал Кристиан со своей командой. Самая прекрасная из них, и, несомненно, самая прекрасная из всех египетских гробниц принадлежит царице Нефертари. В начале прошлого века её раскопали одной из первых.

Dr. Christian Leblanc: «В 1903-м – 1906-м годах раскопки в Долине Цариц вела итальянская экспедиция, она то и обнаружила эту прекрасную гробницу».

Последнее пристанище царицы открыл итальянец Эрнесто Скиапарелли (Ernesto Schiaparelli). Это, не имеющее себе равных произведение искусства, рассказывает нам о последнем путешествии царицы Нефертари. На стенах гробницы изображены этапы, которые должна пройти царица, чтобы достичь Загробного мира. На этом пути она встретит богов и богинь, – Нефертари должна их почтить. Изида, Нефтида, Ра, Мут, Маат или Анубис, – она должна убедить каждого из них позволить ей продолжить свой путь к возрождению. В погребальной комнате царица должна произнести заклинание гениям-хранителям дверей, если она его забудет, ей достаточно прочитать его текст, написанный на стенах склепа.

Dr. Christian Leblanc: «Другая дверь с другими стражниками, вооружёнными кинжалами. Если царица не знает их имён, она не может пройти дальше, – она блокирована здесь и ей грозит окончательная смерть. А если знать имя, то можно пройти (спас) и можно жить дальше. Если нет имени, то это конец».

Тело Нефертари и её погребальные сокровища исчезли: гробница была разграблена. [T.10.CCVII]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…и тогда бог Амон, приняв облик её супруга, пришёл к ней в опочивальню. И лишь по невероятному аромату ладана и мирры, который исходил от этого существа, царица Яхмес, будучи не только совершенна, но и умна, поняла, что перед ней вовсе не её муж, а бог Амон в образе законного супруга. От этого брака был зачат ребёнок. Перед царицей Яхмес бог мудрости Тот с головой ибиса протягивает ей руку в жесте высказывания речи, потому что принёс он ей «благую весть» – беременна она Божьим Сыном, или Божьим ребёнком. Дальше к ней приходят боги, её ведут к огромному ложу родов. Там она рожает младенца и его жизненную силу. Духи, боги, богини, небесные повитухи – вот весь вот этот мир родов окружает царицу на её ложе. И далее ребёнка, а речь идёт о Хатшепсут, приносят её отцу – богу Амону. Соответственно в египетском каноне, когда матери, повитухи, весь вот этот вот клир гигантский абсолютно, приносили ребёнка, то был очень тонкий момент – если на руки возьмёт, посадит на колени, значит, принял ребёнка, он как бы, даёт ему своё условно отчество – принимает ребёнка как своего законного наследника. И вот Амон принимает на свои колени Хатшепсут. И после этого происходит одна очень забавная вещь: мы видим здесь множество духов – мужчин и женщин – на голове духов мужского пола руки, воздетые к небу, – это Ка, это жизненная сила мужчины. На головах женских духов щит и две перечёркнутые стрелы – это символ богини Нейт, великой египетский Праматери. Это Хемуст – это женская жизненная сила. И здесь в этот момент духи Хемуст передают этого младенца духам Ка. И на этом строилась идея о том, что она обладает жизненной силой двойной природы, а, стало быть, может передавать дыхание мира богов в мир живых». [P.125.14]

 

 
     
 

…но это классика («Мать» Уистлера, «Whistler's Mother»)

Dr. Margaret F. MacDonald, University of Glasgow: «Чудесный человек мама! Остальные могут любить тебя, но только твоя мама поймёт. Она работает для тебя, присматривает за тобой, любит тебя. Единственное, что она когда-либо сделает тебе плохого – умрёт и покинет тебя».

Она стала не столько иконой, сколько идолом, – тем, чем становятся иконы. [T.10.CCII.1]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ