ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН III. Divina Natura; Partus Generatio; Venus Urania; Physis; Императрица; Иероглиф (Берущая рука - Влагалище).

   

Иероглиф (Берущая Рука Влагалище)

 
     
 

…иероглиф берущая рука, в смысле кисть руки, сложенная так, что образует узкий канал, могущий что-либо вместить.

От идеи узкого канала переходят к идее влагалища, служащего последним этапом в процессе рождения, а от этого к самой идее рождения. ГОМ [B.27]

 

vola, ae f ладонь (руки) или подошва (ноги) PM: nec v. nec vestigium apparet (или exstat) погов. Vr нет ни малейшего следа. [B.32]

 

vāgīna, ae f 1) ножны (gladium e vaginā educere С и in vaginam recondere С или condere Ар); 2) оболочка, покров (viscera velut vaginis inclusit nature PM); шелуха, кожица (sc. seminis С); 3) анат. влагалище Pl. [B.32]

 

cunnus, ī m 1) женский половой орган H, М etc.; 2) проститутка, блудница Н, Priap; 3) хлебец, булка, плюшка (с. siligineus М). [B.32]

 

āla, ae f 1) крыло; 2) плечо, у животных передняя лопатка PM etc.; бот. влагалище, пазуха (alae foliorum PM); 3) подмышки (sub alā portare H); 4) пазуха

 

muliebria, ium n [muliebris] 1) судьба женщины, женская участь: m. pati Sl, Т подвергнуться женской участи, перен. paedicari; 2) женские половые органы Т; 3) женские украшения РМ; 4) менструация Vlg. [B.32]

*

χοῖρος ὁ, реже ἡ 1) свинья, преимущ. молодая Hom., Her., Aesch., etc.; 2) pudenda muliebria Arph. [B.169] (Pudenda muliebria буквально, «женский срам», дословно – «дамская пися»)

 

γένεσις, εως ἡ 1) возникновение, зарождение; 2) первоисточник, первоначало; 3) происхождение, рождение; 4) образование, появление; 5) изготовление, выработка; 6) филос. становление; 7) творение, природа; 8) род; 9) век, поколение; 10) гороскоп (τὴν γένεσίν τινος διαθεῖναι Anth.); 11) вид, категория; 12) женский половой орган (παιδοπόρος γ. Anth.). [B.169]

 

ἔντερον τό 1) кишка (οἰός Hom.); преимущ. pl. кишки, кишечник…; 2) чрево, матка…; 3) внутренность, сердцевина, ядро…; 4) червь…[B.169]

 

κόλπος – влагалище

κόλπος ὁ тж. pl. 1) грудь; 2) женское лоно, чрево, утроба; 3) анат. складка, пазуха…; 4) складки платья (на груди), пазуха…; 5) перен. лоно, пучина; 6) залив, бухта; 7) долина, лощина (Νεμέας Pind.): Ἐλευσινίας Δηοῦς ἐν κόλποις Soph. в долинах Део́ (т.е. Деметры) Элевсинской. [B.169]

 

crista, ae f 1) хохолок или гребень у птиц: cristae ei surgunt погов. J у него встаёт гребень (т. е. он много мнит о себе); 2) пучок (foliorum PM); 3) перо на шлеме, султан Lcr, V, L etc.; 4) горная цепь (cristae montium Eccl); 5) анат. клитор J. [B.32]

 

com-mercium, ī n [merx] 1) торговля, торговые сношения; 5) тж. pl. общение, отношения, сношения, связь; 6) (тж. с. libidinis VM и с. stupri Su) половая связь (cum aliquā Pl); 7) тайный (и недобросовестный) сговор CTh, CJ. [B.32]

 

ἀγοστός (ᾰ) ὁ 1) ладонь, кисть руки: ἑλεῖν γαῖαν ἀγοστῴ Hom. хватать руками землю (о смертельно раненом); 2) рука, руки (βρέφος φορέειν ἀγοστῴ Anth.): περιβάλλεσθαί τινα ἀγοστῴ Theocr. обнимать кого-либо. [B.169]

II ἀνδρόγῠνος ὁ 1) андрогин, обоеполое существо Plat.; 2) женоподобный мужчина, скопец Her., Aeschin., Polyb., Plut.; перен. «баба», трус Plut.; 3) qui muliebria patitur Plut., Anth. [B.169]

 

βῑνέω тж. med. совокупляться (Arph., Anth.; τινα Arph., Luc.). [B.169]

δια-μηρίζω (pf. διαμεμήρικα) досл. раздвигать бёдра, перен. = βινέω (τινά Arph., Zenon ap. Sext.). [B.169]

 

 
     
 

…в каждом из них свои боги и демоны. Пещеры и глубокие расселины, очевидно, являются преддвериями подземного Мира Теней. Но, в то же время, они служат укрытиями от непогоды и хищников. Отсюда естественным образом вытекает мысль о том, что внутри пещер земля обеспечивает человеку тепло и защиту материнской утробы. Следовательно, Земля – мать человечества. Эта мысль породила различные культы Богини-Матери, олицетворяющая одновременно землю и присущую ей плодовитость. Пещеры и расселины распаляли воображение людей, которые часто ассоциировали их с детородными органами, через которые из земных недр появляются и боги, и герои. [T.10.LXXXVI.2]

 

Dr. Mordechai Aviam, Institute for Galilean Archaeology: «Когда местные жители начали верить в греческих богов и богинь, они отождествляли с ними определенные местности. Так как Пан это бог природы, воды и пещер, то вполне естественно, что этот регион был посвящён ему». (Северный Израиль, местечко под названием Баниас [искажённое Паниас; имя бога Пана и дало название месту: Панион или Паниас по-гречески])

Обычно Пана изображали с внушительными рогами и козлиными волосатыми ногами и копытами. Как и египетские боги, Пан был сложным и изменчивым, иногда игривым, иногда весьма злобным. Он подталкивал людей к пьянству и разврату. Все эти черты позднее проявились в Дьяволе.

Ещё до того, как греческие религии добрались до Баниаса, здесь тысячелетиями поклонялись простым богам. Местные жители приходили к этому источнику, чтобы выпивать, танцевать, пировать и резвиться. В 19-м году до нашей эры Ирод Великий, еврейский царь, ставленник римлян, возвёл здесь величественный мраморный храм, посвященный Пану, превратив спонтанное место сборищ в официальную святыню.

Dr. Mordechai Aviam: «Пещера была перекрыта прекрасным сооружением, – этот храм был построен для Пана. Эта пещера, которую вы можете видеть над нами, искусственная».

Преданные почитатели Пана построили искусственную пещеру, потому что считали, что этому богу нужно поклоняться на свежем воздухе, на природе.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney, Egyptologist, UCLA: «Пан настолько связан с природой, что сам частично животное, именно так. С точки зрения египтолога абсолютно нормально, чтобы являться отчасти животным, отчасти человеком».

Dr. Mordechai Aviam: «Конечно, но в греческом мире не настолько. Большинство греческих богов и богинь это прекрасные человеческие существа».

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Вот почему люди так поклонялись Пану: он был богом пьянства, шумного веселья, оргий. Всего того, что делают животные».

Dr. Mordechai Aviam: «Пан – бог всего того, что любили люди».

Пану поклонялись здесь до победы ислама в VII-м веке. [T.12.LIII.4]

 

 
     
 

Под Куполом Скалы находится пещера, редко попадающая на снимки. С ней связанные многовековые легенды, это загадочный Колодец Душ.

Dr. Yusuf Natsheh, Director of the Department of Islamic Archaeology, Al-Haram, Al-Sharif: «Иерусалим в целом и особенно комплекс Аль-Акса считаются в исламе местом искупления и кары за грехи. Здесь многое связанно с Судным Днём. Мастаба, или «Колодец Душ», вместилище для душ проповедников, которые соберутся здесь в День Воскресенья».

Многие века «Колодец Душ» считали местом, где спрятан Ковчег Завета. Многие и сейчас верят, что он находится здесь. [T.17.IV.1]

 

Джен возглавляет экспедицию в пещеру, чтобы в ней найти форму жизни, весьма похожую на ту, которая первой появилась на Земле – организмы, которые скрываются в темноте.

Dr. Jennifer Macalady, Pennsylvania State University: «Для того, чтобы перерабатывать свет, требуется довольно сложная система, и, скорее всего, первыми появились «тёмные» формы жизни. Такие формы жизни способны получать всё необходимое из окружающей среды без света.

Большинство пещер я бы охарактеризовала как биологические пустыни». [T.10.CDXC]

 

 
     
 

…здесь в Долине Царей. Эта гробница известна как KV-20, которая находится на глубине более ста метров под землёй. Хатшепсут сама построила эту усыпальницу – самую первую в Долине Царей. Это самая глубокая гробница в Египте, некоторые считают, что самая глубокая в мире.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Представляется, мы сейчас под горой около ста тридцати метров под землёй. Очень трудно дышать, чувствую, что кислорода нет». [T.12.LXXIX]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…это ущелье «Госпожа, повёрнутая ликом к своему Господину» – сегодняшний Дейр эль-Бахри, где по приказу царицы Хатшепсут строится её храм. Храм был построен здесь не случайно: здесь издревле находилась пещера, которая ассоциировалась с утробой Богини-матери, с которой были связаны специфические новогодние ритуалы. И в итоге эта «Утроба Богини» была встроена в храм, стала, как бы, его скальным продолжением. Плюс ещё здесь же в двадцать первом веке до новой эры один из царей-предков – царь Небхепетра Ментухотеп Второй – построил своё небольшое заупокойное святилище. Память этого царя чтилась при Хатшепсут, и здесь рядом решили построить её грандиозный комплекс.

Мы должны понимать, что храм очень сильно пострадал в раннехристианское время: не даром это место называется «Дейр эль-Бахри» – «Монастырь Севера», здесь был монастырь. И в процессе сооружения монастыря в коптское время древний храм разбирали.

Любопытно, что над храмом возвышается «Дехенет» – «Великая вершина Запада» – это так называемый сегодняшний Эль-Курн – это главная вершина фиванского некрополя. И ровно по ту сторону от храма находится Долина царей. Это место было чётко связано с другими священными локациями фиванского некрополя, и продолжало ось, которая начиналась в святилище карнакского храма. Можно провести прямую с востока на запад из святилища Карнака в святилище храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри». [P.125.14]

 

…этот правитель, родившийся в четырнадцатом веке до нашей эры, был одним из величайших фараонов Египта. Вернувшись после битвы с хеттами при Кадеше, он приказал воздвигнуть в Нубии храм в честь себя и многочисленных богов.

Великий царский храм был полностью высечен в скале. Ширина фасада – сорок метров, высота – около тридцати. Четыре гигантские статуи Рамзеса Второго достигают двадцати метров в высоту.

Внутри первого зала по периметру стоят гигантские статуи бога Осириса. Стены по обе стороны от двери покрыты текстами и изображениями фараона.

Особенность храмов Абу-Симбела состоит в том, что они являются спеосами (σπέος), то есть, святилищами, высеченными непосредственно в скале. Все эти огромные статуи, включая внутренние статуи богов, высечены в породе. Поэтому их невозможно разобрать так, как разбирают памятники, сложенные из камня. [T.29.XLVI]

*

σπέος эп. тж. σπεῖος, ους τό (gen. σπέεος и σπείσυς, dat. σπῆϊ и σπήει, pl.: gen. σπείων, dat. σπέσσι, σπήεσσι, σπέεσ(σ)ι и σπεέεσσι) пещера, грот Hom., Hes. [B.169]

**

 
     
 

**

Dr. Bob (Robert) Brier, Long Island University: «…но зато они обнаружили самое священное место в Центральной Америке. Именно над ним возвели эту пирамиду. Но почему эта маленькая полуразрушенная пещера считается столь священной? Пещеры считались входом в иной мир. То есть Пирамида Солнца охраняла доступ в Подземный Мир, в этом заключается её секрет. Подземные колодцы очень часто являлись единственным источником воды, источниками жизни». [T.12.XXXIV]

 

…но согласно новой теории одна существенная разгадка, возможно, таится под каждой крупной пирамид майя. То, на что мы смотрим сейчас, только верхушка айсберга. Как ни странно, воду в этих джунглях доставать трудно: здесь известняковая равнина, и реки текут не по земле, а глубоко под землёй. Орошение невозможно, единственный круглогодичные источники воды – немногие пещеры в земле. Современные майя, по-прежнему, считают эти пещеры священными источниками жизни. В этих местах и ещё на большой территории люди издавна привязаны к этим пещерам. Многие, по-прежнему, считают их обиталищами богов. Археолог Джим Бреди (Dr. James E. Brady) считает, что всё это указывает нам на пещеры. По его мнению духовное средоточие этих древних культур не сами пирамиды, а священные пещеры под ними.

Dr. James E. Brady, Cal State L.A. department of Anthropology: «Мы знаем, что пирамиды символизируют землю. Майя называли их «холмами, горами». Они представляли собой священную гору. А священная гора должна иметь пещеру, в которой можно приблизиться к божеству, обитающему в ней. У всех коренных американцев особое отношение и привязанность к земле как к священному и живому существу. Она не только даёт урожай, но также и посылает дождь. Они верили, что дождь поднимается из пещер прямо на небо. Люди и сейчас приходят в пещеры молить божество о дожде и хорошем урожае».

Каждый раз под главной пирамидой доктор Бреди обнаруживает пещеру.

…например, в Со(ч)шикальо, в Центральной Мексике, где пещеры не природного происхождения. Их пришлось выкопать. Это колоссальный труд, ведь у них тогда не было железных инструментов. Пещера тянется на шестьдесят метров в твёрдой каменистой скале, проходя под пирамидой. Эта огромная рукотворная пещера имела высшее предназначение.

Dr. James E. Brady: «Самая поразительная вещь, которая указывает, что эта пещера была ритуальной, это просвет в который можно наблюдать за светом и темнотой, и следить за сменой времени года».

Слово для обозначения пещер на языке древних майя означало «храм». [T.12.XLVIII.1]

 

 
     
 

Галина ЕРШОВА, доктор исторических наук: «Базовые представления для Майя – это, конечно, представления о Прародине. То есть, вот есть, мы живём здесь под Солнцем, на реальной земле, и есть далеко на Севере за нами, за спиной, там где нет Солнца, находится Прародина. И эта Прародина отождествлялась с Пещерой. То есть все вышли из Пещеры. Пещера одновременно это и женское лоно, которое рождает новых людей. И поэтому связь у Майя всех представлений «живых и мёртвых», «Пещеры и реального мира», она проходит нитью через всю историю Майя, и вообще Мезоамерики. То есть в Пещере, в древних пещерах ещё до Майя изображались портреты предков, изображались какие-то важные события, и проводились обряды, во время которых осуществлялась связь вот с этими далёкими предками. То есть то, что для нас кажется абсолютно какой-то нереальностью, эзотерикой, для них было обыденным. Другим таким объектом важным, то есть связанным с Пещерой, это были священные Колодцы, Сеноты их называют». [T.10.CI.45]

*

…юго-восток Мексики, джунгли полуострова Юкатан. Его покрывают бескрайние густые леса. Их зелёный покров исчезает только там, где есть невероятные скальные образования – глубокие провалы, часто заполненные водой. Местные жители называют их «сеноты».

Карстовые озёра позволяют нам понять истинную ценность первого из самых важных для нас веществ – воды. Хотя Юкатан регулярно поливают дожди, на нём нет ни рек, ни озёр: вода здесь просачивается сквозь пористый известняк, являющийся каменным основанием полуострова. Вода размывает его и образует обширную систему пещер.

Olmo Torres-Talamante, Razonatura NGO: «У входа в пещеру мы видим её срез – скальные слои и джунгли, растущие сверху, и корни деревьев, дотягивающиеся до воды. Сеноты – это, в сущности, «дверь в мир темноты».

Эти «тёмные миры» образуют отдельные точки стока здешних вод, влияющие на поведение всего, что находится вокруг них.

Olmo Torres-Talamante, Razonatura NGO: «Это своего рода оазисы, в которых разворачивается основная биологическая активность. Джунгли тянутся непрерывно на большое расстояние, и, вдруг, возникает карстовая воронка, где наблюдается большая активность и взаимодействие между животными: ягуары и олени приходят сюда на водопой».

…но ближе ко дну пещеры температура падает, света становится меньше, постепенно всё, что нам нужно для жизни, исчезает. Тем не менее, жизнь существует и здесь.

Со спутника видно, что на дальнем северо-западе полуострова Юкатан точки карстовых озёр образуют идеальную дугу. На Земле нет таких явлений природы, которые могли бы создать такую линию. Все исследования привели учёных к единственному объяснению её образования – мы видим исполинский кратер от удара небесного тела. Его диаметр сто восемьдесят километров. Он образовался, когда в Землю шестьдесят пять миллионов лет назад ударил огромный астероид или комета. [T.10.CDXL.1]

 

…в книге «Пополь-Вух» Подземное царство называется «Шибальба» (исп. Xibalbá) – «Место страха». Шибальба – это место обитания Девяти Богов Смерти или Повелителей Подземного Царства. Книга рассказывает о двух божественных Близнецах-героях.

Как и многие древние Подземные Миры, Шибальба была местом опасных испытаний, с которыми должны были справиться настоящие Герои.

…в Третьем Доме их плотно обступала Глубокая Тьма.

Profesor Investigador Guillermo de Anda Alanis, de la Universidad Autónoma de Yucatán (Yucatan Autonomous University): «Это первое испытание в Шибальбе: как только Герои попадут в неё, они должны терпеть поражения одно за другим. Конечно, они входят в Дом Тьмы. Конечно же пещеры – это Дома Тьмы…» [T.21.XLVII.8]

 

Остров Пасхи. К 1860-му году всё рапануйское общество погрузилось во мрак. После больших переворотов конца семнадцатого – начала восемнадцатого веков пришло время попыток стабилизации. Выжившие, которых было менее двух тысяч человек, должны были воссоздать общество, имея очень мало ресурсов, поскольку флора и фауна были опустошены. Спасение могло прийти только с моря. На западном берегу находится пещера «Анна-Каи-Тангата». На рапануйском языке «Анна» значит «пещера», «Каи» – «есть», а «Тангата» – «человек».

…это было место обитания или подготовки церемонии Птицы-Человека. На потолке мы видим нарисованных птиц. Это символ культа Птицы-Человека «Маке-Маке». Именно в это время появляется понятие Единого Бога. Человек произошёл из яйца, яйцо от птицы, птица была посланницей бога. [T.10.CCXXVIII]

людоедов на острове называли каи-тангата (рап. kai tangata) [P.100.55]

 

 
     
 

Prof. Elaine Pagels, Princeton University: «Идея вечной девственности Марии, непорочного зачатия появилась довольно поздно. Я думаю, это появилось только в семнадцатом, восемнадцатом или, даже, в девятнадцатом веке. Это настолько не вписывает в контекст еврейской деревенской жизни». [T.23.IX.5]

*

Иисус рождается в пещере, и её символизирует разверстое лоно Земли. На иконах, изображающих рождение Иисуса, Иосиф всегда задумчиво сидит рядом. [T.10.XI.24]

 

…жилище первого века могло включать в себя и пещеру.

Dr. Claire Pfann, University of the Holy Land: «Нижняя часть дома вырублена в мягком известняке, как погреб, где температура сохраняется одинаковой на протяжении года. Такая пещера хорошо защищена от воздействия внешних факторов. Люди часто вырубали в основании своих домов пещеры, где хранили оливковое масло и вино, а также зерно и другие ценные вещи».

Пещеры также становились местом содержания домашних животных, поэтому и кормушка была здесь к месту.

Ответ может крыться в обычной ошибке переводчика. Тексты евангелий были составлены через полвека после смерти Христа на греческом языке. В то время это был язык обученных грамоте писцов.

Dr. Claire Pfann: «Вот в этом слове «гостиница» и кроется подвох. По-гречески оно переводится ещё как и «гостиная» или «верхняя комната». Дом полон постояльцев, роженице негде уединиться. Так что же делать? Вероятно, ей предложили спуститься в погреб и родить там».

Все свидетельства указывают на то, что Иисус появился на свет в такой скальной пещере, а вовсе не в хлеву. [T.12.LXXI.1]

*

Греческое слово для обозначения «гостиницы» – «каталума» (κατάλυμα), также можно перевести как «верхняя комната». Так что Иисуса положили в ясли просто потому, что в верхнем помещении не было свободного места.

Dr. Claire Pfann, University of the Holy Land: «Рождение ребёнка в то время было самым опасным событием в жизни женщины.

…они приходят в Вифлеем, и Иосиф идёт от гостиницы к гостинице, стучась во все постоялые дворы, и везде встречая отказ. Однако, если внимательно прочесть, что пишет Лука во второй главе, мы увидим, что это не так. Там написано, что они отправились в Вифлеем, который был городом их предков, и это значит, что, вероятнее всего, у них там были родственники – тёти, двоюродные братья и сёстры, может быть, мать, свекровь или тёща, для помощи в родах». [T.22.III.2]

*

κατά-λῠμα, ατος τό (жилое) помещение, жилище, жильё Polyb., NT. [B.169]

 

Dr. Joan E. Taylor, University College London: «Мы так привыкли видеть Гефсиманский сад на картинах и в фильмах, что приходя сюда, считаем это место подлинным Гефсиманским садом».

Джоан полагает, что «Гефсиманский сад» был придуман в Средние века, в Евангелиях о таком месте ничего не говорится. Матфей, Марк и Лука называют место Гефсиманией, а Иоанн отдельно упоминает про Сад. И уже гораздо позже эти два места слились воедино. Она также полагает, что место, где остановился Иисус и ученики, действительно называлось Гефсиманией, но к Саду оно не имело отношения. Это место находится совсем рядом с популярным объектом паломничества.

Dr. Joan E. Taylor: «Это Гефсиманская Пещера. Сейчас здесь подземная часовня, но когда-то это была природная пещера, приспособленная под место для выжимки оливкового масла. Под всеми этими поздними христианскими наслоениями видно, что эта пещера имела какое-то сельскохозяйственное назначение. Возможно здесь стоял пресс для отжима масла. На иврите «Геат шемени» означает «Оливковый пресс», а «Гефсимания» – греческий вариант этого словосочетания. В то нише, что закрыта сейчас занавеской, есть круглое углубление, которое точно соответствует тем деталям, которые мы часто обнаруживали в пещерах для отжима масла».

В это время года спать на улице было неудобно, даже если не брать в расчёт преследование властями.

Dr. Joan E. Taylor: «В Евангелии от Иоанна говорится, что ночь была холодной. А в пещере было тепло…» [T.12.LXXI.3]

 

 
     
 

…если смотреть снизу, эти горы величественны и прекрасны. А если стоять на краю Кыз-Кермены и смотреть с высоты, замирает дух от раскинувшегося внизу простора живописной Качинской долины. Юго-запад Крыма знаменит своими пещерными городами: они цепочкой протянулись по внутренней гряде Крымских гор. Именно удобная форма гор в виде усечённого конуса, что в науке называется «столовыми горами», позволила появиться на них в древние времена хорошо защищённым поселениям: отвесные скалы самой природой созданы как неприступные стены, а вырубленные в них пещеры, являлись надёжным человеческим жильём. [T.10.DIX.1]

…непонятно, зачем древние поселенцы врубались в скалу, когда можно было строиться на плато.

Татьяна ФАДЕЕВА, кандидат исторических наук, ИНИОН РАН: «Чтобы построить жилище, надо наломать камней, соответственно, взгромоздить одно на другое, потом иметь проблему с перекрытиями. Было замечено, что те, кто строил пещеры, не знали, как решать проблему перекрытий – им гораздо проще было внутри что-то выдолбить».

Из всех пещерных городов Крыма Мангуп – самый большой по размерам. [T.10.DIX.2]

 

 
     
 

Вертепъ  specusspelunca в разбойниковъ  receptaculum  latronum;  locus  latronum  occultator  et  receptor[B.39]

 

σπέος или σπεῖος, τό р. σπείους, д. σπῆι, д. мн. σπέσσι и σπήεσσι, пещера, эп. – ср. лат. specus. [B.170]

 

γλάφῠ (ᾰ) τό пещера Hes. [B.169]

 

χηρᾰμός ὁ нора, логово, пещера Hom., Arst., Babr., Plut. [B.169]

 

В эпоху христианства куклы стали служить его распространению. Так в Рождественскую ночь 1223-го года миссионер Франциск Ассизский установил в лесной пещере ясли, поставив рядом фигурки Девы Марии и Святого Иосифа. Разыгранный монахом библейский сюжет рождения Cпасителя, был первым кукольным спектаклем на тему Рождества Христова. Усилиями францисканцев традиция устраивать такие представления распространилась по всей Европе. Фигурки святого семейства стали помещать в деревянный ящик, который символизировал Вифлеемскую пещеру, где родился Иисус.

В славянских странах эта конструкция и само действо получили название Рождественский вертеп. Вертеп на церковно-славянском означает ПЕЩЕРА. Со временем в ящиках-вертепах стали разыгрывать не только библейские сцены, но и вполне светские сюжеты. Фактически это стало рождением кукольного театра. [T.10.LI.17]

 

Вертеп, не смотря на внешнюю простоту, – явление удивительное: в неказистом ящике с примитивными куклами соединились элементы различных эпох и культур. В нём слились воедино и два главных кукольных истока – ритуал и игра.

Вертепное действо несло в народ не только азы христианской религии, но и культуру кукольного театра. Со временем во второй части вертепных представлений исполнители всё чаще разыгрывали уже не библейские истории, а вполне светские бытовые сценки, наполненные грубоватым крестьянским юмором.

Александр ГРЕФ, художественный руководитель театра «Бродячий Вертеп», кандидат химических наук: «Когда мы говорим про Вертеп, мы говорим так: «Вертеп должен быть плохо освещён, чтобы было плохо видно, потому что Вертеп существует только в воображении». Вот кукла оживляется воображением». [T.10.DCXXXV.1]

 

Театр кукол – искусство очень древнее. Оно возникло, вероятно, из ритуала, в котором человек через куклу-идола просил высшие силы о дожде, удачной охоте, хорошем урожае.

Ирина ОСИНЦОВА, актриса театра кукол имени С.В. Образцова: «…наше старинное вертепное рождественское действо. Почему оно стало изображаться именно в куклах? – А какое я имею право – живая женщина из плоти и крови – изображать Деву Марию? – Это богохульство. Какого взять грудного младенца, даже самого распрекрасного, розовощёкого, голубоглазого? – Ну, не может он быть младенцем-Иисусом! А кукла может! Какие с неё претензии!?» [T.10.CCCXVII.14]

 

Куклы никогда не были просто игрушками. Юлий Цезарь кукол ненавидел, хотя и запретить их не посмел, ведь многие фигурки издревле изображали богинь и богов.

Церковь Средних веков объявила кукол вне закона: инквизиции казалось, что в куклах сидит Дьявол и руководит действиями колдунов и ведьм. В страшные Средние века кукол отбирали даже у детей. Так поколения будущих взрослых насильно лишались радости, а заодно у них ещё и атрофировался один из важнейших людских талантов – талант фантазировать, ведь всякая кукла – это вместилище детских и взрослых фантазий, а умение самозабвенно играть с ними – черта творческой натуры, и умного неординарного человека. Игра в куклы это не просто навык, это искусство. Датировать куклы, конечно, можно, но в этом нет необходимости. Они всегда были рядом с человеком: сперва в образе веток и сучьев, похожих очертаниями на людские или животные фигурки, затем в виде глиняных изображений богов, и, наконец, в качестве полноценных детских игрушек. [T.10.VII.15]

 

 
     
 

Если колыбелью органической жизни на нашей планете был океан, то колыбелью человечества были, видимо, пещеры. Это первые жилища, первые крепости, первые храмы. Не случайно древние мифы помещают в пещеры символы смерти и посмертных кар грешников. Александр Гумбольдт, находившийся под впечатлением только что посещенной им в Бразилии пещеры Карипе, писал в своём дневнике в сентябре 1799 года: «В самых различных и самых примитивных языках существует некоторое число образов, которые одинаковы, потому что они зиждутся на природе нашего разума и наших чувств. Повсюду мрак связан с представлением о смерти. Пещера Карипе – это Тартар древних греков, и гуанаро, парящие над потолком и испускающие жалобные крики, напоминают птиц, летающих над Стиксом…»

А. Г. ЖАБИН, доктор геолого-минералогических наук, профессор [B.163]

 

Пять тысяч лет назад жители Ирландии в основном занимались земледелием. Основным продуктом питания были злаки, требовавшие тщательного ухода на протяжении всего года. Для них земля была объектом поклонения.

Христиане, а также последователи других религий до сих пор исповедуют веру в бога, живущего на небесах. Однако пять тысяч лет назад в эпоху неолита жители Ирландии верили, что боги обитают в земле. Для них земля была священной: сбор урожая был самым значимым событием в году – превращение брошенного в землю зёрнышка в растение, которое годилось в пищу, являлось подлинным чудом. В представлении древних земледельцев плодоносящая земля была «дающей жизнь Великой Матерью».

Dr. Jenny Butler, University College Cork, Ireland: «Во многих культурах есть образ Богини-матери или Матери-Земли. На латыни это «Magna Mater», что значит «Великая Мать». Это понятие встречается повсеместно в самых разных культурах и у разных народов. По сути это Праматерь всего Человечества».

Поэтому пещеры в Ирландии были тесно связаны с проявлением женской магии, они считались священными.

Пещеры – это порталы в таинственное царство Тьмы и Безмолвия. Для людей эпохи неолита они были порталами в Потусторонний мир, но не в Загробный мир, а в Мир духов, вплетённый в полотно повседневной жизни. Попадая в другой мир, люди встречали странных существ и переживали необычные состояния. Это место обладало силой, поэтому иногда люди использовали пещеры для захоронений. Во многих пещерах эпохи неолита были найдены фрагменты человеческих костей. Со временем люди стали пытаться управлять силами, заключёнными в земле: в непрерывной борьбе за выживание они стремились обратить эти сверхъестественные силы в свою пользу.

Dr. Geraldine Stout, National Monuments Service: «Солнце – это животворящая сила, а проникавший в гробницу луч оживлял останки предков. Он пробуждал духов и просил их благословения в новом году».

Через девять месяцев земля должна была принести богатый урожай. Люди эпохи неолита видели в этом чёткую параллель с женской репродуктивной функцией. Это был символ возрождения, плодородия и новой жизни в самый разгар зимы. [T.10.DCX]

 

нет архетипов, существует тело. Живот внутри прекрасен, потому что там созревает ребёнок, туда радостно влетает твой птенчик и оставляет очень вкусное блюдо, поэтому так хороши и важны пещеры, овраги, норы, подземелья и даже лабиринты, которые напоминают нашу добропорядочную и святую требуху, и если кто-нибудь захочет создать нечто весьма значимое, он добудет это нечто именно из живота, ведь ты тоже из него появился в день своего рождения; плодородие всегда связано с какой-нибудь дырой, в которой вначале что-то томится, а затем появляется маленький китаец, финик, баобаб.

Умберто ЭКО [B.158]

 

 
     
 

Dr. Jason S. Polk, Western Kentucky University: «Известняк образовался сорок миллионов лет назад, когда Флорида была под водой. Её покрывало тёплое мелкое море. Доказательство тому можно найти в органических отложениях, которые оседали на дно: земная твердь образовывалась слой за слоем в течение миллионов лет».

Под землёй происходят химические реакции, объясняющие, как и почему образуются воронки.

Dr. Jason S. Polk: «Дождевая вода, выпадая из атмосферы, имеет нейтральную кислотность – она не кислая, не щелочная. Но при контакте с почвой вода вбирает двуокись углерода и образует слабый раствор углекислоты. Кусок чистейшего флоридского известняка, которому сорок миллионов лет, на таком стоит почти весь штат. Возьмём слабую кислоту – пятипроцентный раствор соляной кислоты, примерно такую кислотность образует вода и углекислый газ. Теперь выльем её на породу. Мы видим реакцию, которая за тысячи лет образует систему пустот и промоин. Так могут образовываться воронки».

Эти пустоты могут образовывать целые системы пещер – так называемые карстовые ландшафты. Не только во Флориде, пятая часть США стоит на карстовом ландшафте – от Алабамы и Кентукки до Техаса и Теннеси. [T.12.CIII.2]

*

Должен, как геолог, сказать, что в гранитах пещерам быть не положено. Сложные сети пещер возникают в относительно легкорастворимых породах, типа известняков или гипсов. Отсюда, с геологических позиций, версия о существовании под Шарташскими каменными палатками сложной сети подземелий кажется маловероятной.

Проф. А.А. Малахов, доктор геолого-минералогических наук [B.165.4]

*

Эффектно нагромождение гранитных плит около озера Шарташ, в окрестностях города Свердловска. Недаром сюда в воскресные летние дни стекаются сотни свердловчан. Давно уже местные жители назвали каменные нагромождения Каменными палатками. Люди, никогда не видевшие Каменных палаток, иногда пытаются утверждать, что в них жили древние обитатели Урала. Никто, конечно, никогда не жил и не мог жить в этих «палатках», не было здесь и пещер. Геологи расшифровали историю возникновения этих скал. Каменные палатки сложены крупными плитами гранита, свидетельствующими о том, что сотни миллионов лёт тому назад глубоко под поверхностью земли был очаг расплавленных горных пород. Расплав под землёй остывал медленно. В таких условиях из него выделились довольно крупные кристаллы кварца, полевого шпата и чешуйки слюды, слагающие гранит. Позднее, в результате горообразовательных движений, здесь образовались высокие горы.

Проф. А.А. Малахов, доктор геолого-минералогических наук [B.165.5]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…минералы они напрямую уподобляли людям. Есть греческое выражение «автохтонный» – «родившийся из Земли»; имеется в виду народ, который тут жил до того, как «понаехали». Была теория, что минералы зреют в утробе Земли, что Земля рождает минералы, реально рожает. Мы же знаем, что это совершенно не так, антропоморфная метафора тут не работает – в чреве Земли металлы не зреют, как плод в утробе, это совершенно другой процесс. И уподоблять их друг другу нельзя. Но они понимали это именно так». [B.141.31]

 

Yana Tchekhanovets (Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог): «…достаточно просто здравого смысла. Как только один из приведённых здесь факторов или несколько всплывают, это должно зажечь все красные света на земле. Во-первых, все эти вещи не были обнаружены в нормальных археологических раскопках: мы не знаем, откуда они взялись. Или, профессиональным языком говоря, они не имеют чёткого провенанса, то есть, не понятно, из какого контекста они взялись. И очень часто фигурирует некая «таинственная пещера». Пещера – это, вообще, любимое место всех фальшивщиков: там всегда что-то таинственное.

Когда находится предмет, который не имеет аналогов – это тоже должно немедленно зажигать все возможные красные света на вашем умственном светофоре: «это уникальная вещь – таких вещей почти не бывает в природе». Если аналога нет – это очень подозрительно.

Всякая надпись, упоминающая Иерусалимский храм, новозаветных или ветхозаветных персонажей может восприниматься всерьёз только в одном случае – если она обнаружена при археологических раскопках, как, например, стела из Тель-Дана, упоминающая «Дом Давидов». Желательно, чтобы источник был какой-то внешний, то есть, не симпатизирующий Дому Давидова, а, вот, как в случае с этой стелой, – враг.

Очень часто эти подделки делаются на древнем носителе. То есть, оссуарий Иакова – он настоящий оссуарий.

И ещё один классический определитель любой фальшивки – это то, что в ней перемешаны разные символы, известные из разных источников». [P.125.112]

 

 
     
 

В Индии храм родился из пещеры. И в период расцвета, в средневековье, индийские зодчие довели до совершенства единство этого образа. Храм возвышается крутой горой над городом. Он весь, как лесом, покрыт скульптурами, позы и движения которых динамичны, многообразны, словно лес этот опутан живыми корнями. Но это когда вглядываешься в скульптуры. А издали лес неподвижен, и неподвижна, горда, сурова гора храма. В горе положено быть пещере. В ней укрыты святыни. И вот внутренность индийского храма – настоящая пещера, с нависающим тяжёлым, плоским потолком, неожиданно малая для такой горищи, свет расплескивается по статуям у входа в черноту, где надежно спрятаны от мира боги.

Паганский же храм, в отличие от индийского, обретает прямоту и лаконичность линий неземного, стремящегося к облакам, легкого, несмотря на размеры, строения. Лишь внутренность его остается таинственной пещерой.

И. МОЖЕЙКО [A.431]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…если алтари олимпийских богов делались обязательно над землёй, ведь это же надземные боги, небесные боги, это был камень, поставленный на землю, тисастиреон – алтарь надземный, то алтари героев, места, где приносились жертвы героям, всегда были ниже уровня земли. Это были выкопанные ямы, «эсхара» (ἐσχάρα), или естественные пещеры, из которых ещё специальный ход – жёлоб, вёл прямо в могилу, чтобы кровь жертвенных животных стекала буквально на кости героя, давая этим ему новый тимос (ϑῡμός), новую силу и жизнь». [P.125.232]

*

ἐσχάρα (χᾰ) ἡ 1) очаг…; 2) жаровня…; 3) костёр, сторожевой огонь…; 4) жертвенник (Φοίβου Aesch.; Διός Eur.; βωμοὶ ἐσχάραι τε Soph.): ἐ. βώμιος Eur. или βωμιαῖος Soph. (v.l.) жертвенник-алтарь (т.е. жертвенник со ступенями); 5) pl. Arph. = labra pudendorum; 6) мед. струп (на месте ожога) Arst. [B.169] (labra pudendorum – половые губы)

*

θῡμός ὁ [θύω II] 1) дыхание жизни, жизненное начало, жизнь, т.е. душа, дух…; 2) воля, (горячее) желание, стремление…; 3) потребность, голод, жажда, аппетит…; 4) душа, сознание…; 5) душа, чувства, мысли, образ мыслей, настроение…; 6) смелость, отвага, мужество…; 7) реже pl. гнев, злоба…; 8) страсть (у Plat. «животная» часть души, τὸ ἐπιθυμητικόν, делилась на θ. страсть и ἐπιθυμία вожделение) Arst. [B.169]

 

 
     
 

antrum, ī n (греч.; лат. caverna) пещера, грот (antra pro domibus habere Lact); полость (sc. equi Trojani Pt): a. pectoris Aug грудная клетка; a. arbŏris V дупло дерева; vehi clauso antro J передвигаться в глубоком и закрытом паланкине. [B.32]

*

ἄντρον τό пещера Hom., Hes., Pind., Trag., Plut. [B.169]

 

catīnus, ī m 1) глиняная чаша, миска, блюдо Vr, Н, Ар: с. vitreus Su стеклянная чаша (для курений); с. saxorum PM скалистая чаша, т. е. грот, пещера; 2) плавильный тигель РМ. [B.32]

 

crypta, ae f (греч.) крытый (наземный или подземный) ход Vtr, Vr, Su etc.; подземелье, грот Sen, Vlg. [B.32]

*

I κρυπτός 3 1) потайной, секретный; 2) скрытый, затаённый См. тж. κρυπτόν. [B.169]

II κρυπτός ὁ разведчик, соглядатай Arph. [B.169]

κρυπτή ἡ сокровенное место, тайник NT. [B.169]

κρυπτόν τό 1) скрытный характер, скрытность; 2) тж. pl. тайна; 3) сокровенное место, тайник NT. [B.169]

κρύπτω 1) закрывать, покрывать, прикрывать; 2) скрывать, укрывать, прятать; 3) хоронить, погребать; 4) скрывать, утаивать[B.169]

 

fornix, icis m 1) свод, арка (pilis fornĭces imponere L): f. saxi V пещера в скале; 2) крытый ход L; 3) подземелье, притон, дом разврата Н, Sen, M, Pt, J; 4) развратник Su. [B.32]

 

fornācula, ae f [demin. к fornax] 1) печурка Vtr, J; 2) поджигатель, подстрекатель (calumniae Ар). [B.32]

 

I fornāx, ācis [gen. pl. ium] f печь Cato, C, V, PM. [B.32]

II Fornāx, ācis f Форнака, римская богиня печей и хлебопечения О. [B.32]

 

fornācālis, e [fornax] печной, относящийся к печи: dea f. O = богиня Fornax. [B.32]

 

Fornācālia, ium n Форнакалии, празднества, учреждённые Нумой Помпилием в честь богини Fornax (в феврале) О. e [B.32]

 

fornācārius, a, um [fornax] печной: f. servus Dig печник-истопник. [B.32]

 

fornicāria, ae f [fornix 3] распутница, блудница Eccl. [B.32]

 

fornicārius, ī m развратник Eccl. [B.32]

 

fornicātim в виде подпорной арки РМ. [B.32]

 

I fornicātio, ōnis f [fornix 1] свод, подпорная арка (parietum fornicationes Vtr). [B.32]

II fornicātio, ōnis f [fornix 3] разврат Eccl. [B.32]

 

fornus, ī m печь Vr. [B.32]

 

corruptēla, ae f [corrumpo] 1) порча, развращение (mores corruptelā depravati С); обольщение, соблазн, совращение (mulierum С); 2) подкуп (judicii ab reo С); 3) развратитель (liberorum Ter); 4) притон, дом разврата Frontin. [B.32]

 

lātrīna, ae f [из *lavatrina от lavo] 1) баня, купальня LM; 2) отхожее место, уборная (latrinae publicae Su); 3) публичный дом, притон Ар, Tert. [B.32]

 

meretrīcātio, ōnis f блуд, разврат Eccl. [B.32]

 

 
     
 

Элагабал был самым порочным императором в долгой истории римского упадка. Как свидетельствует один историк, император жил в разврате, придаваясь противоестественным порокам с мужчинами, и находя главное удовольствие в жизни в возбуждении и похоти многочисленных любовников.

Prof. Andrew Wallace-Hadrill, Reading University: «Элагабал родился в экзотическом регионе империи, в сирийском городе Эмесса. Об Элагабале ходила очень дурная слава, в особенности в том, что касалось половых отношений. Без сомнения Элагабал не был невинным в сексуальном плане, и мы не будем делать вид, что это так. Все истории о нём – это истории о половых излишествах».

Prof. Michael Meckler, Ohio State University: «В те времена широкое хождение получила история о том, как Элагабал переодевался в проститутку. У этих историй явный скандальный привкус, но они поистине удивительны. Здесь отражены опасения по поводу того, что Элагабал был слишком молод и роль мужественного императора была ему не по силам».

Prof. Andrew Wallace-Hadrill, Reading University: «В те времена жил историк Кассий Дион. Как он утверждает, Элагабал пытался стать женщиной и предложил хирургам любые деньги, чтобы те сделали ему вагину».

Prof. Michael Meckler, Ohio State University: «Есть знаменитое высказывание юриста Опия: «Все желания императора имеют силу закона». Если император чего-то хочет – вся империя в его распоряжении».

Но была ли такая операция в принципе возможна в те времена?

Dr. Gary Alter, Plastic Surgeon: «Создаётся место, которое до этого не существовало. Нужно обозначить это место и рассечь его, но так, чтобы не разрезать прямую кишку или уретру. Понимаете, тут ошибиться нельзя, необходимо знать, что делаешь. Что сделал хирург? Вероятно он сказал: «Хорошо, я отрежу пенис и яички, возможно использую часть кожи мошонки, чтобы сделать что-то типа кармашка. Но не более того».

Prof. Andrew Wallace-Hadrill, Reading University: «Я думаю, что по всей вероятности это всего лишь одна из скандальных историй об Элагабале. Никогда нельзя быть уверенным в том, что любое обвинение, выдвинутое против любого римского императора, – а о них ходило множество самых неправдоподобных рассказов, – было основано на правде. Но интересно уже то, что такую историю вообще придумали».

В конце концов, развратная жизнь женоподобного императора вызвала народный гнев. Солдаты арестовали восемнадцатилетнего Элагабала и его мать. Их вытащили из дворца и убили, а тела сбросили в Тибр. Была ли убита таким образом первая и единственная римская императрица, так и останется загадкой.

Dr. Natasha Hidvegi, Surgeon: «Создание вагины – очень сложная операция. Мы не знаем, удалось ли врачам это сделать, но сам факт, что Элагабал мог думать об этом, желать, и даже просить об операции, означает, что к тому моменту пластическая хирургия достигла такой стадии, что подобные мысли стали в принципе возможными».

В независимости от того, насколько правдива эта история, с начала третьего века нашей эры для хирургии наступил Золотой век. [T.13.LIII]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…о творении мира древние египтяне говорили очень многогранно, богато. Практически в каждом крупном религиозном духовном центре существовала своя собственная концепция творения мира. И вот здесь творение мира, оно от эротического акта неотторжимо. Например, в известном городе Иуну, который греки назвали Гелиополем, который исконно был одной из самых главных святынь Древнего Египта, было представление, что Солнечный Бог-Творец, который рождается из Первозданной Мглы Океана Хаоса, он творит мир посредством мастурбации, потому что он единственный, кто может создать мир. И, условно потом, и текст говорит, что, по сути, его рука, она становится его супругой, которая должна помочь ему сотворить мир. То есть, опять же, без вот этого позыва женской божественной эротической натуры, так или иначе, акт сотворения мира не происходит.

…папирус двенадцатого века до новой эры из собраний Британского музея в Лондоне. Вы видите внутри согнувшуюся фигуру Бога-Творца, который помещает своё семя в свой собственный рот, для того, чтобы из этой первой, условной утробы изрыгнуть весь мир во всём его многообразии». [P.125.1]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…самое интересное место Синая – это Серабит эль-Хадим – «Храм бирюзовой госпожи», дословно это «Место столбов» в переводе с арабского. Храм, который функционировал с глубокой древности, и последние памятники здесь это десятый век до новой эры, когда Египет уже стал терять свои ближневосточные владения. Основное – «Святая святых» – находилось в скале, это скальный храм. И храм здесь воспринимался так же, как это часто бывало в культе богини Хатхор – в утробе Богини-матери, которая способна перерождать умершего и, вообще, всё мёртвое в живое посредством пребывания в Великом лоне». [P.125.19]

 

 
     
 

Алексей КУЗНЕЦОВ, историк и педагог гимназии № 1543: «…мой друг и коллега – учитель биологии – после уроков занимается с девочкой. Девочка учится в специализированном медицинском классе: биология очень усиленная у них. Очень хорошая, милейшая девочка, но ей не даётся тема. А тема – ни много, ни мало – оплодотворение и то, что впоследствии за этим происходит.

И, вот, они после уроков часа три сидят в кабинете друг напротив друга: он ей рассказывает, они делают какие-то тесты. Потом он опять рассказывает, они делают новые тесты, он опять рассказывает. И, вот, наконец он ей даёт контрольный финальный сложный тест, она его безупречно, без единой ошибки, без единой помарки выполняет. И, вот, они дымящиеся, измождённые сидят друг напротив друга: получилось, удалось, состоялось. Она говорит: «Ой! Я вам так благодарна. Слушайте, я так вам благодарна. Я ничего сама не могла понять, не могла разобраться, а вот вы всё рассказали, и мне всё стало понятно. У меня только один вопрос остался: скажите, а где всё это происходит?»

Когда я зашёл к моему коллеге уже к вечеру, её уже не было, а он лежал практически в полной отключке: вот минут пять, как это всё произошло…» [P.125.632]

 

 
     
 

Александр ГРИЩЕНКО, доктор филологических наук, Институт славяноведения РАН: «…в частности был такой Ице из Чернигова, который оставил не очень приличный комментарий о том, как называют на Руси совокупление. В Древней, ещё домонгольской Руси…

Это была запись тринадцатого века, касающаяся сообщений некоего равва Ице из Чернигова, который сообщал о языке канаанитов. Канааном или Ханааном называли славян в целом и славянские земли, причём, все. Западный Ханаан – это земли чешские, приблизительно богемские. Восточный Ханаан – это земли Древней Руси.

И в западно-европейских еврейских источниках проскальзывает некое сообщение этого Ице о том, что на языке Ханаана «совокупление» будет так же, как у нас «левиратный брак». Левиратный брак – брак, когда брат младший после смерти старшего принимает его жену – это очень архаическая тема, ещё ветхозаветная. Левиратный брак называется на древнееврейском термином «ебум» ( יִיבּוּם‎ ). И все славянские коннотации вы поймёте». [P.125.545]