ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН III. Divina Natura; Partus Generatio; Venus Urania; Physis; Императрица; Иероглиф (Берущая рука - Влагалище). |
||||||
Divina Natura Тёрнер; Интрига; Проекции; Цели и задачи |
||||||
θεότης, ητος ἡ божественная природа, божественность Plut., Luc., NT. [B.169]
dea, ae (dat. и abl. pl. di(i)s, deis и deabus) f [deus] богиня: d. bellica O богиня-воительница ( = Minerva ); d. siderea Prp звёздная богиня, т. е. ночь; d. venatrix или silvarum O богиня-охотница или богиня лесов ( = Diana ); deae novem O девять богинь, т. е. муз; deae triplices O = Parcae. [B.32]
dīva, ae f [divus] богиня L, Ctl, V etc.; перен. возлюбленная (mea d. Ctl). [B.32]
|
||||||
…другие места раскопок также указывают на существование политеизма в этом регионе. В семидесяти километрах от Мегиддо археологи изучают Тель-Хацор – древнюю столицу Ханаана. Prof. Amnon Ben-Tor, The Hebrew University of Jerusalem: «Это крупнейший город в стране. Территорию площадью восемьдесят один гектар населяли пятнадцать-двадцать тысяч человек. По масштабу его можно сравнить с современными Парижем, Лондоном и Нью-Йорком». Здесь обнаружено свидетельство существования множества богов Ханаана. Хананеи почитали богов, возглавляемых богом Элем, его женой Асират и Баалом. Когда в Ханаан пришли израильтяне, оказалось, что они поклонялись тем же ханаанским богам. Prof. Amnon Ben-Tor: «Своего верховного бога хананеи называли Эль. У верховного бога израильтян такое же имя – Эль – или Элохим. Вне всякого сомнения они позаимствовали многие практики и идеи. Пророки всё жаловались: «Почему вы поклоняетесь этому богу? Почему поклоняетесь Баалу? Почему вы делаете это и то? Так нельзя! Следует отдалиться от ханаанского народа, ханаанской религии» и так далее и тому подобное». Prof. Amihai Mazar, Hebrew University of Jerusalem: «Эту глиняную статуэтку нашли на месте раскопок в северной части Израиля к югу от Галилейского моря в Тель Рехове. В Библии этот город не упоминается, однако в десятом, девятом и восьмом веках до нашей эры он имел большое значение. …она держит на руках младенца, следовательно, она мать, в этом случае Богиня-мать. Мы полагаем, что это Асират. Однако она остаётся типичной статуэткой, подобной тем, что были созданы в девятисотом году до нашей эры, когда религия Израиля ещё не стала полностью монотеистичной». Prof. Amnon Ben-Tor: «Мы обнаружили на сосудах надписи, например, «Для Яхве и его Асират». Следовательно, они предназначались Яхве и его супруге Асират. Израильтяне поклонялись множеству богов, что противоречит мнению, будто все израильтяне почитали лишь Яхве. Это доказательство того, что Яхве пришлось победить в долгой и жестокой борьбе, чтобы в глазах верующих стать Единым Богом». [T.13.XCIV.1]
|
||||||
Стены монастыря Хора украшены мозаикой. Согласно верованиям восточной ортодоксальной церкви, образы святых предполагали их реальное присутствие. Сооружение подобное Хоре с огромным количеством изображения святых было поистине убежищем в это тяжёлое время. [T.10.LXXIV.1]
|
||||||
Prof. Robert Temple, University of Louisville: «Слово «СИВИЛЛА» означает «Наполненная Богом», оно сродни слову «ЭНТУЗИАЗМ», от греческого «эн теос», означало «Бог в тебе». Так что ЭНТУЗИАЗМ и СИВИЛЛА означают одно и то же, – «ПОЛОН Бога». Но это божественное вдохновение требовало хоть немного человеческих сил». [T.10.XCVIII] * ἐνθουσιασμός ὁ Plat., Arst., Plut. = ἐνθουσίασις. [B.169] ἐνθουσιαστικόν τό Plat. = ἐνθουσίασις. [B.169] ἐνθουσίασις, εως ἡ (божественное) вдохновение, воодушевление, восторг, исступление, упоение Plat. [B.169]
|
||||||
Другим важным источником сведений по алхимии стали труды грека Аристотеля. По мнению учёного и философа всё вещественное состоит из четырёх основных элементов: земли, огня, воды и воздуха. Согласно его учению металлы также можно было разложить на эти составные элементы. И если их правильно заново смешать и соединить, можно получить золото, утверждали алхимики. А как это сделать, подскажет сама природа, – лаборатория Бога. Они были убеждены: металлы возникают в недрах Земли из четырёх элементов. Камни перерождаются в несовершенные металлы – свинец, олово и медь, которые постепенно созревают до благородного золота. Нельзя ли воспроизвести этот процесс, другими словами, нельзя ли вмешаться в дела Бога и перехитрить природу. Алхимики искали средство, которое ускорило бы созревание металлов в лабораторных условиях. Эту таинственную эссенцию назвали «АГЕНТ» – «Делающий». Dr. Claus Priesner, Bavarian Academy of Sciences and Humanities (Bayerische Akademie der Wissenschaften): «Стремились воспроизвести природный процесс и сильно его ускорить. Цель – превратить неблагородный металл в золото, обогнав природу. Для этого ищут Агент, с помощью которого процесс совершился бы в кратчайшие сроки. Этот Агент и есть Философский камень». [T.10.CVI]
|
||||||
Египет, Шумерское государство и Месопотамия уже были античными, когда на острове Крит расцвела первая передовая цивилизация Европы. Они были известны как минойцы. Находясь в Средиземноморье, они стали богатым и могущественным народом. Секрет их успеха спрятан в горных ущельях. Зерно, древесину и оливковое масло они обменивали на золото, драгоценные камни и слоновую кость. С древнейших времён они поклонялись богине Земли, дарившей изобилие их полям. Когда переселенцы из юго-восточной Азии принесли с собой бога небес, минойцы поженили Небо и Землю. Союз Неба и Земли породил два сообщества – бессмертных богов наверху и смертных людей внизу. Боги придавали форму и смысл тайнам Вселенной. За это смертные поклонялись богам. Благодаря слиянию Неба и Земли возникли религиозные искусства и архитектура. [T.13.XIV.3]
|
||||||
…Назаретянин собирает первых учеников. Они начинают проповедовать в Иерусалиме и в Палестине. Некоторые из последователей уже называют Его Сыном Божьим. Только вот уже есть один «Сын Бога». И зовут его Тиберий, – император Рима. Он правит огромной империей, для которой Иерусалим – захолустный город. По римскому обычаю граждане империи должны почитать императора как бога. Когда Иисус назвал себя Сыном Божьим, то вступил в конфликт с высшей силой того времени. Римляне признавали множество богов, храмы римского периода были посвящены Зевсу, Венере. Марсу. Но было и множество храмов, поставленных в честь императора. Империя началась в 27-м году до нашей эры, когда Август объединил под своей властью несколько враждующих партий, подчинил себе Сенат республики и объявил себя императором. Этот политический шаг имел и религиозное значение. Prof. Carole R. Fontaine, Andover Newton Theological School: «Он восстановил мир внутри империи. Люди были так рады тому, что воцарился порядок, что появилась идея о божественной природе Августа. С этого и начался культ римских императоров». В течение трёх веков в честь императоров устраивали пышные церемонии. Бюсты правящего императора и его предков украшали венками и торжественно вносили в храм. Главным моментом церемонии был пир, символизирующий процветание, принесённое Риму правителем. Prof. Jonathan L. Reed, University of La Verne: «По всей империи люди прославляли мир и покой, принесённые римлянами. Это и выражалось в развитии культа императора, и его называют Богом или Сыном Бога, Господином, Спасителем. И точно так же первые христиане называли Иисуса». [T.17.XXI.1]
|
||||||
…в своих мемуарах, которые незадолго до смерти Наполеон диктовал адъютанту Лас Казу (фр. Emmanuel, comte de Las Cases), он говорил, что… Бонапарт так до конца жизни и писал безграмотно, как по-французски, так и по-итальянски. «Что ты со мной воюешь? – говорил я пленному Мустафе-Паше после Абукирской победы – надо бы тебе воевать с русскими, этими «неверными», которые поклоняются трём богам. А я, как и твой Пророк, верю в Единого Бога». [T.18.XXVII]
Мечеть Султанахмет в Стамбуле, больше известная как Голубая мечеть, построенная между 1609-м и 1616-м годами. Мечеть получила своё название не из-за внешнего облика, а благодаря двадцати тысячам голубых колонн, украшавших её интерьер. Dr. Kara (Kathryn) Cooney, Egyptologist, UCLA: «Я выросла в римско-католической вере, где зло олицетворяется в одном существе – Дьяволе. Ислам, христианство, иудаизм поддерживают менталитет «Мы против них». Отсюда возникают новые проблемы в общении людей. Христиане считали, что иудеи заблуждаются, не принимая истинного Мессию. Мусульмане отвергают христианскую религию, поскольку с их точки зрения христиане поклоняются не Одному богу, а Отцу, Сыну и Святому Духу. Новые религии по своей природе были нетерпимыми к другим системам убеждения». Все три главные монотеистические конфессии добавили фигуру Дьявола в свои священные писания. [T.12.LIII.4]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…это понятие – «Аtmán» (Атман) – Татьяна Яковлевна Елизаренкова переводит как «Дыхание жизни», Гёльднер (Карл Фридрих) – как «die Seele» (Душа), Луи Рену – как «le souffle-vital» (Дыхание жизни). Наталья (Васильевна) Исаева в своей статье «Атман в индийской философии» говорит: «Истоки представлений об атмане восходят к Ригведе, где он означает Дыхание, как жизненную силу, воплощённую во всех существах, а также Дух, оживотворяющий всю Вселенную». Если мы будем использовать санскритские термины вместо русских слов, тогда мы не поймём, тогда это будет просто набор терминов. Попробуем найти русское слово, которое этому подходит. Уже Гёльднер и Рену, они искали французские, немецкие слова, да и Татьяна Яковлевна Елизаренкова называла (Аtmán) Дыханием жизни. Но давайте попробуем найти наиболее адекватное слово. Конечно, нам здесь опять поможет немецкий санскритолог, в данном случае Пауль Дойссен (Paul Jakob Deussen) – крупнейший немецкий санскритолог, живший в 1845-1919 годах. Он пишет в «Энциклопедии религии и этики» в статье «Атман» следующее: «Происхождение слова Аtmán сомнительно. Принято сравнивать его с греческим ἀτμός (атмосфера, дыхание, пар, испарение, дым), с αὕτμην, αὕτμη …» Тоже греческие слова того же значения. Одно из них, аутмин или аутми, мы не знаем, как правильно оно произносилось во времена Гомера, было использовано в «Одиссее» при описании ослепления Полифема. То есть, Полифему выжигают глаз, и вот это испарение сгорающего глаза, оно поднимается в пещере: использует это слово, «аутми». И тевтонские слова добавляет Дойссен, тогда это было модно: «ātum», «œðm», «āðom». Петербургский словарь производит это слово от «аn» – «дыхание», или от «аv» – «веять, дуть, раздувать». Вебер Альбрехт Фридрих (1825-1901) санскритолог – от «at» – «идти». В ведах к нему близки, – пишет Дойссен – местоимение – «tmanam», «tmane», «tmana»: как и греческое «αὐτός» – «сам» в косвенных падежах. Отсюда – «я сам», «моя суть» и так далее. Суммируем всё это. Возникло слово «Атман», из слова «дуновение», «дыхание», как и наша «душа», но приобрело в ведической Индии устойчивое понятие «Духа». То есть той субстанции, которая божественна по природе, по естеству, аналогично «Нус» (νοῦς) платоновской, которая присутствует в человеке и во всём мире: для индийцев же важно, но, которая одновременно и в первичном человеке, в том, кого называем Пуруши. Весь этот мир – это не Атман. Всё, что мы чувствуем и видим – это не Атман. Всё, чем мы чувствуем – это не Атман. Но то, что есть за пределами всего этого, и что есть вот этот стержень жизни и бытийности – это Атман. Но понятие стержня (жизни) и бытийности тоже к нему не подходит. И это – то, что есть и у изначального Пуруши (и у нас). «Праджапати (Творец) вошёл своим собственным Атманом, создавая их Атманы, то есть, всего мира». Значит, Атманы всего мира и Атман Творца – это один и тот же Атман. Продолжая, в другой главе Тайттирия-араньяки он говорит: «Кто живет в нас как наш владыка, кто Единое, являющее себя во многих формах, в ком сотни сияний неба суть одно, в ком Веды одно, священники одно, он есть умная сущность (манасина атма) в человеке». «Умная» – «Манасина»: Умный Дух в человеке. «Сознаваемый умом Атман». Мы его, как свет, не можем пощупать, не можем взять, не можем разделить, не можем сложить: и ничего с ним сделать не можем. Но мы можем его, как и свет, осознать, потому что мы осознаём: это – свет, а здесь – света нет. И так же мы осознаём вот этот дух, который мы называем Атманом. Наиболее верным будет переводить Атман на русский язык словом «Дух» с большой буквы, понимая, что это одновременно и Дух, и само естество, существо этого Первого человека, который из себя и собой творит мир – собой творит мир. Чтобы эту вещь объяснить, индийские риши прибегали к нескольким образам. Это всё ведические образы: один из них – Ахи Будхнья, «Змей Глубин», как его переводят. «Змей, пребывающий на Дне». [P.125.350] * ἀτμός ὁ пар, испарение Aesch., Arst., Plut., Luc., Anth. [B.169] ἀϋτμή ἡ 1) дыхание (ἐν στήθεσσι Hom.); 2) дуновение, веяние, порыв (ἀνέμων Hom.); 3) дым, копоть (πυρός Hom.); 4) испарение, т.е. запах (ἡδὺς ἀ. Hom.). [B.169] ἀϋτμήν, ένος ὁ Hom. = ἀϋτμή 1 и 2. [B.169] νοῦς ὁ стяж. = νόος. [B.169] νόος, стяж. νοῦς ὁ 1) мысль, ум, разум: ἐν νῷ ἔχειν τινά Plat. мысленно представлять себе (т.е. помнить) кого-либо; νοῦν ἔχειν πρός τι Arph. направить свою мысль (обратить внимание) на что-либо; 2) ум, благоразумие, рассудительность, здравый смысл: νόῳ Hom. и σὺν νόῳ Her. разумно, рассудительно, с толком; νοῦν ἴσχειν περί τι Plat. смыслить (разбираться) в чём-либо; ὅσοι καὶ σμικρὸν νοῦ κέκτηνται Plat. у кого есть хоть немного ума; περισσὰ πράσσειν οὐκ ἔχει νοῦν οὐδένα Soph. делать невыполнимое бессмысленно; νοῦν σχές Soph. образумься; ἐν τῷ ἰδίῳ νοΐ NT по собственному разумению; 3) замысел, намерение, дума: νόον νοεῖν или βουλεύειν Hom. возыметь мысль, вознамериться; ποιεῖν или τρέπειν τινὶ ἐπὶ νόον ποιεῖν τι Hom. внушить кому-либо намерение сделать что-либо; λέξατε πρός με τί ἐν νῷ ἔχετε Xen. скажите мне, чтó вы имеете в виду; 4) перен. душа, сердце, грудь (χόλος οἰδάνει ἐν στήθεσσι νόον Hom.): μὴ κεῦθε νόῳ Hom. не таи в душе; 5) мнение, образ мыслей (οὐκ ἔτι νοῦν ἔχειν τὸν αὐτόν Arph.): τῷ νῷ λέγειν Soph. говорить по убеждению; ἀγαθῷ νόῳ Her. благосклонно, радушно; 6) желание, воля: ταύτῃ ὁ νόος ἔφερε Her., таково же было (и его) желание; εἰ τεθήσεται κατὰ νοῦν τὰ πράγματα Thuc. если обстоятельства сложатся как желательно; 7) смысл, значение (τοῦ ῥήματος Her.); 8) филос. (в идеалистич. системах древности) мировой разум (πάντα ὁ ν. διεκόσμησε Diog.L.) или мыслительное начало, принцип мышления: λέγω δὲ νοῦν ᾧ διανοεῖται καὶ ὑπολαμβάνει ἡ ψυχή Arst. я называю умом то, чем душа мыслит и воспринимает. [B.169]
|
||||||