ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus (Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты); Единство 2; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Единство 2 (Эхнатон)

 
     
 

II cōnsēnsus, ūs m [consentio] 1) согласие, единогласие, единодушие, единство (omnium ordinum C): consensū omnium C, Cs, L, T, ex communi consensu Cs, тж. consensu L etc. по общему мнению, единогласно, единодушно, с общего согласия; in consensum vertere T становиться всеобщим обычаем (входить во всеобщее употребление); 2) сговор, договорённость, соучастие (attentatae defectionis L): с. ad bellum T соглашение насчёт войны; 3) гармония, согласованность, стройность (convenientia consensusque naturae С). [B.32]

 

 
     
 

Затем в Торе или Пятикнижии Моисея евреи начали писать о Едином и Всемогущем Боге.

Prof. Paul S. Boyer, University of WisconsinMadison: «Обретение концепции Единого Бога было вне всякого сомнения великим достижением древних евреев».

К седьмому веку до нашей эры упоминание разных богов исчезли из древних текстов, превалирующей стала идея монотеизма.

Dr. Tina J. Wray, Salve Regina University: «Идея единобожия сделала Израиль и его жителей уникальным явлением. Это было неслыханно. Идея единобожия связана с идеей награды и благословения, горя – радости. И это многое осложняет. А что если Бог не единственный, кто сеет несчастья в мире? Вдруг есть и другая сила? Это идеальная дуалистическая система: если есть герой, нужен и злодей». [T.11.XV]

 

В те времена царем Иерусалима был Иезекия. Он начал коренные изменения в религиозном плане, преподнеся совершенно новые понятия о Боге. Он отменил высоты, разбил статуи, срубил Дубраву и истребил Медного Змея, которого сделал Моисей. «И прилепился он к Господу и не отступал от Него» (Цар 18:6). Иезекия объявил вне закона все остальные религии, стал насаждать монотеизм – веру в единого Бога, и Библия должна была навязывать эту идею.

Prof. Yair Zakovitch, Hebrew University: «Мы говорим о двух великих царях Иерусалима, одним из которых был Иезекая, другим Иосайя. Мы, цари Иерусалима, решаем, что узаконить, и что признать вне закона. Нельзя молиться Богу, где пожелается. В стране нет более места для храмов иных религий. Есть лишь одно особое место, и это Иерусалим, где следует поклоняться Богу».

Итак, Библия устанавливает единобожие, одно место для молитвы – Иерусалимский храм. Но в различных первоисточниках были повествования, которые не совсем отвечали установленным задачам. [T.13.XXX]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Содрогаются небесные столпы, цепенеют от грозных Его раскатов; Своей мощью Он вздымает море и разумом сокрушает Рахава» (Иов. 26:11-12)

Рахав ( רָהַב ) – это некоторое такое божество или мифологическое существо, которое противоположно Единому богу, и которое падает жертвой в борьбе с ним.

«От дуновения Его проясняется небо, рука Его разит скользящего змея» (Иов. 26:13)

Ещё одно такое же мифологическое существо. Интересно, что в книге Иова довольно свободно приводятся эти мифологические образы, которые, может быть, в других книгах Ветхого Завета скорее были сочтены слишком языческими: их бы постарались избежать. Но в книге Иова совершенно спокойно об этом говорится». [P.125.383]

 

 
     
 

…в ответ Авраам и его люди, которые станут народом Израиля, обязались почитать Единого Бога.

Thomas Cahill, MFA, honorary doctor from Alfred University in New York, Author «The Gifts of the Jews»: «Это новая идея, подобной ей раньше не было. Бог, в нашем понимании этого слова, до Авраама не существовал».

Сегодня трудно оценить насколько радикальной, наверное, была эта идея в мире, где господствовал политеизм – поклонение множеству богов и идолов.

…слово «Яхве» появляется только в еврейской Библии, Его Имя не встречается ни в одном ханаанском тексте или истории.

Prof. Michael D. Coogan, Stonehill College: «В привычном понимании различия между евреями и их соседями состояло в том, что соседи поклонялись множеству различных богов и богинь, а евреи почитали одного Истинного Бога. Евреи часто поклонялись другим богам. Может быть они и не должны были этого делать, но всё равно делали. Итак, по крайней мере на уровне практики, многие евреи, если не большинство, не были монотеистами».

*

Но Иерусалим был не просто политическим центром – это был Центр Богослужения.

Prof. Shaye J.D. Cohen, Harvard University: «Очарование Иерусалима – это очарование Храма – один Храм для одного Бога. В результате Иерусалим и Храм стали мощными символами не только Единства Бога, но и Единства еврейского народа».

Богослужение у древних евреев мало чем напоминает современный иудаизм. Оно было сосредоточено вокруг Храма, возведённого Соломоном – сыном Давида, – и воспринимаемого как вечное жилище Яхве.

*

…впервые были извлечены из-под земли в 1968-м году. Билл Девер (Prof. William G. Dever, University of Arizona) проводил охранно-спасательные раскопки гробниц в южном Израиле, когда местный житель принёс ему украденную оттуда надпись.

Prof. William G. Dever, University of Arizona: «Выполненная чётким письмом восьмого века, она оказалась надгробной надписью, в которой указано имя покойного. В ней говорится: «Да благословит (Того-то и того-то) Яхве». Это хороший библейский иврит. Но в ней сказано: «Да благословит Яхве и его Ашера».

А Ашера (אֲשֵׁרָה) – это имя древнеханаанской Богини-Матери.

На территории Израиля были найдены и другие надписи, связывающие Яхве и Ашеру: тысячи статуэток были извлечены из-под земли. Девер (Prof. William G. Dever, University of Arizona) приходит к выводу о том, что у Бога была жена.

Даже спустя сотни лет после того, как евреи отошли от своих языческих ханаанских корней, монотеизм ещё полностью не установился.

*

…многочисленные ассирийские тексты и рельефы наглядно доказывают их господство над Израилем и Иудеей. В 722-м году до нашей эры ассирийская армия разбила Северное царство. Те, кому удалось спастись от смерти или изгнания в Ассирию, отправились на юг – в Иерусалим – где по-прежнему правили потомки Давида и Соломона.

Согласно Библии, один из них – Иосия, – наконец внял предписаниям пророков.

Prof. Michael D. Coogan: «В Книге Царей говориться, что в конце седьмого века до нашей эры царю Иосии сказали, что в архивах Храма нашли манускрипт. Этот манускрипт принесли ему, и пока его читали, Иосия заплакал, так как понял, что это священный текст, содержащий священные законы, которые люди нарушали».

Учёные считают, что пропавший манускрипт – это часть Пятой Книги Торы, «Второзаконие» – подробный свод законов и принципов их соблюдения. Он вдохновил ещё одну группу писцов седьмого века до нашей эры, которых учёные называют «Авторами Д». Согласно «Документарной гипотезе», после «Я» и «Э», «Д» – это третья группа писцов, которые написали часть еврейской Библии.

Писцы «Д» пересказывают историю Исхода и вновь подтверждают, что Моисей заключил Завет между Богом и евреями.

Prof. Michael D. Coogan: «Вы должны любить Бога, потому, что Он любит вас. Он любит вас больше, чем любой другой народ. И любовь Бога к Израилю требует соответствующей преданности Ему. Исключительной преданности Богу. И во Второзаконии, как ни в одной другой части Библии, настойчиво говориться, что поклоняться надо только Богу Израиля».

Чтобы привести в исполнение Завет, Иосия приказал уничтожить идолов и алтари, возведённые в честь других божеств. В Книге Второзаконие дан чёткий запрет на поклонение другим богам – Десять Заповедей.

«Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Не делай себе кумира…

Не поклоняйся им и не служи им…» (Книга «Второзаконие», глава пятая, стихи с шестого по девятый)

Связывая веру в Единого Бога с нравственным поведением, «Десять Заповедей» устанавливают свод моральных норм и справедливости для всех, – идеал Западной цивилизации.

Не смотря на реформы Иосии, древние евреи продолжали поклоняться другим богам. Принятие ими Единого Бога и победа монотеизма начались с цепочки событий, которым есть наглядные доказательства в археологии, древних текстах и Библии.

Всё началось с разрушения земного жилища Яхве – Иерусалимского Храма.

В 586-м году до нашей эры, после победы над ассирийцами, Израиль оккупировала новая месопотамская империя. Вавилоняне разорили Храм и методично сожгли Святой город. Победители-вавилоняне убили сыновей Седекии – последнего царя из рода Давида – на его глазах, а потом ослепили самого царя. Завет – обещание, данное Яхве Избранному народу и Давиду, о том, что его род вечно будет править в Иерусалиме, – был нарушен. Спустя четыреста лет Израиль был стёрт с лица земли.

Вавилонские документы подтверждают, что евреи, в том числе и царь, оказались в плену.

Согласно общепринятой «Документарной гипотезе», именно здесь в Вавилоне, вдали от их домов, оставшихся в Израиле, эти священники и писцы составили бóльшую часть еврейской Библии, известной нам сегодня. Учёные называют этих авторов «С», или «Священническим источником».

Prof. Michael D. Coogan: «Именно авторы «С» взяли все более древние традиции, а также источники «Я», «Э», «Д» и все другие и объединили их в то, что известно нам как «Тора» или первые Пять Книг Библии».

Авторы «С» не только собирали материал, но также редактировали его и писали версию далёкого прошлого Израиля. В том числе историю об Аврааме и его Завете с Богом через обряд обрезания, который выделяет евреев как народ и обеспечивает их Завет с Богом.

Prof. Michael D. Coogan: «Одна из сквозных тем в Торе – это тема «Изгнания и Возвращения». Авраам уходит в Египет и возвращается из Египта, евреи уходят в Египет и спасаются оттуда. Наверное, эта тема нашла сильный отклик в сердцах пленников в Вавилоне в шестом веке до нашей эры. Бог, который действовал в их интересах в прошлом, вероятно, сделает это снова».

Но у евреев была одна проблема: как могли они реабилитироваться в глазах Яхве в чужой земле без Храма и жертвоприношений?

Prof. Michael D. Coogan: «Чтобы гарантировать себе божественную защиту, традиция «С» акцентирует внимание на выполнении законов, например на соблюдении Шаббата (שַבַּת) [Субботы]».

Prof. Shaye J.D. Cohen: «Именно во время плена изгнанники поняли, что даже вдали от родной земли, без Храма, священников и царей, они могут служить Богу, быть верными Ему и следовать Заповедям божьим. Так появился иудаизм».

Сведя вмести истории об их прошлом, которые были изначально написаны писцами «Я», «Э» и «Д» – Исход из рабства к Свободе, Моисея и Десять Заповедей, путешествие Авраама к Земле Обетованной, – авторы «С» создали то, что сегодня известно нам как первые Пять Книг Библии.

По предположению современных учёных, Тора – первые Пять Книг Библии – приобрела окончательный вид во время Вавилонского Плена. На евреев давили громадные храмы и гигантские статуи вавилонских богов. К тому же им пришлось искать ответ на ключевой вопрос: «Почему их бог – Яхве – их предал?»

Prof. William G. Dever: «Вот оттуда идёт понимание того, что причиной их краха был политеизм. В конечном итоге остался лишь один Бог».

Евреи отказались от безумного политеизма: монотеизм одержал победу, и тому есть археологические доказательства.

Prof. Ephraim Stern, Hebrew University of Jerusalem: «В какой бы части Иудеи мы ни проводили раскопки, везде мы находим святилища, а чаще сотни и тысячи статуэток, которые были созданы до разрушения Первого Храма. Их находили даже в самом Иерусалиме».

Но после разрушения они исчезли.

Prof. Ephraim Stern: «До него их были тысячи, а после – ничего, совсем ничего».

Монотеизм укрепился очень прочно.

Prof. Lee I. Levine, Hebrew University of Jerusalem: «Значит случилось что-то важное, что трудно отследить. Время, которое они провели в плену, было очень тяжёлым».

Через опыт пленения и написания Библии родилась концепция Бога в том виде, которая известна нам сегодня. Свитки, описывающие отношение евреев с их Богом, стали еврейской Библией – Ветхим Заветом – священным текстом для более чем трёх миллиардов человек.

Во время её написания древний культ стал современной религией, а еврейское божество «Яхве» превратилось в Бога трёх великих монотеистических религий. Своими учениями Библия создала свод нравственных Законов и Справедливости – стремления, которые находят отклик в душах людей сквозь века. Эта история нечто большее, чем «Правда или Вымысел», лежащая на пересечении науки и Священного Писания, она возникла более трёх тысяч лет назад и остаётся актуальной по сей день. [T.21.XVIII.1]

 

 
     
 

Возвышение Мардука имело важное значение для упрощения пантеона, особенно благодаря тому, что Вавилон окончательно завоевал себе господствующее положение и приучил к верховенству своего бога. Вавилонские цари в своих надписях уже не следуют примеру владетелей Теллоха нагромождать как можно больше имён божеств; параллельно с этим, многочисленные местные божества низводятся на степень простых духов и демонов, если их не удавалось слить с высшими божествами. Этот процесс шёл всё дальше вперёд, и в последние времена вавилонской культуры в сознании образованных классов народа в качестве богов в настоящем смысле этого слова остались почти только Мардук и Истар, а прочие были забыты или отожествлены с ними. Содействовал упрощению религиозных верований и развившийся мало по малу астральный характер религии. То, что уже в клинописи идеограммой бога служит знак звезды, доказывает, что уже в глубокой сумерийской древности астральный характер не был чужд представлениям о богах. Затем астрализация божеств производится последовательно: Мардук был сопоставлен с планетой Юпитером и созвездием Тельца, Набу – с Меркурием, Ниниб (Нинурта) – с Сатурном и созвездием Ориона, Нергал – с Марсом, Истар – с Венерой, Сириусом и, может быть, созвездием Девы, семь злых духов – с Плеядами. Светила, особенно планеты, считались проявлениями силы того или другого божества; оно действовало и объявляло людям свою волю чрез них (ερμηεις у Диодора); мало по малу выработалось представление об единой божественной силе, проявлявшей себя во множестве видимых форм и носившей, сообразно этому, множество различных наименований. Эта ступень к монотеизму, как доказывает Jeremias, была достигнута главами вавилонской религии, которые наглядно выразили свои убеждения в часто цитируемом позднем тексте, в котором боги объявляются различными проявлениями Мардука: «Ниниб (Нинутра) – Мардук силы; Нергал – Мардук битвы; Энлиль – Мардук власти и царства»... Это было последним словом учения вавилонских жрецов.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

 
     
 

Prof. Christopher Duggan, Reading University: «Накануне Первой Мировой войны, в 1913-14 годах Италия была одной из беднейших стран Европы. Средний уровень доходов можно было сравнить с Испанией или Россией, то есть люди были очень бедны. Большинство населения составляли крестьяне, жившие в очень плохих условиях и страдавшие от серьёзных болезней. В южной Италии многие болели малярией, и питались люди очень плохо: мясо ели редко – может раз в год или по большим праздникам. Продолжительность жизни в Италии была в числе самых низких в Европе».

Теоретически начальное образование было в Италии обязательным, но в реальности немногие отправляли детей в школу. Во время объединения лишь три процента взрослых говорили по-итальянски, и страна оставалась «лоскутным одеялом» отдельных культур.

Dr. Guido Bonsaver, Oxford University: «История Италии веками была историей региональных местных общин, особенно связанных с городами. Итальянцы были, и в большей мере остаются, прежде всего, миланцами, венецианцами, тосканцами и только потом сознают себя частью национального сообщества».

Со времени объединения Италии политики старались расширить кругозор обычных итальянцев и заставить их сознавать себя частью нации. Некоторые националисты считали, что страну может объединить революционная сила войны.

Prof. Christopher Duggan: «Многие итальянские интеллектуалы верили, что страна сможет стать сильной, только если избавится от наследия прошлого, благодаря успеху в войне. Что нация может быть создана через жертвы, через кровопролитие. Что коллективные воспоминания об этих трагических событиях сплотят народ и создадут великую нацию».

Армию рассматривали как орудие создания единой итальянской нации.

Dr. Guido Bonsaver: «Армия служила чем-то вроде тигля, где впервые встречались люди из разных регионов. В то время Италия была аграрной страной, люди путешествовали очень мало и для подавляющего большинства служба в армии часто была первой возможностью увидеть новые места и встретиться с другими людьми». [T.10.CCCXLVII.1]

 

 
     
 

Группа людей, объединённая одной целью и предпринимающая усилия в одном направлении, действует так согласованно и слаженно, как если бы это был один человек. В Средние века такую группу людей обозначали словом «университас» (universitas) [от лат. «унум» (unum) – один и «вертере» (vertere) – поворачивать, что дословно можно перевести «свёрнутые воедино»]. Другими словами это была «группа, превратившаяся в одного человека». В более широком смысле этим словом стали обозначать всё, что можно было считать единым целым или универсальным.

Айзек Азимов [B.129.2]

 

Ирина АНТОНОВА, доктор искусствоведения, академик РАХ, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: «…мы, конечно, этот климат ощущали, но… Сейчас, может быть, это и не поймут: было ощущение, что, всё-таки, это делают какие-то «недобрые силы», то есть, что это не идёт непосредственно от Сталина. Это не висело в воздухе, что вот это политика Сталина.

Но когда началась война, вдруг, буквально в этот же день, на следующий день, возникло вот это чувство единства – одна Родина, одни люди – вот это мы против фашистов. И на какой-то период, особенно на первые годы войны вот это ощущение нарастающей угрозы в самой стране, оно куда-то ушло». [T.10.DCI]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…а для индийской упанишадической мысли, здесь важна именно вот так же, как у неоплатоников, ступени нисхождения. Инобытийное Непознаваемое, которое называют «Водой» часто или просто «āsid» (Несущее), из этого Непознаваемого творится Действительное (сатья), из Действительного – Брахман, из Брахмана – Праджапати (Всетворец), из Праждапати – боги, люди и всё прочее. Значит, Единое разворачивает Себя во многое, не переставая быть Единым. И мы должны вот сейчас это предположение, что, если Творец разворачивает Себя, значит, кроме Него должно быть Небытие, отбросить. Нет никакого Небытия, есть проявления для нас Непроявленного, не более того.

И это проявление для нас показывает, что и мы находимся в Нём, и мы являемся божественным естеством для Упанишад. Творение – это объективация Субъекта. (Запомните эту формулу) Если для христианского богословия творение – это Творение из полного отсутствия – «из Ничего», но тоже в Боге, естественно, потому что, кроме Бога, нет ничего. Но это творение – это Объективация из полного отсутствия – то здесь это проявление Непроявленного» . [P.125.366]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…малозначимые эпитеты сделает основополагающими именами Единого бога. Позднее этого Высшего единого бога называли или Ахура-Мазда или Мазда-Ахура – это, в сущности, не важно. Важно то, что Мазда – это иранский вариант санскритского слова «медхас» – «наука, знание». То есть, этимологически имя Мазда – это «знающий, всеведущий».

Что соответствует преданию о нём – знает и прошлое, и настоящее, и будущее. А его главный враг – Ангра-Майнью – «Злобный дух», позднее «Ариман», знает только прошлое».

…не смотря на все усилия богословов позднего Ирана маздеистская теология осталась по форме дуалистической. Хотя крайне негативная сущность Аримана делала Ормазда практически богом монотеистическим. То есть, никто не обращается к Ариману – зачем он нужен? – Он Абсолютное зло. Практически единственным богом – богом объектом молитвы – являлся Ормазд». [P.125.473]

 

 
     
 

Ростислав РЫБАКОВ, доктор исторических наук, директор Института востоковедения РАН (1994 – 2009 гг.): «…в индуизме человек – это душа, обладающая телом. Индуизм – в значительной степени храмовая религия, то есть, там каста жрецов, и каждый день ты приходишь, приносишь фрукты, отдаёшь жрецу. Жрец несёт туда, во внутрь, отдаёт богу и приносит уже с благословением. По сути дела нет канона, идея бога – не единственная: можно и не верить в бога, и многое другое, но самое главное, наверное, что это в основе лежит философия постижения Абсолюта путём эволюции от материи к духовному. В каждом человеке бог, в каждом человеке материя и дух: и, вот, надо постепенно уменьшать материальное во имя восхождения духовного.

А поклоняться можно чему угодно, только надо в этом видеть Высшее. А многобожия, как такового, его, на самом деле нет, хотя формально вы найдёте восемьсот миллионов.

В конце концов, перерождение человеческих душ – это растворение в Абсолюте, когда уже не возвращаются на Землю, не возвращаются к материи». [T.10.DLXVIII]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «По арийским представлениям, кстати, не таким уж и глупым, существует некое нерасчлененное единство, где-то там, далеко, в небесах, и оно – прародитель всего остального. Оно единое, а из него появляется множество всего. Как из семени, зёрна, которое бросили в землю, восходит колос, а в нём этих семян куча. Нерасчленённое единство – удел богов. К этому единству стремятся все индийские святые. К чему стремится вся религиозно активная часть индийского общества? Слиться с Абсолютом. Уйти из нашего мира. Что наш мир – мир изменений постоянных. Ничто не вечно, всё зыбко. Мир богов – изменения есть, но они очень-очень медленные, и только наверху, в мире Абсолюта, в мире абсолютного духа – там изменений нет. Вот к нему-то и надо прорываться. И все индийские религии именно в этом усматривают главную свою задачу. Добиться этого… что называют спасением. Спасение – не очень удачный перевод на европейские языки. На санскрите это называется «мокша» – состояние, когда ты ушёл из состояния нашего, постоянных изменений, через мир богов и слился с Абсолютом. Вот это единение – мечта любого отшельника.

Но Брахма оказал богам и людям медвежью услугу – он взял нерасчленённое единство и раздробил. И сделал из него всё сущее, всю множественность, всё, что мы видим на свете. Вот это сделал Брахма, по индийским представлениям. То есть он нерасчленённое единство превратил в кучу осколков, ну, как разбил такой хрустальный шар. И, кстати говоря, такой мотив есть во множестве религий: что-то разбивается, и люди потом эти рассыпанные искры собирают». [B.141.5]

*

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…у монотеизма есть множество недостатков и множество достоинств, как у любого явления. Недостаток – это, конечно, религиозная нетерпимость. Если богов множество, то какая разница, какому служить. Последователи разных богов в рамках одного культа ладят между собой – никогда не было зафиксировано столкновений, чтобы поклонники Аполлона в Греции как-то там выражали претензии к тому, кто больше служит, например, Артемиде или Гекате, не говоря уже про Зевса или его жену Геру. В Индии – то же самое. А вот монотеизм сказал: «Есть один Бог, и всё, кто служит другим, – злодеи и подлежат или перевоспитанию, или уничтожению». Основа религиозной нетерпимости – это монотеизм. Хотя, с одной стороны, монотеизм, вроде бы, провозглашает замечательные тезисы, которые сейчас легли в основу человеческой цивилизации: те же самые «десять заповедей», и уважение к правам человека, и всё прочее, – а с другой стороны, из недостатков монотеизма то, что монотеизм склонен уничтожать следы тех культов, с которыми он боролся, а боролся он со всеми, кроме себя, поэтому то, что попадает под топор монотеистических верований редко уцелевает.

А достоинства монотеизма? Становится понятно при монотеистическом взгляде на мир, что миром правит не случайность, а закономерность. Есть законодатель – Бог. Есть законы, которые он установил для мира.

Наука должна эти законы открывать – эти законы точно есть, и, стало быть, законы следует открывать потихоньку, чем наука, в общем-то, и занимается. И заметьте, монотеистические страны колоссально обогнали остальные во всём, что называется наукой, технологией и всё остальное. Это, конечно, не случайность – предпосылки были к этому мировоззренческие.

Монотеизм очень решительно настроен против суеверий, притом суеверия трактует широко. Ну, скажем, магия, всякие дикости, обряды вызывания духов – архаика, которая жива в настоящих, по-настоящему народных верованиях, – с этим монотеизм потихонечку заканчивал и покончил почти полностью. До конца не удалось покончить почти нигде, даже в среде евреев, где монотеизм четыре тысячи лет торжествует. В христианстве – и говорить нечего: полно двоеверия, например, вера в приметы». [B.141.12]

 

 
     
 

1 - 2