ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus; Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Magus: Жрецы 2

Маги, Жрецы 2, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты

 
     
 

antistes, itis m, f [antisto] 1) глава, старшина, смотритель, надзиратель (templi L, sacrorum С); первосвященник, главный жрец (Jovis Nep); 2) перен. посвящённый (во что-либо), тж. первый (по своему значению), мастер (artis dicendi С; juris Q; sapientiae PM). [B.32]

 

caerimōnia (caeremōnia), ae f 1) святость; 2) благоговение, почитание, культ; 3) преим. pl. культовый обряд, священнодействие, торжества; 4) pl. предметы культа, святыни

 

operor, ātus sum, ārī depon. [opus I] 1) работать, трудиться, быть занятым: о. alicui rei (редко in aliquā re) заниматься чем-либо (rebus domesticis Col; studiis litterarum VM; capillis ornandis О): о. rei publicae L работать для государства; о. materiis caedendis T рубить лес; о. in cute curandā H ухаживать за своей кожей (т. е. заботиться о своей наружности); 2) культ. служить, священнодействовать, совершать жертвоприношения (deo Tib): о. sacris H свершать священные обряды; Vesta, fave, tibi nunc operata resolvimus ora О будь благосклонна, о Веста, к тебе обращаюсь я с благоговением на лице

 

altāria, ium n [altus] 1) алтарь, т. е. приспособление, которое ставилось на жертвенник (ara) и служило для сжигания жертвы (aris a. imponere Q); 2) жертвенник (с алтарём) С, L etc. [B.32]

 

ārula, ae f [demin. к ara] небольшой жертвенник, алтарик С. — См. тж. arulae. [B.32]

 

dōnārium, ī п [donum] (преим. в pl.) 1) дар по обету, приношение в храм АV; 2) место, куда приносили дары, т. е. алтарь или храм, святилище V, О; место хранения даров, храмовая сокровищница Ар, Lcn. [B.32]

 

dicātus, a, um 1. part. pf. к dico I; 2. adj. священный (loca Christo dicatissima Aug). [B.32]

 

I dico, āvī, ātum, āre [intens. к dico II] 1) возвещать, провозглашать, предрекать; 2) жертвовать, посвящать; 3) освящать

II dīco, dīxī, dictum, ere 1) говорить, сказать; произносить…; 2) утверждать; 3) называть, именовать; 4) назначать, определять, устанавливать; 5) избирать; 6) обещать; 7) описывать, воспевать; 8) возвещать, предсказывать; 9) слагать, сочинять

 

encaenio, —, —, āre освящать Aug. [B.32]

 

 
     
 

Древний Вавилон, город мечты и всемирной славы – Ворота Богов. Но эта мечта разрушилась с удивительной быстротой. Пожалуй, величайшая трагедия города в том, что его могучим стенам не суждено было защитить город от врага, – империя рассыпалась изнутри. Наследника Навуходоносора – Набанида – свергли жрецы, его собственные приближённые. И Вавилон стал не более чем строкой в анналах истории, которую, к тому времени, делали уже в других местах. Похоже, что сбылось ужасное пророчество Библии «И Вавилон будет грудою развалин, сделается земля его пустыней, и никто не будет жить там от человека до скота». [T.12.XLIII]

 

…В глуби чертога на стене

Рука явилась – вся в огне…

И пишет, пишет. Под перстом

Слова текут живым огнём.

Взор у царя и туп и дик,

Дрожат колени, бледен лик.

И нем, недвижим пышный круг

Блестящих златом царских слуг.

Призвали магов; но не мог

Никто прочесть горящих строк.

В ту ночь, как теплилась заря,

Рабы зарезали царя.

Гейне «Валтасар» (Перевод Михайлов)

 

 
     
 

Мене, мене, текел, упарсин (ивр. מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎, по-арамейски означает буквально «мина, мина, шекель и полмины» (меры веса), в церковнославянских текстах «мене, текел, фарес» – согласно библейскому преданию – слова, начертанные на стене таинственной рукой во время пира вавилонского царя Валтасара незадолго до падения Вавилона от рук Дария Мидийского. [P.100.71]

 

…в пиршественную залу вошла царица-мать Нитокрис, которая посоветовала Валтасару обратиться к Даниилу. Привели Даниила. Валтасар обещал облачить его в пурпур, надеть на шею ему золотую цепь и сделать его третьим властелином в царстве, т. е. соправителем Набонида и Валтасара, если он прочтёт и растолкует надпись. Даниил от почестей отказался, но надпись объяснил. Напомнив Валтасару беззакония, творимые Навуходоносором (т. е. Набонидом), и его собственную гордыню, а также осквернение сосудов из иерусалимского храма, Даниил продолжал:«…За это и послана от бога кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение этих слов: мене – исчислил бог царство твоё и положил конец ему; текел – ты взвешен на весах и найден очень лёгким; перес – разделено царство твоё и дано мидянам и персам». Тогда по повелению Валтасара облачили Даниила в пурпур и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. В ту же самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит».

Сказочный, аллегорический характер повествования, конечно, не вызывает сомнений, но сказка сказке рознь. По сути дела здесь нет никаких конкретных фактов, связанных с падением Вавилона и гибелью Валтасара, ибо автора интересовали не сами факты, а глубокий историко-философский смысл происшедшего. Этой цели и подчинены изумительные по силе, образности и поэтичности, особенно в арамейском оригинале, фабула и форма этой главы книги Даниила. Весь рассказ пронизан мыслью об обреченности Вавилона, Валтасара и его власти. Она точно и ярко выражена в словах «мене, мене, текел, упарсин» (по-арамейски они значат: «исчислен, исчислен, взвешен и разделен»). Вавилону пришел конец. Это по-своему понял и донёс до нас пророк Даниил.

Итак, 12 октября 539 г. персы вступили в Вавилон. В официальной вавилонской историографии дело было изображено так, будто вообще никакой войны с Киром не было, а если и имели место отдельные инциденты вроде битвы при Описе, то в них повинен был только Набонид, но никак не Вавилон. Кир охотно принял эту версию вавилонской олигархии, ибо она вполне отвечала его интересам, и постарался подкрепить её делами.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

*

Умны халдейские пророки:

Им тайны ведомы земли;

Но объяснить святые строки

Жрецы Ваала не могли.

Учёны старцы Вавилона,

Пытлив их ум и зорок глаз,

Но и они на этот раз

Не послужили им у трона.

Тогда какой-то отрок пленный

Перед властителем предстал

И тотчас смысл их сокровенный

Уразумел и разгадал.

Байрон «Видение Валтасара» (Перевод Н. В. Гербеля)

 

 
     
 

Геродот говорит, что Кир, «покорив» все народы материка, напал на ассириян, т. е. на вавилонян, при Лабинете, сыне царицы Нитокриды, т. е. Набониде, названном сыном царицы, заменяющей у Геродота Навуходоносора, подобно тому, как у Даниила сыном того же Навуходоносора назван Валтасар, что и понятно при эфемерности трёх промежуточных царствований.

…тогда Кир отводит русло Евфрата в болото, а затем внезапно вторгается по безводному руслу в город, жители которого, захваченные врасплох, да ещё во время праздника, не могли оказать сопротивления.

Рассказ Бероса краток: «…так как тот не выдержал осады и сдался, то Кир обошёлся с ним человеколюбиво и, дав ему в жительство Карманию, выслал из Вавилона. Набонид умер, проведя там остаток жизни». По рассказу у пр. Даниила, Валтасар, сын Навуходоносора, пирует с вельможами и жёнами, употребляя сосуды иерусалимского храма. Является рука. Даниил истолковывает написанное ею и предрекает раздел царства мидянами и персами. В ту же ночь царь убит, на престол вступает 62-летний Дарий Мидянин.

Послушаем теперь официальную вавилонскую хронику. Как и Берос, она начинает драму с 17-го года Набонида. В этот год Набонид, наконец, оказался в Вавилоне…

В день Нового года «Набу прибыл в Вавилон, Бела выносили, праздник Акиту справлялся по обычаю». Далее говорится, что до месяца элула идолы богов были снесены в Вавилон…

«В месяце таммузе (июнь – июль) Кир у Описа, на берегу канала Залзалата, дал битву войску Аккада и победил жителей Аккада; сколько бы они ни собирались, он их разбивал. 14-го Сиппар взят без боя. Набонид бежал. 16-го (вероятно тишри – сентябрь) Угбару (Гобрий), наместник Гутия, и воины его без боя вступили в Вавилон. Вследствие медлительности, Набонид в Вавилоне попал в плен.

3-го мархешвана имел Кир въезд в Вавилон… Городу была дарована неприкосновенность; Кир объявил всему Вавилону мир. Назначил Угбару наместником. С месяца кислева до адара возвращались боги, принесённые Набонидом в свои города. В ночь 11 мархешвана пошёл Угбару и умертвил сына царя. С 27 адара до 3 нисана был траур в Аккаде»…

Так пала последняя семитическая держава Азии. Победитель проявил своё обычное великодушие, гуманно обошёлся с Набонидом и «даровал городу мир». Жрецы не остались в долгу и составили интересный документ обращения к народу от себя в связи с манифестом нового владыки.

В начале, в нескольких плохо сохранившихся строках, перечислялись вины несчастного Набонида: «слабый был поставлен властвовать над своею страной… и, как враг, отменил ежедневные жертвы… почитание Мардука, царя богов (небрег)… и постоянно делал то, что было ко злу для его града… его жителей довел он до погибели, наложив на них тяжелое иго. Владыка богов разгневался грозно из-за стона их…

Без боя и битвы дал он ему вступить в Вавилон и пощадил свой град от утеснения. Набонида, царя, не почитавшего его, Мардука, он предал в его (Кира) руки. Все жители Вавилона, весь Сумир и Аккад, вельможи и наместники склонились пред ним ниц и целовали его ноги; они радовались царству его и сияли их лица. Владыку, силою своею воскрешающего мёртвых и пощадившего всех от гибели и беды, радостно благословляли они, поминая его имя».

Но если в устах иудея необычайные прославления Кира естественны и понятны – он надеялся получить свободу, то для вавилонского жреца они являются недостойной лестью завоевателю родного города. Впрочем, Вавилон уже привык к завоевателям и к смене владык, и в этом отношении переход под власть Кира пока немногим отличался от ещё недавнего нахождения под ассирийским владычеством.

…таким образом, вавилонские жрецы выставляли своего последнего царя виновником гнева Мардука, Кира – его угодником, а египетский народ утешал себя, стараясь убедить в династической непрерывности своей истории.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

**

 
     
 

**

…эти знания не были, как принято считать, достоянием узкой элиты жрецов. Дело в том, что в Вавилоне вообще не существовало профессионального жречества. Жрец был магистратом, т. е. выборным должностным лицом, и право на занятие жреческой должности имел каждый гражданин. Разумеется, не всякий гражданин, достигший жречества, имел необходимую подготовку для исполнения своих обязанностей. А последние были достаточно сложными и требовали знаний в области и астрологии, и символики цифр, и медицины, и юриспруденции, и мифологии, и ритуала, и хиромантии, и мантики [мантика – искусство гадания, предсказания], и гаданий по печени, и толкования снов, и т. п.

Всеми этими премудростями владели «халдеи» – учёные, они же специалисты в области религии. Халдеи не занимали никаких официальных постов, но к их услугам постоянно прибегали цари, жрецы и прочие магистраты и сановники, а также частные лица. Без их участия и совета не решалось ни одно сколько-нибудь важное государственное или личное дело [аналогичные порядки известны и в Риме, где знаменитые авгуры и гаруспики тоже были не жрецами, а специалистами в области религии, услугами которых пользовались римские магистраты (в том числе и жрецы-понтифики, фламины и пр.) и частные лица]. Это была своего рода вавилонская интеллигенция, в ряды которой мог вступить любой человек, обладавший соответствующими возможностями, способностями и склонностями.

*

Вавилония была беззащитна перед своими хищными соседями Ассирией и Эламом и халдейскими племенами.

Халдеи, народ семитского происхождения, вышедший из Аравии, в XI в. до н. э. завладели значительной частью Вавилонии, основав на её территории множество племенных княжеств.

Вавилонская аристократия использовала военную силу халдеев и тем самым вопреки своему желанию поощряла их к дальнейшим захватам. С течением времени халдеи сильно вавилонизировались. Их князья неоднократно завладевали Вавилоном и присваивали себе титул вавилонских царей. Вавилонская аристократия избавлялась от них тем, что натравливала одного князя на другого или обращалась за помощью к Ассирии и Эламу.

После 648 г. все халдейские княжества в Вавилонии были ликвидированы. На Юге было введено ассирийское провинциальное управление, во главе которого стоял туртан Бэл-ибни. Этноним «халдей» в самой Вавилонии вышел из употребления. Этнический барьер между халдеями и вавилонянами был сломан. Вавилонизированные халдеи составляли большинство населения страны. Поэтому соседние народы называли жителей Вавилонии халдеями.

Эти меры стали возможны в результате истребления вавилонской аристократии и халдейской племенной знати, которые упорно цеплялись за изжившие себя привилегии, мешали сплочению населения Вавилонии и его объединению с ассирийцами.

Вавилонская наука, наряду с египетской, по уровню своего развития занимала одно из первых мест в древнем мире. Вавилонские учёные, которых греки и римляне звали халдеями, пользовались всемирной славой как чародеи, мудрецы, обаятели, маги, чернокнижники, астрологи и вообще знатоки оккультных наук. В этом значении слово «халдей» употреблялось в Европе вплоть до XIX в.

Особой славой пользовалась вавилонская астрономия, неразрывно связанная с астрологией. В этой области халдеи вообще не имели себе равных.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

 
     
 

Первые семь стихов главы 1 Первой книги Маккавейской упоминают о победах Александра Великого над Дарием Третьим и говорят, что греко-македонский царь умер от болезни, разделив своё необъятное царство между своими военачальниками.

Согласно еврейской легенде, при приближении Александра Великого к Иерусалиму еврейский первосвященник вышел к нему навстречу и предсказал завоевателю быстрое покорение всего мира. Чувствительный к этой лести Александр якобы пощадил Иерусалим.

Иудея тогда находилась под теократическим правлением: народ пользовался некоторой независимостью, не имея царя и не притесняемый соседними государствами.

Страной управляли жрецы. Алтарь был вместе с тем и троном. В сущности говоря, этот вид правления мало чем отличался от монархии, ибо евреи платили верховному жрецу и церковную десятину, и гражданские налоги.

Неизвестно, сколько времени продолжался период этой сравнительной независимости, но из книг Маккавейских следует, что евреи не были особенно счастливы в эпоху преемников Александра Македонского.

Лео Таксиль [B.137.1]

*

В мире существуют только две могущественные власти, сам бог поручил им охранять порядок: папство и империя неразрывно связаны между собой, они служат одному и тому же делу; удар, нанесенный папству, разит империю, равно как и удар по короне обрушивается на крест…

Созыв собора чреват опасными последствиями, он может опрокинуть Папство и разрушить Трон. Мы оба, император и первосвященник, помазанники божьи, олицетворяем на земле его божественную власть.

Лео Таксиль [B.137.3]

 

Остатки аналогичных алтарей мы нашли ещё в одной комнате и, как я уже говорил, на центральном дворе. Такие же алтари обнаружены и в сооружениях Амарсуены. Все они оказались разрушенными до основания. Очевидно, под ними были замурованы какие-то ценные предметы, и эламиты, хорошо знавшие, где следует искать сокровища, не оставили здесь ничего.

Леонард Вулли [B.156.1]

 

 
     
 

…он насыщал духовные потребности древних. Считалось, что здесь находится место встречи двух священных орлов, которое отмечает Центр Мира. Высоко на скале возле горы Парнас, где обитают Музы, лежат Дельфы. Это название произошло от слова «Дельфос», что означает «ЛОНО» или «живот». В руинах огромного храмового комплекса «Дельфы», копия ОМФАЛОСА (др.-греч. μφαλός – пуп), камня который символизировал «Пуп Мира». Начиная примерно с 750-го года до нашей эры, Дельфы были знамениты своим Оракулом, местом в глубине Храма Аполлона, где поклоняющиеся ему, могли узнать у бога своё будущее. На вопросы отвечали жрицы, которые трактовали ответы прорицательницы, устами которой говорил Аполлон. Удивительно, но современные исследования показали, что дельфийские пророчества основывались на научном методе.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Мало известен тот факт, что жрецы Дельф опирались на надёжные данные и конкретные знания. Фрагменты сведений о заграничных обычаях, политике и даже о погоде были систематизированы и собраны в междисциплинарном мозговом центре, состоящем из девяноста жрецов. Они были самыми информированными людьми древности».

Если у них было достаточно времени, они могли высказать своё просвещённое мнение и дать предсказание почти по любому вопросу. Ответы были уклончивыми, но правдоподобными, а вставленные кое-где конкретные детали, просто внушали благоговение.

Jack Charles Turner, Master of Philosophy (M.Phil.): «Жрецы Дельф поддерживали контакт с информаторами и другими жрецами по всему древнему миру. Они даже создали то, что мы бы сегодня называли первой центральной базой данных разведки. Возможно, они даже использовали статистику и вычисления. Методы, аналогичные тем, что впервые применили в Дельфах, используются до сих пор».

Полагаясь на информацию, а не на богов дельфийские жрецы заложили основы систематического сбора данных. Фактически методика предсказания Оракула принята сегодня в деловом мире. Понимание того, как много знали древние, всегда вызывает чувство смирения.

Jack Charles Turner, Master of Philosophy (M.Phil.): «В древней Греции две с половиной тысячи лет назад революция разума заставила вздрогнуть Землю. И этим самым древние греки открыли нам глаза. Не только на основополагающие законы природы, но и на планету, и на всю Вселенную». [T.12.XV.3]

 

 
     
 

Возможно, Мерлин был последним верховным жрецом кельтов.

Claudine Glot, Historikerin: «Мерлин – это легендарный персонаж, имеющий связь с природой и умеющий понимать язык животных. Мерлин тонко чувствовал природу, он был посредником между природой и человеком, через него общались с природой, не причиняя ей вреда. Это тот язык, та связь с природой, которые теперь утрачены». [T.10.LXXXVIII]

 

Юлий Цезарь, один из коварнейших римских полководцев, знал, где находится сила кельтов. Это не оружие, не ярость и бешенство воинов, даже не их боги. Это жрецы, которые стояли между богами и миром кельтов – это друиды. Это каста жрецов, которая по двадцать лет обучалась в таинстве фольклору, магии и поэзии. Они были советниками, учителями и судьями, и, благодаря им, кельты держались вместе. [T.13.XIV.1]

 

 
     
 

Prof. Tony Walter, University of Bath: «Многие люди в современном западном мире гораздо меньше хотят обращаться с мёртвыми телами, чем люди в более традиционных обществах, потому что человек чаще всего умирает в больнице. В этом случае люди обращаются к специалистам, которые говорят: «Не волнуйтесь. Мы знаем, что вам сейчас очень тяжело. Предоставьте всё нам». По сути мы платим сотрудникам похоронных бюро за то, чтобы они «разобрались» с телом».

…ортодоксальные иудеи и мусульмане рассматривают бальзамирование как надругательство над телом, а некоторые христиане считают, что оно ставит слишком большой акцент на физическом облике усопшего, а не на его душе. Другие считают процедуры, проводимые над телом умершего, попросту отвратительными. Эта реакция может быть обусловлена страхом заражения.

Prof. Stefan Timmermans, UCLA: «Мысль о прикосновении к мёртвому телу обычно вызывает неодобрение, так как оно рассматривается как источник заразы. И это одна из причин, почему к людям, зарабатывающим на жизнь, например, подготовкой умершего к похоронам, относятся с подозрением, или считают их странными. Запрет на тему смерти становится порочным клеймом для человека подобной профессии».

Чарльз бальзамирует трупы уже тридцать лет. Он очень хорошо знаком с общественным презрением, сопровождающим работу с мёртвыми.

Charles S. Childs Jr., co-owner of A. A. Rayner & Sons Modern Funeral Service in Chicago (Владелец похоронного бюро Чарльз Чайлдс, Чикаго): «Бывало, люди отказывались жать мне руку, когда узнавали, что я работаю в похоронном бюро и бальзамирую мёртвых. Иди они пожимали мне руку и говорили: «У вас совсем не холодные руки!» Мы не холоднокровные, мы не бессердечные, на самом деле, мы довольно сострадательные люди». [T.21.VIII.2]

 

Тело – не душа; но, после того как мёртвое тело омоют водой из Нила, оно станет священным и будет называться Сах. Каждый, кто нанесёт телу-Сах увечье, – преступник. Это относится и к парасхиту – человеку, который должен вскрыть труп перед мумификацией. Никто, кроме парасхита, не может произвести вскрытие, и специально для этого его приглашают в мастерскую бальзамировщиков и платят за это, но он всё равно виноват. Парасхит это знает. Сделав на животе покойного надрез кремневым ножом, он тотчас бросается наутёк, потому что, если его успеют схватить, он будет жестоко наказан. Он бежит без оглядки, а бальзамировщики и родственники покойного преследуют его с бранью, осыпают проклятиями, молят богов жестоко наказать святотатца и швыряют ему камни вдогонку.

Иван РАК [B.121.2]

 

Первая попытка мумификации произошла примерно в трёхтысячном году до нашей эры в эпоху правления фараонов Первой династии. Изначально бальзамирование тел после смерти было привилегией исключительно правящей верхушки…

В течение трёх с половиной тысяч лет процесс мумификации эволюционировал, чтобы по иронии судьбы исчезнуть с лица земли.

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Постепенно появилось множество способов бальзамирования тела. Классическим стал способ мумификации, который появился во время правления Восемнадцатой династии».

Dr. Edwin «Ted» Brock, American Research Center in Egypt: «Само бальзамирование проводилось в специальных мастерских. Люди, которые бальзамировали тела покойных, формировали особую касту. Они считались «нечистыми» и их старались изолировать от остальных членов общества, поскольку им приходилось иметь дело с мёртвыми».

Жрецы и бальзамировщики трудились в течение семидесяти дней, готовя тело и молясь… [T.4.X]

 

…лишь в четырнадцатом веке проституция была признана официально. Иногда эта деятельность напрямую регулировалась городскими властями, поскольку признавалась частью общественных коммунальных служб.

Многие люди пали жертвами социального остракизма. Некоторые средневековые профессии и занимающиеся ими люди пользовались дурной славой: актёры музыканты, шуты и менестрели считались пособниками Дьявола, не имеющими своего дома и устойчивых моральных принципов. Социальная дискриминация распространялась на все профессии, связанные с кровью, мертвечиной и грязью: сюда относились палачи, могильщики и мясники.

Презрение к калекам, чья неполноценность связывалась с Дьяволом, прослеживается и в том, как от города отделялись учреждения для больных людей – лепрозории и больницы.

Всё это показывает то, что в Средние века отношения между обществом и неполноценными людьми были весьма многогранны: здесь присутствовала и ненависть, и жалость, и отсутствие доверия, и недостаток общения. [T.13.CIII.2]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Жречество было наследственным в Ханаане, как, собственно говоря, и в Израиле: только потомки Аарона могли совершать священнодействия. Жрец в Угарите – это (только согласные звуки) Khnm, по всей видимости это еврейское Кохен, Коган – это священник. Жрица – Khnt (t – женский род в семитских языках) «Коханет», по-арамейски комер, кумра.

В Угарите священнодействовал царь или жрецы от его имени. После омовения он приносил жертву богам, а на закате выходил из состояния святости». [P.125.201]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…само имя «священник», «sacerdos», происходит от индоевропейского «*sakra-dho-ts», – «тот, кто совершает священные действия», как и греческое «иерей». То есть, категория священного действия присутствовала в сознании римлян. По всей видимости, когда-то это были действительно особые люди, которые имели особое отношение к «священному». Но к тому моменту, когда мы имеем религию уже именно Рима, то есть, религию Римского государства, мы встречаемся с совершенно другим пониманием священника. Как пишет Джон Шайд (John Scheid), в действительности священником был любой гражданин, поскольку в качестве отца семейства он руководил культом домашней общины. И дальше объясняет:«Ни одно из действующих лиц культа не было посвящено или призвано. Они были просто облечены этими жреческими функциями благодаря своему социальному положению или избранию. В римском мире не существовало различий между жизнью мирской и жизнью религиозной… Сакральное право составляло всего лишь область публичного права».

Священники не были посвящены, скажем, как в христианстве, с рукоположением, с особым таинством вводятся вот в эту категорию священнослужителей. И они не были призваны богами, как призываются колдуны, шаманы во многих традициях. Ничего этого не было: их избирала община, и они облекались жреческими функциями. Так что заметим: та религия, которая нам известна, которая существовала уже в римское время, это не шаманизм, ибо нет и не предполагается наличие колдуна, шамана, особого медиума-посредника в отношениях с духами – такого не было вообще. Это было у этрусков, и когда надо было по каким-то причинам особое отношение с богами персональное найти, тогда приглашали именно этрусских колдунов. Но сама римская религия ничего подобного не предполагала. Это и не была религия с кастовым священством». [P.125.248]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…он облачает этого самого священника.

Моисей – пророк от Бога – он выше всех: он посредник между Богом и его народом, но он посредник харизматический. А Аарон – первосвященник. Его сыновья – его преемники в будущем – соответственно становятся посредниками такими «институциональными»: то, что будет постоянно.

Нельзя же каждый раз Моисея нового призывать: самозванцы появятся. Должна быть институция.

Есть «харизматика» – призыв от Бога, и человек, который исполняет какую-то особую роль в истории – выводит свой народ из Египта. А есть «институция» – священство, которое «установлено». Это должно быть перед всеми, это должно быть по понятным правилам. И облачение – то, что делает священника священником – одежда.

Конечно, его делает Господь, а не одежда, но одежда – видимый знак». [P.125.295]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ