ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus; Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Magus: ЖРЕЦЫ (3)

СЛУЖИТЬ

Маги, Жрецы 3, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты

 
     
 

ancillor, ātus sum, ārī depon. [ancilla] работать (быть) служанкой, прислуживать, служить (alicui Acc, РМ). [B.32]

 

ad-ministro, āvī, ātum, āre 1) помогать, прислуживать: a. alicui ad rem divinam Pl прислуживать кому-либо при жертвоприношении; 2) подавать; 3) исполнять; 4) заведовать, управлять

 

appāritio, ōnis f [appareo 5] 1) служение, служба (низших госуд. служащих apparitores) С etc.; 2) тж. pl. персонал низших служащих, технический аппарат С; 3) [appareo 1] явление (Christi Eccl). [B.32]

 

as-servio, īvī, —, īre служить, тж. приходить на помощь, способствовать: toto corpore a. alicui rei С способствовать всеми силами чему-либо. [B.32]

 

calātor, ōris m [calo I] служитель, слуга Pl, Su. [B.32]

 

clēricātus, ūs m [clerus] священнослужительство, духовное звание Hier. [B.32]

 

coenobīta, ае m (греч.) монах Eccl. [B.32]

 

diaetārius, ī m [diaeta 2 и 3] служитель, уборщик Dig. [B.32]

 

thyōtēs, ae m (греч.) совершающий жертвоприношение, жрец (по др., собств. имя) VF. [B.32]

 

sub-servio, —, —, īre 1) быть готовым к услугам, служить (alicui Pl); 2) поддерживать, подтверждать (orationi alicujus Ter). [B.32]

 

ἀτμενία ἡ рабство или служба Anth. [B.169]

 

αμφίπολος – жрец, слуга

 

δολος – раб, слуга [B.155]

 

τελετή – обряд посвящения, введение в таинства, праздник, торжество, жречество, жреческий сан

 

τελέστωρ – посвящающий в таинства, жрец

 

ἱερεύς, έως, ион. ἱρεύς, ῆος ὁ 1) священнослужитель, жрец (Διὸς Ἰδαίου Hom.; Ζηνός Soph.; Διός NT.): ἱ. ἄτας Aesch. жрец пагубы, губитель жизней; λεπτοτάτων λήρων ἱ. Arph. ирон. верховный жрец утончённой болтовни, т.е. великий мастер переливать из пустого в порожнее; 2) иерей, священник NT.

 

λατρεύω 1) нести службу, служить (τινί Soph., Eur., Xen., реже τινά Eur.); 2) (об обязанностях) нести, выполнять (καλὸν πόνον Eur.); 3) перен. служить, быть преданным, подчиняться (τοῖς νόμοις Xen.; ἡδονῇ Luc.); 4) служить, поклоняться (τῷ κάλλει Isocr.; τῷ θεῷ NT). [B.169]

λάτρις, ιος ὁ и ἡ 1) слуга (служанка), раб (рабыня) (δωμάτων τινός Eur.); 2) посланник (посланница), вестник (вестница) (Ἐρμῆς δαιμόνων λ., ἡ θεῶν λ. Ἶρις Eur.); 3) жрец (жрица) (ἡ Ἀπόλλωνος λ., sc. Κασάνδρα Eur.). [B.169]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Богослужение в Египте возможно только от имени царя. Это очень важная вещь. Царь не может служить во всех храмах Египта одновременно, но верховный жрец получает от царя разрешение представляться, быть наместником царя во время богослужения. Потому что каждое богослужение строится по очень сложному и простому одновременно принципу: задача сделать так, чтобы в момент богослужения духи богов вошли в свои культовые статуи, время обнулилось (время, как самый страшный враг человека и богов) и алтарь становится тем местом, которое уподоблено изначальному холму суши, сотворённому божеством. То есть, это постоянные машины по обновлению мира.

Рельеф из Абидоса. Сети Первый держит в руках фигурку богини Маат – богини Истины. Перед ним в наосе в священном Осирис, Исида и Хор – великая триада Абидоса.

…он Истину дарит тому, откуда она происходит.

…задача очень простая: Маат – две. Очень часто задают вопрос, почему в Египте две истины? – Потому что одна – земная, другая – Небесная. И если царь праведен, если мир благополучен, если всё хорошо, если ритуал совершён, то когда он даёт Маат, то Маат земная соединяется с Маат Небесной в великом резонансе, и именно внутри этого небесного резонанса божественные духи входят в культовые статуи.

Принцип Маат абсолютно пронизывающий для египетской культуры. Три уровня: уровень Космический – заход, восход Солнца, Луны, звёзд, ритм Нила – это всё космический уровень Маат. Уровень Земли – закон, общественные правила, норма – она Великая госпожа правосудия. И уровень личный – праведность, искренность, чистота сердца, следование закону.

И, соответственно, этот принцип жертвования Истины Владыке Истины – это основа богослужения». [P.125.128]

 

Лидия ЧАКОВСКАЯ, кандидат философских наук: «…с одной стороны Столы для хлебов предложения – это очень архаическая вещь. Это вещь, которая напоминает нам несколько моментов. Во-первых, она напоминает нам те моменты, когда на Ближнем Востоке в храмах «кормили» божество. И, когда в храме, собственно, это главное занятие священника в храме – это кормить божество». [P.125.83]

 

– Так. Повторите телефонограмму.

Я повторил.

– Правильно. Передала Онучкина. Кто принял?

– Привалов.

– С приветом, Привалов! Давно служишь?

Собачки служат, – сердито сказал я. – Я работаю.

Ну-ну, работай. На слёте встретимся.

Раздались гудки. Я повесил трубку и вернулся в комнату. Утро было прохладное, я торопливо сделал зарядку и оделся. Происходящее казалось мне чрезвычайно любопытным.

А. СТРУГАЦКИЙ, Б. СТРУГАЦКИЙ [B.50.1]

 
 
     
 

…в первом веке было две степени священства – епископ и дьякон. Однако уже ко второму сложилась та трёхстепенная иерархия, которая существует по сей день. Низшее звено в ней – дьякон – помощник священника, который сам не может совершать таинства, но участвует в их совершении. Затем священник, или по-гречески «иерей», то есть «жрец», – он совершает все таинства, кроме рукоположения. Высшая степень – епископ – архиерей, только он получает Благодать посвящать других в священнослужители.

Рукоположение в священники и в дьяконы совершается во время литургии на глазах у молящихся при открытых Царских Вратах. Посвящаемый в сан встаёт на колени, епископ возлагает на него руки и произносит молитвы посвящения…

*

Митрополит Иларион (Алфеев): «Во время Тайной Вечери – как рассказывает нам Иоанн Богослов, – Иисус встал, снял с себя верхнюю одежду, и, взяв полотенце, припоясался. А потом, влив воду в умывальницу, начал умывать ноги ученикам». Самое главное в богослужении, а оно выросло из Тайной Вечери, не то, что люди служат Богу, но то, что Бог служит Человеку. «Сын Человеческий – говорит Господь, – не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать Душу Свою для искупления многих». [T.10.CCXXIX.3]

 

archiereus, ī m (греч.) главный жрец Lampr. [B.32]

 

acolūt(h)us и acolyt(h)us, ī m (греч.) аколит, низший церковный служитель, помогавший священнику во время богослужений Eccl. [B.32]

 

Waldemar Januszczak, British art critic: «Францисканец – коричневая ряса, верёвка с узлами вместо пояса. Иногда их одежда была более истрёпанной и заплатанной, но, всё равно они – францисканцы. Доминиканец – чёрный капюшон, белая ряса. Часто их можно было видеть в Америке, где они обращали индейцев, а порой они снимали свою рясу и занимались самобичеванием. В чёрных рясах – бенедиктинцы. Они не так часто появляются на картинах, как другие: бенедиктинцы обычно угрюмы и молчаливы.

Францисканцы – коричневый, доминиканцы – чёрный с белым, бенедиктинцы – полностью чёрный». [T.13.CVI]

 

Февраль 2013-го года. Индуистский религиозный фестиваль, который проводится каждые двенадцать лет. Он называется Маха Кумбха Мела

Аллахабад. Северная Индия

…все эти люди едут сюда, чтобы искупаться в священной реке Ганг.

…когда Солнце, Луна и Юпитер окажутся в определённом астрологическом положении, сюда будут стекаться люди в огромных количествах.

…и куда ни глянь, повсюду мужчины в оранжевом, это святые, которых называют «садху». В Индии их более пяти миллионов, они посвящают свою жизнь религии и отвергают материальную жизнь.

«Оранжевый цвет символизирует огонь. Это означает, что они сожгли себя и больше не существуют (телесная оболочка больше не имеет ценности). Они сожгли все свои желания: жажду денег, собственности».

Некоторые садху выражают своё религиозное рвение ещё более экстремальным образом… [T.21.LVIII]

*

Одно воспоминание об этой чудной местности (Хардваре) вызывает в моём воображении картину первобытного земного рая. Пишу о ней как очевидец.

Каждый двенадцатый год, называемый индусами кумбха (планета Юпитер входит в то время в созвездие Водолея), приносит с собою особенно благоприятный день, который и назначается главными состоящими при пагодах астрологами днём открытия ярмарки. Сюда собираются богословы всех сект и пилигримы со всей Индии, от принцев и махараджей до последнего факира включительно. Первые ведут диспуты; каждый представитель и оратор старается доказать превосходство своей религии или философа над другими. Последние стекаются, чтоб окунуться в Ганг у самого его источника; для этой операции также назначается благоприятный по звёздам час. Говоря о Ганге, следует исправить здесь маленькую ошибку: имя священнейшей реки индийцев немного перековеркано европейскими географами.

Этой реке следовало бы называться или – Гангеса, или же Ганга, как её зовут туземцы, а никак уж не «Ганг» (в мужском роде). «Ганга» священна в глазах индуса, ибо она величайшая у них богиня-кормилица всей страны и дочь старого Гимавата (Гималаев), из сердца коего она вытекает для спасения народов. Поэтому её и боготворят; построенный у её источников город Хардвар считается туземцами не менее священным. Хардвар (пишется Гери-двара – или ворота бога-солнца или Кришны) часто называется Гангадвара или ворота Ганга и столь же известен под именем Купелы, в воспоминание аскета Купелы (скорее Капилы?), который долго жил здесь и спасался, оставив по себе множество чудесных традиций.

Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.1]

**

 
     
 

**

Цветовая гамма облачения духовенства имеет символический смысл. По традиции Русской Церкви каждый цвет используется в определённые дни церковного года: в белых облачениях, символизирующих Нетварный Божественный Свет служат в Рождество Христово и в другие праздники, связанные с жизнью Спасителя, в них же совершают крещение и погребение. В облачении цвета крови – красном – проходят пасхальные богослужения и службы в честь мучеников. Золотой цвет Славы и Величия – цвет воскресных дней и праздников в честь пророков, апостолов и святителей. Голубой цвет – Небесной чистоты – употребляется в праздники Пресвятой Богородицы. Облачение зелёного цвета надевают в дни памяти преподобных, на праздник Святой Троицы и День Святого Духа. Фиолетовый цвет принят в Дни памяти Креста Господня. Чёрный цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста, – это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния. [T.10.CCXXIX.3]

*

Lorenzo Gammarelli (Лоренцо Гамарелли, поставщик Ватикана в шестом поколении): «…полный комплект. Шапочка, которую носят каждый день. Настоящий символ власти кардинала – её надевает Папа во время возведения в сан нового кардинала: это означает «теперь ты стал кардиналом». Далее – пояс из красного шёлка, который носят на талии. Шнур, который носят на шее с нагрудным крестом. И, наконец, чулки, сшитые из хлопка или из шерсти, но всегда красные. Раньше носили галеро – широкую красную шляпу, но её отменили пятьдесят лет назад. Красный цвет означает, что ради блага Церкви, кардинал готов пролить свою кровь».

Prof. Joël Cornette, Université de Paris-VIII Vincennes-Saint-Denis: «Как кардинал, Мазарини занимает иерархически место непосредственно за Папой, и это должно защитить его от любых нападок: кто осмелиться поднять руку на кардинала?»

Simone Bertière, historienne, professeur de letters, Université Bordeaux-Montaigne: «Он был кардиналом, но не был священником – не редкость для тех времён». [T.10.DCXXXIX]

 

Езиды выглядели очень живописно в своих алых головных платках, белых рубахах и мешковатых брюках. Волосы у них были длинные, но у одних они были распущены и падали на плечи, а у других заплетены во множество тугих, лоснящихся от жира косичек. В их одежде отсутствовал голубой цвет, ведь по их понятиям он вызывает гнев шайтана.

Мэри Чабб [B.149.1]

 

 
     
 

Собранный Никоном Церковный собор 1656-го года отлучил от церкви и предал анафеме всех староверов. А спустя два года царь поссорится с Никоном из-за его политических амбиций. Патриарх по своей воле удалился от дел в основанный им Новоиерусалимский монастырь. Тогда же он пытался замириться с бывшими «ревнителями». На вопрос Ивана Неронова: «По каким книгам нужно служить?» Никон скажет: «И те, и другие добры. Всё равно, по коим хочешь, по тем и служишь».

В 1666-м году Никон в присутствии двух греческих патриархов будет лишён сана. Но вся «никонианская реформа» осталась в неизменном виде, провоцируя многовековой раскол русского общества и Церкви. [T.10.LI.113]

**

 
     
 

**

В 1700-м году скончался Патриарх Московский и Всея Руси Адриан. Избранию нового Главы Русской Церкви воспрепятствовал Пётр Первый. Вместо этого Местоблюстителем Патриаршего престола был назначен митрополит Стефан Яворский.

В 1721-м году, за несколько месяцев до провозглашения России империей, вышел «Манифест об учреждении Духовной коллегии» во главе с Президентом. Решение о замене единоличной власти Патриарха коллегиальным органом управления созревало у Петра Первого на протяжении многих лет: он не желал видеть в Патриаршестве возможный параллельный центр власти, как это было при Никоне. Император хотел сам возглавить Церковь и максимально приблизить систему церковного управления к той, что существовала в протестантских странах.

Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский: «На первом же заседании новосозданной Коллегии было решено переименовать её в Святейший Правительствующий Синод. В 1722-м году была учреждена должность Обер-прокурора Синода, на которую императором назначался «из офицеров добрый человек». В задачу Обер-прокурора входил контроль и надзор за деятельностью Синода от лица Государя.

В 1723-м году упразднение Московского Патриаршества было признано Константинопольским и Антиохийским патриархами, которые назвали Российский Синод своей «Сестрой во Христе», ведь в греческом языке слово «Синод» женского рода».

Реформа Петра Первого была направлена на превращение Церкви в социально полезный государственный институт. В 1724-м году император подписал «Указ о монахах и монастырях», это был сокрушительный удар по монашеству: отныне оно рассматривалось как узаконенное тунеядство, с которым следовало бороться всеми возможными средствами. Основывать новые монастыри без специальной санкции Синода запрещалось. Небольшие обители объединяли в более крупные, а некоторые вообще закрывали. Имущество ряда монастырей было конфисковано. Особенно резко Пётр отзывался о монастырях городских, возникших, по его мнению, из-за принятия пострига некоторыми Византийскими императорами.

«Когда греческие императоры, покинув свое звание, ханжить начали, тогда некоторые плуты к оным подошли и монастыри не в пустынях уже, но в самых городех и в близ лежащих от оных местах строить начали и денежные помочи требовали для сей мнимой святыни; ещё же горше яко не трудитися, но трудами других туне питатися восхотели… Сия гангрена зело было и у нас распространяться начала под защищением единовластников церковных…»

Репрессии продолжились при Екатерине Первой и Анне Иоановне. Сначала монастырям было запрещено приобретать земли, затем постригать в монахи кого бы то ни было за исключением вдовых священнослужителей и отставных солдат. Постриженных в обход закона лишали монашеского звания, подвергали телесным наказаниям и ссылали. В период с 1724-го по 1738-й годы в России число монашествующих сократилось на сорок процентов. Послабления в отношении монастырей наступили в годы царствования Елизаветы Первой, многие обители были восстановлены. В 1761-м году разрешено постригать в монахи представителей всех сословий. Однако при Петре Третьем началась секуляризация – обращение в государственную собственность монастырских земель вместе с проживавшими на них крепостными крестьянами. В 1764-м году, уже при Екатерине Второй вышел указ о передаче казне всех церковных владений, включая имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей.

Против секуляризации активно протестовал митрополит Ростовский Арсений Мациевич. Он направил в Синод два доношения, в которых резко критиковал распоряжения императрицы, и доказывал, что церковное достояние должно быть неприкосновенным. Екатерина Вторая увидела в действиях Арсения проявление бунтарских настроений и велела Синоду лишить его архиерейского сана. Как простой монах он был сослан в отдалённый монастырь. Но Екатерине такое наказание показалось недостаточно суровым, она приказала расстричь Арсения, и под именем Андрея Враля заточить в Ревельский каземат, где он содержался в нечеловеческих условиях. После смерти Арсения началось его народное почитание, которое завершилось канонизацией священномученика на архиерейском Соборе двухтысячного года.

Реформы Петра Первого, продолженные его преемниками, были направлены против высшей церковной власти и монашества, но, в то же время, они способствовали развитию духовного образования. Пётр был убеждён в необходимости просвещения народа, и Церковь становилась одним из институтов, который содействовал этому.

Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский: «Духовные школы начали открываться в Московской Руси ещё до Петра. В частности, в 1685-м году братья Иоанникий и Софроний Лихуды открыли в Москве Славяно-греко-латинскую академию, в последствии преобразованную в Московскую духовную академию. Однако именно при Петре Первом открытие Духовных школ приобрело систематический характер».

В период между 1721-м и 1725-м годами семинарии и школы открылись и во многих других российских городах, а 1825-му году в России действовало уже триста сорок Духовных школ и три Академии – Московская, Санкт-Петербургская и Киевская.

С распространением духовного образования внутри Русской церкви чиновное учёное монашество. Оно не только не подвергалось гонениям, а, наоборот, было выделено в привилегированный класс, в руках которого сосредоточилось церковное управление. Как правило, выпускников Духовных академий, пожелавших принять монашество, сразу же постригали, рукополагали в священный сан и назначали на преподавательскую должность в семинарию или академию. Наиболее одарённые становились затем инспекторами и ректорами академий.

В отдельное общественное сословие в восемнадцатом веке превратилось приходское духовенство. Стать священнослужителем представителю других сословий было практически невозможно. Священный сан нередко передавался по наследству – от отца к сыну, от тестя к зятю. Дети священнослужителей вне зависимости от их собственного выбора направлялись в духовные учебные заведения.

Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский: «Характерной особенностью Духовных школ петровской и послепетровской эпохи было то, что преподавание в них велось на латыни, а программа копировала программу западных иезуитских школ семнадцатого века. Это было связано с влиянием Киевской академии, выпускники которой приезжая в Московскую Русь, становились здесь архиереями, ректорами и преподавателями Духовных школ. На латыни читались лекции, писались сочинения, сдавались экзамены

Оценивая Синодальную эпоху в целом, следует сказать, что не смотря на упразднение патриаршества и подчинения Церкви государству, эта эпоха стала временем наивысшего расцвета Русской Православной церкви. Постоянный численный рост населения империи способствовал численному росту Церкви. Повсюду велось строительство новых храмов, открывались новые монастыри. К 1914-му году у Русской Православной церкви было почти пятьдесят пять тысяч храмов, более девятисот пятидесяти монастырей и около ста миллионов верующих».

В Синодальный период особый размах приобрела миссионерская деятельность Церкви.

…главный парадокс заключался в том, что в период расцвета и расширения Церкви происходит массовое расцерковление – отход от православия высших слоёв российского общества – прежде всего дворянства и интеллигенции. Процесс этот начался ещё при Петре Первом. При Елизавете Второй в высшем обществе насаждалось вольтерьянство. В девятнадцатом веке на смену просвещённому деизму стал приходить атеизм, который к концу столетия имел значительное число последователей среди интеллигенции. А в начале двадцатого века расцерковление проникло в рабочий класс и даже в среду крестьянства, что стало особенно ощутимо в период между революциями 1905-го и 1917-го годов.

Синодальная эпоха завершилась почти одновременно с падением монархии. Уже в начале двадцатого века внутри Церкви началось обсуждение идеи созыва Поместного Собора с целью восстановления Патриаршества. А с 1906-го года работало Предсоборное Присутствие, в задачу которого входила выработка повестки дня предстоящего Собора.

Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский: «Однако созыв такого Собора стал возможен только после Февральской революции 1917-го года. Главным деянием Собора стало избрание митрополита Московского Тихона на патриарший престол. Этим событим завершилась более чем двухсотлетняя Синодальная эпоха в истории Русской Православной церкви». [T.10.CCCVII.5]

 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…шире я хочу вопрос поставить – вообще, как бы роль священства – священники, фактически, как я понимаю, все на данный период были госчиновниками. То есть было закрытое сословие: долгое время священство передавалось по наследству – священником мог стать только сын священника…

И они просто были на государственном содержании, государство им платило жалование

Иеромонах Димитрий (Першин), руководитель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы: «На священника возлагалось помимо духовного служения ещё, значит, просвещение. Поэтому, скажем, в семинариях священник изучал агрономию, то что он должен был помогать крестьянам более эффективно пахать, пользоваться землёй. На него была возложена задача вести учётные записи: регистрацию браков, крещений, то есть огромная, довольно большая нагрузка, несвойственная, вообще-то говоря, Церкви, была возложена на это ведомство». [T.10.LI.83]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…из Книги Левит не сохраняется ничего, кроме некоторых маленьких деталей. Почему не сохраняется для христианского читателя? – А потому что идёт речь о богослужении в скинии или в Храме, которое давно не совершается и самими иудеями: для христиан и вовсе теряет смысл после Крестной жертвы Христа». [P.125.294]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…Книга Левит размечает всё на «чистое», «нечистое» и «священное» – три основных категории.

…ритуалах, которые совершаются для того, чтобы сделать «нечистое» «чистым». О людях, которые бывают «чистыми», «нечистыми»; люди бывают ещё «священными» – те, которые служат Господу. Отсюда эти три категории». [P.125.297]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Но пришли вы – и землю Мою осквернили, достоянье Моё сделали мерзостью!

Не говорят священники: «Где Господь?» Не знают меня знатоки Закона, ваши пастыри против меня восстали, именем Ваала вещают пророки. Поклоняетесь вы идолам бесполезным!» (Иер.2:7-8)

«Да, как же, где? – Вот Он в храме! Вот Он в книгах священных! Вот Он в наших молитвах и обрядах!» А Господь намекает на то, что Его всё время надо искать: что Он не лежит в кармане у кого-то, не заключён в книге, в обряде, в храме, в чём-то ещё таком внятном, конкретном, что можно руками потрогать. Господь – это что-то превосходящее наше представление о Нём, и поэтому верующие всегда Его ищут. И вот эти все храмы, обряды, книги – это, собственно путь поиска. И отказываясь от всего этого, они отказываются от поиска».

«Я за это на суд призову вас, говорит Господь, на суд призову и детей, и внуков ваших!» (Иер.2:9) [P.125.456]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Мой народ за недостаток знания будет изничтожен: как ты познавать Бога не желал, так и Я тебе священнодействовать не дам; как ты Закон забыл, так и Я забуду детей твоих» (Ос.4:6)

Ты не желал познавать Бога – Я не дам тебе священнодействовать. То есть, здесь, как раз, видимо обращение к тем священникам, кто думает, что можно совершать некие ритуалы, не зная Бога: обращаясь к Богу, как к некоторой высшей силе, которая даёт удачу, денежек, успех на войне и всякое такое прочее, но не пытаясь познать его, не пытаясь увидеть его волю, не пытаясь последовать ей. Если так, то не будет и никаких священнодействий – это пустая форма. И пророки будут очень много об этом говорить». [P.125.470]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твоё и будь твёрд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок» (Сир.2:1-3)

Ты решил служить Богу? – то приготовь душу твою к искушению. И не барашка неси на алтарь зарезать его и сжечь, а душу приготовь к искушению. Владей своим сердцем. Будь твёрд, когда Бог тебя посещает. Просто прилепись к Нему, как умеешь – просто держись за Бога: тогда всё получится». [P.125.494]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Был у того человека любимый сын, и вот наконец он послал к ним своего сына, решив, что уж его-то они уважут. А эти земледельцы решили меж собой так: «Вот и наследник! Убьём его и сами вступим в наследство» (Мк.12:6-7)

Кажется довольно безумная идея – убить человека, чтобы получить его наследство. Но всё станет понятно, если принять, что они считают хозяина виноградника умершим. Вот, человек умер. От него осталось имущество. Его наследник получит это имущество. А если и наследника убить – имущество будет бесхозным.

«Схватили его, убили и тело выбросили из виноградника. Как же поступит владелец виноградника? Придёт и казнит земледельцев, а виноградник отдаст другим» (Мк.12:8-9)

Довольно очевидно. Почему они так себя ведут? – По одной простой причине: они считают, что хозяина виноградника больше нет: имущество ничьё. Им хочется самим завладеть этим имуществом.

Вот, в общем, ответ на вопрос «почему убивают Христа?» Вот почему эта притча должна быть до распятия.

Почему его убивают? Из-за ненависти к нему? Нет. Потому что хотят сами управлять «виноградником» и распоряжаться всем урожаем. Как и с пророками до него поступали.

«Иисуса хотели тогда схватить, ведь вожди поняли, что эту притчу Он рассказал о них. Но они остерегались народа, так что пока оставили Его и сами ушли» (Мк.12:12)

Они хотят и с Богом договориться – приватизировать себе его «виноградник», но и с людьми не сориться, чтобы не возникало у людей ощущение, что их обманули: для них Иисус, прежде всего, конкурент.

…саддукеи – это такая прихрамовая аристократия, священническая, как правило, наследственная, очень довольная своим положением. Фарисеи могут быть незнатны – из простых людей – но они, конечно, люди уважаемые, но саддукеи-то – потомки первосвященников времён Моисеевых. У них-то Храм в их руках. То есть, они свысока на всё это смотрят и считают, что воскресения мёртвых не будет. А им вот эта вся фарисейская сложная картина мира – ангелы там всякие, воскресение мёртвых – им это не нужно. Вот Храм – надо служить. Вот, в простоте – иди в Храм и служи, и всё будет у тебя. Об остальном не думай, не беспокойся». [P.125.542]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…это предложение всем понравилось. Выбрали Стефана – человека полного веры и святого духа. Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая из Антиохии, обращённого в иудаизм». (Деян.6:5)

Все имена греческие, то есть, греки пожаловались: «давайте вы – греки – этим и будете заниматься: выбирайте из своей среды».

«Апостолы помолились и возложили на них руки» (Деян.6:6)

Вот обряд посвящения – возложили руки (и) тем самым, посвятили.

«Служители» по-гречески это «дьяконы». Тогда они занимались, соответственно, хозяйственной частью. [P.125.552]

*

διάκονος, iон. διήκονος, ὁ, ἡ, слуга, служанка; Н.З. слуга Слова Божiя, дьяконъ (котораго обязанность состояла въ раздачѣ милостыни, попеченiи о больныхъ и т.п.) [B.170]

διᾱκονία ἡ 1) служба, служебная обязанность, служебное поручение; 2) прислуживание, обслуживание; 3) собир. служба, служебный персонал; 4) общественное служение, благотворительность, т.е. обязанности диакона NT. [B.169]

II διάκονος (ᾱ), ион. διήκονος ὁ и ἡ 1) слуга (служанка), служитель(ница); 2) диакон (диаконисса) NT. [B.169]

 

 
     
 

Самурай – военно-феодальное сословие дворян в средневековой Японии.

Слово «Самурай» происходит от глагола «Сабурау» и означает «Те, кто служат». В восьмом веке самураями назывались слуги при японском дворе, однако вскоре так стали называть воинов, призванных императором для несения службы.

Кодекс Буси-До требовал изучения литературы, истории, географии. «Грамота – это левая рука, а военное дело – правая. Ни тем, ни другим не следует пренебрегать». [T.18.XV.1]

 

Алексей КУЗНЕЦОВ, историк и педагог гимназии № 1543: «…интересно, что осуждение этих ронинов пришло совершенно с другой стороны.

…осуждение пришло не от власти, которая могла бы выступить, сказать: «Ну, вы посмотрите, кому вы рукоплещите? Эти люди ж нарушили закон». Ничего подобного.

А тут в данном случае осуждение приходит от человека невероятно авторитетного в Японии того времени – Ямамото Цунетомо. Это человек, который прошёл тоже путь самурая. Потом остался без хозяина и превратился в такого вот философа, комментатора, толкователя кодекса Бусидо. Его произведение, которое называется Хагакуре – один из переводов «В тени листьев» – это очень уважаемое сочинение вот по вопросам о том, как понимать, как толковать. И он говорит: никакие они не герои. Вот они были бы герои, если бы они отомстили немедленно. Да, понятно, немедленная месть имела гораздо меньше шансов на успех. Так вот они потому и не герои, что они свою честь поставили в зависимость от успеха. А для самурая вообще шансы не имеют значения. Он должен действовать по порыву, а не рассчитывая при каком варианте, так сказать, варианте развития событий больше шансов достичь цели. Про выжить в этой истории не было и разговору. И вот здесь собственно и самое-то в этой истории интересное. Он говорит: «Если бы они сразу пошли на штурм, они были бы настоящие самураи». А вот… если они девять месяцев готовились, если бы за это время Кира Ёсихиса умер бы. Они бы вообще покрыли себя позором». [P.97.221]

 

 
     
 

Сергей МЕДВЕДКО, кандидат исторических наук: «Сирия – это не просто родина христианства, но это родина первых мучеников, первых святых, отдавших свои жизни.

Для нас имя Сергий, прежде всего, связано с Сергием Радонежским: это имя он посчитал великой честью взять от имени одного из сирийских святых».

Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «Сергий – это имя латинского происхождения – римское, но сирийцы многие носили римские имена, и, поэтому «Sergius» по-латински произносилось как «Саргиос» по-сирийски, «Саргис», армянское «Саркис» – это всё тоже отсюда».

Сергей МЕДВЕДКО, кандидат исторических наук: «Он родом из места, которое находится недалеко от Евфрата – это город Сергиополис или же Расафа по-арабски. Именно там он был командиром римских легионеров. Наместник требовал отречься от новой веры. В результате он был приговорён к смерти… И это место стало колоссальным местом паломничества».

Константин ПАНЧЕНКО, кандидат исторических наук: «Город, который стоял посреди пустыни без всяких источников воды, он сложился как центр почитания этих мучеников. И вот он там просуществовал до монгольского нашествия. Сначала он даже не был окружён стенами, потому что святость гробницы мучеников служила им защитой. В шестом веке при императоре Анастасии его, всё-таки, обнесли стенами из белого кварца. Представляете, как это выглядело? – Сияющий белый город в пустыне». [T.10.DLXXXIV.3]

 

Sergius, a, um Сергий, римск. nomen; наиболее известны: 1) L. S. Fidenas, консул в 437 г. до н. э., победитель фиденатов и вейентов L; 2) C. S. Orata, известный расточитель и сибарит времён Цицерона C; 3) L. S. Catilinaсм. Catilina. [B.32]

 

I servus, a, um 1) служилый, подневольный (personae Dig); находящийся в полном подчинении, зависимый, подвластный (civitas L); рабский, невольничий: manus serva O отряд невольников; aqua serva O питьевая вода для рабов; serva capita ( = servi ) L рабы; 2) юр. обременённый повинностями (praedium C). [B.32]

II servus, ī m раб, невольник Pl, Ter, C etc.: s. publicus C, Pt общественный блюститель порядка || перен. слуга (cupiditatum C). [B.32]

**

 
     
 

**

Алексей МУРАВЬЁВ, доктор исторических наук: «…и, соответственно, вот эти пророки, или ученики апостолов, также ходили в разные места и старались проповедовать и крестить. Но постепенно, где-то к середине второго века у апостолов появились определённые помощники, которые уже назывались «старейшинами». «Старейшина» по-арамейски «кашиша», а по-гречески «пресвитерос» или «пресбуторос / πρεσβύτερος» по старому произношению. Эти пресвитеры или старейшины первоначально помогали: замещали епископов в каких-то возможно менее значимых вопросах, а потом постепенно они получили функции священнодействия, когда уже окончательно оформилось евхаристическое богослужение, и оно отделилось от так называемых «агап / ἀγάπη», от совместных трапез. И тогда появилась необходимость в разных общинах иметь разных представителей епископа, и тогда, собственно, появились пресвитеры, которых грекоязычная публика по старой памяти решила называть словом «иерес / ιερεύς» – «жрец».

Но поскольку главное священное лицо в дохристианское время называлось «жрец», то и здесь этих пресвитеры постепенно стали называть «иереи», то есть, теми, кто совершает жертву. Ну, потому что раньше была жертва богам, а теперь, вот, такая бескровная.

Но поскольку это были люди, обратившиеся от язычества, то, естественно, многие слова, такие как «литургия», «иерей», они отражают дохристианское греческое прошлое». [P.125.445]

*

ἀγάπη (ᾰγᾰ) ἡ 1) любовь NT; 2) pl. агапы, братские трапезы (у христиан ранних веков) NT. [B.169]

I πρεσβύτερος 3 compar. к πρέσβυς I. [B.169]

II πρεσβύτερος ὁ 1) старец NT; 2) старейшина NT; 3) предок (ἡ παράδοσις τῶν πρεσβυτέρων NT). [B.169]

 

 
     
 

sacerdōtium, ī n [sacerdos] жречество, жреческий сан, звание жреца (s. inire С; susceptum s. Ap): s. summum или maximum Eccl сан первосвященника (у евреев). [B.32]

 

כּׁחֵן ) [kōhēn] (мн. -îm) жрец (в синодальном переводе обычно «священник») [B.18]

 *

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Богу он сжигает там какую-то часть. И сказано, что сжечь. Богу сжигается жертва или полностью, тогда от неё никто ничего не ест, – вот она вся, с копытами, с шерстью, есть такая очистительная жертва, – и смотрят, как дым поднимается. А бывает, они Богу что-то там сожгли, какие-то лучшие куски туши – они жирные, как правило, – а остальное можно есть. Народ толпится, все ж понимают – в храме жертвоприношение. А им говорят: «Ребята, вот вам копыта, хвосты, вот уши. Приятного аппетита». – «Блин, опять?» И народ режет свою скотинку. А жрец говорит: «Ты как посмел зарезать скотину, сволочь? Это ты не просто зарезал!» – «Я кушать хотел!» – «Нет. Ты совершил языческое жертвоприношение! Вывести за стан, побить камнями!» Строгий запрет кочевникам резать собственных животных! Резать может только священник, а ему надо отвезти в Храм, а он зарежет и, что тебе положено, тебе даст. Но это вызывает, естественно, народный бунт, поэтому священники это быстро поняли и ввели чёткий порядок без злоупотреблений. И к моменту, когда стоял Храм в Иерусалиме, такие были жертвоприношения, что всем хватало.

Но когены, священники – это были люди, которые совершали жертвоприношения, больше никаких обязанностей у них не было. Они мыли это животное в специальных сосудах (животное же всякое бывает), отводили его на жертвенник, говорили даже, что давали ему что-то понюхать такое, чтобы оно не очень волновалось, потому что запах крови – конечно ж, оно начинает трепетать, животные же чувствуют ножи эти окровавленные, – чтобы оно себя поспокойнее вело. И потом они на жертвеннике его резали, разделывали или сжигали. Это была такая бойня, постоянно действующая. Храм был как постоянно действующая бойня.

…священство, вроде бы, формально обладает всей полнотой уважения. Это такая наследственная жреческая аристократия из поколения в поколение: священником нельзя стать, можно только родиться, как аристократом.

Пророки взяли на себя роль, которую, по определению, не могло взять жречество – прослойка сервильная и, практически, интегрированная в государство. Что, будет жрец ссориться с царем? Чтобы меньше было пожертвований на храм? Оно ему надо? Чтобы меньше выставляли стражи? Ну, зачем? Ему плохо живётся?» [B.141.12]

 
 
     
 

– Да, господин. Но в вавилонской традиции жрец не размышляет о боге. Он ему служит.

В. ПЕЛЕВИН [B.51.32]

 

 
     
 

1 - 2 - 3