ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

155. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 
 

КОГДА ВСЁ НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ В ГОЛОВЕ

Оракул № 5/2007

Ирина ЦАРЕВА

[155]

Сорок лет назад футурологи предрекали, что к 2000 году человечество испытает застой в научном развитии, что приведёт к краху цивилизации. Причиной столь невесёлого прогноза стал назревающий «информационный взрыв».

 

Муравьи, ежедневно заглатывающие слона

Впервые об угрозе «информационного взрыва» учёные заговорили в 60-х годах XX века. Было подсчитано, что каждые десять лет в науке происходит удвоение новых результатов, в связи с чем поток информации каждые три-четыре года увеличивается вдвое — и в информационном перепроизводстве мы вскоре попросту утонем, будучи не в силах освоить поток новых сведений. А это неизбежно приведёт к застою в научном развитии и в итоге к краху цивилизации.

В научной среде издавна бытует шутка, что «человек есть существо, чьей самой лакомой пищей является информация». С этих позиций нашего современника можно сравнить с муравьём, которому приходится ежедневно заглатывать слона. Но 2000 год позади, и, если верить исследованиям, способная взорвать мир «критическая информационная масса» к моменту, когда мы читаем этот материал, уже увеличилась вчетверо. Где же кошмарные последствия «информационного взрыва», в эпицентре которого мы продолжаем жить? Неужели прогнозы оказались ошибочными?

Не будем спешить с выводами. Ведь и среди учёных сегодня нет общего мнения на этот счёт. Одни утверждают, что проблемы лишь отодвинулись на некоторое время, а другие — что бедствие как раз в данный момент и происходит, просто мы ещё не можем в полной мере оценить его печальных последствий. Кто прав?

Макулатурный фактор

Наша психика при всех её уникальных возможностях имеет ограничения. Экспериментально доказано, что мозг обычного человека способен воспринимать и безошибочно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду (в одном слове средней длины содержится как раз 25 бит). При такой скорости поглощения информации человек за жизнь может прочитать не более трёх тысяч книг. И то при условии, что будет ежедневно осваивать по 50 страниц.

Самым упорным такая скорость когда-то позволяла освоить накопленные человечеством основные знания примерно к середине жизни. Сегодня это, увы, уже невозможно. Ещё несколько десятилетий назад новое открытие или литературное произведение тут же привлекали внимание общественности. Теперь же только в научной сфере ежегодно появляется несколько миллионов книг. И даже если изучать исключительно свежую литературу, то на каждую прочитанную страницу будет приходиться 10 тысяч других, осилить которые нереально. Специалисты даже ввели определение «макулатурный фактор» — для литературы, пользующейся нулевым спросом (речь идёт не только о художественных произведениях). Немецкие исследователи провели в одной из берлинских библиотек изучение спроса на находящиеся в ней 45 тысяч научных и технических изданий. И выяснилось, что «макулатурный фактор» сработал для 90 процентов этих книг! Это означает, что миллионы страниц, хранящих новейшие технические знания, никем так и не были прочитаны. Словом, мы успеваем изучить лишь малую толику из постоянно накапливающейся информации — и это ещё полбеды. Проблема в том, что полученная нами информация имеет свойство быстро устаревать и требует замены.

Период полураспада актуальных знаний

Именно этот шутливый, но вполне научный термин обозначает промежуток времени, за который половина усвоенных нами сведений утрачивает ценность. И он становится всё короче. Сегодня в области высшего образования этот период составляет примерно семь — десять лет, а в некоторых областях (например, в компьютерных технологиях) сократился до года. Это означает, что если вы в течение 12 месяцев будете учиться на компьютерных курсах, то к их окончанию половина полученной вами информации окажется бесполезной: она устареет. Всё это напоминает ситуацию, когда человек карабкается вверх по опускающемуся эскалатору: лишь немногим, да и то ценой неимоверного напряжения, удаётся поддерживать необходимый «уровень», но стоит чуть сбавить темп — и...

Сегодня в лавине обрушивающейся на нас информации может ориентироваться лишь «энциклопедически полуобразованный человек», знающий обо всём, но не слишком глубоко, — и таких очень немного. В основном, желая не оказаться «на нижней ступеньке эскалатора», люди ищут спасение в «узкой специализации» — чем «уже», тем легче поддерживать уровень. В итоге всё большее число людей живёт все меньшими знаниями о мире...

В мире столько ерунды, что в голове не укладывается

Если мозг перенапряжён, он отбрасывает то, в чём нет насущной необходимости. Кто может похвастаться, что помнит логарифмы, законы Фарадея, химическую формулу целлюлозы или точную дату правления Владимира II Мономаха? А ведь мы всё это учили в школе! Учили, но забыли — то есть вновь не знаем. Ситуацию усугубляет появление техники, рассчитанной «на дураков». Устройства, действующие по принципу «нажми на кнопку — получишь результат», создают иллюзию соответствия требованиям времени. Мы легко пользуемся техническими новинками, но подсознательное нежелание принимать новую информацию проявляется в своеобразном психологическом казусе: выбирая самый «навороченный» агрегат, редко кто пытается изучить все его возможности. В итоге новинка эксплуатируется в лучшем случае вполсилы...

Не знаю, заметили ли вы, что в передовых школах и институтах стала меняться психология преподавания? Раньше учеников и студентов заставляли всё заучивать наизусть. Сегодня на это уже не нажимают столь рьяно — прекрасно, если человек помнит формулу или дату, но если он легко оперирует материалом, в котором её можно найти, — это тоже очень неплохо. В таком подходе видится некое решение проблемы «информационного взрыва» (не говоря уже о спасении здоровья наших перегруженных в угоду педагогическим амбициям детей): не обязательно всё помнить, достаточно научиться логике мышления в разных областях знаний и умению быстро находить нужное когда оно понадобится.

Отбор естественный и... неестественный

Чтобы создать энциклопедию, которая способна охватить все знания человечества на каждый момент времени, её необходимо будет переиздавать, как минимум, ежегодно, каждый раз удваивая объём материала. И даже если «всем миром» решить эту задачу, то кто будет в силах прочитать всё, что написано в такой книге?

Специалисты видят выход в жёстком отборе и отсеве информации — и это уже происходит во всех областях знаний. Действительно, такой процесс до поры до времени в определённой степени смягчает последствия «информационного взрыва». Но кто сможет подсчитать, сколько бесценных фактов уже забыто и отброшено лишь потому, что они показались кому-то лишними? А главное, кто «заведует истиной»? Не следует забывать, что судьями в данном случае выступают обычные люди — в меру развитые, в меру ограниченные, со своими личными и ведомственными интересами...

Одновременно с таким искусственным отбором информации происходит процесс «естественного отбора». На смену культуре приходит поп-культура. На рынок выбрасываются Библия в комиксах и сокращённые варианты классических произведений. На телевидении появляется негласный запрет — не говорить ничего умного, выходящего за пределы знаний «среднего» зрителя. Тонкий юмор сменяется «хохмами», поэзия романсов — дешевыми «джаги-джаги», изысканная речь — сленгом. А радио- и телеведущие очень естественно поддерживают общий низкий уровень, путая падежи и теряя нить разговора...

Быть может, всё это и назвали концом нашей цивилизации футурологи 60-х годов прошлого столетия?

Хотите выяснить, насколько лично вы «пострадали» от информационного взрыва? Или, напротив, удостовериться, что ваша память сохранила большую часть полученных за жизнь знаний? Пройдите тест, размещенный на сайте «Оракула» по адресу: www.oracle-today.ru, в разделе «Полезная информация».

 

 

Учёные предлагают решения информационных проблем одно фантастичнее другого. Например, вживлять в мозг компьютерные микрочипы, которые могли бы хранить колоссальные объёмы информации. Впрочем, такая ли уж это фантастика? С помощью вживлённых микрочипов врачи уже сумели вернуть подвижность нескольким парализованным больным. Так что, не исключено, что и микрочипы с дополнительной памятью - дело не столь уж далёкого будущего. Но что бы там ни придумали учёные, резервы нашего мозга всё равно не безграничны.

 

 

Не исключено, что повальная алкоголизация одно из последствий информационного стресса который сегодня испытывает человечество. Об этом говорят результаты исследований, проведённых в НИИ мозга РАМН. Учёные пришли к выводу, что угроза алкоголизма подстерегает прежде всего тех, чей мозг подвергается информационным перегрузкам. Эксперименты, проводившиеся на крысах показали, что зверьки, которым приходилось искать пишу в особо сложном лабиринте, в итоге предпочитали воде алкоголь… Над этим стоит задуматься.