ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН VIII. Libratio; Карма; Themis; Правосудие; Lex; Justice (3); Иероглиф. |
||||||
Человеком движут страсти и страхи, а точнее – умение их преодолеть. Если же и страсть и страх непреодолимы – жди психологических бед под названием мания и фобия. Они одновременно и похожи по сути, и кардинально различны. Причина и мании и фобии внутри самого человека – в недрах его души и подсознания. Но при этом воплощение страха следует искать снаружи, будь то самолёты, пауки или замкнутые пространства. Людей без страстей и страхов не бывает, как не бывает нормальных людей без комплексов. Страх и страсть закаляют, борьба с ними делает человека сильнее, – но успешная борьба. Если же страсть и страх победили, человек становится рабом маний и фобий, а рабское существование всегда безрадостно. Излишки чувств так же плохи, как и полное отсутствие эмоций: и то и другое может привести к болезням. Когда зашкаливает страх, проявляется фобия, а избыток воодушевления – это верный спутник мании. О фобиях и маниях врачи знают давно, но всё ещё не так много. Пионером описания таких болезненных состояний был сам Гиппократ. Разных фобий врачи насчитывают уже около тысячи. Люди испытывают излишки страха по любому поводу, – они боятся и самолётов, и врачей, и своего вида, и общества, и даже самого страха. Фобофобия или боязнь фобий – это тоже болезнь. Правда, лечение фобий осложнено, у медиков много вопросов, а избытка точных ответов в психотерапии не наблюдается. В чём наука не сомневается – так это в классификации фобий. Их делят на три группы. К общим фобиям относят те, что выражаются в боязни какого-то объекта или предмета. Так карнофобы боятся мяса, ихтиофобы – рыб, гелеофобы – Солнца, аурофобы – золота. Вторую группу фобий окрестили локомоторными: их жертвы боятся не предметов, а ситуаций, вроде авиаперелётов и пространств, свадьбы и старения. В третью группу включены социальные фобии – когда человек до смерти боится публичных действий: выступлений перед людьми, общения с продавцами или звонков по телефону. Константин Панин, психотерапевт: «Тревога и страх – это очень нужные и необходимые человеку адаптационные механизмы, без которых человек просто бы не выжил. Тревога – это мобилизация, которая включает в себя и психическую мобилизацию, и телесную мобилизацию – на телесном уровне. А страх – это прямое указание опасности, с которым надо как-то разбираться: её надо или победить, или от неё убежать. Но тогда, когда этого станет очень много, и человек уже им не контролирует, это состояние начинает его контролировать, человека, и тогда вот можно говорить клинически о том, что это тревожно-фобическое состояние». Депрессия – это частый результат фобий и маний. Наступивший век в медицине уже окрестили веком депрессий. Их провоцирует сама жизнь, особенно в больших городах, где психика находится под постоянным давлением. Если фобия – это состояние навязчивого повторяющегося страха, то мания противоположна ей. Её характеризует избыточная маниакальная страсть к чему-либо или к кому-либо. Жертва мании верит в свою исключительность. Так графоман мнит себя великим литератором, это болезненное состояние ума и чувств приводит к переоценке возможностей. Типичный пациент врача уверен, что способен прославиться в любой области, а потому выдаёт себя за звезду, придумывает себе сногсшибательную биографию, демонстрирует всем своё величие. Так иногда поступают и вполне здоровые люди, но они осознанно идут на обман. Определить манию можно и на физическом уровне – у неё есть очевидные признаки: пульс учащённый и неровный, повышенное слюноотделение, потливость, бессвязное мышление или, проще говоря, бред. Кстати, раньше именно бред был определением мании. Жертвами мании бывают не только одиночки, их симптомы носят и коллективный характер. Ложные гипертрофированные мысли могут поселиться и в головах группы людей, причём одновременно. Хотя у мании всегда есть инициаторы, чаще всего подобный коллективный психоз охватывает тех, кто живёт в замкнутых сообществах. Сегодня и мании и фобии лечат, хотя способы борьбы с этими психическими заболеваниями куда более гуманны. Обойтись можно и без розг – общением и медикаментозно. Хотя и поныне трудно понять в чём причина болезни. Одни считают, что природа маний и фобий скрыта в психологии, другие видят биологический исток. Но и те и другие почти единогласно отметают наследственность этих состояний. Константин Панин, психотерапевт: «Когда человек активно чего-то ждёт, с ним, как правило, это и случается. Если человек активно ждёт сердцебиения, он, всё-таки, дожидается того момента, когда сердце вдруг забьётся. А дальше уже за счёт страха развивается вторичная вегетативная реакция уже на фоне страха – это приступ, то есть связь приступа и страха закрепляется. Но когда начинаешь с таким человеком работать терапевтически, то выясняется, что проблема не телесного характера, естественно же, а проблема во внутренней среде, во внутреннем душевном пространстве человека. Любые фобические страхи имеют в своей основе фундаментальный и естественный человеческий страх – страх смерти. Ведь грязи боятся вовсе не из-за брезгливости, а из-за боязни заразиться и умереть. Боязнь публичных выступлений то же, по сути, есть страх смерти, – от нервного истощения или учащённого сердцебиения, – получить, грубо говоря, инфаркт от нервов. Жизнь дорога и невозвратна, а потому терять её должно быть страшно, поэтому самоубийцы психически нездоровы, как и те, кто говорят, что ничего не боятся. Полезный страх от вредной фобии отличить легко – обоснованное беспокойство всегда активно: человек старается его преодолеть или же избавиться от него. А фобия обрекает человека на пассивность – он старается не сталкиваться с объектом своего страха и не попадать в страшную для себя ситуацию, но не стремится фобию преодолеть, она культивируется, для неё находится максимум подтверждений. Константин Панин, психотерапевт: «Не один страх не возникает на пустом месте, то есть страхом невозможно заразиться. Невозможно как-то его даже перенять путём внушения. Для страха всегда должна быть почва, почву всегда готовит человек». Так что пустых страхов не бывает: они все откуда-то родом, либо из вне, либо изнутри – и в душе и за пределами тела слишком много опасностей и соблазнов поэтому фобиям и маниям есть где разгуляться. С ними хоть и можно жить, но всё-таки не стоит становиться их рабом. [T.10.VII]
|
||||||
О страхах, фобиях и сопутствующих им явлениям написано очень много. Обратите внимание на этапы развития самого состояния страха. «Страх включает в себя три состояния: 1. ТРЕВОГА – состояние ещё неопределённой формы происхождения угрозы, быстро истощается. 2. Собственно СТРАХ – реализованный объект, заставляет искать выход. 3. УЖАС – запредельное состояние».
Страх является тем универсальным индикатором, который показывает Вам границы вашей же «СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ( пропорционального отношения ДЕЯТЕЛЯ к СРЕДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, которое и выражается Вашим ПРАВОМ СИЛЬНОГО ). Данное отношение ( качество, «плотность» ) даёт Вам представление о возможности расширения ( сворачивания ) Вашей ИМПЕРИИ или же ( при достижении «непреодолимых» границ, как во внешнюю, так и во внутреннюю сторону ) о переходе на новый качественный уровень.
Как говорили в старину: «Управлять другими, нужна сила, а управлять собой – бесстрашие» [T.13]
…frigus animosum St страх, пробуждающий мужество… [B.32]
Демоны слоняются по полям и лесам, и путник всегда рискует столкнуться с кем-нибудь из них лицом к лицу. Подобный порядок вещей вынуждает тибетцев постоянно вступать в сношения со злыми духами. В функции официального ламаизма входит подчинение демонов, перевоспитание их в покорных слуг, а в случае непокорности обезвреживание или уничтожение. В этом с официальным духовенством конкурируют колдуны. Но обычно они стремятся поработить одного или нескольких демонов для недобрых дел. Если у колдуна не хватает умения и знаний, чтобы заставить демонов повиноваться, они заискивают перед ними, стремясь лестью вкрасться в доверие духов и добиться от них помощи. Помимо совершаемых ламами магических обрядов, изучаемых в монастырских школах «гиюд», и чёрной магии колдунов тибетские мистики поощряют особый способ сношения со злыми духами, требующий некоторой духовной подготовки. Он заключается в том, что ученик ищет встречи с демонами с намерением предложить им подаяние или померяться с ними силами. Несмотря на нелепые, даже отвратительные для европейцев формы, эти обряды преследуют полезные или возвышенные цели, например, избавиться от страха, вызвать чувство любви к ближнему, стремление отрешиться от своего «Я» и, в конце концов, прийти к духовному озарению. Александра Давид-Неэль [B.100]
|
||||||
СТРАСТЬ pathos n (греч.) пафос, страсть Macr. [B.32] Пассионарность – одного корня со словом СПАС. ПАССИОН от лат. passio – страдание [B.46]
«…он знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть…» Само слово «Страсть» церковно-славянское слово. На русский язык его нельзя переводить как «Страдание» или «Влюблённость» или «Сильное чувство». Страсть – это страдательный залог всего лишь навсего, грамматическая категория – «Там, где я влеком», «Там, где со мною что-то происходит, и я не господин того, что во мне» – вот это Страсть. «Там, где я открыт для влияний, пусть даже идущих изнутри меня». Диакон Андрей КУРАЕВ, кандидат философских наук, «Матрица».mp3
animus, ī m…4) желание, стремление, склонность, воля, намерение: in animo habere Cato, C etc. намереваться; hoc animo (ut) Cs с тем (намерением) (чтобы); fert а. О, Sl, Su душа влечёт, т. e. обуревает желание, страстно хочется; 5) чувство, ощущение, страсть, пылкость: alicui animos in aliquem facere О внушить кому-либо неприязнь к кому-либо; aequo animo Ter etc. равнодушно, безучастно; iracundo animo Pl гневно; animo concipere iras О воспылать гневом; vince animos iramque tuam О обуздай свой пыл и гнев; exsultare animo О ликовать, радоваться… [B.32]
|
||||||
Библейское повествование о первых и главных в истории человечества преступлении и наказании призвано оправдать тяготы и беды земной жизни. Тем не менее, уже первые христианские философы отмечают: у изгнания было своё оправдание. Бог сделал Адама и Еву смертными из сочувствия, не потому что был разгневан, а потому что только таким образом становится возможным истинное духовное обновление. В православной восточнохристианской традиции существует даже акафист святым прародителям Адаму и Еве – ведь только их промах, заблуждение дали потомкам шанс на спасение. [A.86]
|
||||||
Чувства много значили и для Давида. Но не поверхностные, нет! Давид искал нечто более надёжное. И нашёл. Посреди развалин Рима. Здесь всё для Давида изменилось. И не только представления об искусстве, но и мысли о будущем родной страны. Что же рассказали ему эти камни? «Вот что происходит с империями, клонящимися к упадку», – шептали они. Когда-то Рим был свободным, республиканским, строгим, справедливым, смелым, с решительными героями. Но роскошь и излишества убили его: свобода поддалась деспотизму, и римляне стали рабами. Это послание легло в плодородную почву мыслей Давида. И в 1785-м Давид принёс это откровение как дурную весть самодовольным богачам в напудренных париках. Как и многие другие революции, эта началась с экономического спада. Франция помогла Америке отвоевать независимость, но это далось огромной ценой. Чтобы избежать разорения – подняли налоги. Начали возникать вопросы: почему дворянство и церковь не платят налогов, а беднота должна вытряхнуть последнее из своих карманов? Разве это не обязанность всего народа? Народ? Отличная мысль! И раз уж мы об этом заговорили, как насчёт избранных представителей? Ну конечно новая Франция останется монархией. Королеву австриячку со всеми её бриллиантами нужно поставить на место, но король, то хороший парень. Нет повода подозревать, что назрел социальный переворот. Какое-то время так думал и сам Давид. Поможет и небольшая реформа, нужно только избавиться от тяжёлого мёртвого груза. Наступил 1789-й. Надежда и отчаяние сменяли друг друга. Надежда на Представительное собрание из народных избранников от тысяч комитетов по всей Франции. И отчаяние, потому что хуже момента было не придумать: урожай погиб, цены взлетели. Соедините надежду и отчаяние – что получится? Политический эквивалент нитроглицерина. Когда выборные представители встретились в Версале весной 1789-го года, обсуждался один вопрос: будут ли они заседать по-старому – отдельными собраниями дворянства, духовенства и простолюдинов, или по-новому, то есть впервые проведут общую встречу как единое Национальное Собрание. Третье сословие, в том числе и молодой адвокат Максимилен Робеспьер, заявило о том, что они единственный законный орган власти, духовенство и дворянство могут присоединиться. И многие из них так и сделали. 20-е июня 1789-го года. Начался один из последних весенних ливней. Шестьсот депутатов третьего сословия и их новые союзники из числа дворян и духовенства оказались перед запертыми дверями Зала заседаний. Некий доктор знает неподалёку зал для игры в мяч. Глава одного из парижских кружков вдруг стал главной звездой шоу: «Клянусь перед Богом и Отечеством, что не уйду, пока мы не примем справедливую конституцию!» Впервые аристократы, духовенство и буржуазия встретились без разрешения короля. Руки вытянуты, тела напряжены – жизнь нагнала искусство. В новой Франции возродился Рим Давида. Эта картина пронизана шумом, громкими выкриками клятвы, электрическими разрядами бушующей стихии. Революция – непреодолимая природная сила. И в центре всего этого – огромное пространство, но оно не пустое. Оно наполнено светом и бушующим потоком неистовой энергии свободы. Это – ИДЕЯ. Настолько великая, что на её фоне люди становятся крохотными. Рисунок предполагалось превратить в огромную картину: это лишь небольшая её часть. Но, как видите, она так и не была закончена. Давид не успеет одеть своих обнажённых моделей: многие из них вскоре погибнут или окажутся в немилости. Великая идея единства и свободы вскоре выйдет из моды. Широкие объятия сменятся эпидемией доносов. Июль 1789 года должен был стать для переродившейся Франции моментом золотого оптимизма. Людовик XVI наконец принял последствия клятвы в «Зале для игры в мяч» и во Франции начало существовать Национальное Собрание. Но здесь, в Пале-Рояль, мятежном уголке Парижа ему никто не верил. [T.10.XXXVII.1]
|
||||||