ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis (4); Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф.

   

Мужчина авантюрист рассчитывает на собственные силы, а женщина – авантюристка всегда рассчитывает на то, что её прикроют. Женщина – авантюристка остановится, достигнув цели, а мужчина – авантюрист не останавливается (никогда). Авантюризм и мошенничество – психологически одно и то же, но мошенничество преследуется по суду. [T.10.VII]

 

 
   

Первоначально слово «авантюризм» не имело негативного оттенка.

Так называемый «здоровый авантюризм» в той или иной степени присущ всем великим личностям.

 

По словам политолога Олега Вите: «В революционные эпохи у людей доминируют краткосрочные интересы. Это наиболее благоприятная почва для авантюр. Признаком окончания революционной эпохи является то, что на поверхность начинают выходить долгосрочные интересы». [T.2.IV]

 

 
     
 

Крылов Алексей Николаевич (1863-1945), кораблестроитель. Царский генерал, ставший академиком ещё до Октябрьской революции. В 1921 – 1927 годах в командировке за границей (закупал паровозы вместе с пароходами). Тесть П.Л. Капицы (дед Петра Леонидовича Капицы – ведущего телепередачи «Очевидное – невероятное»). Герой Социалистического Труда, чьим именем ещё при жизни (1944) был назван ЦНИИ.

Когда проекту нового ледокола предложили дать имя «Сталин» Иосиф Виссарионович поинтересовался мнением академика. На что тот, оценив проект, ответил, что это будет «Третье Русское чудо». Первых два: Царь-Пушка и Царь-Колокол. [T.10.XV]

 

Коэффициент новизны (степень риска)

Это был уникальный случай в самолётостроении. У американцев есть такое правило: «Если в самолёте пятьдесят процентов новизны – такой самолёт не строится – это величайший риск. Здесь было сто процентов новизны, сто процентов абсолютного риска. Судите сами – всё впервые: корпус из титана и стали, электроника, превосходящая мировой уровень, новые принципы управления, уникальное вооружение. Это было «Русское Чудо» самолёт 21-го века.

Всегда считалось, что самые быстрые самолёты – истребители. Бомбардировщики по определению, по сути, должны летать медленнее. Но четверть века назад (первый полёт – лето 1972 г.) у нас была построена огромная машина, за которой не могли угнаться истребители, она обгоняла звук в три раза. По сей день у нас нет такого самолёта. В секретных документах его называли «Изделие Сто» или просто «Сотка». [T.10.XVI.1]

 

И вот стоят в Кремлёвской роще

Три символа российской мощи

…и наших нераскрытых сил:

Царь-Колокол, что не звонил,

Царь-Пушка, та что не стреляла,

И ЭН-один (Н 1), что не летала. [T.10.XVII]

 

 
     
 

Советская экономика представляла из себя подсобное хозяйство при воинской части. [T.1]

 

В России 1 100 городов, примерно 600 из них с единственным градообразующим предприятием. Надо ли говорить, что большинство из них работало на оборону. Сегодня в официальном перечне находящихся в кризисе городов стоят одиннадцать ликвидированных градообразующих предприятий. А завтра в этот перечень может попасть половина российских городов. [T.1.IV.3]

 

Советская «Оборонка» – колоссальный организм, эффективно действующий только в условиях плановой экономики, была не лишена чисто капиталистической чёрточки. Речь идёт о конкуренции, причём не всегда добросовестной. Все, кто ковал оборонное могущество Страны Советов, отлично знали, что на самом деле происходит в отрасли, и какие схватки бульдогов под ковром предшествовали получению выгодных госзаказов, высоких должностей и «звёзд». [T.10.CLX]

 

Май – июнь 1953-го бунты по всему соцлагерю. В экономике СССР большой разрыв между ВПК и другими отраслями хозяйства. Провал в сельском хозяйстве: невозможность промышленности дать технику для сельскохозяйственных работ. На фоне «Холодной войны» - невозможность взять кредиты в США. [T.2.VI.1]

 

 
     
 

Алексей Леонов, лётчик-космонавт, член экипажа несостоявшейся лунной экспедиции (об американцах): «Они не были умнее нас, просто они были богаче».

«Сесть на Луну раньше американцев мы не могли. У них на лунную программу было выделено 25 миллиардов долларов, а у нас на всё 2 миллиарда рублей». [T.2.X]

 

Каждый запуск ракеты (ИСЗ «Космос») обходился по стоимости как небольшой город со всей инфраструктурой.

 

На территории Византии в период расцвета проживала шестая часть населения Земли. Империя простиралась от Гибралтара до Евфрата и Аравии, в неё входили территории современных Греции и Турции, Израиля и Египта, Болгарии, Сербии и Албании, Туниса, Алжира и Марокко, часть Италии, Испании и Португалии. В Византии было около 1 000 городов, почти столько же сколько в современной России. Баснословные богатства, красота и изысканность столицы империи Константинополя буквально потрясали европейские народы, находившиеся в период расцвета Византии в состоянии глубокого варварства.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) [T.2.VII]

  

«АЛМАЗ» («САЛЮТ-3;5»), орбитальная пилотируемая станция (ОПС). Предназначена для ведения видовой и радиолокационной разведки.

Разработка ОПС «Алмаз» начата в ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея 12 октября 1964.

На базе пилотируемого «Алмаза», никогда не летавшей под своим названием, был создан беспилотный спутник радиолокационной разведки «Алмаз» (первый запуск под обозначением «Космос-1870»). [B.38]

 

 
     
 

Анатолий ГРИГОРЬЕВ, вице-президент РАН, директор Института медико-биологических проблем РАН, доктор медицинских наук: «Я думаю, что это был не авантюризм. Да, конечно, хотелось американцев обогнать, безусловно, все это понимали. Эта гонка вся – кто быстрее. Но это подталкивало к тому, чтобы работать день и ночь, и чтобы всё-таки не «Мы первые», а «Мы первые, чтобы ещё и взлететь, и обеспечить, чтобы живым вернулся, и, дай Бог, чтобы ещё полезную информацию оттуда принёс».

Роальд САГДЕЕВ, директор ИКИ АН СССР, академик АН СССР и РАН, доктор физико-математических наук, Герой Социалистического труда: «Реакция общественности невероятная: почему американцы проморгали? Ведь русские теперь могут из космоса нам угрожать. Они получили выход в какое-то новое измерение».

…проиграв гонку за право запустить в космос первого человека, американцы повели мощное планомерное наступление на Луну. В Советском Союзе поначалу к этому отнеслись с лёгким высокомерием.

Опоздав с первым спутником, деловые американцы, забыв на время о демократии и свободном рынке, создали единую государственную организацию, наделённую монопольным правом разработки невоенных космических программ. В тоталитарном СССР, наоборот, каждый Главный или Генеральный конструктор вёл себя как феодал: имел покровителя в Кремле и проталкивал свою концепцию развития космонавтики. Дело доходило до публичных распрей, прекратить которые не удавалось даже всесильному Хрущёву.

Роальд САГДЕЕВ, директор ИКИ АН СССР, академик АН СССР и РАН, доктор физико-математических наук, Герой Социалистического труда: «Высадка человека на Луне – это уже совсем другая лига. Гораздо большие деньги, масштабы, чем запуск спутников искусственных, чем даже запуск человека на околоземную орбиту. Учитывая огромный объём испытаний, которые нужно было проводить, вот такого финансирования Советский Союз вряд ли сумел бы получить». [T.10.CCXXVII.3]

 

 
     
 

Несколько отбитых у белогвардейцев устаревших танков «Рено» это всё что было у Красной Армии в начале двадцатых годов. Как получилось, что в небольшом промежутке между двумя мировыми войнами именно в Советском Союзе была создана машина, которую назовут «Танком столетия», ведь строить свои танки мы стали позже всех. А пока умельцы разбирают пришедшие в негодность французские машины, копируют их детали, собирают из них единичные экземпляры танков. Дальше этого дело не идёт. В Европе тысячи новейших боевых машин, в Советском Союзе всего шестьдесят танков, годных только для парадов.

Сталин вынужден прислушаться к мнению ведущих военных, к выводам из докладной записки Тухачевского: «Страна абсолютно не готова к обороне».

И политикам, и военным ясно: без немедленного создания военно-промышленного комплекса СССР неизбежно станет колонией. Ценою огромных усилий танковая отрасль в стране всё же была создана. По плану к концу первой пятилетки Красная Армия должна получить полторы тысячи танков. Но будут ли они ни в чём не уступать западным? [T.10.XVI.2]

 

…новая расстановка сил в мире заставляла Советский Союз ускорить разработки собственного ядерного боезаряда. Возникла необходимость и в создании самолёта-носителя атомной бомбы.

Ещё в сентябре 1943-го года Наркомат авиапромышленности предложил Конструкторскому бюро Андрея Туполева заняться разработкой тяжёлого высотного бомбардировщика нового поколения. Через год был построен натурный макет самолёта под индексом «64». Однако промышленность, ограниченная суровыми рамками военного заказа, была не в состоянии работать на перспективу – всё шло для нужд фронта. Процесс создания советского стратегического бомбардировщика зашёл в тупик.

В этих условиях был сделан, возможно, единственно верный и неординарный шаг. В 1945-м ОКБ Туполева получило задание остановить все собственные разработки дальних бомбардировщиков и максимально короткие сроки создать советский аналог B-29.

Георгий Алексеевич Черёмухин, заместитель Главного конструктора КБ «Туполев»: «…и была дана команда Сталиным скопировать этот самолёт один к одному полностью, потому что, как он говорил Туполеву, ну, я говорю со слов самого Туполева: «Значит, наши директора не смогут сделать разработанный вами самолёт «шестьдесят четвёртый», который был такого же класса и имел уже разработанный проект, и будут вам утверждать, что такой самолёт сделать нельзя – это мы сделать не можем, это невозможно и так далее. Если вы им предъявите готовое изделие – самолёт B-29, – то им деваться будет некуда, и они найдут способ сделать эти изделия».

Анализ элементов конструкции американского самолёта показал, что без революционных изменений в металлургии, химической промышленности, приборостроении, электро- и радиотехнике воспроизвести этот самолёт не удастся. [T.26.VII.1]

 

 
     
 

Успех «Бурана» стал триумфом Лозино-Лозинского. (Обзор интернет страниц)

Это был звездный час Главного конструктора «Бурана», доктора технических наук Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.

Авиационно-космические специалисты считают, что Глеб Лозино-Лозинский дважды со «Спиралью» и «Бураном» опережал время, и не его вина, а беда...

В 1976 году Лозино-Лозинский возглавил Научно-производственное объединение «Молния», которому была поручена разработка многоразового орбитального...

...этого конструктора были реализованы самые грандиозные космические проекты, наиболее известный из которых - корабль многоразового использования «Буран»...

«Буран» совершил полет и уникальную посадку в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года.

Его полёт стал сенсацией: создателям «Бурана» удалось осуществить посадку в автоматическом режиме, после более чем трёхчасового полёта в космосе и в...

Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличии от «шатла», который может совершать посадку только на ручном управлении.

В вопросах правильно было подмечено, что у «Бурана» был ряд весьма важных преимуществ и одно из них – «Буран» мог обеспечить то, что не может делать...

Посылать в полет людей после такой катастрофы очень рискованно, а без экипажа «Шаттл» не может садиться на Землю.

При включении же ВРД дальность ухода от плоскости орбиты возрастала до 5100 км, позволяя садиться с любого витка с посадочной скоростью 310 км / ч...

Преодолевая штормовые порывы бокового ветра (15 18 м/сек), при которых американские «Шаттлы» не могут садиться, со скоростью 263 км в час почти...

Когда создавался «Буран», перед разработчиками была поставлена задача: сделать систему посадки автоматической.

И через полтора года, 15 ноября 1988-го, «Буран» действительно совершил первый и, увы, единственный космический полет без экипажа, управляемый с...

Но случилось так, что первый и единственный полёт «Бурана», отцом которого был Глеб Лозино-Лозинский, стал последним достижением СССР, порадовавшим...

Мы вяло ответили единственным полётом «Бурана», после чего романтические времена космической экспансии закончились.

Разуверившийся в «Буране» Глеб Лозино-Лозинский последние годы посвятил проекту «МАКС»: со спины самолета «Мрия», который когда-то возил на Байконур...

Его принял вице-президент США Куэйл, который проявил большой интерес к «Бурану».

 

«В городе Н-ске (его предпочитают не называть и сегодня) подготовили грунтовую двадцатикилометровую полосу для посадки «Спирали». На одном из заводов уже сооружали стапеля для постройки головного образца летательного аппарата. Все ожидали формального акта постановления ЦК и Совмина, проект которого уже «гулял» по «высочайшим кабинетам», собирая визы руководителей заинтересованных министерств и ведомств. И вот тут случилось поистине трагическое: министр обороны маршал А. Гречко начертал свой приговор: «Это фантастика. Нужно заниматься реальным делом». На этом все и закончилось.

Маршальское слово никто оспаривать не решился. Попытки Лозино-Лозинского защитить свое детище успеха не имели. Впрочем, в одном тогдашний министр был прав: проект «Спираль» и впрямь был фантастичен по конструкторской смелости и дальновидности.

Ну, а за океаном иначе оценивали перспективы многоразового космического самолета: работы по «Шаттлу» шли полным ходом. Пожалуй, ни один космический проект не вызывал столько разнотолков, как «Буран» и «Шаттл». О первом, еще в пору его зарождения судачили, что он-де «слизан» с американского «челнока». Проект «Спираль» это опровергает

...«Буран» заходил на посадку. Шел тютелька в тютельку к заранее обозначенной точке желтому кружку, намалеванному краской на бетонной полосе. Совершив два витка вокруг Земли, подчиняясь командам автоматических устройств, многоразовый космический корабль возвратился на Байконур. Туда, откуда он взял старт. Это было 15 ноября 1988 года. Когда шасси коснулись посадочной полосы, создателя «Бурана» Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского охватило чувство, не поддававшееся объяснению. Было в нем что-то и от материнской любви, и от отцовской гордости, и от трепетного обожания милой сердцу женщины, и от упоительного восторга ребенка, которому открылось ранее неведомое, и еще многое другое. Это непередаваемое чувство возвращало в прошлое и одновременно уносило вперед, отбрасывая сомнения и тревоги...

Кто мог подумать, что катастрофа подстережет «Буран» не в космосе, а на земле». [P.3]

  

Небольшой сюжет в телепередаче «Военная тайна» на телеканале RenTV: «Когда «Буран» заходил на посадку, мы уже подумывали о том, как бы помягче доложить в Москву о его катастрофе, а он взял и сел».

Президент США поинтересовался у советников когда же «Шаттлы» будут садиться в автоматическом режиме, и получил ответ – не раньше чем лет через шесть-семь.

 

«БУРАН – SHUTTLE» ДАЛЕЕ 

 

 
     
 

Из-за острова Буяна,

Попугать английский флот,

Громыхая дизелями,

Выходил атомоход!

Борисов, капитан 1-го ранга [T.10.XXI.]

 
 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8

ДАЛЕЕ