ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф 2 (Указательный палец человека, Фаллос).

   

пенис membrum [i, n] virile; pars [partis] virilis; cauda [ae, f]; penis [is, m]; mentula [ae, f]; verpa [ae, f]; sopio [onis, m]; vomer [i, m]; contus [i, m]; verзtrum; veretilla [ae, f]; telum

 

pēnis, is (abl. e и i) m 1) хвост (caudam antiqui penem vocabant C); 2) мужской член С, Н, J; 3) разврат (pene bona patria lacerare Sl). [B.32]

penis, is m 1) хвост; 2) половой член; 3) сладострастие. [B.33]

 

phallus, ī m (греч.) фалл, membrum virile (как культовый символ плодородия) Eccl. [B.32]

phallus, i m анат. половой член. [B.33]

φάλλος

 

caulis (cōlis, cōles), is m 1) стебель (fabarum PM); 2) стержень, преим. капустный, кочерыжка, тж. капуста С, Н etc.; 3) бот. усик (sc. palmitis Cato, Col); 4) стержень (pinnae PM); 5) membrum virile LM, CC. [B.32]

 

fascinum, ī n 1) околдовывание, наговор PM; 2) фаллический амулет, тж. membrum virile Н, Pt, Vr, Ар. [B.32]

 

lōrum, ī n 1) ремень Pl, PM; 2) повод, узда: lora dare V (tendere О) опустить (натянуть) поводья; 3) плеть, кнут (aliquem loris caedere С); 4) пояс Венеры (arcanum l. М); 5) кожаный шарик (который носили на шее дети плебеев) J; 6) тонкий гибкий побег РМ; 7) Pt, М = membrum virile flaccidum. [B.32]

 

verpa, ae f Ctl, M, Priap = membrum virile. [B.32]

verpus, ī m подвергшийся обрезанию Ctl, J, M. [B.32]

 

omphalos, ī m (греч.; лат. umbilicus) пуп, перен. центр Aus [B.32]

 

capulus, ī m [capio] 1) гроб Ар: ire ad capulum Lcr сойти в могилу; capuli decus презр. Pl украшение для гроба (о дряхлом человеке); 2) ручка, рукоять (aratri О; falcis Col; gladii Su): manum ad capŭlum referre T, Pt положить руку на эфес (меча); 3) (тж. с. coleorum Priap) membrum virile Pl. [B.32]

 

columna, ae f 1) колонна, столб (marmorea С; lignea L): с. Rostrata Q Ростральная колонна (в Риме, украшенная в честь победы Дуиллия носовыми частями карфагенских кораблей); с. Maenia (или просто Columna) С Менийская колонна, на Форуме, у которой triumviri capitales творили суд и наказывали осуждённых; columnae H «колонны» (центр римск. книготорговли см. concedo 8); 2) позорный столб: pervenire (adhaerescere) ad columnam погов. С быть выставленным к позорному столбу; 3) межевой столб, граница: Columnae Protei V Протеевы столпы, т. е. границы Египта; Columnae Herculis Mela, PM (тж. Gaditanae columnae Ар) Геркулесовы столпы (т. е. Calpe и Abyla), но тж. Т нынешняя граница между Швецией и Данией (пролив Зунд); 4) перен. столп, опора (virtutum Sid); 5) membrum virile M, Priap. [B.32]

 

contus, ī m (греч.) 1) шест, багор L, V, Su, PJ; 2) копьё T, Fl; 3) membrum virile Priap. [B.32]

 

tenta, ōrum n [tendo] membrum virile Ctl. [B.32]

 

vēna, ae f 1) вена; кровеносный сосуд, жила; 2) pl. пульс; 7) Pers, M, Priap = membrum virile; 9) природное качество, характер, свойство

 

velanda corpŏris PJ = genitalia membra

 

verētilla, ae f [demin. к veretrum] membrum virile Ap. [B.32]

 

ἀνδρεῖον τό 1) Eur., Thuc. = ἀνδρεία I; 2) membrum virile Luc. [B.169]

ἀνδρο-βατέω virum inscendere Anth. [B.169]

 

βάλᾰνος (βᾰ) ἡ 1) жёлудь Hom., Hes., Arst.; 2) финик Her., Xen.; 3) дуб (βάλανοι κατὰ βάθος πεφυτευμέναι Polyb.); 4) болт, затычка, задвижка (στυρακίῳ ἀκοντίου ἀντὶ βαλάνου χρῆσθαι Thuc.; τὴν βάλανον ἐς τὸν μοχλὸν ἐμβάλλειν Arph.); 5) (в ожерелье) шпенёк, стержень (ἡ β. ἐκπέπτωκεν ἐκ τοῦ τρήματος Arph.); 6) анат. glans penis Arst.; 7) зоол. морской жёлудь (ракообразное из отряда усоногих Balanus tubicinella) Arst. [B.169]

 

βουβών, ῶνος ὁ 1) тж. pl. пах Hom., Arst., Plut., Luc.; 2) опухоль в паху, бубон Arst.; 3) membrum virile Men. [B.169]

 

μόριον τό 1) частица, кусок, часть: τρία μόρια (sc. τῆς γῆς) Her. три части света; τὸ πρὸς τὸν Τυρσηνικὸν πόντον μ. Thuc. обращённая к Тирренскому морю часть (Сицилии); ἐν βραχεῖ μορίῳ Thuc. в течение короткого времени; 2) составная часть, элемент (sc. τοῦ εἴδους Arst.): κατὰ μ. Arst. частично или по частям, порознь; 3) анат. член тела, орган: περὶ ζῴων μορίων Arst. (наука) о частях тела (т.е. анатомия) животных; 4) тж. pl. половой орган (γόνιμον Plut.; γυναικεῖον Luc.); 5) (со)член (sc. τῆς βουλῆς Arst.); 6) грам. частица или приставка. [B.169]

 

ψωλή ἡ membrum virile Arph. [B.169]

 

κέντρον τό 1) кентр, стрекало; 2) колющее орудие, игла, скорпион (орудие пытки) Her.; 3) pl. уколы, мучения; 4) жало; 5) кончик, остриё; 6) membrum virile Sotades ap. Plut.; 7) срединная точка, средоточие, центр; 8) побудительное начало, побуждение, желание, страсть [B.169]

 

κέρας τό 1) рог; 2) рог, вещество рога); 3) роговой лук; 4) роговая втулка (для защиты рыболовной лесы), т.е. удочка; 5) рогообразныи брусок, «рог» (λύρας Soph.); 6) роговой выступ; 7) рог (служивший сосудом для питья); 8) рог, рожок (духовой инструмент); 9) ответвление, рукав; 10) воен., мор. крыло, фланг; 11) вершина; 12) роговой наконечник; 13) membrum virile Anth.; 14) рея; 15) клешня; 16) щупальце; 17) Luc., Sext. = κερατίνης. [B.169]

 

κύᾰμος ὁ 1) боб (μελανόχροος Hom.; χλοερός Batr.); 2) боб (который вынимался при выборах: белый - «за», чёрный - «против»): ἀπὸ κυάμου τινὰ καθίστασθαι Xen. или κυάμοισι αἱρέεσθαι Luc. избрать кого-либо посредством бобов, т.е. жребием; τῷ κυάμῳ λαχών Her., Arph. избранный по жребию; βουλὴ ἡ ἀπὸ τοῦ κυάμου Thuc. совет, избранный жеребьёвкой; 3) набухание сосков (у созревающих девушек); 4) анат. testiculus Emped. [B.169]

 

πάσσᾰλος, атт. πάττᾰλος ὁ [πήγνυμι] 1) колышек, (деревянный) гвоздь; 2) затычка, кляп; 3) Arph., Anth. = membrum virile. [B.169]

 

 
     
 

Гора Меру насчитывала пять вершин, поэтому король возвёл сооружение, состоящее из пяти отдельных храмов, и, таким образом комплекс является аналогом индийской святыни.

Внутри храма поместили знак высшей королевской власти – каменный фаллический символ.

Гора Меру была окружена Океаном, поэтому вокруг храмового комплекса выкопали огромный ров и наполнили его водой. Так появился новый храм – Ангкор-Ват. [T.12.XXIII.1]

*

…древний город Кох-Кер, который находится в сотне километров от Ангкора. Он какое-то время был столицей империи Кхмеров, и здесь тоже есть храм. Но когда король, построивший новую столицу, погиб, город был заброшен, и время здесь остановилось.

Французский археолог Эрик Бордоно уже четыре года изучает его руины.

Чтобы попасть к горе нужно пройти через ряд часовен – прасатов.

Высота пирамиды достигала тридцати метров, а на её вершине находился символ храма Кох-Кер.

Dr. Éric Bourdonneau, lEcole française dExtrême-Orient: «…на это пустое пространство король водрузил Лингам Шивы, то есть, фаллический символ Шивы. Он выглядел как гигантский цилиндр. Лингам символизировал бога в самой чистой, абсолютной форме. Четыре метра в высоту и не меньше метра в диаметре. Это уникальная вещь, которая не имеет аналогов в древней Камбодже».

Шива жил в пирамиде и в венчающем её Лингаме. В изначальном проекте храма Лингамбыл скрыт в часовне, но строительство так и не было завершено, и всего через двадцать лет после постройки Кох-Кер снова превратился в лес.

До девяностых годов прошлого (двадцатого) века храм оставался нетронутым, но затем сюда добрались грабители. Из храма исчезли все статуи. [T.29.XXVI]

 

Хокма и Бина представляют мужественность и женственность в их созидательном аспекте. Но это не просто фаллические символыв них заключён корень всей жизненной силы. Мы никогда не сможем понять более глубокие аспекты эзотеризма, пока не поймём истинного смысла фаллических культов, однако следует подчеркнуть, что здесь я подразумеваю вовсе не оргии в храмах Афродиты, запятнавшие позднее античное язычество и послужившие причиной его упадка и гибели. Я имею в виду сам принцип стимуляции инертной, но потенциально всемогущей энергии динамическим началом, черпающим свою энергию непосредственно из источника всех энергии – принцип, который лежит в основе всего сущего. В этом принципе – грозный Ключ Знания; это один из наиболее важных пунктов Мистерий. Несомненно, что секс представляет собой только один из аспектов этого фактора; и ещё более несомненно, что он имеет множество других, несексуальных применений. Любые предвзятые мнения о значении секса или же общепринятое отношение к этому большому и жизненному предмету недопустимы, поскольку могут увести нас в сторону от великого принципа стимуляции или оплодотворения инертного всемогущего начала активным началом. Таким образом, тот, кто блюдёт воздержанность – не готов к Мистериям, над вратами которых начертано: «Познай самого себя». Такое знание не ведёт к нечистоте, ибо нечистота – это потеря власти [над собой], позволяющая силам перейти границу, установленную природой. Кто не властен над своими собственными инстинктами и страстями – столь же не готов к Мистериям, как и тот, кто сдерживает и искореняет их. Однако следует хорошо уяснить, что Мистерии не ставят аскетизм или целибат одним из условий постижения, поскольку они считают дух и материю не несоединимыми противоположностями, а скорее разными уровнями одного и того же явления. Чистота заключается не в стерилизации, а в том, чтобы удерживать различные силы на своих соответствующих уровнях, и в своих соответствующих местах и не допускать их вторжения на иные уровни. Мистерии учат, что фригидность и импотенция – это проявление несовершенства; они столь же патологичны, как и неконтролируемые желания, разрушающие объект своего вожделения и оскверняющие сами себя.

Элизабет Вандерхилл [B.110.1]

 

 
     
 

Вот что сказал Авраам «рабу»: «положи руку твою под стегно мое и клянись мне господом, богом неба и богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему (Исааку) жены из дочерей хананеев, среди которых я живу, но пойдёшь в землю мою, на родину мою (и к племени моему), и возьмёшь (оттуда) жену сыну моему Исааку» (Бытие глава 24, стихи 2 - 4).

Комментаторы-скептики немало развлекались этим обрядом присяги. Дело в том, что древнееврейский текст этой части Библии говорит прямо: «возьми в руку свою мои половые органы». Ученые-этнографы объясняют это тем, что мужские половые органы были в большом уважении не только вследствие обряда обрезания, связывавшего их с богом, но ещё и потому, что они, как источник размножения рода человеческого и залог благословения божьего, являлись признаком силы, мощи. Сколь бы странным ни показался такой обряд присяги, нужно перед ним почтительно преклоняться, ибо никак нельзя сомневаться, что всё это было продиктовано «святым духом».

Всякий раз, когда в современных изданиях Библии встречается слово «стегно», его нужно понимать иносказательно. Так, например, читая о том, что один из вождей вышел из «стегна» или колена Иуды, мы констатируем здесь намеренное искажение текста, ибо дети рождаются не от «стегна». А кроме того, как мы неоднократно наблюдали, «божественный голубь» никогда не стесняется называть вещи их настоящими, хотя бы и самыми крепкими именами.

«И положил раб руку свою под стегно (буквально: «взял в свои руки половые части») Авраама, господина своего, и клялся ему в сем» (Бытие глава 24, стих 9).

Лео Таксиль [B.137.1]

 

 
     
 

…его имя казалось современникам странным, или, по крайней мере, любопытным.

Stefano Sieni, giornalista e scrittore, autore di «I segreti di Firenze»: «На свой лад друзья называли Макиавелли попросту «Макия», то есть «Пятно». Фамилия «Макиавелли», согласно официальной версии, говорит о «мале клавелли / mali clavelli», то есть, о «плохих гвоздях», которые изображены на фамильном гербе. Они представляют собой гвозди, которыми был распят Иисус.

На самом деле есть куда менее благородная версия, по которой один из далёких предков – некий Хью Овелло, то есть «гвоздь» – был так прозван в Средневековье с намёком на его половой орган». [T.23.XIII.2]

 

 
     
 

Подавляющее большинство народов и культур с давних времён считали половой член (он же фаллос, он же пенис) символом плодовитости и мужской силы. Восхищение размерами в разные исторические периоды выражалось с различной степенью откровенности, но выражалось. Как здесь не вспомнить о разнообразных средневековых гульфиках! А кое-где в Великобритании (!) всего несколько десятилетий назад регулярно устраивались ритуальные хороводы вокруг каменного фаллоса. Исключение в этом ряду являли лишь древние греки и индусы.

Первые представляли своих богов с массивными членами, зато сами отдавали предпочтение маленьким. Считалось, что плодороднее там, где для спермы путь короче. Поэтому и в древнегреческой скульптуре, и на рисунках мужественные фигуры простых смертных предстают перед нами с крошечным «естеством». Большие это атрибут вакханалий, дикости, присущий сатирам.

Индусы были не менее двойственны. Не стесняясь с размерами каменных изваяний, они одновременно делили мужчин на пять оригинальных категорий. Человек-заяц «шуша» (длина полового члена в возбуждённом состоянии всего 5 7,5 см) предстаёт перед нами «гибким, эластичным и сильным». Это «прекрасный идеал». «Мрига» (10 15 см) – «совершенство среди воинов». «Врисхубна» (18 20 см) – «человек-вол», «мускулистый и грубый». Пятое место в этой иерархии занимал «ушва» (более 29 см) – «абсолютно бесполезный и вялый». Вот так.

…цифры характеризуют… У темнокожих жителей планеты размеры полового члена примерно на 2 см больше, а стран Юго-Восточной Азии на 2 см меньше. Что это, собственно, значит? А лишь то, что «ключик» всегда соответствует «замочку» так же отличаются от наших африканские и азиатские женщины.

Альберт ХИСАМОВ, врач [A.37]

 

Самое дорогое блюдо в меню – пенис тюленя – стоит пятьсот долларов.

Prof. Carole M. Counihan, Millersville University: «Некоторые считают поедание пениса табу, из-за того, чем он является – репродуктивным органом самца животного. По-моему, он ассоциируется со всеми теми вещами, которые мы связываем с фаллосом – доминированием, властью, в каком-то смысле непредсказуемой, неожиданной силой самца животного. И, на мой взгляд, некоторых это сбивает с толку: для них это чуждо и выходит за пределы нормы».

Клиенты могут выбрать пенис любого из девяти различных животных. [T.21.VIII.13]

 

 
     
 

Для всех представителей семейства кошачьих спаривание является болезненным процессом. Боль причиняют не укусы, а пенис самца. На нём расположено более сотни колючих щетинок, каждая длиной около миллиметра. Они состоят из кератина – жёсткого волокнистого белка, который обычно является одним из компонентов ногтей или когтей. Когда самец заканчивает акт, эти щетинки царапают стенки вагины. Щетинки выполняют две функции: они помогают удалить остатки чужой спермы от прошлых спариваний, а также стимулируют овуляцию. Как у львов, так и у домашних кошек, боль, которую причиняют щетинки, стимулирует мозг самки, и он начинает вырабатывать особые гормоны, которые стимулируют созревание яйцеклеток в яичниках. Спаривание должно произойти, по крайней мере, четыре раза, пока концентрация гормона не станет достаточно высокой, для того, чтобы яйцеклетки полностью созрели. Чем больше спариваний, тем выше шанс беременности.

Несмотря на дискомфорт, большинство видов семейства кошачьих ведут довольно активную сексуальную жизнь. Во время течки львица спаривается до ста раз в день, до полного истощения. [T.21.X.2]

 

…сознаём мы это или нет, желание размножаться записано в наших генах. При этом мужчины и женщины используют разные стратегии. Наличие полов сильно всё усложняет: к суровой борьбе за приспособление мы добавили борьбу за поиск партнёров того же вида, которые согласны размножаться вместе с нами. Этот процесс называется половым отбором, и это один из основных механизмов, определяющих эволюцию видов – это фильтр, который регулирует передачу генов от поколения к поколению.

В животном царстве всегда есть «совершенный самец».

Чтобы стать «доминантным самцом», необходимо одно – вернее, два условия – два яичка: в тестикулах сосредоточена суть самца – тестостерон – он формирует тело и поведение достойного самца. Доминанту плевать на глобальное потепление и происхождение Вселенной: у него в жизни одна забота – спариваться. Чем больше, тем лучше… [T.25.XXII]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…отсюда древнее противоположение патрициев и плебеев, хотя понятно, что плебеи – это вовсе не вайшьи, как думал Дюмезиль. Это «народ ниоткуда», пришедший и заселивший Рим. Отсюда – и название плебеев, от слова Plere, «наполнять» – «те, кто наполнили Рим». Патриции же – это «отцы народа» (от Pater – отец). Это – Populus Romanus Quiritium, Римский народ квиритов.

Плебеи – это те, кто несёт на себе основное бремя экономическое. Это, если угодно, искусственно созданное сословие вайшьев – торговцев, земледельцев, и оно уравнено во всех правах с помощью греческой мифологии. Также, собственно говоря, и слово «Либер» (Liber), от которого пошло наше понятие «либерализм», первоначально значило «тот, кто освобождает», «тот, кто даёт рождение и урожай» от индоевропейского корня *laudh. Он освобождает семя при соитии и при севе, и даёт им возможность превратиться в колос или в младенца. И, тем самым он даёт мужскую возможность зачатия и рождения. Отсюда он всегда был связан с образом мужского полового органа – фалла – и процессии с фаллом были всегда в Либералии – 17-го марта». [P.125.246]

*

*pleo, —, —, ēre наполнять (тк. в приставочных глаголах compleo, expleo etc.). [B.32]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…дело в том, что «шипа» (шепа) на санскрите – это мужской половой орган (сифа / sipha – корень). Латинское scipio (отсюда Сципион, отсюда скипетр) – это палка. Так что это всё эффимизмы полового органа. И Вишшипивишта – это изменяющийся половой член: во время полового соития он один, когда обычно – он другой по размерам. Это целомудренные индуисты предпочитают вообще об этих неприличных вещах не говорить. Но они важны, поэтому они упоминаются в гимнах, потому что речь идёт о том, что Вишну проникает, ну, как бы в саму сущность жизни, он даёт жизнь. Он – покровитель брака, как того, что даёт рождение новым существам, новым людям, которым открыта вечность». [P.125.339]

 

 
     
 

«Во множествах пагод фаллический камень принимает всегда, подобно греческому батилос, грубо непристойную форму лингама… маха-дэва»

Прежде, чем бросать грязью в символ, глубокий метафизический смысл которого превышает понимание современных представителей той чувственной религии, какой, преимущественно, является католицизм, они должны были бы разрушить свои древнейшие церкви и изменить форму куполов своих собственных храмов. Маходи Элефанты, Круглая башня Бхагулпора, минареты ислама – закруглённые или же заострённые – являются прообразами Кампанилы на площади Сан-Марко в Венеции, собора в Рочестере и современного Миланского собора. Все эти колокольни, башенки, купола и все христианские храмы есть лишь воспроизведения первоначального представления lithos, стоящего фаллоса.

«Западная башня Лондонского собора св. Павла», – говорит автор «Розенкрейцеров», – «представляет собою один из двойных lithoi, помещаемых всегда впереди каждого храма, как христианского, так и языческого». – Кроме того, во всех христианских церквях. – «в особенности в протестантских, где они фигурируют весьма заметно, две каменные таблицы Моисеевого Завета помещаются над алтарём бок о бок, как бы единый камень, причём их верхушки закруглены… Правый камень считается мужским, левый – женским»

Поэтому ни католики, ни протестанты не имеют права говорить о «неприличных формах» языческих памятников до тех пор, пока они сами украшают свои церкви символами Лингама и Иони и даже пишут законы своего Бога на них.

Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.2]

 

 
     
 

…и снова Зевс одержал победу над противниками. Чтобы эта победа никогда не была забыта, он водрузил в Дельфах огромный камень – тот самый, который Кронос проглотил, а затем изверг – это Омфал – «Пуп Земли», Центр Вселенной. Он и сейчас стоит на месте. [T.10.DCII.4]

*

…он насыщал духовные потребности древних. Считалось, что здесь находится место встречи двух священных орлов, которое отмечает Центр Мира. Высоко на скале возле горы Парнас, где обитают Музы, лежат Дельфы. Это название произошло от слова «Дельфос», что означает «ЛОНО» или «живот». В руинах огромного храмового комплекса «Дельфы», копия ОМФАЛОСА (др.-греч. ὀμφαλός – пуп), камня который символизировал «Пуп Мира». [T.12.XV.3]

*

ὀμφᾰλός ὁ 1) анат. пуп(ок) Hom., Plat., Xen.; 2) острый выступ, шишка (ἀσπίδος Hom.); 3) стержень (в середине ярма): ἔδησαν (τὸ ζυγόδεσμον) ἐπ’ ὀμφαλόν Hom. они обвязали яремный ремень вокруг стержня; 4) перен. пуп, средоточие, центр (θαλάσσης Hom.; ἄστεος, χθονός Pind.; τῆς γῆς Plat.); 5) (в палке, на которую навивались книжные свитки) головка: ἐπ’ ὀμφαλὸν εἴλειν βίβλον Anth. разворачивать свиток (вращая его) вокруг палки, т.е. читать книгу; 6) арх. ключевой камень (ἐν ταῖς ψαλῖσι λίθοις Arst.); 7) бот. семенная коробочка (τῶν ῥόδων Arst.). [B.169]

 

Собор Святой Софии. Он был построен одним из преемников Константина как «Государственных храм», новой христианской империи. Императоры постановили, что «Цент Мироздания» – омфал – отныне не в Дельфах, он здесь.

Императоры короновались здесь, в Соборе Святой Софии, на месте, которое называлось омфалион. Архитектура и символика здесь явно демонстрируют, что мир классической Греции изменился навсегда.

Dr. Michael C. Scott, University of Warwick: «Название этого места – «Айя София» – означает «Премудрость Божию». Но не ту премудрость, не ту озабоченность собой, которая выставлялась напоказ в Дельфах: здесь Мудрость – часть монотеистичного православия. И политика, которую она в себе воплощает, – это не политика позёрства и расталкивания локтями греков «классического периода», – здесь это абсолютное неоспоримое самодержавие. И в этом, совершенно новом мире омфал – теперь место, где короновались сами Византийские императоры». [T.23.VIII]

 

I ἀδελφός, эп.-ион. ἀδελφε(ι)ός ὁ (voc. ἄδελφε) брат: οἱ ἀδελφοί Eur. etc. братья, реже Eur. брат и сестра; ἀδελφεοὶ ἀπ’ ἀμφοτέρων Her. брат и по отцу и по матери. [B.169]

II ἀδελφός 3 1) братский, братнин (χεῖρες Aesch., Soph.; πολιτεία Plut.); 2) перен. братский, родственный, близкий: ἀδελφὰ τῶνδε и τούτοιν Soph. нечто вроде этого; τούτων ἀδελφά τε καὶ ἀδελφῶν ψυχῶν ἔργα Plat. дела, близкие к этим и совершаемые родственными между собой душами; τῆς ἐν Μαραθῶνι μάχης ἀδελφή Plut. (сражение), напоминающее Марафонское. [B.169]

 

 
     
 

…символом Иудеи была финиковая пальма, в римские времена её изображали на монетах. Под пальмами сидели пророки. Было женское имя пальмы – Фамарь ( תַמַר ). Пальма была поистине незаменимым растением: помимо питательных плодов она даёт древесину, а листьями кроют крыши, плетут из них циновки и корзины. Но, очевидно, самое главное, что делает пальму символом, кроется в её латинском названии – «феникс» – это символ вечности, воскресения. [T.10.CDLXXXVII.1]

*

Александр НИКИТИН, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа: «…этот участок Арамейской пустыни, видимо, никогда к царству Израиля-Иудеи не принадлежал, но Тадмор упомянут и более древних, чем Библия документах – документах аккадских второго тысячелетия до нашей эры. Что это был за «Город Пальм»: «Тадмор» – «Тамара», то есть, значит «Пальма», мы точно не знаем. Правда, некоторые археологи утверждают, что знаменитый Храм Бела – один из центральных храмов Пальмиры – стоит на каком-то более древнем основании». [T.10.DLXXXIV.2]

 

…бог солнца Шамаш – покровитель правосудия и справедливости. На цилиндрах и печатях, найденных археологами, бог Шамаш изображён с пальмовой ветвью в руке, рядом с ним супруга в колеснице, запряжённой огненными могучими конями.

К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.2]

*

…верующие в этот день приходят в храм с ветками вербы, потому праздник в просторечии называют «Вербным воскресеньем». Верба заменила пальмовые ветви в тех краях, где финики не растут. [T.10.CDXLIV.1]

 

Финиковая пальма – двудомное растение: на 60 – 70 женских плодоносящих растений требуется одно мужское. Поэтому пальму разводят черенками, а не выращивают из косточек. Через пять лет после посадки черенок вырастает во взрослое дерево и начинает плодоносить. Пальмы, которые нуждаются в среднегодовой температуре – 23 °C и большом количестве влаги, сажали по берегам арыков. И это тоже влияло на отмеченную выше конфигурацию вавилонских земельных участков – узких и длинных, вытянутых вдоль арыков.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

Естественно, здесь красовались и финиковые пальмы, которыми не пренебрёг бы даже самый увлечённый экспериментатор. Ибо эта пальма – наиболее надежная товарная культура, поставщик дильмунских фиников, которые были столь знамениты в Месопотамии во времена лагашского правителя Гудеа.

Джеффри Бибби [B.148]

 

Финик пальчатый (Phoenix dactylifera)

 

palma, ae f (греч.) 1) ладонь, кисть руки; 4) (тж. arbor palmae Su) пальма (преим. финиковая) Cs, PM, AG etc.; 5) пальмовая ветвь Cato, Col; 6) финик O, Pers, PM; 7) веник или метла из пальмовых ветвей H, M; 8) пальмовая ветвь (как награда победителю) (palmae victoribus datae L): palmam dare (deferre) alicui C признать кого-либо победителем; palmam accipere (ferre) C одержать победу; 9) преимущество, превосходство (Siculum mel fert palmam Vr); 10) слава

 

На -ών, обозначающие место: ἀμπελών виноградник, ἀφεδϱών отхожее место, ϰοιτών спальня, λυτϱών спальня, μελισσών улей, ϱοών гранатовый сад, σιτοβολών житница, συϰών фиговый сад, φοινιϰών место, засаженное финиковыми пальмами.

Профессор С.И. Соболевский [B.175.1]

*

φοινίκειος, ион. φοινῑκήϊος 2 (νῑ) 1) пальмовый (οἶνος Her., Diod.); 2) сделанный из пальмовых листьев (ἐσθής Her.). [B.169]

φοινίκινος 3 (νῑ) [φοῖνιξ III] пальмовый (οἶνος Plut.). [B.169]

φοινῑκο-βάλᾰνος ἡ [φοῖνιξ III] плод финиковой пальмы, финик Polyb., Plut. [B.169]

II φοινῑκοῦς, οῦντος ὁ пальмовая роща Diod. [B.169]

III φοῖνιξ или φοίνιξ, ῑκος ὁ, ἡ 1) пальма, преимущ. финиковая Hom., HH, Pind., Eur., Her. etc.; 2) финик: οἶνος φοινίκων Xen. финиковое (пальмовое) вино; 3) пальмовые листья Arst., Plut. [B.169]

**

 
     
 

**

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Яблоко и мёд в средних широтах заменяют виноград и финик. И те празднества, которые устраивались на Востоке в библейские времена с виноградом и фиником – праздник пальмы, праздник винограда, здесь были посвящены яблоку и мёду, яблочный спас, медовый спас.

…из фиников делали муку, вино, мёд. Первый мёд, который народ получал, был именно финиковый. С финиковой пальмой связано огромное количество сказаний. Само название финиковой пальмы на иврите «тамар» ( תמר ), отсюда имя Тамара – «стройная». Слово «декель» ( דקל ) – финик – встречается во множестве преданий, сказаний, пословиц, и когда говорится об обетованной земле, как о земле, текущей молоком и мёдом, то имеется в виду мёд именно финиковый. Финиковый мёд – это тягучая, сладкая, похожая на патоку приторно-сладкая жидкость, она выжимается из перезрелых фиников как масло из маслин.

Три главных с точки зрения Корана растения, без которых жизни нет – хлеб (пшеница), финик и олива. Почему хлеб, финики, олива? Все три продукта можно хранить». [B.141.28]

 *

Финики – плоды финиковой пальмы (см. Пальма). Кисти Ф. ( סנסנים ) упоминаются поэтомъ Пѣсни Пѣсней (7, 9), но въ Библiи нигдѣ нѣтъ рѣчи о томъ, чтобы Ф. служили въ Палестинѣ предметомъ питанiя. Въ позднѣйшее время въ Iерихонѣ изъ зрѣлыхъ Ф. изготовлялся особый медъ или сиропъ (Iос. Флав., Iуд., Войн., IV, 8, 3; Плин., Natural. hist., XIII, 9). И въТалмудѣ упоминается «финиковый медъ» [( תמרים  דבש ); Недар., 53а]. Ф. созрѣваютъ позднею осенью. Цвѣтомъ и формою похожи на жолуди, величиною въ сливу и, подобно ей, состоять изъ сладкаго мяса и косточки. — Ср.: Guthe, KBW., 118, s. v. Dattel; Солярскiй, Опытъ библейскаго словаря и т. д., III, 1883, стр. 163, 164; Riehm, HBW, s. v. Palme. [B.151] (Еврейская энциклопедiя. Свод знанiй о еврействѣ и его культурѣ въ прошломъ и настоящемъ. Изданiе Общества для Научныхъ Еврейскихъ Изданiй и Издательства Брокгаузъ - Ефронъ.)

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…на записи систр звучит как такое очень красивое мелодичное шелестение – очень тонкое и нежное. Систр мог быть храмовым, а мог быть магическим.

…сидит Бес. У него здесь мартышки, которые просто обвили его. Но помимо этих мартышек здесь есть его сын. В высокой короне из перьев. Мартышки сидят и смотрят на то, как Бес протягивает ему «финик священного знания и бессмертия». Малыш вот-вот вкусит этого финика. Его ничто не может потревожить, потому что зубы Беса покажут любому злому духу дорогу туда, откуда он пришёл.

…там когда-то были бубенцы – это погремушка, которой демонов отпугивают от детской колыбели. Это то, как систр ритуально магически может применяться в быту». [P.125.40]

 

 
     
 

…благодаря высокой концентрации нервных окончаний в кончиках пальцев мозг получает огромное количество детальной информации. Эти нервные окончания отвечают за наше осязание – одно из основных чувств, а также ключевой элемент многих сверхчувств. [T.21.LXX.25]

 

…а на берегу начинается отлив, что даёт новую возможность подкрепиться. Чтобы справиться с трудностями в своей среде обитания длиннохвостым макакам пришлось поумнеть. На обнажившихся камнях открывается богатый урожай моллюсков. Но вся еда прибывает сюда в твёрдой упаковке. Одни обезьяны пытаются открыть раковины зубами, другие пробуют разбивать раковины об острые скалы, но это отнимает слишком много времени: нужно всё успеть до начала прилива. Чтобы добраться до еды побыстрее, макаки применяют новую стратегию – каменные орудия труда. В ходе эволюции длиннохвостые макаки догадались собирать камни и пользоваться ими как молотками или топорами. Каждая особь кормится отдельно, и вся стая усердно трудится. В зависимости от вида моллюска обезьяна выбирает подходящий инструмент. Для того, чтобы открыть устрицу лучше всего подойдёт длинный заострённый камень, а чтобы расколоть венерку нужен камень тяжёлый и плоский. Такое необычное поведение встречается только у приматов с противопоставленным большим пальцем, так что эти длиннохвостые макаки, можно сказать, «приложили руку» к своему успеху. [T.10.DLXXII.1]

 

 
     
 

Сергей КАПИЦА, доктор физико-математических наук, академик РАЕН: «В (19)35-м году мы переехали в Москву. До этого, за год до нашего переезда, в Москве уже был отец. Это было решение правительства, Сталина, о том, чтобы он работал у себя на родине, занимаясь наукой здесь – в Москве. Целый год, в (19)37-м году, я учился с учительницей, и она меня обучала русскому языку и арифметике: тому, как её учили в Советском Союзе. В Англии нас заставляли считать на пальцах: считали, что это такие естественные калькуляторы, приложенные к человеку. Однако это было противно идеям советской педагогики – нужно было каким-то более абстрактным образом научиться считать. Вот, были такие препятствия.

Меня отдали в школу № 32. Это школа имени Лепешинского. Московская опытно-показательная школа. В школе № 32 я проучился третий, четвёртый и пятый класс». [T.10.DCXLIV]

 

 
     
 

1 - 2