ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  МАЛОЕ КОЛЕСО

СЕЧЕНИЕ 3 7 (СИНТЕЗ – ПОБЕДА)

 
     
 

Созерцание является высшей формой действия: быть и действовать – это одно и то же. [T.10.IV.1]

 

fortes fortuna adjŭvat С смелым (сама) судьба помогает

 

Одним из художественных воплощений отображающих это сечение является небольшой сюжет и кинофильма Стивена Спилберга «Индиана Джонс и последний крестовый поход».

Смысл испытания «Пройти по стопам Бога» становится понятен лишь потому, что главный герой ошибся – оступился.

(3 + 7) + 10 – Синтез – Победитель – Жертва

Доктор (кандидат) наук высказывает своё (руководителя) мнение, которое является Синтезом развиваемого им направления. Защитив диссертацию, он уже стал Победителем. Но при этом Пожертвовал остальными направлениями (не стал артистом, космонавтом и т.п.).

Но, как и в фильме пройти, не упавши, можно только по синтезам-подпоркам.

 

Николай БОРИСОВ, доктор исторических наук, профессор МГУ: «…ведь у нас, между прочим, у историков-профессионалов есть такое понятие, без которого мы не можем работать, – как историография. Вот я немножко отвлекусь, но мне кажется, это вам будет полезно понять, чем отличается профессиональная история – история как наука, – от истории, ну, такой, школьной, скажем, вот той, которой люди занимаются в школе или, может быть, уже во взрослом возрасте, читают какие-то исторические романы, интересуются историей… Но! Это другая история.

История как наука, история, которой занимаются люди профессионально, она имеет три отличительных особенности. Первая – это работа с источником. Историк, прежде всего, работает с источником. Это особое искусство – критика источника, анализ источника, – потому что источники это конечно рассказы, которые могут быть тенденциозными, которые могут ошибаться и так далее. То есть это сложнейшее, но увлекательное дело – работа с источником, – историк всегда берёт информацию из источника. И если он берётся за какую то проблему, то, прежде всего, он говорит: «А какие источники?» И часто бывает так, что историк говорит: «Нет источников. Извините. Я не могу ничего сказать по этому вопросу, я не хочу фантазировать – источников нет!» Поэтому первое – источники.

Вторая черта профессиональной работы историка – это историография. Историография – это знание литературы по этому вопросу. Ведь русской историей не вчера начали заниматься. Первый русский историк был Василий Никитич Татищев, ещё в первой половине восемнадцатого века жил. И вот можете представить себе сколько с того времени высказано разных предположений, разных идей, разных фактов новых установлено. То есть когда профессионал начинает заниматься каким-то новым вопросом, он смотрит сначала источники, потом историографию – кто что писал об этом, кто какие мысли высказывал.

Ну и третье, конечно, – проблемный подход. Для историка – это умение увидеть проблему, крупную какую-то проблему отечественной истории. Не просто установить какой-то факт, ну это иногда тоже бывает важно, но увидеть место этого факта или цепочки фактов в общем ходе развития страны.

Вот три профессиональные элемента: источники, историография, проблемный подход». [T.10.CI.19]

 

Кир БУЛЫЧЁВ (он же Игорь МОЖЕЙКО, доктор исторических наук): «…почему я никогда не стану ни крупным писателем, ни крупным художником, ни крупным учёным? Потому что мне интересно это, это, это и это. Это плохо. Это может быть хорошо для меня, знаете, для получения собственного какого-то удовлетворения от чего-то, но с другой стороны, я понимаю, это и моя слабость. Потому что как художник – я дилетант, как учёный – я дилетант. Я живу, вот, в определённом мире, знаете, с послаблениями. Вот, если ты не дурак, то кандидатскую защитишь, а не дурак – и докторскую вовремя защитишь. Это всё можно…» [T.10.LXIX.2]

 

 
     
 

versūra, ae f [verto] 1) вращение, поворачивание... 3) заём для покрытия долга; in eodem luto haesitas, versura solves погов. Ter ты вязнешь всё в той же тине, расплачиваешься с долгами, делая новые долги. [B.32]

 

 
     
 

Воды Нила – кровь и жизнь Египта. На большей части территории Египта выпадает меньше трёх сантиметров осадков в год. И эта река, одна из самых длинных в мире, более шести тысяч километров, всегда играла в жизни Египта огромную роль. На протяжении тысячелетий сезонные разливы Нила задавали ритм всей жизни Египта. Фараоны первыми установили по берегам Нила водомерные шесты. Они дважды в сутки измеряли уровень воды в Ниле, чтобы узнать, что он обещает. Избыток воды грозил разрушениями, недостаток – засухой. Но если её было ровно столько, сколько надо, она давала земле плодородие, а людям надежду на хороший урожай. Без этой реки не было бы и Египта. [T.12.X]

 

Dr. Aidan Dodson, University of Bristol: «Благополучие Египта полностью зависит от разливов Нила. Если Нил разольётся слишком сильно или слишком слабо, в стране будет голод: посевы либо смоет, либо они засохнут. Сегодня мы понимаем, что именно это стало началом конца». [T.10.CCXIII.2]

 

 
     
 

Divina Natura – Victoria

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…его последние слова тоже в поэтической форме.

«Говорит во мне Господень Дух, слово Его у меня на языке! Сказал мне Бог Израилев, изрекла Скала Израилева: праведно властвует над людьми тот, кто властвует страхом Божьим» (2 Цар 23:2,3)

…он в предыдущей главе долго говорил о своих победах, а здесь некий итог его жизни: «праведно властвует над людьми тот, кто властвует страхом Божьим». Давид не всё делал правильно, но праведное правление основано на страхе божьем, то есть, на страхе нарушить Его повеление, на страхе оскорбить Творца. Собственно вот это то, чего у него было в избытке: всего остального могло не хватать». [P.125.327]

 

Порождение – Право

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Вы беременны сеном, родите солому, ваше огненное дыхание вас же сожжёт. Уподобятся язычники извести горящей, как вырванный сорняк, пойдут в огонь» (Ис.33:11-12)

Такие конкретные образы, очень часто растительные – сено-солома, сорняк – и, соответственно то, что они пытаются замыслить, пытаются сделать уподобляется этим вещам, которые просто уничтожаются в процессе сельскохозяйственных работ». [P.125.440]

 

 
     
 

Владимир ВЫСОЦКИЙ, актёр, поэт и бард: «…когда ты приходишь в девять часов и видишь около театра зимой замёрзших людей, которые стояли в очереди и отмечали, на руках писали номерки, то просто после этого, ну, как-то не поднимается рука играть в пол силы. Вы знаете, у нас никогда не играют, не поднимается рука играть в пол ноги, если так, с юмором». [T.17.XXXVIII]

 

Однажды в Голливуде я разговорился с известным режиссером, с которым мы начинали работать над фильмом. Он сказал мне так: «У нас не принято говорить об успехе или неудаче. Мы прекрасно понимаем, что производим продукцию, именуемую кинофильмами. Поток их огромен, остановить его невозможно. Это песок. Мы сообща производим столько песка, что его хватит на все пляжи Западного побережья. По этому песку приятно ходить, на нём хорошо лежать и загорать. Но иногда в этом песке можно найти жемчужину. Это и есть высшие достижения американского кино. Мы стараемся сделать жемчужину, хотя чаще всего получаем песок...»

В. ГУБАРЕВ [A.229]

 

 
     
 

Как и все развивающиеся культуры, китайцы накапливали знания путём внимательного наблюдения и эксперимента. Они наблюдали за нескончаемыми циклами Солнца, Луны и звёзд, и восхищались силой природы. В течение тысячелетий росло их понимание стихий. И они находили способы заставить силы земли, металла, дерева, воды и огня служить себе. [T.12.XV.5]

 

 
     
 

До VIII-го века аланские наёмники были востребованы, подчас у разных сторон одного конфликта.

Аристократ – это не только происхождение человека, это, прежде всего, ответственность перед другими людьми. Как только ответственность забыта, ни о каком истинном аристократизме не может идти и речи. Остаются генеалогическое древо с предками-князьями, умение вести себя в обществе, классовые выгоды при продвижении по карьерной лестнице и узкий круг общения. Но исчезает, наверное, главное избранность пути и уважение тех, кто в общественной иерархии стоит на много ступеней ниже. Без уважения пропадает единство общества, а государство оказывается перед пропастью разлада, раздора, распада.

…так VII-й век прошёл над знаком противостояния Ирана и Византии. Аланские рыцари чаще поддерживали тех, кто проигрывал. Но когда проигрывающая сторона переходила в атаку, другой аланский контингент нанимался к новой слабой стороне.

Руслан БЗАРОВ, доктор исторических наук: «В этом есть политическая закономерность, политическая формула – «Нельзя допустить создание империи, которая станет единоличным врагом». Что само по себе говорит о политическом прагматизме этой (аланской, осетинской) аристократии. Нет союзников, есть интересы. [T.10.VII.7]

 

Сергей КАРПОВ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН: «Другой тип кораблей – это тяжёлые навы, которые вмешали огромное количество грузов по тем временам. Эти корабли позволяли брать большое количество зерна, соли, рыбы, других тяжёлых продуктов. Эти корабли уже не шли в едином конвое. Они имели свою защиту, своих баллистариев, лучников на этих кораблях. На них плавали очень подготовленные моряки. И купцы. Причём, для Венеции действовало правило: каждый купец, который плавает на корабле, был обязан владеть оружием. И если он не был монахом, если ему было меньше шестидесяти лет, он обязан был в случае нападения сражаться с врагом. Если он этого не делал, он считался предателем Республики и подлежал суду. Он обязан был сражаться в случае нападения и отражать любую угрозу по команде своего капитана. То есть, это тоже был мощный корабль. И подумать, будет ли пират нападать на корабль для того, чтобы большое количество соли захватить? Ну, конечно, соль можно было привезти и продать где-нибудь, в каком-нибудь турецком порту, например, или в каком-то другом месте. Но нападать ради соли, которая перевозилась на этом корабле, было не очень разумно. Поэтому пираты отступали перед этим мощным венецианским натиском. И вот венецианцы вместе с генуэзцами образовывают торговые фактории. Торговые фактории на том месте, куда приходят вот эти караваны». [T.10.CI.10]

 

…это случилось весной 1938-го года. Русский профессор Николай Сергеевич Трубецкой старался жить привычной жизнью: как и прежде, писал статьи, ходил на службу в Венский университет, читал лекции по филологии, славистике, истории. Часто вспоминал, как однажды рассказывал студентам о Петровской России: «На днях по просьбе студентов читал доклад о Петре Великом. Схема – Пётр и большевики: тот и другие любят не историческую Россию, а Россию, как материал для построения здания на основе чуждого исторической России идеала. Народ оценивает Петра и большевиков одинаково: с одной стороны прельщается демагогией – Царь-плотник и прочее – с другой ясно чувствует – и тут и там Дух Антихриста…»

В 1922-м году семья Трубецких перебирается в Вену. В Венском государственном университете Николай Сергеевич прослужил последние пятнадцать лет своей жизни, преподавал славистику, ездил по Европе с блестящими лекциями.

Фёдор ПОЛЯКОВ, профессор Венского университета: «Николай Сергеевич попал в Вену, оказался в Бадене у своего дяди, жил там, и ждал, когда решится вопрос о занятии вакантного места профессора славянской филологии. Трубецкой получил место достаточно случайно: он не был первым в списке. Только после того, как отказался один из немецких профессоров из Мюнхена, ему это место предложили. И после этого существование иммигранта внешне закончилось, потому что он получил австрийское подданство и стал австрийским государственным чиновником».

«Беженство нас научило тому, что именно в Тулу-то и надо со своим самоваром ездить, то есть, в Париже иммигрантам надо открывать модные магазины и ночные кабаки, в Мюнхене – пивные, русским славистом, по тому же принципу, лучше всего в славянских странах: в других странах из русских славистов не устроился никто, кроме меня. Но это исключение подтверждает правило: я устроился не в качестве слависта, а, главным образом, в качестве князя, и это, как раз, в Вене, в которой своих князей хоть пруд пруди». [T.10.CDXXV]

 

 
     
 

Синтез – Победа (Отсутствие долгосрочных Целей – Поражение)

А в Большом Колесе отсутствие Целей, наложенное на Жертвенность превращается в Fatum.

 

События 1857 года начинались как бунт сипаев, но очень скоро переросли в народную войну против колониального империализма. Что же объединило богатых и бедных, землевладельцев и крестьян, мастеровых, ремесленников, индуистов и мусульман, что скрепило их союз в борьбе с общим врагом? Многие историки согласны с тем, что бумажные патроны, пропитанные животным жиром, были лишь искрой, воспламенившей уже готовые разгореться страсти. Признаки надвигающегося мятежа начали появляться уже с 1830-х годов.

Одной из причин бунта были ужасающие условия, в которых восставшие несли свою службу…

Недовольство имперской системой зрело не только в сельских районах. Из-за появления британских товаров разорялись городские производители, в первую очередь производители текстиля. Растущее обнищание в сочетании с боязнью увеличения миссионерской активности усугубляло кризис. Официальный патронаж деятельности христианской церкви руководством Ост-Индской компании делал её цели ещё более подозрительными в глазах и индуистов, и мусульман. Индийские историки, называющие события 1857 года «Первой войной за независимость Индии», делают акцент на расизме, коррумпированности и враждебной природе британской власти…

Отсутствие у восставших общего политического плана и организованного центрального руководства привело к неизбежному поражению. Их лагеря погрязли в местничестве и раздорах, а имевшие несомненное превосходство в боеприпасах и ресурсах британцы умело использовали это слабое место противника.

Мятеж 1857 года потряс сами основы имперского правления в Индии, оказав воздействие и на большинство остальных колоний. Британцы более не могли представлять колонизацию обоюдовыгодной как для колонизаторов, так и для колонизируемых. Отчаянно пытаясь сохранить Индию в качестве колонии, британская корона распустила Ост-Индскую компанию, передав управление Индией напрямую правительству Великобритании. Прошли административная и военная реформы. Воззвание королевы обещало «уважать чувства преданности, которые индийцы испытывают к землям, унаследованным ими от их предков»… MEГА КУМАР [A.30]

 

 
     
 

Письменность – это одна из форм существования языка, графический способ передачи информации…

Тема диссертации молодого учёного Юрия Кнорозова называлась нейтрально «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланда (исп. Diego de Landa Calderón), как историко-этнический источник». Иначе и быть не могло. Официальная советская наука того времени считала, что в доколумбовой Америке не было государств. Эта марксистская догма, опиравшаяся на мнение Энгельса, пересмотру не подлежала, как и второй постулат того же автора «Фонетическое письмо может существовать только при возникновении классовых государственных образований». А Кнорозов доказал, что у Майя было фонетическое письмо, следовательно его диссертация опровергает мнение Энгельса и подрывает основы марксистской идеологии. Как в последствии рассказывал сам Юрий Валентинович, он был уверен, что его могли обвинить в ревизионизме марксистского учения, а то и вовсе посадить.

Защита проходила в Москве 29 марта 1955 года. Выступление Кнорозова на учёном совете длилось, как образно рассказывают очевидцы, три с половиной минуты. В результате ему было присвоено звание не кандидата, а доктора исторических наук. Диссертация Юрия Кнорозова стала научной и культурной сенсацией не только в Советском Союзе…

Из истории письменности. Иероглифическое письмо – это графический этап на пути перехода от рисунка к букве. Иероглифика – это способ изображения знака, отличный от всем известного буквенного…

Дальше Кнорозов начал выстраивать теоретическую модель языка. В кодексах Майя он нашел триста пятьдесят пять самостоятельных знаков. Ни в одном языке мира не могло быть такого количества фонем. Следовательно, письменность Майя не могла быть алфавитной. А вот для идеографического письма трёх сотен знаков явно не хватало. Ведь если каждая идеограмма представляет собой одно слово или понятие, то для полноценной коммуникации нужны десятки тысяч знаков. К примеру, бытовая китайская письменность использует пять тысяч иероглифов, высокоразвитая цивилизация Майя должна была бы использовать никак не меньше. Тогда Кнорозов сделал вывод, что письменность Майя являлась морфемно-силлабической (иероглифической) и в этой системе слоги зачастую совпадали с морфемами, то есть имели самостоятельное значение. Впоследствии аналитический метод дешифровки, разработанный Кнорозовым, получит название «Метод позиционной статистики». С помощью этого метода будут расшифрованы письма острова Пасхи и протоиндийские тексты. [T.10.CXVII.2]

 

…годам к восемнадцати Алёша Макаров от своих недугов частично оправился, научился с помощью двух палок передвигаться, окончил институт (в основном всё-таки заочно) и даже написал кандидатскую диссертацию по вопросам языкознания. Настолько блестящую, что ему за неё хотели сначала дать доктора, а потом дали пять лет ссылки. Вот почему он и попал из Москвы в Долгов. Здесь он жил сначала с матерью, а потом один. Литературоведением заниматься не мог, физическим трудом тоже, а на пенсию бы не выжил. Добрые люди устроили его на лесосклад напротив дома, куда он с помощью палок своих кое-как добирался и дежурил там через ночь.

Владимир ВОЙНОВИЧ [B.104.3]

 

 
     
 

Partus Generatio – Jus Proprietatis

 

Нателла БОЛТЯНСКАЯ, журналист радиостанции «Эхо Москвы»: «Ещё вопрос. Чего больше было в солдатах-освободителях в отношении жителей Германии – ненависти или благородства? Ну, утрированы, конечно, полюса».

Григорий ПОМЕРАНЦ, философ-эссеист, критик, культуролог, ветеран Великой Отечественной войны, академик РАЕН: «Что касается благородства, оно было очень редко. В основном, когда мы вошли в Германию, то было чувство, что сейчас мы попользуемся. И прежде всего, выплыло откуда-то из глубины веков отношение к женщине как к добыче победителя». [P.97.48]

 

…на протяжении всей истории существования человека охотники используют смекалку, а не силу, чтобы перехитрить могучих соперников. [T10.CCLXXXI.1]

 

Тимофей Китнис, руководитель паломнического центра св. апостола Фомы (г. Трир, Германия): «…они жили в Древнем Риме, их звали Вера, Надежда и Любовь. Кто они такие? – Их мать – София – была благочестивой вдовой, она одна воспитывала дочерей. Им дали имена в честь трёх главных христианских добродетелей. В Риме они звучали как «fides», «spes» и «caritas». Старшей было двенадцать, средней – десять, а младшей – девять лет. Жили они в период правления императора Адриана – в первой четверти второго века. В это время Римская империя достигла своего высшего расцвета.

…она сама похоронила дочерей, и скончалась на третий день, не сходя с их могилы». [T.10.CCCLXIV.1]

 

 
     
 

Venus Urania – Jus Proprietatis

 

В Византийской империи существо правило «Физическое уродство лишало прав на престол», поэтому с будущими или действующими императорами конкуренты расправлялись жестоко, например, отрезали нос. Именно так поступили в 695-м году в Константинополе: свергнутого императора Юстиниана Второго лишили носа, а затем отправили в ссылку в Херсонес. Оттуда экс-император бежал в Фанагорию… [T.10.I.26]

 

 
     
 

Venus Urania – Jus Proprietatis

 

…пряности, упакованные в невзрачные мешки, после долгого и дорогостоящего путешествия достигали европейских складов и превращали торговцев в королей, а королей – в покупателей. Наряду с кориандром, кардамоном, имбирём и мускатным орехом, перец стал основой для создания первых международных торгово-промышленных синдикатов. Сегодня город Качин на Малобарском берегу, как и тысячу лет назад, является центром производства перца и кардамона. Только в те далёкие времена «огненные зёрна» ценились на вес золота.

На рубеже тринадцатого и четырнадцатого веков Венеция превратилась в мировую державу. Дворец Дожей только строился, в том числе, на доходы от торговли перцем. Благосостояние города основывалось, с одной стороны на регулярных набегах на Византию и весь Левант, а, с другой, – на прирождённом коммерческом таланте и жажде открытий венецианцев.

Трудными и опасными путями экзотические товары из Китая, Монголии, Индии и Аравии доставлялись в Европу: дорогие шёлковые ткани, фарфор, благовония и пользовавшиеся большим спросом пряности. Европа, в свою очередь, экспортировала меха и оружие. Крупные и мелкие князья и военачальники взимали пошлины на дорогах: страна, ещё при въезде бывшая дружественной, на обратном пути могла стать вражеской территорией. Расходы на обеспечение безопасности внешней торговли всегда были огромными. Высокие издержки по перевозке и огромные риски вели к установлению на европейском рынке заоблачных цен.

Венецианцы были неплохими мореходами, а, будучи ещё и купцами, заботились о безопасности своих товаров. Поэтому они стали строить лёгкие быстроходные галеры – большие торговые корабли, которые можно было использовать как боевые суда. В те времена судостроение было ориентировано, прежде всего, на военные цели, поэтому работа Арсенала – главной венецианской верфи – считалась государственной тайной. Галеры комплектовались не заключёнными, как другие суда, а вольнонаёмными рабочими. Но, отнюдь, не из гуманных побуждений, а из предосторожности: ведь «арсеналотти» – как называли гребцов и матросов – ждали дома семьи.

В Венеции всё служило орудием пропаганды: великолепие и роскошь Дворца Дожей предназначались вовсе не законным правителям – искусство служило исключительно для прославления города – Серениссимы (La Serenissima).

В 1453-м году в окружении этой захватывающей дух роскоши городская знать узнала страшную новость: взятие Константинополя турками сильно осложнило торговлю и ослабило влияние Венеции. А открытие, сделанное одним португальским мореплавателем, привело город к окончательному экономическому краху. 20-го мая 1498-го года после долгих десяти месяцев плавания корабли Васко да Гама пристали к Малабарскому берегу на юге Индии.

Венеция, которая была посредником в торговле между Аравийским полуостровом и Восточным Средиземноморьем, утратила свою монополию. [T.10.CCCXCII]

*

…контроль над Босфором подарил Османской империи монополию на торговлю с Индией и Китаем, в том числе на уникальные товары, которые и сегодня продаются на знаменитых базарах Стамбула.

«Торговля пряностями шла в одну сторону – с Востока на Запад. Купцы приплывали на кораблях или приходили с караванами и в Стамбуле пересаживались на корабли, следовавшие в Европу. Они торговали чёрным перцем, шафраном, сушёным имбирём, куркумом. В Европе холодные зимы, и с помощью специй люди консервировали пищу».

Османская империя разбогатела на монопольной торговле пряностями, но европейцы не хотели платить заоблачные суммы турецким купцам. Они начали искать западный путь на Восток, и Колумб отправился в путь…[T.10.CCCLXXXI.3]

 

 
     
 

…именно этот день – 20 июля 1914-го года станет точкой отсчёта «Нового времени» – день начала Первой Мировой войны.

«А по набережной легендарной

Приближался не календарный,

Настоящий Двадцатый Век». – скажет позже Анна Ахматова

«Кажется, что всё разыгралось в несколько дней. Но, конечно, нет: мы не верили, потому что не хотели верить. Но если бы не закрывали глаза».

Это «если бы» Зинаиды Гиппиус, как вопрос: «А хотелось ли русской интеллигенции всматриваться в реальность открытыми глазами?», ведь календарный двадцатый век так хорошо начинался. Сбылись самые смелые прогнозы фантастов: человек ощутил себя Богом – покорителем Природы, он взлетел к облакам и опустился на дно океана. Автомобили, электричество, телефон – всё сулит комфорт и процветание. И на фоне этого великолепия творческая интеллигенция, а, уж тем более, обыватель ни сном, ни духом не помышляет о войне, тем более многолетней, кровавой, мировой. Он живёт обыденной полнокровной жизнью, он учится искусству наслаждения, полагая, что праздник может длиться вечно. Дамы в юбках с разрезами в «стиле танго», корсеты-танго, и даже духи-танго. В моде цвет «танго»: жёлто-оранжевая блуза футуриста Маяковского сводит женщин с ума. Танго. Все танцуют танго. В столице витрины магазинов сплошь увешаны материями цвета «танго» – оранжевый, всем предлагают духи, перчатки, ботинки, и всюду вы слышите: «Танго, Танго и Танго». Католическая церковь долгое время считает танец непристойным, и только в начале 1914-го года Папа Римский наконец снимает запрет. Мир охватывает тангомания. Психологи говорят, что именно в кризисные моменты человечество стремится танцевать. [T.10.CDLXIX.1]

 

Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес как-то сказал, что в Коране отсутствует упоминание о верблюдах: и это понятно, ведь для арабов верблюды не являются чем-то особенно примечательным. Так и жители Буэнос-Айреса обычно не думают о танго, хотя танго присутствует везде и во всём, даже в самых незначительных мелочах. Однако так было не всегда…

Пожалуй, единственное, что мы знаем наверняка, – это время и место зарождения танго. Было это примерно сто двадцать лет назад в порту. Однако его дальнейшая история всё больше и больше обрастала мифами. На сегодня существует множество различных версий.

…другие говорят, что его исполняли не в барах, а в конвентильо – бараках-общежитиях. Там оно говорило на каколиче – итало-испанском просторечии. Затем побывало в тюрьмах и выучило жаргон лунфардо, а от испанцев оно заимствовало андалузские ритмы сарсуэлы и жанра купле.

Люди до сих пор спорят, как, где, когда и почему танго стало тем, чем является сейчас. Спорят Гардель (Carlos Gardel) и Магальди (Agustín Magaldi), Сосо и Гаянечо (Roberto Goyeneche)…

Мнений и версий такое количество, что даже среди экспертов нет единой точки зрения относительно самого названия «танго». Президент Академии Лунфардо Буэнос-Айреса Хосе Габельо был уверен в том, что танго имеет португальское происхождение, но оно может быть и андалузским, так как есть «андалузское танго». Или африканским, от нигерийского слова «шанго». В индейском языке кечуа его можно соотнести со словом «тампу». Исследователь танго Роберто Сельос уверен, что ключ к этой загадке находится в Африке: по его мнению танго появилось на свет благодаря выходцам с «чёрного континента», привезённым сюда в качестве рабов. И эта версия имеет под собой достаточное основание.

В некоторых африканских языках глагол танцевать звучит как «тангу», «таньгу», «тунгу». А в районах, населённых мандиго слово «танцевать» звучит как «тонго». А «тон-тон» или «там-там» – означает «барабан». Но самым веским аргументом является слово «танг» – как «танго», но без «о», – которое в некоторых районах Африки означает «касаться, трогать».

В конце девятнадцатого века танго – символ чувственности, тоски и скрытой тайны – исполнялось в публичных домах и в конвентильо, служа утешением для тех, кого переполняло чувство тревоги и одиночества – для тех, кто только что перебрался на «новую землю»… [T.10.DLXIX.1]

*

Как говорится: «Для танго нужны двое» [T.10.DLXX]

 

Андрей КОФМАН, доктор филологических наук заместитель директора по научной работе ИМЛИ имени М. Горького РАН: «…это конец девятнадцатого века. В 1958-м году был создан музей танго в Буэнос-Айресе на улице Реколетто. Там был салон «Ла Карпа» – считается, что оно родилось там.

Главное то, что танго родилось в предместье: это не география – предместье – это культура. Это ещё не город, но уже не деревня. Это вот то пространство, где создаётся, как она получила название, «третья культура», то есть, культура, стоящая между фольклором и литературой.

…это салон, но это эвфемизм – конечно, это был публичный дом. Само доказательство того, что это был публичный дом – это танго-танец. Потому что танго-танец – это «вторая революция» в танце. «Первая революция» в танце – это был вальс. До этого партнёры находились на расстоянии друг от друга: они танцевали не соприкасаясь, только иногда ладошками друг с другом соприкасались.

…не о народных танцах, о танцах, принятых в высших слоях общества – салонных танцах: пары танцевали на расстоянии друг от друга и только соприкасались ладошками.

Вальс – «первая революция» – когда партнёр крепко взял даму за руку и взял её за талию. «Вторая революция» – когда они прижались друг к другу телами полностью и в крепком объятии. Естественно в салоне эта революция произойти не могла». [T.10.D.40]

 

 
     
 

Divina Natura – Jus Proprietatis

 

…а во времена Иисуса целибат, как способ почитания бога не приветствовался. С другой стороны во времена Иисуса были те, кто отрицал традицию.

Fr. Felix Just, S.J. Asst. Professor, Loyola Marymount University: «У нас есть свидетельство из первого века, что некоторые выбирали безбрачие. В Свитках Мёртвого моря есть документы, подтверждающие, что Кумранская община, или ессеи, отказалась от брака. Аргумент о том, что Иисус был женат, потому что абсолютно все должны были быть женаты, не убеждает».

Первым и наиболее близким Иисусу апостолом был Пётр, известный так же, как Симон. Согласно евангелиям он был женат. И Новый Завет упоминает, что жена Петра путешествовала с ним.

И такими же были все Папы, священники и епископы, по крайней мере, три столетия.

Постепенно целибат стал восприниматься, как способ служения Богу. Кое-где местные церковные советы начали рекомендовать духовенству безбрачие. И лишь в 1015-м году был принят церковный закон, запрещавший священникам жениться. Но за этим законом стояла не только духовная мотивация: возможно было и более приземлённое объяснение – Церковь теряла земли и собственность в результате их наследования и пыталась помешать потомству священников и епископов, считавшим церковные земли своими.

В 1545-м году на Тридентском соборе запрет на брак был отменён, но Собор ясно дал понять, что такова воля Церкви, а не Бога. Собор признал, что Иисус никогда не выступал сторонником безбрачия. [T.22.XLVII]

*

…а в РПЦ (Русской Православной Церкви) существует традиция, почти закон, что рукополагают во священство только женатых. Вот вам вывернутый наизнанку католический целибат!

Людмила УЛИЦКАЯ [B.160.1]

 

 
     
 

Partus Generatio – Jus Proprietatis

Тогда в Гане я много узнал об афуоле – кузнецах.

Оказалось, что умеют они многое, и больше всего, как ни странно, по медицинской части. Причём знания свои передают только сыновьям, потому что дочери из племени уходят. Дело в том, что у них сложнейшие обычаи насчёт брака. Женщин своего племени они выдают замуж на сторону, а сами берут жён в других племенах. И чтобы сохранить секреты, дочерей и жён к ним не допускают.

Л. ОЛЬГИН [A.462]

 

Partus Generatio – Victoria

Никто не знает, кто жил в этих горах раньше, да и жил ли кто-нибудь вообще. Предания рендилле гласят, что примерно пять поколений назад их предки, молодые отважные воины, потерпев поражение от могущественных галла на своей прародине, в Сомали, переселились в Кению. Их путь лежал по побережью реки Тана и далее на запад, вдоль подножия священной снегоголовой горы Кения, через земли народа меру – мирных лесных земледельцев банту. Воины-пришельцы отбили у них жён и увели их дальше, к подножиям «Гор бабочек». Здесь женщины родили первых детей, первых рендилле, отцами которых были сомалийцы, а матерями – меру. От тех, ещё совсем недалёких времён – это было около полутораста лет назад, – не успевших стереться в памяти народной, в языке кушитов-рендилле осталось немало слов языка банту. Так, свои короткие широкие копья, напоминающие скорее оружие лесного охотника, чем жителя открытых пространств, и рендилле, и боран до сих пор называют «меру». Тесное соседство с аборигенами – самбуру заставило новоселов – рендилле перенять многое из обычаев и традиций этого нилотского народа, вытеснивших из сознания рендилле мусульманские обряды.

С. КУЛИК [A.480]

 

 
     
 

Partus Generatio – Jus Proprietatis

 

Елена БРАУН, кандидат исторических наук, РГГУ: «…давайте вспомним того же самого английского поэта Чосера, на «Кентерберийские рассказы» которого я уже ссылалась. Он был женат то ли на отставной, то ли на настоящей на данный момент любовнице своего покровителя – королевского брата. Вот он не счёл для себя зазорным жениться на женщине, у которой уже была связь с аристократом. А некоторые историки вообще говорят, что жена Чосера продолжала рожать детей от своего любовника-аристократа, а числиться женой Чосера. Это абсолютно рядовая ситуация, и вообще в Средние века существовала поговорка «От короля позор семейству не в укор». От аристократа тоже.

…если этот человек, хотя бы теоретически, хотя бы в самых голубых мечтах всё-таки может жениться – тогда уже позор». [P.125.633]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ